ВПР по биологии 2019 5 класс вариант 15

ВПР по биологии 2019 — 5 класс — вариант 15

1. Рассмотрите изображение папоротника и выполните задания.

Папоротник

Папоротник

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке корневище, корень, вайю (лист) и спорангий папоротника.

Ответ

1.2. Какое полезное ископаемое образовано древними папоротниками миллионы лет назад?

Ответ

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, не способны образовывать споры. Выпишите название органа, который «выпадает» из общего ряда. Укажите, какую функцию выполняют споры у растений.

Ответ

1) название «выпадающего» из общего ряда органа папоротника: спорангий;
2) указание функции: споры служат для бесполого размножения растений.

2. Вайи появляются из почек корневища папоротника и развёртываются над поверхностью почвы. Они довольно быстро могут достигать больших размеров. Найдите в приведённом списке название этого процесса и запишите его.

Ответ

3. Рассмотрите фотографию собаки породы басенджи и выполните задания. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.

Басенджи

Басенджи

А. Окрас
Б. Форма ушей
В. Форма хвоста

Впиши в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ

4. Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?

Микроскоп

Микроскоп

Ответ

5.1. Пятиклассники решили украсить двор школы растениями. В питомнике ребятам предложили рассаду и саженцы приведённых в списке растений.

Список растений

  1. берёза бородавчатая
  2. клён красный
  3. мальва однолетняя
  4. календула лекарственная
  5. василек синий
  6. конский каштан павия

Какие из представленных растений относят к травянистым? Укажите в ответе их номера.

Ответ

345 (в любой последовательности)

5.2. Члены биологического кружка занимались посадкой комнатных растений в кабинете биологии. Полина высаживала в цветочные горшки укоренившиеся черенки комнатного растения бегонии. Расставьте по порядку действия, которые ей нужно было осуществить.

Биологический кружок

Биологический кружок

1) опустить черенки в углубления в почве
2) слегка полить землю в местах посадки и накрыть черенки стеклянными банками
3) присыпать углубления с черенками и немного утрамбовать почву
4) насыпать в цветочные горшки почву
5) сделать небольшие углубления в почве

Номера действий в правильном порядке впишите в таблицу.

Ответ

6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов растений при посадке в грунт

В каком интервале температур происходит прорастание указанных в таблице растений?

Ответ

Какое из указанных в таблице растений является наиболее холодостойким?

Ответ

Какое из указанных в таблице растений наиболее теплолюбивое?

Ответ

3) томат (помидор)

6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

Растения

Растения

Ответ

А) томат (помидор)
Б) картофель
В) хлопчатник
Г) пшеница

6.3. Из растений, указанных в таблице, производят разнообразные продукты и ткани. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.

Ответ

А) картофель
Б) пшеница
В) хлопчатник

7. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Муравьи – обитатели лесов средней полосы России. (2)Живут все муравьи семьями в особых гнёздах – муравейниках. (3)Муравейник, как правило, хорошо проветривается, а его верхушка не намокает даже при обильных дождях. (4)Всё население муравейника – это потомство одной самки-царицы, которая выкармливает рабочих муравьёв. (5)Муравьи активно взаимодействуют между собой, совместно защищают муравейник и охотятся. (6)Муравьи являются в основном хищниками, однако в их рационе присутствуют и листья растений.

7.1. В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что муравьи – общественные животные? Запишите номера выбранных предложений.

Читайте:  Растения которые плохо уживаются на одном подоконнике

Ответ

245 (в любой последовательности)

7.2. Сделайте описание шмеля по следующему плану.

А) В сравнении с рабочим муравьём шмель крупнее/мельче.

Ответ

крупнее (шмель крупнее муравья);

Б) Какие отделы тела имеет шмель?

Ответ

голова, грудь, брюшко;

В) Чем шмель питается?

Ответ

нектар / соки деревьев (принимается указание одного любого примера).

8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.

Ответ

9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

Ответ

1) правило: здесь на дороге могут появиться дикие животные;
2) указание места: на шоссе / автомобильной трассе.

10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Ответ

Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

Ответ

Профессия: агроном/ фермер
Работа: выращивание сельскохозяйственных растений, уход за почвой, проведение научных исследований по почве
Польза для общества: получать больше урожая

Источник



§12. Отдел Папоротниковидные

38) Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов и структур папоротника, обозначенных цифрами.

39) Чем внешнее строение папоротника отличается от строения хвощей и плаунов?

От хвощей и планов папоротники отличаются тем, что имеют листья гораздо развитее и крупнее стеблей, тогда как у хвощей и плаунов наблюдатся обратное

40) Изучите таблицу «Папоротниковидные. Жизненный цикл щитовника мужского». Опишите цикл развития папоротника. Стрелками покажите на схеме последовательность этапов развития.

На нижней поверхности листа развиваются спорангии со спорами, которые в благоприятных условиях прорастают и формируют заросток. Из заростка развивается гаметофит (чаще обоеполый), у взрослого растения вырабатываются гаметы. Оплодотворение происходит в воде. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает и зародыш развивается в спорофит.

41) Выполните лабораторную работу «Строение папоротника».
1) Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид спороносящего папоротника. На рисунке подпишите основные части растения.

2) Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид листа папоротника.

Вайя (лист папоротника) развертываются над почвой,вырастая из почек корневища

3) Найдите на нижней поверхности листьев папоротника бурые бугорки. Что в них находится?

Источник

Задание №4 ОГЭ по Биологии

В данном задании прежде всего нужно знать строение растения: надземную и подземную часть, зоны корня, поперечный срез стебля, знать про плоды и семена, про видоизмененные части растения, соцветия и листорасположения. Это минимум для успешной сдачи экзамена.

Тематика заданий: растения

Бал: 1

Сложность задания: ♦◊◊

Примерное время выполнения: 2 мин.

Разбор типовых вариантов заданий №4 ОГЭ по биологии

Корень

Вариант 4ОБ1

Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?

  1. боковой корень
  2. главный корень
  3. корневой волосок
  4. придаточный корень

Цифрой 1 отмечен боковой корень, особенностью которого является то, что он отрастает от побега.

Вариант 4ОБ2

Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Для выполнения этого задания нужно вспомнить зоны корня и его строение.

Читайте:  Отправлю почтой россии комнатные растения

Корневой колпачок и верхушечная меристема отвечают за рост корня, а не за проведение чего-либо по его структурам. Значит, цифры 1 и 2 нам не подходят.

Эпидермис выполняет защитную функцию и не занимается проведением воды. Цифра 3 нам тоже не подходит.

А вот ксилема, она же древесина, проводит воду и минеральные вещества, растворенные в ней.

Вариант 4ОБ3

Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?

Источник

Отдел Папоротниковидные.

7-000-38

1) Листья;
2) Спорангий;
3) Молодые побеги;
4) Корневище.

39. Чем внешнее строение папоротника отличается от строения хвощей и плаунов?
У папоротников развитые листья – вайи, на нижней стороне которых находятся спорангии и мощное корневище. У хвощей и плаунов спороносные побеги с «колосками». Развитых рассеченных листьев и корневищ нет.

40. Изучите таблицу «Папоротниковидные. Жизненный цикл щитовника мужского». Опишите цикл развития папоротника. Стрелками покажите на схеме последовательность этапов развития.

7-000-40

На нижней поверхности листа развиваются спорангии со спорами, которые в благоприятных условиях прорастают и формируют заросток. Из заростка развивается гаметофит (чаще обоеполый), у взрослого растения вырабатываются гаметы. Оплодотворение происходит в воде. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает и зародыш развивается в спорофит.

41. Выполните лабораторную работу «Строение папоротника».
1. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид спороносящего
папоротника. На рисунке подпишите основные части растения.

7-000-41-1

2. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид листа папоротника.

7-000-41-2

Листья папоротников называются вайами. Они вырастают из почек корневища и развертываются над поверхностью почвы. Вайи обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров. Они выполняют две функции: фотосинтеза и спорообразования. Спорангии размещаются на нижней поверхности листа, в них развиваются гаплоидные споры.

3. Найдите на нижней поверхности листьев папоротника бурые бугорки. Что в них находится?
Это спорангии. В них находятся споры из которых развивается новое поколение папоротников.

Источник

ВПР по биологии 2019 — 5 класс — вариант 15

1. Рассмотрите изображение папоротника и выполните задания.

Папоротник

Папоротник

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке корневище, корень, вайю (лист) и спорангий папоротника.

Ответ

1.2. Какое полезное ископаемое образовано древними папоротниками миллионы лет назад?

Ответ

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, не способны образовывать споры. Выпишите название органа, который «выпадает» из общего ряда. Укажите, какую функцию выполняют споры у растений.

Ответ

1) название «выпадающего» из общего ряда органа папоротника: спорангий;
2) указание функции: споры служат для бесполого размножения растений.

2. Вайи появляются из почек корневища папоротника и развёртываются над поверхностью почвы. Они довольно быстро могут достигать больших размеров. Найдите в приведённом списке название этого процесса и запишите его.

Ответ

3. Рассмотрите фотографию собаки породы басенджи и выполните задания. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.

Басенджи

Басенджи

А. Окрас
Б. Форма ушей
В. Форма хвоста

Впиши в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ

4. Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какую деталь микроскопа на рисунке он обозначил буквой А?

Микроскоп

Микроскоп

Ответ

5.1. Пятиклассники решили украсить двор школы растениями. В питомнике ребятам предложили рассаду и саженцы приведённых в списке растений.

Читайте:  Фикус и лечение болезней разновидности комнатных цветов с фото и как вывести пятна на листьях

Список растений

  1. берёза бородавчатая
  2. клён красный
  3. мальва однолетняя
  4. календула лекарственная
  5. василек синий
  6. конский каштан павия

Какие из представленных растений относят к травянистым? Укажите в ответе их номера.

Ответ

345 (в любой последовательности)

5.2. Члены биологического кружка занимались посадкой комнатных растений в кабинете биологии. Полина высаживала в цветочные горшки укоренившиеся черенки комнатного растения бегонии. Расставьте по порядку действия, которые ей нужно было осуществить.

Биологический кружок

Биологический кружок

1) опустить черенки в углубления в почве
2) слегка полить землю в местах посадки и накрыть черенки стеклянными банками
3) присыпать углубления с черенками и немного утрамбовать почву
4) насыпать в цветочные горшки почву
5) сделать небольшие углубления в почве

Номера действий в правильном порядке впишите в таблицу.

Ответ

6.1. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов растений при посадке в грунт

В каком интервале температур происходит прорастание указанных в таблице растений?

Ответ

Какое из указанных в таблице растений является наиболее холодостойким?

Ответ

Какое из указанных в таблице растений наиболее теплолюбивое?

Ответ

3) томат (помидор)

6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

Растения

Растения

Ответ

А) томат (помидор)
Б) картофель
В) хлопчатник
Г) пшеница

6.3. Из растений, указанных в таблице, производят разнообразные продукты и ткани. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае.

Ответ

А) картофель
Б) пшеница
В) хлопчатник

7. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Муравьи – обитатели лесов средней полосы России. (2)Живут все муравьи семьями в особых гнёздах – муравейниках. (3)Муравейник, как правило, хорошо проветривается, а его верхушка не намокает даже при обильных дождях. (4)Всё население муравейника – это потомство одной самки-царицы, которая выкармливает рабочих муравьёв. (5)Муравьи активно взаимодействуют между собой, совместно защищают муравейник и охотятся. (6)Муравьи являются в основном хищниками, однако в их рационе присутствуют и листья растений.

7.1. В каких предложениях текста описываются особенности, на основе которых можно сделать вывод о том, что муравьи – общественные животные? Запишите номера выбранных предложений.

Ответ

245 (в любой последовательности)

7.2. Сделайте описание шмеля по следующему плану.

А) В сравнении с рабочим муравьём шмель крупнее/мельче.

Ответ

крупнее (шмель крупнее муравья);

Б) Какие отделы тела имеет шмель?

Ответ

голова, грудь, брюшко;

В) Чем шмель питается?

Ответ

нектар / соки деревьев (принимается указание одного любого примера).

8. Заполните пустые ячейки на схеме, выбрав слова и/или словосочетания из приведённого списка.

Ответ

9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком?

Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.

Ответ

1) правило: здесь на дороге могут появиться дикие животные;
2) указание места: на шоссе / автомобильной трассе.

10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.

Ответ

Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

Ответ

Профессия: агроном/ фермер
Работа: выращивание сельскохозяйственных растений, уход за почвой, проведение научных исследований по почве
Польза для общества: получать больше урожая

Источник