Естествознание как особая форма знания

Теоретические основы систематизации природоведческих знаний

Умственное развитие ребенка рассматривается отечественными психологами как процесс постепенного развертывания основных форм мышления – от чувственно-практической до абстрактно-понятийной. Как показывают фундаментальные работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и других, для гармоничного интеллектуального развития человеческой личности важно своевременное становление всех форм мышления.

Л.С. Выготский указывал, что для ребенка преддошкольного возраста мыслить – означает разбираться в видимых связях, для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит уже разбираться в общих представлениях. Основываясь на этих особенностях дошкольников, Л.С. Выготский считает, что программа обучения для них должна отвечать следующим требованиям. «Во-первых, она должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели…Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем, эта программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления, связанного с общими представлениями». Как одно из требований программы, Л.С. Выготский выдвигает образование системы знаний, но системы такой, которая принципиально отличалась бы от школьной. Дошкольнику, по Выготскому, нужна такая система знаний, которая дала бы ему общее представление о действительности. Подготовить это общее представление относительно мира природы, относительно общества, относительно мира величин – все это и составляет непосредственную задачу дошкольного воспитания.

Другими словами, система знаний для дошкольников должна быть такова, чтобы, пройдя ее, накануне школы ребенок имел общие, но в то же время дифференцированные представления о различных областях действительности, в том числе о природе.

Общее представление о живой природе, по мнению С.Н. Николаевой, — это не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная и взаимосвязанная цепочка знаний, которая раскрывает перед ребенком в самых общих чертах наиболее важные закономерности природы.

Таким образом, задача совершенствования содержания дошкольного образования представляется автору не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительных сведений, а в поиске принципов систематизации знаний.

С.Л. Рубинштейн указывает на то, что мышление ребенка преобразуется и перестраивается всякий раз, когда он в процессе систематического обучения овладевает хотя бы и элементарными, но построенными в виде системы знаниями. Эта система служит основой для развития у ребенка новых форм рассудочной деятельности.

70-е гг. ХХ в. – это период интенсивного поиска принципов построения систем знаний для дошкольников о различных областях действительности, период разработки и отбора содержания обучения и проверки возможности его усвоения в дошкольном возрасте.

Опираясь на исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьяков (1972) высказал предположение, что требованиям развивающего обучения для дошкольников будет отвечать такое систематизированное содержание знаний, в центре которых – глобальная закономерность той или другой области действительности, имеющая ярко выраженное внешнее проявление. Другими словами, конкретные знания системы могут быть выстроены вокруг центрального звена, основу которого составляют важнейшие связи и зависимости данной области.

В таком подходе принципиальное значение имеют два момента. Во-первых, закономерности любой сферы, если они выражены в доступных наблюдению явлениях, могут использоваться для разработки и построения системы знаний. Данный принцип обеспечивает широту поиска самих знаний и фактов, позволяет выбирать закономерности, которые могут составить ядро системы. Во-вторых, система знаний автоматически связывается с характером мыслительной деятельности, обеспечивающей возможность ее усвоения. Система знаний в процессе усвоения детьми может быть в форме представлений, а не понятий.

Систематизация знаний для дошкольников на основе данного подхода дает возможность реализовать принцип научности в отборе конкретного содержания ознакомления детей с окружающими предметами и явлениями, позволяет использовать и развивать значимые для ребенка качества личности, например, различные формы восприятия, наглядно-образное мышление, творческое воображение и т.д.

В Москве и Санкт-Петербурге на основе выдвинутого принципа была проведена серия исследований, цель которых – отбор содержания знаний, построение его в системы и проверка эффективности их усвоения детьми.

Под руководством Н.Н. Поддьякова осуществлены исследования на материалах конструирования (Л.А. Парамонова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), ознакомления детей с животным миром (С.Н. Николаева), с неживой природой (И.С. Фрейдкин). Под руководством В.И. Логиновой проведен цикл исследований по формированию у дошкольников представлений о предметном мире и труде взрослых, а под руководством П.Г. Саморуковой – исследования по ознакомлению детей с природой.

П.Г. Саморукова (1973), рассматривая вопрос систематизации знаний детей о природе, выделяет три направления построения систем:

— территориальная совокупность растений и животных;

— распределение их на группы на основе внешнего сходства и взаимосвязи со средой;

— сезонные изменения природы.

Автор выдвигает ряд других важных положений системного ознакомления дошкольников с природой:

Ÿ построение систем знаний о природе должно исходить не только из задач умственного воспитания, но и служить основой для развития гуманных чувств – бережного отношения к природе;

Ÿ системы знаний не должны при дальнейшем (школьном) обучении отбрасываться и заменяться новыми, но должны подлежать развитию и углублению;

Ÿ освоение систем знаний в дошкольный период целесообразно осуществлять через непосредственное общение детей с природой;

Ÿ системы знаний должны отвечать психическим возможностям дошкольников и строиться на небольшом объеме конкретного материала.

В последующие годы под руководством П.Г. Саморуковой осуществлены исследования по систематизации знаний о растениях (И.А. Хайдурова), животных (Е.В. Терентьева), живой природе (Н.Н. Кондратьева). В этих работах изучаются возможности усвоения старшими дошкольниками систем знаний, отражающих зависимости жизни, роста и развития живых существ от факторов внешней среды.

С.Н. Николаева в своей монографии «Общение с природой начинается с детства» (1992), обращаясь к проблеме систематизации знаний дошкольников о природе, анализирует исследования П.Г. Саморуковой и Н.Н. Кондратьевой. Николаева С.Н. отмечает, что в основу системы знаний, разработанной этими учеными, положено понятие «живой организм».

Системный анализ позволяет авторам выделить наиболее значимые компоненты понятия, которые должны стать ядром представлений детей о живом. К ним относятся:

· стуктурно-функциональная целостность живого организма, взаимодействующего с внешней средой;

· системные свойства живого организма, определяющие его специфику (способность к питанию, дыханию, движению, самовоспроизводству);

· приспособленность к среде обитания,

· живой организм как открытая система, существующая в условиях постоянного взаимодействия с внешней средой, что создает детерминированность живого неживым;

· системная организованность самого живого организма и его включенность в систему более высокого уровня – сообщество живых организмов (биоценоз).

Приведенный анализ позволил исследователям разработать экспериментальную программу знаний о растениях и животных как живых существах. Программа включает четыре раздела, которые, с одной стороны, являются самостоятельными подсистемами знаний, а с другой, благодаря их взаимосвязи обеспечивают постепенное развертывание и углубление всей системы знаний детей о живом организме.

Раздел 1 раскрывает существенную специфику и целостность живого организма на уровне конкретных растений и животных; раздел 2 включает знания о приспособленности живых организмов к внешней среде; раздел 3 посвящен самовоспроизводству живых организмов, их росту и развитию, осуществляющимся в определенных условиях; раздел 4 – это знания о существовании отдельного организма в условиях сообщества растений и животных.

Рассматриваемый подход к построению систем знаний детей о природе реализован в комплексной программе «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.). При написании раздела о природе его авторы (Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М.) опирались на современные взгляды на проблему экологического образования детей дошкольного возраста, что определило новое название раздела – «Ребенок открывает для себя мир природы». В нем нашли отражение результаты научных исследований в области дошкольного природоведения и экологического воспитания детей, проведенных авторами под руководством к.п.н. П.Г. Саморуковой, апробированные в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Новгорода, Мурманска, Нижнего Новгорода, Вологды, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Нальчика и др. городов России.

Анализ материалов программы показал, что содержание представлений детей о природе сгруппировано по 4-м блокам:

1 блок – растения и животные как живые организмы, их признаки и свойства. Человек как живое существо (только в подготовительной к школе группе);

Источник

Естествознание как система наук о природе

Определение, назначение, предметная область, цели естествознания. Основные естественные науки, их краткая характеристика. Специфика предмета и структура естествознания. Иерархия развития естественных наук. Понятие дифференциации и интеграции наук.

Рубрика Биология и естествознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.01.2011
Размер файла 8,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Естествознание система наук о природе. В современном мире естествознание представляет систему наук о природе, или так называемых естественных наук, взятых во взаимной связи и опирающихся, как правило, на математические способы описания объектов исследования.

Естествознание:

· одна из трех основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении;

· является теоретической основой промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины

· является естественнонаучным фундаментом картины мира.

Являясь фундаментом формирования научной картины мира, естествознание представляет собой определенную систему взглядов на то или иное понимание естественных явлений или процессов. И если такая система взглядов принимает единый, определяющий характер, то она, как правило, называется концепцией. С течением времени появляются новые эмпирические факты и обобщения и система взглядов на понимание процессов изменяется, появляются новые концепции.

Если рассматривать предметную область естествознания предельно широко, то она включает:

· различные формы движения материи в природе;

· их материальные носители, которые образуют «лестницу» уровней структурной организации материи;

· их взаимосвязь, внутреннюю структуру и генезис.

Но так было не всегда. Проблемы устройства, происхождения организации всего, что есть во Вселенной (Космосе), в 4-6 веках относились к «физике». А Аристотель называл тех, кто занимался этими проблемами, просто «физиками» или «физиологами», т.к. древнегреческое слово «физика» равно слову «природа».

В современном естествознании природа рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т.к. ее познание достигается не только умозрительной, теоретической, но и практической производственной деятельностью людей.

Таким образом, естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе ее активного преобразования в интересах общества.

Из этого вытекают и цели естествознания:

· выявление сущности явлений природы, их законов и на этой основе предвидение или создание новых явлений;

· умение использовать на практике познанные законы, силы и вещества природы.

В целом можно сказать, что цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.

Отсюда следует, что если общество заинтересовано в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно использовать свои знания, то цель изучения концепций современного естествознания — это не изучение физики, химии, биологии и т.п., а выявление тех скрытых связей, которые создают органическое единство физических, химических, биологических явлений.

К естественным наукам относятся:

· Науки о космосе, его строении и эволюции (астрономия, космология, астрофизика, космохимия и т.д.);

Читайте:  Power Rangers или Могучие Рейнджеры Зверомеры

· Физические науки (физика) — науки о наиболее глубоких законах природных объектов и в то же время — о наиболее простых формах их изменений;

· Химические науки (химия) — науки о веществах и их превращениях

· Биологические науки (биология) — науки о жизни;

· Науки о Земле (геономия) — сюда относится: геология (наука о строении земной коры), география (наука о размерах и формах участков земной поверхности) и др.

Перечисленные науки не исчерпывают всего естествознания, т.к. человек и человеческое общество от природы неотделимы, являются его частью.

Стремление человека к познанию окружающего мира выражается в различных формах, способах и направлениях его исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира — природа, общество и человек — изучается своими отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием, т. е. знанием о природе («естество» — природа — и «знание»).

Естествознание — совокупность наук о природе, имеющих предметом своих исследований различные явления и процессы природы, закономерности их эволюции. Кроме того, естествознание является отдельной самостоятельной наукой о природе, как едином целом. Оно позволяет изучить любой объект окружающего нас мира более глубоко, чем это может сделать какая-либо одна из естественных наук. Поэтому естествознание, наряду с науками об обществе и мышлении, — важнейшая часть человеческого знания. Оно включает в себя как деятельность по получению знания, так и ее результаты, т. е. систему научных знаний о природных процессах и явлениях.

Спецификой предмета естествознания является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, выявляя наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривая Природу как бы сверху. Только так можно представить Природу как единую целостную систему, выявить те основания, на которых строится все разнообразие предметов и явлений окружающего мира. Итогом таких исследований становится формулировка основных законов, связывающих микро-, макро- и мегамиры, Землю и Космос, физические и химические явления с жизнью и разумом во Вселенной. Главная задача настоящего курса — осознание Природы как единой целостности, поиск более глубоких взаимоотношений между физическими, химическими и биологическими явлениями, а также выявление скрытых связей, создающих органическое единство этих явлений.

Структура естествознания представляет собой сложную разветвленную систему знаний, все части которой находятся в отношении иерархической соподчиненности. Это означает, что систему естественных наук можно представить в виде своеобразной лестницы, каждая ступенька которой является фундаментом для следующей за ней науки, и в свою очередь основывается на данных предшествующей науки.

Так, основа, фундамент всех естественных наук — физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях.

Следующая ступень иерархии — химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения.

В свою очередь химия лежит в основе биологии — науки о живом, изучающей клетку и все от нее производное. В основе биологии — знания о веществе, химических элементах.

Науки о Земле (геология, география, экология и др.) — следующая степень структуры естествознания. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов.

Завершает эту грандиозную пирамиду знаний о Природе космология, изучающая Вселенную как целое. Частью этих знаний являются астрономия и космогония, изучающие строение и происхождение планет, звезд, галактик и т. д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике. Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания, что, очевидно, отражает одно из важнейших свойств самой Природы.

В науке идут сложнейшие процессы дифференциации и интеграции научного знания. Дифференциация науки — это выделение внутри какой-либо науки более узких, частных областей исследования, превращение их в самостоятельные науки. Так, внутри физики выделились физика твердого тела, физика плазмы.

Интеграция науки — это появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания. Примером такого рода наук являются: физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геохимия, биогеохимия, астробиология и др.

Естествознание — совокупность наук о природе, имеющих предметом своих исследований различные явления и процессы природы, закономерности их эволюции.

Метафизика (греч. meta ta physika — после физики) — философское учение о сверхчувствительных (недоступных опыту) принципах бытия.

Натурфилософия — умозрительное истолкование природы, восприятие ее как единого целого.

Системный подход — представление о мире как о совокупности разноуровневых систем, связанных отношениями иерархической соподчиненности.

естествознание естественная наука

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предмет и структура естествознания. Понятие естествознания как совокупности наук о природе. История естествознания и интеграция наук от времен древнегреческой натурфилософии, в средневековой культуре, новое время, эпоху глобальной научной революции.

реферат [54,1 K], добавлен 29.12.2009

Цели и задачи курса «Концепции современного естествознания», место данной дисциплины в системе других наук. Классификация наук, предложенная Ф. Энгельсом. Взаимосвязь физических, химических и биологических знаний. Виды атмосферных процессов в природе.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 13.06.2013

Определение естествознания как отрасли научного познания, его отличие от других наук, разделы естествознания. Наука как одна из форм общественного сознания. Описание и объяснение различных процессов и явлений действительности как основные цели науки.

реферат [19,6 K], добавлен 16.04.2011

Основные компоненты естествознания как системы естественных наук. Александрийский период развития науки. Основные законы механики Ньютона. Этапы создания учения об электромагнетизме. Квантовая механика. Стехиометрические законы. Явление катализа.

контрольная работа [39,9 K], добавлен 16.01.2009

Предпосылки возникновения и история развития естествознания, его значение как науки. Виднейшие философы античности, их взгляды и особенности мировоззрения. Характеристика эпохи средневековья. Строение и состав Вселенной. Этапы развития основных наук.

курсовая работа [27,0 K], добавлен 29.04.2009

Определение понятия естествознания. Естествознание подразделяется на фундаментальные, прикладные, естественные, технические науки, социальные и гуманитарные науки. История развития науки и её зарождение. Естествознание в античности и в средние века.

реферат [26,4 K], добавлен 12.12.2010

Предмет и задачи естествознания как системы научных знаний. Характеристика этапов развития естествознания. Научная картина мира как одно из основополагающих понятий в естествознании — особая форма систематизации знаний, синтез различных научных теорий.

Источник

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза осн. естеств.-науч. понятий и принципов. Мировоззренч. и методологич. базой Н. к. м. является материалистич. диалектика. Различают общенауч. картину мира, картины мира наук, близких по предмету исследования, и картины мира отд. наук (физическая, астрономическая, биологическая и др.). Первые картины мира были выдвинуты в рамках антич. философии и носили натурфилос. характер. Н. к. м. начинает формироваться только в эпоху возникновения науч. естествознания в 10 17 вв. В общей системе Н. к. м. определяющим элементом выступает картина мира той области познания, к-рая занимает лидирующее положение. В совр. естеств.-науч. познании такое положение занимает физич. картина мира. В структуре Н. к. м. можно выделить два гл. компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный. Концептуальный компонент представлен филос. категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и др.), общенауч. понятиями и законами (напр., закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отд. наук (поле, вещество, энергия, Вселенная, биологич. вид и др.). Чувственно-образный компонент Н. к. м.это совокупность наглядных представлений о природе (напр., планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, представление о спине электрона как вращающемся волчке). Гл. отличие Н. к. м. от донаучной или вненаучной (напр., религиозной) состоит в том, что она строится на основе определ. фундаментальной науч. теории (или теорий), служащей её обоснованием. Так, напр., физич. картина мира 17-19 вв. строилась на базе классич. механики, а совр. физич. картина мира на базе квантовой механики, а также спец. и общей теории относительности. С др. стороны, фундаментальная науч. теория находит в Н. к. м. средства для своей интерпретации: Н. к. дт. создаёт условия, общенауч. фон для её анализа. Н. к. м. как форма систематизации науч. знания отличается от науч. теории. Если Н к. м. отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то науч. теория содержит в себе логич. средства как систематизации знаний об объекте, так и проверки (в частности, экспериментальной) их истинности. Н. к. м. выполняет эвристич. роль в процессе построения фундаментальных науч. теорий. Н. к. м. тесно связана с мировоззрением, являясь одним из действенных способов его формирования. Она выступает связующим звеном между мировоззрением и науч. теорией. Н. к. м. находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе науч. революций качеств.преобразования (смена старой картины мира новой). См. также Теория, Мировоззрение, Естественнонаучный материализм. смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

совокупность мировоззренческих представлений о мире. Она м.б. физ., биол., филос., религ., покоящейся на чувственно-пространственных, духовно-культ., метафизич. основаниях. Целостной картины мира, объясняющей разл. т.зр. на мир, в т.ч. религ., не существует. У каждой филос. шк., течения она разная. НКМ — обобщенный образ, модель, единая схема мира, объединяющая на теор. уровне постоянно развивающееся знание о нем. В ее основе лежат фундаментальные науч. з-ны, принципы, понятия, наглядные представления, экспериментальные данные о мире, природе, об-ве, человеке в целом. НКМ, как и знание в целом, связано с мировоззрением, являясь его составляющей. Мировоззрение, в свою очередь, воздействует на нее своими ценностными, филос. установками во взглядах человека на мира. НКМ формируется, развивается по мере накопления знаний, изменения мировоззренческих установок, особенно в философии, к-рая представляет ее своеобразное ядро. Именно философия, ее концептуальные основания явл. фильтром, т.е. принципом отбора, систематизации и синтезирования знаний о мире. НКМ включает в себя: 1) науч. представления о мире в виде фундаментальных з-нов и понятий отд. наук (поле, вещество, энергия, информация, биосфера, популяция и т.д.); 2) филос., концептуальные представления в виде принципов (всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, материального единства мира, развития) и категорий (материи, движения, пространства, времени и др.); 3) чувственно-образные представления, покоящиеся на менталитете, культуре, религии каждого отд. народа. Каждая из этих составляющих определяет три возможных типа НКМ: 1. Спец. НКМ — представление о мире через призму отд. наук; 2. Ест.-науч. (о природе) и соц.-истор. (об обве) картины мира на основе обобщающих науч. данных о них; 3. Собственно НКМ — обобщенные, систематизированные представления о мире. Все три типа НКМ исторически меняются в зависимости от изменений науч. представлений в осн. науч. дисциплинах. Совр. НКМ — комплекс развивающихся знаний о разл. уровнях строения материи и формах движения, в т.ч. социальной. Ее особенностью явл. взаимопроникновение и взаимообогащение разл. наук (дополнительности принцип) и синергетика, выявляющая наиболее общие закономерности структурогенеза. Б.В.Емельянов . смотреть

Читайте:  17 домашних питомцев которые сливаются с окружающей средой так что их не видят даже хозяева

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

– целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Н. к. м. – особая форма научного теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. Является предметным, объективно истинным знанием, что отличает ее от вненаучных и донаучных картин мира (напр., мифологической, религиозной). Н. к. м. является важнейшим компонентом научного мировоззрения, хотя и не исчерпывает его, поскольку мировоззрение включает в себя не только знания, но и убеждения, ценностные ориентации, идеалы и нормы деятельности, не только интеллектуальное, но и эмоционально-ценностное отношение человека к миру. Н. к. м. формируется в контексте определенных мировоззренческих установок, оказывая на них активное обратное воздействие. По степени общности различают три типа Н. к. м.: 1) общенаучную, как форму систематизации знаний, вырабатываемых не только в естествознании, но и в социальных науках; 2) естественно-научную (картина природы) и научную картину социально-исторической действительности (картина общества), каждая из которых является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира; 3) специальные картины мира отдельных наук – дисциплинарные онтологии (физический, биологический мир, мир химических и астрономических объектов и т. п.). В современной науке создаются предпосылки формирования Н. к. м., включающей достижения естественных, общественных и технических наук на основе идей самоорганизации, глобального эволюционизма, методологии исторически развивающихся систем. Конфликт, выступая сегодня одной из двух главных угроз существованию цивилизации, является важным элементом современной Н. к. м. Понимание места конфликта в Н. к. м. связано не только с раскрытием его роли в развитии наиболее острых социальных противоречий современности, но и с выявлением места конфликта в эволюции социального взаимодействия в антропогенезе и развитии жизни на Земле в целом. смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности; подсистема мета-научного знания, являющаяся одним из важнейших элементов оснований науки (наряду с ее философскими и социальными основаниями). Представляет собой множество фундаментальных онтологических утверждений науки определенного периода. Например, основу классического естествознания составлял взгляд на мир как на множество материальных объектов, взаимодействующих между собой в соответствии с некоторым множеством законов. Научная картина мира создается двумя основными способами: 1) обобщение, синтез онтологических схем различных частных областей научного знания (физики, химии, биологии, социологии, истории и т. п.); 2) сведение онтологической схемы одной из наук к другим (например, биологии к химии и физике). Однако вполне возможно сосуществование в науке любого исторического периода альтернативных, исключающих друг друга картин мира (например, корпускулярной и волновой картин мира классической науки). Принятие той или иной научной картины оказывает существенное влияние на построение, обоснование, отбор и интерпретацию отдельных научных теорий (например, квалификация их как объективно-истинных или имеющих только инструментальный характер и т. п.). В свою очередь, на формирование научных картин мира оказывает мощное влияние предпочтение, оказываемое учеными той или философии, в частности ее онтологии (например, глобальный эволюционизм современной научной картины мира существенно опирается на диалектическую и теологическую философию). (См. картина мира, метатеоретическое знание, основания научной теории). смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

метатеоретическое построение, задающее общее видение предмета научного познания, выявляяя систему его общих характеристик. Различают специальную и общую Н.к.м. В первом случает мир предстает с позиций данной науки (физики, биологии и т.д.); такая картина для соответствующего уровня науки может в прнципе соответствовать критериям научности, т.е. быть проверяемой, доказательной, отчетливо выраженной на языке данной науки. Во втором случае дело обстоит сложнее, поскольку общая Н.к.м. предполагает рассмотрение мира и определение места других наук с позиций ведущей науки своего времени. В настоящее время осуществляется переход от физической Н.к.м. к такой, где ведущими дисциплинами оказываются синергетика, кибернетика и биологические представления об эволюции и самоорганизации. И здесь гораздо сложнее выработать согласованную систему исходных понятий, что с неизбежностью приводит к внедрению элементов натурфилософии. Выход видится в установлении взаимного соответствия системы онтологических категорий и общенауных понятий. Но, как говорится, дело за небольшим встало: онтология еще не стала наукой в подлинном смысле этого слова, а современные философы этим и не обеспокоены. — Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские ососновы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 4-8; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 103-106. . смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

совокупность философско-мировоззренческих представлений о характере и свойствах определенных сфер действительности (неживой природы, живой природы, общества и др.) или мира в целом. Н. к. м. обобщает множество теорий, относящихся к данным сферам, и является опосредствующим звеном между философией и конкретными науками. В ходе развития науки сформировались физическая, химическая, геологическая, биологическая и другие картины мира. Научная картина мира эволюционирует вместе с наукой. Так, например, в развитии физики последовательно сменяли друг друга механическая, электромагнитная и квантово – релятивистская картины мира. . смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Разновидность концептуальной картины мираобъективная, не зависящая от личных взглядов автора истина, презентируемая в абстрактной и обобщенной форме. смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

интегративная система представлений о мире, вырабатываемая путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки. Различают частнонаучные картины мира: физическая, биологическая, химическая и др.; общенаучную картину мира. . смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

это интегративная система представлений о мире, которая вырабатывается внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки, что влияет на формирование мировоззренческих смыслов обыденного мышления. . смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

НКМ) в социологии — совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. . смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

Разновидность концептуальной картины мира, стремящейся к интернационализации, результат теоретического познания сущностных свойств объекта.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. . смотреть

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.

Источник



Естествознание как особая форма знания

272 с. студентам вузов для подго­товки и сдачи экзамена и зачетов по базовому курсу «Концепции совре­менного естествознания» в соответствии с государственным образова­тельным стандартом по этой дисциплине.

1. Предмет учебной дисциплины

«Концепции современного

естествознания»

Будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, ес­тествознание выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, которые могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают общекультурное значение.

Понятие «концепция» (от латинского — conceptio) означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно, под концепциями естество­знания следует понимать такие фундаментальные естествен­нонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Потому курс «Концепции современного естествознания» представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разделов физи­ки, химии, биологии, геологии, экологии, более того, не просто рассматривает междисциплинарные отношения — связи между разными естественнонаучными дисциплинами, а изу­чает трансдисциплинарные концепции в естествознании в целом.

Трансдисциплинарность (от латинского trans — сквозь, че­рез), по словам А.Д. Суханова и О.Н. Голубевой (авторов учеб­ника — лауреата Всероссийского конкурса учебников нового поколения в номинации «Современное естествознание для гу­манитарных направлений»), «означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарной коопе­рацией, о которой традиционно принято говорить как о при­знаке единства естественнонаучного знания. Особенностью трансдисциплинарных идей является то, что они как бы инва­риантны по отношению к стратегиям познавательной деятель­ности». Трансдисциплинарный характер достижений естествознания имеет важное методологическое значение, благодаря чему концепции, выработанные в лоне науки о природе, иг­рают роль регулятивов при исследовании сложных систем в раз­личных сферах — природных, экономических, геополитичес­ких, демографических, социальных и т.д. Имеет место социо­культурная детерминация содержания научного знания, которая оказывает существенное влияние на культурный потенциал эпохи, определяет стиль мышления не только ученых-естество­испытателей, но и политиков, государственных деятелей, твор­ческой и технической интеллигенции, оказывает ощутимое воз­действие на идеологию и психологию общественных индиви­дуумов. Однако новейшие достижения естествознания, концепции современного естествознания зачастую длительное время остаются вне их поля зрения, в связи, с чем мировоззре­ние индивидуумов оказывается замкнутым на тех методах и принципах, известных им со школьной скамьи из классической физики, которые могут уводить при решении сложных задач по заведомо ложному пути. Тем не менее классический тип научной рациональности был существенно расширен и обога­щен в начале XX в. появлением концепций неклассического естествознания, а на современном этапе речь идет о постнеклассическом периоде развития естествознания и формирова­нии постнеклассического типа научной рациональности. Со­временный постнеклассический этап с присущей ему целостно-синергетической парадигмой может стать надежной теоретической основой для адекватного изучения сложных не­линейных систем.

Тот факт, что и классический, и неклассический, и постнеклассический стили мышления берут свое начало и раз­виваются в лоне науки о природе, говорит о важности изу­чения концепций современного естествознания как условия для поэтапного восхождения мышления личности на более высокие ступени научной рациональности.

Раздел I

Естествознание как особая форма знания

2. Чем объясняется всеобщий характер законов природы?

Все, что окружает человека, есть материя в самых разных формах ее проявления. Вся совокупность проявлений мате­рии образует единую систему — Вселенную. Потребовались тысячелетия, чтобы человек смог научно осмыслить свое бы­тие в глобальном масштабе. Это привело на современном этапе развития научного знания к представлению о глобальном един­стве материального мира.

В больших масштабах структуру Вселенной можно пред­ставить как некое собрание галактик, а ее микроструктуру — как совокупность атомов. В недрах строения вещества Все­ленная представляет собой набор квантовых полей. Звезды очень похожи на Солнце. «Земной» атом совершенно неотли­чим от атома вблизи пределов наблюдаемой части Вселенной. Физические процессы, происходящие в отдаленных друг от друга областях Космоса, идентичны. Взаимодействия и законы, их описывающие, оказываются универсальными. Ближний Космос, включающий нашу Галактику, является типичным образцом Вселенной в целом.Это утверждение называется космологи­ческим принципом. Различные элементы материального мира образуют единую систему, и процессы, протекающие в ней, опи­сываются едиными фундаментальными законами.

Если Вселенная — единое целое, то она и развивается, эволюционирует как целое. На определенном этапе в ней появляются структуры, способные познавать саму Вселенную. Таким инструментом самопознания (вполне вероятно, что не уникальным, а одним из возможных) является человек. И все, что доступно нашему наблюдению, в том числе и разви­тие общества, и мы сами — всего лишь составные части Все­ленной, этапы ее эволюции. На каждом этапе развития ос­новные закономерности поведения любых подсистем имеют связь со всей системой — Вселенной, с ее общей эволюцией.

Читайте:  Гнездо это объект неживой природы

Мир един, в нем «все связано со всем», нет каких-то изо­лированных подсистем, в которых течет своя, автономная «жизнь». Законы материального мира обладают единством на фундаментальном уровне. Поэтому, изучая какое-либо одно явление, получают, часто не подозревая об этом, косвенные знания о целом ряде других. В процессе развития науки по­стоянно обнаруживаются все новые взаимосвязи, казалось бы, независимых явлений. Всеохватность взаимосвязей в мире подмечали помимо ученых и люди искусства. Это прекрасно выражено, например, в строках поэта XIX в. Френсиса Том­псона:

Все сущее во все века Без счета верст Невидимый связует мост, И не сорвать тебе цветка, Не стронув звезд.

3. Проблема двух культур — естественнонаучной и гуманитарной

В последние десятилетия факт существенного различия двух основных типов современной культуры — культуры естествен­нонаучной и культуры гуманитарной, социогуманитарной — стал как бы самоочевидным, проявляясь в споре «физиков» и «лириков», сухих «технарей» и эмоциональных гуманитариев. Время показало, что за внешними вполне видимыми каждому размышляющему человеку различиями двух культур, различи­ями естественной и гуманитарной наук скрываются и суще­ственные отличия в методологии их подхода к изучаемым явле­ниям, в наборе типичных методов исследования. И это не слу­чайно, ибо естествознание исследует Вселенную, Космос, нашу Землю в единстве их разных подсистем с доминировани­ем в них неких объективных, независимых или относительно малозависимых от человека и общества связей, а гуманитарное знание прямо включает в себя человеческий фактор, различ­ные человеческие сообщества, в ситуации многообразия инте­ресов и стремлений субъектов. Поэтому механическое заим­ствование одним блоком наук методологии и системы методов другого блока наук оказывается просто ошибочным.

Исторически первые зачатки реалистического естественно­научного и социогуманитарного знания возникли в древности примерно в одно и то же время в недрах религиозных и мифоло­гических картин мира. Поиски реальной научной основы сна­чала выявились у знания естественнонаучного, что было связа­но с достаточно проявленным «социальным заказом» древних обществ, четкой социальной потребностью в развитии основ физики, механики, астрономии, математики, градостроитель­ства и некоторых других направлений естественной науки. Вме­сте с тем и здесь долгие столетия реалистическое, строго науч­ное знание было неразрывно сплетено со знанием нереалисти­ческим, произволом фантазии, что особенно четко проявилось в многообразных натурфилософских концепциях. В свою оче­редь в сфере социогуманитарного знания элементы научного под­хода в этот исторический период были, безусловно подавлены разнообразными утопическими проектами.

Именно естествознание постепенно стало первой формой строгого и развернутого научного знания. Произошло это в Западной Европе в XVII—XVIII вв., когда деятели науки стали выстраивать свой исследовательский материал на основе чет­ких правил, последовательно разграничивая научные и нена­учные методы подхода к реальности. С большим запаздывани­ем, лишь в первой половине XIX в., на научную почву начало становиться и социогуманитарное знание, во многом перени­мая первое время методологию и комплекс методов у более развитого естествознания. Позже всех (примерно в последней трети XIX в.) на строгие научные рельсы стали и технические науки, занимающие промежуточное место между естественно­научным и социогуманитарным знанием.

Разумеется, при всем тяготении социогуманитарного зна­ния к стандартам и нормам знания естественнонаучного боль­шинство гуманитариев всегда прекрасно понимало, что про­стое механическое заимствование их науками достижений ес­тественной науки оказывается в принципе невозможным вследствие кардинальных отличий самих объектов и предметов этих наук. В то же время многообразное заимствование не­трудно было видеть и в массивной математизации социогума­нитарного знания; и в стремлении к фундаментализации тако­го знания (т.е. в поисках каких-то жестких единых основ пост­роения социогуманитарного знания); и в явных и скрытых попытках смягчить реальное влияние множества действующих субъектов с их особыми интересами на сам процесс социаль­ного развития. Еще в первой половине XIX в. в науке четко выявилось позитивистское направление, родоначальником раз­работки которого стал француз О. Конт (1798—1857), пытав­шееся нормы и стандарты естественнонаучного знания утвер­дить в качестве всеобщего основания любой науки, любого позитивного знания, в том числе и социогуманитарного.

Отголоски такого подхода нашли свое отражение и в марк­сизме. В советский период подобное тяготение социогума­нитарного знания к естественнонаучному ярко проявилось, в частности, в засилье экономматематических исследований, где скудость гуманитарных постановок задач старательно при­крывалась массивными и разнообразными математическими моделями. Думается, что малая реальная социальная резуль­тативность внедрения этих моделей в практику не случайна — ведь при таком подходе терялась сама специфика социогума­нитарного знания.

Характерно, что сегодня наблюдается достаточно прояв­ленное встречное движение, взаимное сближение естествен­нонаучного, технического и социогуманитарного знания. Основой этого принципиального сближения, интеграции ос­новных ветвей научного знания выступает процесс гуманиза­ции науки. Следует отметить, что именно социогуманитарные науки становятся лидерами такой интеграции, а соци­альные технологии — главными технологиями XXI в. Наука все более лишается налета абстрактности, удаленности от не­посредственных человеческих целей и ценностей, и все более непосредственно ставит социально ориентированные задачи, связанные с решением проблем роста уровня и качества жиз­ни населения, улучшением среды обитания человеческих со­обществ, выяснением физических и духовных возможностей человека, созданием человекоцентристских вместо машиноцентристских производственных комплексов.

Для продуктивного решения таких социально значимых задач уже сейчас в развитых странах мира создаются комплексные на­учные группы, объединяющие ученых самых разных специально­стей, где все большую роль играют экологи, социологи, психо­логи, культурологи, юристы и т.п. Влияние этих специалистов становится все более веским, а порой и определяющим, при срав­нении вариантов решения и выработке новых стратегий роста. Не технократические и узкоэкономические критерии социальной результативности являются в этих условиях доминирующими, а критерии человекоориентированные, реально гуманистические. Для продуктивной реализации такого подхода необходим не толь­ко определенный уровень общего богатства общества, но и опыт подобных решений, зрелость демократических механизмов кон­троля за деятельностью всех звеньев социальной системы, воз­можность внесения мобильных корректив в управленческие ре­шения. Как только теряется социальная бдительность в контро­ле за процессом решения подобного рода вопросов, так с неизбежностью акценты смещаются на более привычные тех­нократические и экономические параметры.

Поэтому синтез двух культур — естественнонаучной и гума­нитарной — требует постоянного и целенаправленного социаль­ного контроля, объединения усилий всех демократических сил.

4. Методология и методы естественнонаучного познания

Любое естественнонаучное исследование осуществляется с использованием определенной методологии и с помощью набо­ра конкретных методов. Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения тео­ретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методологию отличают повышенное внимание к конкретным методам достижения истинного и практически эф­фективного знания, а также направленность на внутренние ме­ханизмы, логику движения и организацию знания.

Методология как общая теория метода исторически фор­мировалась в связи с необходимостью обобщения и дальней­шей разработки всех методов и приемов познавательного про­цесса. Она тесно связана с самими опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу ана­лиза. В связи с этим у разных групп деятелей науки в соот­ветствующие исторические периоды можно видеть особые методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.

Метод — это совокупность способов, с помощью которых достигается цель. В истории естествознания проблема мето­дов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптималь­ного метода научного познания. В современном естествозна­нии эти разнообразные методы разграничивают по особым основаниям. Прежде всего, выделяют те, которые используют­ся на разных уровнях научного исследования — эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне ис­следования обычно выделяют следующие методы:

• наблюдение — целенаправленное и организованное вос­приятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;

• эксперимент — исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования;

• описание — фиксирование данных наблюдения или экс­перимента с помощью определенных систем обозначений;

• измерение — определение основных характеристик объек­тов с помощью

соответствующих измерительных приборов.

Используя такие методы, ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обра­ботки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа.

Теоретическими методами являются:

• формализация — отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях;

• аксиоматизация — построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей ис­тинности);

• гипотетико-дедуктивный метод — выдвижение некото­рых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов.

Выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-науч­ные методы. Среди них особый интерес представляют всеоб­щие методы. К ним обычно относят следующие:

• анализ и синтез — процессы мысленного или фактичес­кого разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей;

• индукция и дедукция — движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям, и, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к дру­гим на основе законов логики;

• абстрагирование — отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления;

• обобщение — логический процесс перехода от единич­ного к общему, от менее общего к более общему знанию;

• аналогия — прием познания, с помощью которого обна­руживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях;

• моделирование — воспроизведение характеристик неко­торого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения;

• классификация — разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками.

Как видим, в современных естественнонаучных исследо­ваниях используются самые разные методы и методологичес­кие приемы. Важно подчеркнуть, что вопросы методологии естественнонаучного анализа и совокупности, используемых в естествознании методов не выступают застывшими, раз и на­всегда данными. Напротив, в разные исторические периоды и в разных научных контекстах на первый план выходят раз­личные методологические принципы и разные группы мето­дов. Отчасти это зависит от предпочтений конкретных исследователей, но в большей мере все-таки от существа стоящих перед исследователем задач, от специфики самих объектов

Положение резко меняется в ходе научных революций, вре­мя от времени происходящих в естествознании. В ходе таких революций меняется сама «парадигма» науки по выражению американского историка науки Т. Куна (1922—1996), то есть совокупность убеждений, ценностей, норм и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Например, к парадигмам, по мнению Т. Куна, можно отнести аристотелевскую динами­ку, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику.

Периоды спокойного, нормального развития науки исто­рически сменяются особыми «скачками», приводящими к смене господствующих парадигм. В результате перед учены­ми встают сложные задачи верного выбора научной парадиг­мы, а в ряде случаев и умения использовать разные наборы методологических программ и методов. И это вовсе не проявление «методологического анархизма», беспринципности уче­ных, как считали ранее некоторые борцы за чистоту научной методологии, а скорее — стремление современных ученых использовать весь разнообразный арсенал действенных науч­ных методов. Разумеется, при этом всегда остается проблема корректности и обоснованности использования учеными кон­кретных групп методов в рамках данного исследования.

Источник