Урок 7 Природные зоны России Зона арктических пустынь Тундра

Урок 7. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра

Природная зона — зона со схожим климатом, особенностями животного и растительного мира, а также со схожими почвами.

Браконьерство – незаконная охота.

Оленеводство — разведение и использование оленей.

Ключевые слова:

Зоны арктических пустынь; полярный день и полярная ночь. полярное сияние, живые организмы зоны арктических пустынь, экологические проблемы; тундра; природные особенности; характерные живые организмы, экологические связи; занятия местного населения; экологические проблемы и охрана природы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

— Плешаков. — М.: Просвещение, 2018. с.71- 93.

Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. с. 36 — 46.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ребята, давайте отправимся в путешествие по нашей стране и проследим, как меняется природа с севера на юг.

Это арктическая пустыня. Здесь очень холодно! Вокруг много снега и льда

Арктическую пустыню сменяет тундра – холодная безлесная равнина. Природные условия менее суровы, чем в зоне арктических пустынь.

Лесотундра – это переходная зона от тундры к тайге. Наиболее распространёнными деревьями этой зоны являются: ель, берёза, пихта,

лиственница. Широкой полосой в нашей стране расстилается тайга. Растения тайги в основном представлены хвойным лесом.

Тайгу сменяет смешанный лес. В этой природной зоне растут хвойные и лиственные деревья. Смешанные леса соседствуют с широколиственными лесами. Это леса, образованные листопадными деревьями с широкими листовыми пластинками. А теперь мы с вами оказались в степи. Здесь тепло и сухо, растут в основном травы.

Это полупустыня! Здесь очень жарко, много песка и практически нет растений. Заканчивая наше путешествие, мы оказались в зоне субтропических лесов у Чёрного моря. Ребята, посмотрите на карту. Вы видите, как огромна наша страна и наверняка, заметили, что при движении с севера на юг, отличаются климатические условия и природа

На этом уроке, мы поговорим, отчего зависит смена природных зон; поближе познакомитесь с природой зоной арктических пустынь и зоной тундры.

Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра.

Слово «зони» в греческом языке означает пояс. Полоса или пространство между какими-либо границами называется зона. Зона со схожим климатом, особенностями животного и растительного мира, а также со схожими почвами называется природной зоной.

На территории нашей страны расположено несколько природных зон: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики. Это только основные зоны.

Между основными природными зонами есть ещё и промежуточные: между тундрой и лесами – лесотундра, между лесами и степями – лесостепь, между степями и пустынями – полупустыни.

Почему же происходит смена природных зон? Причина в неравномерном нагревании Солнцем разных участков Земли

В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают солнечные лучи, сильнее нагревая земную поверхность. Это приводит к постепенному изменению всей картины природы.

В горах смена природных зон прослеживается с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

Артика – район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающими окраинами материков. Здесь расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

В этих краях солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Лучи солнца скользят поверхности, давая ей мало тепла. Вот поэтому здесь царство снега и льда.

Здесь даже острова покрыты толстым ледяным панцирем. Суша промерзает на несколько метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.

В арктической зоне зимой наступает полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается. В небе светит луна, мерцают звёзды.

Иногда здесь возникает полярное сияние – удивительное явление природы.

В это время года дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура опускается до – шестидесяти градусов.

После полярной ночи наступает полярный день. Это происходит летом. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Лишь немногие живые организмы приспособились к жизни в суровых условиях.

На камнях островов встречаются лишайники. Кое-где растёт мох, полярный мак.

В этих местах больше всего птиц. Скопление множества птиц называют птичьими базарами. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки, здесь они выводят потомство.

Животных арктической зоны кормит море. В море много водорослей.

Морскими водорослями питаются рачки, а ими – рыбы, а рыб поедают птицы.

Все звери арктической зоны — прекрасные пловцы. Их всех от холода защищает толстый слой жира.

У тюленей длинное обтекаемое тело. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше.

Моржи похожи на тюленей, но гораздо крупнее имеют мощные клыки.

К суровым условиям Арктики хорошо приспособлен белый медведь. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу. В разгар зимы у медведицы рождаются крошечные медвежата. Мама-медведица кормит их молоком и согревает. Когда малыши подрастут, медведица научит их ловить рыбу, а потом уже и тюленей.

Человека всегда привлекала Артика своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции, проложен Северный морской путь, люди занимаются рыболовством, охотой.

Из-за освоения человеком возникли сложные экологические проблемы. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж внесены в Красную книгу. От рук браконьеров страдают и тюлени, особенно их детёныши.

Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов.

На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов.

В настоящее время ведется работа по устранению экологических проблем в Арктике. Охота на редких животных запрещена, созданы заповедники, например Остров Врангеля, ограничена рыбная ловля.

Южнее зоны арктических пустынь протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

В тундре суровый климат: зима длиться (семь – восемь месяцев), а мороз достигает до – 50 (пятидесяти градусов). В середине зимы два месяца длиться полярная ночь.

Лето короткое и прохладное. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год дуют сильные ветры. Зимой много дней подряд свирепствует пурга.

За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Она не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности земли вода не испаряется, из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр. Почва тундры бедна перегноем.

Для всего живого в тундре суровые условия. Но всё-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь. В тундре растет мох-ягель, который является пищей для оленей.

Кроме того, растут морошка, голубика, брусника, карликовая берёза

Растения тундры низкорослые, многие из них стелющиеся по земле, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.

Весной тундра очень красива. Многие растения торопятся плоды и семена зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.

Летом много комаров и мошек. Они развиваются в водоёмах и питаются водорослями.

Летом в эту природную зону прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Они здесь выводят потомство, а потом обратно улетают в тёплые края.

Постоянными жителями тундры являются белая сова и белая куропатка.

Белая куропатка — растительноядная птица. Она меняет свое оперение в зависимости от времени года. Летом – бурое, а зимой – белое. К зиме всё тело покрывается перьями. Это защищает её от холода и позволяет ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая или полярная сова – это хищная птица. У неё круглый год белое оперение. Оно хорошо защищает её, потому что плотное.

Охотиться на куропаток,

От леммингов зависит жизнь песцов. Песeц – хищник, имеет густой мех, лапы короткие и широкие.

Дикий северный олень – самое крупное животное тундры. У него густой мех, раздвоенные копыта, чтобы не проваливаться на снегу, питается мхом-ягелем.

Население тундры немногочисленное, из-за суровых природных условий. Основное занятие северных народов – оленеводство.

Ещё ведется добыча полезных ископаемых: нефти и газа.

Из-за хозяйственной деятельности человека возникли экологические проблемы. Природа тундры очень ранима. Из-за вездеходов и тракторов нарушается поверхность почвы, гибнут растения. Требуются годы, чтобы природа восстановилась. Необходимо защитить тундру от вредного воздействия транспорта.

Сильно загрязняется окружающая местность во время добычи нефти.

На оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другого. В результате ценнейшие пастбища нередко погибают. Они нуждаются в охране.

Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Как же охранять природу тундры? Движение вездеходов и тракторов во многих местах запрещено. Для перемещения по тундре надо использовать транспорт на особых шинах. Они почти не оставляют следов. На нефтепромыслах внедряют новые технологии, безопасные для окружающей среды.

Читайте:  Средства против комаров на природе

Под особую охрану взяты редкие животные, например птицы белый журавль, или стерх, малый, или тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. Все они внесены в Красную книгу России. А также созданы заповедники, например Таймырский.

Природа тундры очень сурова, но перед человеком она беззащитна. Люди должны это помнить и относиться к ней бережно.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

1. Животных арктической зоны кормит …… (озеро, океан, море).

2. Основная пища птиц и животных – это …. (водоросли, рыба, рачки).

3. Птиц с небольшим клювом называют …….. (гагарки, чайки, тупики).

Источник

Природа пустынь и полупустынь так же легко ранима, как и природа Севера. Почему? Какие факторы определяют такую особенность

Условия для жизни растений как в пустынях и полупустынях, так и в зонах Севера очень неблагоприятны. Эти природные зоны схожи тем, что в них короткий вегетационный период. На Севере из-за короткого лета, в пустынях и полупустынях из-за короткой весны. Плодородный слой в этих природных зонах небольшой, в следствие чего, наблюдается пониженная способность к восстановлению. Неблагоприятность природных условий, так же выражена в пустынях и полупустынях из-за сильных ветров, которые порождают эрозию, на Севере — холодами.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Мне всегда казалось, что пустыни — мертвые засушливые зоны, где нет растений и животных, где отсутствует жизнь. Однако, в реальности, на многих территориях пустынь и полупустынь живут люди, пусть и не в большом количестве. Здесь же находится разнообразный растительный и животный мир, на котором отражается человеческая деятельность.

Почему пустыня восприимчива к внешнему воздействию

Кто хоть один раз был в засушливых пустынных районах, тот понимает, насколько неблагоприятны там условия для жизни.
Основными проблемами пустынных зон являются:

  • засушливый климат;
  • отсутствие влаги и редкие осадки;
  • ветровая эррозия;
  • небольшой плодородный слой;
  • почва представлена засоленными серозёмами;
  • плохое восстановление после неблагоприятного воздействия.

Из-за данных факторов поврежденные растения восстанавливаются намного медленней, а от растительности зависит жизнь многих животных и насекомых.

Экологические проблемы пустынь и полупустынь

Где человек разворачивает свою деятельность, там страдает экология. Эта трагедия не обошла и пустынные районы, которые стали осваиваться в результате обнаружения природных ресурсов, таких, как газ, нефть и драгоценные металлы. Продолжительная эксплуатация месторождений вызывает необратимую деформацию и перемещение земной поверхности. Нефтяная отрасль является самой важной для мировой экономики, но небрежное обращение с нефтью, ошибки в процессе добычи, перевозки, переработка и хранение часто оборачиваются бедой и загрязнением экосистемы.

Как и Север, пустынные зоны страдают от браконьерства. Многие виды животных являются редкими и исчезающими:

  • газель-доркас;
  • антилопа Джейран;
  • билби (ушастый сумчатый барсук);
  • варан;
  • джейран;
  • кобра;
  • тушканчик;
  • гигантский слепыш;
  • барханная кошка.

Стоит отметить, что большой проблемой является опустынивание земель. Оно происходит и естественным путем, но намного медленней, чем под воздействием антропогенных факторов. Вырубка лесов, продолжительный выпас скота, засоление почвы приводят к образованию пустынной территории. И это глобальная экологическая проблема.

Источник

Урок-исследование в 8-м классе по теме "Таёжная зона"

Новые педагогические технологии: информационные технологии (подготовка и передача информации посредством компьютера).

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

  • ПК Celeron.
  • Мультимедиаучебник «География России: природа и население».
  • карты России: физическая, климатическая, природных зон, атлас, учебники, видеоматериал «лесной пожар», картины растений и животных, картины ПЗ, план описания ПЗ.
  • продолжить формирование понятия «ПТК» на примере таёжной зоны, умения составлять характеристику ПЗ по плану с использованием различных источников информации.
  • формирование представления о хозяйственном использовании таёжной зоны;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • применение навыков работы на компьютере.

I. Организационный момент

– На прошлом уроке мы познакомились с зоной арктической пустыни и с зоной тундры. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

II. Актуализация опорных знаний.

– Покажите на карте, где расположены зона арктической пустыни и зона тундры.

Географический диктант

  1. Природа зоны легко ранима.
  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
  3. Значительные площади покрыты ледниками.
  4. Средняя температура января – 26…– 28 о , а июля + 1…+ 4 о С.
  5. Сильные ветры.
  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
  7. Расположена на островах Арктики.
  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.
  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
  10. На южной границе средняя температура июля +10 о С.
  11. На скалах «птичьи базары».
  12. Лето короткое и холодное.
  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
  14. В реках и озерах много рыбы.
  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать природные зоны России. Следующая идёт лесная зона.
Леса – это основной тип растительности нашей страны, они занимают 60 % её территории. Наряду с Канадой, Бразилией и странами Западной Европы, Россия – величайшая лесная держава мира. Она обладает самыми большими в мире запасами леса. По данным государственного учета лесного фонда (1993 г.), лесопокрытая площадь страны составляет 763, 5 млн. га, а общий запас древесины – 80, 7 млн. м 3 .

– На какие части делятся зона лесов? (Тайга, смешанные и широколиственные леса).

– Тема нашего урока – «Таёжная зона».
Нам предстоит выявить природные особенности таёжной зоны нашей страны, установить взаимосвязь между компонентами природы в этой зоне, выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данной зоне, познакомится с антропогенным воздействием человека на ПЗ, выяснить какое значение имеет лес и составить отчёт.
Изучение будет проходить по плану:

1. ГП
2. Климат
3. Почвы
4. Растительность
5. Животный мир
6.Возможность хозяйственного использования зоны.
7. Значение леса. Проблемы охраны природной зоны.

«Визитная карточка» зоны тайги

– Используя учебник, карты атласа, картины, электронный учебник делаете записи в тетрадях и готовитесь к отчёту о ПЗ. Для этого мы разделимся на группы исследователей. Все члены группы будут исследователями узкой специальности. Среди вас есть климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, географы, этнографы и т.д. Специалисты обращают особое внимание на изучение тех разделов, которые относятся к их компетенции, и готовятся к выступлению. Во время выступлений вы заполняете «Визитную карточку» зоны тайги. Это и будет вашим отчётом.

1. Географическое положение

Тайга – самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Она занимает северную часть Русской равнин, большую часть Западно-сибирской равнины, почти всё Среднесибирское плоскогорье; в горах юга и востока Сибири также преобладает тайга. Её ширина в Европейской части достигает 700–800 км, в Западной Сибири – 650 км, а восточнее Енисея около 1500 км. территория, занятая российской тайгой, соизмерима с территорией всей Европы.

2. Климат

Для тайги характерно теплое лето и холодная зима со снежным покровом, особенно суровая в Сибири. Средняя температура июля изменяется от + 130 на севере до + 190 на юге. Атмосферные осадки в среднем от 200 до 600 мм в год, превышающие объём испарения. Это предопределяет густую и многоводную речную сеть и наличие болот.
Тайга полностью расположена в умеренном климатическом поясе.

3. Почвы

Тайга – это однообразные по составу хвойные леса. Под ними к западу от Енисея формируются подзолистые и дерново-подзолистые почвы, а к востоку от Енисея – мерзлотно-таёжные.
Почвы подзолистого типа занимают больше половины площади России. Они формируются под хвойными лесами при избыточном увлажнении. Главная отличительная черта этих почв – наличие хорошо выраженного подзолистого горизонта (вымывания) и кислая реакция, которая является неблагоприятной для выращивания культурных растений. Поэтому для нейтрализации кислотности при сельскохозяйственной обработке в эти почвы вносят известняковую муку. Подзолистые почвы малоплодородны.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в условиях резкого возрастания континентальности климата, близкого залегания многолетней мерзлоты и ослабления промывного режима развиваются мерзлотно-таёжные почвы. Для них характерна светлая окраска гумуса и повышенное содержание соединений железа.

4. Растительность

Тайга – это хвойные леса. Таёжные леса обычно образованы одним ярусом деревьев, под которым расстилается моховой ковер с кустарничками брусники и черники и редкими травами.
Основные древесные породы тайги: лиственница, легко переносящая сильные морозы, менее выносливая ель, её частая спутница – пихта, светолюбивая сосна, могучий кедр.
Лиственница сбрасывает свою нежную, мягкую хвою и поэтому переносит морозы. У лиственницы очень прочная древесина, а потому твёрдая, тяжёлая тонет в воде. Тонет, но не гниет. В Венеции фундамент домов стоит в воде десятилетия, а сделан он из лиственницы. 110 лет назад, когда Дунай очень сильно обмелел, в нём показались лиственничные сваи. Оказалось, что это останки Троянова моста, построенного 1700 лет назад. Сваи вытащили на берег и не могли распилить: дерево стало как железо. Его обтачивали на токарных станках и делали различные украшения. Сухая лиственница хороша в качестве дров: легко колется топором, даёт много тепла.
Пихта похожа на ель, только хвоя у неё немного длиннее, толстая и неколючая. Кедр, или сибирская сосна, напоминает нашу обычную сосну; разница в том что у нашей сосны иглы растут и опадают парами, а у кедра – пучками по 5 штук, они раза в два длиннее, мягкие и неколючие; шишки у кедра большие, под каждой чешуйкой обычно два орешка, орешки вкусные.

Читайте:  Предмет задачи и принципы криминалистики

Но таёжный лес – не исключительно хвойный. В большом количестве могут встречаться мелколиственные деревья – пионеры леса: берёзы, осины. Может встречаться рябина и даже тополь.

IV. Оформляется выставка рисунков «Растения тайги».

5. Животный мир

Презентация на компьютере с использованием программы Power Point (Приложение 1) или Windows Movie Maker (Приложение 2).

6. Возможность хозяйственного использования зоны

Большая часть таёжных ландшафтов относится пока ещё к слабонарушенным хозяйственной деятельностью человека. Освоение тайги до сих пор носит очаговый характер. Большим изменениям подверглись ландшафты в районах сельскохозяйственного освоения. Они имеют уже лесопольный облик. Леса чередуются с участками пашен (полей), луговых и пастбищных угодий. В северной тайге это лишь отдельные очаги, и лишь в южной тайге площадь освоенных ландшафтов достигает 10 %.
Для зоны тайги было характерно лесопромысловое хозяйство. Почти всё взрослое мужское население посезонно занималось заготовкой леса, речным и озерным рыболовством, охотой на боровую дичь (глухарей), крупных животных (медведя, лося, дикого оленя) и пушных зверей.
В тайге, как и в целом в лесной зоне, основным строительным материалом является древесина – лес всегда «под рукой». Бревенчатые избы долговечны, хорошо держат тепло в суровые зимы. На Европейском Севере и в ряде районов Сибири получили распространения жилища, представляющие собой одну вытянутую постройку: под одной крышей двухэтажный жилой дом, сени и вплотную пристроенный к ним, тоже срубный, бревенчатый двухэтажный двор, в котором наверху располагается сарай, а под ним хлев.
Основное направление в сельском хозяйстве – разведение молочного и мясомолочного крупного рогатого скота, так как для него есть все подходящие условия, в первую очередь наличие прекрасных кормовых угодий на заливных пойменных лугах. Знаменитое вологодское масло производится из молока коров, пасущихся на таких лугах.
Определенные возможности в таёжной зоне есть и для земледелия. Обладает ими в первую очередь южная часть зоны с относительно плодородными дерново-подзолистыми почвами и более продолжительным вегетационным периодом. Применяя правильные агротехнические приёмы (известкование почв, внесение удобрений, правильные мелиоративные мероприятия), здесь можно получать неплохие урожаи ржи, ячменя, льна, картофеля, овощей и кормовых трав.
Недра таёжной зоны необычайно богаты нефтью и газом, углем, торфом, золотом и алмазами, редкими минералами и ценными рудами, поэтому из года в год она подвергается интенсивному освоению. Это – строительство городов и городских посёлков, трасс нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, гидроузлов, водохранилищ. Хотя на данный момент это зона остаётся ещё слабо освоенной и недостаточно изученной. Её освоение имеет очень хорошие перспективы, но и связано с большими трудностями.

7. Значение леса

Издавна тайга давала дом человеку, кормила и одевала его.
А теперь давайте попробуем вместе составить список полезных свойств леса.

Значение леса место отдыха
источник кислорода на Земле
защита почвы от эрозии
улучшает климат приземного слоя воздуха
водоохранная роль
кладовая
аптека
источник древесины
источник топлива
источник физического и психического
здоровья людей

Источник кислорода на Земле

Лес – гигантский естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов. Есть данные, что один гектар елового леса ежегодно задерживает более 30 т пыли, соснового – 36 т.

Защита почвы

Самым эффективным средством борьбы с эрозией почвы считается полезащитное лесоразведение.

Улучшает климат приземного слоя воздуха

Смягчает резкие колебания температуры, накапливает и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе.

Водоохранная роль

Водоохранная роль леса лучше всего отражена в девизе одного из Всемирных лесных конгрессов: « Лес – это вода; вода–это урожай; урожай–это жизнь».

Кладовая

Русская народная пословица очень метко подмечает: « В лесу жить – голода не видать». Лес – это удивительная кладовая. В ней собраны грибы, ягоды, орехи. Много ценных промысловых зверей.

Аптека

В лесу очень много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит. В лесном воздухе бактерий содержится в 300 раз меньше, чем в городском и это благодаря фитонцидам – активным летучим веществам, выделяемым листьями и цветами и убивающим болезнетворные микробы и бактерии.

Источник древесины

Трудно назвать наиболее универсальный материал, чем древесина. Несмотря на то, что в последнее время для строительства все шире используют бетон, металлы, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Однако не только древесина, но и кора, и ветви, и хвоя, и даже пни и корни из деревьев служат сырьём для многих отраслей химической промышленности.

Источник топлива

Место отдыха
Микроклимат леса очень благоприятен для отдыха человека. Здоровый воздух, лесные пейзажи с их красотами, неповторимыми запахами лесных трав и лесными звуками вызывают в человеке чувства комфорта и удовлетворения. Поэтому лес – Источник физического и психического здоровья людей, ( эликсир от душевных недугов).
Во многих странах за рубежом, где давно все умеют подсчитывать и где все имеет цену, стоимость охоты и отдыха в лесу, зачастую превышает стоимость выращиваемой в лесу древесины.

– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу ? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса ? Послушайте отрывок из произведения «Лес» по С. Аксакову:

« Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами.
И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, – не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним не далеко и до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит.
Из всего растительного царства дерево более других возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду,…но топор и пила промышленника не знают их. Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобно шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека».

– О какой экологической проблеме идет речь в этом отрывке? (Речь идет о вырубке леса).

Открывается карточка вырубка леса. Посмотрите, как идет заготовка леса. Показ отрывка из кинофильма «Девчата» о заготовке леса.

– К сожалению, лесные ресурсы в Росси пока используются весьма нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса.

– Ребята, какая ещё экологическая проблема приводит к полному уничтожению леса? (Пожар)

– Давайте посмотрим видеосюжет «Пожар в лесу». (Приложение 3)
Исследования ученых показали, что таёжные леса, в частности на европейском севере, горят повторно на сухих местах через каждые 50–100 лет, а на влажных – через 150–300 лет. Из всех деревьев наиболее от огня страдают ель и пихта, так как у них очень тонкая кора и поверхностная корневая система. Очень подвержен пожарам и кедр, так как выделяет много эфирных масел, способствующих горению. В большинстве случаев коренные леса восстанавливаются. Хуже обстоит дело в районах с льдистыми мерзлыми грунтами, например в Якутии. Там подобные нарушения принимают необратимый характер.

Читайте:  Конкуренция в биологии 8212 характеристика виды и примеры

– А сейчас я вам прочитаю припев из песни «Просьба», а вы подумайте и скажите, о какой экологической проблеме идёт речь.

«Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!»

– Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему незаконной охоты, браконьерства).

– Кто создаёт эту проблему? (Человек).

– Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. (Он убивал не больше, чем мог съесть). .

– А сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.

– О какой проблеме пойдет речь в рассказе Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»:

«Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб масло, яйца. Когда девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловушка. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида».

– Ребята, в чем же заключается данная экологическая проблема? (Загрязнение мусором).

– Раз мы уж заговорили о загрязнении, то нельзя не сказать, что сильно пострадали ландшафты тайги в результате загрязнения нефтью в районах её добычи. Из 5,5 млрд. т нефти, добытой в Западной Сибири к 1991 году , свыше 100 млн. т нефти нефтяники разлили на поверхности, погубив все живое на многие километры вокруг месторождений.

– Итак, мы рассмотрели проблемы леса. Кто же создаёт эти проблемы?

– О чем мы, люди, должны помнить приходя в лес? (Лес – это наше богатство. Каждый человек должен думать, о том, что он оставит своим детям).

– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание: § 34, составить кроссворд «Тайга России».

Чемпионы леса

1. Самое долговечное дерево, живущее до 900 лет – лиственница.
2. Самое высокое дерево – кедр.
3. Самое распространённое дерево – сосна.
4. Самое красивое, новогоднее дерево – ёлочка.
5. Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» – береза.

Источник

1. Природа зоны легко ранима

1. Природа зоны легко ранима. 2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом. 3. Значительные площади покрыты ледниками. 4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 С. 5. Сильные ветры. Географический диктант Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

Слайд 2 из презентации «Леса умеренного пояса»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Леса умеренного пояса.pps» можно в zip-архиве размером 3377 КБ.

Похожие презентации

«Природно-хозяйственные зоны» — В направлении с севера на юг сменяются. Вот почему природа изменяется с севера на юг. Природно-хозяйственные зоны России. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг? Л.С. Берг – ученый необычайной широты взглядов,географ и биолог. А в горах природа изменяется с высотой. Понятно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно.

«Зона лесов» — Растения тайги. Вопросы для повторения. Тайга. География 8 класс Природные зоны России Зона лесов. Растения смешанных и широколиственных лесов. Леса вырублены, интенсивно добываютса полезные ископаемые. Цель урока: Как сохранить природу? Назовите приспособления растений для жизни в зоне смешанных и широколиственных лесов.

«Степная зона» — Степная вишня (Cerasus fruticosa). 5. Криофитные степи. Еще более сухой вариант степи. Типы степей: 1. Разнотравная степь. Черный жаворонок (Melanocorypha yeltoniensis). Синяк обыкновенный (Echium vulgare). Очиток (Sedum sp.). Удод (Upupa epops). Гониолимон татарский (Goniolimon tataricum). Сор – широкая западина.

«География Зоны» — Основные представления и умения. Лесотундра. Степь летом. Предварительная подготовка: Игра «Почта» Формулировка главного вывода по теме. Диагностику результативности работы определяет уровень выполнения презентации. Прослушивание литературных произведений; Заполнение таблицы по ходу прослушивания. План работы:

«Засушливая зона» — Словарная работа. Глинистая пустыня. Почти прямые солнечные лучи. Растения почти не имеют листьев. Виды пустынь. От чего зависит изменение природных зон на Земле? “Засушливые зоны жаркого пояса”. Жарко целый год. Обитатели пустынь. Подумай: От количества света От количества тепла От количества влажности Докажи.

«Зоны Арктики» — Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и мхи. Зимой в Арктике полярная ночь. Выступление географов. Окружающий мир 4 класс. Значение Арктики для человека. Цели: Выступление ботаников. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники.

Источник



Природа этой зоны очень ранима

Урок по географии для 8 класса, разработанный учителем географии

С.Г. Брюховецкой.

Тема: «Арктическая пустыня. Тундра. Лесотундра».

Цели: — изучить особенность природы арктической пустыни, тундры,

— развитие умения сравнивать разные тематические карты (прием

— воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон России, электронные уроки «Уроки Кирилла и Мефодия», электронные уроки «География в школе».

  1. Организационный момент.
  2. Повторение: — терминологический диктант по теме «Почвы»;

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с планом описания природной зоны (см. учебник стр.335).

2. Природная зона арктических пустынь.

«Страна белой смерти» (С.Цвейг)

«Страна льда и тьмы» (Ф.Нансен)

«Арктика» — медведь. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездием Медведиц – Большой и Малой.

Записать в тетрадь характерные черты зоны арктических пустынь:

Суровость климата (зима очень холодная, суровая, лето – холодное, средняя температура июля около 0), льды, снег (и зимой, и летом), айсберги, полярная ночь, ураганные ветра, полярное сияние, летом – полярный день.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об арктической пустыне.

Характерные представители животного и растительного мира – просмотр электронного урока «Уроки Кирилла и Мефодия».

3. Природные зоны тундра и лесотундра.

С помощью карт атласа по плану записать в тетрадь характерные черты тундры и лесотундры, используя сравнительный метод и прием наложения карт.

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о тундре и лесотундре.

Характерные представители животного и растительного мира – просмотр электронного урока «Уроки Кирилла и Мефодия».

Беседа по вопросам:

— Почему в тундре так много озер и болот, хотя осадков на Колымской низменности выпадает менее 300 мм, меньше чем в полупустынях Прикаспийской низменности? (Низкие температуры – малая испаряемость; вечная мерзлота – вода не просачивается вглубь; плоский рельеф, малые высоты – затруднен поверхностный сток; протаивание летом вечной мерзлоты – образование не глубоких западин.)

— Почему природа севера особенно ранима, трудно восстанавливается? (К экстремальным условиям приспособились немного видов растений и животных, т.е. видовой состав беден; малое количества тепла приводит к медленному восстановлению организмов.)

— Почему в тундре низкие летние температуры воздуха, хотя количество суммарной радиации в полярный день такое же, как на юге лесной зоны? ( Солнечная энергия расходуется на нагрев поверхности, охлаждаемой мерзлотой, охлаждает Северный Ледовитый океан.)

— Почему в тундре не растут деревья?

— Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев»? Почему для грибников тундра – настоящий рай?

IV. Закрепление.

— Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

1.Природная зона легко ранима.

2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

3. Значительные площади покрыты ледниками.

4. Средняя температура января -26-28С, а июля +1-4С.

5. Сильные ветры.

6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

7. Расположена на островах Арктики.

8. Увлажнение избыточное, много болот и озер.

9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

10. На южной границе средняя температура июля +10С.

11. На скалах «птичьи базары».

12. Лето короткое и холодное.

13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

14. В реках и озерах много рыбы.

15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.

Арктическая пустыня: 1,3,4, 5,7,9,11,12,15.

— Электронные уроки «География в школе» «Арктика».

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание: параграф 26; нанести на контурную карту изученные природные зоны.

Против мягкого иноземного господства поляки восстают, потому что могут, против сурового — потому что должны. Мауриций Мохнацкий
ещё >>

Источник