Весенние изменения в неживой природе растения и животные весной

Окружающий мир 2 класс 2 часть В гости к весне стр. 86 – 89

1) По своим наблюдениям расскажи, как изменилась погода с приходом весны.

Учебник «Окружающий мир» приглашает нас в гости к весне. Посмотрим, что изменилось с приходом этого времени года.

Весной стало теплее. Уже нет сильных морозов и даже ночью лужи не замерзают. Солнце поднимается всё выше, и продолжительность дня увеличилась.

Ещё случаются снегопады, но часто идёт и просто дождь.

2) Что изменилось весной в жизни растений и животных?

Как только стаял снег, появились и первые цветы, а потом и начала зеленеть травка.

На деревьях набухли почки.

Стали прилетать птицы с тёплых краёв, в лесах просыпаются животные, которые спали всю зиму — медведи, ежи и другие.

3) Познакомьтесь по учебнику с изменениями в не­живой и живой природе весной. Сделайте сообщение классу.

Сообщение «Изменения в неживой природе весной» для 2 класса

С приходом весны увеличилась долгота светового дня.

Ночь и день почти сравнялись по продолжительности.

А солнце стало выше подниматься по небосводу.

Из-за этого стало ощутимо теплее.

Снег начал таять, побежали весёлые ручейки.

Сугробы осели и стали грязными.

С крыш застучала капель, и выросли сосульки.

Лёд на реках начал опускаться и открылась чистая вода.

Небо стало более голубым, ярким, по нему теперь бегут высокие белые облака.

Снегопады почти прекратились, но по ночам случаются заморозки, и лужи покрываются тонкой корочкой льда.

Сообщение «Изменение в живой природе весной» для 2 класса

Ранней весной, как только открываются от снега пригорки, на них распускаются первые цветы, первоцветы.

Это в основном луковичные растения. Они с осени запасли питательные вещества в своих луковицах и сейчас оживают — мать-и-мачеха, ветреница, медуница.

Прилетели перелётные птицы, а те, которые зимовали, начали весело петь.

Весной просыпаются и животные, которые впадали в зимнюю спячку.

Появляются первые бабочки.

4) Расскажите, какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать.

Мы наблюдали следующие весенние изменения в неживой природе: таяние снега, ручейки, лужи, сосульки.

Мы заметили, как увеличилась продолжительность дня и теперь в школу мы идём, когда совсем светло.

Солнце стало очень тёплым и ощутимо пригревает.

Прекратились снегопады, а один раз шёл дождь.

Эти изменения мы занесли в «Научный дневник».

5) В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ об одном из растений, изображённых на рисунке (по своему выбору). Что нового вам удалось о нём узнать?

Мать-и-мачеха

Это растение называют самым смелым, потому что оно цветёт очень рано, в начале апреля.

Своими цветками оно похоже на одуванчик, но цветёт, когда у него ещё не появились листья.

Листья у мать-и-мачехи появятся только в мае, когда она отцветёт.

Это растение обладает лекарственными свойствами и помогает лечить кашель.

Мать-и-мачеха размножается с помощью семян и корней.

Медуница

Это растение также цветёт в апреле, одним из первых.

Медуница знаменита своими соцветиями, которые постепенно меняют свой цвет.

Сначала они красного цвета, потом становятся фиолетовыми и, наконец, синими.

Таким образом медуница привлекает насекомых опылителей.

Медуница редкое растение и во многих регионах внесена в Красную книгу.

Хохлатка

Этот цветок называют торопливым. Ведь хохлатка цветёт очень рано.

Его цветки сиреневые и они быстро увядают, если растение сорвать.

За период цветения хохлатка набирает питательные вещества в луковицы. Потом её цветки опадают, а под землёй остаётся клубень растения.

Размножается хохлатка и семенами, которые зацветают только через 4–5 лет и разносятся муравьями.

В природе известно более 100 видов хохлатки.

Ветреница лютичная

Это растение цветёт чуть позже хохлатки и состоит из трёх частей.

Под землёй спрятан длинный горизонтальный корень, из которого растёт стебелёк с тремя листьями.

А на макушке растения жёлтые цветы.

Ветреница красиво качается на ветру, почему и получила своё название.

Эта ветреница цветками похожа на лютик, поэтому и носит такое название. Но бывают и другие ветреницы — дубравная и лесная, они более редкие.

Чистяк весенний

Цветёт одновременно с ветреницей и имеет жёлтые цветки.

Но в отличие от ветреницы его цветки имеют побольше лепестков, они более пышные.

А листья чистяка гладкие.

Размножается чистяк семенами и клубеньками, которые появляются прямо на стебле.

6) Расскажите, какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

Я видела, как напротив нашего дома, на пригорке расцвела мать-и-мачеха.

Я наблюдала прилёт грачей и скворцов. Эти птицы одними из первых появляются в наших краях.

И также я видела несколько первых бабочек — крапивницу и павлиний глаз.

7) Узнайте перелётных птиц на рисунке.

На рисунке первым справа показан Скворец, за ним мы видим птицу под названием Зяблик, третий нарисован Жаворонок и последней — Трясогузка.

8) Подумайте, как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе. Постарайтесь показать эти связи с помощью модели.

Изменения в неживой природе весной приводят к изменениям в живой.

Читайте:  Классификация папоротников в биологии описание

Три примера модели связей между живой и неживой природой для 2 класса

1. Увеличение продолжительности дня — Таяние снега — Появление проталин — Первые цветы.

2. Таяние снега — Появление проталин — Прилёт перелётных птиц.

3. Высота подъёма солнца над горизонтом — Повышение температуры воздуха — Появление первых бабочек.

Домашнее задание

1) Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?

С приходом весны солнце всё выше поднимается над горизонтом и увеличивается продолжительность светового дня.

Солнце лучше прогревает землю, начинает таять снег, бегут ручьи, появляются проталины, становится тепло.

2) Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?

В неживой природе тает снег, вскрываются ото льда реки, начинается половодье, идут дожди.

В живой природе расцветают первые цветы, прилетают птицы, просыпаются звери, появляются насекомые.

Источник

Весенние изменения в неживой природе

Здравствуйте, ребята! Я лесная фея, меня зовут Ирина.

Вы уже знакомы с моими сёстрами Полиной и Снежаной. Я совсем на них не похожа. Они любят читать, сидеть дома, наслаждаться тишиной. А я люблю шум, веселье, прогулки. А ещё люблю рисовать. У меня даже волшебный мольберт есть. И очень люблю весну. Красота весенней природы особенная. В нашем волшебном лесу весна уже наступила.

Ну вот, совсем заболталась. Волшебный мольберт напоминает мне, что я должна пригласить вас на весеннюю прогулку в природу. С радостью приглашаю вас, ребята. А мольберт поможет нам совершить это путешествие. Наблюдайте, удивляйтесь, запоминайте.

Весна включает три календарных месяца: март, апрель, май. Но за три месяца происходит столько изменений вокруг!

Первый весенний месяц — март.В народе его ещё называют: перезимок, водотёк, ветронос, протальник, капельник. А ещё — месяцем света.

Кончился холодный, вьюжный февраль, последний месяц зимы. Наступил март — первый весенний месяц. Но на первый взгляд, всё выглядит по-зимнему.

В лесах и на полях нетронуто лежит снег, нередко возвращаются морозы, бывают метели. Не верится, что зима уже позади. А весна всё-таки приближается.

С каждым днем сильнее греет солнце.

Оно все выше поднимается над горизонтом, его лучи прямее падают на землю, освещают и прогревают всё вокруг. Становится теплее.

— В небе тоже весна. В солнечные дни оно ярко-голубого, почти синего цвета. Временами по нему проплывают лёгкие снежно-белые облака.

Во второй половине марта заметно удлиняются дни, уменьшаются ночи.

21 мартадень весеннего равноденствия, когда день равен ночи. С этого момента день будет становится всё длиннее и длиннее, а ночь — укорачиваться.

Посмотрите на снег. Он становится рыхлым, начинает таять. На открытых пространствах образуются проталины. Пропитанная водою земля повсюду показывается из-под снега, которого с каждым днём становится всё меньше и меньше. Пройдёт ещё неделя, другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце.

День-другой и уже повсюду весело журчат весёлые весенние ручьи, неся свежесть звонкой воды. Вода в них слегка искрится, булькает, пенится. Самое время вспомнить детство и пойти пускать кораблики по бурным потокам талой воды! Журчит ручеёк, дарит людям весеннее настроение.

Не отстают и сосульки: звенит капель, сверкает на солнце хрустальная бахрома крыш. Радуется весне всё живое.

День за днём всё наряднее картина весны. По-весеннему пахнет воздух.

А теперь пора заглянуть в гости к апрелю. В народе его называют «снегогон», «солнечник», « водолей». А ещё — месяцем воды.

В первой половине апреля сходит с земли снег.

Реки тоже готовятся сбросить с себя ледяные оковы. У берегов появляются закраины. Под действием воды и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. Начинается ледоход.

Плывущие льдины тают. От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем. Широко разлилась вода, затопила луга, кусты и деревья.

От сильного испарения иногда образуется туман.

А сейчас пора навестить младшего из весенних месяцев — май. Май называют ещё: травень, светодень, росенник, пролетень. Пословица гласит: «Май лес наряжает, лето в гости ожидает».

Май — самый теплый месяц весны. Солнце поднимается над горизонтом ещё выше и прогревает землю ещё сильнее.

Небо высокое, чистое, лазурное.

День намного увеличился. «Зорька вечерняя утренней зорьке руку подает».

Но иногда в мае бывают заморозки.

Осадки в мае выпадают, в основном, в виде дождя. Редко выпадает снег, но он сразу тает.

А ещё в мае впервые после зимы можно наблюдать красивое и опасное природное явление — грозу.

При грозе внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом.

Удивительное явление природы, не правда ли? Но гроза опасна, и прежде всего, тем, что это явление непредсказуемо. Ученые-синоптики могут дать прогноз о возникновении грозового фронта, но определить даже приблизительно, в какое место придется удар молнии невозможно. Единственным спасением для человека остаются громоотводы, а также соблюдения правил поведения во время грозы.

Читайте:  Alib ru Автор книги сингер Название природа шаровой молнии

Вот и подошла к концу наша прогулка. Давайте повторим, что мы на ней увидели:

Источник

Конспект занятия Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе».

Жанна Ободенко
Конспект занятия Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе».

Тема: «Весенние изменения в живой и не живой природе».

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.

Закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь.

Закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов.

Закрепить умение составлять рассказ – описание с использованием сюжетных картинок

Развивать логическое мышление, воображение, память.

Развивать слуховое восприятие, зрительное внимание.

Развитие артикуляционного аппарата.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

Воспитывать любовь к природе.

Создавать положительный эмоциональный настрой.

• Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

• Чтение произведений и рассматривание картин о весне.

• Чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах.

Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Птицы»

• Разучивание стихотворений о весне

Ход занятия.

В: Посмотрите вокруг, что нового вы заметили в нашей группе?

(Папка- передвижка сюжетных картинок с изображением времён года, зима, весна( 3 шт., лето, осень)

Как вы думаете, какое время года изображено на этих картинках?

Почему картинок с изображением весны больше чем остальных?

Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

— Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

— Какой месяц находится между мартом и маем?

— Какой месяц впереди апреля? Мая?

Какие периоды весны бывают? (весна ранняя, середина весны, конец весны)

Какая весна расположена на этой картинке, почему, докажи, в каком месяце весна такая?

Игра: «Оденем берёзку»

Ребята, теперь у меня есть задание для вас, давайте попробуем самостоятельно сложить весну в разных периодах? На столе разложены картинки, которые вам в этом помогут.

Составление описательных рассказов по получившимся картинкам

Какая весна расположена на этой картинке, почему, докажи, в каком месяце весна такая? В середине весны, в конце весны.

Дети, вот смотрю я на эти картинки, и мне вспоминается стихотворение

Ласточка с весною

В сени к нам летит.»

Чтение стихотворений детьми, которые они выучили дома

Молодцы, много стихотворений о весне знаете!

Игра: «Весенняя»

В: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в «Весеннюю» игру с солнышком, которое заглянуло к нам в гости. Сейчас я дам кому- то из вас солнышко и скажу начало предложения, ваша задача его закончить подходящими словами, только эти слова должны быть обязательно

«весенним»

Весной солнце (греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем (тают, капают)

Весной на деревьях почки (набухают, лопаются)

Весной ручьи (бегут, журчат, звенят)

Весной птицы (возвращаются, прилетают)

Весной лед на реке (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы (появляются, расцветают)

Весной травка (пробивается, растет, зеленеет)

В: С приходом весны происходят изменения в природе. А как меняется жизнь животных весной?

Д: У них появляются детки

Дидактическая игра: «Звериная семья», Счёт слогов в словах

Рассматривание иллюстраций семей животных

Как называется детёныш лисы, несколько детёнышей лисы, отец семейства, мать семейства? Вся их семья?

Как называется детёныш волчицы, несколько детёнышей волчицы, отец семейства, мать семейства? Вся их семья?

Как называется детёныш медведицы, несколько детёнышей медведицы, отец семейства, мать семейства? Вся их семья?

Как называется детёныш белки, несколько детёнышей белки, отец семейства, мать семейства? Вся их семья?

Как называется детёныш ёжихи, несколько детёнышей ежихи, отец семейства, мать семейства? Вся их семья?

Деление на слоги

Перемешаем картинки с животными. Какое животное нравится тебе, возьми картинку с его изображением и скажи сколько слогов в этом слове?

Мне нравится слово лиса, давайте сделаем звуко- буквенный анализ этого слова.

В: А теперь давайте с вами отдохнем.

Физ.минутка с использованием массажных шариков Су- Джок:

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

(Сидя на паласе)

В: Ребята, а за что вы любите весну? Как называются первые весенние цветы?

Ребята, а теперь мы с вами сделаем вот такое оригами «Подснежник. Повторяйте за мной. Кому из вас будет сложно, можете воспользоваться алгоритмом складывания оригами, который лежит у вас на столе.

Читайте:  Самые красивые места Кабардино Балкарии

Итог занятия

В: Что интересного вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Молодцы!

Фотоотчёт об экскурсии «Весенние изменения в природе»Фотоотчёт об экскурсии «Весенние изменения в природе» Пригрело весеннее солнышко и мы с детьми решили отправиться на экскурсию. Тема нашей экскурсии «Весенние изменения в природе».Целью экскурсии.

Конспект НОД в старшей группе Тема: Рассказывание из личного опыта — «Наш живой уголок» Гольская Оксана Геннадьевна Конспект НОД в старшей группе Тема: Рассказывание из личного опыта – «Наш живой уголок» Автор – составитель:.

Конспект экскурсии по экологической тропе с наблюдением за явлениями живой и неживой природы. Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи: Образовательная: показать объекты экологической тропы весной,.

Конспект занятия по исследованию объектов живой и неживой природы в подготовительной группе «Будь природе другом!» Конспект занятия по исследованию объектов живой и неживой природы в подготовительной группе «Будь природе другом!» Цель: Образовательная:.

Конспект занятия по математике «В поисках живой воды» с использованием логико-математических игр и ИКТ Конспект занятия по познавательному развитию на тему «В поисках живой воды» с использованием логико-математических игр и ИКТ. Конспект.

Конспект занятия «Весна. Изменения в природе» бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мценска «детский сад №4» Конспект занятия По художественно-эстетическому развитию.

Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.

Конспект занятия «Бережное отношение к живой природе» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Бережное отношение к живой природе».

Прогулка в средней группе «Весенние изменения в природе»Прогулка в средней группе «Весенние изменения в природе» Прогулка в средней группе “ Весенние изменения в природе”. Цель: научить детей замечать изменения в природе с походом весны; Развивать речь,.

Экологическая викторина «Расскажи о живой природе» Подготовил: воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/С 15» Катасонова Татьяна Ивановна Цели: 1. Закрепить знания детей о природе. 2. Развивать устную.

Источник



Весенние изменения в неживой природе растения и животные весной

Люди привыкли замечать смену времен года, ориентируясь на календарь. Но настоящая смена сезонов происходит, когда в природе наступают соответствующие изменения, характерные для того или иного времени года. Особенно ярко проявляются они в зонах с умеренным климатом. Так, за весенний период природа средней полосы разительно меняется.

Содержание статьи

  • Какие изменения происходят в природе к весне

Весенние изменения в неживой природе

Долгота дня заметно увеличивается. Солнце все выше поднимается над линией горизонта, что позволяет солнечным лучам лучше прогревать поверхность земли. Температура в воздухе и на поверхности земли увеличивается, что приводит к таянию снежного покрова. Сначала снег сходит на самых прогреваемых солнцем участках, появляются проталины.

Ручьи, образующиеся в результате таяния снега, стекают в близлежащие водоемы. Наполненные водой, реки и озера освобождаются от ледяного покрова. Этому процессу способствует и таяние льда под действием тепла и солнечных лучей. На реках у берегов сначала проявляются узкие полоски свободной воды (закраины), затем лед трескается и раскалывается. В результате активного таяния снега и льда реки выходят из берегов, заливая прибрежные низины, начинается половодье.

В атмосфере формируются кучевые облака, которые отсутствовали в зимний период. Это происходит из-за нагревания воздушных масс, которые находятся в непосредственной близости от земной поверхности. Обычно кучевые облака формируются в утренние и дневные часы, а к вечеру начинают таять и исчезают. К концу весны, обычно в мае, проходят первые грозы.

Весенние изменения в живой природе

С приходом тепла и по мере прогревания почвы у деревьев начинается сокодвижение: их корни активно вбирают влагу из почвы. Жидкость, попадая в ствол и ветви дерева, растворяет питательные вещества, накопившиеся за зимний период, и разносит их ко всем частям растения.

Через некоторое время после начала сокодвижения набухают почки деревьев и кустарников. Молодые побеги, находящиеся в почках в зачаточном состоянии, защищены от холода и ветра плотными чешуйками. Постепенно чешуйки раскрываются, высвобождая молодые листья. У многих растений они покрыты клейким веществом или нежным пушком – это позволяет предохранить нежные побеги от неблагоприятных погодных условий. Некоторые растения зацветают раньше, нежели покрываются листьями. Как правило, они опыляются ветром: ольха, орешник.

Меняется и жизнь животных. В среднюю полосу возвращаются перелетные птицы. Натуралисты связывают начало весны с прилетом грачей. За ними прилетают зяблики, жаворонки и скворцы. После того, как водоемы освобождаются ото льда, возвращаются и водоплавающие птицы. С появлением насекомых – мух и комаров – совпадает по времени прилет соловьев, ласточек и кукушек.

Животные леса, находившиеся в зимней спячке (медведи, барсуки, ежи и др.), пробуждаются и покидают свои убежища. У животных начинается линька: густой, теплый бело-серый зимний мех сменяется более легким «летним» волосяным покровом. У животных весной начинается брачный период, а к концу весны появляется потомство. Статьи по теме:

Источник