Евангельская история в проповедях

Евангельская история в проповедях

Призвание апостолов. О Петре, о лодках и о рыбной ловле

Призвание апостолов. О Петре, о лодках и о рыбной ловлеОднажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лк.5, 1-11)

(Синодальный перевод)

Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный призыв. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих» Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами. Но почему именно этих людей выбрал Господь созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело, что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля? Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но они обладали одним общим свойством души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию — Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога – и Бог ответил им; они ожидали Христа – и встретили Его.

Как только Господь начал Свою проповедь – после Крещения, поста и возвращения из пустыни, – за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников.

Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки – Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом – его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи. Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас нашел на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Петр, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лук 5.8). В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, Кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки – вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» – вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр – человек импульсивный, слова эти – результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им был охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, – говорит Он, – отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это – метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» – вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол …… – ловить живьем. В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ.31.18). Петр, а с ним его друзья – братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное – учил, как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога. Но ученики, так же, как большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь – вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом. «Иду рыбу ловить», – говорит Петр. «Идем и мы с тобою», – соглашаются другие. Так же, как тогда, перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, сети их были пусты. Но вот проходит ночь и наступает утро. С берега их окликает воскресший Господь. Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы – как и в тот раз, по слову Господа.

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей – не только тех, кто видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом Завете о Петре и его призвании.

Источник

От Иоанна святое благовествование, глава 21 Иоанна, глава 21

Позже Иисус опять явился Своим ученикам. Это было у Тибериадского озера. Произошло все так: Симон Петр, Фома, называемый Близнец, Нафанаил из Каны галилейской, сыновья Зеведея и два других ученика собрались вместе.

– Я пойду ловить рыбу, – сказал Симон Петр.

– Мы тоже пойдем с тобой, – решили они.

Они отплыли на лодке, но в ту ночь ничего не поймали.

Рано утром Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали Его.

– Дети, ну как, есть у вас рыба?

– Нет, – ответили они.

– Забросьте сеть с правого борта и поймаете.

Они забросили и поймали столько рыбы, что не могли вытащить сеть. Ученик, которого любил Иисус, сказал тогда Петру:

Как только Петр услышал, что это Господь, он обвязался верхней одеждой, так как был раздет, и прыгнул в воду. Другие ученики поплыли за ним на лодке, подтягивая сеть, полную рыбы. Они были на расстоянии около двухсот локтей от берега. Когда они вышли на берег, то увидели горящие угли, на которых пеклась рыба, и рядом лежал хлеб. Иисус сказал им:

– Принесите несколько рыб из тех, что вы сейчас поймали.

Симон Петр зашел в лодку и вытащил сеть на берег. В ней было сто пятьдесят три большие рыбы, однако сеть не порвалась! Иисус сказал им:

Читайте:  Кусок рыбы картинка для детей

– Идите сюда и позавтракайте.

Никто из учеников не осмеливался спросить Его: «Кто Ты?» Они знали, что это Господь. Иисус подошел, взял хлеб и дал им, а также и рыбу. Это уже в третий раз Иисус пришел к Своим ученикам после того, как Он воскрес из мертвых.

Разговор Иисуса с Петром

Когда они закончили есть, Иисус сказал Симону Петру:

– Симон, сын Иоанна, ты действительно любишь Меня больше, чем они?

– Да, Господи, – ответил тот, – Ты знаешь, что я люблю Тебя.

– Тогда паси Моих ягнят .

И во второй раз Иисус спросил его:

– Симон, сын Иоанна, любишь ли ты Меня?

– Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя.

– Заботься о Моих овцах.

Потом Иисус в третий раз спросил Петра:

– Симон, сын Иоанна, ты любишь Меня?

Петр опечалился, что Иисус спросил его в третий раз: «Любишь ли ты Меня?» – и ответил:

– Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус сказал ему:

– Паси Моих овец. Говорю тебе истину: когда ты был молод, ты сам подпоясывался и шел, куда хотел; но когда ты состаришься, то протянешь руки, и другой подпояшет тебя и поведет туда, куда ты не захочешь.

Иисус сказал это, имея в виду, какой смертью Петр прославит Бога. Потом Он сказал ему:

Петр обернулся и увидел ученика, которого Иисус любил, тот тоже шел за ними. Это был тот самый ученик, который на ужине откинулся назад к Иисусу и спросил: «Господи, кто предаст Тебя?» Когда Петр его увидел, он спросил Иисуса:

– Господи, а с ним как будет?

– Если даже Я захочу, чтобы он был жив, пока Я не приду , то что тебе до этого? Ты следуй за Мной.

После этих слов среди братьев распространился слух, что этот ученик не умрет, но Иисус не сказал, что он не умрет; Он сказал лишь: «Если даже Я захочу, чтобы он был жив, пока Я не приду, то что тебе до этого?»

Он и есть тот ученик, который свидетельствует об этом и который это записал. И мы знаем, что это свидетельство истинно.

Иисус сделал еще и многое другое, и если бы все это описать, то, я думаю, и всему миру не вместить написанных книг.

a) 21:8 То есть около ста метров.

b) 21:15-17 Ягнята, овцы – так здесь аллегорически названы последователи Иисуса.

c) 21:22 Пока Я не приду – имеется в виду второе пришествие Иисуса Христа.

Источник

Глава 21

1–14. Явление воскресшего Христа на море Тивериадском. – 15–23. Чудесный лов рыбы и обед при море. Предсказание судьбы Петра и Иоанна. – 24–25. Второе заключение к Евангелию.

Ин.21:1 . После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

«После того» , т.е. после событий, описанных в 20-й главе.

«Опять явился Иисус. » . Как видно из 14-го стиха, это явление было уже третьим в ряду явлений, бывших ученикам. Первое имело место в первый день по воскресении, второе – в восьмой ( Ин. 20:19, 26 ).

«При море Тивериадском» – см. комментарии к Ин. 6:1 .

Ин.21:2 . были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Kаны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

Всего при море было в это время семь учеников Христовых: пять апостолов, которые названы по именам (впрочем, себя и брата своего Иакова Иоанн, по обычаю своему, называет только по отчеству), и двое других, может быть, даже не из числа апостолов.

Ин.21:3 . Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

Апостолы, очевидно, принялись за свои прежние занятия, так как еще не получили окончательного уполномочия на проповедь Евангелия. Петр – очевидно, вечером – отправляется на море ловить рыбу, и к нему присоединяются шестеро других учеников. Как видно из дальнейшего рассказа, все они поместились в одной лодке, имея одну сеть.

Ин.21:4 . А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Проведя целую ночь на море и ничего не поймав, ученики ранним утром увидели, что кто-то стоит на берегу. Это был Иисус, Которого за дальностью расстояния ученики не узнали.

Ин.21:5 . Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

Господь обратился к ученикам, когда те стали подплывать к берегу, с вопросом, не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали сколько-нибудь рыбы. Ученики, занятые, вероятно, собиранием сети, не глядели на спрашивавшего и коротко ответили отрицательно на его вопрос.

Ин.21:6 . Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Господь дает тогда им совет еще раз забросить сеть и именно по правую сторону лодки – тогда они поймают. Полагая, что перед ними стоит человек опытный в рыбной ловле, ученики следуют его совету и захватывают сетью огромное количество рыбы.

Ин.21:7 . Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

Ин.21:8 . А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

Видя необычайно быстрое исполнение слов незнакомца, Иоанн первый признал в этом незнакомце снова явившегося Господа. Притом ему мог прийти на память другой подобный случай ( Лк. 5:1–11 ). Но тогда как сам Иоанн остался с другими учениками, чтобы помочь им управиться с таким богатым уловом, Петр, всегда стремительный в своей любви ко Христу, вылезает из лодки, чтобы доплыть поскорее до берега и прийти к Иисусу. Так как он ловил рыбу в одной рубашке, то, из уважения к Господу, он надел при этом на себя нечто в роде короткой блузы, какую носили сирийские и финикийские рыбаки (блж. Феофилакт) и крепко подпоясался поясом (нагим же он назван именно потому, что был в одной рубашке или хитоне).

«200 локтей» – о локте см. комментарии к Мф. 6:27 .

Ин.21:9 . Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Ин.21:10 . Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

Ин.21:11 . Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Евангелист не говорит, что Петр, поспевший к Иисусу, начал с Ним какую-нибудь беседу. Может быть, он сам и не посмел обратиться ко Христу с каким-нибудь вопросом и ждал, стоя у воды, когда подъедут другие апостолы. Господь же не начинал с Ним беседы. Когда все остальные ученики вышли на берег, то увидели, что на разложенном огне уже поджаривается рыба, а около огня лежит хлеб. Христос, однако, требует, чтобы они принесли и пойманной ими рыбы. Тогда Петр, как главный рыбак (ср. стих 3), «пошел» , или, точнее, взошел, поднялся на берег повыше ( ἀνέβη ); он стоял у самой воды, как бы стесняясь приблизиться к месту, где стоял Христос, и вытащил сеть, которую привели к самому берегу его сотоварищи. Иоанн заметил, что всех рыб апостолы насчитали в сети 153 – это, очевидно, был улов необыкновенный. Кроме того, особенно удивило Иоанна то обстоятельство, что сеть не прорвалась от такой большой тяжести.

Ин.21:12 . Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь.

Ин.21:13 . Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

Ин.21:14 . то уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу с Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а во-вторых, служил ручательством за то, что в то время, когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.

Читайте:  Сколько приносит рыбный ларек История малого бизнеса по торговле рыбой и морепродуктами

Ин.21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Кроме этой общей цели, настоящее явление имело и частную цель: восстановление в апостольских правах апостола Петра, который отрекся от Христа.

По окончании обеда (точнее с греческого, когда они позавтракали – ἠρίστησαν ) Господь спрашивает Петра, любит ли он Его больше, чем другие. Конечно, Христос спрашивает об этом с той целью, чтобы напомнить Петру его прежнее заявление о своей любви ко Христу ( Ин. 13:37 ). А троекратное повторение того же вопроса должно было напомнить Петру его троекратное отречение от Христа. Очень вероятно, что и костер, около которого он теперь стоял, должен был привести ему на память тот костер, около которого он грелся ночью на дворе первосвященника. Ответ Петра показывает, насколько он смирился: он уже не говорит о своей беззаветной преданности Христу, а только дает утвердительный ответ на вопрос Христа. Мало того, он смиренно заявляет, что его любовь ко Христу не такая, какую Христос желал бы видеть с его стороны. Христос спрашивает его, любит ли он Его любовью, которая основана на убеждении в высоких достоинствах любимого лица, которая есть дело воли человека (такой смысл имеет употребляемый здесь Христом глагол ἀγαπᾶν ). Петр же в своем ответе говорит только о своем дружеском сердечном расположении ко Христу (в таком смысле употребляется им глагол φιλεῖν , ср. Ин. 11:3 ). Однако Господь принимает это исповедание Петра и поручает ему пасти Своих агнцев. Этим Петру не дается каких-либо особых полномочий, которые выделяли бы его из числа прочих апостолов. Нет, он здесь только восстанавливается в своем достоинстве, которое он утратил вместе с отречением. Господь и ему, как прочим апостолам, поручает заботы о верующих. Нужно заметить, что верующих Господь называет здесь агнцами или ягнятами, для того чтобы показать, как они нуждаются в уходе за собой со стороны апостолов, а сам этот уход обозначает как кормление, питание ( βόσκε ἀρνία μου ).

Ин.21:16 . Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Господь, очевидно, некоторое время спустя снова обращается к Петру с тем же вопросом, опуская только выражение «больше, нежели они» . Он как бы хочет спросить Петра, имеет ли он по крайней мере ту любовь, какую должны иметь ко Христу все ученики Его (здесь опять употреблен глагол ἀγαπᾶν ). Но Петр не придал значения истинному смыслу вопроса Христа и дает ответ совершенно в тех же выражениях, как и в первом случае. Господь опять ничего не говорит Петру по поводу некоторой недостаточности его ответа и теперь поручает ему пасти, или, точнее, управлять Своими овцами, т.е. всем стадом Христовым (ср. Ин. 10:3–27 ), без различия возраста и силы животных, составляющих стадо ( ποίμαινε τὰ πρόβατά μου ).

Ин.21:17 . Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Спрашивая Петра в третий раз, Господь употребил для обозначения понятия любви тот же глагол, какой только что употреблял Петр ( φιλεῖν ). Этим Господь поставил под сомнение и то дружеское расположение, какое имел, по его собственному признанию, Петр. Это очень огорчило Петра, и огорчение его выразилось в том, что он придал другую форму своему ответу. Он опускает частицу утверждения «так» и не говорит уже о своей любви как о деле совершенно ясном, о котором Христос должен знать, а высказывает только уверенность в том, что Христос, как Бог всеведущий, проникает в его сердце и находит там не только слабости, а в то же время и искреннюю любовь к Нему. Господь после этого скорбного и смиренного исповедания Петра в третий раз поручает ему заботиться о прокормлении Своих «овец» , или, точнее, «овечек» ( βόσκε προβάτια ), под которыми Он разумеет наиболее слабых верующих. Петр сам почувствовал, насколько тяжело положение слабых характером – не верой, потому что в отречении своем Петр проявил не слабость веры, а именно недостаточную твердость характера, и поэтому именно ему Господь поручает укреплять и утешать тех людей, на которых он сам прежде походил.

Ин.21:18 . Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

Ин.21:19 . Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Как одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т.е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т.е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа. Можно даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия Петра на кресте. Тертуллиан говорил: «тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается ко кресту (см. Scorp. 15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа ( Ин. 13:37 ), Христос приглашает Петра следовать за Ним, т.е., как видно из контекста речи (ср. стихи 22–23), приготовиться так же пострадать, как пострадал Христос.

Ин.21:20 . Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

Ин.21:21 . Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Ин.21:22 . Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

Ин.21:23 . И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

Вместе с Петром Господь стал удаляться от места, где происходил обед. Петр, вероятно, услышав позади себя чьи-то шаги, обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с удивлением спрашивал Христа, неужели Его любимейший ученик не удостоится этого отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну, с которым он был особенно близок, как можно видеть, например, из того, что в утро воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову.

На вопрос Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе апостола Петра – тот должен идти указанным ему путем.

Эти слова Господа об Иоанне, как замечает сам евангелист, подали братьям, т.е. христианам (ср. Флп. 1:14 ), повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из них доживут до этого времени (см. 1Фес. 4:17 ; Иак. 5:7–8 ). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и десятка два лет после смерти Петра, должно было еще более укрепить христиан в правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, которые сказал в отношении к нему Господь.

Читайте:  Большая рыбина по соннику Миллера

Нельзя не заметить здесь, что это прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В самом деле, была ли какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер? Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на то место, где он был погребен.

Ин.21:24 . Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

Ин.21:25 . Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Эти стихи могут быть рассматриваемы, во-первых, как заключение к одной 21-й главе. В таком случае они преимущественно будут утверждать истинность того, что сказано о судьбе Петра и Иоанна. Во-вторых, здесь можно видеть заключение ко всему Евангелию, и такое мнение представляется более правильным, так как стих 25, очевидно, имеет в виду не одно небольшое прибавление к Евангелию, содержащееся в 21-й главе, а все Евангелие Иоанна. Итак, в заключении этом – по счету втором – «сей ученик» , т.е. сам Иоанн, говорит, что он является свидетелем истинности всего сказанного в Евангелии, что он именно сам написал его, а затем к его свидетельству присоединяют и свое те люди, которые окружали Иоанна ( «знаем» ), т.е., вероятно, некоторые апостолы и другие очевидцы описанных в Евангелии Иоанна событий. Последнее же замечание евангелиста о том, что и весь мир не мог бы вместить в себе книг, в которых бы содержалось все, что известно было апостолам о Христе, нужно, конечно, понимать как гиперболическое выражение.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 6. : Четвероевангелие. — 1232 с. / Евангелие от Иоанна. 961-1223 с. ISBN 978-5-485-00275-6

Источник



Симон и петр ловят рыбу

Читает и комментирует

742px-V&A_-_Raphael,_The_Miraculous_Draught_of_Fishes_(1515)

Большой улов рыбы. Рафаэль Санти (1483–1520).

Евангелие от Луки, Глава 5, 1-11

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Чудесный лов рыбы, описанный евангелистом Лукой, – и парадоксальная реакция апостола Петра на эту крупную добычу – приоткрывают нам нечто в отношениях между Христом и апостолами, что находится в прямом смысле между строк.

Итак, Христос находится на берегу Генисаретского озера, где Его окружает множество народа. Его теснят. Ещё немного, и Спаситель окажется в воде. В поисках решения Он оглядывается вокруг и видит, как неподалёку рыбаки вымывают сети после неудачной ночной ловли. Время происходящего – утро, первая половина дня. Войдя в лодку и немного отплыв, Спаситель начинает проповедовать.

А теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения Петра. Проработав всю ночь и ничего не поймав, он совсем не благодушествует. Учитывая, что рыбная ловля – это единственный источник дохода для всей его семьи, он находится в понуром настроении. Когда его зовёт Иисус – чтобы воспользоваться лодкой – Петр понимает: во-первых, сети так и останутся недомытыми и неубранными – а впереди жаркий палестинский день, во-вторых, он ведь так и не отдохнёт после долгой ночи трудов. И насколько затянется вся эта проповедь – никто не знает. Но, как это хорошо каждому из нас известно, когда нам плохо – мы не особо-то противимся даже очевидно невыгодным решениям: для сопротивления тоже нужны силы, которых и так уже нет. Зачем возмущаться – хуже всё равно уже не будет!

Мы ничего не знаем, какая борьба происходила внутри Петра, когда он покорно сидел в лодке, покуда Иисус проповедовал. Но то, что эта борьба была, очевидно из слов самого Петра – хоть мы даже ночью ничего не поймали, но я из уважения к Тебе закину сети – при том, что понимаю, это совершенно бессмысленная затея – пытаться ловить рыбу посреди бела дня. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим эпизодом, прямо говорит, что чудесный лов рыбы – это была плата Петру за его услугу, предоставленную Иисусу в виде – с позволения сказать, «плавучей кафедры». Значит, скорее всего, в голове Петра сидела неотступная мысль: «вот, я сейчас снова занимаюсь совершенно бесполезным делом. И рыбы не поймал, и сети не вымыл, и домой не пришёл. Как я буду смотреть в глаза своим домашним? Кто мне воздаст за всё впустую потраченное время?»

Мы также не знаем, о чем точно говорил Иисус. Но для Петра эти слова стали определённым ответом на те тягостные мысли, которые его одолевали. Он проникается уважением к проповедающему – и оказывает Ему полное послушание, не преминув выразить своё мнение о безнадёжности затеи.

Когда же сети начинают рваться от невесть откуда взявшейся в них рыбы, а лодки, приплывшие на помощь, опускаются до самых бортов от небывалого улова – Петра прошибает насквозь. Он падает перед Христом на колени и просит Спасителя уйти – объясняя, что он, Петр – человек грешный.

Что же произошло? Почему вместо несказанной радости его объял ужас такой силы, что присутствие рядом Иисуса стало для него просто невыносимым?

Впервые в своей жизни Пётр испытал прикосновение Божественной любви. Совершенно не такой, как он себе её представлял. Не какой-то абстрактной любви – а очень адресной, личной, до мелочей понимающей, что данному человеку надо именно сейчас. Острый конфликт между тем, каким представлял себе Бога Петр – и тем, что произошло с ним по слову Иисуса и полная неспособность его преодолеть этот конфликт и вынуждают Петра просить Иисуса уйти. Петру становится страшно, это почти животный ужас за собственную жизнь: если Тот, Кто рядом с ним сейчас в лодке, так легко проникает в самые сокровенные глубины человеческой души – и при этом обладает какой-то невероятной силой повелевать стихиями – кто знает, что от Него ещё можно ожидать?

Ответ Иисуса прост: «Не бойся! Хватит ловить рыбу – пора заняться ловлей человеков!» Призыв не бояться – ответ на весь испуг и ужас. Всё нормально. Всё под контролем. Так и должно быть. «Не бойтесь – но доверьтесь Мне – говорит Спаситель. И не то ещё увидите!»

Как же важно нам научиться быть открытыми Богу, не навешивать на Него наших, человеческих, тесных шаблонов и узких рамок! Он всё равно их переступит – каким бы невероятным нам это ни казалось! Разрешить Богу быть таким, каким Он хочет быть – а не таким, каким мы хотим Его видеть – это важный шаг веры, к которому призван каждый из нас!

Источник