Заполните схему Классификация птиц

Многообразие птиц

Класс Птицы, относящийся к типу Хордовые, включает два подкласса – ящерохвостые и веерохвостые. К первому подклассу относится переходная форма от пресмыкающихся к птицам. Ящерохвостые, включающие вид археоптерикс, обитали 150 млн. лет назад. Веерохвостые – все вымершие и ныне живущие птицы, которые подразделяются на четыре надотряда:

  • зубастые(вымерли);
  • плавающие(пингвины);
  • бескилевые(страусовые, древненёбные);
  • новонёбные(килевые, типичные птицы).

В таблице “Многообразие птиц” кратко описаны современные надотряды пернатых.

Надотряд

Описание

Представители

Проводят жизнь на суше и под водой. Отлично плавают, имеют обтекаемую форму тела, ласты, острый клюв. Не умеют летать. На суше неуклюжие, ходят медленно

Имеют недоразвитые крылья. Летают плохо (невысоко поднимаются в воздух) или не умеют летать. Нижние конечности высокие, сильные, мускулистые. Перья мягкие, киль отсутствует, ключица недоразвитая. Хорошо бегают, обладают острым зрением и слухом

Киви, нанду, тинаму, казуар

Самый многочисленный надотряд. Хорошо приспособлены к полёту и проживанию в разной среде обитания. Имеют характерные для птиц черты – киль, сросшиеся позвонки, полые кости, крылья и т.д.

Воробьи, вороны, филины, орлы

Рис. 1. Птица киви.

Пингвины имеют киль и по другой системе классификации относятся к новонёбным. Выделение в отдельный надотряд, очевидно, связано с особым строением перьев, обильным запасом жира, подводным плаваньем.

Экологические группы

Птицы расселились по всей планете и приспособились жить в разных условиях, изменив форму клюва, отрастив длинные шеи, ласты. Птицы адаптировались к жаркому и холодному климату, к ветреной и влажной погоде, к равнинам и горным массивам.

В соответствии со средой обитания выделяют шесть экологических групп птиц:

  • 1. Сезонные явления в жизни птиц
  • 2. Класс Птицы — общая характеристика
  • 3. Класс Рыбы: отряды
  • 4. Экологические группы птиц (таблица, 7 класс, биология)
  • луговые и полевые – чибис, куропатки, журавли;
  • лесные – рябчик, дятел, кукушка;
  • водоплавающие– утка, гусь, гагара;
  • пустынные и степные – стрепет, страус;
  • болотные и прибрежные – цапля, аист, пеликан;
  • парковые и садовые – синицы, воробьи, скворцы.

По способу питания птицы разделяются на пять групп

  • растительноядные– употребляют зёрна, ягоды, орехи (клёсты, снегири);
  • насекомоядные– едят личинок, насекомых, а также паукообразных (ласточки, грачи, синицы);
  • хищники– охотятся на птиц, млекопитающих, амфибий, пресмыкающихся, рыб (орлы, совы, цапли);
  • падальщики– употребление трупов животных (грифы, стервятники);
  • всеядные– едят растения, насекомых, животных (сорока, ворона).

Хищные птицы

Рис. 2. Хищные птицы.

По отношению к человеку птиц разделяют на три группы:

  • синантропы– неотрывно живут в городах, используя дома для гнездования и получая пищу от человека;
  • урбофилы– живут за пределами города, но легко осваивают городские ландшафты, приспосабливаясь к жизни человека;
  • урбофобы– живут вдали от людей, за пределами городов.

Самая крупная птица на планете – африканский страус весом 75 кг и высотой 2,7 м. Из летающих птиц тяжеловесом признана дрофа, вес которой составляет 20 кг. Самый большой размах крыльев имеет андский кондор – до 5 м. Самая маленькая птица планеты – колибри-пчёлка, длина тела которой не превышает 6 см.

Колибри-пчёлка

Рис. 3. Колибри-пчёлка.

Значение

Многообразие и значение птиц играют значительную роль в сельскохозяйственной деятельности человека:

  • птицы поедают насекомых-вредителей;
  • уничтожают сорняки;
  • охотятся на мелких грызунов.

Мясо птиц употребляют в пищу, мягкий пух используют в качестве наполнителя, помёт – для удобрения. В природе птицы являются распространителями семян растений, а также звеном пищевой цепочки.

Что мы узнали?

Из статьи 7 класса биологии мы узнали об общей классификации класса Птицы, особенностях каждого надотряда, экологических группах, связанных с местом обитания и приспособленностью птиц к внешним условиям, а также значении птиц в природе.

Тест по теме

  • Около 150 видов
  • Более 180 видов
  • Около 8 тысяч
  • Более 10 тысяч

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 493.

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Классификация
  2. Экологические группы
  3. Значение
  4. Что мы узнали?

Бонус

  1. 1. Дарья Лысенко 787
  2. 2. alt=»Регина Чистова» width=»32″ height=»32″/>Регина Чистова 287
  3. 3. Иван Кашинов 190
  4. 4. alt=»Муки и Радости .» width=»32″ height=»32″/>Муки и Радости . 160
  5. 5. alt=»Александр Шреков» width=»32″ height=»32″/>Александр Шреков 154
  6. 6. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 150
  7. 7. alt=»Марина Кулешова» width=»32″ height=»32″/>Марина Кулешова 114
  8. 8. Сергей 105
  9. 9. alt=»Раиль Исмагилов» width=»32″ height=»32″/>Раиль Исмагилов 72
  10. 10. Ирина ЯблоковаИрина Яблокова 71
  1. 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″/>Игорь Проскуренко 24,681
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник



Класс Птицы — особенности строение тела и важнейшие отряды (Таблица)

Класс Птицы — теплокровные животные, тело которых покрыто перьями (единственная группа животных), а передние ко­нечности превращены в крылья; pадние конечности — ноги. Птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Также птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде. Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях. Насчитывается около 9 тыс. видов.

Внешнее строение птицы

У птиц имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост. Голова у птиц маленькая, на ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюв образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия. Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

внешнее строение птицы рисунок

Особенности строение тела птицы

Особенности строения тела птиц

Сухая кожа, покрытая роговыми перьями

1. Контурное — создает форму тела и помогает при полете;

2. Пуховое перо и пух — сохраняют тепло

Легкий и прочный за счет:

— срастания костей (кости кисти, таза, черепа)

— воздушных полостей внутри костей Летательные мышцы крепятся к килю (грудная кость)

Большие грудные (опускают крылья); Подключичные (поднимают крылья)

Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен ве­ществ для поддержания постянной температуры тела)

Клюв —> глотка —> пищевод (с зобом) —> желудок (из двух отделов — мускульного и железистого) —> кишечник —> клоака

Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей — для улучшения газообмена и защиты от перегрева. Дыхание двойное.

Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желу­дочка), два круга кровообращения

— хорошо развит мозжечок;

— развиты полушария переднего мозга (слож­ное поведение, инстинкты)

Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйца, содержащие запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой

образование пар —> токование самцов —> гнездо­вание —> откладывание яиц (от 1-2 до 15-20 шт.) —> на­сиживание яиц —> забота о потомстве.

1. Выводковые — появляются одетые пухом, с откры­тыми глазами и могут выйти из гнезда и следовать за матерью.

2. Гнездовые — появляются беспомощными, со сросши­мися веками глаз, долго не покидают гнезда.

Важнейшие отряды птиц

схема отряды птиц

Отряды птиц

В основном лесные птицы, имеют четырехпалые конеч­ности (три пальца направле­ны вперед, один назад); птенцовые птицы, в период гнездования живут парами

Воробьи, жаворонки, ласточки, скворцы, вороны, дрозды

Выводковые птицы, живут по побережьям рек, заболо­ченным местам; средние размеры, длинные ноги и тонкий длинный клюв

Кулик, вальдшнеп, чибис, бекас

По краям клюва расположе­ны роговые пластинки или зубцы, а на конце клюва имеется утолщение — ного­ток; водоплавающие вы­водковые птицы

Гуси, утки, лебеди

Крылья узкие, непригодные к полету, на лапах есть пла­вательные перепонки, ноги отнесены назад, скелет тя­желый, перьевой покров очень густой

Птицы открытых про­странств, имеют длинные ноги и шею

Крупные птицы; имеют сла­бые, непригодные для поле­та крылья и сильные ноги

Короткие закругленные крылья (летают тяжело), ноги четырех­палые, с большими когтями и густо оперен, клюв относительно большой

Рябчики, тетерева, перепела, куропатки, глухари

Длинные острые крючковидные когти; клюв короткий, загнутый; полет быстрый

Соколы, орлы, ястребы, грифы

Ночные хищные птицы, с креп­кими загнутыми клювами и ост­рыми когтями, чутким слухом и острым зрением, имеют рыхлое и мягкое оперение, позволяющее летать бесшумно

Филин, сыч, сипуха, сова-сплюшка

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник

Конспект НОД в подготовительной группе «Классификация птиц»

Материал и оборудование для занятия: иллюстрации птиц; 2 магнитные доски;карта-схема: «зимующие», «перелетные»; Д/и: «Пазлы. Птицы «Чего не хватает птицам «защитим лес»; аудиозапись природы; фишки; медальки «Юный орнитолог»

Методические приемы: загадка, художественное слово, игровой, создание проблемной ситуации, беседа, вопрос-ответ, дыхательная гимнастика, поощрение.

Ход занятия: (включается аудиозапись. Пение птиц)

Дети стоят на ковре.

-давайте поздороваемся с гостями.

— Дети, вы слышите пение птиц? (да)

— Интересно, почему птицы так весело и игриво поют?

Дети: — с приходом весны все оживает, птицы рады теплу, солнцу, весне

— давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу. Слышны голоса птиц, дует теплый, легкий ветерок.

— а теперь через нос вдохнем чистого свежего воздуха и через рот выдохнем (повторяем 2 – 3 раза) (отключаю запись).

— Ну, что подышали? Насладились воздухом? Теперь тихонько присаживаемся.

(дети присаживаются)

— Сели красиво, спинки выпрямили и приготовились слушать.

— сегодня очень интересное занятие. У нас викторина о птицах.

— посмотрите, у вас на тарелочках лежат фишки. За каждый правильный ответ вы сами себе откладываете фишку в сторону. А в конце занятия мы подсчитаем их количество. Но, пожалуйста, не забывайте, — ответы должны быть полные. Договорились? (да)

— позавчера, 1 апреля, был праздник. А кто знает, какой? (день смеха, день птиц)

— 1 апреля вся планета праздновала «Международный День птиц». Дата празднования была выбрана неслучайно. Ведь как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети во всем мире благоустраивают места обитания, вывешивают новые кормушки, скворечники. Мир старается сохранить исчезающие виды птиц.

— и сегодня мы с вами будем говорить не о домашних птицах, а о тех, которые обитают в лесу, во дворах, на территории нашего сада.

— скажите, на какие группы мы можем разделить птиц? (зимующие и перелетные)

— дети, почему мы зимующих птиц называем зимующими?

(Эти птицы не улетают в теплые страны, а зимуют в нашем лесу, среди нас)

А еще их оперение приспособлено к суровым зимним условиям.)

— назовите, пожалуйста, зимующих птиц.

— Правильно. А перелетных, почему называем – перелетными?

(Перелетные птицы осенью улетают в теплые страны, зимуют там, а весной прилетают к нам.)

— назовите, пожалуйста, перелетных птиц

— Скажите, когда птицам легче живется в лесу зимой или летом? Почему? (Птицам легче живется летом, потому что им легче находить корм. А зимой птицам трудно добывать корм.)

— Чем питаются пернатые зимой?

(Птиц зимой можно подкормить крошками хлеба, семечками, салом, зерном.

— Скажите, почему мы их называем «наши друзья»? Чем полезны птицы?

(птицы поедают личинок, насекомых, червяков, которые уничтожают деревья и урожаи в полях.)

— а вы знаете, какую птицу называют санитаром леса? (это птица – дятел)

— Скажите, где птицы откладывают и высиживают яйца? (Птицы откладывают и высиживают яйца в гнездах.)

— Из чего птицы строят гнезда? (Из прутьев, веточек и утепляют пухом.)

— пожалуйста, вспомните, как называется место в лесу, где грачи строят себе гнезда? (Это место называется грачевник.)

Воспитатель: Молодцы. Вы дали много правильных ответов. А сейчас давайте немного отдохнем.

Игра «соберись в стаю»

Делимся на 4 команды: кукушки, воробьи, снегири,грачи. Назначаем капитанов. На них надевается маска. под музыку дети клюют зернышки, летают по полю… как музыка закончится- сразу необходимо найти свою стаю. Стая, собравшаяся первой, присаживается за столы.

1. Д/И «Пазлы. Птицы»

Воспитатель:— теперь обратите внимание: на столе в красном конверте у вас разрезанная картинка. Вам нужно собрать ее, отгадать название птицы и определить, к какой группе она относится: перелетная или зимующая.

(дети собирают пазлы отвечают на вопрос воспитателя)

2. Д/И «Что изменилось?»

— а теперь проверим вашу внимательность:посмотрите на эти картинки: «грач», «соловей», «кукушка», «воробей». Теперь закрыли глаза. (меняю местами картинки.)

– что изменилось? (2-3 раза)

3. Д/И «Классификация птиц»

Воспитатель:Сейчас посмотрите: на столе у вас перевернутая карточка. Откройте ее. Там у вас птица. Ваша задача – по очереди подойти к доске, назвать птицу, определить, к какой группе относится она: к зимующей или перелетной. И повесить картинку в нужную колонку. Где нарисована снежинка- это зимующие птицы, а где солнышко- там расположим перелетных.

4. Д/И «четвертый лишний»

Воспитатель: я буду произносить названия птиц. Ваша задача- на слух определить лишнюю и обосновать- почему.

1. Соловей, сорока, лебедь, грач.

2. Голубь, синица, кукушка, воробей.

3. Синица, воробей, снегирь, журавль.

5. Дидактическое упражнение

«Продолжи предложение, найди причину»

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

6. Д/И «Защити лес»

— в городе у нас большое количество знаков для соблюдения правил дорожного движения. Но и в лесу такие правила тоже существуют.

Пожалуйста, вспомните, чего нельзя делать в лесу?

— в белых конвертиках у вас значки. Я буду называть правило. Ваша задача – постараться найти знак, который говорит об этом правиле.

• Нельзя подходить и разорять гнезда.

• Нельзя в лесу разжигать костер.

• Нельзя шуметь, кричать в лесу

• Нельзя ломать ветки деревьев.

— а какие правила поведения вы еще знаете?

— пожалуйста, идя в поход в лес, не забывайте эти правила!

Воспитатель: Молодцы. Вам понравилась викторина?

— Давайте сосчитаем, кто сегодня дал большее количество правильных ответов?

(за самое большое количество детям вручается медаль «Юный орнитолог»)

— а вы знаете, кто такой «Орнитолог»? (Орнитолог – это человек, который занимается изучением птиц)

— остальные не расстраивайтесь. Ведь впереди у нас еще много викторин.

— спасибо всем за внимание и участие.

Загадки о птицах:

*** «Тук-тук-тук!» поутру носом долбит он кору.

Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс.

Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.

Много времени потратил на своё жилище … (дятел).

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.

Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.

Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?

Я не трону, не робей, эй, пугливый … (воробей).

*** Ей на месте не сидится; всё летает целый день,

Суетится, суетится,целый день звенит: «Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица? То весёлая … (синица).

***Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.

Знать, недаром галстук красный дан с рожденья … (снегирю).

Окраска – сероватая, повадка – вороватая.

Крикунья хрипловатая, важная персона – кто она? (ворона)

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)

Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!».Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Источник

Заполните схему Классификация птиц

По наиболее распространённой системе птицы делятся на два подкласса: ящерохвостые и веерохвостые. Ящерохвостые птицы представлены единственным вымершим видом – археоптериксом. Подкласс веерохвостые объединяет всех остальных птиц – более 9500 видов.

1 Примерно так выглядели гесперорнисы

В подкласс веерохвостые входит 4 надотряда: зубастые, плавающие, древненёбные и новонёбные птицы. К зубастым птицам относят гесперорнисов и ихтиорнисов. Гесперорнисы – это морские птицы мелового периода; самые большие из них достигали в длину 2 м. Крылья редуцированы, задние конечности хорошо приспособлены для плавания. Скорее всего, гесперорнисы плавали в воде наподобие гагар, по суше передвигаясь с большим трудом. В отличие от гесперорнисов жившие примерно тогда же ихтиорнисы имели хорошо развитую грудину с килем и крылья, и хорошо летали. Питались эти животные рыбой. На рубеже мезозоя и кайнозоя зубастые птицы вымерли.

К плавающим птицам относят единственный современный отряд пингвинообразных (по другой системе пингвины относятся к надотряду новонёбных птиц). Эти птицы длиной от 40 до 120 см и весом от 3 до 42 кг. Короткое и плотное оперение тёмное сверху и белое снизу. Крылья превращены в покрытые перьями ласты, которыми пингвины гребут; задние лапы и хвост служат рулём. На суше передвигаются шагом, бегают или скользят на брюхе. Пингвины гнездятся колониями (до миллиона особей) на побережьях Антарктиды, субантарктических островах, южных побережьях Австралии, Африки и Южной Америки, западном побережье Южной Америки. 17 видов.

Лес – это один из основных типов растительного покрова земли. Он представлен многочисленными видами растений, среди которых основную роль играют деревья и кустарники. Второстепенную роль в лесах играют травы, мхи и лишайники.

Все лесные растения влияют друг на друга и находятся в постоянном взаимодействии со средой обитания.

В нашей стране отводится большая роль охране и преумножению зеленого богатства.

Лес это не только деревья и кустарники, но и травяной покров, звери и птицы, грибы и насекомые, а также микробы. Все они находятся в тесной взаимосвязи. Лес – это один из основных типов растительного покрова земли. Он представлен многочисленными видами растений, среди которых основную роль играют деревья и кустарники. Второстепенную роль в лесах играют травы, мхи и лишайники.

Но как его защитить?

Придя в лес, надо вести себя правильно, нельзя ломать ветки деревьев и кустов, срывать цветы, ловить насекомых. Ведь если каждый, кто придет в лес сломает по ветке и сорвет по букету цветов, нанесет природе маленькую рану. А из этих маленьких ран может получиться большая и не излечимая рана.

Нельзя в лесу разжигать костры, особенно в засушливую погоду, от этого может возникнуть пожар, и пострадают не только деревья, но и животные, живущие в этом лесу, а также люди, живущие около леса.

В настоящее время вырубается и уничтожается, не восполняясь, большие площади лесов. Из-за этого леса не справляются с очисткой воздуха, и он загрязняется. От этого страдают растения и животные, которых тоже безжалостно истребляют. Многих животных мы уже никогда не увидим вживую, так как они вымерли, по вине человека.

Источник

Читайте:  Слайд презентация про птиц