Уголок живой природы в группе детского сада

Организация уголка природы в детских садах по ФГОС

Ребенок познает окружающий мир, опираясь на яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы в детском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируется ценностное отношение к окружающему миру.

Что такое уголок природы в ДОУ

Уголок — часть развивающей предметно-пространственной среды. Он оформляется в каждой группе либо располагается в отдельной комнате детского сада. Создавая предметно-развивающее пространство экологической направленности, педагог должен учесть, что СанПиН 2.4.1.3049-13 не позволяет следующее:

  • размещение в группах живых существ: птиц, животных и рыб;
  • размещать растения на подоконниках и в спальне;
  • живые существа на территории ДОУ должны быть безопасными и здоровыми.

Важно! Перед созданием пространства педагог должен ознакомиться с требованиями ФГОС ДО к данной деятельности, а также изучить программы и методики экологического воспитания.

Значение экологических и природных уголков в детском саду

Угол живой и неживой природы является важным средством экологического воспитания. Деятельность детей и педагога в нем направлена не только на получение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, но и на получение практического опыта.

  • развитие познавательного интереса: расширение знаний детей о природе, формирование интереса к познанию новых природных явлений, повышение уровня развития логического мышления и внимания;
  • развитие эко-эстетического чувства: видение красоты окружающей среды, развитие творческого воображения;
  • воспитательное значение: формирование бережного отношения к природе, чувства патриотизма, любви к природе;
  • практическое значение: приобретение навыков ухода за жителями уголка, развитие трудолюбия, ответственности, активности.

Помимо вышеперечисленного можно отметить, что растения оздоравливают атмосферу в помещении, увлажняя и очищая ее. Живой уголок в типовом ДОУ является и средством снижения заболеваемости.

Что он должен содержать

Поскольку экологические знания делятся на две части: знания о живой и неживой природе, то и содержание уголка должно соответствовать образовательным запросам. По ФГОС ДО основными элементами являются:

  • безопасные однолетние и многолетние растения;
  • инвентарь по уходу за растениями;
  • календарь природы;
  • разнообразный материал неживой и живой природы: камни, орехи, желуди, песок, глина и т. д.;
  • емкости для опытов с неживой природой и т. д.

Полезно! Знания и о живой, и о неживой природе важны для будущего обучения в школе.

Оформление уголка живой природы по ФГОС

ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.

В младшей группе

Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности.

Уголок младшей группы может включать следующее:

  • растения с четко видимыми частями;
  • ярко и долгоцветущие растения;
  • растения с пестрыми листьями.

Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.

В средней

Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:

  • полив растений;
  • опрыскивание из пульверизатора;
  • отирание крупных листов влажной тряпкой;
  • рыхление земли.

Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.

В старшей

С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:

  • растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
  • луковицы и клубни;
  • более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).

Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.

В подготовительной

Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:

  • о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
  • о способах размножения растений;
  • о вариантах ухода за обитателями.

Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).

Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.

Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.

Рекомендации и требования по подбору материала

Требования при организации природного пространства:

  • яркое и красочное оформление;
  • безопасная мебель и оборудование;
  • календарь природы в каждой возрастной группе;
  • расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
  • инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
  • природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
  • украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.

Требования к отбору обитателей:

  • только типичные представители конкретного региона;
  • для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения;
  • необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников;
  • каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями;
  • возможно размещение только безопасных растений.

Необходимо проводить занятия по временам года:

  • весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
  • лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
  • зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
  • осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.

Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.

Анализ уголка природы в ДОУ

Анализ уголков должен начинаться с оценки соответствия требованиям ФГОС ДО. Среди параметров:

  • безопасность;
  • доступность;
  • полифункциональность;
  • соответствие возрасту детей;
  • разнообразие;
  • дизайн.

После выставления оценок по карте предметной среды, можно перейти к оценке внешних параметров уголка: наглядность, эстетичность, удобство расположения экспонатов. Также следует продиагностировать наличие пособий для педагогов по устройству уголков.

Большое значение имеют конкурсы, которые проводятся многими детсадами. Конкурс заключается в том, что в течение месяца группы готовят уголки к смотру: подбирают мебель, приводят в порядок растения и т. д. Заведующая ДОУ определяет членов жюри, в число которых обязательно входят представители других садов. По баллам определяется класс победителя.

Полезно! Выигрывают, как правило, группы, не только соответствующие требованиям ФГОС, но и отличающиеся уникальностью, особым творческим подходом к презентации.

Источник



Уголки природы в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

При оформлении уголков природывоспитателю важно учитывать:

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но, не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно- образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков природы

уголок природы должен быть ярким и красочным;

• стеллажи, полки обязательно закреплены;

• календарь природы в каждой возрастной группе;

• недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;

• цветы располагаются на уровне глаз ребенка;

• оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;

природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;

• оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Читайте:  Агентский договор просто о сложном или детали решают вс

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Значение уголков природы в ДОУ

-Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого –эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время.

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения.

Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.).

Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

В уголок природы младших групп помещают растения,имеющие : -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан

-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус

Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

В средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев,так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья.При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природыпополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы и клубнелуковицы.

• 2 вида традесканций,

• витис (комнатный виноград)

разные виды бегонии

В старшей группе в уголок природы размещают 8-10 видов растений

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.

Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно,

Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений. побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус)

размножение клубнями (глоксиния)

живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм

Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

-Букеты осенних цветов в вазах;

-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)

-Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа)

Зимой: -Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)

-Ветки деревьев и кустов в вазах;

-Экибаны, поделки детей

Весной : -Ветки деревьев и кустарников в вазах;

-Ящики с рассадой;

-Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)

Летом: букеты цветов в вазах

В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений.

Заполнение календаря природы — дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.

В младшей группе вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. Рассматривают волшебный круг и закрепляют время года, называя его отличительные черты (ветер, дождь, снег, солнышко).

В средней группе взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставить их на табло календаря природы.

В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная осенняя или зимняя погода»

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками — галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть -цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Слайд №24Дневник наблюдений за ростом и развитием растений

Слайд №25 «огород на окне»

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь: натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи. наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Рисунки детей о природе и поделки из природного материала. Материал для труда. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. Дидактические игры природного содержания.

Инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.)

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Слайд №28 макеты

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Источник

«Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»
учебно-методический материал на тему

Майорова Анна Александровна

Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Главная особенность экологического центра – это непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность с дошкольниками, а детям максимально проявить активность и самостоятельность. В течение всего дня дети по желанию могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.

Какое значение имеет уголок природы?

  • Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого – эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
  • Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
  • Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Читайте:  Iskakova_leyla_ _zapovednik_shulgan tash_ _2018_ _402072 jpg

Экологически правильное содержание комнатных растений – это соответствующее их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места, температуры и влажности помещения; полив в необходимом количестве, подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни. Экологически правильное содержание комнатных растений не может быть осуществлено без знания их биологических потребностей, мест и условий их природного обитания. Эти сведения можно почерпнуть из специальной литературы, посвященной комнатному цветоводству, а так же в методической литературе.

Организация уголка природы в разных возрастных группах .

При подборе растений в данной группе следует учитывать особенности восприятия детьми предметов: ребенок, прежде всего, в данном возрасте обращает внимание на самые яркие и красивые, формируется способность узнавать предмет, различать и называть отдельные его части. Поэтому дети младшей группы должны узнавать и называть 2–3 растения, их части. В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части, красиво, обильно и долго цветущие. Заинтересуют детей и растения с пёстроокрашенными листьями. Для того, чтобы учить детей обтирать влажной тряпочкой листья, необходимы в уголке природы растения с крупными, крепкими, «кожистыми» листьями. Рекомендуемые растения для уголка природы младшей группы представлены в таблице (приложение №1). Из предложенных растений воспитатель подбирает 4 – 5 видов. Для того, чтобы дети учились находить и узнавать одинаковые растения, необходимо иметь в уголке два экземпляра одного растения.

В данном возрасте необходимо формировать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине, текстуре поверхности, устанавливать сходство и различие, обобщать по тем или иным признакам. Увеличивается количество растений, усложняются знания о них. Дети знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни.

В средней группе уголок пополняется растениями, имеющими разную форму и величину листьев (узорчатые опушенные листья, с зазубринами по краям); различную степень полива. Необходимо оснастить уголок разными видами растений одного семейства (герань, бегония, лилия). Одновременно в уголке средней группы должно быть размещено 5 – 6 видов растений по 2 – 3 экземпляра (таблица в приложении № 2).

В данной группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений. Знания детей существенно расширяются. Дети узнают, что для роста растения необходимы условия (свет, влага, тепло, почвенное питание), без которых оно погибает. Для разных растений эти условия различны. Дети так же узнают о способах размножения растений. Постановка новых задач требует размещения в уголке новых растений: с разнообразным строением стебля, имеющие разные способы размножения, потребности в степени полива и освещения. Следует разместить и растения, обладающие лекарственными свойствами. Уголок природы старшей группы оснащают 6 – 7 видами растений, перечень которых указан в таблице (приложение № 3).

Каждое растение уголка природы должно быть снабжено моделью обозначения его потребности во влаге, свете, дополнительном уходе (опрыскивании, рыхлении).

Следует четко различать растения, уход за которыми осуществляет ребенок (наличие маркировки), и растения, за которыми ухаживают взрослые (интерьерные растения – маркировка не нужна).

Растения в уголке природы, за которыми ухаживают дети, должны быть расположены на доступном для детей уровне и обязательно должны быть расположены растения с учетом их комфортного произрастания (тенелюбивые и светолюбивые).

Фенологический уголок – определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.

Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.

Осенью в уголок природы помещают растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев, поздноцветущие дикорастущие растения (бархатцы).

Во второй половине января в банки с водой (t – 16-20 градусов) помещают срезанные ветки деревьев и кустарников с целью их оживления, появления почек, листьев и цветов (ветки яблони, черемухи, вишни и сирени).

Посадки овощных культур дают возможность детям в течение года наблюдать за ростом растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Для выращивания лука на перо предварительно замоченные в течение суток луковицы высаживают в ящик рядами. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше всего ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики и засыпают слоем песка и перегноя. Ящики покрывают стеклом и ставят в теплое место. Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.

В течение зимнего периода, начиная с января, в уголке природы проращивают корнеплоды (брюква, репа, редька и т.д.)

Так же в фенологическом уголке производят выгонку луковичных растений (тюльпан, гиацинт, нарцисс). До посадки их хранят в темном сухом месте, а затем в октябре производят посадку. Техника подготовки и выгонки растений описана в методике ознакомления детей с природой под ред. Саморуковой.

С детьми старшего возраста проводят опыты и эксперименты, которые затем фиксируют в дневниках наблюдений с помощью зарисовок или моделируют состояние растений. Например, помещают 4 дидактические луковицы с различной потребностью в свете и влаге: для первой – обеспечена потребность в свете и влаге; для второй — влага отсутствует, но есть свет; для третьей – есть влага, но луковица помещена под темный колпак (отсутствие света); для четвертой – нет ни света, ни влаги.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках, например, репчатый лук. Графическая модель у детей особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Такая модель в виде календаря за растущим луком может быть создана с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Несколько иначе выглядит дневник наблюдений, в котором зафиксирован рост овощной культуры. На каждой странице такого дневника, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время, за которое происходит изменение растения (рисуется полоска времени «неделя», а не цифровое обозначение); условия, при которых происходит изменение растения; условия, при которых, происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития овощной культуры – это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксации погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни недели, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками.

Такой дневник – полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания.

Организация уголка экспериментальной деятельности.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) Место для приборов

3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) Место для проведения опытов

5) Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Источник

Уголок природы в детском саду

С раннего возраста у детей закладываются не только основы личности, но и большинство ценностей, в частности отношение к природе. Уголок природы в детском саду не просто часть интерьера, его значение трудно переоценить. Непосредственная близость с природой оказывает на дошколят положительное влияние, делая их добрее, внимательнее и мягче. Ухаживание за обитателями уголка развивает в детях ответственность, бережливость и заботливость. А наблюдения за изменениями в природе, происходящими в разное время года, формируют у малышей любознательность, умение логически мыслить и подмечать детали.

уголок природы в детском саду

Что важно учесть, формируя природный уголок в детском саду?

Живой уголок в детском саду оформляется в каждой возрастной группе с учетом санитарных норм, возраста воспитанников и их возможностей.

Правилам САНПИНа для ДОУ 2.4.1.3049-13 п.6.11. установлено, что размещение животных, аквариумов и птиц в групповых комнатах (раздевальная, групповая, спальня, буфет, туалет) не допускается.

Поэтому главными обитателями уголка станут растения: комнатные цветы и мини огород на подоконнике. Мини огород составляется из чеснока, лука, овса и других культур, выращиваемых в ящиках осенью и зимой.

Читайте:  Удивительное в звуке природы

Требования к подбору растений

  1. Труд в уголке природы должен быть доступен малышам по времени и по силе, поэтому растения подбирают неприхотливые в пище и к уходу за ними.
  2. Растения не должны приносить вред здоровью малышей.
  3. Цветы в уголок природы в ДОУ следует подбирать разных видов для возможности сравнения.
  4. Размещая растения, нужно учитывать их биологические потребности.
  5. Оформление уголка природы в ДОУ необходимо выполнять так, чтобы дошколята могли подойти, понаблюдать, выполнить определенную работу.
  6. Растения должны иметь привлекательный вид, способный вызвать и удержать неустойчивое внимание детей.

Лучший уголок природы

Особенности подбора комнатных цветов для разных групп

Уголок природы в младшей группе должен насчитывать не более 4-5 видов неприхотливых комнатных цветов. Это растения с ярко выраженными цветами, листьями и стеблем, которые долго и красиво цветут. Отлично подойдут примула, бальзамин, фикус, герань .

Уголок природы в средней группе должен содержать 5-6 видов растений. Это цветы с разной величиной и формой листьев. В частности, агава, аспарагус, хлорофитум .

В уголок природы в старшей группе помещают от 6 до 7 видов цветов по 2 или 3 экземпляра. Растения должны иметь разные стебли (стелющиеся, вьющиеся) и иметь луковицы или клубнелуковицы. К ним относятся плющ, традесканция, амариллис .

Для подготовительной группы число растений составляет 6-7 видов, которые отличаются по способу размножения (луковицы, живородящие). Например, камнеломка, бриофиллюм, циперус .

Планируя оформление уголка природы в детском саду, не забудьте предусмотреть место для хранения рабочего инвентаря, это могут быть:

  • пульверизатор,
  • лейка,
  • тряпочки для протирания листьев,
  • палочка для рыхления почвы,
  • стаканчики для рассады.

В младших группах за чистотой уголка и инструментов следит педагог. В старшей и подготовительной группе это можно делать с детьми (назначать дежурного). Работа дошколят в уголке природы проводится в соответствии с учебным планом.

живой уголок в детском саду

Природный уголок в детском саду: оформление своими руками

Оформляя уголок природы в ДОУ своими руками помните о том, что он должен содержать много наглядного материала. Самый значимый из них – календарь природы.

В группе для малышей достаточно будет поместить картину, изображающую текущее время года. А также куклу, одетую по сезону.

Для ребят постарше на стене крепится пособие с картинками времен года и состояний погоды с подвижной стрелкой в центре. После прогулки можно обсудить с детьми погоду и переместить стрелку к нужному изображению. Также в уголке природы необходимо отвести место для детских рисунков на тему проведенных наблюдений.

В старших группах детей знакомят с условными знаками для обозначения погоды. Ежедневно дошкольники отмечают колебания погоды условными знаками и в конце месяца подводят итоги: сколько дней было пасмурных, сколько солнечных, ветреных, дождливых. К концу года ребята получат представление о климате в их регионе.

Красивый уголок природы в детском саду

Часто природный и экологический уголок в детском саду объединяют в один и, помимо выше перечисленного, помещают в него:

  • набор картинок с птицами, насекомыми, животными домашними и дикими, растениями;
  • муляжи овощей и фруктов; ;
  • оборудование для проведения экспериментов – формочки, емкости разных объемов, лопатки, мерные ложки. Можно проводить дидактические игры и эксперименты с водой, песком, камнями, ракушками, глиной для изучения их свойств.

Деятельность в уголке природы способствует развитию у дошколят трудовых навыков. Уже в младшей группе педагог привлекает детей к выполнению посильных трудовых поручений. В старшей группе вводится дежурство по уголку.

Работа в уголке природы доставляет ребятам много приятных впечатлений. Дошкольники учатся понимать окружающий их мир, замечать как общие, так и индивидуальные признаки объектов природы, что подводит их к пониманию неповторимости и разнообразия живых организмов. Общение с природой стимулирует в детях жажду творчества. Правильно организованный живой уголок является мощным воспитательным инструментом в эстетическом, психологическом и нравственном развитии детей.

Источник

Уголок живой природы в группе детского сада

Природный уголок в детском саду создаст уютную атмосферу в группе, поможет ребятам переключиться между занятиями, изучить растительный и животный мир и ухаживать за растениями.

Уголок природы в детском саду по ФГОС

  • Животных запрещено размещать: в раздевалках, спальнях, групповых помещениях. Для животных отводится отдельная комната, а дети туда приходят посмотреть на животных под контролем воспитателя.
  • Растения в живом уголке не должны затеняться мебелью и игрушками.
  • Детям не должны вреда причинять растения и животные, которые составляют живой уголок.
  • Нельзя составлять уголок из колючих или ядовитых растений, мелких природных материалов (камушки, горох, ракушки).
  • Для исследования растений можно давать семена, которые запаяны в пластиковые пакеты или увеличительные стекла в оправе старшим детям. Младшие группы пользуются пластиковыми муляжами растений, листьями и каштанами.
  • Удостоверьтесь, что у воспитанников нет аллергии на животных или какие-либо растения.
  • Мебель крепите хорошо, полки развешиваются на уровне детских глаз.
  • Оформите уголок ярко и эстетически.
  • Уголок необходимо снабдить необходимыми растениями и оборудованием согласно возрасту воспитанников в группе.

ugolok6

Уголок природы в детском саду оформление картинки

plants_in_kindergarten_4na-stole-stoyat-makety-derevev-v-raznoe-vremya-goda-sleva-podelka-iz-verevkioformlenie-detskih-ugolkov-v-detskom-sadu-ugolok-prirody-zhivoj-ugolok-620x330ugolok3priroda112059vospitatelnica-pokazyvaet-na-stenu-s-maketami-derevev-v-raznoe-vremya-goda-deti-stoya-slushayut4-119na-stene-na-sinem-fone-prikleeno-bolshoe-bumazhnoe-derevo-na-nebolshih-belyh-stolah-cvety-v-belyh-gorshkah

Дерево уголок природы в детском саду

  • Можно изготовить дерево своими руками для изучения, желательно со сменными листьями. Заготовьте оранжевую листву, зеленую. Зимой оно будет без листьев.29c6b4932a933880f96810a5f07e5fe2
  • Дети могут изучать живой фикус, напоминающий дерево.derevo2
  • Как вариант – заготовка дерева с плодами, меняющееся посезонно при вращении.derevo3
  • Фотообои дерева с его обитателями.derevo4

Цветы уголок природы в детском саду

  • Подбираются растения, требующие разнообразного ухода.
  • Для уголка подойдут цветы с яркими листьями и соцветиями. Несколько видов должны кардинально отличаться между собой: шириной листьев, подвидом и цветами.
  • Цветы не должны быть ядовитыми, заранее побеспокойтесь о безопасности.

cvety

Уголок природы в детском саду растения

  • Подбирайте конкретных представителей определенных групп растений;
  • Растения должны быть привлекательными внешне, насыщенного цвета;
  • Выбирайте растения, неприхотливые в уходе;
  • Имейте как минимум два растения одного вида, но отличающиеся определенными чертами (цветом соцветий);
  • Каждое растение должно иметь паспорт и табличку с названием, а также требованиями по уходу.

9b0ed8f6098a12ec187b54b4f2704548

Уголок природы в детском саду цель

Изучение природных материалов, растений и животных. Умение определять виды животного и растительного мира и знать названия растений и животных. Украшение группы и разгрузка умственной деятельности ребенка.

Шаблоны для уголка природы в детском саду

10913_24398-700x5029a39db41a136eb13fff862708015de5c-700x510colage1-700x479ugolokprirodi2ugolokprirodi1edfbehsmalldux12-2dou12-010c48aab9fc943e1b6c1beeae393315b3219464346

Название уголок природы в детском саду

  1. «Мы – природа»
  2. «Малыши и природа»
  3. «Природа удивительна»
  4. «Природные чудеса»
  5. «Мир растений и животных»
  6. «Природная обучалка»
  7. «Наглядная природа»
  8. «Дикий мир в группе»
  9. «Живой островок»
  10. «Природа в саду»

Уголок природы в детском саду подготовительная группа

  • Комнатные растения – можно подобрать цветущие и не цветущие, чтоб была возможность сравнивать. Пусть растения будут разнообразные: вьющиеся, лиственные, суккуленты.
  • Мини-огород – можно выращивать вместе с детками лук либо овес. Посадку производите на занятиях. Пусть дети зарисовывают изменения роста рассады.
  • Аквариум – ознакомьте с жителями аквариума и его наполнением.
  • Животные – подойдет для сада морская свинка. Пусть ребятня ее кормит и ухаживает за ней.
  • Зона изучения природного материала – листьев, желудей, скорлупы орехов, ракушек. Можно использовать природный материал в творчестве.
  • Календарь природы.

detsad-392090-1524933406

Уголок природы в детском саду старшая группа

  • Расширяется ассортимент растений, можно добавить вьющиеся растения. Детям необходимо показать, что есть луковичные растения, клубневые.
  • Сигнальные карточки для запоминания растений. Можно сделать карточки-смайлы. Воспитатель вешает, например, зеленый смайлик на растение – это означает, что его нужно полить.
  • Календарь природы, в котором дети сами рисуют погоду и наблюдения за природой, ростом растений.

slide-11

Уголок природы в детском саду средняя группа

  • Пять декоративных растений. Дети уже должны уметь за ними ухаживать. Пополняется живой уголок алоэ, бегонией, аспарагусом. Листья должны быть разными, чтобы воспитатель мог рассказать, какие опрыскиваются, а какие протираются кисточкой.
  • Инструменты по уходу за растениями.
  • Календарь природы + дни недели. Заготавливаются изображения солнца, тучки, капель для обозначения погоды.
  • Коллекция семян, листьев и камней, приклеенные к основе или запаянные в пакет, чтобы дети не могли их оторвать.
  • Игрушечные фигурки животных.

Уголок природы в детском саду младшая группа

В уголке должны быть:

  • Три растения с листьями покрупнее, хорошим стеблем и долгоцветущие (фуксия, герань, примула).
  • Календарь природы с хорошо различимыми картинками времен года.
  • Кукла, одетая по сезону.
  • Макеты овощей и фруктов.
  • В контейнерах природный материал (каштаны, шишки).
  • Инструменты, чтобы ухаживать за растениями (лейки, губки).
  • Картинки с изображениями растений и животных.

При составлении уголка природы главное – подобрать безопасные материалы согласно возрасту воспитанников группы и красиво все оформить.

Источник