Урок окружающего мира по теме quot Зачем растению корень quot в 3 м классе

Значение корней и их разнообразие

Роль корня в жизни растения. Значение корня можно определить по тем функциям, которые он выполняет.

Важнейшая функция корня — почвенное питание растения, т. е. всасывание воды и минеральных веществ. Чем больше корней, тем лучше питается растение. Для увеличения объема корневой системы растения окучивают (например, томат, картофель). Благодаря всасывающей способности корня растение получает из почвы соли калия, кальция, магния и фосфора, соединения азота и серы и многие другие вещества, необходимые растению для обмена веществ, образования клеток и различных внутриклеточных структур. Например, без магния у растений не образуется хлорофилл.

Другая функция корня — укрепление растения в почве. Надежное закрепление в почве особенно важно при сильном ветре или ливневом дожде. В этих условиях корень, как якорь, крепко удерживает растение на месте. Прочность и гибкость корня достигается тем, что проводящие сосуды, направляющие воду с растворенными веществами вверх к стеблю, вместе с механической тканью сосредоточены в центре корня.

Еще одна функция корня — вегетативное размножение растения.

Бодяк полевой — корнеотпрысковое растение (придаточные почки на корнях). Справа — цветущая часть побега

На корнях некоторых растений образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги. Такие растения называют корнеотпрысковыми. Отделившись от материнского, они могут жить как самостоятельные растения. Осина, сирень, щавелек, вьюнок, одуванчик, иван-чай, слива, малина могут размножаться вегетативно — корневыми отпрысками.

Следующая функция корня — запасающая, так как в корне происходит отложение запасных питательных веществ.

Корнеплоды ( А ) и корневые шишки ( Б ) Многообразие корней. У многих растений корни участвуют в запасании питательных веществ. Мясистые подземные органы растений, служащие местом отложения питательных веществ, называют корнеплодами. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель. Например, у моркови корнеплод образован главным образом утолщенным корнем.

Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой системе называют корневыми шишками. Так, у георгины, батата и некоторых других растений утолщены придаточные корни.

У некоторых лиановидных растений (плющ, монстера) корень выполняет роль прицепки, шпильки, крючка. С их помощью растение, не имеющее прямостоячего стебля, поднимается вверх по стене, скале или стволу других растений.

У пандануса, произрастающего в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги. У фикуса развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки.

Видоизменения корней: 1 — ходульные (панданус); 2 — воздушные (бромелия); 3 — втягивающие (крокус); 4 — столбовидные (фикус-баньян)

У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы. У луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

У растений корни видоизменились под воздействием изменений условий окружающей среды.

Значение корней в природе. Корни, пронизывая рыхлые песчаные почвы, укрепляют их. Протискиваясь в плотной глинистой и каменистой почвах, они придают им рыхлость и своими выделениями обеспечивают растворимость поглощаемых минеральных веществ. Постоянно отмирающие корневые волоски вместе с выделениями и слущиванием слизистых клеток чехлика обеспечивают питание (и привлечение) многочисленного микроскопического населения почвы (бактерий, грибов, простейших). Тем самым корни создают благоприятные условия для своей жизни и жизни других организмов.

Еще одно значение корня — служить пищей другим организмам , в том числе и человеку. Корни также обеспечивают плодородие почвы. Кроме названных корень может выполнять и ряд других функций.

Корень приспособлен для поглощения питательных веществ из почвы. Он укрепляет растение в почве, может обеспечивать вегетативное размножение растения и участвовать в запасании питательных веществ. Все разнообразие корней связано с видоизменениями главного или боковых и придаточных корней. Видоизменения корня обусловлены его функциями.

Источник



Видоизменения корня. Питание растений. Почва и ее значение в жизни растений

Видоизменения корня. Питание растений. Почва и ее значение в жизни растений

Видоизменения корня, вследствие обретения новых функций органы способны видоизменяться.

Корнеплод

Корнеплод – утолщение главного корня, связанное с отложением в нем запаса питательных веществ (морковь, свекла, редис и т. п.).

Корневые клубни (корнеклубни)

Корневые клубни (корнеклубни) – утолщение боковых или дополнительных корней, связанное с отложением запаса питательных веществ (батат, георгин и т. п.).

Корни-присоски

Корни-присоски характерны для растений паразитов или полупаразитов. Такие корни проникают в толщу стебля других растений и потребляют их соки. Повилика – это бесхлорофилльное растение — паразит, которое питается благодаря сокам растения хозяина. Омела – полупаразит. Это зеленое растение, способное к самостоятельному питанию (фотосинтезу), но водные растворы солей она образует от растения, на котором живет.

Дыхательные корни (пневматофоры)

Дыхательные корни (пневматофоры) – это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью воды, почвы. Формируются у растений (мангровые деревья), которые растут на чрезмерно увлажненных почвах, болотах, с низким содержанием кислорода. Поэтому растения с помощью таких корней получают кислород непосредственно из воздуха. Дыхательные корни богаты аэренхимой.

Корни-прицепки

Корни-прицепки – это дополнительные короткие корни, которые развиваются на растениях с вьющимся стеблем (плющ, фикус цепкий и т. п.), которые плетутся вверх. Корни растут на стебле. С их помощью растение цепляется за трещины, опоры и поднимаемся выше.

Ходульные корни

Ходульные корни образуются на надземных побегах. Они закрепляются в почве и помогают растению (баньян, кукуруза и т. п.) удерживаться.

Воздушные корни

Воздушные корни развиваются у растений (орхидея), которые поселяются на деревьях, но не паразитируют. Воду и минеральные соли они получают из воздуха с помощью корней, которые свисают в воздухе.

Опорные корни

Опорные корни встречаются у больших деревьев (вяз, бук, тополь, тропические и т. п.). Представляют собой боковые корни. На боковых корнях, которые проходят возле поверхности почвы, развиваются плоские треугольные и прилегающие к стволу вертикальные надземные отростки, которые напоминают доски, прислоненные к деревьям.

Втяжные или контрактильные корни

Втяжные или контрактильные корни у некоторых растений происходит резкое сокращение корня в продольном направлении у его основания (например, у растений, которые имеют луковицы). Втяжные корни распространены у покрытосеменных растений. Они обусловливают плотное прилягание к земле розеток (например, у подорожника, одуванчика и т. п.), подземное положение корневой шейки и вертикального корневища, обеспечивают некоторое углубление клубней. Таким образом, втяжные корни помогают побегам находить наилучшую глубину залегания в почве. Втяжные корни в Арктике обеспечивают переживание неблагоприятного зимнего периода цветочными почками.

Корневые системы способны улучшать свое питание благодаря взаимодействию с микроорганизмами – грибами, бактериями, водорослями. Симбиоз корней цветочных растений с грибами называется микоризой, с бактериями – бактериоризой. Почвенный слой толщиной 2-3 мм вокруг корней растений образует ризосферу. Корни выделяют в ризосферу вещества, которые привлекают микроорганизмы.

В клетках корней некоторых растений (бобовые, березовые и т. п.) поселяются клубеньковые бактерии, которые своими выделениями вызывают разрастание паренхимы и образование клубеньков на корнях. Клубеньковые бактерии способны фиксировать атмосферный азот в виде соединений, которые могут усваиваться растениями (нитратов, нитритов). Часть азотных соединений усваивается растением, а часть остается в почве. Бобовые растения используют в сельском хозяйстве для обогащения почв азотистыми соединениями.

Минеральное питание растений

Минеральное питание растений

Минеральное питание растений

Растения из почвы поглощают необходимые им минеральные вещества. Минеральные вещества служат основой синтеза сложных органических соединений, влияют на обмен веществ, являются катализаторами многих химических реакций, влияют на проницаемость цитоплазмы, поддерживают тургор и т. п. Разные виды растений нуждаются в разном количестве минеральных веществ.

Минеральное питание растений – это поступление и усвоение из почвы водных растворов неорганических и некоторых органических веществ.

Нормальное развитие растений возможно при наличии макроэлементов: азота, фосфора, серы, калия, кальция, магния, железа. Соединения магния и железа необходимы для синтеза хлорофилла. Важную роль в жизни растения играют также такие микроэлементы, как бор, медь, марганец, цинк, молибден и т. п. В почве есть все эти элементы, но не всегда количество их достаточно.

Методы водных, гравийных (гидропоника) культур и аэропоника

Потребность растений в химических элементах изучают с помощью метода водных культур. Впервые этот метод применил английский ученый Д. Вудворд еще в 1699 году. Детальнейшая обработка была лишь в середине XIX века. Растения выращиваются без почвы в водных растворах минеральных веществ, при оптимальных условиях (температуры, давления, поступления кислорода – аэрации). Наблюдают состояние растений в зависимости от компонентов водного раствора. Вместо почвы могут быть инертные субстраты – стеклянные шарики, гравий, гранулированный поли-этилен и т. п. Это модификация метода водных культур, которая называется методом гравийных культур или гидропоникой. Этот метод используют для выращивания культурных растений. Иногда используют аэропонику – метод опрыскивания, увлажнения корней в воздухе растворами веществ.

Читайте:  Освещение для растений фитосвет Часть2

Поглощение корнями воды и минеральных веществ

Поглощение корнями воды и минеральных веществ

Поглощение корнями воды и минеральных веществ

Поглощение питательных веществ корнем происходит активным и пассивным путем. Активный связывают с процессами метаболизма, с затрачиванием энергии, с процессами дыхания. Второй, пассивный, связывают с диффузией веществ. Он не зависит от процессов метаболизма.

Через корневые волоски вода с минеральными веществами попадает по пропускным клеткам в сосуды центрального цилиндра. Место перехода корня в стебель, то есть корневых сосудов в стебле, называется корневой шейкой. Оно несколько утолщено. Гидростатическое давление формируется вследствие вхождения воды в сосуд из паренхимных клеток, которые их окружают. Такое давление называется корневым давлением. Возможность корневой системы поднимать воду по стеблю называют нижним корневым двигателем. Восходящий ток от корня к надземной части растения объясняется наличием корневого давления и всасывающего действия листьев благодаря транспирации (испарению воды листьями).

Величина тургорного давления во всех частях растения одинакова. Тургор (от лат. turgor – вздутие, наполнение) – это напряженное состояние клеточной оболочки, которое возникает благодаря гидростатическому давлению содержимого клетки. Благодаря тургору ткани растений имеют определенную упругость. Осмотическое давление – это избыточное давление со стороны раствора, которое препятствует проникновению растворителя через полупроницаемую мембрану из менее концентрированного в более концентрированный раствор. Осмос – это диффузия воды через полупроницаемую мембрану из области меньшей концентрации растворенного вещества в область с большей его концентрацией до их выравнивания. Всасывающая сила больше в части, где больше осмотическое давление:

где S – всасывающая сила, Р – осмотическое давление, Т – тургорное давление.

Внутреннее давление на стенку клетки растений всегда превышает давление на нее из внешней среды.

Удобрения

Удобрения

Минеральное питание растений в природе обеспечивается тем, что остатки живых организмов перегнивают, распадаются на разные соединения. При выращивании культурных растений большинство этих веществ не успевает восстанавливаться. Поэтому в почву вносятся удобрения. Удобрения значительно влияют на рост и развитие растений. Например, удобрения, содержащие азот, увеличивают рост и массу надземных частей растения, а калий – подземных. Лучшее перенесение зимнего периода, то есть низких температур, обеспечивают соединения меди, калия и фосфора. Различают органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения

Органические удобрения – это вещества, которые получаются из продуктов жизнедеятельности или остатков живых организмов. К органическим удобрениям относят торф, навоз, птичий помет и т. п.

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения вырабатывает химическая промышленность. Это азотные, калийные и фосфорные удобрения. Наиболее распространенными азотными удобрениями являются мочевина, сульфат аммония, селитра; калийными – хлорид калия; фосфорными – суперфосфат.

Бактериальные удобрения

Используются иногда бактериальные удобрения, которые являются культурой бактерий (содержат споры почвенных бактерий). Это, например, азотобактерин – содержит клубеньковые бактерии.

Зеленые удобрения

Такие культуры, как люпин, люцерна, горох, клевер, используются как зеленые удобрения. Их добавляют на полях как источник органической массы. Кроме того, эти растения обогащают почву азотистыми соединениями, так как их корни живут в симбиозе с клубеньковыми бактериями.

При внесении удобрений в почву нужно придерживаться определенных правил, норм. Излишек удобрений негативно влияет не только на растения, но и на окружающую среду.

Почва и ее значение в жизни растений

Почва и ее значение в жизни растений

Почва и ее значение в жизни растений

В почве растения прорастают, развивается корневая система. Из почвы растение получает воду и минеральные вещества.

Почва

Почва – это тонкий верхний слой земной коры, материнская порода, которая изменена действием климата, живых организмов и стала пригодной для роста и развития растений. Характеризуется плодородием.

Плодородие

Плодородие – это способность почвы удовлетворить потребности растения в воде, минеральных элементах, некоторых органических соединениях, воздухе. Зависит плодородие преимущественно от структуры почвы и количества гумуса в ней. Частицы почвы бывают разной формы и размеров и называются структурными агрегатами. Агрегаты определенной формы и определенных размеров определяют структуру грунта. Различают четыре группы: камни, песок, пыль и глина. Наилучшей для культурных растений считается структура почвы, когда частицы имеют размеры от 0,25 до 10 мм в диаметре. Тогда почва стойкая к размыванию, хорошо вбирает и сохраняет воду. Содержит много воздуха. Песчаные частички хорошо пропускают воду, но плохо ее удерживают.

Гумус (перегной)

Гумус (перегной) – это комплекс органических веществ, которые образовались в почве при разложении остатков живых организмов (животных, растений, грибов). В образовании гумуса большая роль принадлежит дождевым червям, а также почвенным бактериям, грибам, насекомым и их личинкам, клещам, некоторым млекопитающим. Гумус играет важную роль в склеивании агрегатов грунта. Неоднороден по составу. Почва тем более плодородна, чем больше в ней гумуса. Богаты гумусом почвы черноземов (до 1 м) и темные луговые почвы пойм, степей. Менее плодородны песчаные, глинистые и подзолистые почвы (до 20 см гумуса).

Важным условием для получения высокого урожая является разрыхление почвы для улучшения условий дыхания корней.

Почва – основной поставщик углекислого газа в атмосферу.

Источник

Значение растений в жизни человека и в природе. Роль растений в природе и жизни человека

Растения нас кормят, одевают, согревают, радуют взор в комнатных коллекциях, букетах и флористических композициях. Виды, составляющие зеленое убранство нашей планеты, способны к образованию органических соединений с выделением в атмосферу Земли кислорода. Велико значение растений в жизни человека, в природе, хозяйственной деятельности населения. Рассмотрим основные направления практического использования и познавательную роль этой большой группы живых организмов.

Зеленое чудо природы

Растения можно встретить повсюду: в лесу, поле, на дне океана, в капле воды и на вершине горы. Среди этой группы живых существ выделяются одноклеточные и многоклеточные организмы. Наука, изучающая растения, их строение, распространение и систематику, — ботаника. Совокупность всех видов растений, которые встречаются на определенной территории, — это флора.

значение растений в жизни человека

Русский ученый К. А. Тимирязев писал, что зеленые клетки действуют как «Прометей, похитивший огонь с неба». Лучи Солнца словно законсервированы в энергии созданных растениями органических веществ. Тимирязев, изучавший хлорофилл и роль растений в природе и жизни человека, назвал зеленых обитателей планеты «посредниками между небом и землей». Ученый подразумевал процесс образования в зеленых клетках сахара и крахмала — фотосинтез. Это греческое слово в переводе означает «соединение на свету» и относится к особому способу питания — автотрофному. Живые существа-автотрофы создают из неорганических веществ органические соединения при помощи энергии света (Солнца или искусственного освещения). Организмы людей и животных не приспособлены к такому процессу, поэтому нуждаются в растениях.

роль растений в природе и жизни человека

Фотосинтез

Корни поглощают из почвы воду и минеральные соли, через микроскопические отверстия в листьях проникает углекислый газ из воздуха. Эти неорганические вещества в результате химических реакций фотосинтеза входят в состав сахара и крахмала. Процесс обусловил непреходящее значение растений в природе и жизни человека. Суть фотосинтеза отражает схема: 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2. Происходят в растениях и другие химические реакции, образуются разные вещества (крахмал, целлюлоза, белки, жиры, лигнин, витамины, смолы и многие другие). Они потребляются самим растением, важны в рационе и лечении человека, его четвероногих друзей — животных.

Роль растений в природе и жизни человека

Автотрофные существа важны для всей жизни на Земле. Значение растений определяется следующими особенностями химических процессов в зеленых клетках:

  • способ питания, при котором поглощается, используется для реакций энергия света;
  • выделение кислорода, необходимого для дыхания человека, животных и самих растений;
  • образование органических веществ;
  • поглощение углекислого газа, большое содержание которого вредно для человека и животных.

значение растений в природе и жизни человека

  • лесные травы → заяц → лиса;
  • нектар и пыльца цветков → пчелы → осоед (птица);
  • клевер → теленок → человек.

Значение зеленых растений в природе и жизни человека — участие в круговоротах воды, кислорода, азота, углекислого газа и других соединений. Например, многоклеточные живые существа не способны к усвоению молекул азота из воздуха и почвы. Элемент необходим для создания белка — важнейшего «строительного материала» и питательного вещества.

На корнях бобовых растений образуются клубеньки, состоящие из азотфиксирующих бактерий. Они усваивают азот, который содержится в воздухе, наполняющем пустоты в почве, превращают его в соединения, доступные для бобовых растений. Это симбиоз — полезное сотрудничество разных живых существ. Когда растения отмирают, почва обогащается соединениями азота, они могут усваиваться живыми корнями. Для человека бобовые культуры — важный источник белка. В сельском хозяйстве они используются в качестве зеленого удобрения.

Читайте:  Чем пользуются при изучении природы

роль растений в жизни человека

Зеленые растения и состав воздуха

Значение растений в природе и жизни человека очень многообразно. Так, фотосинтез, азотфиксация и транспирация (выделение водяного пара листьями) влияют на состав воздуха. Испарение помогает зеленому организму уберечься от перегревания. Благодаря растениям, воздух более свежий, чистый, прохладный и влажный:

  • зеленые клетки на свету поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород;
  • листья способны к транспирации, регулируют содержание водяного пара в окружающем воздухе;
  • растения задерживают пыль, сажу и другие загрязнения, вредные для человека;
  • фитонциды, выделяемые листьями, губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы.

значение растений в жизни

Познавательное значение растений в жизни человека

Ископаемые остатки спор, пыльцы, отпечатки листьев и окаменевшая древесина позволяют ученым выяснить, какой была природа миллионы лет назад, делать выводы об изменении жизни на Земле. По годичным кольцам в древесине можно судить о климате в разные годы. Есть растения-барометры, они распускаются в солнечную погоду и закрывают цветки перед ненастьем. На листьях каллы, бальзамина перед дождем появляются капельки воды. Растения часто используются в опытах представителями разных отраслей науки. Например, экологи, изучая химический состав клеток и тканей, судят о загрязнении среды обитания.

Растения служат материалом для селекционной работы, для исследования способов передачи наследственной информации. Есть курьезные случаи, когда растения непреднамеренно использовали в опытах и совершали важные открытия. Например, англичанин Роберт Бойль случайно открыл индикаторы, капнув химикатами на садовые фиалки в вазе. Растения служат прообразом для создания сложных технических устройств, инженерных конструкций (бионика).

познавательное значение растений в жизни человека

Растения и промышленность

Зеленые клетки действуют как аккумуляторы солнечной энергии. Она запасается в химических связях органических молекул. Леса, покрывавшие землю в далекие геологические эпохи, дали начало залежам каменного угля. К ископаемым продуктам фотосинтеза также относятся нефть, торф, природный газ, горючие сланцы.

Разнообразие растений, значение растений в жизни человека связаны с широким применением на предприятиях пищевой, лесохимической, целлюлозно-бумажной, текстильной, фармацевтической и других отраслей промышленности. Продукты лесозаготовки — ценное сырье для производства мебели, стройматериалов, гидролизного спирта, камфары и других веществ. По скромным подсчетам, человечество знает 20 тыс. способов применения древесины. Наиболее древние — сжигание для получения тепла, возведение построек, заборов, производство бумаги.

значение зеленых растений в природе и жизни человека

Ценным сырьем для промышленности являются волокнистые сельскохозяйственные культуры (хлопчатник, лен, джут, конопля и другие). Источником получения натурального каучука служит тропическое дерево гевея. Парфюмерия, косметика не обходятся без эфиромасличных растений.

Сельское хозяйство и озеленение

Значение растений в жизни человека связано с использованием в пищу, для производства продуктов питания, украшения населенных пунктов и помещений. По видам сельскохозяйственного использования выделяют следующие группы:

  • злаковые культуры (пшеница, рис, ячмень, рожь, кукуруза и другие);
  • зернобобовые (горох, соя, фасоль, бобы); вишня, смородина, малина и другие);
  • сахаристые (сахарный тростник, сахарная свекла);
  • овощные (томат, огурец, перец и другие);
  • масличные (подсолнечник, рапс, лен);
  • декоративные (сирень, роза, хризантема, астра и другие).

разнообразие растений значение растений в жизни человека

Зерновые и зернобобовые культуры

Пищевое значение растений в жизни человека трудно переоценить. Ученые подсчитали, что примерно 2/3 рациона населения разных стран составляют продукты растительного происхождения. К полезным веществам относятся белки, углеводы, жиры, витамины, органические кислоты.

Растения употребляются в пищу в свежем и переработанном виде целиком или только их отдельные части. Значительная концентрация питательных веществ отмечена в зернах хлебных злаков. Это универсальный источник углеводов, белков и жиров. Из зерен получают муку для выпечки хлебобулочных изделий, производят макаронную и крупяную продукцию. Ценятся в кулинарии и диетическом питании семена зернобобовых растений.

Овощные, плодово-ягодные и сахароносные культуры

Растения накапливают органические соединения про запас в плодах, луковицах и клубнях, реже — в стеблях, листьях и корневищах. Значение растений в жизни и питании человека определяется тем набором соединений, которые запасаются в сочных частях. Больше всего клеточного сока с витаминами и другими растворенными веществами содержится в плодах, луковицах, клубнях и листьях овощей, фруктовых деревьев и ягодных культур.

плодовое дерево

Во время тепловой обработки разрушаются некоторые ценные соединения, например витамины. Поэтому врачи-диетологи рекомендуют больше потреблять свежих овощей и фруктов. Есть группы людей, полностью перешедших на питание растениями — вегетарианцы и веганы.

Значение растений в жизни человека заключается в богатстве витаминного набора. Плоды, листья, корневища и семена содержат многие важные соединения. Больше всего в растениях витаминов, которые относятся к группам А, В, С, Е, К. Это вещества, регулирующие обмен веществ в зеленом организме, а также в теле человека, животного. Отсутствие или недостаток биологических катализаторов приводит к заболеваниям. Например, нехватка витамина С, которым богаты свежие овощи и фрукты, вызывает поражение десен и всего организма человека — цингу. Бороться с гипо- и авитаминозами сложно, легче предотвратить эти нежелательные состояния, потребляя свежую растительную продукцию.

Выращивают культуры, накапливающие в органах значительное количество сладкого сока; его сгущают, выпаривают и получают сахар. Жирные кислоты семян и плодов важны как составные части пищевых масел. Вино, пиво, чай, кофе, какао и фруктовые соки получают из плодов, ягод, овощей, семян и листьев.

Лекарственные растения

Кроме вышеперечисленных направлений, характеризующих роль растений в жизни человека, есть альтернативная медицина, использующая дикорастущее и культурные виды. Лекарственные растения содержат важные с медицинской точки зрения соединения:

  • алкалоиды и гликозиды — оказывают регулирующее влияние на деятельность органов и систем;
  • дубильные вещества — обладают вяжущими и антимикробными свойствами;
  • витамины и микроэлементы — незаменимы для обмена веществ;
  • эфирные масла — оказывают противовоспалительное и дезинфицирующее воздействие;
  • органические кислоты — влияют на пищеварение, состояние кожи, волос;
  • флавоноиды — регулируют прочность кровеносных сосудов;
  • фитонциды — действуют против микробов.

лекарственное растение адонис весенний

Таким образом, роль растений в жизни человека заключается в способности синтезировать вещества, необходимые для жизнедеятельности. Медикаменты, получаемые из растительного сырья, действуют мягче, редко оказывают побочные воздействия, по сравнению с синтетическими веществами. Лечебные свойства присущи сотням представителей флоры, особенно ценятся следующие виды:

  • береза европейская (почки, листья, береста, сок);
  • шиповник коричный (ложные плоды);
  • подорожник большой (листья); (корень);
  • ромашка аптечная (соцветия);
  • липа мелколистная (цветки).

травяной сбор

Без растений немыслимо существование человечества, поэтому зеленое убранство планеты нуждается в рациональном использовании, бережном отношении и возобновлении.

Источник

ЗНАЧЕНИЕ КОРНЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЯ И В ПРИРОДЕ

Корень вырастает первым из зародыша семени. Появившиеся мелкие нежные корешки начи­нают расти, окутывая почву во­круг себя (рис. 57). При наличии готовых питательных веществ в семенах и влаги в почве, ис­пользуя всё необходимое, корень стремится расти быстрее. Парал­лельно с углублением корня в почву стебли и листочки не от­стают в росте, тянутся к солнцу, и каждый листочек, расправля­ясь, увеличивается в размере. После этого дерево или другое растение способно к самостоятельной жизни. Корень, выросший и развитый из маленького корешка зародыша семени, разрастается, углубляется в почву и достигает больших размеров, удерживая тя­жёлый ствол растения и ветви с листьями. Чтобы представить силу корней, попробуйте удержать в ру­ках раскрытый зонт при сильном ветре.

koren

Как только корень начинает ра­сти, он выполняет своё предназна­чение. Во-первых, он прикрепляет к земле только что появившийся побег. Во-вторых, начинает впиты­вать из почвы воду и растворённые в ней необходимые минеральные вещества .

Как можно выяснить, какие ве­щества впитывает корень из почвы?

Для этого можно сравнить состав золы в печке и состав почвы. В почве мы обнаружим все те вещества, которые имеются в золе. Значит, растение использует все минеральные соли, получаемые из почвы, с помощью корня.

Корни, разрастаясь под землёй, словно сеть, удерживают по­чву, не давая ей осыпаться, параллельно удерживая растение на земле. Вместе с тем, углубляясь в землю и разрастаясь под землёй, они предохраняют почву от разрушения. Примером сильной корне­вой системы могут служить кустарники (караганник, волчья яго­да, таволга и др.) и деревья (можжевельник, рябина, орех и др.).

В большинстве случаев, при учёте строения корня и других его особенностей, определяются глубина посева, методы внесения удобрений и другие условия посадки растений. Поэтому есть необ­ходимость в изучении строения корней.

У каждого растения есть множество корней. Для их разли­чения у прорастающего побега какого-либо растения мы можем наблюдать, как из зародышевого корешка вырастает главный ко­рень, от него по очереди ответвляются боковые корни (рис. 59, 60). Первые боковые корни располагаются рядом с семенем. Вторые, третьи и последующие вырастают, соответственно, ниже уровнем, а главный корень становится расчёсанным стержнем. А у некото­рых растений корень может вырасти на границе между корнем и стеблем или на наружной части стебля. Этот корень становится дополнительным корнем. В свою очередь, боковые и дополни­тельные корни разрастаются и разветвляются. В результате у од­ного только растения образуется много корней, в совокупности их называют корневой системой (рис. 61). Если главный корень хорошо развит и его отчётливо видно, это называется стержне­вой корневой сис темой. Такие корни свойственны только дву­дольным растениям, таким, как фасоль, свёкла, одуванчик и другие. А у однодольных, таких, как лук, пшеница, зародыше­вый корешок быстро останавливается в росте. У основания ра­стущего стебля появляется множество дополнительных корней, одинаковых в диаметре и похожих на волоски. Отсюда и название — мочковатая корневая система.

Разрастаясь, корневая система старается занять большую пло­щадь земли. Если почва достаточно рыхлая, корни разрастаются на большой участок, и растение получает больше воды и питатель­ных веществ из почвы. Корни пшеницы, разрастаясь на 1-1,5 мет­ра в диаметре, могут врастать в землю на 1,8-2,0 метра в глубину. Общая длина её корней может достигать 500-600 метров.

Читайте:  Особенности федерализма в России сквозь призму проблематики разграничения предметов ведения и полномочий между и ее субъектами

Источник

Урок окружающего мира по теме "Зачем растению корень" в 3-м классе

Оборудование: учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова; мультимедиапроектор, учебная презентация “Корень”, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Олеговна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Надеюсь, что на уроке мы будем дружно работать и помогать друг другу.

– Проверьте, готовы ли вы начать урок: на месте ли учебник, тетрадь, пенал.

2. Повторение ранее изученного материала

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что живые объекты (тела) природы принято называть живыми существами или организмами.

– Почему растения относятся к живым организмам?

Дети: Они питаются, дышат, растут, размножаются.

Учитель: Сейчас мы вместе вспомним органы растений, а несколько ребят будут работать по карточкам (5 ребят работают по карточкам) Приложение 1.doc

Учитель: Посмотрите на экран. Презентация.ppt Слайд 1

1. Назовите орган растения, закрепляющий его в земле?

2. Наземный орган растений, на котором расположены листья, почки?

3. Боковой орган растений, расположенный на стебле?

4. Самый красивый, яркий орган растений, привлекающий насекомых?

5. Что образуется на месте цветка у растений?

6. Орган растения, находящийся внутри плода и служащий для размножения?

Учитель: Очень трудно представить нашу жизнь без растений. Растения – важная часть природы. Они встречаются повсюду.

Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Слайд 2

Здесь вам представлены разные группы растений. Вам нужно назвать каждую группу. А ребята, работающие на карточкам будут работать вместе с нами и проверять свои работы.

Если ответили правильно, ставим плюс, если не правильно – минус.

– Называем группу под цифрой 1.

Учитель: Под цифрой 2.

Дети: хвойные (голосеменные)

Учитель: Под цифрой 3.

Учитель: Под цифрой 4.

Учитель: Под цифрой 5.

Учитель: Молодцы! Сдаем карточки, в конце урока я вам выставлю оценки.

– Согласны ли вы с утверждением, что у любого растения есть корень, стебель, лист, цветок плод с семенами?

– мхи не имеют ни корней, ни цветков;

– у папоротников нет цветков, плодов;

– водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;

– у хвойных растений нет цветков.

Учитель: Молодцы, ребята!

3. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Но сегодня мы с вами поговорим и получше познакомимся только с одним органом растений, а вот с каким, вы мне скажите, посмотрев на экран. Слайд 3(1,2)

– Как вы думаете, что такое корень?

Дети: подземный орган многих растений

Учитель: Ребята, вы заметили, что слово “корень” можно объяснить по – разному, оно многозначное. Какие еще значения имеет это слово?

Дети: корень слова, корень зуба, корень волос…и т.д.

Учитель: Но нас с вами будет интересовать слово “корень” в каком значение?

Дети: орган растений

Учитель: Какой орган растений (где находится этот орган растений)? Слайд 4

Дети: подземный орган растений ( под землёй)

Учитель: Открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока: “Корень”.

-Записываем определение: Корень – подземный орган многих растений.

– Давайте выясним, зачем корень нужен растениям? Прочитаем сведения, данные на экране. Слайд 5

Учитель: Назовите функцию корня?

Учитель: Следующую функцию корня мы узнаем, прочитав учебник. Открываем страницу 45. Находим тему: “Зачем растению корень”. Читаем 3 абзац.

– Назовите функцию корня?

Дети: закрепление в почве

Учитель: Правильно, корень служит опорой для растения. Слайд 6(1)

Учитель: Прочитайте про себя сведения, данные на слайде. Слайд 6(2)

Учитель: Представьте себе ситуация: начался сильный ураган. Как вы думаете, какое дерево выдержит, а какое сильный ветер может вырвать с корнем?

Дети: дуб выдержит, а ель ветер выдернет с корнем. Слайд 6(3)

Учитель: И это ещё не всё. Есть еще несколько функций корня.

Давайте прочитаем и найдём их в учебнике. Читаем последний абзац.

Дети: место хранения питательных веществ

Учитель: Можно сказать немного по-другому: запас питательных веществ. Слайд 7(1,2)

Учитель: Следующая функция?

Дети: размножение. Слайд 8(1)

Учитель: Приведите пример.

Дети: осина. Слайд 8(2)

Учитель: Какие растения ещё размножаются с помощью корня?

Дети: малина. Слайд 8(3)

Учитель: Давайте прочитаем подсказку в учебнике, страница 46.

4. Физкультминутка

– Давайте немного отдохнём. Встали из – за парт.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

– Молодцы. Садимся за парты.

5. Закрепление изученного материала

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с функциями корня.

– Сколько их? Перечислите.

Дети: 4 функции: питание, опора, запас питательных веществ, размножение. Слайд 9

Учитель: Составьте в тетради схему функций корня, самостоятельно. Слайд 10(1)

Учитель: Так какие функции? Слайд 10(2)

– Но некоторые корни растений могут видоизменяться.

Рассмотрим некоторые из них. Слайд 11

Ходульные корни или корни – подпорки.

Это корни, которые отходят от ствола над землей и достигают почвы крутой аркой, создавая впечатление, будто дерево стоит на ходулях. Ботаники называют такие корни придаточными, а это просто означает, что они не на своем месте.

Змеевидные корни. Слайд 12

У многих тропических деревьев развиваются у основания ствола могучие боковые змеевидные корни, расходящиеся по поверхности почвы на расстояние до 60 м. Змеевидные корни – это корни, растущие горизонтально на самой поверхности земли. Они поддерживают ствол, как ванты, и добывают питательные вещества из подстилки и верхних слоев почвы.

Эпифитные корни или душители. Слайд 13

В тропиках многие деревья начинают жизнь высоко над землей в ветвях другого дерева. Птицы, белки, обезьяны, поедая лесные плоды, роняют семя на ветку, возможно где-нибудь метрах в тридцати над землей. Если такое семя попадает в развилку или в другое укромное место, оно чаще всего прорастает.
Из этого семени развивается эпифит — воздушное растение, Которое удерживается на приютившей его ветке, обвивая ее крепкими корнями. Оттуда его корни сползают по стволу дерева-опоры на землю и начинают бурно разрастаться. Этот корень ползет по стволу. А так как они плотно прижаты к стволу дерева-хозяина, то, утолщаясь, продавливают его кору и в конце концов убивают его.

Учитель: Вы очень хорошо сегодня поработали и поэтому, я думаю, вы сможете ответить на мой видеовопрос.

– Посмотрите фрагмент сказки, вспомните его название и скажите, кто из героев оказался умнее и хитрее. Слайд 14

Учитель: Как называется эта сказка?

Дети: “Вершки и корешки”

Учитель: Кто хитрее? Почему?

Дети: Дед хитрее, потому что он взял репу(съедобная), а медведю достались листья(несъедобные)

Учитель: О какой функции дед знал, а медведь нет?

Дети: В некоторых корнях есть запас питательных веществ

6. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

Учитель: Давайте подведём итог.

– Попробуйте сами задать друг другу вопросы по теме урока, но только в том случае, если вы сами знаете на него ответ(2,3 вопроса).

Источник