Задании для наблюдения с детьми в природе

Наблюдения в природе летом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Летнюю работу в ОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей.

Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т. д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе. После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым.

Подготовка к наблюдению.

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

Наблюдения за живой природой

1. Наблюдения за растениями.

На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.

Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

2. Наблюдения за животными.

Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами.

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.

4. Наблюдения за насекомыми.

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» — мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

2. Наблюдения за неживой природой.

1. Сезонные и погодные явления.

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.

2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.

Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

3. Наблюдения за трудом взрослого.

Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре.

В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.

Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит, воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут.

Роль педагога.

Запомнить происходящие с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь, цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. Устанавливать факты;

2. Формировать связи между частями объекта;

3. Накапливать представления у детей;

4. Проводить сопоставления;

5. Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе познавательно- исследовательской деятельности у детей формируются такие социально-нормативные возрастные характеристики, как:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Источник



Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Рядом есть лес, овраг. Есть возможность организовывать прогулки на луг и поле. Удобное расположение детского сада помогает нам охватить достаточно большое количество объектов природы. Познакомить детей не только с многообразием природных объектов, но и увидеть своими глазами особенности произрастания растений и места обитания тех или иных насекомых и некоторых животных и птиц.

Читайте:  Кроссворд на тему quot Природа quot 1

Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Предлагаем вашему вниманию некоторые наблюдения, которые мы проводим весной в старшей группе:

“Наблюдение за весенними явлениями”.

Цель: Учить наблюдать характерные явления природы весной, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать способность замечать красоту природы, воспитывать любознательность.

Вопросы к детям:

Назовите признаки наступления весны.
Заметно ли прибавился день? Как мы это можем определить?
Почему идет дождь, а не снег?
Как влияет солнце на изменения в природе весной?

Загадки:
“Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе”. (Туча.)
“Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются” (Дождь.)

“Наблюдения за деревьями”.

Цель: Уточнить представления детей, что весной пробуждаются растения, набухают почки на деревьях, кустарниках. Формировать знания о постепенном нарастании весенних явлений; учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

(Предложить детям рассмотреть ветки деревьев.)

Вопросы к детям:

Чем покрыты почки ивы?
Какой цвет у сережек ольхи, на что они похожи?
Чем отличаются ветки тополя и березы?
Как расположены почки березы на ветке, как тополя?
Как выглядит ветка сирени?

Прочитать стихотворение: “Весна”. (А.Фет)

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.

Цель: Учить детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки, учить сравнивать растения, находить сходства и различия.

Показать детям ветреницу, медуницу и калужницу.
Предложить детям описать эти цветы.
Предложить найти сходства и различия цветов.
Дидактическая игра: “Узнай по описанию”.

“Наблюдение за луговыми цветами”.

Цель: Познакомить детей с цветами луга, учить различать их по внешнему виду, окраске. Закреплять навыки бережного отношения к природе, умение любоваться красотой природы.

Вопросы к детям:

Какие цветы растут на лугу?
Из каких частей состоит растение? (Определить окраску, форму.)
Какие цветы закрываются на ночь?
Можно ли срывать растения?

Описание внешнего вида сопровождается чтением стихотворений:

“Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно – голубые” (А. Толстой)

“Ромашка похожа на солнышко:
Лепестки – лучи, солнце – доннышко” (Воробьева)

“Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится в беленькое платьице.
легкое, воздушное,
Ветерку послушное”. (Л.Квитко)

“Рассматривание луговых растений”.

Цель: Закрепить знания детей о названиях луговых растений и умение их различать. (иван-чай, кипрей, мышиный горошек, ромашка). Подвести к выводу о том, что на лугу растут светолюбивые растения. Учить описывать растения, выделяя их характерные признаки. (характер стебля – высоту, толщину, поверхность; форму и расположение листьев; цвет и форму цветка, его запах). Развивать умение сравнивать.

Вопросы к детям:

Где растут иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек?
Почему они не растут в лесу?
Как о них можно сказать одним словом? (Эти растения – светолюбивые.)
Как отличить растения по листьям? (Выделить цвет, форму и величину листьев.)
Какой формы цветки у данных растений?
Одинаково ли у них число лепестков?
Отличаются ли цветы по запаху?

Дидактическая игра: “Узнай по запаху”.

Цель: Уточнить представления детей о разнообразии окраски и формы листьев у деревьев, расположения веток. Развивать внимание, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Рассмотреть последовательно тополь, дуб и березу.

Вопросы к детям:

Какие деревья растут в нашей местности?
У какого дерева ветки растут вверх? (Тополь.)
У какого дерева ветки растут в стороны? (Дуб.)
У какого дерева ветки опущены вниз? (Береза.)

Дидактическая игра: “С какого дерева лист?”

“Рассматривание веток ели и сосны”.

Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну по веткам, стволу. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья.

Предложить девочкам подойти к сосне, а мальчикам подойти к ели. Попросить объяснить свой выбор.

Вопросы к детям:

Как расположены ветки у ели?
Как растут у сосны?
Как растет хвоя у ели, у сосны?
Чем она отличается?
Чем отличаются шишки?

Обратить внимание детей на различия коры. Предложить им потрогать ствол сосны и ели. У какого дерева ствол теплый? (У сосны.)

“Наблюдение за грачами”.

Цель: Закрепить представления детей о том, что весной грачи первыми возвращаются их теплых краев; уточнить представления о внешнем виде грача; уметь отличать его от других птиц. Поддерживать радостное настроение от прилета птиц.

Загадать детям загадку: “Черный, проворный, кричит “кра-к”, червякам – враг”. (Грач.)

Вопросы к детям:

Когда прилетают грачи?
Почему они возвращаются на Родину?
Как грачи ведут себя у гнезд?
По каким особенностям внешнего вида можно отличить грача от вороны? Галки? Сороки?
Как кричит грач?

“Наблюдения в парке”.

Цель: показать изменения, происшедшие в парке в связи с наступлением тепла. Учить детей видеть причины этих изменений, вызвать радостное настроение от восприятия весенней природы.

Прочитать детям стихотворение:

“Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.
(Е. Карганова).

Вопросы к детям:

Чем весной покрылась земля?
Какие цветы расцвели первыми?
На каких деревьях раньше всего появились листья?
Как светит солнце?
Какое небо весной?

“Наблюдение за ящерицей”.

Цель: сформировать у детей представление о ящерице, учить видеть особенности ее внешнего вида. (Серая с черным узором по бокам, небольшого размера, с удлиненным телом; голова маленькая, шея подвижная, ноги короткие, тонкие; гибкий хвост, который в случае опасности может легко отломиться). Формировать представления об особенностях поведения (быстро бегает, юркая, питается насекомыми, ягодами, плодами). Рассказать детям о связи между условиями и образом жизни ящерицы в природе и условиями, необходимыми в террариуме. Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.

Вопросы к детям:

Какие особенности внешнего вида ящерицы вы знаете?
Как передвигается ящерица?
Чем она питается?
Как ведет себя, увидев опасность?

Источник

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Наблюдение – специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение детьми разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. В своем внешнем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем, что предполагает более или менее обширную систему знаний (С.Л. Рубинштейн).

Значение наблюдения состоит в том, что оно:

1 — обеспечивает чувственное познание природы через разные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.), доступные ребенку дошкольного возраста; в этом состоит сущность наблюдения;

2 — дает возможность показать природу в естественных условиях, в ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях;

3 — позволяет выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы, вследствие чего формируются конкретные, обобщенные представления;

4 — в процессе наблюдения формируются элементы миропонимания природы;

5 – в процессе наблюдения развивается наблюдательность (составляющая умственного воспитания); эстетическая сторона и эмоциональная сфера личности; речь; формируется гуманное, бережное и заботливое отношение к природе.

Содержание наблюдений – это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой, та сенсорная информация, которая исходит от самих природных объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной организации наблюдений педагогом. Содержание наблюдений определяется: требованиями программы, природным окружением, сезонными изменениями в природе. Содержанием наблюдений могут выступать объекты и явления живой и неживой природы, их взаимосвязи. Тематика — объекты и явления природы, и содержание наблюдений (рассматривания) может быть следующей: снег, снежинки (снегопад), ветер; лёд, дождь, лужи, ручьи (таяние снега), небо (облака), зимние узоры на окнах, листопад, листья, деревья (отдельное/группа), (ветки/почки), насекомые, птицы, звери, рост и развитие живых существ и т.п.

В работе с дошкольниками используются наблюдения разного вида, которые выделяются по разным критериям:

Кратковременное наблюдение – наблюдение за объектом, явлением природы в данный момент времени.

Длительное наблюдение — наблюдение за объектом, явлением природы в течение какого-то периода времени.

Коллективное наблюдение – наблюдение с участие всех детей группы (фронтальная организация).

Подгрупповое наблюдение — наблюдение, организуемое с подгруппой детей, как правило, носит повторный характер.

Индивидуальные наблюдения – наблюдения, организуемые, как правило, по инициативе самих детей.

Распознающее наблюдение – наблюдение, направленное на выявление специфических особенностей объекта (явления) природы, как правило, единоразово более длительны, чем кратковременные.

Первичное наблюдение – наблюдение, организуемое с целью ознакомления и познания объекта природы, формирования общего представления о нем.

Повторное наблюдение — наблюдение, организуемое с целью уточнения, расширения представлений об объекте природы.

Сравнительные наблюдения — наблюдения, направленные на сравнение объектов природы, выявление их сходства и отличия (ворона, воробей, голубь).

Итоговое наблюдение — наблюдение, организуемое с целью обобщения и систематизации знаний и представлений об объекте природы.

Циклическое наблюдение — цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка детского сада (из нескольких кратковременных). Требования: компактное проведение циклов наблюдений (без больших перерывов во времени), должны принимать участие все дети (через повторные наблюдения, подгруппами); в неделю проводится 1-2 наблюдения из цикла. Достоинства: порционность (небольшой объем) знаний обеспечивает надежность усвоения, устойчивый познавательный интерес детей на основе углубления знаний, вносит разнообразие в повседневную жизнь детей.

Для организации и проведения наблюдений природоведческого содержания важным является 3 аспекта:

1 – наличие природных объектов;

2 – определение содержания наблюдения;

3 – поиск соответствующей организации наблюдения, оптимальных форм, методов и приемов включения в него детей.

Педагог должен тщательно подготовиться к наблюдению:

1 – определяет место наблюдения в системе предстоящей эколого-педагогической работы с детьми и время (длительность) наблюдения;

2 – определяет цель и задачи, которые наиболее полно будут раскрыты с помощью этого вида деятельности, вид и содержание наблюдения, оптимальное количество детей;

3 – определяет объект или объекты и явление для наблюдения (растение, животное, объект или явление неживой природы);

4 – продумывает, отбирает, готовит необходимый инвентарь и оборудование (корм, лупа и др.), освещение объекта;

5 –продумывает организацию детей, возможность включения их в деятельность, методы и приемы руководства деятельностью;

6 – пополняет собственные знания по содержанию наблюдения (при необходимости).

Объект или явление, за которым организуется наблюдение, должен быть: интересен и доступен для восприятия дошкольниками; безопасным (здоровым, чистым); активным, динамичным (учитывать биологические особенности живых существ, возможность их передвижения).

Требования к организации и проведению наблюдения:

1.Пространственная организация наблюдения. Оно должно быть организовано так, чтобы дети могли получить максимум сенсорной (чувственной) информации об объекте наблюдения.

2.Временной параметр. Наблюдения (в зависимости от вида) в повседневной жизни должны быть непродолжительны (3-10 минут) и строиться с учетом основных дидактических принципов (доступности, последовательности, систематичности и др.).

3. Четкость структуры наблюдения, формулировки познавательных целей и задач.

наблюдение включает 3 части:

– вводная (начало) – концентрация внимания детей;

– основная – реализация задуманного содержания, самостоятельное получение детьми сенсорной информации;

— заключительная (окончание) – подведение итога – обращение к чувственной, эмоциональной сфере дошкольников при восприятии объектов природы.

4. Знание и учёт биологических особенностей живых существ. Организация наблюдения не должна наносить вред живым объектам.

5. Создание познавательного интереса к природе, развитие речевой и умственной активности детей. Следовательно, продумываются методы и приемы работы.

6. Закрепление представлений (знаний), полученных в процессе наблюдения в других формах и видах деятельности детей.

7.В результате наблюдения должно быть сформировано представление (понятие) об объекте природы.

8. Включение в процесс наблюдения двигательной активности детей.

В структуре наблюдения выделяют 3 компонента (этапа):

1 часть – начало – задача педагога – собрать детей, сконцентрировать их внимание с помощью различных приемов (например, загадка-описание об объекте/явлении); направлена на принятие детьми познавательной задачи, получение общего представления об объекте.

2 часть — основная -задача педагога — реализовать задуманное содержание, обеспечить возможность самостоятельного получения детьми сенсорной информации с помощью разнообразных приемов: вопросы с паузами (2-3 секунды), похвала, обследовательские действия, сравнение и др. ; недопустимы длительные пояснения, рассказы, отвлечение детей посторонним содержанием; обязательная двигательная активность детей; 2 часть должна быть единой и направлена на выявление свойств, качеств, признаков объектов (явления), особенностей поведения и образа жизни живого существа, его состояния, установление взаимосвязей и др.

3 часть – окончание — задача педагога – подвести итог, обобщить полученные знания (представления); заключительная часть должна быть эмоционально-насыщенной (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен и др.).

Организация и руководство наблюдениями в разных возрастных группах детского сада имеют свои особенности.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей в младших группах, необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты, поэтому первые наблюдения стоит организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети не могут удерживать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному плану наблюдения, подводить итог; объем формируемых представлений ограничен. В начале наблюдения основная задача воспитателя – привлечение внимания детей к объекту (внесение животного в группу, создание игровой ситуации «в гости пришел…», создание интереса с помощью игрушек и др.). Малышей привлекают действия животного, воспитатель побуждает его активному поведению (кормит, играет и т.п.), обращает на это внимание детей: как ест животное, смотрит, какие издает звуки, как передвигается; с помощью вопросов побуждает называть действия животного. Большое значение имеют приемы обследования (ощупывание, подражание движениям, звукам, сравнение (нахождение признаков сходства и отличия) и др.): предлагает изобразить руками движения хвостика рыбки, погладить животное и т.д. С 3-х лет в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия, например, предложить котенку разные виды корма: мясо, рыбу, конфеты, овощи – и спросить у детей, понаблюдав, что больше любит котенок. Важно создать непринужденную обстановку, обеспечить активность детей. Завершить наблюдение можно чтением стихотворения, пением, игрой соответствующей тематики. Наблюдения за растениями и животными в младших группах следует проводить неоднократно, как со всей группой, подгруппами, так и индивидуально. Наблюдение может быть связано с изобразительной деятельностью («потом нарисуем»), игрой.

Читайте:  Экология защита природы Конспекты занятий НОД в подготовительной группе

Дети средней группы уже обладают некоторыми представлениями о природе и способны воспринимать объекты в деталях. Однако самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно: дети не могут сами выделить характерные признаки сходства и отличия у нескольких объектов (эти умения формируются). Дети постепенно учатся принимать задачу, поставленную педагогом, и если она совпадает с практической деятельностью, то воспринимается легче («Хомячок будет у нас жить, давайте научимся за ним ухаживать»). В процессе наблюдения у детей формируется умение вслушиваться в вопросы воспитателя, следовать заданному плану при рассматривании объекта, составлять его словесное описание. В средней группе детского сада усложняется содержание наблюдения: дети рассматривают не только животных, но и чаще, чем в младших группах, растения (до 2-х объектов одновременно). Организуется наблюдение с использованием раздаточного материала (объекты предлагаются для индивидуального рассматривания). Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за ростом и развитием живых существ. Объем представлений детей расширяется: они начинают понимать некоторые взаимосвязи, существующие между объектами природы и с окружающей средой. Кроме вопросов, направленных на уточнение представлений детей («Какой формы туловище?»), используются вопросы поискового характера («Почему хомячок ловко лазает по лесенке?»). Формируется умение рассказывать о результатах наблюдения (педагог задает один и тот же вопрос в разных вариантах, проговариваются хором и индивидуально новые и «трудные» слова). У детей формируется умение использовать личный опыт(предлагает вспомнить, какой котенок живет у ребенка дома, что он любит есть и др.). Дети осваивают несложные способы ухода за живыми объектами: дети выполняют элементарные трудовые действия (покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и др.). Используется художественное слово (загадки, стихи, потешки), песенки (читают, поют и педагог, и дети). При подведении итога наблюдения педагог с помощью вопросов выясняет, как усвоили дети содержание, можно организовать практическую деятельность детей (рисование или уход за природным объектом).

В старшей группе детского сада дети способны не только принимать, поставленную взрослым, познавательную задачу, но и ставить ее самостоятельно во время разнообразной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной). Наблюдение становится более планомерным, дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается) и действовать в соответствии с ним. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным): под руководством педагога дети выделяют характерные признаки для всей группы объектов природы — это основа формирования обобщения. В ходе наблюдения дети устанавливают взаимосвязи объектов природы с окружающей средой обитания, их приспособленность к ней. В старшей группе детей знакомят с обитателями разных климатических зон. Широко используются вопросы поискового характера («Почему клюв у попугая короткий, сильный, загнутый в виде крючка?»). Детям предоставляется больше самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана, подведении итога. При затруднении педагог оказывает детям помощь, использует модели, побуждает отражать в речи и в других видах деятельности результаты наблюдения. В познавательной деятельности дети 7-ого года жизни подводятся к обобщению: обращается особое внимание на формирование обобщенных элементарных понятий («зима», «живое», «неживое»), подведение детей к пониманию более сложных закономерностей, существующих в природе, развитие самостоятельности. Педагог отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению представлений, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. Шире используются трудовые действия, вопросы-задания, требующие от детей умения планомерно наблюдать и рассказывать о результатах («Посмотрите и скажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?»), чаще, чем в старшей группе используется сравнение по общим (сходным) признакам. Воспитатель стремится к осознанию детьми обследовательских действий (они используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений – «Как ты об этом узнал? Проверь»). При подведении итога наблюдения используется обобщение.

Для фиксации результатов наблюдений используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов .

Источник

Серия наблюдений за природными объектами

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, должна быть основана на интеграции экологического воспитания во все виды деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Изучение природных объектов не возможно без наблюдения, но важно соблюдать принцип системности, последовательности наблюдений.

Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево, изучить этапы развития деревьев.

Задачи:

1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.

2. Закрепить знания о характерных признаках деревьев.

3. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.

4. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.

5. Воспитывать трудолюбие, развивать трудовые навыки

  1. 1.Знакомство с деревом.

Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево.

Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, чтение художественной литературы, экспериментирование, подвижная игра, вопросы к детям.

Вопросы для изучения с воспитанниками:

  1. Изучить строение дерева. Для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?
  2. Измерить высоту и толщину небольшого дерева;
  3. Сравнительный анализ деревьев участка. Какие деревья выше или ниже ? Тоньше или толще? Какие деревья по размеру относительно других предметов (дома, люди т.д.)
  4. Есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему?) Изучить территорию рядом с деревом.
  5. Видовое разнообразие деревьев. Понаблюдать за деревьями разных пород, чем они отличаются. Закрепить представления о породах деревьев.
  6. Вместе с детьми составить план участка, на котором растут деревья. Отметить, какие растут деревья, его соседи, детский сад, дома?

— выяснить, растут ли такие деревья возле дома детей?

— зарисовать объект наблюдений, его окружение.

Подвижная игра «1,2,3, что назову, туда беги. (дерево, куст)

Экспериментирование с разными материалами «Тонет, не тонет)

Деятельность в групповом помещении

  1. Завести дневник наблюдений за деревьями. Нарисовать схематично, предавая характерные особенности ствол и ветви изучаемых деревьев
    1. 2.Изучаем соцветия деревьев.

    Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием соцветий деревьев

    Методические приёмы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (аппликация), беседа, экспериментирование, дидактическая игра, вопросы к детям.

    Вопросы для изучения с воспитанниками:

    — сколько лепестков в соцветии?

    — погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

    — потрогать кончик лепестка (острый он или тупой, мягкий или твердый).

    — какой край лепестка ровный или с зубчиками?

    — какого цвета соцветие?

    — какой запах у соцветия?

    — как соцветия прикрепляются к ветке?

    — выяснить, что будет после соцветия?

    Дидактическая игра «С какого дерева цветочек?»

    Деятельность в групповом помещении

    Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, зарисовать соцветия.

    1. 3.Изучаем листья.

    Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием листьев деревьев

    Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа гусеницы, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, музыкальное упражнение, слушание музыкального произведения вопросы к детям.

    Вопросы для изучения с воспитанниками:

    1. Вспомнить, сколько листьев на дереве зимой и сколько в момент наблюдения?

    2.Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.

    3. Обследование листьев разных деревьев

    — потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).

    — какой край листа ровный или с зубчиками?

    — какого оттенка цвет листьев у разных деревьев?

    — какой запах у листьев?

    — как листья прикрепляются к ветке?

    4. Вспомнить, время появления первых листочков, время опадения листьев.

    5. Выяснить, куда деваются опавшие листья? Прогулка к компостной куче.

    Дидактическая игра «С какого дерева листок?», подвижная игра «Мы дружочки, мы одного дерева листочки».

    Музыкальное упражнение «Листочки кружатся».

    Деятельность в групповом помещении

    Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, нарисовать листья.

    Слушание песни М.Т. Потапенко «Листопад»

    1. 4.Изучаем кору и ствол.

    Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием коры и ствола деревьев

    Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, тактильная игра, вопросы к детям.

    Вопросы для изучения с воспитанниками:

    1. Исследовать ствол и кору разных дерев.

    — найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.

    — определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).

    — определить запах коры.

    1. Исследовать следы, оставленные человеком.

    — определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?

    Тактильная игра «Угадай наощупь, какого дерева кора»

    Деятельность в групповом помещении

    Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, раскрасить ствол и ветви деревьев, нарисованных на первом занятии.

    1. 5.Кто лучшие друзья дерева?

    Цель: познакомить воспитанников с особенностями жизнедеятельности деревьев разных пород

    Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, разбор проблемных ситуаций, вопросы к детям.

    Вопросы для изучения с воспитанниками:

    1. Отметить, как развиваются деревья одной породы, растущие в разных условиях (солнечная и теневая стороны)
    2. Наблюдение за почвой (мягкий грунт и твёрдый)
    3. Рассказать о вреде, который могут наносить насекомые и пользе птиц. Организовать наблюдение

    Разбор ситуаций «Что произойдёт, если все птички улетят?»,

    Деятельность в групповом помещении

    Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, отметить, уход за деревьями, друзей и врагов деревьев. Рассматривание иллюстраций. Изготовление коллажа «Дерево и его друзья»

    1. Изучаем плоды деревьев.

    Цель: познакомить воспитанников с плодами деревьев разных пород

    Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, трудовая деятельность (сбор урожая), вопросы к детям.

    Вопросы для изучения с воспитанниками:

    1. Изучаем плоды разных деревьев.

    — какой формы плоды?

    — погладить плод руками (гладкий или шершавый, мягкий или твердый).

    — какого цвета плод?

    — какой запах у плодов?

    — рассмотреть плод в срезе.

    — как плоды прикрепляются к ветке?

    — отметить время появления плодов, время, когда собирают урожай.

    3. Объяснить, что плоды деревьев могут быть не съедобны для человека, но съедобны для животных

    4. Вспомнить вкусовые качества плодов

    Итоговый опрос воспитанников «Что мы узнали о деревьях», д.и. «Чей листочек», «Дерево и его плод», игровая ситуация «Друзья деревьев»

    Деятельность в групповом помещении

    Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, сделать аппликацию в «Дерево с плодами».

    Предложить родителям воспитанников собрать природный материал (косточки, шишки, сухие листья для изготовления поделок и аппликаций). Организация выставки творческих работ «Это чудо нам подарило дерево».

    Список использованной литературы:

    1.Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей. М., 1978;

    2.Кравченко И.В, Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие.- М.: ТЦ «Сфера». 2010.

    3.Николаева Н.С. Программа. Юный эколог. Система работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика — Синтез, 2010 г.

    4.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика — Синтез, 2009 г.Мозаика — Синтез, 2010 г.

    Источник

    Задании для наблюдения с детьми в природе

    Автор: Ульянова Наталья Борисовна

    Организация: МБДОУ д/с №25

    Населенный пункт: Нижегородская область, г. Павлово

    Сентябрь

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    1. Наблюдение за цветами «Растут ли цветы на нашем участке»

    2.Наблюдение за цветами «Все цветы разные»

    Наблюдение за солнцем

    Уточнить представления детей о том, что на территории детского сада растут красивые цветы, разные по окраске и названиям.

    Познакомить детей с названиями цветов, их строением, особенностями размера, окраски. формы лепестков, побуждать детей к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов.

    Познакомить детей со значением солнца для всего живого на земле, зарядиться энергией солнца

    Рассказывание стихов о цветах

    Дидактическая игра «Цветы»

    Беседа о цветах.

    Рассказывание р.н.п. «Солнышко-ведрышко»

    3. Наблюдение за цветами «Красивые цветы можно поставить в вазу»

    Наблюдение за ветром

    Развивать у детей умение радоваться красоте цветущих растений, желание сохранять ее, сделать другим людям приятное.

    Знакомить детей с умением определять силу ветра с помощью вертушки, ленточек.

    Рассматривание иллюстраций с изображениями цветов.

    Чтение р.н.п. «Тише дуй ветерок, тише дуй на мой садок»

    4. Наблюдение за цветами «Что бывает на растениях после цветов»

    Наблюдение за облаками в небе.

    Уточнить у детей представления о том, что цветы живые: они растут и изменяются, из цветков образуются семена, из которых могут вырасти новые растения.

    Познакомить детей с особенностями осеннего неба и облаками, развивать умение видеть красоту неба, фантазировать(на что похожи облака)

    Дид. игра «Найди цветок по описанию»

    Пальчиковая игра «Цветы»

    Чтение стихотворения С. Михалкова «Облака»

    Дид. игра фантазирование «На что похожи облака»

    5 Наблюдение за цветами «Как ухаживать за букетом»

    Наблюдение за дождем.

    Воспитывать у детей желание, умение продлевать красоту срезанных цветов

    Познакомить детей, отчего бывает дождь, объяснить простейшие связи между явлениями в природе

    Беседа «Как ухаживать за букетом»

    Слушание произведения «Грустный дождик» муз. Кобалевского

    Заучивание потешки «Дождик дождик пуще»

    Октябрь

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    1 Наблюдение «Деревья на нашем участке»

    Наблюдение за березой

    Наблюдение за отлетом птиц

    Познакомить детей с деревьями, растущими на нашем участке: березой и рябиной, их убранством осенью.

    Дать представление о русской березе, как о дереве, ее красочном наряде, познакомить с листопадом, как явлением природы.

    Формировать первоначальное представление о перелетных птицах, их поведением осенью

    Беседа «Как изменились деревья»

    Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

    Чтение С. Воронин «Моя береза»

    Беседа «Перелетные птицы»

    Чтение стихотворения М.А. Познанского «Журавли».

    Наблюдение за рябиной

    Наблюдение за движением облаков в небе

    Познакомить детей с рябиной, ее внешним видом, красивыми гроздьями красных ягод, висящими на ней, любимым лакомством птиц.

    Формировать умение видеть красоту неба, развивать творческое воображение, желание фантазировать.

    Беседа о рябине, рассматривание гроздьев рябины

    Чтение стихотворения «Рябина»

    Дид. игра «Так бывает или нет»

    Наблюдение за листопадом

    Наблюдение за осенним дождем

    Наблюдения за птицами

    Продолжать знакомить детей с листопадом, расширять кругозор о процессах происходящих в природе

    Учить сравнивать осенний дождь с летним, осенние дожди долгие и моросящие, после дождя холодно, лужи долго не просыхаю

    Продолжать наблюдать за отлетом птиц, расширять представления о перелетных птицах

    Чтение О. Белявская «Листопад» Н. Найденова «Листья падают, летят»

    Чтение стихотворения В. Степанов «Дождик»

    Дид. игра «Что за птица»

    Наблюдение за березой и рябиной.

    Наблюдение за подготовкой огорода к зиме взрослыми и старшими детьми

    Наблюдение за долготой дня

    Сравнивать по внешнему виду березу и рябину, находить общие признаки и различия

    Познакомить детей с осенними работами на огороде: перекапыванием почвы, удалением сорняков

    Уточнить знания об убывающей долготе дня, развивать наблюдательность, расширять кругозор

    Беседа «Наш огород осенью»

    Дид. игра «Вершки- корешки»

    Дид. игра «День- ночь»

    Ноябрь

    Связь с развитием речи

    Наблюдение за деревьями.

    Наблюдение за небом, солнцем.

    Наблюдение за травой

    Знакомить детей с состоянием деревьев поздней осенью: листья опали, деревья готовятся к зиме.

    Дать понятие, что осенью солнце редко появляется на небе, не греет, часто небо закрыто облаками и тучами

    Рассмотреть состояние травы: трава завяла, пожухла после первых заморозков.

    Чтение А. С. Пушкин «Осень»

    Нод «Беседа об осени»

    Знакомство детей с поговорками и приметами осени

    Беседа об осенних изменениях в природе

    Наблюдение за воробьями

    Наблюдение за одеждой прохожих

    Наблюдение за осенним ветром

    Знакомить с повадками воробьев, их внешним видом; ласково, уменьшительно произносить: воробушки, прыгают, летают, клюют зернышки.

    Обращать внимание на то, что люди одели теплые куртки, шапки, сапоги, учить находить взаимосвязь между изменениями в природе и одеждой людей.

    Расширять представления детей: осенью часто дует холодный ветер, раскачивает деревья и кустарники

    Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей»

    Беседа «Природа и человек»

    Слушание: как завывает ветер

    Чтение рассказа К. Ушинского «Ветер и солнце» Беседа о прочитанном.

    Наблюдение за птицами

    Наблюдение за осенним холодным дождем.

    Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, развивать желание заботиться и подкармливать их

    Расширять представления детей о явлении природы- холодном моросящем дожде, все кругом становится мокрым, познакомить со смыслом слова непогодица.

    Беседа «Как помочь птицам зимой»

    Чтение А. Дэви «Дожди», И. Никитин «Поутру вчера шел дождь»

    Наблюдение за лужами, покрытыми коркой льда.

    Наблюдение за растениями уголка природы.

    Обращать внимание детей на то, что от холода и мороза лужи покрываются коркой льда, находить взаимосвязи между явлениями в природе.

    Расширять у детей знания о растениях уголка природы и способах ухода за ними

    Беседа о безопасном поведении на льду.

    Рассматривание картинок с изображением комнатных цветов

    Декабрь

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    Наблюдение №1 за елью «Как узнать ель»

    Наблюдение за прилетающими на кормушку снегирями и синицами

    Упражнять детей находить знакомые деревья по характерным признакам, показать особенности ели(ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку.

    Учить наблюдать за повадками птиц у кормушки, их внешними особенностями, воспитывать отзывчивость.

    Чтение стихотворения О. Высотской «Елочка»

    Дид..игра «Что за птица»

    Наблюдение№2 за елью «Какая ель»

    Наблюдение за падающим снегом, снежинками

    Уточнить представление о строении ели: один ствол, покрытый коричневой корой; много веток, которые постепенно увеличиваются книзу ,все ветки покрыты зелеными колючими иголками.

    Знакомить детей с красотой падающего на землю белоснежного пушистого снега

    Загадывание загадок про ель

    Чтение стихотворения «Снег, снег кружится»

    Наблюдение №3 за елью «Чем прекрасна ель»

    Наблюдение за льдом.

    Показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, зеленом убранстве; учить любоваться деревом, разговаривать с ним

    Знакомить детей с тем, что вода на морозе превращается в лед, он очень скользкий

    Рассказывание стихов про елочку.

    Загадывание загадок о сосульках

    Наблюдение №4 за елью «Сравним живую и игрушечную ели»

    Наблюдение №5 за елью «Поможем нашей елочке»

    Показать детям главные особенности живого дерева(у живого дерева в земле есть корни, оно растет и создает аромат)

    Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, прикрыть ее снегом.

    Чтение стихотворения И. Токмаковой «Хороший подарок»

    Чтение К.ЧИ. Чуковского «Елка»

    Создание альбома «Елочка»

    Январь

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Наблюдение за птицами №1«Какие птицы прилетают на участок»

    Наблюдение «Какой снег»

    Уточнить с детьми, какие птицы прилетают к кормушке.

    Расширять у детей знания о свойствах снега

    НОД «Беседа о зиме»

    Игра фантазирование «На что похож снег»

    Наблюдение «Что находится в шишках у ели»

    Наблюдение «Ищем следы на снегу»

    Познакомить детей со строением шишки с семенами ели, показать особенности: пахнет смолой, висит на дереве в закрытом виде, в тепле раскрывается, там находятся семена

    Установить что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных и птиц.

    Дид. Игра «С какого дерева шишка»

    Рассматривание строения шишки и беседа по теме.

    Рассматривание следов на снегу, беседа «Кому принадлежат эти следы»

    Наблюдение за снегопадом.

    Наблюдение за птицами№2 «Как птицы передвигаются»

    Обращать внимание детей на явление природы снегопад, красоту этого явления, рассмотреть форму снежинок.

    Развивать наблюдательность, Замечать особенности передвижения птиц по земле.

    Чтение и беседа по произведению В. Архангельского «Летят снежные пушинки»

    Дид. Игра «Что за птица»

    Наблюдение за птицами №3«Какие звуки издают птицы»

    Учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьев, воркование голубей), наблюдать за поведением птиц и объяснить в каких случаях они издают звуки.

    Слушание голосов птиц в записи

    Февраль

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    Наблюдение за березой

    Наблюдение за образованием сосулек

    Продолжать знакомить с березой в зимний период, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

    Закреплять представление о снеге как особом состоянии воды, учить наблюдению за образованием сосулек

    Рассказывание С. Есенин «Береза»

    Рассказывание поговорок и пословиц

    Загадывание загадок про сосульки

    Наблюдение за снегом на ветках деревьев.

    Наблюдение за облаками

    Познакомить с видами помощи деревьям в зимних условиях, воспитывать эстетическое видение природы, стремление помочь ей

    Обращать внимание детей, как ветер гоняет облака по небу, отмечать количество и форму облаков

    Рассказывание стих. К. Назыров «Варежки на ветках.

    Дид. Игра «Кто больше знает»

    Составление рассказов «Какое, какие»

    Наблюдение за синицами

    Наблюдение за капелью

    Продолжать знакомить детей с зимующими птицами синицами, их особенностями поведения и любимым лакомством-салом

    Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха

    Заучивание А. Барто «Синица»

    Дид. Игра «Летает- не летает»

    Пословицы и поговорки про капель

    Рассказывание стихотворения И. Демьянов «Веселые льдинки»

    Наблюдение «Сколько крыльев у птиц и как они летают»

    Наблюдение за снеговиком

    Уточнить представления о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении, об особенностях крыльев

    Обращать внимание детей, Что снеговик на участке стал постепенно уменьшаться, таять от яркого солнышка и теплой погоды.

    Чтение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

    Рассказывание р. н. с. «Снегурочка»

    Рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по содержанию

    Март

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    Наблюдения за изменениями в природе

    Наблюдение за воронами

    Наблюдение за посадкой лука

    Обращать внимание на изменения в природе в начале весны, развивать познавательный интерес

    Уточнить представление о знакомых птицах, их внешним виде, повадками

    Вызывать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, знакомить с условиями, необходимыми для роста луковиц

    Рассказывание примет и поговорок про март

    Рассказывание стих. Ф. Тютчева «Весна»

    Загадывание загадок про ворону

    Дид. Игра «Что за птица»

    Рассматривание луковиц, беседа о пользе лука.

    Наблюдение за капелью, первыми проталинами

    Наблюдение за деревьями (почками)

    Расширять представления детей о капели (звенит капель),обращать внимание на первые проталины, отчего это происходит, упражнять в употреблении в речи глаголов

    Учить устанавливать связи между условиями погоды и состоянием растений

    Беседа «Что происходит в природе ранней весной»

    Дид. Игра «Придумай сам»

    Загадывание загадки про почки.

    Наблюдение за весенним солнышком

    Наблюдение «Мать-и-мачеха, что это за цветы»

    Обращать внимание , как ярко светит солнце ,учить описывать свое весеннее настроение

    Знакомить детей с мать- и-мачехой, находить и узнавать эти цветы, определять его особенности6 невысокий стебель, покрытый чешуйками, желтый цветок.

    Заучивание потешки «Солнышко, покажись!»

    Игра «Солнечные зайчики»

    Рассматривании картинок с изображением цветов мать-и мачеха

    Наблюдение за грачами

    Наблюдение « В каких местах растет мать-и мачеха»

    Знакомить детей с перелетными птицами грачами, их внешним видом, повадками(любят купаться в лужах, строят гнезда на деревьях)

    Обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах, где растаял снег и прогрелась земля

    Рассматривание картины «Грачи прилетели»

    Беседа «Где можно увидеть цветы мать-и-мачеху»

    Апрель

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    Наблюдение за божьей коровкой

    Наблюдение «Как растут листья и появляются семена у мать-и-мачехи

    Рассмотреть, как выглядит божья коровка, назвать основные части тела и их особенности

    Вызывать интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения, уточнять представления о последовательности роста и развития растения

    Загадывание загадки про божью коровку

    Чтение потешки «Бабка- коробка»

    Дид.игра «Кто больше знает»

    Наблюдение»Как божья коровка передвигается»

    Наблюдение за ростом растений(подорожник)

    Уточнять представления о том, что жучок передвигается двумя способами- летает и ползает, имея крылья и три пары ножек.

    Уточнить представления о последовательности роста и развития растения, обогащать словарный запас слов(подорожник большой, ланцетовидный, лекарственный)

    Рассматривание картинки с изображением божьей коровки ,беседа.

    Рассказ воспитателя о полезных свойствах подорожника

    Наблюдение за русской березкой

    Наблюдение «Чем питается божья коровка»

    Обращать внимание детей на весеннюю красоту берез -свисающие ветки ,белые стволы ,нежную зелень распускающихся листьев

    Познакомить детей, что жучок-хищник поедает маленьких букашек-тлей, которые приносят вред растениям, а божья коровка оздоравливает их

    Досуг «Люблю березку русскую» с чтением стихов о березе, пение песен пословицы и поговорки.

    Загадывание загадок про божью коровку

    Чтение стихотворения «Божья коровка»

    Наблюдение за насекомыми

    Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.

    Формировать представления о многообразии насекомых, знакомить детей с бабочками ,жуками, комарами.

    Прививать интерес к изучению природы, к жизни растений и животных, развивать речь

    Рассматривание картинок с различными насекомыми,

    НОД «Беседа о весне»

    Май

    Неделя

    Наблюдения

    Цель и задачи

    Связь с развитием речи

    Наблюдение за майскими жуками.

    Знакомить детей с цветущими одуванчиками, любоваться красотой луга, развивать эстетический вкус

    Систематизировать представления о многообразии насекомых, знакомить с майским жуком, расширять словарный запас(двигаясь жук )приподнимает твердые надкрылья, распускает мягкие прозрачные крылья

    Рассказывание стихотворения О. Высоцкой «Одуванчик»

    Рассказывание стихотворения «Майский жук»

    Игра «Большие и маленькие жуки»

    Наблюдение за грозой

    Наблюдение за кузнечиком

    Знакомить детей с явлением природы- грозой, расширять словарный запас (молния, гром, раскаты грома,гроза)

    Расширять знания детей о некоторых формах защиты насекомых(Защитная окраска), развивать интерес к жизни насекомых, воспитывать любознательность.

    Рассказывание стихотворения «Люблю грозу в начале мая»

    Рассказывание стихотворения «Кузнечик»

    Дид. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

    Наблюдение за солнышком

    Наблюдение за насекомыми(муравьями)

    Продолжать знакомить детей со значением солнца для всего живого,обогащать словарный запас (обогревает, освещает, излучает)

    Знакомить детей с тружениками лесов муравьями-санитарами леса

    Заучивание р.н.п. «Солнце, солнце …»

    Опыт «Солнце высушивает предметы»

    Рассказывание стихотворения «Муравейник»

    Рассматривание цветов на клумбах

    Наблюдение за бабочками

    Познакомить детей с цветущими весенними цветами (пионами, тюльпанами, нарциссами), расширять словарный запас

    Расширять знания детей о разнообразии бабочек, пополнять словарный запас (порхают, садятся на цветы, пьют нектар)

    Источник