Урок литературы в 10 классе по теме Тема природы в поэзии Ф И Тютчева

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Основные цвета _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник



Природа и человек в творчестве Ф.И.Тютчева
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Сатаева Рямзия Зарифовна

приобщить старшеклассников к высокой индивидуальности поэтического мира Ф.И.Тютчева, к воплощению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к восприятию поэтом природы как «инобытия» человека.

развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, продолжить освоение навыков анализа пейзажной лирики, способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.

Эпиграфы к уроку:

Стихи Тютчева о природе — почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, — любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

Два проявленья стихии одной.

Он мыслью обнял всё, что на пути заметил.

. Слово наше отзовётся.

Тютчев создал речи, которым не суждено умереть.

Домашнее задание к уроку:

1. Подготовить к чтению наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, знакомые с детства.

2. Познакомиться с биографией поэта, составить таблицу по основным фактам жизни и творчества

Ф.И.Тютчева (групповое задание для сильных учащихся).

3.Чтение и анализ понравившегося стихотворения о природе.

1. Вступительное слово учителя.

Цель нашего урока — через знакомство с особенностями жизни и творчества Ф.И.Тютчева, чтение и анализ стихотворений о природе приобщиться к его поэтическому миру, чтобы каждый из вас, ребята, мог сам передвигаться в пределах художественного мира поэта, мог понимать читаемое и был готов к сопереживанию.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Слово великого поэта, слово проникновенного лирика XIX века Ф.И.Тютчева.

Мы знаем его слова, обращенные к Пушкину: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». А кто из русских читателей не помнит знаменитого тютчевского четверостишия:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Вы давно знакомы со стихами этого поэта. Стихи его мы повторяем с детства. Давайте оживим в памяти строки стихов одного из замечательнейших поэтов XIX века.

«Зима недаром злится»

«Ещё в полях белеет снег»

«Люблю грозу в начале мая»

«Неохотно и несмело»

Учитель. О Тютчеве, его жизненном и творческом пути трудно говорить и писать, настолько это был необычный человек и удивительнейший поэт. «Легенда о Тютчеве», «тайна Тютчева» — такие заголовки носят публикации о поэте.

Давайте обратимся к некоторым фактам из жизни Тютчева и попытаемся осмыслить своеобразие судьбы поэта. Я просила всех вас выявить особенности жизненного пути поэта и подготовить рассказ о фактах биографии Тютчева, раскрывающих необычность и загадочность личности поэта. Отдельная группа «биографов» попыталась выделить наиболее интересные и значимые факты биографии поэта и по ним составить таблицу. Другая группа готовила литературоведческий материал.

Слушаем вас, ребята.

Сначала представим собранный литературоведами материал о значении поэта в русской и мировой литературе.

II. Слово учащихся о значении поэзии Тютчева .

1. О значении поэзии Тютчева сейчас много пишут. На мой взгляд, самая правильная формулировка заключена в статье В.И. Коровина «Русская поэзия от Державина до Тютчева»: «Пушкин, Лермонтов и Тютчев — три вершины русской поэзии первой половины прошлого столетия. Они возвели нашу лирику на уровень мировой культуры. Пушкин завершил всю предшествующую ему полосу развития русской поэзии, дал образец национальной меры классического стихотворного языка, стиля и стиха. Лермонтов углубил психологический анализ в лирике и вслед за Пушкиным осуществил синтез стилей на основе личностного начала. Тютчев обработал… язык лирики и прочно вписал человека в жизнь Вселенной».

2. Иван Сергеевич Аксаков, литературный критик и поэт, зять Тютчева и его биограф, рассказывает: «Многие, ещё при жизни, заранее облегчают труд своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением объяснительных записок. Тютчев — наоборот. Он не только не хлопотал о славе между потомками, но даже ни разу не позаботился о составлении верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его и увидели свет, так только благодаря случайному постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в 5 и в 14 лет, хотя в поэтическом творчестве его не бывало перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, т.е. когда ему пошёл шестой десяток лет, именно со времени издания его стихотворений редакцией журнала «Современник» при содействии И.С.Тургенева.

З. А я, держа в руках томик стихов Ф.И.Тютчева, хочу процитировать отрывок из стихотворения А.А.Фета:

Но муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Стихотворение так и называется: « На книжке стихотворений Ф.И. Тютчева», написано во второй половине 19 века.

Стихотворения Тютчева не утратили, несмотря на время, ни свежести чувств, ни глубины мысли, напротив, они стали нам ближе, чем когда бы то ни было.

Учитель. Так давайте же попробуем ответить на вопрос: где истоки такой глубины, цельности, величия души и величия поэзии?

Источник

Урок литературы в 10 классе по теме: «Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева»

Способствовать всестороннему эстетическому воспитанию школьников.

Тип урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальный опрос; индивидуальная работа; работа в группе; самостоятельная работа

Методы и приемы работы: погружение в тему; проблемная ситуация; словарная работа; работа с учебником; рефлексия.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку; учебник литературы 10 кл (автор Г.Меркин); тексты произведений, раздаточный материал (таблицы, тексты, тесты).

Оргмомент. Создание эмоционального настроя СЛАЙД 1

Человек – удивительное существо. Для плодотворной работы помимо его желания порой необходимо что-то еще, что и объяснить не всегда возможно. И это наше настроение. От того, с каким настроением мы пришли сегодня на урок, во многом будет зависеть его результат.

Итак, что вы ожидаете от урока?

Узнаю что-то новое

Читайте:  Что посмотреть на Камчатке летом 2020 года

Будет возможность для работы мысли

Спасибо за ваши ответы. Я постараюсь оправдать ваши ожидания и учесть их в определении характера работы для каждого из вас.

А что такое настроение? (Внутреннее состояние души человека)

Что может изменить наше внутреннее состояние? (Общение с другими людьми, т.е. новости; музыка, природа, искусство и т.д)

Сообщение темы и целей урока

Вы верно назвали среди факторов, влияющих на внутреннее состояние души, природу. Мы будем сегодня говорить о ней с точки зрения поэзии. Быть может, кто-то попробует сформулировать тему нашего сегодняшнего урока с учетом того, что узнали на прошлом занятии.

(Учащиеся формулируют тему урока: «Тема природы в лирике Ф.И.Тютчева»). Молодцы, спасибо.

Цель нашего занятия:

Актуализация знаний учащихся

Каждый воспринимает природу по-своему. Для кого-то она – предмет любования, для кого-то – предмет вдохновения, для кого-то – просто среда обитания. Давайте вспомним, какой прием изображения природы мы используем чаще всего? (Описание)

Что такое описание с точки зрения литературы? (изображение того, что видим перед собой).

Как в изобразительном искусстве называется картина природы? (пейзаж)

Как в литературе называют поэтические произведения с описанием картин природы? (пейзажная лирика)

Какие художественные средства используют художники слова в таких произведениях?

(Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)

Дайте определения данным понятиям

Эпитет – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающий один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Метафора – это переносное значение слова, основанное на уподоблении предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Сравнение – это форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Чтобы понять, как природу воспринимал великий поэт Федор Иванович Тютчев и какие средства использовал для её изображения, достаточно лишь услышать следующие его строки, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Как вы понимаете эти строки?

(Тютчев считает природу чем-то одушевленным, наделяет её человеческими качествами)

Как вы думаете, какие из перечисленных нами художественных средств выразительности он использовал в своей пейзажной лирике?

(Олицетворение и сравнение)

Чтобы доказать или опровергнуть эту гипотезу, в дальнейшем прибегнем к анализу его произведений о природе, делая аспект на средствах художественной выразительности.

Индивидуальная работа над аспектным анализом стихотворений (по выбору или дифференцированно). Возможно, пейзажи русских художников и классическая музыка помогут в вашей работе. Время на работу – 6-7 минут

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака.

Уж поздно. Вечереет день.

Но мне не страшен мрак ночной,

Не жаль скудеющего дня,-

Лишь ты, волшебный призрак мой,

Лишь ты не покидай меня.

Крылом своим меня одень,

Волненья сердца утиши,

И благодатна будет тень

Для очарованной души.

Кто ты? Откуда? Как решить,

Небесный ты или земной?

Воздушный житель, может быть,-

Но с страстной женскою душой.

Как хорошо ты, о море ночное!

Здесь лучезарно, там сизо, темно

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит и дышит, и блещет оно.

На бесконечном, на полном просторе

Плеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волненье, в этом сиянье

Весь, как во сне, я потерян стою

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой!

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой.

Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музыки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса,

Изнемогло движенье, труд уснул.

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженощный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном.

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальный гул.

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой.

Все во мне и я во всем.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край.

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей.

Заполнить таблицы примерами из текста

Средства художественной выразительности

Краски природы (цветопись)

Звуки природы (звукопись)

Движение (или его отсутствие)

Представление результатов исследований текстов. 8-18 минут

(Чтение самого произведения, приведение примеров учащимися)

Каких средств художественной выразительности встретилось больше всего?

Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: Наиболее излюбленными средствами художественной выразительности в изображении природы у Тютчева были сравнение и олицетворение, что подтверждает эпиграф нашего урока.

Чем отличаются описания природы у Тютчева? Являются ли они описанием в чистом виде?

(Тютчев не только описывает природу, но и передает состояние человека, его внутренний мир)

Какое определение для поэта вы бы дали после прочтения его пейзажной лирики: Созерцатель или Мыслитель?

(В нем умело сочетаются оба).

Докажем и эту гипотезу. Для этого мы снова обратимся к текстам.

Найдите в них примеры, характеризующие состояние человека и определите, каким состоянием природы оно вызвано. 4 минуты

Читайте:  Отдых на природе с детьми в Тверской области

Внутреннее состояние человека, Состояние природы

Представление – 5 минут

В представленных произведениях очень часть встречаются слова одного корня, характеризующие состояние. Что это за слова?

(Групповой поиск, сравнение результатов)

Зыбь – зыбкий и др.

Словарная работа.

Что означает этот корень? Обратитесь к словарю, если оно вызвало у вас затруднения.

Как вы считаете, почему это слово автор успешно использует и для описания состояния природы, и для описания состояния человека?

(Человек и природа очень близки, состояние природы часто влияет на состояние человека, поэт наделяет природу человеческими качествами)

ВЫВОД: Природа и человек у Тютчева — живые существа, неразрывно соединенные и понимающие друг друга. Природа заставляет человека мыслить, вызывает у него определенные эмоции и состояния.

Прошу вас обратиться еще к одному стихотворению Тютчева

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

На дом вам было дано задание: узнать значение слова сфинкс. Без этого нам не будет понятен смысл стихотворения.

(Сфинкс — мифологическое крылатое чудовище с львиным туловищем и головой женщины, задававшее путникам неразрешимые загадки и убивавшее их за ошибочные ответы).

Как вы понимаете смысл данного стихотворения? Дайте свою интерпретацию прочитанного.

А теперь сравните её с предложенным в учебнике толкованием. Выпишите главную мысль в виде тезиса.

Работа со статьей учебника с.9-11.

«Природа вечна, она не имеет такого измерения, как время. Человек смертен, вся история человечества укладывается в определенный отрезок времени. Поэтому в их взаимоотношениях нет и не может быть равенства, поэтому человек так жаждет понять окружающий мир и себя, свое место в нем. Природа загадочна, как сфинкс, она искушает слабого земного человека самой возможностью найти скрытый смысл в ее и своем существовании, живую связь между краткосрочным бытием смертной личности и вечностью природы».

Существуют ли противоречия в отношениях Тютчева с природой? (Нет)

Каким словом можно охарактеризовать отношения Ф.И.Тютчева с природой? (Гармония)

ВЫВОД: Тютчев своим творчеством доказывает, что следует жить в гармонии с окружающим миром. Такой взгляд называется в литературе натурфилософией.

Домашнее задание:

Конспект статьи с.9-17.

Выучить наизусть одно из стихотворений Тютчева о природе

Инд.: подготовить сообщение о Музах Тютчева.

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

В заключение урока я предлагаю прослушать стихотворениЕ «Как океан…» и ответить на вопрос, какие эмоции – позитивные или негативные – оно вызвало.

Источник

Открытый урок в 10-м классе по теме "Природа в лирике Ф.И. Тютчева"

2. Слово учителя. Мы продолжаем разговор о лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Сегодня мы поразмыслим над его стихами, попробуем выразить свои чувства, уловить настроения, музыку его стихотворений. Задача непростая: Тютчев — поэт-мыслитель. Самые обычные вещи, явления в его лирике наделены глубочайшим смыслом.

3. Проверка домашнего задания (подобрать поэтические пейзажные зарисовки по временам года в лирике Тютчева).

Беседа учителя с классом.

Ученики по очереди выразительно читают и комментируют стихотворения Тютчева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта.

Весна. «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «Солнца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагорный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» проливается на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли.

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «неохотно и несмело» . Стихотворение «Неохотно и несмело» — создает олицетворенный образ природы. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении. «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. » и снова видим действие на земле и изумленное вертикальное движение с неба.

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: «околдован. околдован. очарован. весь опутан. весь окован. неподвижною. немою».

Итак в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? – Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

4. Анализ стихотворения « О чем ты воешь, ветр ночной?» Аналитический полилог.

  1. Каков центральный образ стихотворения? Как он меняется? (Центральный образ ветра на протяжении стихотворения меняет характеристики: в нем происходит движение от изображения природного явления к передаче того таинственного толчка, который вызывает бури в «смертной… груди»)
  2. Какой звук слышен в 1 строфе? Можно ли сказать о том, что поэт использует ассонансы? Что осознает лирический герой? (Вой ветра. Для лирического героя в нем то «глухая» жалоба, то «шумное» негодование. Главное – он созвучен «безумным «сетованиям» его души. Его странный голос отзывается в сердце, но сознанию смысл непонятен. Это противоречие поражает лирического героя.
  3. Назовите глаголы, определяющие характер действия языка ветра на лирического героя. (воешь, сетуешь, роешь, взрываешь) Мы подошли к бездне, к предмету песни ветра – хаосу.
  4. О чем говорят сочетания «древний хаос», «родимый хаос»? (О допорядковом начале мира, о родовой близости хаоса человеку).
  5. Из смертной рвется он груди,
Читайте:  Конспект наблюдения за объект природы в возрастной группе

Он с беспредельным жаждет слиться.
С каким словосочетанием грамматически связано местоимение «он»? Каков смысл в этой связи?
Местоимение «он» может грамматически соотноситься только с «миром души ночной». «Мир» означает все-таки некий лад, гармонию. И этот мир рвется навстречу хаосу, они родственны. Единение мира и хаоса, человека и природы возможно, потому, что их связывает одна основа: происхождение мира из хаоса. В стихотворении природа является посредником между высшими силами и человеческой душой.

5. Работа учащихся в группах.

А) Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения? (Настроение лирического героя выражено в исповедальной форме. Однако для того, чтобы оно стало слышно, должно было замолкнуть все движение жизни, в сумраке сглаживаются противоречия. Единство с миром оказывается недостижимым для лирического героя. Впечатление гармонии обманчиво. Чувство дисгармонии подчеркнуто тем, что изображено мгновенное явление. Пейзажные характеристики меркнут – душа пробуждается. Стремление раствориться в природе оказывается одним из главных в человеке).

Б) Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег. »):

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему. »

(В стихотворении создается картина приближения светлой, праздничной поры, которую природа, пробуждаясь от зимнего сна, встречает весело. Весна — сказочная королева, окруженная свитой – хороводом дней. Ощущение волшебства, наполняющего душу лирического героя. Весна – олицетворение жизненной силы. «Весенние воды», бегущие с полей, чтобы принести весть о приближении весны, — метафора, позволяющая сблизить пейзажный план и уровень субъективного восприятия).

В) Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа. », «Не остывшая от зноя. », «Природа – сфинкс. И тем она верней. ». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

6. Проверка работы в группах.

7. Выводы урока (записываются в тетрадях).

Для поэзии Ф.И. Тютчева характерно:

  1. Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).
  2. Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.
  3. Размышления о божественном начале Вселенной.
  4. Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.
  5. Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.
  6. Пейзажно-философская лирика.
  7. Человек в мире и его Судьба.
  8. Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.
  9. Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.

8. Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: «Гармония и дисгармония мира в лирике Тютчева».

Материалы к работе в группах

А. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…» Каково значение цвета и звука в стихотворении? Как передается чувство дисгармонии лирического героя? Каков смысл стихотворения?

Б. Анализ стихотворения «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег. »):

Какое настроение передают строчки стихотворения? Какой предстает Весна? Какие изобразительные средства создают образ Весны?

Согласны ли вы со словами Н.А. Некрасова о строках из этого стихотворения «Весна идет, весна идет / Мы молодой весны гонцы / Она нас выслала вперед»: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в трех подчеркнутых нами стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе. Как будто несколько лет свалилось долой с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не полетам, а следует идти степенно, и что радоваться тоже совсем нечего и нечему. »

В. Докажите на примерах, что природа в стихах поэта жива, мыслит, чувствует, говорит.

Прокомментируйте стихотворения (темы, настроения, образы, музыка стиха) «День и ночь», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа. », «Не остывшая от зноя. », «Природа – сфинкс. И тем она верней. ». (Пейзаж, созданный поэтом, внутри и снаружи человека. Человек – место встречи двух бездн, граница между мирами, это определяет катастрофичность бытия. Тургенев: « Каждое его стихотворение начиналось мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого … мысль никогда не является читателю нагою или отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…»)

Источник

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоги: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Основные цвета _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник