Урок литературы Поэма quot Мцыри quot Художественное мастерство М Ю Лермонтова

Урок литературы. Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова

2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Словарь: поэма, лиризм, пафос, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, экзотический, символика, анафора, параллелизм (синтаксический).

I. Вступительное слово.

О поэзии Лермонтова известный современный исследователь её Д.Е.Максимов писал:

“Лермонтов – крупнейший представитель русского и мирового романтизма ”. Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии. В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто больше других отличается “лица не общим выраженьем”: характерностью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса. Да и сам Лермонтов годился в романтические герои (рассматриваем автолитографию А.С.Пруцких). Он точно создан был поэтом-романтиком. Как искренние признания звучат его слова из юношеского стихотворения (“К*** — “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. ”):

Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел.
Как он ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!

Романтическими мотивами пронизаны все произведения Лермонтова.

II. Анализ “Мцыри” как романтической поэмы.

Постановка цели: доказать, что “Мцыри” — романтическая поэма на основе предшествующего анализа и результатов самостоятельного исследования текста.

Посмотрим, как проявляется художественное мастерство Лермонтова, каким арсеналом изобразительно-выразительных средств пользуется поэт, как с их помощью создаётся образ романтического героя, воплощается ведущая идея.

(Запись темы в тетрадях). На доске – канва плана, заполним её по ходу урока.

(Запись на доске):

2. Особенности изображения характера героя:

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы:

“Мцыри” — романтическая поэма.

— Докажем принадлежность к жанру. (Поэма – это лиро-эпический жанр. “Мцыри” – поэма, т.к. в произведении преобладает субъективно-лирическое начало).

— В чём проявляется лиризм? (При ответе делаем запись на доске и в тетрадях:

а) изображение внутреннего мира героя (история душевных переживаний Мцыри)

б) близость переживаний Мцыри мыслям и чувствам автора.

— Каковы особенности изображения характера героя?

2. Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

— В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).

в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

— Из каких событий складывается сюжет?

(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

— Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).

Пафос поэмы – в поэтизации подвига, в ней утверждается идеал жизни-борьбы.

— Прослушаем строфы, выражающие этот идеал. (Выразительное чтение наизусть строф 3, 8).

— В какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь – монолог).

Это взволнованная речь человека, долго томившегося в неволе и страстно любящего свободу. Герой сам рассказывает о своих чувствах, и события даны через его восприятие. Рассказ о трёх днях свободы – это описание чувств, стремлений, мыслей. Во взволнованности, в созвучии переживаний героя мыслям и чувствам поэта и проявляется лиризм поэмы.

— Чтение наизусть строф 17-18. Это — кульминационный момент.

— Как же передаётся взволнованность, страстность, с помощью каких средств? Переходим к следующему вопросу.

3. Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому прослушивание сообщений групп о результатах исследования поэтического текста начнём с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” — с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

“Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков. ”
“В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма оставила. Таков цветок темничный. Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок. ” имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).

Метафорические эпитеты передают:

1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв: “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы. живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”;

2) поэтическое восприятие мира: “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”.

В) Метафоры (Сообщение группы).

“Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок. ” — типично романтическая лексика.

“Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” (с.13).

“И двух огней промчались искры. То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. да, рука судьбы вела меня иным путём. ” (с.16).

“Бой закипел” (с.17).

“Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба. смеялась надо мной!” (с.19).

“Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”.

“Смутный гул в долине с ветром пробежал. ”. “Я тайный замысел ласкал. ”. “. унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор. ”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20).

“. палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22).

“. моя в огне. (рука)
Знай, этот пламень с юных дней
Таяся жил в груди моей;
Но ныне пищи нет ему,
И он прожёг свою тюрьму…” (с.25)

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы).

“Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” (с.1).

“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине. ” (с.10).

“Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно. И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут. ” (с11).

“Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14).

“И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста (с.15).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

Читайте:  19 Удивительных фактов о теле человека

Д) Инверсия (сообщение группы).

Инверсия — по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов: подлежащее + сказуемое, определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обстоятельство.

Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания художественного образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть; в снегах, горящих, как алмаз; . делал я на воле; для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой; много я часов бежал; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик; снов. про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне.

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы).

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторический вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопросительная форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклицательной интонацией. В форме восклицания утверждается понятие. При восклицательной интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в котором содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю.

“А душу можно ль рассказать?” (с.3).
“Знал ли ты разгульной юности мечты?”
“Что за нужда? Ты жил, старик!
Я также мог бы жить! (с.5).
“Ты хочешь знать, что видел я на воле?”
“Мне было свыше то дано!” (с.6).
“Ты хочешь знать, что делал я на воле?”
“О, я как брат, обняться с бурей был бы рад!”
“Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой!” (с. 8).
“Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” (с.9).
“Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил –
Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15).
“Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18).
“Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19).
“Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21).
“Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю. (с.23).

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу — монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора.

Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.

Ещё один приём создания лиризма – анафора.

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы).

“…И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец…” (+ многосоюзие) (с.2).
“. Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…” (с.3).

Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм).

“Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. (с.8).

6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:

Ты хочешь знать, что видел я на воле?” — “ Ты хочешь знать, что делал я на воле?”

“…Я поднял голову мою…
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно…” (с.10).

“Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).

“Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал. (с.20).

Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

Итак, на основе предшествующего анализа мы можем сделать вывод о том, что в многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.

Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.

Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж.

Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.

В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Как проявляется мастерство М.Ю.Лермонтова в создании романтического образа Мцыри?”

Источник

Описание природы в поэме Мцыри Лермонтова с цитатами из текста

«Мцыри» — романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, описание природы в которой играет немаловажную роль. Главный герой произведения — юный монах, совершивший побег из монастыря. Стены, в которых он вырос, казались Мцыри неволей. Именно поэтому пребывание на природе, впечатления и чувства, не испытанные ранее, описываются поэтом столь ярко и красочно.

«Обнявшиеся, словно две сестры» кавказские реки, горные хребты, зелёные бескрайние луга — всё это поражает Мцыри. В его пылком сердце мгновенно рождаются всевозможные ассоциации. Так, плывущее мимо облачко для него

Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!

В первой части произведения М.Ю. Лермонтов использует достаточно большое количество сравнений, метафор и эпитетов, стремясь передать нам красоту природы, заворожившую героя. Юноша погружается в воспоминания о малой родине, покинутой им в раннем детстве. «Отцовский дом», «в тени рассыпанный аул», гул скачущих табунов, по которым скучает герой, вызывают в нас сочувствие и понимание, ведь каждый когда-нибудь скучал по дому.

Юноша быстро понимает, что величественная и прекрасная природа далеко не всегда благосклонна к человеку. На воле ему встречается стремительный поток, который всё усиливается начавшейся грозой. Но непогода, кажется, вовсе не пугает Мцыри: он чувствует к природе, какой бы опасной и непредсказуемой она ни была, большую близость, чем к людям, поэтому за свою свободу он готов был отдать две жизни в монастыре. Во время битвы с барсом юноша, до сих пор лишь восхищавшийся природой, объединяется с ней. В то время как барс по-человечески стонет, главный герой «визжит», как зверь. Природа и человек становятся неделимы, ведь Мцыри удаётся пробудить в себе прирождённую жажду животного, смертного боя.

Погибая, юноша не жалеет о своём побеге. Теперь в природе отражается спокойствие и умиротворение Мцыри, который даже самый последний свой взор устремил к горам Кавказа. Цветут сады, голубеет светлый солнечный день — природа отражает счастье главного героя, исполнившего мечту о том, чтобы хотя бы однажды в жизни прикоснуться к тому, чего лишила его подневольная монастырская жизнь.

Таким образом, описание природы в поэме «Мцыри» обладает решающей ролью в произведении. Оно несёт в себе душевные терзания, эмоциональные взлёты и падения неутомимого и смелого юноши. Если бы не манящая своей красотой природа Кавказа, так точно переданная М.Ю.Лермонтовым в поэме, быть может, Мцыри никогда не решился бы покинуть стены монастыря.

2 вариант

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это одно из самых знаменитых произведений писателя, которое подробно раскрывает отсутствие свободы в жизни человека. Наряду с главным персонажем, юношей Мцыри, в качестве действующего лица выступает и природа.

Лермонтов отводит описанию пейзажа важную роль, он наделяет природу душой, оживляет ее. Окружающий мир помогает точнее понять внутреннее состояние Мцыри. Даже начало поэмы начинается с повествования о монастыре, автор подробно рассказывает о природе вокруг стен священной обители. Видно, что даже бурные реки Кавказа рядом с монастырем становятся смиренными.

Читайте:  Конспект занятия quot Отражение представлений о красивых природных явлениях Радуга quot план конспект заня

Все действие происходит осенью. И даже здесь автор специально выбирает это время года, которое у читателя ассоциируется с унынием и одиночеством. Мцыри покидает обитель поздней ночью, вокруг темный лес и горы. Это добавляет лирическому тексту нотки тревожности. Но сам главный герой не боится этой темноты, для него она становится спасительной. Он, словно скала, спрятался в туче. Для монахов же этот темный лес стал препятствием. Лермонтов противопоставляет природу монастырю. Для него, как и для Мцыри, обитель – это тюрьма, а природа – свобода. Именно из-за разного мировоззрения между юношей и монахами возникает конфликт.

В поэме описаны три дня пребывания Мцыри на воле, которые сопровождаются пейзажными набросками. В самом начале произведения читатель видит спокойный и умиротворяющий Кавказ. Именно бескрайние поля и необъятные леса давали главному герою ощущение свободы. Эта безоблачность пьянила Мцыри.

Но Кавказ не может всегда оставаться спокойным. Горные долины дикие и таят в себе много неизведанного и опасного. Для юноши, много лет прожившего в замкнутом пространстве, сложно было понять в чем заключается опасность Кавказа. Но даже гроза не пугает молодого человека, напротив. В своей исповеди он говорит о том, что был бы счастлив обнять ветер, молнию, бурю. Именно это описание дает понять, что у героя очень пылкое сердце. Мцыри стал частью этой природы.

Природа глазами Мцыри – это гармоничное сосуществование всех объектов пейзажа. Юноша не выделяет какую-то природную часть, он восхищается целостностью композиции окружающего мира. В сцене битвы Мцыри со зверем автор оживляет природу вокруг юноши. Именно этот эпизод показывает борьбу молодого человека и дикого мира. Читатель осознает всю смелость и силу Мцыри. Поэма завершается смертью главного героя у стен монастыря. А последнее то, что увидел Мцыри, стали Кавказские горы.

Источник

"Мцыри" М.Ю. Лермонтова. Анализ поэмы

М.Ю. Лермонтова "Мцыри" — романтическое произведение, написанное в пору, когда уже полным ходом в литературе развивался реализм ("Евгений Онегин" 1830 год, "Капитанская дочка" Пушкина 1836 год, "Петербургские повести" Гоголя написаны в 30-х годах, "Мертвые души" Гоголя 1841 год).

Сам Лермонтов пишет во многом реалистический роман "Герой нашего времени" (1839 год) практически одновременно с последними редакциями как "Мцыри", так и другой своей романтической поэмы "Демон". Обе поэмы носят яркий отпечаток романтизма и закончены в том же 1839 году.

Итак, несмотря на реалистические веяния в литературе, Лермонтов горит романтической идеей героя, который лишен свободы, героя, не находящего себе места в этом мире. И эта идея выражена в его поэме "Мцыри". Реалистические тенденции проявились лишь при изображении монастыря в первой главе, в некоторых чертах портрета грузинки, то есть лишь в деталях поэмы.

Гамма чувств и настроений героя на протяжении поэмы

В первых главах (2-7) Мцыри жаждет свободы и бежит из монастыря. Он в радостно-бунтарском настроении, в восторге перед своей свободой, в надежде вырваться из монастырского плена, найти свою отчизну.

В главах 8-11 он испытывает чувство восхищения перед природой, охвачен настроением мечтателя и созерцателя.

В главах 12- 14 он влюбляется в молодую грузинку, но, движимый своей страстной мечтой, продолжает свой путь и уходит от девушки, не познакомившись с ней.

В главах 15- 16 он в изнеможении, поскольку потерял из виду горы, к которым стремится, и заблудился в огромной чаще.

Но в главах 17-18 он побеждает барса и ощущает радость и гордость победы. Он начинает особенно четко понимать, что его предназначение — быть смелым бойцом, и могучего зверя он ощущает своим братом.

Однако в главах 19- 22 героя ждет жестокое разочарование. Он теряет смысл жизни, потому что, несмотря на все свои страдания в пути, он потерпел поражение и уже никогда не осуществит свою мечту.

В главе 23 героя ждет утешение в виде фантастического видения вольной речной природы, которое начинается в предсмертном бреду.

В конце поэмы (главы 24-26) герой прощает всех, смиряется со своей судьбой и лишь просит похоронить его в том месте, откуда будут видны его родные горы.

Образ главного героя. Противопоставление жизни в монастыре и жизни на воле

На протяжении всей поэмы монастырская жизнь кажется герою «тюрьмой», а настоящая жизнь видится ему лишь на свободе. Вот почему Мцыри умирает, поняв, что вернулся к монастырю, заблудившись в конце своего трехдневного пути. Жизнь вне природы, жизнь по чуждым ему и навязанным ценностям не имеет для него смысла.

Мцыри — настоящий романтический герой. Его образ можно понять на двух уровнях. С одной стороны, он стремится к своей отчизне, к свободе. Но с другой стороны, он ищет лучшего мира, более свободного, которого не существует на земле (принцип романтического двоемирия).

Роль пейзажа в поэме

Природные образы очаровывают героя, символизируют для него настоящую жизнь. В образах разделенных скал он видит собственную разлуку с отечеством, в грозе чувствует собственную жажду великих свершений, а в саду он слышит голоса, говорящие о вечном. Он хорошо понимает голоса природы, воспринимает их смысл. А горы для него – это символ свободы и родины.

Кроме того, герой сам себя считает частью дикой природы, поэтому сравнения со зверями очень важны для понимания образа Мцыри:

Образы природы, меняя свой характер вслед за сменой событий в пути Мцыри, всегда точно передают его состояние. Например, его разочарование в конце пути передано таким же пейзажем:

Яркость пейзажа у Лермонтова достигается благодаря использованию множества художественных средств, например:

метафора – «Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез»,

«И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев»,

метафора-олицетворени е:

эпитет – «Седой, незыблемый Кавказ», «Растений радужный наряд», «То взор кровавый устремлял»,«При звучном ропоте дубрав»

олицетворение — «Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал», «Дохнули сонные цветы»

сравнение-олицетворение — «Там, где сливаяся шумят Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры»;

«Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой»;

«Я видел горные хребты, Причудливые как мечты»;

«И облачко за облачком (…) — Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран!».

«В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полет Прилежный взор следить бы мог»;

«И миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота»;

оксиморон : «То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом»

антитеза : " Бледны й свет Тянулся длинной полосой Меж т емным небом и землей"

анафора и грамматический параллелизм :

Еще пример и параллелизма, и анафоры в одном отрывке:

Композиция

Поэма начинается и заканчивается тем, что истощенного и умирающего героя приносят в монастырь. Такой кольцевой прием подчеркивает безысходность положения Мцыри в этом мире: ему никогда не убежать от своей тюрьмы.

Особенность композиции и в том, что повествование о прошлом Мцыри занимает незначительное место. Основное внимание автор уделяет трем дням, во время которых Мцыри осуществлял свою попытку побега. Благодаря этому подчеркнута основная идея произведения — настоящей жизнью является для героя лишь пребывание на свободе.

Художественные особенности

Поэма отличается взволнованным, эмоциональным языком главного лирического героя, Мцыри. Его речь, передающая его поэтическое видение мира, полна преувеличений (гипербол), контрастов, метафор и сравнений. Страстность и напряженность тона повествования подчеркивается тем, что все рифмы — мужские (ударение на последний слог в каждой строке), без чередования с женскими.

На протяжении всей поэмы герой по-настоящему общается лишь с образами природы, которые он очеловечивает. Поэтому в произведении много олицетворений.

Читайте на нашем канале более подробный анализ по главам , чтобы глубже понять все произведение!

Источник

Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Лермонтов Михаил Юрьевич

В образе лирического героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отчасти можно узнать натуру самого поэта. Бунтарское свободолюбивое начало героя перекликается с теми стремлениями, которые были свойственны поэту. Это придало поэме живую эмоциональность и силу.

Краткий и полный анализ поэмы раскрывают приемы, которые позволили достичь глубокого погружения в мир Мцыри.

Годы написания — 1838-1939, год публикации – 1840.
История создания — Сюжет поэмы родился из реальной истории старика-монаха, рассказанной поэту. Также в поэме использованы фольклорные мотивы горских народов и военные кавказские истории.
Жанр — поэма.
Направление — поздний романтизм.
Основная идея — Герой пытается вырваться из предопределенных для него условий, но его попытка заканчивается катастрофой.
Тема — Стремление человека к свободе и счастью.
Проблема — Несвобода может привести человека к духовной и социальной смерти, а иногда – и к физической гибели.
Композиция — поэма композиционно состоит из 26 частей и 2 частей. В одной из них описаны события и условия, в которых оказался герой, в другой – рассказ самого героя о пережитом.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: У каждого человека есть духовная потребность в свободе.

Проблема: В условиях несвободы общественные устои и правила сковывают личность человека, не позволяют раскрыть его потенциал, ведут к потере смысла жизни.

Если старик-монах сам пришел к выбору монашеской жизни, то у Мцыри выбора не было. Он не по своей воле с детства стал узником, и это морально подкосило его.

Тема: Конфликт между мечтой и реальностью.

Проблема: Герой не может принять реальность и смириться с той жизнью, которая ему уготована другими. Он всегда хотел жить иначе и искал способ исполнить свою мечту-клятву.

Тема: Любовь к родной земле и своему народу.

Проблема: Герой стремится достичь своей родины и народа, чтоб ощутить свое единение с людьми. Представление Мцыри о родине несколько идеализировано, но это самое настоящее, что он чувствовал в жизни.

Тема: Вынужденное одиночество и бессилие.

Читайте:  Деревья к какой природе относится к живой или неживой

Проблема: Убежище теряет свою спасительную функцию и превращается для героя в тюрьму. Монастырская жизнь становится средой, убивающей все жизнеспособное и человечное. Мцыри одинок в монастыре, хотя он полон людей.

п.2. Идея и пафос

Судьба Мцыри глубоко трагична, потому что он почти всю жизнь провел в чуждом ему обществе, вдали от дома, родственников и своей культуры.

Православные монахи выходили мальчика и спасли его от смерти, дали кров и пищу, обучили и подготовили к подвигу чистой монашеской жизни. Однако все это не соответствовало стремлениям мальчика. Усвоив внешние правила, Мцыри всегда тяготился пребыванием в монастыре и мечтал о вольной жизни. Он хотел вернуться на родину, обнять близких, почувствовать тепло понимающей души, познать любовь.

Убежав и прожив три дня на свободе, юноша лучше узнает себя, чувствует в себе силу и мощь, которую мог бы применить с пользой. Его близость с природой, бунтарский дух и желание «жизни сердца» не имеют ничего общего с монашеским смирением. Однако юноша умирает, не достигнув цели, и это лучший исход для него: жизнь в монастыре для него все равно была бы равносильна смерти.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Мцыри — юноша-горец, послушник при храме. Был взят в плен русским генералом в возрасте шести лет и оставлен в православном монастыре на попечение старого монаха. Всегда стремился попасть на родину, но решил это осуществить только в юношестве, накануне пострига в монахи. Убежав из храма, скитается по округе три дня, не достигая родины.
Успевает пережить на воле массу впечатлений, чувств и ощущений. Истощенный и раненый в битве со снежным барсом, он снова оказывается у монастыря, так как сбился с пути и сделал круг. Умирает, так как не в силах смириться с существованием в неволе.
Старик-чернец — православный русский монах, спасший от смерти пленного горского мальчика. Он главный слушатель его исповеди после побега и возвращения, он же провожает юношу в последний путь. Единственный человек, с которым контактирует Мцыри. Это подчеркивает одиночество Мцыри и его отчужденность от общества, в котором он так и не смог прижиться.

п.4. Литературные приёмы

Олицетворение – природа в рассказе Мцыри описана так, словно она живая и полностью откликается на его чувства. Живыми оказываются и горы, и реки, и грозовая стихия – все природные явления

(я как брат обняться с бурей был бы рад; потока…вечный спор с упрямой грудою камней; и все природы голоса сливались тут). Природа то противник Мцыри, то помощник, то отражение его состояния.

Эпитет – сердитый вал, голос живой, думы пылкие, золотая тень, сладкая тоска, взор кровавый, туманный лес и др.

Метафора – следы небесных слез; кудри виноградных лоз; зной дышал от уст ее и щек; вершины цепи снеговой вдали сверкали предо мной; миллионом черных глаз смотрела ночи темнота и т.д.

✓ Что касается языковых средств, Лермонтов использует и другие приемы художественной выразительности – восклицания и риторические вопросы, обращения, инверсию (непрямой порядок слов), сравнения, гиперболы.

Картины природы как отражение психологического состояния героя (гроза в момент побега, ревущий шум горной реки, ночной пугающий шорох леса или, наоборот, тихое утро как символ умиротворения в душе героя).

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт заключается в традиционном для романтизма противостоянии двух состояний – свободы и неволи. Герой всеми силами рвется на свободу, хочет жить вольной жизнью, но его существование в монастыре предопределено на долгие годы.

Это не конфликт между Мцыри и спасшими его монахами. Они не враги, да Мцыри и не сражается с ними, просто не может смириться с такой жизнью, не приемлет ее.

Также важен внутренний конфликт между реальной свободой и иллюзорной, представление о которой сложилось в условиях изоляции. Мцыри не в состоянии оценить даже свои физические возможности, ограничения и слабости, из-за этого его побег заканчивается неудачей и бессмысленной тратой сил. Герой оказывается неспособным жить на воле, так как «тюрьма» оторвала его от реальности. Это придает поэме черты реализма.

Источник



«Мцыри» (анализ произведения)

Мцыри – это романтическая поэма, одна из последних поэм в русской литературе, принадлежащая романтическому направлению в русской литературе.

Коротко об истории создания поэмы

(подробнее об истории создания «Мцыри» можно прочитать здесь)

В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». Проезжая по военно-грузинской дороге, он встретился со старым монахом, рассказавшим о своей невеселой судьбе. Этот рассказ до глубины души поразил поэта. Находясь на Кавказе, он начал работать над поэмой. Источником вдохновения ему служила сама природа Дарьяльского ущелья которое он проезжал всякий раз, когда приезжал в Тифлис.

Поэма вошла в первое прижизненное издание, увидевшее свет в 1840 году.

Тема и идея произведения

Лермонтов давно задумал написать произведение о монахе. Такие попытки были сделаны в произведениях «Боярин Орша» и «Исповедь», но эти произведения не удовлетворяли поэта. В рассказе старого монаха на военно-грузинской дороге он услышал нужные ему мотивы. В этом рассказе прозвучала тема неволи.

Лермонтов решил вложить в новое произведение идею свободы и попытку бороться за нее на примере конкретного юноши. Сначала он планировал назвать свое произведение «Бэри», монах. Но узнав полное значение слова «Мцыри» переименовал поэму. Кроме того, что «мцыри» означало неслужащий монах, это слово переводилось как пришелец, чужеземец. Темой произведения стала жизнь юноши-горца в монастыре и три дня жизни на воле.

Произведение «Мцыри» написано в жанре классической поэмы. Это одно из последних романтических произведений в русской литературе. И хотя критики находят в ней нотки байроновского творчества, это русская поэма, и в ней отражены проблемы России, русского Кавказа.

Композиция и построение поэмы

(подробная статья об особенностях композиции произведения здесь)

Поэма начинается авторским вступлением, экспозицией, в которой автор рассказывает, где происходят события поэмы. Во второй строфе завязка сюжета, в которой автор рассказывает о русском генерале, везшем мальчика.

С третьей строфы начинается развитие основного действия. Отсюда рассказ ведется от лица Мцыри. Он повествует о своих переживаниях, о том, что успел увидеть, оказавшись на воле.

Кульминацией произведения служит его выход к монастырю и голос колокола. Развязка произведения – завещание юноши, его просьба похоронить в саду.

В поэме «Мцыри» 26 строф разной длины. Самая длинная– 2 строфа. В ней 49 строк. Самые короткие – 19 и 24-я строфы. В них по 11 строк. В 23-ю строфу включена песня, которую Мцыри слышит, находясь без сознания, между жизнью и смертью. «Мцыри» написана четырёхстопным ямбом. О стихотворном размере поэмы Белинский писал:

Действующие лица поэмы

На первом плане этого произведения основных 2 действующих лица. Мцыри и монах. Мцыри рассказывает, монах слушает. О монахе читатель знает, что именно он выходил и вырастил юношу. Это свидетельствует о его добром христианском сердце. Возможно, он знаком с народной медициной. Благо, за воротами монастыря целый лес зеленой аптеки. Мы можем предположить, что у монаха в прошлом была бурная мирская жизнь, разочаровавшись в которой он удалился в монастырь.

Мцыри в отличие от старого монаха жизни совсем не знал. До шести лет он жил в ауле, а после того, как оказался в монастыре, кроме монахов и монастырских стен никого и ничего не видел. Эти три дня свободы были для него глотком настоящей, беспокойной жизни со всеми ее заботами и опасностями.

На втором плане русский генерал, привезший мальчика в монастырь, и девушка- грузинка. Ее Мцыри повстречал у потока. От переполнявших его чувств и эмоций «Мцыри» на короткое время лишился чувств. Но она запомнилась ему чистым голосом, который пел народную песню, стройностью и небогатым нарядом, выдававшим в ней крестьянку.

На третьем плане – отец Мцыри и сестры. О них Мцыри рассказал как о детских воспоминаниях. Детские годы запомнились как счастливые. Сестры пели у его колыбели, смеялись между собой. Отец пользуется авторитетом и уважением. У крыльца дома часто собирались старики, чтобы посоветоваться о делах. Он слушал рассказы о боевых подвигах сельчан.

Средства художественной выразительности произведения

«Мцыри» – лирико-эпическое произведение и все средства художественной выразительности направлены на усиление образов, на создание лирических, ярких картин, описаний природы. В поэме их довольно много, поэтому назовем лишь самые выразительные тропы.

  • Сравнения: обнявшись, будто две сестры; как серна гор, пуглив и дик; слаб и гибок, как тростник; Она, (пламенная страсть) как червь,
  • Эпитеты: во тьме ночной оторванный листок; келий душных, грузинки молодой и др.
  • Метафоры — Изгрызла душу; я эту страсть вскормил слезами и тоской; бой закипел, смерть их навеки заживит; мечтанья погибли; страданье спит.
  • Олицетворения рассыпанный аул, гордый непреклонный взор, ночную свежесть.

В этих строках что ни слово, то все – поэзия. В каждой строке по одному или несколько художественных средств, В этих стихах Лермонтов постарался выразить красоту природы после грозы, увидеть ее глазами юноши, впервые оказавшегося в лесу. Цвел божий сад – это гипербола. Растений радужный наряд – метонимия. Наряд хранил следы – метафора, небесных слез (дождя) – олицетворение. Кудри виноградных лоз – тоже олицетворение. И грозды полные на них серег подобье дорогих – сравнение. Птиц пугливый рой — олицетворение.

Заключение

Анализ поэмы «Мцыри» поневоле заставляет прийти к выводу, что поэма звучит упреком русскому царизму. В ней появляются завуалированные революционные нотки. В угоду собственным амбициям и неким государственным интересам Российская империя стремилась лишить горцев независимости. Впрочем, взаимоотношения России местными с народами Кавказа были неоднозначными, сложными и запутанными. Выражение «Восток — дело тонкое» в полной мере относится и к Кавказу.

Источник