Труд в природе в подготовительной группе цели и задачи

Конспект организации труд в природе для детей подготовительной группы

2. Содержание труда: Уход за комнатными растениями. Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.

3.Новые слова: рыхлить, опрыскивать, алоэ, хлорофитум, герань.

4. Форма организации труда: коллективный (подгруппами).

а) Формировать умение видеть необходимость работы и ставит её цель по собственной инициативе, действовать под влиянием общественных мотивов, осознавать значимость и необходимость работы.

б) Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения. Формировать умение самостоятельно излагать план действий в уже освоенных процессах, с помощью вопросов педагога во вновь вводимых заданиях.

в) Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться. Формировать навыки и способы действий во вновь вводимых заданиях.

г) Формировать привычку настойчиво добиваться цели, правильно оценивать результат своей и общей работы; находить с помощью педагога причины недостатков в трудовой деятельности.

д) Развивать интерес и привычку к работе. Формировать готовность участвовать в общем труде на равнее со всеми, не избегая скучных дел, осознавая их значимость для окружающих. Приучать к самостоятельности в организации и исполнении освоенных трудовых процессов, находить выход из затруднительного положения.

е) Формировать умение и желание помочь товарищу, быть справедливым при распределении работы; навык убеждать в своей доброте, не проявляя досады; доброжелательность и справедливость при оценке чужих результатов; проявление сочувствия к чужим неудачам; бережное отношение к продуктам чужого труда.

ж) Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда, стремление устранить неисправность с помощью взрослых. Приучать экономно, расходовать материалы, быть осторожным с хрупкими предметами.

з) Формировать интерес к труду взрослых (в детском саду и дома, привычку охотно откликаться на просьбу старшего, замечать труд других людей и предлагать им свою помощь.

6.Материал: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

7.Методика руководства: Беседа, помощь, совместные действия, художественное слово, напоминание, распределение обязанностей.

8. Организационно-методические указания:

Дети подходят к воспитателю.Воспитатель начинает беседу:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .

— Комнатные растения – это живые существа?

— Бывает ли им больно?

Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.

— Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .

— Как надо ухаживать за комнатными растениями?

Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

— А теперь отгадав загадки, вы узнаете, за какими комнатными растениями мы будем ухаживать.

Лист горбочком, желобочком

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечить нас в любой час (Алоэ)

На окнах зеленеют

Круглый год цветут (Герань)

С горы на паутинках

Зеленые пучки (Хлорофитум)

Дети подходят к комнатным растениям.

— Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит — это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

-Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью, хлорофитумом, алоэ.) .

— Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Во время труда играет тихо спокойная музыка.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Дети читают стихи:

Есть такой цветок — алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок

И заживет в кратчайший срок.

Вот цветок замысловатый,

Листья вниз свисают,

Всем полезен, знаю!

На окне в такую рань

Даже очень хороши-

Так решили малыши.

9. Оценка труда:

— Вам понравилось трудиться?

-Ребята, зачем нам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

— Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение?

«Маленькие огородники». Труд детей в природе«Маленькие огородники». Труд детей в природе «Маленькие огородники»Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное.

«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа).«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа). Конспект организации и проведения труда в природе (старшая возрастная группа.) Тема: «Мы сажали огород — посадка рассады помидоры»..

Конспект НОД «Коврик-дорожка» из полосок цветной бумаги. Ручной труд с детьми подготовительной группыКонспект НОД «Коврик-дорожка» из полосок цветной бумаги. Ручной труд с детьми подготовительной группы Тема. «Коврик дорожка» из полосок цветной бумаги. Ручной труд. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию «Труд людей в природе. Сажаем деревья».

Конспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группыКонспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое воспитание», «Физическое.

Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группыКонспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Формировать представления о круговороте воды в природе. 2. Учить умению устанавливать причинно-следственные.

Фотоотчет об осенней прогулке «Труд детей в природе. Сбор ягод черной смородины»Фотоотчет об осенней прогулке «Труд детей в природе. Сбор ягод черной смородины» Цель: Продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины; Формировать умение и желание работать сообща при сборе ягод черной.

Труд дошкольников в природе (фотоотчет)Труд дошкольников в природе (фотоотчет) Много радости доставляет ребенку разнообразный труд в природе, а также способствует его всестороннему развитию. В процессе труда у детей.

Труд, его место в организации жизни детей Дети 6-7 лет проявляют живой интерес к труду взрослых, стремятся принять в нем участие или сделать что- нибудь самостоятельно. Но часто оказывается.

Труд в природе «Обучение детей поливу комнатных растений» (младшая группа) Программные задачи: — учить детей практическим навыкам поливки — познакомить детей со структурой трудового процесса — воспитывать отношение.

Источник



Подготовительная к школе группа.Труд в природе.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Огурцова Елена Владимировна

В подготовительной к школе группе продолжается работа по уточнению знаний детей о представителях растительного и животного мира, об особенностях внешнего вида и повадках животных, способах размножения растений, о сезонных изменениях в жизнедеятельности животных и растений; прививается доброжелательное и ответственное отношение к окружающему. Ведется работа по осмыслению законов природы, влияющих как на жизнь самой природы, так и на жизнь человека. Продолжается формирование умения выращивать комнатные растения, овощные и цветочные культуры, самостоятельно планировать работу в уголке природы; работа по развитию познавательного интереса к природе.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование интереса к природе и труду. 22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

В подготовительной к школе группе продолжается работа по уточнению знаний детей о представителях растительного и животного мира, об особенностях внешнего вида и повадках животных, способах размножения растений, о сезонных изменениях в жизнедеятельности животных и растений; прививается доброжелательное и ответственное отношение к окружающему. Ведется работа по осмыслению законов природы, влияющих как на жизнь самой природы, так и на жизнь человека. Продолжается формирование умения выращивать комнатные растения, овощные и цветочные культуры, самостоятельно планировать работу в уголке природы; работа по развитию познавательного интереса к природе.

Дети седьмого года жизни пытаются довольно успешно классифицировать объекты растительного и животного мира по существенным признакам, с интересом ищут и находят причину тех или иных явлений, пытаются понять последствия своих поступков.

На занятиях педагог продолжает обращать внимание детей на способы приспособления животных и растений к среде обитания. Предлагает вниманию дошкольников различные проблемные и опытнические ситуации. В процессе их разрешения дети учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, опираясь на свои знания о взаимозависимостях в природе.

Детей седьмого года жизни привлекают к следующим видам деятельности:

— уходу за объектами природы в уголке природы и на территории детского сада;

— участию в творческой и опытнической работе в процессе труда в природе.

В осенний период дети наблюдают, как взрослые сажают молодые деревья на территории детского сада. В ходе беседы педагог закрепляет знания детей о строении, способах пересадки растений. Дети собирают урожай овощей, участвуют в перекапывании огорода. Педагог интересуется, что дети хотят посадить на следующий год. Можно посеять под зиму семена овощных культур (морковь, свекла), а также зелени (укроп, петрушка и т. д.). После посева на грядках устанавливаются таблички, на которых изображены растения. Дети участвуют в сборе осенних листьев и отправлении их на компост (в компост можно добавить измельченную дернину).

Педагог совместно с детьми рассаживает разросшиеся многолетники по клумбам и рабаткам. Рассказывает, что за весну и лето растения разрослись, им стало тесно, они забирают друг у друга питательные вещества. Воспитатель показывает, как нужно аккуратно выкопать многолетники, разъединить разросшиеся семейства (ирисы, лилейники и т.д.), посадить их на свободные места на клумбах. Он не только показывает, как правильно выполнить то или иное действие, но и привлекает детей к осмыслению операций с помощью вопросов: «Как вы думаете, как лучше сделать? А как сделать правильнее?» и т. д.

После сбора семян однолетних культур дети помогают убирать растения с клумб и рабаток. Педагог показывает, как нужно обрезать многолетние растения, как укрывать более нежные растения и теплолюбивые деревья (их обертывают рогожей или закрывают валежником), чтобы они не замерзли за зиму. Под зиму можно посадить семена двулетников (анютины глазки, рудбекию и др.), новые многолетники.

При перекапывании грядок, равнении рабаток, клумб желательно запастись землей и песком для работы зимой и ранней весной в уголке природы (для пересадки растений и выращивания рассады и зеленого корма для птиц, для опытной работы по выявлению свойств и качеств объектов неживой природы и т.д.).

В зимний период проводится работа по подкормке птиц. В конце осени и в начале зимы дети принимают участие в сбивании снега с ветвей кустарников, особенно после сильного снегопада. Можно познакомить дошкольников со сказкой, в которой описываются свойства снега («Мороз Иванович»), на прогулке раскопать снег и показать, что под ним спит зеленая трава. В зимний период очистка участка от снега становится обязанностью детей. Ее лучше выполнять по подгруппам: сегодня работает одна группа, завтра другая.

Весной дети подготовительных групп наблюдают за пробуждением природы, за трудом взрослых (обрезкой сухих ветвей деревьев и кустарников, за покраской известью стволов деревьев). В этот период желательно сводить детей на экскурсию в оранжерею, парники. Следует обратить их внимание на планировку теплиц, на подготовленную к посевам землю, ровные грядки, на которых уже зазеленели всходы, познакомить с трудом работающих здесь людей.

Весной проводится работа и во фруктовом саду Дети привлекаются к рыхлению земли вокруг фруктовых деревьев и плодово-ягодных кустарников. Педагог объяснят, что не следует засыпать землей стволы деревьев или кустарники.

В начале апреля во время прогулок на огород педагог обсуждает с детьми, где что лучше посадить, как разбить грядки. Дети решают, на какие грядки будут сажать семена, а на какие — рассаду (овощные культуры, требующие много времени на созревание, высевают на прежнюю грядку не раньше, чем через три года). Важно, чтобы дети осознавали важность принятых ими решений. Дошкольники принимают участие в создании грядок, их выравнивании, добавлении компоста. В конце мая — начале июня на грядки высеивают семена огурцов, кабачков, патиссонов, тыквы и др. Можно посадить семена «растений- забав» — арбуза, дыни (в средней полосе России они не вырастут: им не хватит тепла). Затем высаживают рассаду овощных культур, предварительно показав детям, каким образом это следует делать. Лучше, чтобы эту работу дети выполняли по очереди: двое сажают, остальные наблюдают и т. д. Наиболее хрупкие растения сажает педагог, например, рассаду помидоров. Он же подвязывает растения. Дети наблюдают за появлением первого цветка, первого плода.

Педагог знакомит детей с хорошими и плохими соседями, которые могут оказаться на грядке. Он объясняет, что урожайность зависит от совместимости некоторых овощных культур: растения, занимающие много места, можно совмещать с более компактными растениями. Небольшие быстро созревающие овощи (салат, редис) можно подсевать в междурядья основной культуры, пока она не достигла полного роста. Воспитатель рассказывает, что томаты хорошо растут рядом с петрушкой, огурцы с укропом, баклажаны с фасолью, свекла с капустой, салатом, редисом и редькой, свекла с луком и т.д. [1]

Дети участвуют в планировании цветников. Они разбивают их по ярусам (высокие растения сажают дальше, низкорослые ближе), цветовой гамме, совместимости цветочных культур.

Педагог учит детей наблюдательности. Он предлагает им внимательно рассматривать растения, отмечать изменения, произошедшие с ними: появление цветов, плодов. Можно предложить детям зарисовать понравившиеся растения, а затем провести выставку рисунков. Можно завести фотоальбом и помещать в него фотографии детей во время работы на огороде и в цветнике.

Работа в уголке природы

В подготовительной к школе группе в уголке природы появляются новые растения (циперус, камнеломка, аспидистра, кактусы), рыбы (гуппи, меченосцы, пецилии и т.д.).

Дети дежурят теперь по 2-3 дня подряд. Дежурные также занимаются выращиванием зеленого лука и зеленого корма (овес, пшеница) для птиц. Они определяют, когда что надо посадить, чтобы у птиц всегда был корм. Весной, летом и осенью дежурные собирают листья одуванчиков для сухопутных черепах, птиц, живущих в уголке природы. Педагог проводит работу по формированию у детей умения распределять между собой трудовые функции.

Дети продолжают учиться правильно определять состояние комнатных растений, обеспечивать их необходимыми условиями для жизни, содержать в чистоте; осваивают трудовые операции по рыхлению, опрыскиванию цветов.

В феврале проводится знакомство с луковичными растениями, которые могут выращивать сами дети. Продолжается работа по ознакомлению дошкольников с различными способами размножения растений (усами, листовыми пластинками, черенками, корневищем и т.д.).

Закрепляются знания детей о разнообразии мира растений. Педагог в беседах с дошкольниками выясняет, как распознать, какие растения влаголюбивы, а какие засухоустойчивы. Дети уже имеют первичные представления о родине этих растений и вполне могут постичь простейшие логические связи между средой их обитания на родине и приспособлением к новой среде. Педагог напоминает, как важно учитывать эти сведения при уходе за комнатными растениями. В первое время лучше скомпоновать растения по климатическим зонам, что поможет детям, с одной стороны, хорошо запомнить их внешний вид, а с другой — научиться правильно поливать их.

Дети, руководствуясь своими знаниями об условиях, необходимых для нормального роста и развития растений, пытаются каждое из них поставить на солнечное окно. Педагог должен объяснить им, что не всем растениям нужен яркий солнечный свет. Это зависит от родины их происхождения и от того, где росло растение: внизу, под деревьями (как папоротники), или на деревьях (как лианы — филодендрон, сингониум, сциндаптус). Воспитатель проводит серию бесед на эту тему и вместе с детьми уточняет, где какое растение должно находиться.

В январе начинается работа по подготовке и выгонке овощной и цветочной рассады. Работа по выращиванию рассады перцев начинается с середины января, томатов — с начала февраля. Однолетние цветочные культуры, такие как астры, бархатцы, лучше выращивать рассадой (с февраля по апрель).

Дети знакомятся с наиболее эффективными способами работы с овощными культурами. Можно провести следующий эксперимент: одни семена сразу посеять в ящик, а другие прорастить и посадить, когда вырастут корни, а затем понаблюдать, где быстрее появятся всходы. (Такую же работу можно провести на огороде: часть овощных культур посадить семенами, а часть рассадой.) Желательно работать с разными сортами семян одной овощной культуры (например, перец сладкий и горький, желтый и красный). Дети увидят, что из примерно одинаковых семян вырастают разные овощи (перцы разные и по цвету, и по форме). Во время выращивания рассады для огорода и цветника дошкольники знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода.

Часть овощных культур (1-2 растения) можно оставить в уголке природы для того, чтобы дети могли наблюдать за изменениями в их развитии, а также для того, чтобы познакомить дошкольников с искусственным опылением.

Педагог вводит понятие «цикл жизни» растения (от проращивания семени до появления новых семян); объясняет, что такое «пересадка со стулом». Ее делают тогда, когда растение нужно переместить в больший горшок. При такой пересадке, когда растение пересаживается вместе с земляным комом, практически невозможно повредить корневую систему. Это очень важно для жизнедеятельности растения. Дети вспоминают, как они в старшей группе готовили растение к пересадке. Педагог показывает, как извлечь растение из горшка; обращает внимание на тесно переплетенные корни. Он объясняет, что теперь корни почувствуют свободу, простор нового «домика», будут хорошо расти и «кормить» свое растение. («По стеблю пойдут вода и питательные вещества, необходимые для роста. Растение станет больше и красивее. Своим внешним видом оно скажет нам „спасибо' 1 . А мы ему ответим: „Пожалуйста!"».)

Важно вести альбом природы, куда дети зарисовывают особенные дни в жизни растений и животных: появление бутонов, цветов, плодов, всходов рассады; птенцов у птиц и т. д.

В этой возрастной группе педагог старается вести работу так, чтобы дети получили максимум самостоятельности как в принятии решений, так и в выполнении трудовых действий на благо природы. Педагог оценивает деятельность детей словесно или почетными знаками (солнышко, звездочка) на графике дежурств. Он пытается вызвать у детей радость не только за свои достижения, но и за достижения товарища; старается развить у них умение контролировать свои действия, добросовестно относиться к выполняемым трудовым операциям.

Источник

Труд в природе. Возрастные особенности и программные задачи.

Значение труда в природе и требования к его организации.Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

Педагогические требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их. Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом, копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни, подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5 — 7 минут, в средней — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте – 15 — 25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Труд может быть организован как труд рядом. Эта форма организации труда используется в основном в младших группах. Участвуют вся группа детей. Например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая.

Каждый ребенок действует в своем темпе, со своим посадочным материалом, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий, начиная со средней группы и труд совместный, начиная со старшей группы.

В общем труде участвуют несколько детей или вся группа, разделенная на подгруппы. Каждый ребенок или подгруппа детей при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Например, каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений. В результате все вместе сделали растения чистыми.

Труд совместный различается тем, что процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляют один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше. Например, одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки). В конце воспитатель объясняет, что от качества труда каждого ребенка или подгруппы зависит общий результат.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т. д.

Содержание труда и методика руководства им в младших группах. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выпол­нением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положи­тельная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях.

Содержание труда и методика руководства им в средней группе. Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).

Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).

В средней группе большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2 — 3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 — 3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Большое место занимают коллективные формы труда. Их, в основном, воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.

У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проходит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д.

Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2 — 4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств — до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом в старшей и подготовительной к школе группах является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как).

Источник

Конспект НОД «Труд в уголке природы» Подготовительная группа

1. Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой.

2. Развивать интересе к комнатным растениям (папоротник, фиалка, драцена, лимонник, пепелония)

3. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к растения и уходу за ними.

4.Активизировать словарь детей: пульверизатор, рыхление, широколистные, передники

5. Продолжать формировать умения ухаживать за комнатными растениями (поливать, протирать листья тряпочкой, кисточкой, рыхлить, опрыскивать)

Интеграция: Коммуникация, музыка

Столы, тряпочки, кисточки, пульверизаторы, лейки, деревянные палочки для рыхления, передники. (индивидуально для каждого ребёнка)

Столы расставлены «Буквой П», подгруппа детей стоит за этими столами, в центре стоит стол с необходимым оборудованием.

Ход ООД:

-Внесение письма от Крота. Сегодня по дороге в детский сад, я увидела письмо около дверей нашей группы. Чтение письма детям.

«Ребята, беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их! Он послал своих помощников- пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли!

— Ребята, давайте поможем нашим растениям и прогоним плохих помощников.

— Но сначала давайте вспомним, какие растения находятся у нас в группе?

— Для чего они нужны?

— Что нужно делать чтобы растения цвели, росли и были красивыми? (ухаживать за ними)

— Что нужно для рота и развития комнатных растений? (тепло, воздух, свет, вода, хороший уход)

— Как узнать надо ли поливать растения? (земля сухая или мокрая)

— Чем надо поливать растения?

— Как правильно поливать? (поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко)

— Какие растения нужно протирать? (широколистные)

— Чем надо протирать растения?

— Как правильно протирать? (Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу)

— Если у растения мелкие листья, как за ними ухаживать? (опрыскать пульверизатором)

— Как правильно опрыскать растения?

— Как надо мыть листья с ворсинками? (Пыль на таких листочках надо счищать кисточкой)

— Какая земля должна быть в горшочках у растений (рыхлая)

— Чем будем рыхлить?

— Как правильно рыхлить? (Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать к палочкам. Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни.)

— Если у растения есть засохшие листья, что нужно с ними сделать? (аккуратно отрезать их ножницами)

— Нужна ли защитная одежда? Почему? (передники)

— Сейчас каждый встанет на своё рабочее место, посмотрит, за каким растением он будет сегодня ухаживать. (дети встают на свои места). Перед вами стол с различными инструментами. По очереди каждый подойдёт к этому столу и выберет нужный инструмент и начнёт свою работу.

Подготовка рабочего места ребёнком, отбирая предметы труда. (Воспитатель оценивает детей). Через вопросы направляет их. Советует детям, по необходимости проводит совместные действия с ребёнком.

В процессе работы детей звучит мелодия «Звуки природы»

Уборка рабочего места.

Анализ проделанной работы. (самоанализ детей)

Ребята, вы настоящие труженики. Отлично справились со всеми трудностями. И спасли растения от плохих помощников.

Хозяйственно-бытовой труд на прогулке (подготовительная группа) Пр. задачи: продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде ; соотносить свою деятельность с трудом других. Закреплять.

«Посадка гороха в уголке природы» Конспект образовательной ситуации в средней группе.«Посадка гороха в уголке природы» Конспект образовательной ситуации в средней группе. Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию с детьми средней группы Тема: «Посадка гороха в уголке природы» Задачи:.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Коллективный труд в уголке природы» Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Коллективный труд в уголке природы» Современные образовательные технологии 1. Здоровье.

Конспект совместной трудовой деятельности в подготовительной группе «Поможем растениям в уголке природы» Цель: Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «В мире животных» (подготовительная группа) Цель: -расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни -закрепить знания о том,как животные готовятся к зиме, какие.

Конспект занятия «Труд и игра, труд и творчество» старшая группа Программное содержание: Закрепить умение делать игрушки из бумаги, соблюдая последовательность: разрезать круг до середины (по радиусу,.

НОД «Работа дежурных в уголке природы» (подготовительная к школе группа)НОД «Работа дежурных в уголке природы» (подготовительная к школе группа) Цель. Совершенствовать знания детей о комнатных растениях и умение ухаживать за растениями. Задачи. Образовательная. Уточнить и закрепить.

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины «В уголке природы» Цели: Обеспечить целостное восприятие картины. Учить повторять рассказ по картине вслед за педагогом. Формировать представления у детей.

План-конспект занятия по экологическому воспитанию «Посадка гороха в уголке природы» План конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Посадка гороха в уголке природы». Задачи. Систематизировать знания о процессе.

Проект «Труд взрослых» (подготовительная группа компенсирующей направленности). Знакомство с профессией «Инспектор ГИБДД» Проблема социализации детей в нынешнем обществе довольно актуальна. Дети недостаточно осведомлены о профессиях своих родителей и профеесиях.

Источник

Труд в природе в подготовительной группе цели и задачи

2 «Полив комнатных растений». Цель: Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. «Мытьё комнатных растений». Цель: Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях. «Опрыскивание комнатных растений водой из пуливелизатора». Цель: Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива. «3еленый десант на комнатные растения» (убираем больные листья, подкормка). Цель: Учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них. «Ухаживаем за растениями».

3 Цель: Уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения. «Рыхление почвы у комнатных растений». Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями ; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе. «Посадка лука». Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле. «Посев семян цветов и овощей». Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. «Высаживание рассады, уход за ней».

4 Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями) ; об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. «Учимся заправлять свои постели». Цель: Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело. «Смена грязных полотенец». Цель: Поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. «Дежурство по столовой». Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

5 «Порядок в шкафу раздевальной комнаты» (вместе с помощником воспитателя)» Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно. «Мытьё стульчиков». Цель: учить детей помогать няни поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду. «Мытьё строительного материала». Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. «Мытьё кукол». Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие,

6 умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду. «Протираем от пыли полки для игр и игрушек». Цель: Продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других. «Наведение порядка в группе». Цель: Формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности. «Порядок в игрушках» Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей. «Стирка кукольного белья». Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других. «Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

7 Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности). «Работа в книжном уголке» (реставрация книг). Цель: Учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок. «Ремонт книг» Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам. «Моем расчёски» Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду. «Дежурство по занятиям» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Источник

Читайте:  Какое может быть общение с природой