Урок по окружающему миру quot Неживая природа quot

Конспект и презентация для начальных классов «Живая и неживая природа»

Цель урока: Дать представление о живой и неживой природе.

Задачи:

— дать первоначальное представление о живой и неживой природе;

— научить отличать объекты живой и неживой природы;

— научить выделять признаки живой и неживой природы;

— дать представление о главных условиях существования живой природы;

— формировать у учащихся представления о том, как взаимосвязана живая и неживая природа.

— развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы (уважать мнение партнера, вести диалог, дискуссию, отстаивать собственное мнение, корректировать высказывания партнера);

— учиться принимать и сохранять учебную задачу;

— развивать интерес к новому учебному материалу;

— учить подводить под понятия на основе распознавания существенных признаков объектов;

— развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение по заданным кпитериям, устанавливать причинно — следственные связи.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку. Парты расставлены для работы в группах.

Презентация Живая и неживая природа

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, перед каждой группой лежат конверты с картинками. Положите перед собой картинки из конверта №1. Я буду загадывать вам загадки, а вы выкладывайте последовательно друг за другом картинки с отгадками.

— Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

— Ползёт наоборот, задом наперёд,

Все под водой хватает клешней. (рак)

— Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его? (индюк)

— У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (рыба)

— Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало,

И на брюшке полоса,

Потому, что я … (оса)

— Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево есть жук,

Доктор сразу: Тук — тук — тук. (дятел)

— Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

Учитель: положите перед собой лист в клетку и напечатайте на нём первые буквы слов – отгадок. У вас получится слово. (природа)

Открытие новых знаний.

Учитель: Вспомните, что такое природа.

Дети: — это все, что нас окружает; — это окружающий мир; — природа – это то, что вокруг нас, кроме предметов, которые сделал человек.

Учитель: Рассмотрим признаки природы.

Работа в группах.

Учитель: Положите перед собой картинки из конверта №2. Расположите картинки по порядку. ( у 4 групп разные картинки).

Учитель: Что общего в ваших группах картинок?

— Они все рождаются из яйца.

Учитель: Правильно, вылупляются. А можно ли считать этих птиц объектами природы?

Дети: Да. Все птицы – это природа.

Учитель:Как вы думаете, почему птенцы превращаются во взрослых птиц?

Дети: — Они просто вырастают. – Чтобы вырасти, им надо хорошо питаться. Их родители кормят букашками и мошками.

Учитель: Как вы думаете, как изменяется жизнь взрослых птиц по сравнению с птенцами?

Дети: — Они улетают от своих родителей.

— Не все, петух и индюк не улетают. Они – домашние птицы, поэтомуостаются там, где родились.

— Они сами питаются, не ждут, пока им родители принесут еды.

— А еще у взрослых птиц рождаются свои дети – птенцы.

— Нет. Сначала они оставляют яйца, а из них вылупляются птенцы.

Учитель: Верно. Сначала взрослая птица откладывает яйца, из них вылупляются птенцы. Они питаются, растут, производят потомство, движутся, т. е. живут, умирают. Поэтому их называют объектами живой природы. А только птиц мы можем назвать объектами живой природы?

Дети: Не только птицы считаются живой природой. Все животные, которые питаются, растут, производят потомство, движутся, умирают, могут считаться живой природой.

Учитель: А человек?

Дети: — И человек – тоже живая природа.

Весь материал – смотрите архив.

-70%

Источник



Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Неживая и живая природа. Представление о признаках живой природы"

Оборудование: учебники «Мы и окружающий мир» 1 класс Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, карточки с изображением объектов природы, мел кусковой, цветок в горшке, компьютер на рабочем месте учителя, медиапроектор , экран, авторская компьютерная презентация, сделанная в программе Power Point по теме: «Живая и неживая природа. Признаки живой и неживой природы.»

Аннотация конспекта:

1. Организационный момент. Презентация «Живая и неживая природа. Признаки живой и неживой природы» – Приложение 1, слайды 1-2.
2. Работа по теме. Приложение 1, слайды 3-13.
3. Итог урока. Приложение 1, слайды 14-15.

I. Организационный момент (Слайд 1)

II. Вступительная беседа

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа) (Слайд 2)

Учитель: Ребята, а что же такое природа?

Ученики приводят примеры.

Учитель: Давайте посмотрим все ли мы правильно назвали. (Слайд 3).

III. Объяснение нового материала

1. Опыт

В пакете разбить кусковой мел.

Учитель: Что произошло?
– Мел перестал быть мелом? Изменились ли его свойства?
– Как вы думаете, мел – живой?
– А можно ли так поступать с живым?
– Что произойдет, если я сломаю цветок?

2. Работа с учебником

Учитель: Откройте, пожалуйста, свой учебник на стр. 18. Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, какие из объектов относятся к неживой природе?
– Какие относятся к живой природе?
– Что общего у объектов живой природы?

Читайте:  Результаты положительного влияния человека на природу

3. Опыт с учеником

Пригласить к доске ученика.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, наш Юра с 1 сентября подрос?
Дети: Да, немножечко подрос.
Учитель: А еще что делает Юра?
Дети: Он дышит.
Учитель: Правильно. А после первого урока в столовой что он делал?
Дети: Кушал.
Учитель: Верно, для того, чтобы расти необходимо питание. А на перемене в коридоре что делает наш Юра?
Дети: Он бегает.
Учитель: Какому объекту природы можно отнести Юру?
Дети: К объекту живой природы.

4. Работа с учебником

Учитель: Карина, прочитай, пожалуйста, вопрос в голубой рамке учебника.
Карина читает: «К каким объектам природы можно отнести все следующие признаки: рождение, дыхание, питание, движение, рост и умирание?»
Дети: К объектам живой природы.
Учитель: Молодцы, совершенно верно.

5. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер выше, выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже…

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а о каких объектах природы говорилось в стихотворении физминутки?
Дети: Ветер и деревцо.
Учитель: А к живой или неживой природе они относятся?
Дети: Ветер – неживая природа. Деревцо – живая природа.

Учитель: А теперь поиграем.

6. Игра «Живое – неживое» (Слайд 4)

– Что видно только ночью?
– Луна, звезды. Неживая природа.
– Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. (Слайд 5).
– Облака. Неживая природа.
– Дышит, растет, а ходить не может. (Слайд 6)
– Растение. Живая природа.
– Что всех людей на земле греет? (Слайд 7)
– Солнце. Неживая природа.
– В лесу на одной ножке выросла лепешка? (Слайд 8)
– Гриб. Живая природа.
– Без рук, без ног, а бежит. (Слайд 9)
– Вода. Неживая природа.
– В воде под мостиком виляет хвостиком. (Слайд 10)
– Рыба. Живая природа.
– На всех садится, никого не боится. (Слайд 11)
– Снег (снежинка). Неживая природа.
– Ползун ползет, иглы везет. (Слайд 12)
– Ежик. Живая природа.
– На шесте дворец, во дворце певец. (Слайд 13)
– Скворец.
Учитель: Замечательно! Мы справились!

IV. Индивидуальная работа

Учитель: А теперь возьмите, пожалуйста, свои карточки и выберите из них 3 объекта живой природы и 3 объекта неживой природы.

Учитель: Давайте посмотрим на экран и выполним задания. (Слайд 14)

V. Итог урока

Учитель: Итак, ребята, что же нового мы узнали сегодня на уроке?

Источник

Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности

Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека – это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.

Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности

Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука – биология.

  • Микроорганизмы

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов – способность очень быстро размножаться.

Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности

  • Растения

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения – это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры – огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.

Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности

Рис. 2. Белый медведь

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Неживая природа

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.

Они могут находиться в трех состояниях:

  • твердое(камни, горы, песок, лед);
  • жидкое(вода, облако, туман, нефть);
  • газообразное(пар, воздух).

С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.

Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.

Таблица “Признаки живой и неживой природы”

Природа

Читайте:  Что общего у клеток эукариот и прокариот

Неживая

Живая

Воздух, вода, минералы:

  • не дышат;
  • не питаются;
  • не растут;
  • не размножаются.

Человек, растения, животные, микроорганизмы:

  • питаются;
  • дышат;
  • выделяют вещества;
  • развиваются;
  • растут;
  • размножаются.

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Живая и неживая природа (1 класс, окружающий мир) – примеры и особенности

Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Что мы узнали?

При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.

Источник

Урок по окружающему миру "Неживая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные области: окружающий мир, русский язык, информационные технологии.

Форма работы: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.

Образовательная цель:

познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;

формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, музыки.

научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;

показать связь изучаемых предметов с жизнью;

обогащать и расширять словарный запас;

Планируемые результаты: формирование универсальных учебных действий,

Познавательные общеучебные УД:

ученик учится:

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-определять основную и второстепенную информацию;

-самостоятельное создание алгоритма деятельности, решение учебной задачи;

Познавательные знаково-символические: построение модели

Познавательные логические УД:

-анализировать объекты с целью выделения признаков;

-выбирать оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Регулятивные универсальные УД:

ученик развивает навыки:

— соотносить то, что уже известно, и то что еще не известно;

— оценивать результаты своей работы;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

Коммуникативные универсальные УД:

ученик учится:

взаимодействовать в паре, группе.

-контролировать , корректировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть диалогической формой речи.

Личностные универсальные УД:

у ученика будут формироваться:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.

Итог, результат:

-составление схемы «Признаки наступления весны».

Мотивационный. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках « Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая). А есть ещё предметы, сделанные руками человека.

— Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой?

(Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру: «Природа — не природа»

Цель игры: закрепить знания детей о различиях живой и неживой природы.

Учитель: Если слышите названия предмета живой природы — руки поднимаете вверх, неживой природы — руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

2.Ориентировочный . Введение в тему урока.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами определили тему нашего урока.

Будьте внимательны. Прислушайтесь к звучанию природы.

Аудиозапись «Весенний шум»

-Какие звуки вы услышали в этой музыке? (Бегут ручьи, поют птицы)

-Мы вспомнили различия живой и неживой природы, послушали звуки весенней природы.

Так о чем же мы будем разговаривать на уроке? О чем вы хотите узнать на уроке с такой темой?

( О живой и неживой природе, о весенних изменениях в природе).

-Ребята на уроке мы не только узнаем об изменениях природы весной , соберем полученные знания в «копилку», но и выполним очень интересную творческую работу.

Работа над новым материалом. Беседа о неживой природе.

Работа в парах:(Учитель раздает каждой паре по одной распечатке текста)

Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения ото льда, месяц первой живой воды, плеска первых волн, ярких солнечных дней под водой. Быстрое помутнение рек, бешеный рев воды, затопление низких берегов.

На всех снежных полях рыжие пятна – проталины. Это апрельские веснушки.

День ото дня все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.

21 марта – день весеннего равноденствия, — день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.

Читайте:  Историко теоретические основы местного самоуправления

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, и капает…..

Хорошо, хорошо в лесу в эту предвесеннюю пору. Весна чувствуется только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут легкие белые облака. Небесный ледоход уже тронулся, а земля все еще покрыта снегом и льдом.

А вот и еще один признак приближающейся весны. Около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталина.

Г.Скребицкий

Прочитайте отрывки о весне. Найдите и назовите признаки весны в неживой природе.

-О каких признаках весны в неживой природе вы прочитали? ( Сильнее светит солнце,

небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход)

(На доске вывешивается слово Ледоход)

-Что такое ледоход? (анализ значения слова: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются)

Ребята, может кто-то вспомнит стихотворение, в котором говорится о весне?

3. Исполнительский. Первичное усвоение материала.

— По каким признакам люди узнают о приходе весны? Какова главная причина наступления весны?

— Работа по заполнению схемы – «копилки» знаний. (в виде кластера):

Проблемный диалог:

Слайд №2 (весенние изменения в живой природе)

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию. Назовите изменения в жизни зверей весной?

-Какой цветок появляется первым?

— Почему он так называется? Что вы еще знаете об этом растении? (Подснежники занесены в Красную книгу)

-Продолжение заполнения схемы:

изменение окраски животных

( Звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Учитель: Как вы думаете, о чем эта песня?

Много преград встречают птицы на своем пути – усталость, голод, непогода. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались! И мы вместе с ними. Вот почему встреча птиц весной – большой праздник.

Парная работа: Слайд №3

— Посоветуйся с другом: в каком порядке птицы возвращаются из теплых краев?

Задание выполняется у доски одним из представителей группы, дети слушают ответы детей, контролируют, исправляют ошибки .

Осознание и осмысление учебной информации.

Групповая работа: Класс делится на команды (по 3 человека)

Цель: закрепление знаний детей о птицах.

Задание: На карточках изображены птицы,

— Подберите названия к каждой птице.

— Разбейте всех птиц на группы. Докажите свой выбор.

На выполнение задание дается 4 минуты.

Сравните выполненное вами задание с образцом.

-Назовите зимующих птиц?

-Почему птицы улетают?

-Какая птица возвращается первой? (Грач)

-Как в природе называют грача? (Вестник весны)

На доске вывешивается слово Вестник (словарная работа).

Моделирование: Групповая работа:

Звучит запись голоса скворца.

Мотивация выполнения задания:

Учитель: К нам в класс пришло письмо. К весне со своей просьбой обратился представитель перелетных птиц – Скворец. Он подал заявку на получение собственного жилья.

Дорогая Весна!

Я очень ждал твоего прихода, чтобы прилететь в эти края. Помоги мне, пожалуйста, найти домик, в котором я смогу поселиться со своим птенчиками и радовать всех вокруг своим щебетанием.

С большим уважением,

Задание: Давайте предположим: какой дом хочет Скворец?

-(на столах раздаточный материал: различные образцы –изображения природных материалов, листы , клей)

В группах посоветуйтесь.

— Решите из каких материалов можно построить скворечник. Постройте модель домика скворца.

— Дайте описание домика скворца. Как будет называться этот домик?

-Куда должно выходить окошко? Почему?

-Надо ли проверять, заглядывать в домик, как устроились в нем жильцы?

(на работу отводится 4 минуты)

Презентация работ детей.

Рефлексия: Давайте проверим, доволен ли Скворец своим домиком?

Слайд №4 (собери скворечник. Можно провести работу у доски.)

-Зачем птицы вьют гнезда, а животные строят дома? (Появление потомства)

Слайд №6 (Кто какой домик построил?)

Слайд №7 (Выбери животное, у которого рождается больше всех детенышей?)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Учитель: Ребята посмотрите на нашу схему. Мне кажется, что в ней, чего-то не хватает. О чем мы забыли? (О растениях)

-Что происходит с растениями весной? (Появляются листья и цветения у растений)

и цветений у растений

-Как называются растения, которые появляются ранней весной? (Первоцветы. Какие первоцветы вы знаете?)

Слайд №8 (экскурсия в весенний лес)

4.Контрольный.Подведение итогов.

— Потепление — Распускание — Изменение окраски — Появление

-Таяние снега листьев у животных насекомых

— Осадки — Цветения — Появление -Прилет птиц

-Ледоход у растений детенышей

Учитель: Давайте вернёмся к цели нашего урока.

-О чем мы хотели узнать на уроке? Чему хотели научиться? Достигли ли мы цели?

-С какими признаками живой и неживой природы мы сегодня знакомились?

-Я предлагаю каждому назвать самое главное знание которое получил на уроке.

-Кому было трудно на уроке и почему?

— Что нам не удалось сделать на уроке?

-Вам понравился урок?

Домашнее задание:

Подготовить рассказ об изменениях в живой и неживой природе.

Как вариант домашнего задания можно предложить ребятам найти загадки о весне, или подобрать вопросы для викторины о весенних птицах, растениях, животных –по выбору.

Источник