Все о птице соловье легенды

Соловей птица. Образ жизни и среда обитания соловья

Древнегреческое имя Люциния переводится как «соловей». Когда-то имя давалось женщинам за их сладкоголосость, но ныне непопулярно. Однако в 1911-м году Люцинией назван один из астероидов главного пояса, расположенного меж орбитами Юпитера и Марса.

Космическое тело открыто Джозефом Хелффричем. Когда же открыт настоящий соловей, неизвестно. О птице слагают легенды с древних времен.

Описание и особенности соловья

Соловей — птица счастья. Так издревле считалось на Востоке. Предзнаменованием счастья слыло пение соловья. Поэтому ловля птиц была прибыльным делом. Пернатых покупали шейхи, вельможи, императоры. Соловьев держали во дворцах и российские цари.

В 19-м веке в некоторых губерниях ловлю певчих птах запретили, из-за сокращения численности. Одних птиц поставляли отечественным дворянам, а других продавали заморским купцам. Распознавали соловья те не только по пению, но и:

  1. Длине тела от 15-ти до 28-ти сантиметров.
  2. Весе около 25-ти граммов.
  3. Оливково-серому оперению. Оно невзрачное, словно у воробья. Бока птицы серые, брюшко светлое, спинка и крылья затемнены. На кончике хвоста животного есть рыжеватые тона. Поэтому соловей на фото бывает спутан с прочими воробьинообразными, к примеру, дроздами, к чьему семейству причислен. Впрочем, некоторые орнитологи относят героя статьи к мухоловковым. С этой точки зрения птица родственница соловья — серая мухоловка.
  4. Миниатюрному клюву желтого цвета.
  5. Круглым, черненьким глазкам. На маленькой голове соловья они смотрятся крупными.
  6. Толстой и подвижной шее.
  7. Прямому срезу хвоста то поднимаемому, то опускаемому птицей во время сидения. В полете хвост посажен прямо.

Как выглядит соловей, отчасти зависит от вида птицы. Возможны 14 вариантов. Певческие способности разных видов соловьев тоже отличаются. Есть даже безголосые птахи.

Слушать голос обыкновенного соловья

Виды соловьев

Из 14-ти распределенных по планете видов соловьев в России обитают 7. Не все подходят под типичное описание. Оно «снято» с обыкновенного соловья. Однако кроме него в лесах встречаются:

1. Синий. По брюшку цвет оперения голубо-белый. На спинке же, голове, хвосте и крыльях птаха окрашена в тон индиго. Он поблескивает металлом. Высокие и стройные ноги синего соловья розоватые, а клюв длиннее, чем у большинства сородичей.

Поет птаха хорошо, пользуясь несколькими типичными трелями. Они начинаются с высокой ноты, которая тянется около 4-х секунд. Услышать трели можно с конца мая по середину сентября. Это время нахождения синих соловьев в России. Здесь птахи облюбовали восточные территории.

Слушать пение синего соловья

2. Красношейный. Является жителем Сибири и Приморья. Трель красношейки скудная. Зато, на шее птицы есть эффектная круглая отметина. Она красная. Отсюда и название вида. Клюв птицы черный. Над и под ним — белые полосы. Выглядит нарядно, хоть общий тон птицы серовато-бурый.

Слушать красношейного соловья

3. Соловей черногрудая красношейка. Грудка этой птицы украшена черным передником. Алое пятно расположено на нем, миниатюрно. Представители вида населяют высокогорья, забираясь на высоты до 3700-от метров над уровнем моря.

В условиях разреженного воздуха пернатые научились замедлять процессы жизнедеятельности. Это дает птахам возможность сутками выживать без пищи, если, к примеру, горы покрылись снегом и найти пропитание нет возможности. Песни черногрудок разнообразны, мелодичны, близки к идеальным трелям обыкновенного и южного соловьев.

4. Варакушка соловей. Певчая птица украшена голубо-синим жабо с оранжевой вставкой. Под жабо — черно-серая полоса. Верх хвоста птицы окрашен в цвет оранжевой вставки на шее соловья. Его трели посредственны. Зато птица легко подражает дроздам, иволгам и прочим пернатым.

5. Южный. В России встречается на Кавказе. Вообще же соловья еще именуют западным, поскольку птицы вида заселяют страны Европы. От обычного соловья южный отличается удлиненным клювом и большей протяженностью хвоста. К тому же, пернатое стройнее и поет тише, деликатнее. В трели отсутствуют так называемые дудки и раскаты.

Слушать голос южного соловья

Еще у южных птиц надхвостье рыжее, а не оливковое, как у обычных соловьев.

Источник

Легенда о соловушке

Жители г.Слуцка тесно связаны с маленькой и невзрачной на вид птицей – соловьем. Это перелетная птичка, которая любит селиться в зарослях кустарников рядом с водоемами. На территории Республики Беларусь в древности её относили к «божьим», «святым» птицам. Убивать соловья считалось грехом, потому что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери.
В 2007 году жители нашей страны считали количество этих птиц, ориентируясь на пение. Оказалось, что в г.Слуцк соловьев очень много. По подсчетам жителей было 258 поющих птиц. С тех пор наш край получил официальный статус «Соловьиного города».
В 2010 году учащиеся ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» провели опрос жителей нашего города «Какая птица по их мнению может стать символом Слуцкого района?» По результатам опроса соловей стал природным символом Слуцкого края.
В 2015 году на базе ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» открылся музей Соловья. Многие экспонаты в нем были сделаны учащимися учреждений образования Слуцкого района. Собраны стихи, рассказы, приметы и легенды об этой удивительной птичке.
Легенды — это устные рассказы, часто положенные на музыку, которые передавались из уст в уста бродячими сказителями. С появлением письменности их стали записывать.
Внешность зверей и птиц, их нрав и повадки в легендах и сказках дошли до нас такими, какими их воспринимали наши предки. Уже в языческой, дохристианской Руси животные почитались очень высоко, им приписывалась особая, сакральная роль. В славянских представлениях считалось, что на крыльях птиц прилетает весна, а Соловей был вестником хороших вестей. У многих народов он символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной во время брачного периода. Услышать песню соловья было хорошим предзнаменование.

Читайте:  Составить рассказ о птице сова

Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения соловья. В Японии соловей символ любви, тоски о рае, потери любимой. В Китае «соловей и роза» означают гармонию красоты. В Древней Греции соловей считался священной птицей поэзии. В славянском народном творчестве голос соловья воспринимается как певческий эталон. Его пение у древних славян символизирует любовь, а 15 мая до сих пор отмечается праздник День соловья.

На свете есть много легенд, небылиц,
Но хочется вспомнить порою
Одну — о стране, где не видели птиц
Ни летом, ни ранней весною.

Никто из живущих людей никогда
Не слышал пернатых поющих.
И думали все, что так было всегда
И будет в далёком грядущем.

Но как-то один человек налегке
Отправился в дальние страны,
Он шёл по горам, плыл по бурной реке,
Бежал по полям за туманом.

Однажды, присев отдохнуть у ручья,
Под сенью деревьев зелёных,
Услышал вдруг звонкую трель соловья
И замер, навек восхищённый!

Весь лес подпевал шелестящей листвой
Той песне любви соловьиной,
А воды ручья набегавшей волной
Звучали мелодией дивной.

Забыв обо всём, человек у ручья
Остался на долгое время,
Учился он музыке у соловья
И стал понимать птичьи трели.

Крылатых, поющих узнал много птиц,
Летающих в даль поднебесья
И открывающих мир без границ
В своих удивительных песнях.

Настала пора, и собрался домой
Обученный и обновлённый,
Пришедший однажды лесною тропой
И в музыку сердцем влюблённый.

Прощаясь, сказал человек соловью:
— Спасибо, учитель крылатый!
Я всем расскажу в том далёком краю
Про чудные трели пернатых,

Про то, как вся жизнь изменяется вдруг,
Когда в ней есть место для песни,
Для музыки чудной, звучащей вокруг.
И жить станет всем интересней!

— Запомни, — ответил ему соловей,
— Что каждый, секрет постигая
О музыке сердца, живя для людей,
От их недоверья страдает.

И те, для кого ты спешишь донести
Мелодий прекрасное чудо,
Возможно, решат, что ты сбился в пути,
Желать тебе худшего будут.

… Закончен про музыку странный рассказ,
Которому много веков.

Источник

Все о птице соловье легенды

Если певца сравнивают с соловьем , это для него лучший комплимент. Эту невзрачную серенькую птичку все знают и любят именно благодаря ее чудесной песне. Соловей считается лучшим певцом среди пернатых. Ценили его за это уже в древности.

В Древней Греции соловей считался священной птицей поэзии, как позднее лебедь. Римляне были такими любителями этих птиц, что платили за них безумные цены. Соловей стоил дороже раба и даже оруженосца. Супруга императора Клавдия Агриппина однажды должна была купить для подарка белого соловья. Он обошелся ей в 300 золотых монет. Как певца траурных песен римляне часто изображали соловья вместе с другими певчими птицами на надгробных монументах. Позже христианская церковь заимствовала эту символику глубокого траура. С соловьями сравнивали души праведников с их стремлением к небу (Gattiker, Gattiker, 1989).

Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Его рассматривают поляки как Божье творение. Убивать соловья грех, потому, что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери. Когда Христос спасался от мучителей, соловей накрыл его крыльями. За это Христос прославил соловья. Поляки считают, что соловей произошел от искусного умершего органиста. В Польше верят, что соловей прилетит в в апреле, чтобы спеть горюющей Божьей Матери.

По другой польской легенде, в начале лета соловей улетел в леса созывать птиц, которые должны петь Божьей Матери во время ее вознесения на небеса и сопровождать ее в рай (Гура, 1997).

Соловей — вестник майских дней, певец обновления, утра, певец садов. Символ свободы, «вольная пташка» веселья, удовольствия. Казак, посаженный в темницу, сравнивает себя с соловьем, на которого налетели «соколы». Соловей — важная фигура в птицеволхвовании, часто он переносит вести. Соловей любит свободу: в одной песне монах-чернец, у которого соловей улетел из клетки, просил его воротиться, и обещал соли и воды из самого чистого ключа, но соловей согласен пить воду из реки, лишь бы оставаться на воле.

Соловей — птичка-невеличка, а поет — лес дрожит. О знаменитом соловьином голосе много поговорок. «Ластiвка день починає, а соловейко кiнчає», — говорят в Украине из-за того, что он поет по ночам. В украинском фольклоре соловей часто упоминается в любовных песнях. Это вообще птица влюбленных (Панькiв, 1999). Традиция эта пошла, видимо, еще с Древней Греции. Там соловей считался оракулом в делах любовного волокитства, ему доверяли самые сокровенные тайны (Федосеенко, 1998).

В Украине верили, что соловьи начинают петь тогда, когда напьются воды из березовых листьев. В начале лета, когда наливаются зерном ранние хлеба, их рулады прекращаются. Отсюда поговорка: «Затих соловейко, бо ячмiнним колосом удавився». Пение же поздно летом считалось дурным предзнаменованием (Скуратiвський, 1998).

По частоте упоминания в русских народных песнях и былинах среди всех птиц соловей стоит на четвертом месте. В России в XIX веке, вспомним Некрасова, крестьяне даже создавали особые «соловьиные заповедники». В русской народной песне соловей являет собой звонкое песенное начало (Гусев, 1996). Его символика связана с молодостью и весельем. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Соловьи веселыми песнями свет поведают».

Читайте:  Как назвать перелет птиц

В старинной русской песне поется:

Дочь от матушки поехала,
Жалобно, слезно заплакала,
Во зеленый сад заехала,
Среди саду становилася,
С соловьями думу думала,
С молодцами речь говорила:
Соловей мой, соловьюшко,
Соловей мой, птица вольная,
Птица вольная, бездомовая!
Полетай, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
На родимую, на любимую,
Скажи, мой соловьюшко,
Отцу, матушке, большой поклон,
Роду племени челобитьице,
Дружку милому большой поклон.

«Песни литовского народа, — считал Н. Костомаров, — отличаются непринужденною нравственностью и деликатностью, и в этом отношении чище славянских, как детская жизнь чище юношеской» (Костомаров, 1903). О соловье у литовцев есть такая песнь: «Что ты, соловушка, резвая пташка, что не поешь? Как мне петь, пастухи разорили мое гнездышко, говорят, будто я выклевал пшеницу, растоптал траву на лугу, напугал вороных коней. А это совсем неправда! Меня молодцы оклеветали: я не выклевывал пшеницу, не вытаптывал травы на лугах, не распугивал вороных коней».

Ласточка весну начинает, а соловей кончает. В Нижегородской губернии на проводы весны делали «соловушку» — чучело из соломы, и водили вокруг него хороводы.

А вот это русское поверье, кажется, многим неизвестно: кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи кусать не будут. (Пернатые обитатели мифов и легенд)

Отрывок из книги Н.Костомарова «Славянская мифология»

«Соловей» — вестник майских дней, певец обновления садов: «Соловейко щебетав, зелені сади розвивав» — символ радостей, молодости и веселия, любимец красных девушек. Не ветрам буйным воспевает он дни красные; откликнется на песню его «сердечушко ретивое»: почует, что «поет он припеваючи, к его горю применяючи» (Сахар., стр. 211, Пес. сем. № 41). Верно, «полюбилась соловьюшке громкому прилюбчивая веточка, что прильнул к ней на всю ночь ясную, не хочет с нею расстатися»; верно, «полюбилась» доброму молодцу «девица-зазнобушка, свет-Машенька, — хочет молодец с ней, душой, обвенчатися» (Сахар., стр. 150, Свад. пес. № 9). Любит дивчина, чтоб у ней в комирке было прорублено «віконечко» Щоб до неї соловейки прилітали, Хорошенько щебетали.

Видит она в его кратковременном пении подобие быстрых дней девичества, его песня отзывается для ней не бессмысленным звуком: украдкою, ранним-рано спросит она его: «Кому воля, кому нема волечки», а он ей поведает, что своя воля девушкам — нет им «горюваннячка»: порхнула, как птичка из садика вишневого, та «за стрічечку та за віночок, та за улочку, та у таночок», а «молодичкам» бедным нет «волечки». И задумается девица: «Не год соловейку співати, не вік їй у батенька жити», — придет время, когда и «соловейкіних пісень» слушать будет некогда, запоет ей иные песенки «свекор-соловейко». В последний раз красная девица накануне своего венчания прощается с громким соловьюшком: пой, говорит она ему, «во всю ноченьку месячную; уже недолго мне тебя слушати, уж недолго тебе меня тешити» (Сахар., стр. 150, Свад. пес. № 163). Но звонкий голос его имеет еще и магическое усладительное свойство усмирять волнение сердца; казак, тоскуя по родной стороне «на чужині», просит соловейка защебетать ему:

Соловейко, мала пташечка,
В тебе голос тонесенький:
«Защебечи ти мені,
Бо я в чужій стороні».

Соловей, переставший петь, изображает молодца, утратившего свою долю и радость за горестьми и бедами:

Ой рад би я щебетати,
В мене голосу нема,
Істерявся голосочок,
Істерявся мій тоненький,
По чужих садах літаючи,
Ягіду чужу клюючи,
По матері, по батькові тужучи,
По батькові тужучи,
По матері плачучи.

Соловей также служит символом свободы и носит не раз эпитет «вільна пташка». Так, молодой казак, посаженный в темницу, сравнивает себя с соловьем, на которого налетели «соколи», взяли «солов’я на свої крилечки» и понесли в чужую сторону. Молодой чернец в образе соловья, посаженного в клетку, видит подобие своего келейного одиночества (Жег. Паул., т. II, стр. 44).

Соловей, как и другие птицы, играет роль в птицеволхвовании. Дивчина, желая знать, что делает ее милый —

Соловейка та піймала,
Та принесла та додому,
Та впустила в клітку нову,
Сама сіла на кроваті:
«Соловейко маленький!
В тебе голос тоненький,
Скажи, де мій миленький?»
«Твій миленький на риночку,
П’є він вино-горілочку».

Исполняет соловей общую почти всем птицам службу человеку — переносит вести. Дочь наказывает через него поклон родителям:

Соловейко! Мала пташечко!
Полети в мою стороночку!
Понеси батькові поклоночку!
Нехай батенько не журиться,
А матуся не печалиться!(litopys.org.ua)

Гура А. Символика животных в славянской народной традиции (отрывок)

Часто к «божьим», «святым» птицам относят и соловья, например в Белоруссии, в Полесье и в Малополыне (Mosz.KLS 2/1: 557, совр. Ченстоховское воев., р-н Жарок, Севежа и Пилицы, Fisch.UD: 325). Соловей рассматривается как Божье творение в Краковском воев. (картотека ArchPEUL). Убивать соловья считается грехом (Минская губ., Мозырский у., Дорошевичи, Mosz.PW: 165), потому что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери (Гродненская губ., Волковыский у., Fed.LB 1: 246). Украинская легенда повествует о том, что когда Христос спасался от своих мучителей, соловей укрыл Его у себя под крыльями. Когда преследователи спросили у соловья, не видел ли он Христа, тот ответил: «Утік, утік, утік. Догоняй, догоняй, догоняй. Скорей, скорей, скорей». Или, по другому варианту: «Утік, утік. Догоняй, догоняй, кийом, кийом, по ногах, по ногах». За это Христос прославил соловья так, что все люди любят его и слушают его пение (Черниговская губ., Остерский у., Староселье, Загл.ПСД: 144-145). Поляки Сандомирской Пущи связывают происхождение соловья с органистом: «Suowicek powstáu z dobrego uorganisty po smierci» [Соловей произошел от искусного умершего органиста] (р-н Тарнобжега и Ниско, Wierzch.ME: 209).

Читайте:  Поликарбонатные формы для конфет

В южной России соловей начинает петь, когда можно уже напиться росы с березового листа. Более раннее начало его пения, когда лес еще не оделся листвой, считается предвестьем неурожая (Ерм.НСМ 3: 337). Аналогичные приметы касаются и начала кукования кукушки. На Украине начало пения соловья приурочивается к дню св. Георгия 23.IV/6.V (Марк.ОПКНМ: 6), иногда к 1 мая (Волынская обл., Ковельский р-н, Уховецк, зап. автора). В Полесье начало его пения связывается с Пасхой: «соловэй пэршый раз спивае в час ночы (вар.: в двэнаццать часов) на Вэльканоч, на всёночну» (Ровенская обл., Дубровицкий р-н, Озерск, зал. автора); «як толькі Хрыста здоймуць, то і он засвішчэ» (Мозырскийу., Дорошевичи, Mosz.PW: 165). Соловей поет на двенадцать голосов до дня св. Онуфрия, 12/25.VI (Белостоцкое воев., Дзециннэ, зал. автора), или до Вознесения, т. е. сорокового дня после Пасхи, а после этого дня лишь вполголоса (Ровенская обл., Дубровицкий р-н, Озерск, зап. автора). В Люблинском воев. Польши считают, что соловей прилетает в апреле, чтобы спеть горюющей Божьей Матери (Жулкевка, Туробин, Kolb.DW 17: 143). В некоторых областях России (по-видимому, южных) с началом пения соловья вытрясают рубашки, чтобы летом не было блох (Даль ПРН: 938, Добр.ЗНЯ: 87).

Как гласит русская пословица, «ласточка весну начинает, а соловей кончает» (Даль ПРН: 948). В некоторых районах Нижегородской обл. при проводах весны делали «соловушку» — фигурку из лопуха или чучело из соломы, одетое в платье и привязанное на шест. Вокруг «соловушки» водили хороводы, а потом бросали его в рожь (Лукояновский р-н, Новомихайловка, Починковский р-н, Мадаево, Сок.ВЛКО: 218). Обряд с «соловушкой» имеет явную аналогию с южнорусским обрядом похорон «кукушки», которую тоже иногда изготовляли из лопуха (репейника).

Источник



Легенда о соловье

На свете есть много легенд, небылиц,
Но хочется вспомнить порою
Одну — о стране, где не видели птиц
Ни летом, ни ранней весною.

Никто из живущих людей никогда
Не слышал пернатых поющих.
И думали все, что так было всегда
И будет в далёком грядущем.

Но как-то один человек налегке
Отправился в дальние страны,
Он шёл по горам, плыл по бурной реке,
Бежал по полям за туманом.

Однажды, присев отдохнуть у ручья,
Под сенью деревьев зелёных,
Услышал вдруг звонкую трель соловья
И замер, навек восхищённый!

Весь лес подпевал шелестящей листвой
Той песне любви соловьиной,
А воды ручья набегавшей волной
Звучали мелодией дивной.

Забыв обо всём, человек у ручья
Остался на долгое время,
Учился он музыке у соловья
И стал понимать птичьи трели.

Крылатых, поющих узнал много птиц,
Летающих в даль поднебесья
И открывающих мир без границ
В своих удивительных песнях.

Настала пора, и собрался домой
Обученный и обновлённый,
Пришедший однажды лесною тропой
И в музыку сердцем влюблённый.

Прощаясь, сказал человек соловью:
— Спасибо, учитель крылатый!
Я всем расскажу в том далёком краю
Про чудные трели пернатых,

Про то, как вся жизнь изменяется вдруг,
Когда в ней есть место для песни,
Для музыки чудной, звучащей вокруг.
И жить станет всем интересней!

— Запомни, — ответил ему соловей,
— Что каждый, секрет постигая
О музыке сердца, живя для людей,
От их недоверья страдает.

И те, для кого ты спешишь донести
Мелодий прекрасное чудо,
Возможно, решат, что ты сбился в пути,
Желать тебе худшего будут.

И странник ушёл. Он вернулся домой.
Загадочным светом сияя,
Рассказывать стал о поляне лесной,
Про птиц, что над нею летают,

Про чудные трели певца-соловья,
Про песни и чудо мелодий,
Которые слышно в журчаньи ручья
При летней прекрасной погоде.

Он пел, воспевая любовь и зарю,
С мелодией в небо «взлетая»,
И даже открыл людям тайну свою,
Что музыку сам сочиняет!

Но жители дальней забытой страны
Отвергли рассказ возмущённо.
Не нравилось им, что совсем не они
Вещают про мир восхищённо.

Вскричала толпа: — Это всё ерунда!
Выходит за рамки приличий!
И музыка птичья нам всем не нужна,
Она даже неэстетична!

И птиц не бывает! Никто никогда
Не видел их и не поверит,
Что кто-то летает. Так было всегда:
Пешком ходят люди и звери!

И где же умение вдруг приобрёл
Такое премерзкое? Может
Поёт потому, что с ума он сошёл?
Совсем ни на что не похоже!

Из свода всех правил приличий давно
Всем людям известно с рожденья,
Про то, что нельзя, и что разрешено,
И как получать наслажденье.

Ответил толпе человек, погрустнев:
— В далёкой стране научиться
Мелодии петь посчастливилось мне
У самой талантливой птицы! —

Не понят был странник, певец, музыкант.
Казнили его на рассвете.
Зачем людям музыка, песни, талант?
И птицы зачем на планете?

Ведь если бы даже летали они
Действительно где-то по свету
Поющие в странных лесах соловьи,
(Хотя всё — фантазии это),

То музыка — ясно, премерзкая вещь,
А слушать её — неприятно.
И надо весь мир от неё уберечь,
Что каждому, в общем, понятно.
===============================

Закончен про музыку странный рассказ,
Которому много веков.
И, к счастью, легенда совсем не про нас,
А про Страну Дураков.

Источник