Вода в природе быту и технике Выполнил Павликова Ксения Гр 190 КТиГС Санкт Петербург 2017 презентация

Вода в природе, быту и технике Выполнил: Павликова Ксения Гр.190 КТиГС Санкт-Петербург 2017. — презентация

Презентация на тему: » Вода в природе, быту и технике Выполнил: Павликова Ксения Гр.190 КТиГС Санкт-Петербург 2017.» — Транскрипт:

1 Вода в природе, быту и технике Выполнил: Павликова Ксения Гр.190 КТиГС Санкт-Петербург 2017

2 Вода(оксид водорода) бинарное неорганическое соединение, химическая формула Н 2 O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью.

3 Состав молекулы воды (современные данные) ω (О) = 88,9% ω (Н) = 11,1%

4 Свойства воды 1) Чистая вода прозрачна. 2) Не имеет запаха и вкуса. 3) Наибольшую плотность она имеет при 0° С (1 г/см 3 ). 4) Вода замерзает при 0° С и кипит при 100° С при давлении Па. 5) Она плохо проводит теплоту и очень плохо проводит электричество. 6) Вода хороший растворитель. 7) Молекула воды имеет угловую форму, атомы водорода по отношению к кислороду образуют угол, равный 104,5°.

5 Состояния воды Жидкое состояние ВОДА Газообразное состояние ПАР Твёрдое состояние ЛЁД

6 Так же возможны метастабильные состояния пересыщенный пар, перегретая жидкость, переохлаждённая жидкость. Эти состояния могут существовать длительное время, однако они неустойчивы и при соприкосновении с более устойчивой фазой происходит переход. Чистая вода способна,как переохлаждаться не замерзая до температуры 33 °C, так и быть перегрета до +200 °C. За это её свойство она получила применение в промышленности.

7 Структура воды – это то, как организованы ее молекулы. Молекулы воды объединяются в группы – кластеры. Именно кластеры, объединяясь, образуют ячейки памяти воды. Вода – это природный компьютер. Устойчивость кластерной структуры подтвердила гипотезу о способности воды запоминать и сохранять информацию.

8 Химические свойства Вода является наиболее распространённым растворителем на планете Земля, во многом определяющим характер земной химии, как науки. Её иногда рассматривают, как амфолит и кислоту и основание одновременно (катион H+ анион OH).

9 Воде принадлежит огромная роль в природе. В самом деле, ведь именно море явилось первой ареной жизни на Земле. Растворенные в морской воде аммиак и углеводы в контакте с минералами при высоком давлении и воздействии электрических разрядов могли обеспечить образование белковых веществ, на основе которых,возникли простейшие организмы.

10 Вода,как инструмент Вода используется, как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов. Она используется в добывающей промышленности, горном деле и в производстве. Достаточно распространены установки по резке водой различных материалов: от резины до стали. Вода, выходящая под давлением несколько тысяч атмосфер способна разрезать стальную пластину толщиной несколько миллиметров, или более при добавлении абразивных частиц.

11 ВЫВОД: Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата.

Источник



Конспект занятия «Вода в природе и жизни человека»

Цель:Обобщить и уточнить знания детей о воде :без цвета, запаха, вкуса.

Вода-жидкое вещество, в зависимости от. температуры она меняет своё определённое состояние: твёрдая, жидкая, газообразная.

В природе водавстречается в виде разных явлений: дождь, роса- это жидкая вода; лёд на реке, град- это твёрдая вода; облака, тучи, туман- это водяной пар.

Закреплять знания о воде, как о среде обитания, живых организмов, о её свойствах и признаках.

Ход занятия:

Воспитатель: Если руки наши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли.

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ….(воды).

Воспитатель: правильно ребята. Вода это главное наше богатство.

(Просмотр видеозаписи «Шопен. Сверкающий мир»)

Воспитатель: И сегодня мы будем говорить о воде.И не случайно: 23 марта-Международный день воды. И у нас в гостях сама Фея Воды.

(Под музыку входит фея Воды)

Фея Воды: Нашу планету называют Голубой планетой. Больше половина её поверхности покрыто водой. Где живёт вода в природе? (В океане, в море, в реке, в озере, в болоте. в ручейках, в прудах).Скажите, ребята,какая вода в морях, океанах? (солёная)

Какая вода в реках, озёрах? (пресная). Что значит пресная? (не солёная)

Фея Воды ставит перед каждым ребёнком 2стакана, один с водой другой пустой.

Фея Воды: Ребята, давайте воду попробуем на вкус, какая она? (без вкуса, давайте понюхаем (без запаха). Значит какой можно сделать вывод?

Дети: Чистая вода без вкуса, без цвета и запаха.

Фея Воды: Ребята, а можно ли перелить воду из стакана в стакан? (дети переливают).Какой можно сделать вывод?

Дети: Вода жидкая, принимает форму того сосуда в котором находится.

Фея Воды: Ребята, а когда вода замерзает какая она становится? (твёрдая). А сейчас посмотрите, как у нас кипит чайник. Что выходит из носика чайника? (пар).Какая ещё бывает вода? (газообразная).Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Вода бывает жидкая,при очень низкой температуре –твёрдая,а при высокой температуре- газообразная.

Фея Воды: Скажите ребята, а в природе в каких явлениях нам встречается вода?

Дети: дождь, роса- это жидкая вода; тучи, туман- это водяной пар; лёд, град, сосульки- это твёрдая вода.

Фея Воды загадывает детям загадки :

1. Он пушистый,серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

2. С неба звёзды падают,

Пусть под ними скроется

А земле тепло. (снежинки)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем- ищем не найдём. (роса)

4. Белая морковка

Зимой растёт. (сосулька)

Ребёнок читает стихотворение:

Сосулька, сосулька, скажи мне о чём

Ты плачешь так горько

Под нашим окном

Сказала сосулька сквозь слёзы вздыхая

Я плачу о том,что на солнышке таю.

Воспитатель: .А сейчас я прочту вам сказку о сосульке. Сколько много интересного она расскажет нам. (чтение сказки В. Бианки «Сосулька» .Беседа по сказке)

Физкульт.Минутка :(стихотворение Мошковской)

Кран откройся, нос умойся.

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь уши, мойся шейка.

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обмывайся,

Грязь смывайся, грязь смывайся.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем, и изображают умывание.

Воспитатель: Ребята а как человек использует воду?

Дети: Человеку для жизнинужно очень много воды: для приготовления пищи, для поддержания в чистоте своего тела, одежды, жилища.

Воспитатель: Наш поэт К. И. Чуковский даже написал гимн воде. (Прослушивание диска)

Воспитатель: А сейчас,ребята мы с вами рассмотрим схему кому нужна вода,и кто чем пьёт. (Человек- ртом, слон- хоботом, собака, кошка- языком, птица- клювом.).Давайте вспомним какой рассказ не давно мы с вами читали?

Читайте:  Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду

Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Умная галка»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете,чем пьют растения?

Дети: У всех растений есть корни. Корни спрятаны в земле. Вот они то и тянут воду из земли. А дальше вода поднимается по тоненьким канальцам- трубочкам. По ним вода бежит,спешит напоить каждую почку, каждый росток.

Фея Воды принесла детям для игры мыльные пузыри.

Игра с мыльными пузырями.

(Дети делятся на две команды, одна –читает стихотворение,другая пускает мыльные пузыри, затем меняются.)

Осторожно пузыри-ой какие,

Ой, смотри, раздуваются,

Мой не лопнул дольше всех.

Фея Вода :Ребята, я вам принесла свои капельки, и поручаю вам провести акцию «Берегите воду». Я вам раздам эти капельки, а вы приклеите их возле каждого крана. Этот знак означает, что кран следует закрывать плотно и беречь воду. Такие картинки вы разнесёте по всему детскому саду, и наклеите их возле всех кранов.

(читает стихотворение С. Погореловского «Капли тоже говорят»)

Родник иссяк, ручей ослаб

А мы из крана –кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт не много лет

И нет водицы –нет,нет. нет.

Ребята наклеивают картинки возле каждого крана в детском саду.

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

Экологический проект «Какая бывает вода»Экологический проект «Какая бывает вода» b]Тема: «Какая бывает вода».[/b] Цель: Ознакомить с разными состояниями воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте.

Источник

Конспект урока «Вода»

Урок изучение нового материала (овладение учащимися новым материалом, усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности).

Цели урока

Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты

Предметные:

— знать, почему вода необходима для жизни на земле,

— уметь определять признаки воды,

— уметь проводить несложные исследования,

— освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

Личностные:

— развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

— проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

— оценивать себя, границы своего знания и незнания,

— соблюдать экологическую культуру

Метапредметные:

— понимать и принимать учебную задачу,

— планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

— работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Цели для учителя

Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Цели для ученика

Познавательные:   формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;   строить логическое рассуждение; совершенствование способности анализировать условия поставленной задачи и поиска её рационального, совершенствование умений, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями

Регулятивные: организация своей учебной деятельности; формирование умения оценить качество и уровень усвоения материала, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.  

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение аргументировать своё предложение;   развитие способностей сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности мотивация учения.

Используемые технологии

Технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «инсёрт», прием «толстых и тонких» вопросов»); информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

Межпредметные связи

Математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Форма работы  

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группе

Ресурсы:

1. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / Миронов. – Ростов н/Д: Феникс,   2013. – 510 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч.1 — 5-е изд.,перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 400 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальное   общее образование. – М. 2012. – 110 с.  

4. Корбакова Н. И. «Деятельностный метод обучения» 1-4 классы. ФГОС. – М.: Учитель, 2013. – 101 с.

5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.   – М.: Просвещение, 2006. – 72 с.

6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-4 кл.   – М.: Вентана-Граф, 2017. – 117 с.

7. Презентация «Загрязняя воду, мы убиваем себя» youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийная установка; репродукции картин; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, молоком, соком; ложки; ёмкости разного объёма и формы; сахарный песок, обычный песок, кусок льда, медицинская груша).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(формируемые УУД)

I.

Организацион- ный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.   

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Обучающиеся готовы к началу работы

Учащиеся произносят после слов учителя:

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливыми.

Мы успеем сделать всё.

Коммуникативные: доброжелательное отношение к окружающим.

II.

Актуализация опорных знаний

— Ребята, отгадайте загадки:

1) С высоты большой срываясь,

2) Утром падаю всегда –

3) Он без рук, он без ног

— Что объединяет все слова-отгадки?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Какие задачи поставим перед собой?

— Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: выдвигать версии; прогнозировать.

Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различие объектов.

Читайте:  Вечеринка на природе как все украсить

— Все слова-отгадки связаны с водой.

— Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

— Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…

III.

Стадия «Вызова»

— Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

Источник

Методическая разработка урока "Вода в природе и в нашей жизни"

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Антуан де Сент-Экзюпери

Экологическое образование в настоящее время предполагает изучение экологических вопросов как в разных учебных предметах естественнонаучного и гуманитарного циклов, так и в форме самостоятельного курса экологии, который в некоторых школах реализуется за счет школьного компонента (смешанная модель экологического образования).

О проблемах сохранения водных ресурсов сегодня говорят на самом высоком уровне. ООН объявила 2005-2015 годы Десятилетием действий “Вода, ради жизни”. В России реализуется программа “Чистая вода”, принята Водная Стратегия России на 2009 -2020 г.г. Проблемы использования воды регулярно обсуждаются на международных форумах. Также необходимо обсуждать такие темы со школьниками, поскольку они отражают экологические проблемы сегодняшнего дня и позволяют приблизить учащихся к реальной жизни, повышению значимости получаемых на уроке знаний.

Предлагаемый урок – это яркий пример того, как можно обсуждение сложных вопросов, таких как: потребления воды в России, в собственном доме, изменение качества воды в водных экосистемах в результате жизнедеятельности человека сделать для школьников интересным, понятным, запоминающимся.

В ходе урока тема использования воды рассматривается с разных точек зрения, дается широкий и целостный взгляд на предложенную тему. На данном уроке вода рассматривается не только как среда обитания сообщества водных живых организмов, а также как важный экономический ресурс для сельского хозяйства, промышленности, энергетики, ресурс для поддержания здоровья и гигиены человека, ведения хозяйства и использования в быту, что бесспорно повышает значимость таких уроков в формировании целостной картины мира воспитанников.

Заданная структура урока позволяет ученикам:

  • актуализировать имеющиеся знания об использовании воды;
  • получить ответы на поставленные самими детьми вопросы;
  • выполняя практическое задание, получить новые знания о потреблении воды в разных сферах российской экономики;
  • включиться в практическое исследование, связанное с изменением качества воды в природных экосистемах; увидеть взаимосвязи, существующие в природе и обществе;
  • исследовать проблему загрязнения воды при бытовом использовании и определить пути ее решения на разных уровнях: от личного до государственного;
  • определить, что можно сделать каждому для улучшения состояния водных ресурсов.

Просто хорошего интересного урока, основанного на экологическом содержании, недостаточно для того, чтобы учащиеся стали задумываться о воздействии каждого человека на биосферу и смогли принимать решения, которые бы это воздействие уменьшали. Для этого нужно, чтобы проблемы природной среды переплелись в образовании с вопросами экономики и социальной жизни так же тесно, как это происходит в реальной жизни. Именно такой подход предполагает образование в интересах устойчивого развития (ОУР). Оно представляет собой интегративное направление, цель которого – помочь учащимся принять такие ценности, развивать знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Именно такой подход был использован при подготовке данного урока.

Цель урока: формировать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде как источнику жизни и ресурсу для жизнедеятельности человека.

  • содействовать пониманию взаимосвязей природы и общества на примере водных ресурсов,
  • обобщить знания о биоценозах,
  • познакомить детей с использованием ресурсов воды в России,
  • стимулировать самостоятельную познавательную деятельность,
  • развить навыки продуктивной работы в группах,
  • развивать чувство ответственности за сохранение водного богатства России,
  • ответить на вопрос: “Что лично я могу сделать для сохранения чистой воды?”

Технологическая идея урока

Урок проходит в виде развивающего занятия с использованием поэтапной технологии (Корякина Н.И., 2002 г.)

Структура развивающих занятий включает в себя пять функционально значимых этапов (мотивационный, организационно-познавательный, исследовательский, ассоциативный, рефлексивный), способствующих развитию мотивационно-творческой активности и деятельности, интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических способностей, коммуникативной и творческой деятельности учащихся.

Урок разделен на этапы:

  • открытие,
  • путешествие,
  • исследование,
  • вдохновение,
  • обратная связь.

Ход урока

Урок начинается с демонстрации фрагмента фильма “Вода” из материалов Всероссийского “Урока Чистой воды” (www.greenvision.ru), после чего идёт небольшая презентация слайдов об использовании воды человеком в своей жизни.

Эмоционально насыщенный фрагмент фильма и забавные кадры презентации концентрируют внимание учащихся и позволяют подвести учащихся к обсуждению темы урока. Вместе с учениками делается вывод, что урок посвящен воде, её роли в жизни природы, человека и сохранению водных ресурсов.

I. “Открытие”

На данном этапе урока используются игровые приемы, которые мотивируют ребят этого возраста на дальнейшее изучение поставленного перед игрой вопроса: “Вода.… Где же человек сталкивается с ней в своей жизни?”.

Для этой части урока заранее приготовлена игрушечная коллекция бытовых вещей, которые так или иначе используются дома, в школе, на работе, на даче… и связаны с водой. Дети приносят из дома предметы: салфетки из ткани, лейки, посуда, ведро, веник, швабра, туалетная бумага, моющие средства, полотенце, зубная щётка, зубная паста, бритвенный прибор, стиральный порошок, пакетики с чаем, кофе. Учитель добавляет туда ещё несколько предметов: фигурки домашних животных, лампочки, модели пластиковых рыбок, игрушечные машинки, газеты и журналы.… Каким образом данные предметы связаны с водой? – задает вопрос учитель и дети, как на аукционе, высказывают разные предположения о том, как используются эти предметы и какую роль в их производстве играет вода.

В презентации на слайде №2 создана коллекция картинок с изображением перечисленных объектов.

Данный этап подготовил ребят для дальнейшего изучения материала об использовании водных ресурсов.

II. “Путешествие”

Путешествие” это – ядро занятия.

Название “путешествие” отражает специфику работы: дети с помощью педагога сами проходят путь к новому знанию на основе возникшего интереса и сформулированных вопросов.

На этом этапе расширяется представление о том, как вода используется в жизни человека.

Чтобы определить, на какие производственные нужды, в каких секторах используется вода, ребятам предлагается выбрать из коллекционных предметов те, которые бы относились к области использования воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве, водном транспорте, рыбном хозяйстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Для этого заранее подготовлена диаграмма из теста “водный пирог”, пластмассовые ножи, флажки, на которых написаны области, где используется вода в России. Детям необходимо поделить пирог на куски (части), размер (сегмент) которых будет соответствовать доле использования воды в этой сфере (например: в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и т.д.). Дети вместе с учителем приходят к выводу, что вода необходима во всех сферах деятельности человека.

Читайте:  Человек против сверхъестественного

В презентации на слайде №16 есть гиперссылка (рисунок капли воды), которая открывает файл, созданный для смарт-доски. Двигая надписи, ученикам необходимо подписать все части круговой диаграммы.

Для подготовки этого задания были использованы материалы из методического пособия для учителей “Уроки чистой воды”, автор к.п.н. Н.И.Корякина, 2009 г.

Следующим элементом этого этапа является обсуждение вопросов личного воздействия на воду в быту. Для этого проводится ассоциативная игра “Придумай образ”. Раздаётся таблица с 9-ю квадратиками, каждый квадрат размером 2 х. 2 см. Предлагается ряд существительных (предметы из коллекции, представленной в первой части урока), к которым нужно придумать глагол, связывающий этот предмет с водой.

Например: зубная паста – ….. (чистим); швабра – ….(моем); лейка – …. (поливаем) и т.д. Затем учитель просит по глаголам восстановить названия предметов. Вместе с детьми разбираются неправильно восстановленные слова. Этим приёмом учитель достигает устойчивого представления о широком спектре использования воды в быту и личной причастности к заботе о ней.

III.

“Исследование”

Данный этап способствует практическому осмыслению проблемы на собственном опыте. Учащимся предлагается небольшая лабораторная работа “Рассматривание зелёных одноклеточных водорослей плеврококков”.

Работа проходит в парах и нацелена на поиск ответа на вопрос: “Почему водоросли из загрязнённого водоёма имеют большую массу, чем водоросли из чистой воды?”.

Школьникам предлагается рассмотреть зеленые одноклеточные водоросли под электронным микроскопом, который дает возможность демонстрировать все поле зрения на экран интерактивной доски.

Учащиеся при помощи карточек с изображением одноклеточных водорослей сопоставляют их с теми объектами, которые увидели под микроскопом.

Педагог на основании проведенного сравнения подводит учащихся к выводу, что изменение качества воды приводит к изменению соотношения частей клеток растений. Это связано с загрязнением водной среды и увеличением содержания органических веществ, которые поступают в воду. Такие явления приводят к цветению, заболачиванию водоёмов и гибели высших растений.

Дополнительная информация: Увеличение массы водорослей происходит из-за увеличения толстых защитных органических оболочек в колониальных формах водорослей.

Используется оборудование: микроскоп, интерактивная доска, карточки с изображением одноклеточных водорослей.

Этот же этап включает размышления о том, что необходимо делать для очистки использованной воды.

Школьники приходят к выводу о необходимости очистки использованной воды.

В этой части урока ставится вопрос: “Что же делает город для очистки используемой воды?”

Для ответа на этот вопрос ребятам предлагается сложить пазл. На собранном пазле они смогут увидеть очистные сооружения ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”. Рассматривая их, ученики убеждаются, что процесс очистки воды очень сложен, и для его осуществления необходимы специальные очистные сооружения; приходят к выводу, что каждый человек причастен и ответственен за возвращение в природу именно чистой воды, а не загрязненной.

Вывод: загрязненную воду необходимо очищать. Используя меньше воды, мы уменьшаем количество воды, которую необходимо очищать на очистных сооружениях.

IV. “Вдохновение”

Это различные виды деятельности, в большей степени ориентированные на связь полученных на других уроках знаний и опыта с другими областями – общественными науками, литературой математикой, рисованием. Это могут быть коллективные и индивидуальные работы, сочинения стихов, театрализация и др. Именно на этом этапе каждый ребёнок может проявить и развить свои творческие способности, почувствовать себя успешным в новой для него деятельности.

Чтобы способствовать дальнейшим рассуждениям о воде и ее значимости в жизни планеты, учащимся предлагается задание для всей семьи. Детям предлагается написать “Роман о воде из шести слов”, примером может служить роман Э. Хемингуэя, написанный из шести слов. Ребятам рассказывается история о том, что когда-то писатель выиграл спор среди своих друзей, написав такой роман: “Продаются детские ботиночки, никогда не ношенные”.

Далее предлагается подумать и написать два примера экономии воды в своей семье.

V. “Обратная связь”

Этот этап позволяет оценить эффективность выбранных педагогом действий.

В ходе выполнения творческих работ, групповой беседы учитель вместе с детьми определяет степень удовлетворённости, уровень включенности в деятельность, степень освоения учебного материала. Кроме того, задания “обратной связи” направлены на то, чтобы каждый ребёнок мог осмыслить, осознать свои действия, выразить своё отношение к происходящему…

Для формирования общего вывода предлагается работа в парах. Каждый участник пары должен написать два предложения, одно из которых является ответом на вопрос: “Что я могу сделать для сохранения воды?”, а другое – является ответом на вопрос: “Что я не должен делать, чтобы не загрязнять воду?” Обмениваясь своими предложениями, пара оставляет два лучших ответа и зачитывает их вслух. Такой обмен мнениями позволяет учиться сотрудничать и принимать коллективные решения.

Педагог напоминает о творческом домашнем задании, которое учащиеся будут выполнять вместе с родителями дома.

Педагогическая технология, использованная учителем во время урока, соответствует циклу активного обучения Колба, в ней отчетливо просматриваются элементы цикла: обзор имеющихся знаний, связь предыдущих опыта и знаний с новым знанием, переход на новый уровень понимания проблемы, применение знаний в решении проблемы, рефлексия.

Очень важно, что в работе с классом педагог вовлекает школьников в разные виды деятельности, используя активные способы обучения. Для этого организуется работа в малых группах. Дети активно участвуют в обсуждениях, выполняют практические задания, высказывают свои суждения, вносят предложения. В ходе такой работы формируется собственная точка зрения учащихся, развивается способность критически осмыслять информацию, также школьники получают опыт сотрудничества в команде, учатся принимать решения.

Автор урока грамотно учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, использует соответствующие приемы для повышения интереса и мотивации школьников, способствует их творческой реализации. Для этого педагог использует видео– и фотоматериалы, предлагает детям выполнить творческое домашнее задание “Роман о воде из 6 слов”, собрать коллекцию вещей для использования на уроке, использует прием ассоциативных связей.

Данный урок позволяет выйти за рамки школьной аудитории и проводится на базе Детского экологического центра ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”. Выбранная для урока аудитория позволяет познакомить учащихся с работой Водоканала Санкт-Петербурга, которая направлена на подготовку питьевой воды для города и на очистку использованной воды бытовой канализации, решение вопросов водной экологии Балтийского региона. Внеаудиторный подход расширяет возможности школьного образования, позволяет шире представить проблематику использования воды, показать ее многоаспектность, которая затрагивает сферу экологическую, социальную, экономическую.

Важно отметить, что знания и опыт, полученные школьниками на уроке, тесно связаны с повседневной жизнью учащихся. Домашнее задание, которое предлагается выполнить детям, вовлекает всю семью в обсуждение проблемы и дает возможность на практике применить полученные знания, предприняв конкретные действия, связанные с бережным использованием воды.

В заключение следует сказать, что цель урока, а также задачи и способы их достижения находятся в соответствии и были успешно реализованы педагогом.

Источник