Загрязнение и охрана окружающей среды
Загрязнение и охрана окружающей среды
Загрязнение и охрана окружающей среды – очень важный вопрос, так как он входит в список глобальных проблем человечества. Рассмотрим более подробно, какие существуют виды загрязнения окружающей среды, и какие существуют пути решения главных природоохранных проблем.
Под загрязнением окружающей среды понимают такое нежелательное ее изменение в результате антропогенного вмешательства, которое приводит к поступлению различных вредных веществ и соединений. Главным источником загрязнения окружающей среды служит масса отходов, которая поступает туда в результате хозяйственной деятельности человека. К началу 21 века это количество составляло 300 млрд тонн.
Различают количественное и качественное загрязнение окружающей среды. Количественное загрязнение возникает в результате поступления в окружающую среду в гораздо большем количестве тех химических элементов, которые встречаются в природе в естественном состоянии. А качественное загрязнение – это загрязнение окружающей среды теми химическими веществами и соединениями, которых нет в природе в естественном состоянии. Как правило, это отходы промышленности.
Выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды: это загрязнение литосферы, загрязнение гидросферы и загрязнение атмосферы. Рассмотрим более подробно каждый вид загрязнения.
Виды загрязнения окружающей среды
Основным загрязнителем литосферы являются отходы. Они подразделяются на бытовые, промышленные, сельскохозяйственные отходы и шлам (илистый остаток, извлеченные из сточных вод). Из перечисленных видов отходов полностью утилизируются только сельскохозяйственные, остальные же либо просто складируются, либо сжигаются.
Твердые бытовые отходы (ТБО) – это совокупность твердых отходов, которые возникают в результате бытовой деятельности человека. По данным Всемирного банка около 3 млрд горожан за год производят 1,3 млрд тонн бытовых отходов, или 1 человек производит примерно 1 килограмм 200 грамм бытового мусора в день.
Общий объем твердых бытовых отходов
Мировыми лидерами по общему объему мусора являются США, Китай, Бразилия. К 2025 году позиции стран изменятся. На первое место выйдет Китай, за ним будут расположены США и Индия.
Более серьезные опасения вызывает загрязнение литосферы промышленными отходами. К промышленным отходам относят продукты, предметы, материалы, изделия, которые получились в результате промышленного производства. При этом в таких отходах всегда содержатся вещества, которые способны оказывать токсическое воздействие как на почву, так и на живые организмы. Неблагоприятное влияние на окружающую среду оказывает и горно-добывающая промышленность. В результате добычи полезных ископаемых шахтным и открытым путем происходит разрушение почвенного покрова, появление так называемых бэдлэндов – дурных земель. В настоящее время они занимают уже 1% площади всей суши.
Загрязнение литосферы
Загрязнение гидросферы происходит благодаря работе промышленных предприятий, транспорта, сельского и коммунального хозяйства. Главным источником загрязнения вод в промышленности являются сточные воды. Их общий годовой объем достигает 3 тыс. км³. Для того, чтобы нейтрализовать такие воды, их необходимо разбавить чистой водой в объеме 10 тыс. км³. Поэтому эта причина является главной в вопросе обострения проблемы пресной воды на Земле.
Многие реки мира в настоящее время сильно загрязнены не только сточными водами, но и бытовыми отходами. Так самой грязной рекой в мире является река Читарум в Индонезии, на острове Ява. Она расположена рядом со столицей страны и собирает в себе отходы девятимиллионного города. Теперь собирать в ней отходы гораздо выгоднее, чем ловить рыбу. Но загрязнёнными являются не только реки, но и многие моря, и даже некоторые части океана. Самым загрязненным морем является Средиземное море. Оно содержит в себе более 1950 предметов отходов. Интересно, что в 1 литре средиземной воды содержится от 9 до 11 грамм нефтепродуктов, тяжелые металлы и различные нечистоты. Этот пример показывает, что воды гидросферы загрязняются не только бытовым мусором, т.е физическим способом, но и химическим, так как в воду попадают различные химические вещества и соединения, например, в ходе нефтедобычи или аварий на нефтетанкерах и нефтевышках, расположенных в океане. Совсем недавно одна из таких аварий произошла в Мексиканском заливе, 20 апреля 2010 года, когда взорвалась нефтяная платформа. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 км побережья, погибло более 6800 животных. Кроме нефтяного загрязнения, источником загрязнения вод Мирового океана является радиоактивное загрязнение, так как некоторые страны мира захоранивают на океаническом дне радиоактивные отходы.
Загрязнение гидросферы
Главными источниками загрязнения атмосферы являются предприятия промышленности, а также транспорт. Они выбрасывают в атмосферу миллиарды тонн твердых и газообразных частиц, а также такие вредные вещества, как оксид и диоксид углерода, метан, сернистый газ. Из отраслей промышленности самыми грязными являются теплоэнергетика, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. Наряду с выбросами автомобильного транспорта они являются главной причиной появления в воздухе атмосферы азота, фосфора, алюминия, ртути, серы и так далее. Результатом такого негативного воздействия на атмосферу Земли является участившиеся кислотные дожди, главной причиной появления которых является нахождение в атмосфере оксидов серы и оксидов азота. Они широко распространены в странах Западной Европы и Северной Америки, но из-за циркуляции атмосферы они могут выпадать и в других частях Земли. Кислотные дожди оказывают негативное воздействие на урожайность растений, уничтожают леса, разрушают здания и отрицательно влияют на здоровье людей. Например, воздействию кислотных дождей подвергся древнегреческий храм Парфенон, который постепенно разрушается.
Загрязнение атмосферы
К сожалению, загрязнение окружающей среды достигло такого размера, что необходимо предпринимать срочные меры по ее сохранению. В настоящее время существует три основных пути решения природоохранных проблем. Первый путь заключается в создании очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, в переработке мусора, а также в строительстве дымовых труб высотой свыше 300 метров. Это необходимо для уменьшения концентрации загрязняющих веществ над данной территорией, однако такие способы не в полной мере обеспечивают полное очищение литосферы, гидросферы и атмосферы. Второй путь заключается в применении новых, так называемых «чистых» природоохранных технологий. Конечно же, такой путь требует огромных финансовых затрат, которые непосильны многим странам мира, но именно он позволяет не только уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, но и вовсе предупредить ее загрязнение. Третий путь заключается в продуманном расположении так называемых «грязных» производств, таких как нефтехимия, металлургия и так далее.
Пути решения природоохранных проблем
Все вышеописанные процессы заставляют многие страны мира задуматься не только о препятствиях для своего дальнейшего развития, но и о жизнях людей. Поэтому многие из них проводят экологическую политику, которая основывается на принятии природоохранных законов и создании различных государственных органов по охране окружающей среды. Создаются и различные общественные природоохранные организации, например, Гринпис. В рамках Организации Объединенных Наций действует специальная программа по окружающей среде — ЮНЕП, которая координирует природоохранную работу, ведущуюся в странах мира. Кроме этого в рамках мирового сообщества проходят различные Конференции по проблемам окружающей среды, а также подписываются специальные протоколы, которые регулируют выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду различными странами мира. Во всем мире 5 июня отмечается Всемирный день охраны природы.
Тем не менее, не стоит забывать о том, что состояние окружающей среды зависит не только от экологической политики, проводимой государством, или даже целым мировым сообществом, но и от каждого из Вас. «Если хочешь изменить мир — изменись сам».
Источник
Конспект занятия «Загрязнение окружающей среды»
Образовательная задача: учить детей видеть и выявлять проблему о причинах загрязнения окружающей среды, находить способы ее решения.
Развивающая задача: развивать умение находить все возможные способы решения проблемы.
Воспитательная задача: воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру (природе).
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
— формировать умение аргументировать свои предположения;
— формировать умение применять полученные знания в практической деятельности (в реальной жизни);
— формировать умение работать в коллективе.
Образовательная область “Познавательное развитие”:
— расширять представления детей об окружающем мире;
— развивать логическое мышление (активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, воображение, сообразительность, любознательность.
Образовательная область “Речевое развитие”
— формировать умение грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения;
— расширять словарный запас по теме;
— формировать умение внимательно и заинтересованно слушать.
Образовательная область “Художественно — эстетическое развитие”:
— формировать умение аккуратно выполнять аппликацию;
— формировать стремление выполнять работу аккуратно, наводить порядок по окончании работы на рабочем месте;
— развивать желание соблюдать правила поведения в природе.
Образовательная область “Физическое развитие”:
— формировать потребность в двигательной активности;
— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Материалы к НОД:
Ватман с наклеенными пеньками; заготовки деревьев из цветной бумаги, клей, клеенка, тарелочки под заготовки деревьев из бумаги, ёмкость с грязной водой, прозрачные пластиковые стаканы (по количеству детей, пластиковая бутылка со срезанным дном (по количеству детей, кусочек марли для фильтра (по количеству детей, вата (по количеству детей, карточки с правилами поведения в природе, интерактивная доска с лазерной указкой, музыкальный центр, магнитная доска.
Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Приемы: голосовая и эмоциональная модуляция, объяснение, создание поисково-исследовательской ситуации с использованием мультимедийной презентации, решение игровых заданий.
Программное обеспечение: MS PowerPoint.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, мы отправимся в увлекательное путешествие и погорим о природе, которая нас с вами окружает. Давайте пройдем и сядем на нашу чудесную полянку. Посмотрите, что это (показываю детям “Грязный” глобус? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это модель нашей планеты, которая называется Земля. Ребята, опишите ее, какая она?
Дети: Темная грязная некрасивая и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, она всегда была такой?
Дети: Нет, она была яркой красивой чистой.
Воспитатель: Из-за чего или кого она стала такой?
Дети: Из-за человека заводов автомобилей.
Воспитатель: Ребята давайте пройдем и присядем на стульчики.
(Дети проходят и присаживаются на стулья напротив интерактивной доски. Воспитатель стоит справа от доски. На экран выводится картинка с изображением загрязненного водоема)
Воспитатель: Ребята, что вы видите на этой картинке?
Дети: Загрязненный водоем мусор грязь.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода грязная?
Дети: Потому что люди бросают в него мусор, не убирают за собой мусор, не чистят водоемы от природных загрязнений.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто загрязняет воду в реках?
Ответы детей: Человек заводы.
Воспитатель: Как именно человек может загрязнять воду?
Дети: Мыть машины рядом с водоемами, бросать в них мусор, выливать в водоем грязную воду.
Воспитатель: Правильно! А как заводы загрязняют воду?
Дети: выливают грязную воду в водоем.
Воспитатель: Все верно. К чему может привести загрязнение рек озер?
Дети: В реках перестанут водиться рыбы, погибнут растения, в них нельзя будет купаться.
(На слайд выводятся картинки с изображением обитателей водоемов и растений, которые страдают из-за загрязнения воды)
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы предотвратить загрязнение водоемов?
Дети: Не бросать мусор в воду, очищать воду.
Воспитатель: Но человек придумал специальное приспособление для очистки воды. Как вы думаете, как оно называется?
Воспитатель: Правильно! Фильтр.
(На слайде показана схема очистки воды при помощи фильтра)
Воспитатель: И мы сейчас тоже с вами научимся очищать воду от загрязнений. Давайте пройдем к столу.
(Дети поднимаются со стульчиков и становятся полукругом около стола, воспитатель становится с другой стороны)
Воспитатель: Посмотрите у меня в этой банке вода из грязного водоема. Какая она?
Дети: Грязная, темная, с мелким мусором, не прозрачная.
Воспитатель: Все верно! Давайте попробуем очистить эту воду. Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы очистить эту воду?
Воспитатель: Правильно, посмотрите внимательно, как я его буду делать. Для начала мы возьмем емкость, в данном случае, это обычная пластиковая бутылка со срезанным дном. Изнутри в горлышко вкладываем кусочек марли. Сверху, аккуратно кладется вата. Марлей накрываем вату. Теперь у нас есть фильтр. Начнем наливать в него, понемногу, грязной воды. Посмотрите, какая вода у нас получилась, после прохождения через фильтр?
Дети: Прозрачная, без мусора.
Воспитатель: Молодцы. Для того, чтобы не загрязнять водоемы, многие заводы ставят на свои очистные сооружения фильтры, которые очищают воду. Посмотрите, если человек не будет загрязнять водоемы, то они будут чистыми, то какой красивой станет природа вокруг нас.
(На экран выводится картинка с изображением чистого и красивого водоема)
Воспитатель: Ребята, давайте выйдем на полянку и поиграем в игру, которая называется «Маленькие человечки». Сейчас мы превратимся в маленьких человечков.На карточках изображены модели:
(дети изображают твёрдое – лёд, жидкое — вода и газообразное – пар, состояние воды, затем воспитатель просит показать стакан горячего чая.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю посмотреть и узнать, что же еще загрязняет нашу природу. Присядьте на стулья.
(Дети проходят и садятся на стулья напротив интерактивной доски воспитатель стоит справа от доски)
Воспитатель: Посмотрите, что изображено на этой картинке?
(На экран выводится картинка с изображением загрязненного города)
Дети: Город. Грязные улицы. Много дыма.
Воспитатель: Как вы думаете, почему город такой грязный?
Дети: Много заводов, много машин, мало деревьев, много мусора на дорогах.
(На экране появляются картинки с изображением мусора, завода, машин)
Воспитатель: Кто страдает из-за этого?
Дети: Человек, животные, растения, птицы
(На экран выводятся картинки с изображением человека, животных, птиц, растений)
Воспитатель: Каким образом загрязненная окружающая среда может повлиять на живые организмы?
Дети: Из-за мусора страдают растения, им не хватает воздуха, чтобы продолжать расти, грязь, и пыль их губят. Животные употребляют грязную пищу и у них развиваются болезни, человек дышит грязным воздухом и у него ослабевает иммунитет.
Воспитатель: Что же можно сделать, что бы воздух стал чище?
Дети: Нужно ставить воздушные фильтры на заводы, что бы они не пропускали загрязненный воздух.
Воспитатель: Правильно! Фильтры бывают не только водными, но и воздушными. А каким еще способом можно очистить воздух?
Дети: Нужно сажать больше деревьев.
(На экран выводятся картинка с изображением леса)
Воспитатель: Для чего нужны деревья?
Дети: Они производят кислород, и воздух станет чище.
Воспитатель: Правильно, а вы были в лесу? Какой там воздух?
Дети: Да. В лесу воздух всегда чистый.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что там много деревьев.
Воспитатель: Правильно! Но человек уничтожает деревья. Поэтому их становится все меньше и меньше. Но сейчас зима и мы не можем посадить настоящие деревья. Поэтому давайте создадим свой лес, который будет нас радовать. Для этого пройдем на свои рабочие места (показывает ватман с наклеенными пеньками).
(Дети садятся за парты.Перед ними лежат: заготовки деревьев, ножницы, клей, клеенка)
Воспитатель: У вас на столах лежат заготовки для будущего леса. Возьмите одну деталь будущего дерева. Сложите по линии сгиба. Намажьте линию сгиба клеем и приклейте к ватману, то же с остальными деталями, которые лежат перед вами.
(По мере выполнения данного задания, дети подходят к ватману и приклеивают елочки)
Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, какой густой и красивый лес у нас получился, который будет очищать воздух. Я вас приглашаю, на чудесную полянку поиграть в игру “Запрещающие знаки”. Я вам буду показывать запрещающий знак, а вы будете мне говорить, что он означает.
(Дети отвечают хором)
– Нельзя выбрасывать мусор в лес.
– Нельзя загрязнять водоемы
– Нельзя вырубать деревья и т. д
Воспитатель: Посмотрите! (достаю и показываю детям модель нашей планеты, но уже в том виде, в котором она есть на самом деле) Что это?
Дети: Планета Земля, на которой мы живем!
Воспитатель: Молодцы ребята! Если каждый из нас будет соблюдать эти элементарные правила и беречь природу, то мир вокруг нас будет красивым и чистым. И каждый новый день будет нас радовать.
5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды. В 1972 году, в ходе Стокгольмской конференции, была принята резолюция утвердившая праздник- Всемирный день охраны окружающей среды. Основная.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.
День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.
Фотоотчет об экологической акции «Наш личный вклад в дело сохранения природы и окружающей среды!» 2017 год — год Экологии. С трудом погода все же налаживается и становится теплее. Люди стали чаще пользоваться пластиковыми бутылками с.
Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды» Нашу Землю сегодня сотрясают экологические катастрофы: землетрясения, наводнения, ураганы. Эти явления не зависят от человека. Гневается.
Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» [Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет,.
Календарное планирование тематической недели «Охрана окружающей среды. Лето» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Сезонные изменения в природе, связанные с летом, название летних.
Источник
Урок-семинар "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы" с использованием межпредметных связей
ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомить учащихся с проблемой антропогенного загрязнения окружающей среды, источниками загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 2. Рассмотреть три главных пути решения проблем охраны окружающей среды; 3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.
ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература, схемы и таблицы по теме (наглядный материал).
ТИП УРОКА: урок-семинар с использованием межпредметных связей.
“…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его беспокоило. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял, что… он может оказаться следующим на очереди”.
Дж. Кимбол – обозреватель одной из
американских газет по вопросам
охраны природы.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
(На доске записана народная пословица: “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”).
Земля моя! Моя планета! Ты летишь по наезженным дорогам вселенной, подставляя светилу то один бок, то другой, прорываешься сквозь сгоревшие миры, и солнечный ветер играет сияниями на твоих полюсах.
Земля моя! Планета голубая! Ты мчишься сквозь темноту вечной ночи, словно голубой автобус, полный любви и красоты, счастья и заботы. И все мы лишь пассажиры в твоем салоне. Вовремя или не вовремя мы вошли, нам всем достанется место, и жить мы хотим долго и счастливо. Но нашей жизни и жизни наших детей угрожают многие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Тема нашего урока – “Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы”. Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем.
Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.
Задание: Используя текст учебника на стр. 38, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд. тонн, а к концу ХХ века возросли до 100 млрд. тонн.)
Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)
Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.
2. Доклады учащихся.
Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради (Приложение 1).
После прослушивания сообщения о загрязнении атмосферы учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле? Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.
Углекислый газ (СО2) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:
– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;
– сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%;
– сжигание топлива – 10,3%;
Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны (Приложение 2).
Существует огромное количество и других видов загрязнителей атмосферы. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.
2. Что значит термин “парниковый эффект”? Что является причиной этого явления? В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.
3. Я хочу прочитать вам выдержку из стихотворения Михаила Ножкина “Дыра”:
…На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже антарктические ветры
От страха взвыли, душу леденя.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда,
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, – господа!
Природу мы так рьяно покоряем,
Уродуем творение творца,
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,
И травим, и взрываем без конца.
Бездушие свое реализуя,
Давно уж мирозданию хамим,
Давно на всю галактику газуем,
Давно на всю Вселенную дымим…
Надеюсь, вы поняли, что речь идет о нарушении озонового слоя. Расскажите, каковы причины и возможные последствия этого явления.
Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.
После чтения сообщения о загрязнении литосферы, обсуждаются следующие вопросы семинарского занятия:
1. Какие “грязные” производства вы знаете? Наиболее “грязными” отраслями промышленности являются – энергетика, металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная. Еще более опасным является нарушение горными выработками земель площадью 12-15 млн. га. Страны, развивающие тяжелую индустрию, как правило, больше остальных загрязняют окружающую среду. Например, в Китае находятся пять самых загрязненных городов мира: Ланьчжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Сиань и Шэньян. Подсчитано, что последствия загрязнения для здоровья населения обходятся этому государству в размере 3-8% валового внутреннего продукта (ВВП).
2. Объясните термин “мусорная цивилизация”. В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.
В учебнике английского языка есть схема, на которой показано, какую продукцию можно получить при переработке мусора и твердых отходов. (Приложение 3).
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
В 1986 году взорвался ядерный реактор на атомной электростанции, расположенной в городе Чернобыле на Украине. Тысячи людей погибли при ликвидации аварии и в результате радиоактивного заражения. Радиоактивные осадки привели к заражению земной поверхности, некоторые земли по-прежнему чересчур радиоактивны, чтобы можно было безопасно пользоваться ими.
В 1987 году в бразильском городе Гояния была случайно обнаружена поврежденная украденная емкость с радиоактивными материалами. Радиоактивному заражению подвергся обширный район, и многих людей пришлось госпитализировать. Это уже второй после чернобыльской катастрофы 1986 года крупный случай радиоактивного заражения в мирное время.
Обсуждение вопросов семинарского занятия после чтения сообщения о загрязнении гидросферы.
1. Расскажите, об опасности загрязнения вод Мирового океана нефтью и нефтепродуктами.
Нефть – основной загрязняющий компонент, который попадает в воду с нефтеочистительных заводов, при разгрузке, очистке или аварии танкеров. В марте 1989г. американский танкер “Эксон Валдиз” сел на мель у побережья Аляски, разлив 240000 баррелей нефти (более 40000 тонн), которая уничтожила все живое на сотни километров вокруг. Основная опасность загрязнения нефтью заключается в том, что разливаясь на сотни километров маслянистой тонкой пленкой по поверхности воды, она перекрывает доступ кислорода в слои воды, снижает испарение, угнетает развитие планктона и это приводит к гибели живых организмов.
2. Как можно решить проблему обеспечения пресной водой населения Земли?
Инженерами разработаны полуфантастические проекты перекачки пресной воды по трансокеанским трубопроводам из Гренландии и Антарктиды в Европу, от устья Амазонки – в Африку. Разработаны технические проекты транспортировки средних по размерам айсбергов (длина – 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). Для этого потребуется пять-шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой транспортировки айсберг сильно “похудеет” и потеряет большую часть своей массы, она все же окажется экономически оправданной. Таяние же айсберга в месте назначения может продолжаться примерно год.
3. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.
Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана с сердце, как пожар в груди,
Одумайся, беспечный индивидуум,
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся, пока еще не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг.
Пока другие дыры не пробиты
На нашем общем малом корабле.
Пока дона дыра над Антарктидой,
Пока один Чернобыль на Земле.
4. Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем.
Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.
Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (“чистой”) технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.
Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
IV. Закрепление изученного материала:
Тестирование по изученному материалу (Приложение 4):
V. Подведение итогов.
Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине. Надеюсь, что слова Р. Рождественского “Неужто внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты были мы” не сбудутся, и каждый из нас приложит максимум усилий, чтобы самые пессимистические прогнозы о состоянии нашей планеты в будущем не оправдались.
На следующем уроке мы рассмотрим природоохранную деятельность и экологическую политику государств, а также познакомимся с географическим ресурсоведением и геоэкологией, а также с другими геоэкологическими и социально-экологическими терминами и понятиями.
Источник
Урок 15. Загрязнение природной среды
Биологическое загрязнение – загрязнителем являются организмы, привнесение и размножение которых несёт нежелательный характер как для человека, так и для экосистем в целом.
Физико-химическое загрязнение – загрязнение обусловлено веществами, находящимися в состоянии – аэрозолей – взвешенными в воздухе мельчайшими твердыми и жидкими частицами.
Загрязняющие вещество – вещество или смесь веществ, количество и/или концентрация которых превышают установленные нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Источник загрязнения – объект, с которого в окружающую среду поступают загрязняющие вещества, шум, ионизирующее излучение, микробиологическое или другие виды загрязнений, ухудшающие качество окружающей среды.
Локальное (местное) загрязнение – загрязнение, характеризующееся повышенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, промышленное предприятие).
Региональное загрязнение – внесение загрязнителя в пределах значительного пространства, но не охватывающего всю планету (бассейн реки, государство).
Глобальное загрязнение – загрязнение, распространяющиеся на огромные расстояния и оказывающие влияние на биосферные процессы в целом на Земле.
Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Загрязнение – поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем.
Химическое загрязнение – увеличение количества химических компонентов определённой среды, а также проникновение (введение) в неё химических веществ в концентрациях, превышающих норму или несвойственных ей.
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
Обязательная литература:
- Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
Дополнительные источники:
- Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
- Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
- Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
Интернет-ресурсы:
- WWF (Всемирный фонд дикой природы). Сайт: http://www.wwf.ru.
- Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
- Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: http://dynamic.igce.ru/.
- ФГБУ Институт глобального климата и экологии Росгидромета РАН. Сайт: http://www.igce.ru/category/informacionnye-produkty-obzory-doklady-i-dr.
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Сайт: http://www.meteorf.ru/about/structure/local/879/.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):
1. Текст задания: Выберите правильный ответ. Загрязнение окружающей среды, связанное с деятельностью человека называют:
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Подсказка: просмотрите повторно объясняющее видео
2. Текст задания: Соберите изображение из частей.
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).
Заголовок: Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на единицу площади субъекта РФ в 2016 г. (данные госдоклада, 2016)
Источник
Загрязнение окружающей среды
план-конспект урока (география, 10 класс) по теме
Презентация и конспект урока по теме «Загрязнение и охрана окружающей среды». 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagryaznenie_okruzhayushchey_sredy._10_klass.docx | 30.61 КБ |
zagryaznenine_okruzhayushchey_sredy.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАГРЯЗНЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Учитель географии МБОУ СОШ №12 г. Красногорска Зеленина С.В.
ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЗАГРЯЗЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ
АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Загрязнение окружающей среды нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений.
ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ХИМИЧЕСКОЕ ТЕПЛОВОЕ РАДИОАКТИВНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ШУМОВОЕ
В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРОБЛЕМУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА ЗЕМЛЕ? КАКИЕ «ГРЯЗНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫ ЗНАЕТЕ? ЧТО ЗНАЧИТ ТЕРМИН «ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ»? ЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ: УРОВНЮ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ СТРАНЫ ИЛИ СОСТОЯНИЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ?
ГЛАВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТРАНСПОРТ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД СТРАНЫ И РЕГИОНЫ КОММУНАЛЬНЫЕ СБРОСЫ (КМ 3 /ГОД) ПРОМЫШЛЕННЫЕ СТОЧНЫЕ ВОДЫ (КМ 3 /ГОД) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТОЧНЫЕ ВОДЫ (КМ 3 /ГОД) СЕВЕРНАЯ АФРИКА 3 4,5 35 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 46 265 115 ЮЖНАЯ АМЕРИКА 10 24 15 АЗИЯ 35 88 320 ЕВРОПА 38 174 15 СССР (БЫВШЕЕ) 18 105 80
НАИБОЛЕЕ ЗАГРЯЗНЕННЫЕ МОРЯ СРЕДИЗЕМНОЕ СЕВЕРНОЕ КРАСНОЕ ЖЕЛТОЕ МЕКСИКАНСКИЙ И ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВЫ
МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ГИДРОСФЕРЫ МЕХАНИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЧИСТКА ВОДЫ ПРИМЕНЕНИЕ МАЛООТХОДНЫХ И БЕЗОТХОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Источники загрязнения атмосферы Естественные Извержение вулканов Пыльные бури Антропогенные ТЭС Металлургия Химическая и нефтехимическаяотрасли Целлюлозно-бумажная отрасль Автомобильный транспорт
МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРЫ СОКРАЩЕНИЕ САМЫХ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ, ВЕТРОВОЙ, ВОДНОЙ ЭНЕРГИИ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЛИТОСФЕРЫ ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ ТОКСИЧНЫЕ ОТХОДЫ ЗАХОРОНЕНИЕ РАДИАКТИВНЫХ ОТХОДОВ НАРУШЕНИЕ ГОРНЫМИ ВЫРАБОТКАМИ ЗЕМЕЛЬ
НАИБОЛЕЕ «ГРЯЗНЫЕ» ОТРАСЛИ ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГЕТИКА МЕТАЛЛУРГИЯ ХИМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ
ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЛИТОСФЕРЫ УМЕНЬШЕНИЕ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Загрязнение окружающей среды»
Презентация. Подробно рассматриваются этапы работы над проектом.
Урок содержит материал по биоиндикации листьев березы, липы и хвои. Данная работа была использована на уроке экологии. Представляет собой проектную деятельность учащихся.
Презентация «Загрязнение окружающей среды»
Человек всегда жил в мире звуков. Рядом с ним шумели леса, плескались волны, гремел гром и свистел ветер. Голоса природы господствовали в окружающей среде. По мере развития че.
Презентация к уроку по экологии «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы».
Урок английского языка «Загрязнение окружающей среды»
Урок английского языка по теме “Problems of man-modified ecosystem” с использованием ресурсов сети Интернет и презентации.
Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме «Человек и окружающий мир», учебная ситуация «Загрязнение окружающей среды»
Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан.
Источник