Урок биологии в 7 м классе по теме quot Органы чувств quot

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.

  • обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
  • развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
  • словесный: рассказ, беседа
  • наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
  • практические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.

Новые понятия и термины:

  • глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
  • монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
  • нервная регуляция, жидкостная регуляция.
  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
  2. Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
  3. Биология, справочник школьника, М., 1995

для учителя

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные. М., “Просвещение”, 1982

Хрипкова А.Г., Коган А.Б. Костин А.П. Физиология животных, М., “Просвещение”1972

Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.

А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?

Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.

Формирование новых знаний.

Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.

Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять характер собственных действий в данной ситуации?

Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.

Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.

У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.

Тип членистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.

Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз характерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших раков.

Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых раки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых ракообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.

У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.

Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.

У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.

Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.

Читайте:  Рыба кит папа рисует милые животные

Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.

Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков

А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.

Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”

Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.

Филин (фото А.Н. Бока)

Тема: Изучение органов чувств животных.

Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.

Оборудование: насекомые, панцирь речного рака, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).

1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.

Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.

Источник



Параграф 44. Органы чувств. Регуляция жизнедеятельности организма. — Латюшин, Ламехова (7 класс).

44-1

2. Объясним выражение.
Животные чувствуют состояние своего организма и его в пространстве.

3. Напишем ответ о воспринятии окружающей среды.
У простейших есть чувство осязания – всей поверхностью тела (амеба) или ресничками (инфузория), они имеют светочувствительный глазок (эвглена), химически воспринимают соленость воды (инфузория).

4. Напишем ответ о гидре.
Нервные клетки гидры воспримут раздражение, передадут его кожно-мускульным клеткам и тело гидры сократится.

5. Заполним таблицу.

44-5

Сделаем вывод о развитости органов чувств.
Наиболее развиты органы чувств у моллюсков .

6. Заполним таблицу.

44-6

Сделаем вывод о развитости органов чувств.
Лучше всего органы чувств развиты у насекомых.

7. Объясним роль третьего века.
Для защиты от высыхания, от грязи.

8. Обозначим стрелками.

44-8

9. Напишем отличия глаз.
Фасеточный глаз – сложный, он состоит из простых глазков.
Укажем отличие зрения.
Главным отличием монокулярного зрения от бинокулярного является то, что первое позволяет воспринимать видимую реальность двумя глазами сразу, а второе – только одним. В бинокулярном зрении двумя глазами создается объемное изображение.

10. Укажем расположение органов обоняния.
У пресмыкающихся – в области ротовой полости.
У млекопитающих – в переднем и заднем обонятельных отделах носовой полости.

11. Напишем способы регуляции деятельности.
Существует 2 вида регуляции деятельности организма животных:
1. Гуморальная регуляция — регуляция процессов жизнедеятельности гормонами. Действие гормонов носит длительный характер и распространяется на организм в целом. Это так называемая жидкостная регуляция, когда организм сохраняет неизменной состав внутренней среды.
2. Нервная — регуляция при помощи нервных импульсов. Нервная регуляция имеет кратковременный характер и распространяется лишь на конкретные части организма. У многих животных два вида регуляции действуют одновременно и дополняют друг друга.

Источник

ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЖИВОТНЫХ

Это органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных (рецепторных) нервных клеток и вспомогательных структур. Воспринимая и первично анализируя различные раздражения, получаемые организмом из внешней и внутренней среды, органы чувств передают эту информацию в головной мозг, где возникает соответствующее ощущение — зрительное, слуховое и т. д.

Органы чувств животных подразделяют на дистантные, способные воспринимать раздражения на расстоянии (зрения, слуха, обоняния), и контактные (осязания, вкуса). Многочисленные раздражения посылаются в мозг рецепторами, расположенными в мускулах, сухожилиях, связках и на суставной поверхности костей.

Каждый орган чувств имеет свой определенный раздражитель: звуковые волны — для органа слуха, световые — для органа зрения и т. д. При помощи органов чувств животные познают внешний мир. Всякое ощущение — результат воздействия окружающего мира на органы чувств.

Функции органов чувств тесно связаны с деятельностью всего организма. Например, раздражение обонятельных рецепторов приятными запахами вызывает снижение кровяного давления, улучшение слуха и зрения, а неприятными — обратное явление. Раздражение рецепторов вкусового анализатора включает в работу деятельность многих желез пищеварительного тракта, отражается на обмене веществ, на мышечной деятельности. Важную роль в жизни животных играет обоняние. С его помощью, например, животное ищет и добывает корм, определяет, съедобен ли он.

Читайте:  Из опыта работы Формирование правильного отношения к явлениям объектам живой и неживой природы у дошкольников

Наиболее совершенный орган чувств у сельскохозяйственных животных — глаза. При помощи зрения животные воспринимают освещенность предметов, их цвет и форму, величину и расстояние, на которое предметы удалены от животного.

Однако цветовое зрение свойственно не всем животным. Например, кролики не различают цвета.

Источник

Органы чувств животных: краткая характеристика

Любой живой организм — это идеальная система, и если кровеносная, нервная и другие системы органов позволяют нам существовать, то органы чувств — это как раз то, с помощью чего организм познает и воспринимает внешнюю среду. При этом каждый класс животных организмов имеет свои особенности.

Органы чувств рыб

У представителей этого класса животных есть довольно развитые глаза, которые состоят из сетчатки, хрусталика и роговицы. Принципиальное отличие этих органов в том, что при восприятии изображения хрусталик не изменяет кривизну, как у остальных позвоночных, — он просто двигается относительно роговицы, тем самым фокусируя взгляд.

Имеются у рыб и органы слуха, которые представляют собой три полукруглых, взаимно перпендикулярных канала. У некоторых же представителей есть так называемый Веберов орган, который соединяет полость внутреннего уха с плавательным пузырем, работающим в данном случае как резонатор звука. Рецепторы, воспринимающие вкус и запахи, могут быть расположены не только в ротовой полости и ноздрях, но и разбросаны по всему телу.

Еще один интересный орган — это боковая линия, которая представляет собой совокупность каналов, связанных с нервными волокнами. Боковая линия особо развита у тех рыб, у которых нет глаз — именно благодаря ей они могут воспринимать внешний мир и поддерживать равновесие.

Ни для кого не секрет, что некоторые рыбы могут реагировать на электрические поля и даже генерировать электрические импульсы с помощью специальных клеток и нервных волокон.

Органы чувств земноводных

Органы чувств у представителей этого класса уже более приспособлены к существованию в воздушной среде. Например, глаза у них уже имеют веки, а также мигательную перепонку, которая выполняет увлажняющую и защитную функции. Хрусталик может менять свои размеры в зависимости от освещения.

Кроме того, у земноводных есть обонятельные мешки, которые открываются наружу ноздрями. Животное может воспринимать запахи только в воздушной среде. Что же касается органов слуха, то у земноводных уже формируется среднее ухо и барабанная перепонка, а также небольшая косточка под названием стремечко.

Все механические рецепторы расположены в кожных тканях. У примитивных водных земноводных, а также у головастиков еще сохраняется боковая линия.

Органы чувств пресмыкающихся

У представителей этого класса органы чувств уже более развиты и приспособлены в жизни в воздушной среде. Очень важными для этих животных являются глаза, которые более сформированы, чем у амфибий — есть развитые мышцы, которые крепятся к хрусталику и могут изменять его кривизну, чтобы сфокусировать изображение. Кроме того, у пресмыкающихся появляются настоящие слезные железы, секрет которых защищает глаза животного от высыхания. Есть и подвижные веки.

У таких животных есть хоаны (внутренние ноздри), которые расположены ближе к глотке, что значительно облегчает дыхание во время приема пищи. Доказано, что пресмыкающиеся гораздо более чувствительны к запахам, чем представители класса земноводных.

Органы вкуса представлены специфическими структурами — вкусовыми луковицами, которые расположены в глотке. А между глазами и носом расположена так называемая лицевая ямка, которая позволяет реагировать на перепады температуры. Например, у некоторых змей именно этот орган позволяет быстро находить пищу.

Органы слуха сформированы не очень хорошо и напоминают слуховой аппарат амфибий. У пресмыкающихся есть среднее и внутреннее ухо с барабанной перепонкой, а также стремечко — небольшая косточка, передающая колебания на барабанную перепонку. Слух в жизни этих животных не особо важен. Например, у змей он практически не развит.

Читайте:  Отдельным органом животного является

Как видно, органы чувств постепенно изменялись в ходе эволюции, приспосабливаясь к выживанию в определенных условиях и становясь все более сложными и функциональными.

Источник

Органы чувств животных
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Чернова Татьяна Владимировна

Кто из вас ХОТЕЛ бы узнать о причинах влияющие на различия органов чувств животных ?

Как вы думаете, что для этого надо ?

Я думаю . что в конце урока мы сможем получить ответы на все возникающие у нас вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы

Формирую личностно-универсальных действия для создания смысла изучения данной темы

Для осуществления нашей цели я предлагаю разделиться вам на 3 лаборатории, каждая из которых будет выполнять свою задачу. Вам придется узнать с помощью чего животные приспосабливаются к окружающей среде?

Органы чувств животных

Цель: рассмотреть органы чувств как источник приспособленности животных к окружающей среде

Учащиеся делают предположения и доходят до мысли, что приспосабливаться к окружающей среде помогают органы чувств

Формирование регуляторных УУД через целепологания

Практическая работа в группах

Т.к мы работаем в группах, то давайте повторим правила успеха работы в группах.

1. Разделить обязанности

2. Помогать друг другу

3. Внимательно выслушивать друг друга не перебивая.

У вас на столах лежат карточки (Приложение №1)

Что на сегодняшнем уроке будет источником знаний?

Учебник, ваш источник знания

Учащиеся заполняют таблицу.

Формирование коммуникативных УУД через сотрудничество, умение разрешать спорные ситуации, выражать свои мысли.

Формирование познавательной УУД через умение работать с учебником.

Формирование логических УУД через умение заполнять таблицы, анализировать, сравнивать, делать выводы

Защита результатов групповой работы

Выслушивает ответы детей (по 1 человеку от группы)с помощью интерактивной доски.

Заполняют таблицу на доске

Формирование коммуникативных УУД через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Формирование познавательной УУД через умение работы с интерактивной доской

Заранее предложены темы проекта

Формирование позновательной УУД через умение выбрать необходимую информацию.

Формирование логических УУД через умение анализировать, выбирать необходимую информацию и донести ее до учащихся.

Формирование коммуникативных УУД через развитие способности к ораторскому искусству.

Формирование позновательной УУД через умение воспринимать и усваивать информацию.

Рефлексия полученных знаний

  1. Учитель предлагает составить связный рассказ по орорным вопросам (приложение 2)
  1. Что мы хотели узнать на уроке?

Смогли ли мы этого добиться?

Как вы думаете где эти знания используются в жизни человека?

Составление устного рассказа, выбор выступающего от группы

Формирование коммуникативных УУД через работу в группе, сотрудничество, защита своего творческого задания.

Формирование познавательной УУД через рефлексию, контроль и оценку процесса и результата деятельности

Параграф 46, в тетради на печатной основе пункт 46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие «Органы чувств»

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д.

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы по теме «Органы чувств. Орган зрения»

Урок предназначен для изучения темы «Органы чувств. Орган зрения». В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы.

Органы чувств. Биология 7 класс

эволюция органов чувств животных, начиная простейшими и заканчивая млекопитающими.

самостоятельная работа по теме «Нервная система и органы чувств»

Самостоятельная работа в тестовой форме разработана для 8 класса по теме «Нервная система и органы чувств» Помимо проверки знаний по теме, работа построена по принципу тестов ГИА, что также гото.

Интерактивный кроссворд «Виды информации и органы чувств»

Кроссворд, выполненный в программе для разработки презентаций, предназначен для учащихся на пропедевтичеком уровне.

Тест «Нервная система. Органы чувств»

Два вариант теста для контроля знаний по теме «Нервная регуляция. Нервная система. Анализаторы».

Тест по теме «Органы чувств. Органы осязания, обоняния, вкуса»

Тест по теме «Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса» содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С.

Источник