Урок quot Плоды quot методическая разработка по биологии 6 класс по теме

Плоды. Классификация плодов

Вопрос 1. Каково происхождение и строение плодов?
После того как началось образование зародыша, цветок вступает в новую фазу развития, которая завершается образованием плода. Параллельно образованию семян начинает разрастаться завязь. Из стенок завязи формируется околоплодник, который окружает семя — так происходит образование плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник — разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе). Семена образуются из семязачатков. Плод считается ложным, если в его формировании, кроме завязи пестика, принимают участие другие части цветка — цветоложе, околоцветник, тычинки.

Вопрос 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?
Плод, образованный из единственного пестика в цветке, называют настоящим (простым). Если плод образуется из нескольких пестиков одного цветка, он называется сложным (сборным) — малина, ежевика. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
На основе строения околоплодника настоящие плоды подразделяются на сухие и сочные. Разновидности плодов определяются также и числом семян в плоде. Сухие и сочные могут быть односеменными и многосеменными. В итоге выделяют четыре типа плодов: сухие односеменные, сухие многосеменные, сочные односеменные, сочные многосеменные (рис. 1).

Рис. 1. Примеры плодов:
А — зерновка пшеницы; Б — семянка подсолнечника; В — боб гороха;
Г — стручок капусты; Д — коробочка мака; Е — костянка вишни;
Ж — ягода картофеля; 3 — яблоко яблони.

Вопрос 3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
Сочные односемянные плоды: костянка (вишня, слива); сложная костянка — группа костянок, образовавшаяся из одного цветка (малина, ежевика).
Сочные многосемянные плоды: ягода (виноград, томаты, клюнии, смородина); яблоко — ложный плод, в образовании которого принимает участие разросшееся цветоложе — гипантий (яблоня, груша, рябина); тыквина — ложный плод, в образовании которого принимает участие цветоложе (арбуз, тыква); померанец — плод цитрусовых (лимон, мандарин).

Вопрос 4. Чем отличается ягода от костянки?
Ягода содержит внутри сочной мякоти множество мелких семян. У костянки же внутри находится только одно семя с одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой. Встречаются односемянные ягоды (барбарис) и многочисленные костянки (бузина, кувшинка).

Вопрос 5. Какие сухие плоды вы знаете?
Сухие односемянные плоды: зерновка — семя плотно срастается с тонким околоплодником (рожь, пшеница); семянка — околоплодник кожистый, с семенем не срастается, часто имеет хохолок или летучку (подсолнечник, одуванчик); крылатка — семянка с крыловидным придатком (ясень); орех — околоплодник твердый, деревянистый (лещина); орешек — орех маленького размера (конопля); желудь (дуб).
Сухие многосемянные плоды: коробочка — вскрывается дырочкими или трещинами (мак, белена, хлопчатник); листовка — вскрывается по брюшному шву (живокость); боб — вскрывается по двум швам — брюшному и спинному, семена прикреплены к створкам околоплодника (растения семейства бобовых); стручок — между створками имеется продольная перегородка, к которой прикрепляются семена (горчица); стручочек — длина его превышает ширину не более, чем втрое (пастушья сумка).

Вопрос 6. Чем отличается боб от стручка?
Боб — сухой плод, состоящий из двух створок, на которых располагаются семена. Когда боб созревает, створки его подсыхают и скручиваются, выбрасывая семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации. Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Вопрос 7. К какому виду плодов можно отнести орехи, желуди и почему?
Орех и желудь относят к сухим ореховидным плодам, потому что они имеют односемянные нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.

Вопрос8. Какова роль плодов в жизни растений?
Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.

Источник

Плод – таблица классификации, разнообразие и значение

Плод – один из органов цветкового растения. Строение плодов разнообразно, поэтому выделяют различные типы плодов. Функции всех плодов одинаковы: сохранение семян и способствование их распространению.

Образование

Любой плод образуется из цветка, поэтому плоды есть только у цветковых растений.

Иногда говорят, что плод – это разросшаяся завязь. Изначально завязь внутри содержит семязачатки с яйцеклетками. После опыления цветка и последующего за ним двойного оплодотворения семязачатки становятся семенами. Стенки завязи постепенно утолщаются, трансформируются, и превращаются в околоплодник.

Строение

Плод состоит из:

  • семян;
  • околоплодника.

Рис. 1. Строение плода.

В процессе развития околоплодника в нём накапливаются различные органические вещества. Некоторые из них придают плоду окраску, другие привлекают своим запахом животных.

Количество семян и характер околоплодника – основные признаки, по которым выделяют различные типы плодов.

Классификация

Околоплодник может сильно разрастаться и накапливать значительное количество воды. В этом случае плод называется сочным.

Рис. 2. Сочные плоды.

Если в околоплоднике мало воды, плод относят к сухим.

И сочные, и сухие околоплодники одинаково успешно выполняют функцию защиты семян.

Рис. 3. Сухие плоды.

Также плоды классифицируют по количеству семян. Есть плоды с одним семенем (персик), и многосемянные (крыжовник).

Читайте:  Посадка и выращивание овощей и фруктов уход за садом строительство и ремонт дачи все своими руками

Таблица «Классификация плодов»

Тип плода

Примеры растений

Персик, черешня, алыча

В таблице приведены только основные типы плодов. Есть ряд своеобразных плодов, характерных для небольшого числа видов. Например, плод граната – гранатина. Его околоплодник сухой, но относить его к сухим плодам некорректно, т. к. кожура семян граната очень сочная.

Есть сложные плоды, состоящие из простых. Например плоды малины и ежевики многокостянки сложены из мелких костянок.

Некоторые типы плодов схожи. Отличием ореха от жёлудя является одревесневший околоплодник. А боб отличается от стручка отсутствием внутренних перегородок.

Также плоды различаются по:

  • способам вскрывания;
  • особенностям распространения в природе.

К примеру, коробочка, стручок и боб относятся к вскрывающимся плодам, а семянка, зерновка и орех к невскрывающимся.

Основные способы распространения плодов:

  • ветром;
  • водой;
  • животными.

Некоторые плоды самостоятельно разбрасывают семена. При созревании внутри плода создаётся высокое давление, и семена выбрасываются наружу.

Соплодия

Мелкие цветки многих растений собраны в соцветия. При образовании плодов соцветия превращаются в соплодия. Так, у подсолнуха цветки собраны в корзинку. Каждый цветок при созревании даёт плод семянку. Все семянки собраны в соплодие.

Разнообразие и значение плодов очень велико. Для многих видов животных они являются основой питания.

Человек также не может жить без плодов, так как они по сей день являются для нас незаменимым источником различных органических веществ:

  • углеводов;
  • растительных масел;
  • витаминов;
  • белков.

Поэтому люди сегодня, как и в древности, собирают плоды дикорастущих растений, а также возделывают культурные растения, дающие:

  • фрукты;
  • растительные масла;
  • овощи;
  • лекарственные вещества;
  • кофе и какао;
  • крупы.

Индейцы Америки считали шоколадное дерево священным и считали, что какао просветляет разум. Латинские название дерева – Theobroma, что значит «божественная пища».

Волокно хлопчатника, используемое для получения хлопковой ткани, также является частью плода. Это волоски на семенах.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание в 6 классе по биологии, нужно запомнить, что плод содержит семена – зачаточные дочерние организмы. Его природная функция – сохранить семена до созревания и способствовать их распространению. По характеру околоплодника и количеству семян выделяют различные типы плодов. Значение плодов для питания человека и многих животных очень велико.

Источник

Урок "Плоды"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Методы обучения : частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.

Ход урока

I. Организационный момент (подготовка игры)

Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, что

урок пройдет в необычной форме – в форме игры.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в «Королевство плодов».

Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь.

– А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта)

– Отправимся в путешествие на поезде.

Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 – «Сочные ягодки"; во втором ряду – в вагон №2 – «Короли-семена»; в третьем ряду – в вагон №3 – «Крепкие орешки».

Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.

Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.

II. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий)

Тест по теме «Цветок».

  1. Цветок – это:
    A) околоцветник;
    Б) яркий венчик;
    В) видоизмененный побег;
    Г) часть стебля.
  2. Главные части цветка:
    А) лепестки и чашелистики;
    Б) пестик и тычинки;
    В) цветоножка и цветоложе;
    Г) столбик и рыльце.
  3. Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:
    А) цветоложе;
    Б) пестик;
    В) цветоножка;
    Г) тычинка.
  4. Частью околоцветника является:
    А) венчик;
    Б) тычинки;
    В) пестик;
    Г) цветоложе.
  5. Венчик состоит из:
    А) пестиков;
    Б) тычинок;
    В) лепестков;
    Г) цветоложе.
  6. Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик, завязь:
    А) тычинка;
    Б) пестик;
    В) околоцветник;
    Г) цветоножка.
  7. Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:
    А) раздельнополые;
    Б) обоеполые;
    В) двудомными;
    Г) ветроопыляемыми.
  8. Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов:
    А) двойной;
    Б) двудомный;
    В) простой;
    Г) сложный.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 5 – В; 6 – Б; 7 – Б; 8 – А.

(Ответы на тестовые задания на магнитной доске или мониторе)

Все хорошо справились с заданием. Пора отправляться в путь. Наш поезд трогается с места.

Звенит колокольчик. Звучит музыка «Голубой вагон».

III. Изучение новой темы

  1. Плоды. Функции плодов.
  2. Образование плодов и семян.
  3. Строение плодов.
  4. Классификация плодов.
Читайте:  5 Ява папоротник Microsorum pteropus

Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвел, наступает новый этап в его развития – образование плода.

Плод – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена.

  1. обеспечивают защиту,
  2. развитие и созревание семян,
  3. осуществляют их распространение по земной поверхности.

Плод образуется в результате ряда изменений, происходящих в цветке после опыления и оплодотворения.

Плод состоит из околоплодника и семян.

Околоплодник – это разросшиеся и видоизмененные стенки завязи. В образовании околоплодника участвует основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Все плоды делятся на группы по трем признакам:

  1. По количеству воды в околоплоднике;
  2. По количеству семян;
  3. По количеству пестиков, участвующих в образовании плода.

В зависимости от количества воды в околоплоднике плоды разделяются на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Если в цветке один пестик, то плод развивается простой, а если в цветке несколько пестиков – плод сложный.

Разнообразие плодов очень велико.

Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.

Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).

Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).

Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).

Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).

Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом(дуб).

Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).

Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).

Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).

Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).

Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).

лещина, лотос, липа

горох, фасоль, бобы, акация, люпин

вишня, абрикос, миндаль, грецкий орех

смородина, виноград, картофель

капуста, редька, редис, горчица

арбуз, огурец, тыква

береза, вяз,клен, ясень

мак, тюльпан, белена, дурман

апельсин, лимон, мандарин

одуванчик, подсолнечник, череда, василек

яблоня, рябина, боярышник, груша

пшеница, рис, кукуруза, просо

гранатина, землянична (многоорешек)

гранат, клубника, земляника

Путь наш был нелегким, давайте отдохнем. (Физкультминутка)

IV. Закрепление

1. Лабораторная работа «Классификация плодов»

Цель : изучить и классифицировать плоды.

Оборудование: лоток, коллекция плодов, раздаточный материал, учебник.

  1. Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника определите их названия.
  2. Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
  3. Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)

Какие растения имеют такой плод

Вывод: Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

  1. Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
  1. Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
  2. Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь) ; “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница) .
  3. Плод стручок – “Мужик и медведь” (река) .
  4. Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (тыква) .
  5. Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка) .

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз)

Молодцы! Вы показали хорошие знания. А что вы скажете на прощание этой стране? (с каждого вагона по одному участнику рассказывают стихи).

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Почему мы устаем?
Плохо спим, лекарства пьем?
Потому что витаминам
Мы вниманья не даем.
Овощи, фрукты нужны нам всегда,
Без них человеку – просто беда.
Нигде не найдет ценнее он клад –
Здоровьем каждый будет богат!

К чему мы все это вам говорим?
Чтоб знали природу и ей дорожили.
Любите природу, заботьтесь о ней,
Она сейчас многих вещей поважнее.
И счастье нашей планеты Земля,
Зависит, быть может, и от тебя.

V. Выводы

Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки.

Читайте:  Пузырное дерево описание и виды растения

Наше путешествие приближается к концу. Пора отправляться обратно домой (звенит колокольчик, музыка).

  1. Что узнали?
  2. Чему научились?
  3. Что было самым интересным на уроке?
  4. Что было самым трудным?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за выполнение проверочного теста, за работу на уроке.

Источник

Типы плодов растений название плода таблица 6 класс

Образование

Любой плод образуется из цветка, поэтому плоды есть только у цветковых растений.

Иногда говорят, что плод – это разросшаяся завязь, но есть плоды, сочная часть которых развивается из цветоложа (клубника, шиповник). Изначально завязь внутри содержит семязачатки с яйцеклетками. После опыления цветка и последующего за ним двойного оплодотворения семязачатки становятся семенами. Стенки завязи постепенно утолщаются, трансформируются, и превращаются в околоплодник.

Строение

Плод состоит из:

  • семян;
  • околоплодника.

Строение плода

Рис. 1. Строение плода.

В процессе развития околоплодника в нём накапливаются различные органические вещества. Некоторые из них придают плоду окраску, другие привлекают своим запахом животных.

  • 1. Что такое соцветие в биологии

Количество семян и характер околоплодника – основные признаки, по которым выделяют различные типы плодов.

Классификация

Околоплодник может сильно разрастаться и накапливать значительное количество воды и сахаров. В этом случае плод называется сочным.

Сочные плоды

Рис. 2. Сочные плоды.

Если в околоплоднике мало воды, плод относят к сухим.

И сочные, и сухие околоплодники одинаково успешно выполняют функцию защиты семян.

Сухие плоды

Рис. 3. Сухие плоды.

Также плоды классифицируют по количеству семян. Есть плоды с одним семенем (персик), и многосемянные (крыжовник).

Таблица «Классификация плодов»

Тип плода

Примеры растений

Персик, черешня, алыча

В таблице приведены только основные типы плодов. Есть ряд своеобразных плодов, характерных для небольшого числа видов. Например, плод граната – гранатина. Его околоплодник сухой, но относить его к сухим плодам некорректно, т. к. кожура семян граната очень сочная.

Есть сложные плоды, состоящие из простых. Например плоды малины и ежевики многокостянки сложены из мелких костянок.

Некоторые типы плодов схожи. Отличием ореха от жёлудя является одревесневший околоплодник. А боб отличается от стручка отсутствием внутренних перегородок.

Также плоды различаются по:

  • способам вскрывания;
  • особенностям распространения в природе.

К примеру, коробочка, стручок и боб относятся к вскрывающимся плодам, а семянка, зерновка и орех к невскрывающимся.

Основные способы распространения плодов:

  • ветром;
  • водой;
  • животными.

Некоторые плоды самостоятельно разбрасывают семена. При созревании внутри плода создаётся высокое давление, и семена выбрасываются наружу.

Соплодия

Мелкие цветки многих растений собраны в соцветия. При образовании плодов соцветия превращаются в соплодия. Так, у подсолнуха цветки собраны в корзинку. Каждый цветок при созревании даёт плод семянку. Все семянки собраны в соплодие.

Разнообразие и значение плодов очень велико. Для многих видов животных они являются основой питания.

Человек также не может жить без плодов, так как они по сей день являются для нас незаменимым источником различных органических веществ:

  • углеводов;
  • растительных масел;
  • витаминов;
  • белков.

Поэтому люди сегодня, как и в древности, собирают плоды дикорастущих растений, а также возделывают культурные растения, дающие:

  • фрукты;
  • растительные масла;
  • овощи;
  • лекарственные вещества;
  • кофе и какао;
  • крупы.

Индейцы Америки считали шоколадное дерево священным и считали, что какао просветляет разум. Латинские название дерева – Theobroma, что значит «божественная пища».

Волокно хлопчатника, используемое для получения хлопковой ткани, также является частью плода. Это волоски на семенах.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание в 6 классе по биологии, нужно запомнить, что плод содержит семена – зачаточные дочерние организмы. Его природная функция – сохранить семена до созревания и способствовать их распространению. По характеру околоплодника и количеству семян выделяют различные типы плодов. Значение плодов для питания человека и многих животных очень велико.

Источник



§ 13. Плоды — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие.

  • Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат.
  • Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.

  • Односемянные: финики (ягода), слива (костянка).
  • Многосемянные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

  • Односемянные: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех).
  • Многосемянные: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

4. Заполните таблицу «Типы плодов».

Название плода

Односемянной или многосемянной

52. Пользуясь памяткой (см. с. 73 учебника), проведите сравнение любых двух плодов, изученных вами при выполнении лабораторной работы «Классификация плодов».

Сравнение плода ежевики и земляники

1. Сравним плоды ежевики и земляники

2. Рассмотрим, как выглядят эти плоды, если их разрезать пополам.

§ 13. Плоды - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

3. Выделим существенные признаки этих плодов:

  • ежевика — сборный (сложный), сочный, многосемянной плод, который классифицируется как многокостянка;
  • земляника — сборный (сложный), сухой , многосемянной плод, который классифицируется как многоорешек.

4. Сопоставим сравниваемые объекты по одним и тем же признакам:

Источник