Влияние экологического знания на умственное воспитание дошкольников

Роль природы в развитии личности ребёнка и его ценностных ориентаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей.

Значение ознакомления с природой для всестороннего развития детей.

Задачи ознакомления детей с природой.

Роль природы в развитии личности ребёнка.

1.Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский обосновывает положение о необхо­димости связи обучения и воспитания в соответствии обучения возрастным особенностям детей.

Это стало основой деления народного образования на четыре ступени:

1) материнская школа до 6 лет;

2) народная школа, или школа родного языка, от 6 до 12 лет;

3) средняя школа-гимназия от 12 до 18 лет;

4) высшая «академия и путешествие» от 18 до 24 лет.

Для каждой ступени Коменским определено содержание природоведческого образова­ния и воспитания. Содержание образования и воспитания усложняется от ступени к ступени, оно строится сообразно внешней и внутренней природе ребенка.

Большую ценность для педагогов имели разработанные Коменским общедидактические принципы:

— в обучении идти от общего к частному, от более легкого к более трудному, от близкого к далекому;

— учитывать индивидуальные особенности детей;

— возбуждать интерес к знанию;

-всякое последующее знание должно опираться на предыдущее, вытекать из последнего.

Довольно подробно разработал Коменский принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для ознакомления детей с природой. Познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда воспитатель может организовать изучение самих явлений. В этом случае можно употребить их замену, т. е. копии или картины, заготовленные для учебных целей, которые должны быть понятны. Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не толь­ко в теоретическом плане. Еще в «Великой дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками — «Мир чувственных вещей в картинках», в этой книге нашли практическое воплощение основные идеи великого пе­дагога.

В России, развивая идеи Я.А.Коменского, В.Ф.Одоевский, В. Г. Белин­ский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский, К. К. Сент-Илер, Д. Д. Семенов и др. говорили о необходимости раннего приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Так Г. Гофман предложил знакомить детей с естественными телами путем наглядного обучения, начиная с 6 лет.

К.Д.Ушинский, поддерживая позицию Г.Гофмана, ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка. С материалистических позиций подошел К. Д. Ушинский к пониманию процесса познания, это позволило ему определить путь обучения — от конкретного к абстрактному, от представлений к понятиям.

В своих рекомендациях К. Д. Ушинский видное место отводит изучению детьми окрестностей сада, изменений по временам года, объясняя это, во-первых, близостью и доступностью материала для обучения. Во-вторых, близкий детям материал дает хорошую подготовку для понимания сущности предметов, явлений, событий.

Идеи К.Д.Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, которая уделяла много вни­мания природе как средству умственного воспитания детей до­школьного возраста. В своем основном педагогическом труде «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» (1913)

Е. Н. Водовозова раскрывает роль наблюдения как наиболее доступного средства озна­комления маленьких детей с предметами и явлениями окружаю­щей природы. По ее мнению, наблюдения дают богатую пищу для развития детского ума и эстетических чувств.

Таким образом, в 19 веке складываются основные положения о роли природы в развитии ребенка и возможности введения начального естествознания, в том числе и дошкольного, как необходимого направления работы с детьми.

Значение ознакомления с природой для всестороннего развития детей.

Природа – это большой учитель. Это не однократно подчёркивали классики отечественной и мировой педагогики.

Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли.

Некоторые говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление сведений об окружающих предметах.

Тихеева уделяла много внимания природе как средству умственного воспитания детей.

Особенности восприятия природы дошкольниками:

Повышенное эмоциональное восприятие;

Повышенный интерес к природе;

Способность наделять природу чертами человеческого осознанного поведения.

Процессом познания природы необходимо руководить, чтобы сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, морально – эстетического отношения к природе.

3.Задачи ознакомления детей с природой.

Задачи умственного воспитания:

Формирование системы знаний о природе и формирование на этой основе элементов материалистического мировоззрения.

Формирование точных знаний о природе:

— об объектах природы (живых и не живых);

— о явлениях природы (живой и неживой);

— о взаимосвязях и зависимостях между объектами и явлениями природы:

а) зависимость роста и развития растений от факторов окружающего;

б) зависимость жизни животных от изменения в окружающей среде;

в) зависимость состояния объектов неживой природы от изменения внешней среды (тепловые явления в природе: лёд, пар, вода).

3. Развитие познавательных психологических процессов и умственных способностей (наблюдательность, любознательность, самостоятельность, мышление).

4. Воспитание познавательного отношения к природе.

5. Развитие сенсорной культуры (совершенствование работы анализаторов).

II. Задачи морального воспитания:

Воспитание у детей морального отношения к природе, желание оберегать и приумножать её богатство.

Воспитание культуры поведения в природе.

Воспитание уважения и интереса к сельскохозяйственной работе.

III. Задачи эстетического воспитания:

Воспитание эстетического вкуса, умение видеть и понимать красоту природы.

Читайте:  Природа и ландшафты америки

IV. Задачи трудового воспитания:

Формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными;

Пассивное участие в охране природы и приумножение его богатства.

V. Задачи физического воспитания:

1. Укрепление здоровья, развитие основных движений физических качеств личности.

Роль природы в развитии личности ребёнка.

Роль природы в умственном развитии ребёнка.

— в процессе ознакомления детей с природой, они накапливают энциклопедические знания (названия растений, животных, природных явлений);

— природа влияет на развитие познавательных процессов (воображение, мышление, внимание);

— ознакомление с природой благотворно влияет на развитие речи детей (диалогическая, монологическая); в ходе наблюдения ребёнку приходится рассказывать об увиденном и описывать увиденное.

Роль природы в нравственном воспитании ребёнка.

— воспитывается любовь к природе родного края;

— воспитывается бережное отношение ко всему живому, природным ресурсам;

— происходит элементарное трудовое воспитание;

— происходит восприятие себя, как неотъемлемой части природы, её активным компонентом;

— прививается эстетический вкус;

— воспитывается культура поведения в природе.

3. Роль природы в физическом воспитании ребёнка.

— посещая объекты природы, ребёнок дышит более чистым воздухом, что позитивно сказывается на его дыхательной, сердечно – сосудистой системах;

— при осуществлении целевых прогулок и экскурсий на различные объекты природы происходит развитие основных двигательных и физических качеств ребёнка;

Источник

Влияние экологического знания на умственное воспитание дошкольников

• Сюжетно-ролевая игра, отражающие природосозидающую деятельность взрослых и различные события в природе
• Создание индивидуальных коллекций, макетов, творческих работ на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе
• Речевая деятельность (вопросы, сообщения, рассуждения, участье в беседе, диалоге)
• Просмотр картин, книг, телепередач и презентаций природоведческого содержания
В одном ребенке может преобладать познавательный компонент, в другом – эстетический, в третьем – гуманистический.
Преобладание эстетического аспекта в отношении — это внимание ребенка сосредоточено на внешних сенсорных качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения.
О познавательной направленности отношения можно рассуждать, если есть выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения проявляются сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как воспитатель прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет ту или иную историю. Искренность чувств взрослого непременно передаётся и воспитанникам.
Активация умственной деятельности детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить использовать их в разнообразной деятельности. Если предоставить возможность для открытий, творений, рассуждений, споров, творчества, тогда обучение развивает ребёнка.
Детская деятельность подразумевает умение направлять свою умственную активность на поиск знаний и действий для решения конкретной задачи, поиск новых задач. Чем интереснее такая деятельность, тем больший эффект она даёт, оказывая эмоциональное воздействие на умственную активность и нравственное воспитание ребёнка.
Таким образом, природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному умственному восприятию.
Основная задача статьи — оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.

Литература:
• Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
• Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
• Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
• Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! — Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
• Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
• Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
• Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.
• Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.

Источник

Умственное развитие ребенка в процессе ознакомления с природой

Ознакомление с природой как фактор умственного развития детей

Умственное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в мыслительных процессах в связи со взрослением человека и под влиянием окружающей его среды, а также посредством специально организованных обучающих и воспитательных воздействий, и личного жизненного опыта.

Одним из наиболее сильных факторов, оказывающим большое влияние на интеллектуальную активность детей, является окружающая природа. Именно поэтому очень важно организовывать такую познавательную деятельность, в процессе которой воспитание познавательных интересов детей будет осуществляться через взаимодействие с природой.

Готовые работы на аналогичную тему

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются восприятия и ощущения. Процессы формирования и совершенствования восприятия и ощущений относятся к сенсорному воспитанию и составляют неотъемлемую часть любого вида детской деятельности.

Читайте:  Классный час на тему Тайны леса 5 6 класс

Умственное развитие ребенка находится во взаимосвязи с развитием речи и мышления. В свою очередь речь и мышления ребенка взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мышления оказывает влияние на словесное оформление речи. И наоборот, чем четче и внятнее речь ребенка, тем более понятной будет у него высказанная речь.

Для развития речи и мышления ребенку необходим чувственный опыт, который он получает в процессе взаимодействия с окружающей его природой.

Природа окружает каждого ребенка с самих ранних лет, она является естественным источником чувственных восприятий, а познание разнообразных природных явлений способствует активному развитию речи и мышления. Именно поэтому очень важно с самых ранних этапов развития ребенка, знакомить его с природой, используя разнообразные методы, средства и приемы.

Основные методы ознакомления с природой, направленные на умственное развитие детей

Как показывает практика, наиболее доступным и привлекательным для детей является метод наблюдения. Первые наблюдения можно организовывать у детей в возрасте 3-4 лет. Ребенок совместно со взрослым наблюдает за изменениями температуры, за осадками, природными явлениями. При этом очень важно констатировать факты, удерживать внимание ребенка на нужном явлении, например, указать, что снег падает хлопьями и красиво ложится на землю.

Организуя наблюдения в природе, следует в первую очередь учитывать возрастные возможности детей, а также их индивидуальные особенности, например, детям младшего дошкольного возраста сложно удержать внимание, сосредоточиться на чем-то одном. Поэтому целесообразнее детей организовать в небольшие группы, так будет удобнее работать и воспитателю и результативность наблюдения будет значительнее выше.

Помимо непосредственного наблюдения в природе, с целью умственного развития детей используются дидактические, творческие и подвижные игры, в которых дети знакомятся с природными явлениями и предметами.

Дидактические игры направлены на уточнение, закрепление и расширение представлений о природе и природных явлениях. Большинство игр учат детей обобщать и классифицировать, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, наблюдательности, а также учат применять собственные знания на практике, активизируют разнообразные умственные процессы.

С целью ознакомления детей с природой используют, предметные, настольно-печатные и словесные дидактические игры.

Предметные дидактические игры – это игры с использованием природного материала (семена, цветы, листья, фрукты, овощи и т.д.). К настольно-печатным играм относятся «Зоологическое лото», «Ягоды и фрукты», «Ботаническое лото» и т.д. Словесные дидактические игры не требуют дополнительного оборудования, проводятся с целью закрепления знаний о природе («Кто летает, прыгает, бегает», «В воздухе, в воде, на земле» и т.п.).

Дидактические игры, вне зависимости от вида способствуют развитию у детей сообразительности, внимания, быстроты реакции, связной речи и т.д. Все это способствует успешности умственного развития детей.

Помимо дидактических игр, в работе с детьми по ознакомлению с природой используются разнообразные игровые упражнения, направленные на усвоение свойств природных предметов. Игровая форма упражнений придает им занимательность, а обучение происходит через игровые действия и правила. Например, могут использоваться такие игровые упражнения как «Узнай на вкус», «Принеси зеленый лист», «Найди цветочку пару» и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием животным, показу их повадок, образу жизни, отражению явлений неживой природы. Играя, дети подражают животным, имитируют звуки, а положительный настрой способствует повышению интереса к природе.

Следующий вид игр природоведческого характера – это творческие игры. Творческие игры могут быть использованы как самостоятельное средство ознакомления с природой, так и как вспомогательное в рамках экскурсий, повседневной жизни, трудовой деятельности и т.д.

Самостоятельный характер творческих игр отводит воспитателю роль наблюдателя и руководителя. Его задачей является установление уровня владения детьми знаний о природе, что необходимо уточнить или расширить. Кроме того, воспитатель следит за тем, как дети умеют применять свои знания о природе в практической деятельности.

Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая фильмы, презентации, читая книги.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие.

Источник



Природа и умственное воспитание ребенка.
консультация (младшая группа)

Никеенко Елена Алексеевна

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. А вот когда ребёнок вырастает, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка — прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

Читайте:  21 Научно практическая конференция Мы будущее России Удивительные свойства воды Выполнила Коваленко Кира

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Мы живём с Вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизоров забиты фильмами об убийствах, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что, мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.

У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.

Как же приобщать ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?

Прежде всего, надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой. Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребёнка. Однако, отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными приметами и пословицами.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво! », «Какой сегодня белый, пушистый снег! », «Как тебе кажется, на что похоже облако! » и т. д.

Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнка. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку, и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному — от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим: (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Для развития экологической культуры дошкольника необходимо воздействовать на эмоциональную сферу личности, формируя нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства по отношению к природе.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля — это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля, Очень щедра и богата

Горы, леса и поля Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету. Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым. В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить этому детей.

Источник