Высказывание энгельса о природе

Высказывание энгельса о природе

Мысли и высказывания выдающихся, талантливых личностей прошлого и настоящего вдохновляют. Иногда они попадают в резонанс с твоими собственными мыслями – и тогда побуждают к действию.
Мы собрали несколько ярких цитат о природе и ее взаимоотношениях с человеком. Возможно, благодаря некоторым из них вы посмотрите на окружающий мир под другим углом. Часто мы просто не отдаем себе отчета, насколько важную роль играет в нашей жизни природа: источник наших жизненных ресурсов, бесконечное пространство для познания, среда, в которой можно привести в порядок тело, мысли и чувства.

Природа – гармония и свет

Творение природы совершеннее творений искусства. Цицерон

Всегда иди кратчайшим путём. Кратчайший же – путь, согласный с Природой. Марк Аврелий

В природе все и без насилия согласно с Дао, и без уговоров проникнуто благом, каждая вещь в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию. Хуайнань Цзы

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно. Зейме Иоганн Готфрид

В природе нет ничего бесполезного. М. Монтень

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет. Рабиндранат Тагор

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. Ге нрих Гейне

Леса учат человека понимать прекрасное. А. П. Чехов

Природа — творец всех творцов. Иоганн Вольфганг Гёте

Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор прочтены только первые страницы. Д. И. Писарев

Видимо, пустыня для того и существует, чтобы люди радовались деревьям. П. Коэльо

Природа умеет отдавать

Мы рождаемся, страдаем, умираем, а горы стоят неколебимо. Пауло Коэльо «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала».

Чтобы подружиться с бабочкой, нужно сначала самой превратиться в кусочек природы. Выключить из себя человека, затаиться внутри — и представить себя деревом, травой или цветком. Харуки Мураками «1Q84».

Нет, Веда, я думал об одном положении древнеиндийской философии. Оно говорит, что мир не создан для человека, и сам человек только тогда становится велик, когда понимает всю ценность и красоту другой жизни — жизни природы… Иван Ефремов «Туманность Андромеды».

Люди не должны забывать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно всё, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. Р. Брендбери «451 градус по Фаренгейту».

Природа отдает больше, чем забирает, и ее звуки напоминают человеку, для чего он пришел в этот мир. На фронте, особенно после тяжелого сражения, Ной часто вспоминал эти простые звуки. «Они помогут тебе не сойти с ума, – говорил отец, провожая его на войну. – Это Божья музыка, слушай ее, и она приведет тебя домой». Н. Спаркс «Дневник памяти».

Можно идти наперекор законам человеческим, но нельзя противиться законам природы. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой».

Сама природа иногда неожиданно вмешивается в наши дела, поднося нам зрелище, которое невольно заставляет нас поразмыслить. В. Гюго «Отверженные».

Источник



Энгельс о влиянии человека на природу

Фридрих Энгельс (1820-1895) — коммунист, революционер, один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса.

..Все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек.

Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним, существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду.

Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы добыть таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров собирания и хранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубали на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на северном, они не предвидели, что этим подрезывают корни высокогорного скотоводства в своей области; еще меньше они предвидели, что этим они на большую часть года оставят без воды свои горные источники, с тем чтобы в период дождей эти источники могли изливать на равнину тем более бешеные потоки. Распространители картофеля в Европе не знали, что они одновременно с мучнистыми клубнями распространяют и золотуху. И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над нею так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри нее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять.

Источник

Философские выводы из наук о природе в трудах Маркса и Энгельса 50 – 60-х годов

Начиная с 1858 г. Энгельс занимается теоретической проблематикой естествознания, систематически изучая при этом конкретные достижения различных естественных наук. Проблемы, которые позже будут решены Энгельсом в «Диалектике природы», органически вытекали из существа всей философской системы основоположников марксизма, всегда считавших единство мира, связи и взаимообусловленность различных частей его одним из основных положений своего воззрения. Еще в «Немецкой идеологии», отмечая единство природы и общества, Маркс и Энгельс писали: «Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, – телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. Мы здесь не можем, разумеется, углубляться ни в изучение физических свойств самих людей, ни в изучение природных условий – геологических, оро-гидрографических, климатических и иных отношений, которые они застают. Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории» [1, т. 3, с. 19]. Разработка в дальнейшем Энгельсом специально диалектики природы явилась необходимым шагом в выполнении этой философско-методологической программы.

Маркс и Энгельс показали глубокую ошибочность не только отождествления материи и сознания, но и их абсолютного противопоставления за пределами основного вопроса философии. Критикуя Фейербаха, во многом сводившего социальное к натуральному, Маркс и Энгельс писали: «Фейербаховское „понимание“ чувственного мира ограничивается, с одной стороны, одним лишь созерцанием этого мира, а с другой – одним лишь ощущением…» [1, т. 3, с. 42]. Фейербах «не замечает, что окружающий его чувственный мир вовсе не есть некая непосредственно от века данная, всегда равная себе вещь, а что он есть продукт промышленности и общественного состояния, притом в том смысле, что это – исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующего, продолжало развивать его промышленность и его способ общения и видоизменяло в соответствии с изменившимися потребностями его социальный строй» [там же].

Основоположники марксизма указывают на односторонность «чисто» естественнонаучного взгляда на мир, оторванного от истории и человека. «Даже это „чистое“ естествознание, – пишут они, – получает свою цель, равно как и свой материал, лишь благодаря торговле и промышленности, благодаря чувственной деятельности людей» [там же, с. 43].

Указанный основной недостаток созерцательного материализма Фейербаха, состоявший в том, что «материализм и история у него полностью оторваны друг от друга…» [там же, с. 44], в дальнейшем привлекал пристальное внимание Энгельса. В «Диалектике природы», в частности в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», Энгельс много размышляет о диалектике единства общества и природы, о возможных последствиях все более полного овладения человеком силами природы. Анализируя различные проблемы, которые встают перед людьми в процессе практического освоения природы, Энгельс подчеркивает необходимость сознательного отношения к ней, учета возможных отдаленных последствий вмешательства человека в природные процессы. «И мы, – пишет Энгельс, – в самом деле, с каждым днем научаемся все более правильно понимать ее законы и познавать как более близкие, так и более отдаленные последствия нашего активного вмешательства в ее естественный ход. Особенно со времени огромных успехов естествознания в нашем столетии мы становимся все более и более способными к тому, чтобы уметь учитывать также и более отдаленные естественные последствия по крайней мере наиболее обычных из наших действий в области производства и тем самым господствовать над ними. А чем в большей мере это станет фактом, тем в большей мере люди снова будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой и тем невозможней станет то бессмысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом, которое распространилось в Европе со времени упадка классической древности и получило наивысшее развитие в христианстве» [1, т. 20, с. 496].

Читайте:  Культура и религия Тропической Африки

Диалектический подход к дилемме, заключающейся в том, что, с одной стороны, человек изменяет природу в процессе практического преобразования реальной действительности, а с другой – для существования человека необходимо сохранение ее основных свойств, позволил Энгельсу высказать ряд важных методологических соображений, звучащих особенно актуально в XX в., когда под влиянием научно-технической революции, огромных успехов естественных наук ученые все чаще задумываются над возможными отрицательными последствиями применения своих открытий. Во второй половине XX в. естествоиспытатели и философы стали все больше осознавать методологическую порочность абсолютизации естественнонаучного исследования природы, обособленности его от анализа общественного развития. Отсюда – стремление преодолеть разрыв между естественными и общественными науками, проявляющееся, в частности, в образовании «стыковых» наук такого рода, как экология, науковедение и др.

Глубокий концептуальный анализ процесса развития наук о природе, выявление их внутренней взаимосвязи и присущих этому процессу противоречий, а также изучение диалектики отражения объективного в сфере субъективности с помощью развивающейся системы понятий – все эти исследования, осуществленные Марксом и Энгельсом применительно к современному им естественнонаучному знанию, явились существенным шагом на пути к созданию будущей единой науки о природе и человеке.

Диалектическое понимание природы Маркс применил в полной мере в своем главном труде – «Капитале». Анализируя процесс превращения денег в капитал, Маркс пишет: «Владелец денег или товаров только тогда действительно превращается в капиталиста, когда минимальная сумма, авансируемая на производство, далеко превышает средневековый максимум. Здесь, как и в естествознании, подтверждается правильность того закона, открытого Гегелем в его „Логике“, что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия» [1, т. 23, с. 318]. Убеждение Маркса в единстве законов природы, общества и мышления находит свое выражение в том, что он универсально применяет всеобщие диалектические законы. Из множества примеров приведем лишь один. Маркс замечает, что «принятая в современной химии молекулярная теория… основывается именно на этом (перехода количественных изменений в качественные и наоборот. – Авт.) законе» [там же].

В экономических рукописях 1861 – 1863 гг. (второй вариант «Капитала») мы находим мысль, что естествознание образует основу всякого знания. В этих же рукописях Маркс, анализируя внутреннюю взаимосвязь и взаимозависимость различных экономических общественных формаций, сравнивает характер их смены со сменой различных геологических формаций. Он пишет: «Так же как и при последовательной смене различных геологических формаций, при образовании различных экономических общественных формаций не следует верить во внезапно появившиеся, резко отделенные друг от друга периоды» [1, т. 47, с. 460]. Разбирая далее вопрос о том, как технологические условия и соответствующая им экономическая структура производства создаются в рамках предшествующей формы, Маркс отмечает: «Величайшие открытия – порох, компас и книгопечатание – принадлежат ремесленному периоду, как принадлежат ему также и часы, один из самых удивительных автоматов. Подобным же образом гениальнейшие и революционнейшие открытия Коперника и Кеплера в астрономии принадлежат эпохе, когда все механические средства наблюдения находились в стадии младенчества» [там же]. В своих исследованиях Маркс использует огромный исторический материал, показывающий зависимость уровня развития промышленности от уровня технических средств, он внимательно следит за успехами химии, в том числе агрономической [см. там же, с. 401 – 525]. Открытие пороха, компаса и книгопечатания характеризуется им как «три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество» [там же, с. 418].

Проблемы «диалектики природы» не раз обсуждались также в переписке между Марксом и Энгельсом. В письме от 22 июня 1867 г., написанном в ответ на письмо Энгельса от 16 июня 1867 г.[11], Маркс не только одобряет направление выбранного Энгельсом исследования над «Диалектикой природы», но и указывает на собственные примеры из «Капитала», где он использовал различные объективные законы диалектики, имеющие «силу в истории и в естествознании» [1, т. 31, с. 260]. В мае 1873 г. Энгельс излагает Марксу свои основные идеи о диалектике природы и о классификации форм движения материи (письмо от 30 мая) и встречает полное его понимание: письмо Энгельса, пишет Маркс в своем ответе от 31 мая, доставило ему «большое удовольствие» [см. 1, т. 33, с. 67 – 71].

Таким образом, можно считать доказанным тезис о том, что «идея диалектики природы рождалась параллельно и у Маркса и у Энгельса и что это фактически была их общая идея» [4, с. 101]. Это объясняется общей методологической установкой их философского материализма, предполагавшей систематическую разработку диалектики естественнонаучного знания. Критическое преодоление Марксом и Энгельсом абстрактного гуманизма и натурализма и создание ими реального научно-революционного гуманизма возможно было только на основе разработки принципов материального единства мира и органического единства природы и человека, диалектики природы и диалектики общества. Теория диалектики природы и диалектико-материалистическая методология развивающегося естественнонаучного знания суть, таким образом, неотъемлемые и существенные части марксистской материалистической философии.

Читайте также

§ 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах К. Маркса 50-60-х годов

§ 3. Развитие диалектического материализма в экономических трудах К. Маркса 50-60-х годов В послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» Маркс следующим образом характеризует противоположность своего метода идеалистической диалектике Гегеля: «Мой

§ 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах…» и других произведениях

§ 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах…» и других произведениях В конце 70-х годов в рядах немецкой социал-демократии некоторое влияние приобрели идеи Е. Дюринга, философия которого представляла собой эклектическую

Марксизм и идейно-философские основы русского революционного движения 40 – 60-х годов

Марксизм и идейно-философские основы русского революционного движения 40 – 60-х годов Первые контакты русских мыслителей с идеями Маркса и Энгельса были связаны с поиском правильной революционной теории. Эти контакты возникли уже в тот период, когда Маркс и Энгельс еще

Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в.

Глава II. Восток как ступень естественной истории в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 40-х годов XIX в. В произведениях, относящихся к началу 40-х годов, когда К. Маркс и Ф. Энгельс стояли на позициях революционного демократизма и идеализма, их воззрения на историю Востока

Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в.

Глава III. Патриархальный Восток как ступень общественно-экономической эволюции в работах К. Маркса и Ф. Энгельса 50 – 70-х годов XIX в. К началу 50-х годов прошлого столетия у К. Маркса и Ф. Энгельса уже были основания подвергнуть переоценке то понимание истории Востока,

Глава IV. Государственная система сельских общин как завершающий этап первичной (архаичной) формации в исследованиях К. Маркса и Ф. Энгельса с начала 80-х годов XIX в.

Глава IV. Государственная система сельских общин как завершающий этап первичной (архаичной) формации в исследованиях К. Маркса и Ф. Энгельса с начала 80-х годов XIX в. Рубеж 70 – 80-х годов прошлого столетия можно считать началом нового этапа в развитии взглядов К. Маркса и Ф.

Публикация произведений Маркса и Энгельса

Публикация произведений Маркса и Энгельса К началу 80-х годов широким массам участников освободительной борьбы рабочего класса были доступны лишь немногие произведения Маркса и Энгельса. Такие выдающиеся труды, как «Нищета философии», «Классовая борьба во Франции с 1848

Читайте:  Презентация на тему Природа кузбасса

Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов

Проблема социального детерминизма в работах Энгельса конца 80 – 90-х годов Главная мысль, которая проводится во всех этих письмах, состоит в утверждении диалектического характера социального детерминизма. Энгельс показывает, что с позиций исторического материализма

2. Проблемы марксистской философии в трудах учеников, соратников и последователей Маркса и Энгельса

2. Проблемы марксистской философии в трудах учеников, соратников и последователей Маркса и Энгельса В 90-е годы теоретики социал-демократии в своих трудах уделили немало внимания разработке и пропаганде марксистской философии, хотя в своей теоретической деятельности в

Источник

Фридрих Энгельс "Диалектика природы": краткое содержание и анализ произведения

Поздний период научной деятельности Фридриха Энгельса ознаменован его обращением к вопросам естествознания. Эта наука является прародительницей многих других дисциплин о природе. Ее принято считать базой, на которой развился ни один десяток наук. В данной статье пойдет речь о труде Фридриха Энгельса «Диалектика природы», который автор не успел завершить.

Концепция

Фридрих Энгельс в «Диалектике природы» придерживается той концепции, которая была характерна для всех его научных трудов, равно как и для книг его друга и соратника Карла Маркса.

Эти ученые были склонны рассматривать все явления природы и события человеческой жизни не как неизменную сущность, а как нечто, постоянно меняющееся. Это обычно обусловлено наличием различных противоречий.

В этом и состоит суть диалектики марксизма. Но, так называют не только закон об изменении в окружающем мире, но и способ мышления, при котором данная особенность природы учитывается.

Диалоги

Термин «диалектика» имеет греческое происхождение. Он состоит из двух корней, которые можно перевести как «раздельно» и»говорить». Все логические построения, осуществленные по этому принципу, предполагают наличие нескольких, иногда диаметрально противоположных точек зрения.

История развития идей

Диалектика впервые была рассмотрена не в работах Энгельса и Маркса, а гораздо раньше. Впрочем, об этом можно догадаться по греческому термину, который был выбран для обозначения этого философского учения. Широкую известность диалектика приобрела еще в античности. Философское учение мыслителя Платона дошло до наших дней благодаря его диалогам с учениками, которые были записаны и изданы позже в качестве научного трактата.

Такая форма передачи знаний была выбрана Платоном не случайно. Древний мудрец полагал, что только в спорах можно найти истину. Поэтому он не запрещал собеседникам высказывать точки зрения, отличные от его собственной.

Запад и восток

Принцип строить свои умозаключения, рассматривая все известные гипотезы, применялся довольно часто не только европейскими, но и восточными философами.

В разные времена диалектике давались следующие определения.

  1. Теория о постоянном развитии существующего.
  2. Ведение научных споров на разные темы, во время которых часто использовались наводящие вопросы.
  3. Способ познания окружающей действительности с помощью мысленного разделения ее на составные части, и наоборот, соединения некоторых элементов в единое целое.
  4. Учение об общих положениях, универсальных знаниях, которые можно применить к любой из существующих наук.
  5. Метод исследования, на основе изучения противоположностей.

Со времен Канта диалектика стала часто рассматриваться как единственный способ выхода из заблуждений по поводу возможности существования цельного, универсального знания, в процессе поиска которого мыслители сталкивались с наличием непримиримых противоречий.

Упомянутый выше греческий ученый воспринимал наличие различных противоположностей как закономерность.

Подобной точки зрения придерживался и Гегель. Он стал употреблять термин «диалектика» применительно к концепции, которая является полной противоположностью популярной в то время метафизики. Так называлась философская школа, приверженцы которой были заняты поиском универсальных знаний, сущности всего и так далее.

Интересно происхождение названия данного течения. Слово «метафизика» можно перевести с древнегреческого как «то, что идет после физики». Объясняется выбор такого имени очень просто. В одном из первых сборников трудов величайших философов, работы приверженцев точки зрения о существовании универсального знания были помещены после знаменитой «Физики» Аристотеля.

Краткое содержание

Энгельс выделял три наиболее значимых открытия в области естествознания за всю историю человечества.

Важнейшим достижением деятельности ученых, по его мнению, было появление теории о том, что все на Земле состоит из клеток. Вторым по значимости результатом деятельности исследователей является формулировка закона о вечности движения. Также среди величайших открытий человечества Ф. Энгельс в «Диалектике природы» называл знаменитую теорию Дарвина, согласно которой все живые организмы в процессе своего существования проходят определенные стадии развития, которые входят в общий цикл эволюции.

Интересовался автор рассматриваемой книги и гипотезами появления планет и вселенных.

Одной из самых значительных теорий в этой сфере, по его мнению, можно назвать учение Эммануила Канта.

В труде этого великого немецкого философа под названием «Небулярная теория», высказывается точка зрения о том, что планеты образуются в результате сгущения облаков из водорода и других веществ, существующих в космическом пространстве. В этой же работе раскрыты многие другие важнейшие вопросы в области астрономии. Результаты деятельности Канта в данной области знаний легли в основу многих других исследований, в том числе и современных.

Роль труда

Фридрих Энгельс в книге»Диалектика природы» высказывает принципиально новую, отличную от всех, существовавших до него, точку зрения о причине развития человека из обезьяны. Главную роль в этом процессе он отводит труду.

Автор считает, что именно выполнение сложных физических действий, а затем и появление речи были главными факторами, способствовавшими тому, что мозг животного развился до человеческого уровня.

Главные произведения

«Диалектика природы» и «Анти Дюринг» Фридриха Энгельса являются самыми известными работами данного автора.

В последней из них он жестко критикует теорию своего современника. Дюринг был приверженцем идеалистического направления философии. Согласно принципам этого течения он рассматривал многие процессы, в том числе и космического масштаба, например, образование галактик и планет. В первых главах «Диалектики» Энгельс приводит критическое сравнение материалистической философии с идеалистической, показывая явное преимущество последней.

Данную часть книги высоко оценил Владимир Ильич Ленин.

Вторая и третья части

Во второй части «Анти Дюринга» Энгельс кратко излагает основные моменты учения Карла Маркса. Он дает объяснение классовому расколу капиталистического общества. Согласно теории, которой придерживается автор, разделение произошло в связи с увеличением количества производимых товаров, и установлением частной собственности на орудия труда.

В третьем разделе рассматриваемой книги Энгельс говорит о неминуемом переходе к социализму.

«Анти Дюринг» был высоко оценен советскими учеными, занимавшимися проблемами марксизма. Согласно распространенной точки зрения, данная книга является одним из наиболее значимых источников, получения знания о теории марксизма.

Согласно концепции Дюринга, основной причиной неравенства общественных классов является насилие. Этот немецкий ученый рассматривал революционный путь преобразования общества как неверный ход развития истории. По его словам, переход к следующему общественному строю (социализму) должен быть произведен посредством организации сообществ владельцев мелких производственных предприятий.

Будущее человечества

Автор «Диалектики природы» в числе прочих рассуждений приводит в своей книге и прогноз относительно будущего Земли и ее обитателей. Он говорит о том, что Солнце должно неминуемо погаснуть. Поэтому человечеству рано или поздно грозит гибель от понижения температуры атмосферы. Однако выводы Энгельса, все же, не столь пессимистичны, как это может показаться с первого взгляда. Поскольку материя вечна, то и сознательная жизнь после своего исчезновения на Земле, имеет все шансы возродиться в другом месте вселенной.

Последователь Гегеля

В этом кратком содержании «Диалектики природы «Энгельса стоит упомянуть и о тех главах книги, в которых автор говорит о марксизме как о продолжении развития философских идей Гегеля, но на другом уровне (в рамках материалистического мировоззрения).

В этой книге автор выступает как убежденный материалист, исключая все ненаучные и метафизические подходы к познанию окружающего мира. Саму жизнь Энгельс называет формой существования белков.

Нет абсолютной истины

Всю философию, существовавшую до Гегеля, Энгельс обвиняет в ошибочном стремлении познать «изначальную суть вещей», прийти к единственно верному пониманию стоящих перед ней вопросов. На самом же деле, это возможно только при соединении усилий всех мыслителей мира. А поскольку такое взаимодействие кажется маловероятным, то и конечная истина, как правило, остается недоступной для познания.

Ожидать от какого-либо одного ученого полноты и универсальности выводов, значит, совершать грубую ошибку. Поэтому с появлением марксизма всей философии старого образца, согласно Энгельсу «приходит конец». Но, тем не менее, автор «Диалектики природы» признавал заслуги мыслителей предыдущих поколений и говорил, что их труды, безусловно, следует изучать. Эту мысль он подкреплял высказыванием о том, что как не существует абсолютной истины, так не может быть и полного заблуждения. Без трудов предыдущих поколений философов не существовало бы и материализм, поскольку он тоже является результатом развития знания об окружающем мире.

Читайте:  Короткие сказки о любви к природе

В качестве главного достижения философской мысли всего человечества Фридрих Энгельс выделял труды Гегеля. Он говорил о том, что и эти произведения следует заменить более совершенными, но их главных идей забывать не стоит.

"Диалектика природы" и марксизм

В своем незаконченном труде Энгельс ставит перед собой цель проверить также верны ли законы, выявленные им и Марксом в области человеческой мысли и природы в целом. Известно, что первоначально они рассматривались только как экономические явления.

В процессе своей работы над данной книгой Энгельс сформулировал три основные закономерности, которые определяют существование и развитие всего.

Правила

Энгельс в «Диалектике природы» писал о том, что одним из главных законов бытия является правило зависимости качества от количества.

Автор утверждал, что нельзя говорить о постоянных характеристиках предметов или явлений. Все эти качества есть не что иное, как результат крупных количественных изменений. Эта идея, высказанная классиком марксизма, не являлась принципиально новой.

За ее основу было взято учение Гегеля о количестве и качестве, которое тот подтверждал различными примерами, чаще всего касающимися состояния вещества. Так, вода закипает при температуре 100 градусов Цельсия. Здесь изменение количественного показателя (нагревание) приводит к качественным изменениям.

Термины

Краткий анализ работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» позволяет понять, что автор подразумевает под количеством те свойства предмета или явления, которые не выделяют его из ряда других. Их можно назвать общими признаками. Словом «качество» он обозначал то, что присуще только конкретному явлению. Закон диалектики гласит, что количественные изменения влекут за собою качественные.

При накоплении определенного объема первых происходит преобразование. То есть предмет получает новое качество. Энгельс в «Диалектике природы» писал об этом переходе не как о постепенном процессе. Напротив, такое изменение носит внезапный, скачкообразный характер. Качественные изменения накапливаются, не принося с собой никаких видимых преобразований.

Но, в определенный момент перемена становится очевидной. В таком случае можно говорить о качественном развитии. Как пример, подтверждающий существование данного закона, можно привести тот факт, что металлы при их нагревании плавятся не постепенно. При достижении определенной температуры происходит резкий переход в жидкое состояние.

Говоря об этом законе, Фридрих Энгельс упоминает еще об одном важном параметре, необходимом для описания перехода предмета или явления из одного состояния в другое. Максимальное число количественных изменений, не влекущее за собой приобретения нового качества, принято называть мерой. Например, условием, при котором вода находится в жидком, не кипящем состоянии, является температура не ниже нуля и не выше ста градусов Цельсия. Это и есть мера.

Интересным фактом является то, что существует ряд профессий, представители которых должны обращать внимание на происходящие количественные изменения с целью прогнозирования грядущих качественных преобразований. Например, новостные компании следят за малейшими изменениями в политической и экономической жизни государства. На основе этих наблюдений делается прогноз о возможных предстоящих событиях, которые могут стать темами для репортажей.

Соотношение противоположностей

Гегель, а затем Маркс и Энгельс, сформулировали закон о противоположностях. Это одно из основных положений диалектики. Согласно данному учению противоположностями являются разные стороны одного и того же предмета. . Но, противоположности нельзя разделить, поскольку они существуют только взаимосвязано.

В результате борьбы сторон происходит изменение качества предмета. Так, новый социальный строй в обществе возникает вследствие борьбы его классов.

Этот закон можно проиллюстрировать и на примере из физики. Полюса магнита могут существовать только вместе, в одном и том же куске металла. Если разрезать его, то у новых магнитов тоже будет по два полюса.

Об отрицании

Третий закон, который был сформулирован Гегелем, но в более универсальном виде представлен в «Диалектике природы» Энгельса, говорит о постоянном отрицании отрицания. То есть, все новое рано или поздно приходит на смену старому, но со временем само замещается другим. По словам автора труда, рассматриваемого в настоящей статье, траектория развития представляет собой не прямую линию, а спираль.

Ее можно описать известной фразой «все новое — это хорошо забытое старое». Любое качество появляется на основе уже существовавшего ранее.

В живой природе закон отрицания отрицания может быть проиллюстрирован на примере пшеничного зерна. Сначала оно попадает в землю и прорастает. Это можно рассматривать как отрицание зерна. На его место приходит росток. Когда он колосится, то и это стоит воспринимать как отрицание его прежнего состояния. Появляется новое зерно. Данный факт означает, что виток развития завершился. Но, на смену одному единственному зерну пришел колос, состоящий из нескольких десятков семян.

Книги первого издания «Диалектики природы» Энгельса — раритет. Сегодня их можно купить только на аукционе. Гораздо доступнее экземпляры со следующими характеристиками: Энгельс Ф. «Диалектика природы», М. Политиздат, 1987. Поэтому рекомендуем их к чтению.

Источник

Высказывание энгельса о природе

Мысли и высказывания выдающихся, талантливых личностей прошлого и настоящего вдохновляют. Иногда они попадают в резонанс с твоими собственными мыслями – и тогда побуждают к действию.
Мы собрали несколько ярких цитат о природе и ее взаимоотношениях с человеком. Возможно, благодаря некоторым из них вы посмотрите на окружающий мир под другим углом. Часто мы просто не отдаем себе отчета, насколько важную роль играет в нашей жизни природа: источник наших жизненных ресурсов, бесконечное пространство для познания, среда, в которой можно привести в порядок тело, мысли и чувства.

Природа – гармония и свет

Творение природы совершеннее творений искусства. Цицерон

Всегда иди кратчайшим путём. Кратчайший же – путь, согласный с Природой. Марк Аврелий

В природе все и без насилия согласно с Дао, и без уговоров проникнуто благом, каждая вещь в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию. Хуайнань Цзы

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно. Зейме Иоганн Готфрид

В природе нет ничего бесполезного. М. Монтень

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет. Рабиндранат Тагор

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. Ге нрих Гейне

Леса учат человека понимать прекрасное. А. П. Чехов

Природа — творец всех творцов. Иоганн Вольфганг Гёте

Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор прочтены только первые страницы. Д. И. Писарев

Видимо, пустыня для того и существует, чтобы люди радовались деревьям. П. Коэльо

Природа умеет отдавать

Мы рождаемся, страдаем, умираем, а горы стоят неколебимо. Пауло Коэльо «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала».

Чтобы подружиться с бабочкой, нужно сначала самой превратиться в кусочек природы. Выключить из себя человека, затаиться внутри — и представить себя деревом, травой или цветком. Харуки Мураками «1Q84».

Нет, Веда, я думал об одном положении древнеиндийской философии. Оно говорит, что мир не создан для человека, и сам человек только тогда становится велик, когда понимает всю ценность и красоту другой жизни — жизни природы… Иван Ефремов «Туманность Андромеды».

Люди не должны забывать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно всё, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. Р. Брендбери «451 градус по Фаренгейту».

Природа отдает больше, чем забирает, и ее звуки напоминают человеку, для чего он пришел в этот мир. На фронте, особенно после тяжелого сражения, Ной часто вспоминал эти простые звуки. «Они помогут тебе не сойти с ума, – говорил отец, провожая его на войну. – Это Божья музыка, слушай ее, и она приведет тебя домой». Н. Спаркс «Дневник памяти».

Можно идти наперекор законам человеческим, но нельзя противиться законам природы. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой».

Сама природа иногда неожиданно вмешивается в наши дела, поднося нам зрелище, которое невольно заставляет нас поразмыслить. В. Гюго «Отверженные».

Источник