Урок познания мира Луга Растения и животные луга

Урок познания мира «Луга. Растения и животные луга.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательная: сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов.

2.Развивающая: развивать мышление, речь, умение рассуждать.

3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе. Чувство ответственности.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карточки с филвордом, цветочки и тучки.

Тип урока: комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира «Луга. Растения и животные луга.».»

Конспект урока по познанию мира

Урок № Дата: 4.12.15

Тема: «Луга. Растения и животные луга. Охрана лугов».

1.Образовательная: сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов.

2.Развивающая: развивать мышление, речь , умение рассуждать.

3.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе. Чувство ответственности.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карточки с филвордом, цветочки и тучки.

Тип урока: комбинированный

I.Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый ,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать , рассуждать

И друг другу помогать!

II.Проверка домашнего задания

Стр. 44 – 45 устно.

Сочинение о грозе.

III.Сообщение темы урока

Сегодня мы начинаем новый раздел «Растения и животные родного края». Первая тема по данному разделу: «Растения и животные луга. Охрана лугов».

IV.Введение в тему

– Бывали ли вы на лугу?

– Чем луг отличается от леса?

– Вспомните, чем травянистые растения отличаются от кустарников.

– Какие луговые растения вы знаете?

Широкой полосой вдоль рек и озер тянутся луга. Их можно встретить как на равнине, так и в горах, везде, где на длительное время скапливается вода. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами.

Много растений на лугу. Среди них – ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек. На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растет одно из самых ядовитых растений – вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадет в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть.

Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как лугу. Среди них немало лекарственных трав, встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы.

На лугах и лесных опушках часто встречается тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его лист, и вам станет ясно, откуда пошло такое название растения. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это одно из древнейших лекарственных растений. Человек издавна приметил эту траву, которая оказалась полезной при лечении ран, она останавливает кровотечения.

V.Работа по учебнику

Чтение параграфа стр. 50 -51

Какие растения растут на лугу?

Какие животные обитают на лугу?

Как человек использует луга?

Каких животных больше на лугу? (Насекомых.)

Почему на лугах не обитают крупные животные? (Открытая местность.)

Что дают луга человеку? Продукты (ягоды, грибы, мёд), молокопродукты, мясо, шерсть, лекарства, сено для домашних животных, места для отдыха .

VI.Работа в тетради

VII.Охрана лугов

Луг-это природное сообщество (экосистема), в котором «всё связано со всем». Нет лишних. Все друг другу нужны. Все живут сообща.

Мы должны беречь луга! А для этого соблюдать «правила поведения на лугу.»

1. Не рвите охапками цветы

2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление-не будет плодов и семян.

3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не 3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят

4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений

Источник



Урок-игра по окружающему миру 2 класс » Растения и животные луга»

воспитывать умение работать в парах, отстаивать свое мнение и выслушивать мнение других людей.

       Формирование универсальных учебных действий (УУД) :

— познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем;

— регулятивные : вносить дополнения;

— коммуникативные : аргументировать и координировать свою позицию;

— личностные: целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

      Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир. 2 часть» автор Н. Ф. Виноградова, раздаточный материал.

Ход урока:

СЛАЙД 1. Рассмотрите слайд. Какое природное сообщество изображено? (ЛЕС)

Докажите, что это лес.   (Растут деревья).

СЛАЙД   2. Кто из вас знает, как называется это природное сообщество?   (Луг).

Почему вы так думаете?

Весенний луг ласкает взор:
Он словно сказочный ковёр
Из детских разноцветных снов,
Но соткан из живых цветов.

Плывёт цветочный аромат —  
И пчёлы весело жужжат:
Спешат они собрать нектар,
Природы драгоценный дар.

Здесь бабочки и мотыльки —
Цветов волшебных лепестки,
Порхают тысячи стрекоз,
Сверкают бриллианты рос.

Трава — чистейший изумруд,
И птички в небесах поют,
Гуляет солнце в вышине:
Оно веснушки дарит мне.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:   – Ребята, сегодня на уроке мы полистаем “луговые” страницы и поделимся своими чувствами и знаниями друг с другом. Для начала мы разделимся на команды. Первая команда будет называться «Ромашки», вторая – «Колокольчики», третья «Тюльпаны».

За каждый правильный ответ вы получаете цветочек. А в конце урока мы посчитаем какая команда набрала больше цветочков. Итак, начинаем путешествие по страницам луга.

СЛАЙД 3. Страница “Знакомство с лугом”.

Ребята, так что же мы называем лугом?

Луг     – это покрытое травянистой растительностью открытое пространство.  

Какие растения растут на лугу? (Ответы детей.) СЛАЙД 4.

  • На лугу растут только травянистые растения. Они, как и растения леса, образуют несколько ярусов.
  • В первом ярусе растут травы, которые требуют много солнечного света. Во втором и третьем ярусах – растения, менее прихотливые к свету.
  • Растения луга очень разнообразны и по форме листьев, и по цвету цветков

Каких животных можно встретить на лугу? (Ответы детей.) СЛАЙД 5.

  • Животный мир лугов очень богат.  
  • Главные животные обитатели луга – многочисленные насекомые, земноводные, птицы, и мышевидные грызуны.
  • Эти животные приспособились к жизни в травяном покрове.

СЛАЙД 6. Страница “загадочная” Загадки о жителях луга.

Ползун ползет, иголки везет. (Еж.)

Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)

С ветки – на тропинку, с травки – на былинку, прыгает пружинка, зеленая спинка. (Кузнечик.)

На большой цветной ковер села эскадрилья, то закроет, то раскроет расписные крылья. (Бабочки.)

Чей домишко из иголок на земле у старых елок. (Муравьи.)

Читайте:  Как применять раствор железного купороса осенью

8 ног и 8 рук, вышивают шелком круг, мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк. (Паутина.Паук.)

СЛАЙД 7. Страница “Верно – неверно”.   (Познавательная игра “Верите ли вы?)

Верите ли вы, что цветы могут показывать время?

(Верим, одуванчик раскрывается в 5–6 часов утра и закрывается в 2–3 часа дня.)

Верите ли вы, что листья клевера перед дождем раскрываются? (Нет, не верим: они перед дождем закрываются.)

Верите ли вы, что цветы перед дождем сильно пахнут? (Да, верим.)

Верите ли вы, что в природе есть хвостатая бабочка? (Да, верим, это махаон.)

Верите ли вы, что паук – это насекомое? (Нет, это паук у него 8 лап, а не 6.)

Верите ли вы, что чем больше траву вытаптываешь, тем больше она растет? (Нет, вытаптывая траву, мы вытаптываем и корни)

СЛАЙД 8. Страница “ Сказочная”.

Вопросы, связанные со сказками, где есть жители луга.

В кого превратились…

Царь Гвидон, из “ Сказки о царе Салтане”, А.С.Пушкина? (В комара, муху, шмеля.)

Великан – людоед в сказке Ш. Перро “ Кот в сапогах?” (В мышь.)

Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В.Медведева “Баранкин, будь человеком?” (В воробья, бабочку, муравья.)

Кого испугались следующие герои.

“А кузнечик, а кузнечик,  
Ну совсем как человечек,  
Скок, скок, скок, скок  
За кусток, под мосток и молчок!” (Паука.)

Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
“Ай”! – и тут же окривела. (Шмеля.)

Клюв у этой птицы острый
Встрепанные перья
Где же мама? Где же сестры
Ну пропал теперь я! (Воробья.)

ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 9. Игра аукцион .

Необходимо назвать как можно больше литературных произведений, где героями являются жители луга. (Теремок, Муха – цокотуха, Доктор Айболит, Тараканище, Краденое солнце.)

СЛАЙД 10. Страница познавательная .

Я зачитываю сведения, а вы должны догадаться кто то.

  • Птицы и звери не трогают его т.к. оно хорошо защищено.
  • Все его любят и ласково называют солнышком.
  • Об этот животном никто не скажет дурного слова.
  • Это животное грозный истребитель тлей…. Это божья коровка.

Учитель открывает иллюстрацию на экране с изображением божьей коровки.

СЛАЙД 11. Страничка оценочная . Ученики оценивают поступки героев.

Наташе очень нравились разноцветные мотыльки. Она вспомнила, что где-то дома у нее есть старенький сачок “Вот бы составить коллекцию мотыльков!” – подумала Наташа. Учительница меня похвалит. Девочка взяла сачок и отправилась на луг. Поймать мотыльков было не сложно и через час, у нее в баночке было 5 бабочек. Они бились в закрытой банке. Насаживать бабочек на булавку Наташа не смогла – жалко. “Пусть умрут сами” – подумала она. Утром она увидела на дне банки безжизненных мотыльков. Они были не такие красивые как на полянке. Наташа не захотела составлять коллекцию, и она выбросила банку с мотыльками. (Рассуждение детей.)

СЛАЙД 12. Страница «Экологическая»

Люди с удовольствием отдыхают на лугу,   рвут цветы, плетя венки и делая красивые букеты.

Предлагаю вам составить правила поведения на лугу.

  • любоваться цветами;
  • наблюдать за птицами;
  • нюхать цветы.
  • ловить бабочек;
  • сжигать сухую траву;
  • рвать охапками цветы.

СЛАЙД 13. Страница « Значение луг для человека».

  Какую вы думаете, какую роль играют луга в жизни человека?

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56b476284f5d2/img_user_file_56b476284f5d2_12.jpg

  1. Подведение итогов.

У кого сколько цветочков?

Я уверена, что вы много знаете о жизни животных и насекомых на лугу и будете его защитниками. Луг – это жизнь.

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

6. Рефлексия.

— Дети, закройте глаза, представьте, что вы идете по лугу, кругом красивые цветы, они щекочут вам ноги, дует теплый ветерок, но чего то не хватает в этой живописной картине.   Можно ли этот луг назвать живым?

Дети:   нет, надо заселить луг животными.

КОЛЛАЖ   (Выполняется коллективная работа по заполнению луга животными, повторяя названия животных).

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему "Растения и животные луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

2. Проверка домашнего задания

— А мы сейчас повторим, что изучали на прошлых уроках. 5 человек работают по карточкам.

Карточка — тест (Приложение 1)

— Остальные поиграют со мной в х о

Игра "Крестики. Нолики"

Если вы согласны с моим утверждением ставите, х если нет то о

1. Воздух это смесь газов.

2.Самый распространённый газ это углекислый.
3. Гидросфера это воздушная оболочка земли

4. Воздушный слой защитник земли.

5. Погода это ежегодное повторение погоды в какой-либо местности. (состояние нижнего слоя атмосферы в определенной местности в определенное время)

6. Прогноз погоды особенно важен для водителей дальних рейсов и лётчиков.

7. Барометр это прибор для измерения направления скорости ветра.

8. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы, т.к. при охлаждении воздух сжимается.
9. В дневнике наблюдения а погодой, состояние неба обозначают квадратом.

10.Самый эффективный путь очистки воздуха это озеленение.

Взаимоконтроль с пояснением

— Займёмся взаимоконтролем. Взяли в руки карандаш.

Ставим «5» если все верно, если 1 — 2 ошибки – «4», если 3 – 4 ошибки – «3» , если более 4 ошибок – «2».

Х Х О Х О Х О О О Х

— Молодцы! А теперь задание сложнее.

3. Тема урок. Целеполагание

— Узнать о чём пойдёт речь на уроке поможет нам кроссворд.

2. Гриб, который опасен для человека, но служит лекарством для лосей.

3. Именно этим словом называют хвойный лес.

— Сегодня на уроке познания мира мы познакомимся с сообществом луг, с представителями растительного и животного мира данного сообщества.

— Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Ваши ассоциации.

Нам предстоит выяснить так ли это?

4. Работа над новым материалом

— Что же такое луг?

Работа с учебником.

Луг — это участок земли, покрытый травянистой растительностью.

-Луг можно встретить в совершенно разных местах – на равнине между лесами, в низинах, где располагаются реки и даже на горных склонах.

— Луга, которые располагаются по берегам рек и озер, одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные (пойменные). Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Люди никогда не селятся на лугах, т. к. в половодье зальёт жильё.

Суходольные – не заливаемые половодьем луга с сухой почвой, они располагаются на равнинах. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах.

Читайте:  Разработка урока quot Разнообразие растений quot в 5 классе методическая разработка по биологии 5 класс на тему

— Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами). На таких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья.

— Теперь мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».

— Что изучают ботаники, зоологи, экологи (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой)?

— Возьмите по одной карточке, которые лежат у вас на партах, сформируйте группы в соответствии выбранных вами карточек.

-У каждого из вас на столе есть тексты содержащие информацию для вашей группы. (Приложение) И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу и создать постер. «Ботаники» создают постер о растениях луга, «Зоологи» — о животных луга, а «Экологи» — выясняют проблемы луга, значение луга для человека и роль человека в жизни луга.

Работа над постером

Защита постеров

5. Итог урока

6. Рефлексия

Составление синквейна "Луг"

Луг
Цветут, растут
Полезные, красивые, разноцветные
Человек должен охранять луга.
Жизнь

7. Дом. задание

1.Найдите ошибки ребят и подчеркните их.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.

2.Составьте правила друзей луга. Каждое правило начинается с «не».

Приложение 1

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк
б) кислород, азот, углекислый газ
в) хлор, фтор, йод

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот
б) кислород
в) углекислый газ

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
б) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

4. Что происходит с воздухом при нагревании?

а) Расширяется
б) сжимается
в) охлаждается

5. Каково значение воздушного слоя Земли?

а) образует облака
б) образует ветер
в) является защитником Земли

6. Наука, изучающая состояние атмосферы и изменение погоды.

а) геология
б) метеорология
в) спелеология

7. Что называют климатом?

а) изменение атмосферного давления.
б) прогноз
в) ежегодное повторение погоды в какой-либо местности.

8. Перемещение воздуха над поверхностью Земли называется.

а) ветер
б) атмосфера
в) атмосферное давление

9. Прибор для измерения температуры воздуха:

а) флюгер
б) термометр
в) барометр

10. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Приложение 2

Группа "Ботаники"

Природа не терпит пустоты. И там, где не растут леса и рощи, раскинулись широкие пространства, покрытые травой и цветами. Это — луга. На лугах обычно растут многолетние травянистые растения, заполняющие собой пространство настолько плотно, что их корни и корневища образуют сплошной живой ковер, прикрывающий луговую почву.

Мир луговых растений славится разнообразием. Какие только растения не растут на лугах! Многие из них знакомы нам с детства, как, например, одуванчики, начинающие цвести еще в апреле. На лугу растут и всем известные ромашки, похожие на маленькие солнышки. Яркими голубыми пятнышками выделяются среди растений луга васильки. А вот клевер, хоть и не привлекает внимания яркими цветами, очень нравится пчелам и коровам-буренкам.

Названия некоторых луговых растений напрямую связаны с их внешним обликом. Так, например, цветки колокольчика удивительно похожи на настоящие маленькие колокольчики. А есть еще на лугу растения, названия которых пришли из народных сказок или поверий. Например, растение «кукушкины слезки» получило свое название из-за маленьких прозрачных комочков на стебельке. По народным поверьям это слезы кукушки.

Встречаются на лугу и растения с довольно неожиданными названиями. Козлобородник, цветки которого похожи на цветки одуванчика, получил свое название из-за того, что когда цветок складывается, из него выглядывает своеобразная кисточка, похожая на козлиную бородку. У растения с названием «погремок» семена упрятаны в коробочку. Если задеть эту коробочку, семена в ней начинают греметь, как в погремушке. А растение «хлопушка» имеет чашечку, раздутую, как воздушный шарик. Если этой чашечкой обо что-то ударить, то послышится отчетливый хлопок. Есть на лугу и растение, очень напоминающее горох. Оно так же, как и обычный горох умеет цепляться за другие растения и подниматься повыше. Вот только горошины у него крохотные, только мышам и подходят. За похожесть на горох и за маленький размер горошин растение так и назвали – мышиный горошек.

Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья. На лугах растет много растений-медоносов, которые кормят пчел вкусным нектаром, а пчелы из этого нектара делают ароматный мёд. А еще луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.

Группа "Зоологи"

Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, поваляться в зеленой траве! Но, совершая такие прогулки, мы, как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас.

Богат и разнообразен животный мир лугов. На цветах – пчелы, шмели, бабочки. Они кормятся нектаром, опыляют цветки.

Внизу, на земле, множество жуков, муравьев. Среди жуков наиболее интересны жуки – навозники и жуки – могильщики. Этих насекомых называют санитарами. Если их достаточно, то они содержат луг в образцовой чистоте.

Присмотритесь хорошенько, и заметите в траве лягушку, ящерицу или мышь. Каждый обитатель этого большого дома не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.
Луговые птицы также отличаются разнообразием и играют важную роль в жизни лугов: они распространяют семена растений и уничтожают опасных вредителей. Здесь встречаются перепела, коростели, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Трясогузка очень стройная птичка. Ее легко узнать. Она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название. Луговой чекан в отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми.

Земноводные и рептилии также не являются редкими гостями на лугах, достаточно лишь присмотреться и прислушаться, как заметишь шмыгнувшую в заросли ящерицу или услышишь кваканье лягушек.

Читайте:  Как рассчитать количество света для растений

На лугах можно встретить многих представителей млекопитающих. Обилие пищи привлекает на луга и поля мышевидных грызунов. На лугах многочисленна полевка обыкновенная. Полевая мышь отличается от других мышевидных грызунов черной полоской на спине. Самая маленькая мышь наших полей — мышь-малютка — хорошо лазает по стеблям растений. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли. Это работа кротов.

Группа "Экологи"

Экологические связи луга. Все живые организмы луга взаимосвязаны. Растительноядные насекомые, птицы и млекопитающие поедают луговые травы и их семена. Насекомые-опылители (пчелы, шмели, бабочки) питаются нектаром и пыльцой цветов. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, например, трясогузок. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Мыши являются основным кормом для лисиц. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются в почве бактериями и беспозвоночными животными. Разложившиеся остатки служат плодородным субстратом, на котором растет богатая луговая растительность.

Значение природного сообщества для человека. Луга являются незаменимым источником корма для скота: здесь заготавливается прекрасное сено. Также на лугах выпасают животных. Луговое разнотравье содержит в себе множество лекарственных растений, которые человек издавна использует. Большинство луговых цветов являются прекрасными медоносами. Пчелы собирают на лугах вкусных и очень полезный разнотравный мед. Луга – бесценный источник отдыха. Здесь необыкновенно красиво: разноцветные цветущие волны колышутся под ветром и солнцем, упоительные ароматы цветения и деловитый гул пчел наполняют душу радостью и спокойствием.

Влияние человека на сообщество. Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. При сборе луговых цветов на букеты напрасно губятся самые красивые цветы. Гораздо лучше было бы их сфотографировать и таким образом сохранить себе на память. Также уничтожаются бабочки, шмели и другие насекомые. Многие из них являются редкими и нуждаются в особой охране. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки и множество полезных насекомых, почвы от этого теряют свое плодородие.

Охрана сообщества. Луга нуждаются в бережном отношении. При скашивании травы на лугах, необходимо оставлять нетронутые участки, чтобы растения на них смогли дозреть и распространить свои семена. Нельзя собирать редкие луговые растения, ловить бабочек и других насекомых. Нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Некоторые луга являются заповедными территориями, на которых запрещена любая деятельность человека.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные луга» (4 класс)

Цели: сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием животных и растений лугов; развивать мышление, речь , умение рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе. Чувство ответственности.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты

Знать основные правила поведения в окружающей среде понятие – природное сообщество «луг».

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния для преодоления интеллектуальных затруднений

Формируемые УУД:

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы.

Оборудование: презентация.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

Анализ контрольной работы, разбор ошибок, допущенных в контрольной работе.

III . Целеполагание

— Прочитайте, что записано у меня на доске. (Растения и животные луга.)

— Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?

— Какие цели поставим перед собой?

IV . Работа по теме урока

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ЛУГА

На лугу очень красиво и интересно. Нужно только внимательно понаблюдать. Луг, как и лес, — сложное единство живой и неживой при­роды. Живые организмы луга образуют природ­ное сообщество

В отличие от леса, на лугу главные расте­ния-травы. Крупные животные на лугу не жи­вут — им негде прятаться. Зато очень разнооб­разны насекомые. На цветках — пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нек­таром, опыляют цветки. Многие цветочные мухи похожи на пчёл или ос. Сходство с жалящими насекомыми защищает безобидных мух от вра­гов. В зелени трав — питающиеся растениями гусеницы бабочек. Со всех сторон доносится стрекотание незаметных в траве кобылок и куз­нечиков.

На лугу можно встретить жаб, ящериц. Они питаются насекомыми. Насекомые являются ос­новной пищей и для луговых птиц — перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по зем­ле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой

«пить-полоть», а коростель — громким скрипучим криком «дёрг-дёрг». Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.

На лугу живут полёвки и мыши, которые, как ты знаешь, питаются растительной пищей. Растут на лугах и грибы: опёнок луговой, шампиньон, дождевики. В луговой почве много червей и, конечно же, почвенных бактерий

Жизнь лугового сообщества, как и лесного, невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

ЛУГА И ЧЕЛОВЕК

Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудес­ными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. Как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей!

Бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ловят бабочек, разоряют гнёзда шмелей. Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей у многих растений не произойдёт опыления — не будет плодов и семян. Некоторые виды шме­лей внесены в Красную книгу России!

Иногда ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Не нужно этого делать! Большинство гусениц никакого вреда человеку не приносят. Зато в каких красивых бабочек они превращаются!

Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую прошлогоднюю траву.

Не делайте этого! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчеза­ют с лугов. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда шмелей, птиц. Кроме того, почва стано­вится менее плодородной. Ведь отмершая трава должна попасть в почву и превратиться в пере­гной, а если её сжечь, этого не произойдёт.

Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. На лугах пасут домашних животных и заготавливают сено.

Осмысление и понимание полученных знаний

По своим наблюдениям расскажи, какие рас­тения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.

Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если по­требуется, исправь ошибку, видоизменяя модель

По приведённому на с. 165 плану дай ха­рактеристику лугового сообщества вашего края.

Источник