Урок по кубановедению на тему Природные объекты и памятники природы истории и культуры

Исследовательская работа Экологическое состояние природных памятников Оренбуржья Покровские меловые горы

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Акбулакский политехнический техникум»
Исследовательская работа
Тема «Экологическое состояние природных памятников Оренбуржья: Покровские меловые горы»
Подготовил:
Учащийся группы № 15
Бухтаяров Кирилл
Научный руководитель:
Хныкина З.А.
Акбулак 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Основная часть……………………………………………………………. 5
1.1. Памятники природы Покровские меловые горы………………………………. 5
1.2. Экологическое состояние памятника природы Покровские меловые горы…. 7
Глава 2 Практическая часть……………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………. 12
Приложение 1……………………………………………………………………. 13
Приложение 2……………………………………………………………………. 17

Введение
На этой обширной земле есть маленький уголок, где каждый из нас родился и живет. Этот уголок — Акбулак…
“Поселок мой на карте не отмеченный, объят кольцом степного ковыля…”- это слова о нашей малой Родине, которые написаны местной поэтессой Галиной Луньковой.
Акбулак – край редкой красоты, исключительного разнообразия природы. Ковыльная степь, сменяющая редкими лесными колками, песчаные останцы плато и белогогорные меловые ландшафты, урочища с выходами грунтовых вод, где гнездятся водоплавающие птицы, среди которых, и редкие исчезающие виды. Особенно живописен наш край весной, когда цветет тюльпанная степь.
Но, к большому сожалению, эта красота и разнообразие очень уязвимы как перед натиском человека, так и перед самой же природой.
На изменение природы очень повлияла хозяйственная деятельность человека: вырубка лесов, выпас скота, охота, распашка земель, и прочая деятельность, а так же значительно изменили лик нашего края и природные катаклизмы: засуха, суховеи, пыльные бури …
Да, сберечь в первозданном виде красоту нашей малой Родины, как и всей планеты, очень сложно, но благодаря деятельности природоохранных организаций, мы еще можем любоваться красотой своей Земли.
На территории нашего района имеются уникальные природные объекты, называемые памятниками природы.
Памятники природы – это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты.
Покровские меловые горы относятся к геологическим природным памятникам.
Всего в Акбулакском районе зарегистрировано 22 объекта природного наследия, из которых один объект — Покровские меловые горы имеет федеральный статус.
Меловые горы окружают долину реки Белая с севера и с запада. И нам этот пейзаж довольно привычен. Каждый из нас не однажды взбирался по меловым склонам и бывал на вершинах меловых гор. Но наверняка, не каждый задумывался об уникальности и значимости этого природного объекта, в чем и заключается актуальность данного проекта.
Покровские меловые горы, название которым дано по топониму села Покровка.
Цель проекта: изучить экологическое состояние природных памятников Оренбуржья: Покровские меловые горы.
Задачи проекта:
Изучить памятник природы Покровские меловые горы.
Выявить экологическое состояние Покровских меловых гор.
Выяснить, уровень знаний наших жителей о состоянии памятника природы Покровские меловые горы.
Обобщить полученные знания.
Объект исследования: Покровские меловые горы.
Предмет исследования: анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме, использование материалов по теме «Памятники природы Оренбургской области», наблюдение, социологический опрос.
Глава 1 Основная часть
1.1. Памятники природы: Покровские меловые горы
В Акбулакском районе значительные площади занимают меловые ландшафты, развитые по выходам на дневную поверхность писчего мела. Чаще всего они представляют собой эрозионные останцовые белогорья. Мел дает, как правило, мягкие, округлые формы рельефа, но иногда образует крутые обрывистые стенки. Крупные массивы меловых гор расположены на правобережьях рек Итчашкан и Тытас, их хорошо видно с горы Базарбай (приложение 1, рис. 1).
Покровские меловые горы – ландшафтный памятник природы Оренбургского края, занимает площадь 142,7 га. Меловые горы находятся в Акбулакском районе Оренбургской области недалеко от села Покровка. Возвышенность представляет из себя выход на поверхность писчего мела, образовавшегося в море Маастрихтского века мелового периода. Разрезы карьера меловых гор богаты хорошо сохранившейся древнейшей ископаемой морской фауной. На склонах меловых гор часто встречаются окаменелые морские раковины и ростры белемнитов. Меловые горы окружают долину русла речки Белой.
Место манит к себе туристов со всего Оренбургского края. Все вершины покровских меловых гор образуют ровные и плавные очертания благодаря податливой к осадкам и эрозии породы – писчего мела. По вершинам гор можно свободно ездить на автомобиле, но приготовьтесь к тому, что будет очень много мелкой и белой пыли. Ветер в этих местах поднимает небольшие облака белой пыли.
У подножия гор располагается меловой завод, производивший выработку писчего мела в этом районе, и территория исправительного учреждения строго режима. Заключенные в этом исправительном учреждении, скорее всего, работали на подходящей железной дороге и меловом заводе.
На Меловых горах у села Покровка сохранилась характерная растительность степных кальцефилов. Среди них анабазис меловой, нанофитон ежовый, кермек меловой, парнолистник крупнокрылый, василек маршалла, астрагал крымский, пупавка Троцкого, юринея киргизская, льнянка меловая, франкения шершавая. Таким образом, Покровские меловые горы являются не только геолого-геоморфологическим, но и ботаническим феноменом.
Находятся эти горы на юге Оренбургской области в Акбулакском районе.Координаты:51° 5’21.29″С55°42’4.75″ВНужно доехать от Соль-Илецка до Акбулака, в центре населенного пункта повернуть налево в сторону села Покровка, которая и лежит у подножия меловых гор.
В самой Покровке очень интересно посмотреть на высохшее русло Белой речки. С её берега открывается красивый вид (приложение 1, рис. 2, 3).
По меловым горам можно ездить свободно заезжая почти везде. Великолепные меловые горки есть ни что иное, как выход на поверхность писчего мела. Разрез толщи писчего мела этих горок вскрыт карьером на территории Мелового завода.
Все помнят из истории нашей планеты такой термин, как «меловой период» (145-66 млн. лет назад). Покровские меловые горы относятся к самому позднему Маастрихтскому ярусу (72-66 млн. лет назад). Посмотрите как выглядела тогда планета (приложение 1, рис. 4).
На месте нашего Урала было теплое море, в котором кишела жизнь в виде различных моллюсков: аммониты и белемниты, брахиоподы, двустворки и морские ежи. Появились рудисты — моллюски, похожие на одиночные кораллы, у которых одна створка была похожа на кубок, а вторая накрывала его как своеобразная крышечка (приложение 1, рис. 5).
Кроме моллюсков моря населяли рыбы и рептилии — ихтиозавры, плезиозавры, мозазавры, достигающие иногда 20-метровой длины.На берегах этого моря царили динозавры, а над волнами летали крылатые пресмыкающиеся — птеродактили, они занимали практически все ниши воздушных хищников, хотя уже появились настоящие птицы.
Эта история хорошо читается на срезах меловых гор. В толщах мела можно встретить окаменелости в виде раковин, а сам мел под микроскопом есть ни что иное как микроскопические ракушки (приложение 1, рис. 6).
Сейчас меловые горы населяют совсем другие существа. В связи с особыми свойствами почвы на Меловых горах растут редкие степные растения-кальцефилы, т.е. «предпочитающие мел», у некоторых очень смешные названия: анабазис меловой (ежовник меловой), астрагал крымский, василек маршалла, кермек меловой, копеечник Разумовского, льнянка меловая, нанофитон ежовый, парнолистник крупнокрылый, пупавка троцкого, франкения шершавая, юринея киргизская. Многие из перечисленных выше растений выглядят весьма необычно (приложение 1, рис. 7).
1.2. Экологическое состояние памятника природы
Покровские меловые горы
Оренбургская область находится в ряду регионов России с наибольшими массами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Основными источниками, как и в предыдущие годы, остаются предприятия металлургической и топливно-энергетической промышленности, а также предприятия нефтедобывающей промышленности.
Значительный ущерб природной среде причиняют отходы производства и потребления. В области насчитывается более 1000 необорудованных мест складирования отходов, из которых более 200 – несанкционированные свалки. На территории муниципальных образований накоплено около 16 млн.т. бытовых отходов и более 55 млн.т. опасных промышленных отходов.
По праву Покровские меловые горы являются геологической визитной карточкой района. Мел здесь образовался в море мелового периода. У подножий склонов встречаются россыпи “чертовых пальцев”– ростров белемнитов, раковин брахиопод, панцирей морских ежей и др.
Писчий мел – податливая к размыву порода. Поэтому хороших, естественных выходов, писчий мел не образует. Разрез толщи мела вскрыт карьером. Это лучшее месторождение, имеющее федеральное значение. На меловых горах сохранилась характерная растительность степных кальцефилов. Среди них анабазис меловой, нанофитон ежовый, кермек меловой, василек Маршалла, пупавка Троцкого, льнянка меловая. Многие меловые растения занесены в Красную книгу — меловая ромашка-пупавка Троцкого, катран татарский, льнянка меловая, юринея киргизская.
Таким образом, Покровские меловые горы являются не только геолого — геоморфологическим, но и ботаническим феноменом.
К сожалению, именно воздействие человека может оказать прямое губительное влияние на природный ландшафт. Поэтому необходимо проводить охранные мероприятия по защите растительного покрова и увеличению лесонасаждений.
Ведь ни для кого не секрет, что с каждым годом в результате неразумной деятельности человека природа лишается самого сокровенного — своего наследия.
В нашем районе с целью сохранения и преумножения природных ландшафтов существует и действует экологическая организация – Государственная инспекция по охране окружающей среды.
Мы должны знать, что природное наследие вокруг нас ранимо и беспомощно и поэтому должны постараться сохранить его.
Сегодня природные объекты родной Земли требуют бережного отношения и потому и относятся к особо охраняемым природным территориям.
Глава 2 Практическая часть
В практической части работы представлены результаты социологического опроса среди жителей п. Акбулак.
В ходе исследования мы провели социологический опрос населения. Было опрошено 70 человек. В анкете предложено 4 вопроса.
Цели опроса:
выявить уровень знаний населения о памятниках природы Акбулакского района;
выяснить, относятся ли Покровские меловые горы к памятникам природы;
выяснить, владеет ли основная масса населения информацией об экологическом состоянии Покровских меловых гор;
выяснить, насколько люди осознают опасность исчезновения природных памятников.
В ходе опроса были получены следующие результаты.
В первом вопросе мы решили выяснить знают ли жители п. Акбулак причастность Покровских меловых гор к памятнику природы. Анализ анкет показал, что 26 чел написали что Покровские меловые горы относятся к памятникам природы, 19 человек ответили что нет, 18 чел ответили что не знают, что составляет соответственно 37%, 27% и 26% (Приложение 2, рис. 1).
Анализ показывает, что не все жители знают о Покровских меловых горах.
Во втором вопросе, мы решили выявить, какие памятники природы Акбулакского района знают жители нашего поселка. Наиболее часто перечислялись следующие природные памятники: Святой камень, гора Базарбай, Сагарчинская лесная дача, гора «Корсак — Бас», Покровские меловые горы. Все это привело нас к выводу, что 70% жителей нашего поселка знают основные памятники природы Акбулакского района (Приложение 2, рис. 2).
В третьем вопросе, мы просили указать, в каком состоянии находятся Покровские меловые горы. Ответы жителей разочаровали нас, так как большинство (около 85%) вообще не имеют представления о состоянии природных памятников Акбулакского района, а именно Покровских меловых гор. Что наводит на мысль о полном безразличии наших жителей к экологическому состоянию природных памятников (Приложение 2, рис. 3).
В четвертом вопросе мы просили назвать меры для сохранности памятников природы. Анализ ответов позволил определить основные три меры:
1) Не загрязнять природные памятники;
2) Добыча полезных ископаемых должна проводиться только с разрешения установленных органов;
3) Рекомендовать природоохранным службам, усилить разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к природе (Приложение 2, рис. 4).
Таким образом, проведенный опрос выявил, что люди недостаточно информированы о природных памятниках Акбулакского района, недооценивают опасность их исчезновения, не все владеют информацией о способах сохранности природных памятников, методах их защиты.
Мы считаем, что экскурсии и походы позволят глубже понять и увидеть природные памятники района и области, оценить экологическое состояние природных объектов. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.
Заключение
Сегодня мы сделали маленький шаг в знакомство с природными объектами родной Земли, которые требуют бережного отношения и потому относятся к особо охраняемым природным территориям.
Поселок Акбулак лежит на фоне белых холмов, сложенных из мела. Меловые горы окружают долину реки Белая с севера и запада. Меловые горы дали свое название речке Белая и как следствие, поселку Акбулак, что в переводе с казахского «Белый родник».
По праву Покровские меловые горы являются геологической визитной карточкой района. Мел здесь образовался в море мелового периода. Мел, как правило, дает мягкие округлые формы рельефа, но иногда образует крутые обрывистые стенки.
К сожалению, именно воздействие человека может оказать прямое губительное влияние на природный ландшафт. Поэтому необходимо проводить охранные мероприятия по защите растительного покрова.
Ведь ни для кого не секрет, что с каждым годом в результате неразумной деятельности человека природа лишается самого сокровенного – своего наследия.
В нашем районе с целью сохранения и преумножения природных ландшафтов существует и действует экологическая организация – Государственная инспекция по охране окружающей среды.
Мы должны знать, что природное наследие вокруг нас ранимо и беспомощно и поэтому должны постараться сохранить его.
Список используемой литературы
1. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. Карта для высших учебных заведений. – М 1 : 8 000 000 / Под ред. Г. Н. Огуреевой М., 1999. 2 л.
2. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. Пояснительный текст и легенда к карте м. 1 : 8 000 000 / Под ред. Г. Н. Огуреевой. — М, 1999. 64 с.
3. Карта геоботанического районирования СССР // Геоботаническое районирование СССР. М. ; Л., 1947.
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 26.01.2012 № 67-п.
5. Почвенная карта Оренбургской области. – М 1:50000 / Составитель Малашкин Ю.С. Оренбург, 1967.
6. Приказ МПР России от «25» октября 2005 № 289.
7. Распоряжение администрации Оренбургской области № 505-р от 21.05.1998 г. «О памятниках природы Оренбургской области».
8. Черепанов С. К. Сосудистые растения России и сопредельных государств. СПб.: Мир и семья, 1995. 92 с.
9. Чибилёв А.А., Павлейчик В.М., Чибилёв А.А. мл. Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории. Оренбург, 2009. 328 с10. Чибилёв А. А., Природа Оренбургской области, Часть первая Физико-географический и историко-географический очерк Оренбург – 1995 ЧИБИЛЁВ А. А. Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк). Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995.
Приложение 1
Рис. 1

Читайте:  Почему женщинам важно понимать мужскую природу

Источник



Топ 10 Памятников природы России

Природа – самый великий создатель

Природа – самый великий создатель. Ни одно творение рук человека, не сравнится с восхитительными, чудесными, порой невообразимыми объектами, которые создала сама природа. Россия раскинула свои просторы на территории в 17 миллионов квадратных метров.

От Калининграда до Владивостока природа России неоднородна, и даже контрастна: леса, степи, полупустыни, горные массивы, равнины, реки, озера, моря, ледники и субтропики.

1. ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ

В Якутии на берегу реки Лена, находятся величественные, поражающие своими размерами столбы. По сути это каскад из вертикальных, вытянутых скал. Якуты и эвенки считали, что это застывшие фигуры людей, и называли эти горы священными. Обычным людям нельзя было подходить к этим скалам. Теперь можно отправиться в путешествие по Лене на теплоходе, и рассмотреть эти удивительные объекты вблизи.

2. ОЙМЯКОНСКАЯ ДОЛИНА

Село Оймякон – это самый холодный населенный пункт в мире. Население здесь всего 500 человек, само село находится в окружении гор, в природной чаше. Поэтому здесь всегда сухо, ясно и безветренно. Средняя температура зимой здесь — 47 градусов Цельсия. А рекорд был зафиксирован на отметке -71,2 градуса.

3. КУНГУРСКАЯ ЛЕДЯНАЯ ПЕЩЕРА

Этот уникальный природный памятник находится в Пермском крае, рядом с городом Кунгур. Виды Кунгурской пещеры считаются самыми эффектными и красивыми на территории Урала и Сибири. Общая длина пещеры – почти 6 километров. Но туристам доступна только одна пята часть. Каменные стены, кристально чистые озера, ледяные своды – всё это формирует уникальную и неповторимую атмосферу этого места.

4. ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ НА КАМЧАТКЕ

Увидев долину гейзеров своими глазами, вам покажется, что вы оказались на другой планете. На территории всего в 4 квадратных километра расположились сотни горячих источников. Вся земля здесь как будто пульсирует и дышит горячими парами. Это удивительное зрелище. Самый большой гейзер Камчатки поднимает воду на 40 метров, а клубы пара на сотню метров в высоту.

5. СТОЛБЫ ВЫВЕТРИВАНИЯ – МАНЬ-ПУПУ-НЕР

Завораживающие каменные изваяния, созданные самой природой – вот что такое столбы выветривания. Они находятся на севере Урала, на плато Мань-Пупу-Нер. Посмотреть столбы своими глазами не так просто, они находятся на территории заповедника, куда вход возможен только по специальным разрешениям. 200 миллионов лет назад на этом месте были горы, время, ветер и вода постепенно разрушили все слабые породы, и остались на месте гор столбы из твёрдых пород сланца.

6. ОЗЕРО ЭЛЬТОН

Это самое большое соленое озеро Европы, и оно расположено в Волгоградской области. Концентрация соли здесь, в 1,5 раза выше чем в Мёртвом море. В такой воде могут жить только бактерии и одноклеточные водоросли. Кстати именно благодаря водорослям, озеро имеет розовый оттенок. Многие туристы приезжают сюда, за целебными свойствами вод озера. Существует даже легенда о «Музее оставленных костылей» — люди приезжали, исцелялись и оставляли костыли на

Соль на озере Москвы

7. ОЗЕРО БАЙКАЛ

В 2008 году было признано одним из семи чудес России. И не удивительно, ведь Байкал одно из древнейших озер на планете, так же самое глубокое озеро на земле, и еще самое большое хранилище пресной воды в мире. Здесь можно обнаружить около 1000 видов уникальных растений и животных, которых нет больше нигде на планете. Местные жители называют Байкал морем.

8. АЛТАЙСКИЕ ГОРЫ

Алтай находится на границе четырех государств – России, Казахстана, Китая и Монголии. Пейзаж Алтайская горная система богата красивейшими пейзажами: отвесные скалы, прозрачные горные реки и озёра, бурлящие водопады, лесные массивы, зеленые луга. Алтайские горы привлекательны для лыжников, сноубордистов и особенно для альпинистов. Так же интересны пещеры Алтая. Всего их около 300, но не все из них приспособлены для посещения туристами.

9. ЭЛЬБРУС

Расположенная на Кавказе самая высокая горная вершина России и Европы, на самом деле является вулканом. Густая лава, извергаясь из жерла, не растекается далеко, а быстро застывает. Поэтому гора с каждым извержением становится немного выше. На Эльбрус едут отдыхать все любитель активного образа жизни, альпинисты. Не удивительно, ведь природа здесь завораживает и иногда кажется, что имеет не земное происхождение.

10. ЧАРСКИЕ ПЕСКИ

Это удивительнейшее явление – пустыня в Сибири. Песчаная дюна раскинулась на 10 километров в длину и 5 в ширину. Находится дюна в окружении густой тайги и заснеженными горами. Это выглядит как картина художника-сюрреалиста. Особенно вид песчаной долины на фоне снежных гор. Вместо верблюдов по этой «пустыне» ходят северные олени. Обязательно посетите это удивительное, нереальное место.

Источник

Урок по кубановедению на тему’Природные объекты и памятники природы, истории и культуры’

образовательная: Познакомить с природными объектами и памятниками природы, истории и культуры родного края (станицы).

воспитательная: Привитие интереса и мотивации обучения, воспитание уважительного и бережного отношения к природе своей малой родины.

развивающая: развивать у школьников системное мышление, культуру речи, содействать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал

личностные: формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

регулятивные: оценивание качества и уровня освоения, что усвоено, что нужно усвоить

познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками

Предполагаемый результат: Во время работы на уроке учащиеся приобретают навыки:

-общения в процессе групповой работы, работы с различными источниками информации и на их основе систематизации, обобщения и синтеза полученной информации,

— развития монологической и диалогической речи,

— умение слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и думать в соответствии с логикой и ходом занятия.

Коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с педагогом

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательнейшее виртуальное путешествие по нашему краю.

А знаете ли вы свой край? Большинство из вас скажет, не задумываясь: «Да!»

Посмотрите на слайды( демонстрация слайдов с памятниками природы, культуры, истории Кубани). Что было изображено на слайдах?

Сформулируйте тему урока.

А каковы наши задачи сегодня на уроке:

Да, молодцы ребята.

Эпиграфом нашего урока стали следующие строки:

«Природа — это уникальная книга.
Её тираж — один экземпляр!
Только один!
И потому, читая её, нужно беречь каждую страницу».

Прежде чем мы начнем наше путешествие, я прошу вас посмотреть на листы самооценки. В ходе урока вам будут предложены различные задания, и вы должны будете оценить свою работу согласно предложенным критериям.

Природные объекты, памятники культуры и истории. -узнать что такое природные объекты;

-познакомиться с особенностями памятников природы, истории и культуры

— как сохранить памятники природы, истории и культуры для потомков

Учащиеся знакомятся с листами самооценки на уроке

Регулятивные: оценивание качества и уровня освоения, что усвоено, что нужно усвоить

Регулятивные: оценивание качества и уровня освоения, что усвоено, что нужно усвоить

Ребята, а что относится к природным объектам ? А как вы думаете, что такое памятники? Какие бывают памятники? Могут ли объекты природы быть памятниками?

Да, к природным объектам относят любые природные компоненты. Это могут быть: отдельно стоящее дерево, роща, водоём, скала, берег реки и т. п., которые привлекают туристов, путешественников, отдыхающих своей красотой, необычностью происхождения, форм. Памятники природы имеют большое научное, рекреационное и эстетическое значение. Поэтому они являются охраняемыми природными объектами.

Как классифицируются памятники природы? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю по группам разгадать кроссворды.

Ребята, работая группой вы разгадали кроссворд, оцените свою работу, согласно критериев листа самооценки.

Дерево, роща, река, гора, ущелье, скала.

Памятники это объекты, которые необходимо охранять, нужно ухаживать за ними.

Работа в группах.

Учащиеся делают выводы, что памятники природы бывают:

1.водные (гидрологические) 2.геологические

Познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками

Первичное усвоение новых знаний.

А сейчас я предлагаю начать наше путешествие по краю и познакомится поближе с памятниками природы, культуры, истории и предлагаю поработать с учебником и создать рекламный проспект об одном памятнике природы

1 группа- о водном памятнике

2 группа- о геологическом

3 группа- ботанический памятник

4 группа- комплексный памятник

Выберите лидера группы, который представит рекламный проспект

Ребята, оцените свою работу в листе самооценки.

А я предлагаю посмотреть на слайды и познакомится с памятниками природы.

Итак мы с вами побывали в разных уголках края и смогли полюбоваться природными объектами и памятниками природы.

Назовите наиболее известные охраняемые природные объекты Краснодарского края

Работа в группе над рекламным листом.

Водные- Агурские водопады, Турецкий фонтан;

Геологические- Гуамское ущелье, Ахтанизовская сопка

Ботанические- Дерево Дружбы,

Комплексные- Гора Папай, Дантово ущелье

Познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией

Читайте:  Конспект НОД по ознакомление с природой план конспект занятия по окружающему миру средняя группа

Познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией

Первичная проверка понимания

В наше время памятники природы превратились в объекты путешествий. Многотысячный поток экскурсантов и туристов ежегодно устремляется к ним, чтобы обогатить себя новыми впечатлениями, укрепить нервы и мышцы, получить заряд бодрости и здоровья. Я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить задания на карточках.

Проверьте себя ( на слайде правильный ответ

Ребята, оцените свою работу в листе самооценки

Почему уникальные уголки природы необходимо охранять?

На кубанской земле много памятников природы и в нашем Павловском районе есть такие. Обратите внимание на стенд «Моя малая родина» на фото «Тихая заводь на реке Сосыка». Какой природный объект вы видите.

Я предлагаю посмотреть на слайды.

Главная река нашей станицы р. Сосыка. Как вы думаете, является ли река природным объектом? А памятником природы? Реки — один из важнейших элементов географического ландшафта. Реки — наше богатство. Хозяйственное значение рек очень велико. По этому реки надо беречь и разумно использовать их ресурсы. В настоящее время происходит деградация рек Азово-Кубанской равнины. Этому способствует несоблюдение водоохранного режима. Реки превращаются в каскад прудов. На них создаются дамбы, преграждающие течение реки. Происходит заиливание дна. Характер течения меняется на более слабый. Фермы не обвалованы и сбрасывают отходы в реки. Кроме того, следует отметить такую проблему как истощение рыбных запасов, загрязнение поверхностных вод. Катастрофических масштабов достигло браконьерство. Не является исключением и наша река Сосыка.

Ее воды используются на орошение. При этом часть воды возвращается в реку , принося с собой растворенные органические соединения, минеральные удобрения, средства защиты растений. Все это отражается на экологическом состоянии реки, на видовом и количественном поголовье ее обитателей.

Сейчас на реке создано ряд частных рыбных хозяйств, где искусственно разводят рыбу (сазана, карпа, толстолобика, амура, судака). Но в тоже время рыбаки отмечают, что намного меньше стало щуки, карася, сомов, линя. Практически исчезли раки, а именно они являются показателем чистоты воды в реке.

На данном этапе администрацией района проводится ряд мероприятий по восстановлению реки. Это и борьба с браконьерством, и очистка речного русла. Сделано многое чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Одной из проблем тормозящих это мероприятие является нехватка финансовых средств. Также бедой оборачиваются устаревшие очистные сооружения.

При расчистке вынутый грунт создает обвалование.

Но наступление на природу, к сожалению, продолжается.

Мы должны помнить о животном и растительном мире, который должны сохранить для будущих поколений. Главное — любить наш богатейший край, настоящую «жемчужину России», не оставаться равнодушным к его проблемам и сберечь, то, что нам досталось в наследство. Давайте сохраним нашу Землю для себя и потомков!

Природный объект- река Сосыка

Познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией

Личностные: формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

Познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Написать рассказ об одном из известных памятников природы, истории или культуры, расположенном на Кубани.

Познавательные: овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята наше путешествие подошло к завершению . Памятники природы — это охраняемые природные объекты?

Назовите природные объекты, памятники культуры, расположенные на территории края, которые нуждаются в охране.

Какой вклад вы, ребята можете внести в охрану памятников природы, истории и культуры?

Заполните, пожалуйста, анкеты.

Анализ листов самооценки. Выставление оценок.

Агурские водопады, Турецкий фонтан, Гуамское ущелье, Дантово Ущелье, Скала «Парус», Скала «Петушок, а также все памятники культуры и истории, которые сохранились до наших дней.

Не мусорить, не ломать деревья, не рвать цветы, организовывать субботники, экологические десанты.

Учащиеся высказывают мнение понравился урок или нет, материал урока был полезен или нет.

Личностные: формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

Это поток воды, стремящийся или падающий с высоты.

На юге Таманского полуострова есть озеро…., в котором летом, когда вода исчезает и на дне обнажается корка поваренной соли.

Это одно из самых популярных и доступных мест в окрестностях Сочи- Агурские водопады. Самый красивый — 1-й водопад. Он двухкаскадный: нижний высотой 12 м, сколько метров высота верхнего водопада?

Одна из достопримечательностей станицы Тамань- Турецкий……. Это сложная система подземных сооружений, с помощью которой подается на поверхность вкусная чистейшая вода.

Это постоянное или временное скопление стоячей или со сниженным в естественных или искусственных впадинах (, , и т. д.).

Источник

памятники природы нашего края

Богат наш край лесами и водоемами, холмами и пещерами. Есть ценные породы деревьев, лекарственных растений, много животных птиц. Природа на протяжении веков соорудила немало редких по красоте каменных утесов и скал.

Красив наш поселок! Расположен он в горной местности, среди дремучих лесов. Лес – это не только деревья. Это поистине царство природы, в котором живут: звери, птицы, насекомые, бактерии, кустарники, травы, ягоды, грибы. Лес прекрасен во все времена года: весной нежной зеленью листвы, летом – буйством жизненных сил и ростом всего живого, осенью – многоцветьем красок увядающей листвы, зимой – снежным убором ветвей. Растительный и животный мир леса богат и разнообразен: ели, сосны, пихты, лиственницы, березы, осины, липы и другие деревья. Водятся в наших лесах медведи, волки, лисы, лоси, зайцы, белки и другие животные. Лес занимает важное значение в жизни человека. Он жизненно необходим для нашего существования. Мы в течение всей жизни постоянно пользуемся дарами леса, даже не замечая этого. Лес источник строительного и отопительного материала, лекарственных растений, грибов, ягод и дичи. Он снабжает нас кислородом и поглощает из атмосферы углекислый газ, предохраняет реки от обмеления, а горные склоны от размыва.

Природа щедро одарила наши окрестности изумительными по красоте местами уникальными памятниками природы. Неизменное внимание привлекает величественная группа скал — Аликаев камень. Скалы Аликаева камня поднимаются над небольшой горной речкой отвесной стеной словно крепость. Вершины утесов царят над окрестностями, и с них открывается вид на синеющие горы, на зеленое море лесов, на вьющуюся причудливыми петлями речку. Скалы прорезаны посередине глубоким ущельем, по которому можно сползти по круче с самой вершины до реки. Впадины, гроты, пещерки придают этому месту особую таинственность. Он находится в 7 километрах от поселка. С южной части горы открывается вид на долину реки Сарана. Высота 278,2 метра. Характер памятника природы геологический и ботанический. Значение памятника природы областное. Аликаев камень является любимым местом отдыха жителей окрестных населенных пунктов и всего Красноуфимского района. Это естественный заповедник степной растительности.

Если подняться вверх по течению реки Уфы, то можно увидеть три скалы, одну из них называют Соколовским камнем. Сам памятник представляет скалу над рекой Уфой высотой 80 метров. Основание скалы по берегу реки до 50 метров. Скала является продолжением гористого кряжа, поросшего смешанным лесом, обрывающаяся к реке Уфе. Характер памятника природы: геологический, ботанический. Естественный заповедник степной растительности. запрещается добыча строительных материалов, разжигание костров, захламление территорий, уничтожение растительности, надписи на камне.

А если спустится по Уфе ниже Сараны километра на три, то на крутом левом склоне в густом лесу возвышаются семь камней, эти камни издалека похожи на людей, поэтому в народе носят название Семи братьев. Значение памятника областное. Около камней запрещена добыча строительного материала, разжигание костров, уничтожение растительности.

А если спуститься на километр вниз по Уфе, то справа возвышается еще один величественный камень, поросший густым лесом, который в народе называют – Овечьим.

На окраине поселка в горе есть трещина – пещера. Находится она на северо-восточном склоне горы в 15 – 20 метрах ниже гребня. Высота входа над рекой 60 метров. Берег спускается вниз под углом в 20 градусов. Расстояние от входа до берега 350 метров. Пещера открывается в склоне горы вертикальной трещиной шириной до 1 метра. Удалось спуститься на глубину 30 метров. Ширина пещеры постепенно сужается до непроходимой трещины. Посещение пещеры небезопасно, так как по всей высоте она забита глыбами, свалившимися сверху. Наблюдается капель. Около пещеры запрещены рубка дров, разжигание костров или нанесение какого-либо другого ущерба естественному состоянию памятника природы.

Как мы видим, нас окружают удивительные по своей красоте места и нам нужно лишь помнить, что они могут служить нам с пользой только в том случае, если мы не будем причинять им вреда.

Источник

Исследовательская работа Экологическое состояние природных памятников Оренбуржья Покровские меловые горы

Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Акбулакский политехнический техникум»
Исследовательская работа
Тема «Экологическое состояние природных памятников Оренбуржья: Покровские меловые горы»
Подготовил:
Учащийся группы № 15
Бухтаяров Кирилл
Научный руководитель:
Хныкина З.А.
Акбулак 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Основная часть……………………………………………………………. 5
1.1. Памятники природы Покровские меловые горы………………………………. 5
1.2. Экологическое состояние памятника природы Покровские меловые горы…. 7
Глава 2 Практическая часть……………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………. 12
Приложение 1……………………………………………………………………. 13
Приложение 2……………………………………………………………………. 17

Введение
На этой обширной земле есть маленький уголок, где каждый из нас родился и живет. Этот уголок — Акбулак…
“Поселок мой на карте не отмеченный, объят кольцом степного ковыля…”- это слова о нашей малой Родине, которые написаны местной поэтессой Галиной Луньковой.
Акбулак – край редкой красоты, исключительного разнообразия природы. Ковыльная степь, сменяющая редкими лесными колками, песчаные останцы плато и белогогорные меловые ландшафты, урочища с выходами грунтовых вод, где гнездятся водоплавающие птицы, среди которых, и редкие исчезающие виды. Особенно живописен наш край весной, когда цветет тюльпанная степь.
Но, к большому сожалению, эта красота и разнообразие очень уязвимы как перед натиском человека, так и перед самой же природой.
На изменение природы очень повлияла хозяйственная деятельность человека: вырубка лесов, выпас скота, охота, распашка земель, и прочая деятельность, а так же значительно изменили лик нашего края и природные катаклизмы: засуха, суховеи, пыльные бури …
Да, сберечь в первозданном виде красоту нашей малой Родины, как и всей планеты, очень сложно, но благодаря деятельности природоохранных организаций, мы еще можем любоваться красотой своей Земли.
На территории нашего района имеются уникальные природные объекты, называемые памятниками природы.
Памятники природы – это уникальные или типичные, ценные в научном, культурном и оздоровительном отношении природные объекты.
Покровские меловые горы относятся к геологическим природным памятникам.
Всего в Акбулакском районе зарегистрировано 22 объекта природного наследия, из которых один объект — Покровские меловые горы имеет федеральный статус.
Меловые горы окружают долину реки Белая с севера и с запада. И нам этот пейзаж довольно привычен. Каждый из нас не однажды взбирался по меловым склонам и бывал на вершинах меловых гор. Но наверняка, не каждый задумывался об уникальности и значимости этого природного объекта, в чем и заключается актуальность данного проекта.
Покровские меловые горы, название которым дано по топониму села Покровка.
Цель проекта: изучить экологическое состояние природных памятников Оренбуржья: Покровские меловые горы.
Задачи проекта:
Изучить памятник природы Покровские меловые горы.
Выявить экологическое состояние Покровских меловых гор.
Выяснить, уровень знаний наших жителей о состоянии памятника природы Покровские меловые горы.
Обобщить полученные знания.
Объект исследования: Покровские меловые горы.
Предмет исследования: анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме, использование материалов по теме «Памятники природы Оренбургской области», наблюдение, социологический опрос.
Глава 1 Основная часть
1.1. Памятники природы: Покровские меловые горы
В Акбулакском районе значительные площади занимают меловые ландшафты, развитые по выходам на дневную поверхность писчего мела. Чаще всего они представляют собой эрозионные останцовые белогорья. Мел дает, как правило, мягкие, округлые формы рельефа, но иногда образует крутые обрывистые стенки. Крупные массивы меловых гор расположены на правобережьях рек Итчашкан и Тытас, их хорошо видно с горы Базарбай (приложение 1, рис. 1).
Покровские меловые горы – ландшафтный памятник природы Оренбургского края, занимает площадь 142,7 га. Меловые горы находятся в Акбулакском районе Оренбургской области недалеко от села Покровка. Возвышенность представляет из себя выход на поверхность писчего мела, образовавшегося в море Маастрихтского века мелового периода. Разрезы карьера меловых гор богаты хорошо сохранившейся древнейшей ископаемой морской фауной. На склонах меловых гор часто встречаются окаменелые морские раковины и ростры белемнитов. Меловые горы окружают долину русла речки Белой.
Место манит к себе туристов со всего Оренбургского края. Все вершины покровских меловых гор образуют ровные и плавные очертания благодаря податливой к осадкам и эрозии породы – писчего мела. По вершинам гор можно свободно ездить на автомобиле, но приготовьтесь к тому, что будет очень много мелкой и белой пыли. Ветер в этих местах поднимает небольшие облака белой пыли.
У подножия гор располагается меловой завод, производивший выработку писчего мела в этом районе, и территория исправительного учреждения строго режима. Заключенные в этом исправительном учреждении, скорее всего, работали на подходящей железной дороге и меловом заводе.
На Меловых горах у села Покровка сохранилась характерная растительность степных кальцефилов. Среди них анабазис меловой, нанофитон ежовый, кермек меловой, парнолистник крупнокрылый, василек маршалла, астрагал крымский, пупавка Троцкого, юринея киргизская, льнянка меловая, франкения шершавая. Таким образом, Покровские меловые горы являются не только геолого-геоморфологическим, но и ботаническим феноменом.
Находятся эти горы на юге Оренбургской области в Акбулакском районе.Координаты:51° 5’21.29″С55°42’4.75″ВНужно доехать от Соль-Илецка до Акбулака, в центре населенного пункта повернуть налево в сторону села Покровка, которая и лежит у подножия меловых гор.
В самой Покровке очень интересно посмотреть на высохшее русло Белой речки. С её берега открывается красивый вид (приложение 1, рис. 2, 3).
По меловым горам можно ездить свободно заезжая почти везде. Великолепные меловые горки есть ни что иное, как выход на поверхность писчего мела. Разрез толщи писчего мела этих горок вскрыт карьером на территории Мелового завода.
Все помнят из истории нашей планеты такой термин, как «меловой период» (145-66 млн. лет назад). Покровские меловые горы относятся к самому позднему Маастрихтскому ярусу (72-66 млн. лет назад). Посмотрите как выглядела тогда планета (приложение 1, рис. 4).
На месте нашего Урала было теплое море, в котором кишела жизнь в виде различных моллюсков: аммониты и белемниты, брахиоподы, двустворки и морские ежи. Появились рудисты — моллюски, похожие на одиночные кораллы, у которых одна створка была похожа на кубок, а вторая накрывала его как своеобразная крышечка (приложение 1, рис. 5).
Кроме моллюсков моря населяли рыбы и рептилии — ихтиозавры, плезиозавры, мозазавры, достигающие иногда 20-метровой длины.На берегах этого моря царили динозавры, а над волнами летали крылатые пресмыкающиеся — птеродактили, они занимали практически все ниши воздушных хищников, хотя уже появились настоящие птицы.
Эта история хорошо читается на срезах меловых гор. В толщах мела можно встретить окаменелости в виде раковин, а сам мел под микроскопом есть ни что иное как микроскопические ракушки (приложение 1, рис. 6).
Сейчас меловые горы населяют совсем другие существа. В связи с особыми свойствами почвы на Меловых горах растут редкие степные растения-кальцефилы, т.е. «предпочитающие мел», у некоторых очень смешные названия: анабазис меловой (ежовник меловой), астрагал крымский, василек маршалла, кермек меловой, копеечник Разумовского, льнянка меловая, нанофитон ежовый, парнолистник крупнокрылый, пупавка троцкого, франкения шершавая, юринея киргизская. Многие из перечисленных выше растений выглядят весьма необычно (приложение 1, рис. 7).
1.2. Экологическое состояние памятника природы
Покровские меловые горы
Оренбургская область находится в ряду регионов России с наибольшими массами выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Основными источниками, как и в предыдущие годы, остаются предприятия металлургической и топливно-энергетической промышленности, а также предприятия нефтедобывающей промышленности.
Значительный ущерб природной среде причиняют отходы производства и потребления. В области насчитывается более 1000 необорудованных мест складирования отходов, из которых более 200 – несанкционированные свалки. На территории муниципальных образований накоплено около 16 млн.т. бытовых отходов и более 55 млн.т. опасных промышленных отходов.
По праву Покровские меловые горы являются геологической визитной карточкой района. Мел здесь образовался в море мелового периода. У подножий склонов встречаются россыпи “чертовых пальцев”– ростров белемнитов, раковин брахиопод, панцирей морских ежей и др.
Писчий мел – податливая к размыву порода. Поэтому хороших, естественных выходов, писчий мел не образует. Разрез толщи мела вскрыт карьером. Это лучшее месторождение, имеющее федеральное значение. На меловых горах сохранилась характерная растительность степных кальцефилов. Среди них анабазис меловой, нанофитон ежовый, кермек меловой, василек Маршалла, пупавка Троцкого, льнянка меловая. Многие меловые растения занесены в Красную книгу — меловая ромашка-пупавка Троцкого, катран татарский, льнянка меловая, юринея киргизская.
Таким образом, Покровские меловые горы являются не только геолого — геоморфологическим, но и ботаническим феноменом.
К сожалению, именно воздействие человека может оказать прямое губительное влияние на природный ландшафт. Поэтому необходимо проводить охранные мероприятия по защите растительного покрова и увеличению лесонасаждений.
Ведь ни для кого не секрет, что с каждым годом в результате неразумной деятельности человека природа лишается самого сокровенного — своего наследия.
В нашем районе с целью сохранения и преумножения природных ландшафтов существует и действует экологическая организация – Государственная инспекция по охране окружающей среды.
Мы должны знать, что природное наследие вокруг нас ранимо и беспомощно и поэтому должны постараться сохранить его.
Сегодня природные объекты родной Земли требуют бережного отношения и потому и относятся к особо охраняемым природным территориям.
Глава 2 Практическая часть
В практической части работы представлены результаты социологического опроса среди жителей п. Акбулак.
В ходе исследования мы провели социологический опрос населения. Было опрошено 70 человек. В анкете предложено 4 вопроса.
Цели опроса:
выявить уровень знаний населения о памятниках природы Акбулакского района;
выяснить, относятся ли Покровские меловые горы к памятникам природы;
выяснить, владеет ли основная масса населения информацией об экологическом состоянии Покровских меловых гор;
выяснить, насколько люди осознают опасность исчезновения природных памятников.
В ходе опроса были получены следующие результаты.
В первом вопросе мы решили выяснить знают ли жители п. Акбулак причастность Покровских меловых гор к памятнику природы. Анализ анкет показал, что 26 чел написали что Покровские меловые горы относятся к памятникам природы, 19 человек ответили что нет, 18 чел ответили что не знают, что составляет соответственно 37%, 27% и 26% (Приложение 2, рис. 1).
Анализ показывает, что не все жители знают о Покровских меловых горах.
Во втором вопросе, мы решили выявить, какие памятники природы Акбулакского района знают жители нашего поселка. Наиболее часто перечислялись следующие природные памятники: Святой камень, гора Базарбай, Сагарчинская лесная дача, гора «Корсак — Бас», Покровские меловые горы. Все это привело нас к выводу, что 70% жителей нашего поселка знают основные памятники природы Акбулакского района (Приложение 2, рис. 2).
В третьем вопросе, мы просили указать, в каком состоянии находятся Покровские меловые горы. Ответы жителей разочаровали нас, так как большинство (около 85%) вообще не имеют представления о состоянии природных памятников Акбулакского района, а именно Покровских меловых гор. Что наводит на мысль о полном безразличии наших жителей к экологическому состоянию природных памятников (Приложение 2, рис. 3).
В четвертом вопросе мы просили назвать меры для сохранности памятников природы. Анализ ответов позволил определить основные три меры:
1) Не загрязнять природные памятники;
2) Добыча полезных ископаемых должна проводиться только с разрешения установленных органов;
3) Рекомендовать природоохранным службам, усилить разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к природе (Приложение 2, рис. 4).
Таким образом, проведенный опрос выявил, что люди недостаточно информированы о природных памятниках Акбулакского района, недооценивают опасность их исчезновения, не все владеют информацией о способах сохранности природных памятников, методах их защиты.
Мы считаем, что экскурсии и походы позволят глубже понять и увидеть природные памятники района и области, оценить экологическое состояние природных объектов. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.
Заключение
Сегодня мы сделали маленький шаг в знакомство с природными объектами родной Земли, которые требуют бережного отношения и потому относятся к особо охраняемым природным территориям.
Поселок Акбулак лежит на фоне белых холмов, сложенных из мела. Меловые горы окружают долину реки Белая с севера и запада. Меловые горы дали свое название речке Белая и как следствие, поселку Акбулак, что в переводе с казахского «Белый родник».
По праву Покровские меловые горы являются геологической визитной карточкой района. Мел здесь образовался в море мелового периода. Мел, как правило, дает мягкие округлые формы рельефа, но иногда образует крутые обрывистые стенки.
К сожалению, именно воздействие человека может оказать прямое губительное влияние на природный ландшафт. Поэтому необходимо проводить охранные мероприятия по защите растительного покрова.
Ведь ни для кого не секрет, что с каждым годом в результате неразумной деятельности человека природа лишается самого сокровенного – своего наследия.
В нашем районе с целью сохранения и преумножения природных ландшафтов существует и действует экологическая организация – Государственная инспекция по охране окружающей среды.
Мы должны знать, что природное наследие вокруг нас ранимо и беспомощно и поэтому должны постараться сохранить его.
Список используемой литературы
1. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. Карта для высших учебных заведений. – М 1 : 8 000 000 / Под ред. Г. Н. Огуреевой М., 1999. 2 л.
2. Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. Пояснительный текст и легенда к карте м. 1 : 8 000 000 / Под ред. Г. Н. Огуреевой. — М, 1999. 64 с.
3. Карта геоботанического районирования СССР // Геоботаническое районирование СССР. М. ; Л., 1947.
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 26.01.2012 № 67-п.
5. Почвенная карта Оренбургской области. – М 1:50000 / Составитель Малашкин Ю.С. Оренбург, 1967.
6. Приказ МПР России от «25» октября 2005 № 289.
7. Распоряжение администрации Оренбургской области № 505-р от 21.05.1998 г. «О памятниках природы Оренбургской области».
8. Черепанов С. К. Сосудистые растения России и сопредельных государств. СПб.: Мир и семья, 1995. 92 с.
9. Чибилёв А.А., Павлейчик В.М., Чибилёв А.А. мл. Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории. Оренбург, 2009. 328 с10. Чибилёв А. А., Природа Оренбургской области, Часть первая Физико-географический и историко-географический очерк Оренбург – 1995 ЧИБИЛЁВ А. А. Природа Оренбургской области. (Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк). Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995.
Приложение 1
Рис. 1

Читайте:  Информация процессом в живой природе является

Источник