Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы 2 класс

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы 2 класс

1.
Предтекстовая деятельность
Ориентироваться в своей системе знаний.
П. Находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт
Развитие операции мышления : сравнение, анализ, синтез.
Строить рассуждения об объекте.

Приветствие.
Отгадайте загадки. Кто им дал такие имена? Обсудите, почему их так называют. Какие вопросы у вас возникли? (Приложение 1)

— Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке.

Тема урока «Загадочные имена»
Попробуем сегодня заглянуть в необычный мир названий живых существ – удивительных творений природы.

Дети разбиты на группы.
Дети в группах отгадывают загадки.
Обсуждают.

2.
Текстовая деятельность
П. Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы
Строить рассуждения об объекте.

К. Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других
Формировать умения взаимодействовать в группах
Понимать информацию, представленную в неявном виде
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака

Прочитайте названия живых существ. (Приложение 2) В парах выберите два названия живых существ, которые вы сами встречали. Объясните, почему их так называют. За какие особенности они получил свои названия .

А теперь выберите два названия живых существ, которые вы услышали впервые. Предположите, как эти существа могут выглядеть, отчего их так называют.
Презентация.

У вас на столах есть тексты описания и изображения некоторых живых существ. Прочтите и соотнесите описание с изображением .
Дети работают в парах.

Дети предлагают свои версии.

Дети в группах читают, сравнивают
Работа с энциклопедиями .

Работа в группах. Презентация своей работы.

3.
Последтекстовая деятельность
Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания письменных высказываний
А какие вопросы у вас возникли.
Что вас удивило?
У кого возникло желание узнать об этих животных?
На следующем занятие мы продолжим разговор об именах загадочных животных .
Составим синквейны, загадки
диалоги, сказки.

Приложение 1.
1. Расту в оврагах, на лугу
Если тронешь — обожгу.
Горда, неприхотлива
Зелёная
2. Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
3. Подрастала – хвост растила,
Платье тёмное носила
Подросла – зелёной стала
Хвост на вёсла поменяла
4. Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям — страж.
С вредной тлёй воюет ловко
Эта.

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана по ФГОС для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны природы».»

Рабочая программа клуба «Тайны природы» по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тайны природы».

— самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;

— экологической культуре: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— гражданской идентичности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

— уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;

— эстетическим потребностям, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

— стабилизации эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные.

— ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

— формулировать собственное мнение и позицию;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные.

— ставить и формулировать проблемы;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

— записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

— установлению причинно-следственных связей;

Обучающиеся должны научиться:

основам экологической культуры;

узнавать некоторые особенности природы своего края;

понимать основные признаки времен года;

понимать значение природы для человека;

узнавать группы растений и животных;

узнавать некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;

правилам поведения в природе;

понимать особенности труда людей наиболее распространённых профессий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

выполнять правила личной гигиены.

различать изученные растения, животных.

вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

подкармливать птиц в простейших кормушках.

ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов – получение, обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов – получение, обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выходы на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

1 раздел – « Введение в экологию».

Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждается в определённых жизненно необходимых условиях. Экологическая игра «Не проходите мимо!». Экскурсия в парк. Праздник «Здравствуй, Осень!». Выставка рисунков об осени.

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – « Волшебный мир».

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Беседа « Прекрасны, солнце, воздух и вода – прекрасна вся наша Земля!". Викторина «Всё обо всём!».

В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.

3 раздел – « Тайны птичьего царства».

Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц; чтение стихов и рассказов о птицах. Наблюдения за поведением птиц на экскурсии. Выпуск буклета «Птицы – наши друзья». Викторина «Знаешь ли ты птиц нашего края?». Экологическая игра «Приключения в лесу».

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

Читайте:  Семейство брусничные Vacciniaceae

4 раздел – « О чем шепчут деревья?».

Беседа «Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития». Знакомство с растениями лекарями и хищниками. Создание кроссворда «Растения моего края». Игра «Кто внимательный?».

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – « Загадки животного мира».

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о животных. Викторина «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Заседание клуба «Что будет, если исчезнут все насекомые?». Заочное путешествие «Тайны животного мира».

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие

6 раздел – « Природа в нашем доме».

Фотовыставка «Наши домашние любимцы». Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Беседа «Наши верные друзья». Выращивание лука в домашних условиях.

Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.

7 раздел – « Красота спасет мир».

Конкурс рисунков «Наш город глазами детей». Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.

8 раздел – “Человек – часть живой природы”.

Знакомство с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества (беседа). Устный журнал «Наш дом – планета Земля!». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игра «Азбука экологии».

В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.

9 раздел – « Возьмемся за руки».

Праздник «Наш окружающий мир». Выставка рисунков о природе. Конкурс экологических сказок. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы». Инсценирование экологической сказки «Репка».

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Формы организации и виды деятельности.

Формы занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Участники занятий – это дети, у которых выражен интерес к предмету.

Задачи руководителя заключаются в следующем:

— выявить уровень знаний учащихся о природе;

— выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

— формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

— определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

— распределение работы между участниками;

— умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

— владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

— умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Источник

Конспект образовательной деятельности
«Загадки природы»

Глобус, географические карты природных зон, игра «Логико-малыши» и 4 экрана для нее; иллюстрации к сказке; картинки о временах года; карта леса; сова; письмо лесных жителей; план-маршрут; схема засыхающего дерева; листья зеленые для дерева; мольберты; карточки со слогами; кассеты с аудиозаписью: П. Мориа «Вальс цветов» Чайковского; игрушка —Лесовичок; орехи для угощения; плакат.

Ход занятия.

I часть.

1. Вступительная беседа.

Вопросы: — Что такое природа?

— Что такое неживая (живая) природа?

— Что такое глобус? Почему он круглый?

— Что происходит на Земле, когда она вращается вокруг своей оси? (Смена дня и ночи.)

— Что происходит на Земле, когда она вращается вокруг Солнца? (Смена времен года.)

— Что означает зеленый, коричневый, желтый, синий цвета на карте?

— Почему говорят, что без воды нет жизни?

2. Чтение сказки «История одной дождевой капельки» (с показом иллюстраций).

3. Показ карты «Природные зоны» Почему в разных местах Земли живут разные животные? (Разные условия жизни)

4. Игра «Логико-малыш»

Дети выполняют самостоятельно на карточках «Кто где живет?», «Что где растет?», «Кто это ест?»

II часть

«В гости к мудрой сове»

1. Дети отправляются погулять по сказочному лесу, на дереве находят письмо от лесных жителей. (Воспитатель читает.)

2. По плану-маршруту дети отправляются к дому Совы, предварительно определив на карте стороны горизонта. Воспитатель ведет детей.

— Вы находитесь на поляне. Идете на северо-запад до опушки леса. Идете в северо-западном направлении до озера. Обойдите озеро справа и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-западном направлении до дороги. Пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните по тропинке в юго-восточном направлении. Тропка приведет вас к домику Мудрой Совы.

3. Подойдя к Сове читают плакат «Помогите SOS!» Выясняют, что
нужна помощь засохшему дереву. Дети берут листья и говорят, что
необходимо для спасения дерева (полить, погладить, пожалеть, сказать
доброе слово, перевязать, замазать сломанную ветку) и прикрепляют
листья на ветки.

Дерево зазеленело, ожило и благодарит детей, шурша листьями. Как?

Эколого — психологический тренинг «Если бы я был деревом»

(Звучит музыка П.Мориеа «Одинокий пастух».)

III часть

«Пробуждение Земли»

1. Дидактическая игра «Звуки природы Весной».

Читайте:  Живопись золотого века в средней ИталииX Бесподобный Рафаэль Санти

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, надевает венок Весны и загадывает загадку

Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Зовут меня (Весна).

Дети садятся на пенечки. Проводит игру, читает стихи, а дети слушают и говорят, какие звуки природы слышатся при декламировании этих стихов.

Замер лес в прозрачной дымке

На деревьях тают льдинки

С веток падает капель

И слышна синицы трель

Ответ: звук капели, трель синицы’

На полянке у тропинки

С бугорка ручей бежит

А поделкой снег лежит

Ответ: журчанье ручья

Наши старые жильцы

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся

Ответ: голоса птиц: воробьев, скворцов

Снег сошел. Запахло прелью

Прокатился в небе гром

Муравьи под старой елью

Всем семейством строят дом

Ответ: звуки грома

2. Игра «К нам пришла Весна».

Воспитатель разбрасывает на полу картинки с изображением природы, дети поочередно выбирают картинки для весны и двумя предложениями объясняют свой выбор.

Пальчиковая игра «Цветы»

(Звучит «Вальс цветов» Чайковского.)

З. Что несет каждый весенний месяц?

Март — весна света. Что это значит? (Солнце светит ярче и чаще.)

Апрель — весна воды (Тает снег, бегут ручьи.)

Май — весна зеленой травы (Растет трава, расцветают цветы.)

4. Правила поведения в природе.

Воспитатель обращает внимание детей на Лесовичка под деревом. Здороваются с ним и спрашивают, что это за буквы разбросаны вокруг. Лесовичок просит детей помочь собрать буквы и сложить слова, которые разбросал февральский ветер, ведь зима не хотела уходить.

Дети складывают слова:

Говорят, что это правила поведения в природе.

Читают стихи о природе, о весне.

Лесовичок благодарит детей, угощает их лесными орешками и остается с ними.

Источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки природы»

Исходные нормативные документы, на основании которых разработана программа:

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления«Загадки природы» для 1Д класса разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».

Учебный план внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 31» на 2016-2017учебный год.

Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и ООО МБОУ «СОШ № 31» и «Положению о внеурочной деятельности обучающихся».

Цели программы

формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

— формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

— расширять представления об окружающем мире;

— формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

— формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

— развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наша Республика Татарстан, наш город, наш регион.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наша Республика Татарстан, наш город, наш регион.

Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Основные методы и технологии:

познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия

Программа курса рассчитана на 4 года обучения:

в 1 классе-33 часа, во 2-4 классах по 34 часа в год.

Периодичность занятий 1 раз в неделю.

«Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности »

Требования к уровню подготовки обучающихся») .

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования. Содержание программы внеурочной деятельности формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Читайте:  Урок литературы в 10 классе по теме Тема природы в поэзии Ф И Тютчева

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

— определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

— формулировать собственное мнение и позицию;

— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

— ставить и формулировать проблемы;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

— установление причинно-следственных связей;

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов на микроучастке школы.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I . Введение в экологию – 3 часа

Понятие о природе, красоте природы.

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Экскурсия в природу.

II . Молчаливые соседи – 3 часа

Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Экскурсия в живой уголок.

Фотовыставка «Наши любимцы».

III . Пернатые друзья — 3 часа

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

IV . О чем шепчут деревья — 3 часа

Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. Деревья моего края.

V . Загадки животного мира – 3 часа

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

VI . Секреты неживой природы – 3 часа

Наблюдение за состоянием воды в природе.

Интересное в неживой природе.

Игра «Тайны вокруг нас».

VII . Оранжерея на окне – 3 часа

Наблюдение за комнатными растениями.

Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

VIII . Человек — часть живой природы – 4 часа

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях.

Источник



"Загадки природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, развитие памяти, мышления, воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Ход мероприятия :

1. "Экологическая разминка".

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну).

Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина).

У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

2. Игра «Четвёртый лишний».

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Яблоня, смородина, малина, рябина.

Осина, липа, дуб, ель.

Сосна, тополь, рябина, ива.

Липа, осина, клён, яблоня.

Груша, слива, тополь, вишня.

Клубника, роза, ландыш, фиалка.

3. " Царство растений".

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).

Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Вкусен, сладок их нектар.

Кто-то дерево узнал? (Липа).

4. "Царство животных".

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).

Вот в траве приметные

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

Очень дружные ребята

У пенька живут. (Опята).

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас. (Маслята).

Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме.( Белый).

6. Узнайте по описанию животное.

1. Это лесной зверь. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой питается корой деревьев. Зимой легко передвигается по глубокому снегу. Быстро бегает, но спасает его от врагов шуба, которая цветом, как снег. (Заяц.)

2. Шерсть и рыжеватая по цвету, и походит на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Питаются орехами, семенами, грибами, ягодами. Основной корм – семена хвойных деревьев. (Белка.)

3. Это хищник. Похож на большую собаку. Называют их санитарами леса, так как они в первую очередь нападают на больных и ослабленных животных… (Волк.)

4. Это мохнатые тяжеловесы среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Встречают и черные, и темные, и бежевые, и даже ярко-рыжие. Но любимое их лакомство – мед. (Медведь.)

5. Хорошо ловит мышей. Их можно держать вместо кошки. Главная пища – насекомые. Охотится по ночам. У него короткие ноги. Почуяв опасность, сворачивается в клубок и выставляет острые твердые иглы. (Еж.)

6. Живет в озерах, болотах, топях и трясинах. Проводит день в сладкой дремоте. Когда пролетает какое-нибудь насекомое, оно выбрасывает липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывает. Вечернюю зарю встречают эти земноводные большими компаниями с обязательным концертом… (Лягушка.)

Источник