Теоретические основы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста

Теоретические основы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста

1. Ознакомление дошкольников с природой в современных программах.

2. Общая характеристика содержания знаний о природе в программе «Пралеска».

3. Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

4. Формирование системных знаний о природе у дошкольников.

Самостоятельная работа студентов по теме.

1. Изучить содержание знаний о природе в программе «Пралеска». Результаты оформить в виде таблицы, где отразить основные направления в содержании знаний детей.

Возрастная группа Компоненты содержания знаний о природе
Человек Животные Растения Неживая природа Природные сообщества Погода и сезоны
«Малыши»
«Почемучки»
«Фантазеры»

2. Провести сравнительный анализ образовательных программ «Пралеска» и «Детство».

3. Изучить теоретические и биологические основы систематизации знаний о живой природе.

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И.Бабаевой (и др). – СПб, 1995. – 223 с.

2. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь. – 1992. – 215 с.

3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько (и др.). – Минск: НИО, Аверсэв, 2007. – 320 с.

Алгоритм проведения занятия.

Вызов.

Метод «Диаграмма Венна».

1. Преподаватель предлагает студентам провести сравнительный анализ программ «Пралеска» и «Детство» (СРС№ 2) по основным компонентам содержания знаний о природе для дошкольников. Данный вид деятельности проводится при помощи диаграммы Венна (рис. 1), в основе которой лежит схема перекрещивающихся колец. В общей плоскости кругов отражается общее, присущее всем объектам, явлениям (общее в программе «Пралеска» и программе «Детство»), а в полукругах фиксируется то, что типично для каждого сравниваемого объекта (характерные особенности двух сравнительных программ).

Рис. 1. Кольца Венна.

2. Работа в микрогруппах над программой Венна.

3. Презентация результатов сравнения.

Осмысление

Метод «Логическая цепочка»

Реализация метода.

1. Преподаватель знакомит с условиями реализации метода (СРС №1): некоторым студентам предлагается выбрать одну из карточек, на которой написано слово (словосочетание), например: «Человек», «Животные», «Растения», «Неживая природа» и др. Эта карточка и ее обладатель является одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав конструктивное взаимодействие с другими участниками. Карточки выстраиваются по определенному алгоритму, логика построения цепочки обосновывается. На первой карточке написано обобщающее слово (словосочетание), с которого начинается логическая цепочка, дающее название всей цепочке.

2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке, которые перед началом работы перемешиваются и переворачиваются так, чтобы никто из участников не видел подписей.

3. Далее все участники коллективной деятельности, взаимодействуя, выстраивают логические цепочки.

4. После завершения работы участники поочередно объявляют название цепочки, перечисляя последовательно все звенья цепочки.

5. Преподаватель анализирует полученные результаты, рефлексируя состоявшееся взаимодействие.

Работа в микрогруппах.

Студентам предлагается продолжить работу в парах, обсуждая результаты самостоятельной работы (СРС) № 4), заполнив таблицу.

Ф.И.О. исследователя Основы систематизации знаний о живой природе Цитаты, тезисы, фрагменты авторских текстов
теоретические биологические

Методический прием «Сравнение».

Реализация методического приема.

Преподаватель организует коллективную деятельность по сравнению теоретических и биологических основ систематизации знаний о природе.

Рефлексия.

Метод «Заверши предложение»

Каждый из участников занятия анализирует, насколько пополнился объем их знаний по данной теме, завершая предложение: «В процессе коллективной деятельности я узнал (а)…..

Второй модуль

«Создание условий для ознакомления дошкольников с природой»

2.1. Уголок природы в дошкольном учреждении.

Программа темы.

Необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение.

Требования к подбору обитателей уголка природы: учет возможностей содержания объектов в условиях жилого помещения, их безопасность для детей. Дидактическая и воспитательная значимость обитателей природы; доступность для наблюдений и труда детей.

Требования к размещению объектов уголка природы. Способы организации уголка природы.

Постоянные и временные обитатели уголка природы. Подбор обитателей для уголка природы для разных возрастных групп.

Подбор комнатных растений. Типичные представители природных зон (субтропиков, тропиков, пустынь), особенности ухода за ними.

Растения участка как временные обитатели уголка природы.

Подбор рыб для уголков природы разных возрастных групп. Рыбы местных водоемов, теплолюбивые рыбы, их биология, условия содержания. Устройство аквариума, уход за ними.

Птицы в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы.

Млекопитающие в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и особенности содержания.

Земноводные и пресмыкающиеся в уголке природы. Постоянные и временные обитатели уголка природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы.

Насекомые в уголке природы как временные обитатели. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы.

Оборудование для труда дошкольников в уголке природы.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить и представить образцы оформления уголков природы в разных возрастных группах (форма представления произвольная: рисунки, фото и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. В чем заключается воспитательно-образовательное значение уголка природы в дошкольном учреждении?

2. Каковы требования к подбору и размещению обитателей уголка природы?

3. По каким критериям осуществляется подбор обитателей для уголка природы в разных возрастных группах.

4. Изучить содержание сезонной работы в уголке природы. Результаты представить в таблице «Сезонная работав уголке природы» в разных возрастных группа.

Возрастная группа Осень Зима Весна Лето
Малыши
Почемучки
Фантазеры

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

2. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – 319 с.

3. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с.

Экологическая комната, экологический музей, лаборатория

природы, зимний сад в дошкольном учреждении.

Программа темы.

Значение экологической комнаты. Требования к помещению, его оформление. Выделение функциональных зон. Требования к подбору и размещению обитателей зоны растений и зоны животных. Принципы отбора и размещения предметов зоны коллекций. Экологический музей в дошкольном учреждении. Значение экологического музея. Устройство экологического музея. Постоянная и временная экспозиция музея. Примерная тематика отделов постоянной и временной экспозиций.

Лаборатория природы в дошкольном учреждении. Значение лаборатории. Помещение и оборудование лаборатории.

Зимний сад в помещении дошкольного учреждения. Значение зимнего сада. Требования к помещению для зимнего сада. Оснащение и оформление зимнего сада. Подбор растений и животный для зимнего сада.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Разработать конспект занятия в экологическом музее с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Составить терминологический словарь по теме занятия.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. В чем вы видите значение экологических пространств в помещении дошкольного учреждения?

2. Как организуется экологическая комната в дошкольном учреждении?

3. Устройство экологического музея.

4. Каково содержание работы с детьми в лаборатории природы и зимнем саду?

5. Составить перечень оборудования для организации познавательно-практической деятельности детей в лаборатории.

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

2. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с.

3. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А.Кудрявцева. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 55 с.

4. Рыжова, Н. Блок «Я и природа» / Н.Рыжова // дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С. 28-35.

5. Система экологического воспитания в ДОУ / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с.

2.3. Создание условий для ознакомления детей с природой на участке дошкольного учреждения.

Программа темы.

Воспитательно-образовательное значение участка дошкольного учреждения. Планировка участка. Требования к планировке и озеленению участка.

Виды озеленения участка. Защитные насаждения на участке дошкольного учреждения. Значение защитных насаждений. Требования к ним. Подбор растений.

Декоративные древесно-кустарниковые насаждения на участке. Значение и виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений. Требования к ним. Подбор растений.

Газоны на участке дошкольного учреждения. Значение и виды газонов на участке. Устройство газона. Подбор растений для разных видов газонов. Уход за газонами.

Цветники на участке дошкольного учреждения. Значение и виды цветников. Планировка цветника. Требования к подбору растений для цветника. Уход за растениями цветника.

Огород на участке дошкольного учреждения. Значение и планировка огорода. Подбор культур для огорода разных возрастных групп. Наиболее распространенные культуры, их биология и агротехника.

Плодово-ягодный сад на участке дошкольного учреждения. Значение и планировка плодово-ягодного сада. Подбор плодовых деревьев и кустарников, их биология и особенности ухода за садом в разное время года.

Привлечение птиц на участок дошкольного учреждения в разное время года. Устройство кормушек, искусственных гнездований.

Создание условий для игр с природными материалами на участках разных возрастных групп в разное время года.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить подбор растений для участка дошкольного учреждения. Результаты отразить в таблице.

Читайте:  Сказки Гаршина Всеволода Михайловича
Растения на участке дошкольного учреждения
Декоративные, древесно- кустарниковые Для газонов Цветочные Овощные Плодово-ягодные

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. В чем вы видите необходимость создания условий для ознакомления детей с природой на участке дошкольного учреждения?

2. Какие декоративные древесно-кустарниковые насаждения высаживают на участке дошкольного учреждения?

3. Как создаются газоны на участке и осуществляется уход за ними?

4. Определить по 6-10 растений для оформления цветника. Данные внесите в таблицу.

Цветочные культуры
Однолетники Двулетники Многолетники

5. Сделайте зарисовки (фото) кормушек для птиц (с комментариями).

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Александрова, В.А., Мухин, В.Д., Ракин, А.Ю. Справочник садовода-любителя / В.А. Александрова, В.Д.Мухин, А.Ю.Ракин. – М.: 1984.

2. Вакуленко, В.В.,Труевцева, М.Ф., Декоративное садоводство / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева. – М., 1982.

3. Китаева, Л.А. Календарь цветовода / Л.А.Китаева. – Из-во «Нива России», Компания «Евразийский регион», 1997. – 160 с.

4. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – 319 с.

5. Пантелеева, Г.П. Эстетика участка дошкольного учреждения / Г.П.Пантелеева. – М. 1982.

2.4. Экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма на участке дошкольного учреждения.

Программа темы.

Значение экологических тропинок. Основные типы экологических тропинок. Критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы. Последовательность создания экологической тропы. Особенности создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Особенности создания экологической тропы в естественных условиях. Организация работы с детьми на экологической тропе.

Значение площадки природы. Требования к выбору места для площадки природы на территории дошкольного учреждения. Ее оборудование в разное время года. Устройство кормушек, поилок, искусственных гнездований.

Значение мини-фермы. Помещение для мини-фермы. Подбор животных и их содержание. Оборудование для ухода за животными.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Разработать маршрут экологической тропы с указанием объектов для наблюдений на ней.

2. Описать оборудование площадки природы в один из сезонов года и содержание работы с детьми на ней.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Кто является автором методических рекомендаций по организации экологической тропы, площадки природы и мини-фермы на участке дошкольного учреждения?

2. Каковы этапы работы по созданию маршрута экологической тропы?

3. Содержание работы с детьми на экологической тропе.

4. Сделайте зарисовку птичьего столба на площадке природы

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Благосклонов, К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К.Н.Благосклонов. – М.: МГУ, 1991. – 251 с.

2. Гродобаева, Т. Создание экологической тропы и методика работы по ней / Т.Гродобаева //Дошкольное воспитание. – 1993. — № 7. – С. 19-22.

3. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с.

4. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка: организация, оформление и содержание работы / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. — № 4. – С. 25-36.

5. Рыжова, Н.А.Развивающая среда для экологического образования: экологические тропинки /Н.А.Рыжова //Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2005. — № 21. – С. 11-18.

6. Фистина, И. Альпинарий в детском саду / И.Фистина // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 3. С. 106-112.

2.5. Экологические пространства в дошкольном учреждении.

(практическое занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию.

Вопросы для изучения.

1. Значение экологических пространств в помещении и на участке дошкольного учреждения.

2. Организация уголков природы в разных возрастных группах.

3. Экологическая комната в дошкольном учреждении.

4. Экологический музей, лаборатория природы и зимний сад в дошкольном учреждении.

5. Участок – база ознакомления дошкольников с природой.

6. Экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма на участке дошкольного учреждения.

Самостоятельная работа студентов по теме.

1. Изучить способы организации экологических пространств в дошкольном учреждении и на участке.

2. Разработать проекты и презентацию экологических пространств в дошкольном учреждении и на участке.

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Ермакович,В.Д. Летний парк на территории детского сада / В.Д.Ермакович // Дошкольное образование. – Первое сентября, 2005. — № 6. – С.22-23.

2. Марковская,М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

3. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

4. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. –

5. Рыжова, Н.А. Создаем макет территории детского сада. Учим бережно относиться к природе / Н.Рыжова // дошкольное образование – Первое сентября, 2002. — № 8 – С.2-3.

6. Рыжова, Н.А. Развивающая среда для экологического образования. – Первое сентября, 2005. — № 21. – С. 11-18.

7. Шибакова, Л. Цветочный огород: проект «Мир удивительных цветов» / Л.Шибакова; Л.Савиных // Дошкольное воспитание, 2006. — № 7. – С. 59-61.

8. Фистина, И. Альпинарий в детском саду / И.Фистина // Дошкольное воспитание, 2008. — № 3. – С. 106-112.

Источник

Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе

Королева, Н. А. Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе / Н. А. Королева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5367/ (дата обращения: 06.06.2021).

Ключевые слова: экология, дошкольники, воспитание.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у дошкольников осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [3:3].

В процессе усвоения системы знаний дошкольники овладевают умениями актуализировать свои прежние знания и использовать их для получения новых. Систематизированные знания значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют последовательно подвести их к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности.

Понятие «система знаний». Знания экологического характера о природе

В педагогике знание рассматривается в значении дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения. Это отобранная и дидактически обработанная часть из целостной совокупности научных понятий о закономерностях действительности. В. И. Логинова подчеркивает, что имеющиеся у ребенка знания постоянно меняются, перестраиваются, дополняются. С каждой новой ступенью познания, когда ребенок узнает новое для себя, знания обогащаются: увеличивается их объем, содержательность, появляется системность.

Одним из главных понятий темы является понятие системы. Суммируя общие позиции разных авторов, можно утверждать, что система — это целостное образование, состоящее из множества связанных между собой элементов, образующих в совокупности такое единство, которое дает ему новое качество.

В работе Н. Н. Кондратьевой центральным звеном является система знаний, ведущую роль в которой играют иерархически упорядоченные обобщения. Усвоение дошкольниками этой системы становится началом формирования у них навыков соответствующего поведения [4].

Под систематизацией принято понимать объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей; установление порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил.

Знания могут быть определены как система, если они включают: знания о самих предметах, объектах или явлениях действительности (их структуре, свойствах, качествах) и знания о существенных связях между ними. Система знаний у человека все время углубляется и расширяется в процессе обучения или по мере накопления жизненного опыта.

При определении содержания той или иной системы знаний следует учитывать, что дети дошкольного возраста обнаруживают способность к вычленению существенных признаков воспринимаемых объектов и установлению причинно-следственных связей в том случае, когда эти признаки и связи представлены достаточно наглядно и обнаруживаются при непосредственном восприятии.

Основными направлениями систематизации знаний о природе у детей являются:

  1. Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию.
  2. Обобщение и разделение (классификация) растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой.
  3. Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы [9:76].

Таким образом, система знаний по мере накопления материала и освоения детьми все более глубоких связей будет расширяться и углубляться.

Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему

Ознакомление с природой — важное средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует развитию восприятия, мышления, речи. Дети учатся классифицировать предметы на основе выделения существенных признаков, общих для определенной группы предметов. Действия классификации имеют важное значение для упорядочения знаний, способствующих распознаванию предмета как представителя того или иного класса, но не гарантируют понимание детьми особенностей его строения и функционирования. Поэтому, необходимо формировать у дошкольников умения в процессе анализа рассматривать объект в системе предметов, в которой он существует и функционирует. Это позволяет избежать отрывочности и хаотичности знаний, позволяет создать целостное представление о предмете.

Таким образом, правильно отобранные и соответствующим образом систематизированные знания дают положительный эффект в интеллектуальном развитии дошкольников, который проявляется в следующем:

Читайте:  Как придумать и нарисовать плакат защитим свою планету 8212 идеи

– в процессе усвоения таких знаний у ребенка формируется умение произвольно актуализировать свой опыт и использовать его в познании нового;

– систематизированные знания значительно расширяют возможности познавательной деятельности детей и позволяют подвести к пониманию достаточно сложных отношений окружающей действительности;

– систематизированные знания способствуют логической организации познавательной деятельности; на определенном этапе они начинают выступать как средство анализа окружающей действительности [2:109].

Вместе с умственным развитием дошкольников, необходимо формировать экологическую воспитанность, которая выражается в гуманно — ценностном отношении к природе. Основными проявлениями такого отношения служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Дети должны усвоить, что человек способен думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидеть последствия своих поступков, осознанно относиться к себе, к другим живым существам, к природе в целом. Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважении принципов милосердия как нормы отношения, понимания его значения для жизни других природных объектов.

Таким образом, формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

– развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

– формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

– накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой [7:8].

Методы и приемы формирования системных знаний о природе у старших дошкольников

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Иначе говоря, это метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Метод включает в себя большое разнообразие приемов, различные варианты их сочетания.

К основным методам экологического воспитания относятся: создание и поддержка эколого-развивающей среды, наблюдение, моделирование и игровая деятельность.

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Под средой понимается все то, что окружает ребенка и влияет на него: материальные и идеальные явления, постоянные и меняющиеся события и т. д. Озеленение внутреннего пространства выполняет самые различные функции, в числе которых и функция психологического воздействия на человека. Растения в интерьере помогают улучшить санитарно-гигиеническую, психофизиологическую среду, решить задачи планировочно-организационного и художественно-декоративного характера. Внутреннее пространство (место пребывания человека) — это среда, воздействующая на его психику, чувства, эмоции, участвующая в формировании его духовного мира. В такой среде дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений, наблюдать их видоизменения, участвовать в выращивании растений, в уходе за ними. Разнообразие растительного мира на участке детского сада, правильная организация зеленой зоны в помещении учреждения составляют развивающую экологическую среду. Главной особенностью этого метода является непосредственный контакт ребенка с объектами природы.

Территория или отдельные помещения, занятые объектами природы, называются экологическими пространствами. К ним относят: уголки природы, комнаты природы, зимний сад, участок детского сада, огород, цветник.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях, создание и поддержание необходимых условий для их жизни, является главным методом экологического воспитания, методом, который обеспечивает развитие экологического сознания, первых практических умений. Но только неоднократное включение детей в совместную деятельность позволяет считать данный метод эффективным в воспитании дошкольников [5:146].

Одним из ведущих наглядных методов, используемых в работе с дошкольниками, является наблюдение. Его предлагается рассматривать с разных позиций:

  1. Наблюдение как метод представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход, что обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого предмета или объекта.
  2. Наблюдение как сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря рассказу воспитателя у детей формируются представления о мире природы, развиваются мышление и речь.
  3. Наблюдение как деятельность , в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый акт умственной работы. По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы [6:109].

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами.

Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. В ДОО используются следующие виды моделей:

–Предметные модели . Воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений;

–Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов — макетов;

–Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы [6:115].

Одним из важнейших практических методов экологического образования детей является игра. Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность; это специально организованная воспитателем деятельность, включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются. Особое значение занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы познавательного и занимательного материала, с которым взаимодействуют дети. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют знания о природе. Дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и т. д.), развивает память и внимание. Используются следующие виды дидактических игр:

– Предметные, с использованием предметов природы (листья, шишки, камешки, семена);

– Настольно — печатные (лото, домино, разрезные картинки);

– Словесные (ответы на различные вопросы, загадки);

– Творческие (строительные с применением природного материала и сюжетно — ролевые).

Таким образом, использование игр как формы организации экологической работы с детьми, приобретает особое значение, т. к. направлено на развитие и коррекцию личностной сферы детей.

Среди словесных методов необходимо отметить беседу с детьми, рассказ воспитателя и чтение природоведческой художественной литературы.

Подводя итог, можно выделить главное: природа на Земле представляет собой огромную сложную систему. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества (системы) организмов (сообщества растений или животных) и установлено, что организм является их составной частью, связанной с другими. Выяснили, что ребенок, осваивая представления о связях в природе, развивается интеллектуально, т. е. совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Рассмотрели методы и приемы формирования системных знаний о растениях и выяснили, что наиболее значимым является совместная деятельность воспитателя с детьми. Только при этом условии возможно эффективное усвоение ребенком новых знаний и умений, развитие его способностей, формирование нравственно — волевых качеств.

1. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2002.

2. Нисканен Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших пед.уч.заведений. — М.: Академия, 2002.

3. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: Новая школа, 1993.

4. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: thelib.ru онлайн — чтение 28.05.16 10.20

5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005.

6. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1988.

7. Саморукова П. Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. — 1973. — № 4.

8. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Академия, 2006.

9. Хайдурова И. А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей 5 лет // Умственное воспитание детей в детском саду. — Л.,1987.

Источник

Вопрос №35. Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

Принципы отбора содержания как раз помогают отобрать нужное содержание. Их условно можно поделить на три группы:1)Общепедагогические принципы (научности, систематичности, гуманизма и т.д.), 2)Принципы, специфичные для экологического воспитания (прогностичности, деятельности, интеграции),3)Принципы свойственные именно экологическому образованию дошкольников (конструктивизм, регионализм).Постепенное расширение, углубление и усложнение программного материала от группы к группе. Общая характеристика содержания знаний дошкольников о природе, его структурные компоненты. Принципы отбора: НАУЧНОСТЬ. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. ДОСТУПНОСТЬ. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. ГУМАНИСТИЧНОСТЬ Данный принцип связан с понятием экологической культуры. Реализация принципа гуманистичности особенно хорошо прослеживается, в частности, в программах эколого-валеологического направления. ПРОГНОСТИЧНОСТЬ. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях. ДЕЯТЕЛЬНОСТНОСТЬ. Деятельностный подход – основа экологического образования дошкольника. Экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. ЦЕЛОСТНОСТЬ . Процесс работы с детьми в дошкольном учреждении должен строиться с учетом целостного подхода. СИСТЕМНОСТЬ. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Принцип преемственности предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Читайте:  Фотографии самых красивых картин Шишкина

Вопрос №34. Задачи ознакомления с природой и экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры. Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи: 1. Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений. 2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе. 3. Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе.

Первая задача — предполагает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. Вторая задача — Для решения задачи педагогический процесс следует направлять на расширение возможности проявлять ребенком свое нравственное, эстетическое и познавательное отношение. Третья задача – предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях.

Задачи озн-я детей с прир в д/с делятся на 3 группы:1.Формирование у детей элементарной системы знаний.Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.2. формирование у детей трудовых навыков и умений.Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе.3. формирование у детей любви к природе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.

В соответствии с программой в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

Задачи умственно- трудового воспитания:

1.воспитание у детей любви к родному краю, бережного и заботливого отношения ко всему живому; 2.формирование умений и навыков по выращиванию растений и уходу за животными; 3.воспитание у детей трудолюбия в процессе труда в природе;

4.воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, воспитание бережного отношения к его результатам.Задачи эстетического воспитания в проц озн дет с прир:

1.восп-е у детей эстетич-го восприятия в проц общения с прир; 2.развитие эстетич чувств; 3.приобщение детей к созданию красоты в окр-ей их среде.

Задачи физич-го восп-я дошк-в в проц общения с природой:

1.укрепление и закаливание организма реб-ка естественными факторами природы; 2.развитие осн-х движ-ий и физич-их качеств в процессе экскурсий и прогулок в природу.

Задачи экологического воспитания:

1.формир-ие элемент-ых экологич-их представлений о взаимосвязях живых организмов с окр-ей средой; 2.восп-ие осознанного отнош-ия ко всем объектам и явлениям природы; 3.форм-ие умений и навыков экологически-ориентированной разнообразной деятельности в природе.

Содержание природоведческих знаний отбирается в соответствии с принципами:

1.Единства обучения, развития и воспитания; 2.наглядности и активности; 3.ведущая роль воспитания; 4.преемственности; 5.Доступность материала; 6.научность (нельзя давать не верных и не точных знаний); 7.энциклопедичность – разнообразность информации о природе; 8.краеведческий –знакомство с тем, что произрастает в том месте, где живём.

Источник



Критерии оценки знаний о природе у детей дошкольного возраста

1. Полнота (или объем знаний) — многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

2. Существенность знаний — выделение существенного в объекте.

3. Обобщенность знаний — выявление сущности целого клас­са объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

4.Системность знаний — познание совокупности объектив­ных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Уровни знаний детей дошкольного возраста

0 — Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

1- Нарастание знаний о некоторых сторонах познаваемых объектов. Вычленение признаков рядоположенное. Отсутствуют знания об объективно существенных сторонах.

2 — Нарастание полноты знаний о многообразии особеннос­тей и наиболее существенных сторонах объектов.

3 — Установление закономерных связей объектов, появ­ление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Появление обобщенности знаний.

4 — Системные знания. Освоенные закономерности распро­страняются на познание объектов окружающей действитель­ности.

Диагностика развития трудовой деятельности по уходу за живыми объектами

Содержание задания: выяснить освоение детьми компонентов трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ре­бенка в труде и качество труда.

Для диагностики подготовить комнатные растения, требую­щие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и ненужного для него; картинки с изображением трудового оборудования, трудовых действий; игровой персонаж.

Схема изучения развития трудовой деятельности детей

И методика обследования

1. Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, постав­ленную взрослым. Выявить характер мотивации труда.

Методика диагностики. Воспитатель дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с наиболее сложной: 1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо рос­ли?»); 2) практическая («Помоги мне (или дежурному), пожа­луйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль»); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»). Каждая следующая мотивация предла­гается лишь в том случае, если ребенок не принимает предше­ствующую.

2. Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особен­ности, значимые для предстоящего трудового процесса.

Методика диагностики. Предложить ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.

3. Выяснить, способен ли ребенок предвидеть результат труда.

Методика диагностики. Ребенок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход.

4. Выявить, умеют ли дети спланировать трудовой процесс в соответствии с целью труда (уборка пыли с растений).

Методика диагностики. Дать ребенку задание рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необ­ходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребенку набор картинок с изображением трудовых дей­ствий по удалению пыли с растений и предложить последо­вательно их разложить. (Можно дать задание в виде игры «Путаница».)

5. Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для тру­дового процесса.

Методика диагностики. Предложить ребенку отобрать не­обходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).

6. Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.

Методика диагностики. Дать задание показать Незнайке (или другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений. Объяснить Незнайке, почему нужно делать именно так. Детям старшей и подготовительной к школе групп дать дополнительное задание: проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием: «Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажи, как надо посадить, чтобы оно выросло».

7. Выявить, умеет ли ребенок соотносить результат труда с целью.

Методика диагностики. Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел и что получилось?

В ходе диагностики студент заполняет протокол, внося в него обобщенные данные об уровне освоения детьми трудовой дея­тельности по уходу за живыми объектами.

Источник