Тема Солнце Его значение для жизни на Земле

Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле».

Цель : формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе, уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.

I. Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа)

II . Повторение изученного

1.Фронтальный опрос. ( Прием «Мозговой штурм»)

1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

2. Что принадлежит неживой природе?

3. Что принадлежит живой природе?

4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?

5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?

6. Почему надо беречь, любить и уважать природу?

(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)

— Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?

2. Упражнение «Синоптик».

Ø Какое сейчас время года?

Ø Какое число и месяц?

Ø Какой сегодня день?

Ø Какое состояние неба?

Ø Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

III . Мотивация учебной деятельности.

§ Отгадывание загадок, их обсуждение

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой

И потом за лесом скрылся. (Солнце)

— Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

— Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

— А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV . Сообщение темы, задач урока

— Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле, как оно греет в течение дня и как относились наши предки к солнышку.

V . Изучение нового материала

1. Игра «Дары Солнца» ( прием «Ассоциативный куст»)

На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.

2. Прием «Мозговой штурм»

— Что вы знаете о Солнце?

— К какой природе относится солнце?

— Нужно ли оно живой природе?

— Что мы получаем от Солнца?

— Какие времена года вы знаете?

— Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Физкультминутка

– Руки подняли и покачали

– Это деревья в лесу

– Руки согнули, кисти встряхнули

– Ветер сбивает росу

– Это к нам птицы летят

– Как они сядут, тоже покажем

– Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя с элементами беседы

1) Солнце и животные ( в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)

— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»

Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.

— Всем ли животным необходимо солнечное освещение?

— А тем животным, которые не имеют глаз?

— Всем ли животным необходимо солнечное тепло?

Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.

М.Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.

Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».

Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»

— А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?

— Можно ли ловить животных, забирать их домой?

2) Солнце и растения

— Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.

Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.

Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.

Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.

— Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.

— Вспомните свои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.

— Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?

Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышек у них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.

Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.

Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.

А вы подумайте, прежде чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!

— Дети, вам понравилась сказка?

— Зачем растениям солнечные лучи?

Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы.

3) Солнце и человек

— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.

— А необходимы ли они человеку?

— Вспомните сказку К.Чуковского «Украденное солнце»

— Что случилось на Земле без Солнца?

— Возможна ли жизнь на Земле без еды?

Физминутка « Солнышко – тучка»

VI . Обобщение и систематизация знаний

1.Беседа по рисункам

На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.

— В какое время суток Солнце греет теплее?

— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

— Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?

— Почему в пасмурный день холоднее?

— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?

— Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?

2.Работа с учебником (с. 37)

— На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро?

3. Игра «Крестики – нолики» (у каждого ребенка листочек в клетку)

Читайте:  Типы листьев растений с картинками

o Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

o Солнце всегда греет одинаково.

o Тучи задерживают тепло солнечных лучей.

o Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды.

o В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

o Солнце необходимо всему живому.

4. Викторина

a. Когда сутки короче – зимой или летом?

b. Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце?

c. Если небо закрыто тучами, светит ли оно?

d. Что дает Земле свет и тепло?

e. Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?

5. Работа в тетради (с.13)

— Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)

6. Игра «Солнечные предметы»

— Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

Ø Какой день недели можно назвать солнечным?

Ø Назовите самый солнечный месяц года.

Ø Самый солнечный цветок?

Ø Самое солнечное событие в жизни человека?

Ø Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

Ø Самое солнечное качество?

7. Рассказ учителя

Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали :

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки.

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце .

Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.

Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».

— Рассмотрите рисунок в учебнике на с.37

— Что больше – Солнце или наша планета Земля?

Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце — звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли — 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а возле центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.

Источник



Конспект ОД по познавательному развитию «Значение солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений»

1. Дать знания о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

2. Познакомить с явлениями, которые могут происходить под воздействием солнечных лучей.

3. Дать знания о мерах предосторожности от солнечных лучей.

солнцезащитные очки.

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

— Я прочитаю вам короткий, но содержательный рассказ.Ваша задача: догадаться, чей это рассказ?

— Встану я рано, распущу золотые косы, умоюсь росой, поднимусь под облака, выпью туман, залью светом долины, накормлю растения, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море (Ответы детей).

— Действительно, это солнце рассказало о своих каждодневных делах. Сегодня мы будем говорить, чем важно солнце для человека, растений, животных.

Ещё с древнейших времён люди поклонялись солнцу. В его честь слагали гимны, возводили великолепные храмы, устраивали праздники, сочиняли загадки, поговорки, заклички. Образ солнца запечатлён в различных произведениях народного творчества. Солнечные узоры используют на салфетках, игрушках, ими расписывают посуду и другие предметы домашнего обихода.

Вот пример загадки:

По платку катается,

Послушайте заклички наших предков:

1. Красно солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

2. Солнышко, повернись!

С весной красной вернись!

Рассмотрите солнечный узор, который изображают на предметах домашнего обихода.

2. Рассказ воспитателя «Солнце – источник света и тепла»

Солнце – главный источник света и тепла. Мы видим его на небе небольшим светящимся кругом. Велико ли солнце? Представьте, что зёрнышко пшена – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

Далеко ли солнце? Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 20 секунд. Если лететь к солнцу со скоростью реактивного самолёта, то придётся добираться до него больше двадцати лет.

Запомните, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный раскалённый газовый шар, вокруг которого движется наша Земля.

3. Физкультминутка. Подвижная игра «Какое солнце

Дети образуют круг, воспитатель встаёт в центр круга. Каждому ребёнку воспитатель бросает мяч и задаёт вопрос: «Как люди ласково называют солнце

Тот, кто поймал мяч,начинает свой ответ с фразы: «Солнышко моё…». После ответа игрок возвращает мяч воспитателю, а сам перебегает на любое другое место в кругу.

4. Беседа «Чем важно солнце для человека, животных и растений

Солнце – великий труженик. Оно работает без отдыха круглые сутки. Начнём с того, что солнце светит…

— Продолжите мою мысль и расскажите, как светит солнце. (Ответы детей).

Действительно, солнце светит, и поэтому днём всегда светло. Над Землёй словно бы горит гигантская лампочка. Благодаря этому свету мы видим окружающий мир и друг друга.

— Подумайте, можно ли посмотреть на солнце. Легко ли это сделать? Почему?

— Какое человеческое изобретение помогает нам смотреть на солнце безболезненно? (Ответы детей).

— Давайте рассмотрим солнцезащитные очки. (Рассматриваем)

Солнце греет…

— Продолжите мою мысль и расскажите, как солнце греет? (Ответы детей).

Действительно, солнце греет. Поверхность Земли нагревают солнечные лучи, а поэтому нагревается воздух. Он поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз.Начинается движение: настоящие тёплые воздушные реки текут в холодные места планеты и отдают своё тепло Земле, а холодный воздух перемещается к нагретой поверхности и снова от неё нагревается. И так без конца!

Солнечный свет и тепло – важные условия для жизни и развития не только человека, но и животного и растительного мира.

— Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе? (Ответы детей)

— Как беречься от солнечных лучей? (Ответы детей)

Солнцу мы должны сказать спасибо и за свежий воздух, вдыхаемый нами. Вы спросите, почему солнцу, а не деревьям? Ведь это они выделяют кислород! Всё правильно! И деревьям – большое спасибо. Но без солнца, без помощи солнечных лучей они не смогли бы этого делать, потому что процесс, при котором очищается воздух, то есть забирается из него вредный углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, возможен только под воздействием солнечных лучей.

5. Догадайся по весёлым стихам и скажи, какие явления могут происходить под действием солнечных лучей.

а). Мост воздушный без перил

Дождик с солнцем сотворил.

И никто, хоть рядом был,

По нему не проходил.

— В любой ли день можно увидеть радугу? (Ответы детей)

— Какие условия необходимы для её появления? (Ответы детей).

Запомните условия появления радуги: идёт дождь и одновременно ярко светит солнце. Радугу можно наблюдать рано утром или ближе к вечеру, именно в это время солнце, наши глаза и центр радуги находятся на одном уровне.

б). Солнечный луч над утёнком смеётся,

Облаком лужа по небу несётся.

Просит утёнок: «Пролейся дождём –

В лужице будем плескаться вдвоём.

Вы правильно догадались, что дождик – это тоже работа солнца. С поверхности морей, океанов, рек, озёр под воздействием солнца вода в виде пара поднимается вверх, в воздух. Мельчайшие водяные капельки собираются в тучи. Ветер гонит их на сушу, чтобы напоить леса, поля, луга, ведь без воды растения не могут расти.

— Скажите, что представляет собой Солнце?

— За что люди так любят солнце?

— Чем важно солнце для растений, животных и для тебя?

— Где воздух теплее: у поверхности земли или на уровне 2 этажа?

— Почему в солнцезащитных очках можно безболезненно смотреть на солнце?

— Назови добрые дела солнца.

— Какие явления могут происходить под воздействием солнечных лучей

— Какие условия необходимы для появления радуги?

— Всегда ли солнечные лучи добры к живой природе?

— Как беречься от солнечных лучей?

Ну-ка,кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Читайте:  Исследовательская работа на тему Лекарственные растения 6 класс

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

Давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать, бывая под солнцем.

а). Нельзя смотреть на солнце без защитных очков.

б). Нельзя загорать с утра до вечера.

в). Надо чередовать пребывание под солнцем и в тени.

г). В жаркий день лучше надевать светлую одежду.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Свойства воздуха на нашей планете» Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Свойства воздуха на нашей планете» воспитатель:Готина Е. Л. – Ребята,.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.

Конспект образовательной деятельности «Роль снега и льда в жизни растений и животных» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Роль снега и льда в жизни растений и животных» Задачи: Образовательные:.

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Витамины и их значение в жизни человека» Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Витамины и их значение в жизни человека» Группа:.

Конспект познавательной образовательной деятельности «Роль дерева в жизни человека и животных» Программные задачи: Познакомить детей с понятием «род», «вид», довести до сознания значимость дерева в жизни человека и животных. Учить.

Конспект занятия-беседы по познавательному развитию в старшей группе «Лес в жизни человека» Цель. Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о тайге – самом большом лесе. Рассказать как люди покаряли тайгу. Материал.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Мир растений» Название работы: Познавательное развитие в средней группе Тема: «Мир растений» Автор: воспитатель Шишегова Наталья Ивановна. Место.

Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений»Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений» Цели: — продолжать формировать у детей познавательные интересы к природе через экспериментальную деятельность; — подвести детей к пониманию.

Экологический проект «Значение лекарственных растений для человека» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Мыскаменский детский сад «Колобок» Экологический проект «Значение лекарственных.

Презентация «Значение воздуха для жизни на Земле» Все мы знаем,что нам нужен воздух для дыхания. Мы дышим постоянно и не можем жить без воздуха. Воздух, при вдохе входит в легкие и кровь.

Источник

Свет — роль света в жизни человека, растений и животных

Свет является неотъемлемой частью жизни. Невозможно представить мир без солнечных лучей. Помимо того, что лучи дают нам свет и согревают в холодную пору, они способствуют осуществлению жизненно необходимых процессов во многих организмах.

Свет в жизни растений и животных

Свет является неотъемлемой частью жизни всего живого на планете — животных, растений и человека.

Солнечный свет для большинства растений является необходимым и неиссякаемым источником жизненной энергии, регулирующим процессы их жизнедеятельности. Этот процесс называется фотопериодизм. Он заключается в регуляции биоритмов животных и растений при помощи света.

Фотопериодизм растений вызывает еще один процесс под названием фототропизм. Фототропизм отвечает за движение отдельных клеток и органов растений к солнечному свету. Примером этого процесса служит движение головок цветов в течение дня, повторяющее движение Солнца, раскрытие светолюбивых растений ночью и рост комнатных растений в сторону осветительного прибора.

Сезонный фотопериодизм заключается в реакции растений на удлинение и уменьшение светового дня. Весной, когда светлых часов становится больше, на деревьях начинают набухать почки. А осенью, когда дни становятся короче, растения начинают готовиться к зимнему периоду, закладывая почки, формируя древесный покров.

В жизни животных свет играет немаловажную роль. Он не участвует в формировании их организмов, но все же откладывает отпечаток на жизнь животных.

Как и для растений, свет является источником энергии животного мира.

Солнечные лучи влияют на суточный фотопериодизм животных и на их распределение в природе. Представители фауны ведут дневной и ночной образ жизни. Благодаря этому между ними нет конкуренции в поисках пищи.

Свет помогает животным ориентироваться в пространстве и на незнакомых территориях. Именно лучи солнечного света способствовали развитию зрения у многих организмов.

Фотопериодизм животных также определяется длиной светового дня. Животные начинают готовиться к зиме, как только солнечные дни становятся короче. Их организм накапливает необходимые вещества для жизни в зимний период. Птицы тоже реагируют на удлинение ночи, начинают готовиться к перелетам в теплые края.

Значение света в жизни человека

Солнечный свет играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ему мы можем ориентироваться в пространстве, используя зрение. Свет дает нам возможность познавать окружающий нас мир, контролировать и координировать движения.

Солнечный свет способствует синтезу витамина «D» в нашем организме, который отвечает за усвоение кальция и фосфора.

Настроение человека также зависит от солнечных лучей. Недостаток света приводит к ухудшению состояния организма, апатии и упадку сил.

Нервная система человека формируется и развивается только в условиях достаточного количества солнечного света.

Также свет помогает избавиться от инфекционных заболеваний — это его защитная функция. Он способен убивать некоторые грибки и бактерии, расположенные на нашей коже. Он помогает нашему организму вырабатывать необходимое количество гемоглобина. При попадании солнечных лучей на кожу, мышцы приходят в тонус, который продуктивно влияет на весь организм.

Использование энергии солнечного света

Солнечная энергия используется как в обычной повседневной жизни, так и в промышленности. В быту многие люди используют солнечную энергию для того, чтобы подогреть воду, отопить дом.

В промышленности солнечный свет преобразуют в электричество. Большинство электростанций работают по принципу направления энергии Солнца зеркалами. Зеркала, поворачиваются вслед за солнцем, направляя лучи на емкость с теплоприемником, например, водой. Вода после испарения превращается в пар, крутящий генератор. А генератор вырабатывает электричество.

Транспорт также способен приходить в движение при помощи Солнечной энергии — электромобили и космические аппараты заряжаются при помощи света.

Источник

Для чего нужно солнце человеку животным и растениям

Цель : формировать представление о Солнце, о зависимости жизни растений, животных, людей от солнечного тепла и света; выяснить, почему меняется температура воздуха в разное время суток; учить наблюдать за высотою Солнца; продолжать формировать любовь к родной природе, уважение к традициям украинского народа почитать Солнце.

I. Организационный момент

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (природа)

II . Повторение изученного

1.Фронтальный опрос. ( Прием «Мозговой штурм»)

1. А что же такое природа? Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Деревья, небо, облака, дождь, земля и т. д.)

2. Что принадлежит неживой природе?

3. Что принадлежит живой природе?

4. Какие предметы неживой природы и живой природы есть у вас дома?

5. Назовите предметы, которые создал человек, используя дары природы?

6. Почему надо беречь, любить и уважать природу?

(В это время один ученик у доски выполняет задание: распределить в две группы картинки – живая природа и неживая, на одной из картинок предмет, который не относится к природе. Как ученик решит эту проблему?)

— Какие загадки о живой и неживой природе вам удалось найти?

2. Упражнение «Синоптик».

Ø Какое сейчас время года?

Ø Какое число и месяц?

Ø Какой сегодня день?

Ø Какое состояние неба?

Ø Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

III . Мотивация учебной деятельности.

§ Отгадывание загадок, их обсуждение

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Шар воздушный, золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой

И потом за лесом скрылся. (Солнце)

— Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

— Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

— А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV . Сообщение темы, задач урока

— Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле, как оно греет в течение дня и как относились наши предки к солнышку.

V . Изучение нового материала

1. Игра «Дары Солнца» ( прием «Ассоциативный куст»)

На доске – большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.

2. Прием «Мозговой штурм»

— Что вы знаете о Солнце?

— К какой природе относится солнце?

— Нужно ли оно живой природе?

— Что мы получаем от Солнца?

— Какие времена года вы знаете?

— Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Читайте:  Куриный пом т как удобрение правильное применение для сада и огорода

Физкультминутка

– Руки подняли и покачали

– Это деревья в лесу

– Руки согнули, кисти встряхнули

– Ветер сбивает росу

– Это к нам птицы летят

– Как они сядут, тоже покажем

– Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя с элементами беседы

1) Солнце и животные ( в ходе рассказа учитель показывает предметные картинки)

— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…»

Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий свет.

— Всем ли животным необходимо солнечное освещение?

— А тем животным, которые не имеют глаз?

— Всем ли животным необходимо солнечное тепло?

Дело в том, что солнечные лучи помогают вырабатывать в организме животных очень полезные вещества – витамины.

М.Зверев рассказывает о том, как барсучата принимают солнечные ванны: «Нора барсучат – возле небольшой полянки. Едва только прогреется земля, вытаскивает барсучиха всех своих детенышей на солнышко. Барсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно попискивать. Мама-барсучиха затаскивает всех в нору. Ветер стихнет, снова у барсучихи работа: барсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.

Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».

Г. Скребицкий рассказывает: «Вы идете по лесной опушке или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнышке, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза прикрыла. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышке. Согреется ящерка, станет быстрой и подвижной, и возьмется за охоту. Берегитесь мухи, слизняки и другая мелкая живность!»

— А вам приходилось весной наблюдать что-нибудь подобное?

— Можно ли ловить животных, забирать их домой?

2) Солнце и растения

— Солнечное тепло и свет необходимы не только животным, но и растениям.

Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.

Жарким летним днем, когда Солнце нещадно жжет, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками, или скручивают листики. Воск и волоски защищают листья от ожогов.

Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.

— Посмотрите на эти два комнатных цветка. Сравните, одному из них не хватало солнечного света. Расскажите, как оно выглядит.

— Вспомните свои прогулки на улице, приходилось ли вам отодвигать большой камень с земли или поднимать доску с травы, которая долго там пролежала, вы помните как выглядели под ними растения? Расскажите о своих наблюдениях.

— Все дело в том, что Солнце помогает растению питаться. Как это происходит?

Послушайте об этом сказку: «Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышек у них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.

Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.

Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух. Солнышко спать ложится, и хлорофилловым зернышкам наступает время отдохнуть. Мы должны поблагодарить их за то, что они воздух очищают и растения кормят.

А вы подумайте, прежде чем сорвать или испортить лист растения, сколько волшебных зернышек вы можете погубить!

— Дети, вам понравилась сказка?

— Зачем растениям солнечные лучи?

Вывод: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они росли и дали еду всем травоядным животным. Те, в свою очередь, дали еду для мелких хищников, которыми питаются большие по размеру хищные звери и птицы.

3) Солнце и человек

— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным необходимы солнечный свет и тепло.

— А необходимы ли они человеку?

— Вспомните сказку К.Чуковского «Украденное солнце»

— Что случилось на Земле без Солнца?

— Возможна ли жизнь на Земле без еды?

Физминутка « Солнышко – тучка»

VI . Обобщение и систематизация знаний

1.Беседа по рисункам

На доске – рисунки, на которых изображено Солнце в разное время суток.

— В какое время суток Солнце греет теплее?

— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

— Видно ли Солнце, когда небо затянуто тучами?

— Почему в пасмурный день холоднее?

— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?

— Как высоко находится солнце над землей на протяжении дня?

2.Работа с учебником (с. 37)

— На каком рисунке изображен вечер, а на каком утро?

3. Игра «Крестики – нолики» (у каждого ребенка листочек в клетку)

o Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

o Солнце всегда греет одинаково.

o Тучи задерживают тепло солнечных лучей.

o Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды.

o В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

o Солнце необходимо всему живому.

4. Викторина

a. Когда сутки короче – зимой или летом?

b. Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце?

c. Если небо закрыто тучами, светит ли оно?

d. Что дает Земле свет и тепло?

e. Когда солнце сильнее греет: в полдень, утром или вечером?

5. Работа в тетради (с.13)

— Рассмотрите рисунки. (Чтение заданий и выполнение)

6. Игра «Солнечные предметы»

— Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

Ø Какой день недели можно назвать солнечным?

Ø Назовите самый солнечный месяц года.

Ø Самый солнечный цветок?

Ø Самое солнечное событие в жизни человека?

Ø Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

Ø Самое солнечное качество?

7. Рассказ учителя

Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали :

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки.

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце .

Привезённый из далёких солнечных земель подсолнечник стал символом Украины. Люди верили, что это растение всё время поворачивается за солнцем, потому что боится, что светило может рассердиться и навсегда покинуть Землю.

Старые люди говорят: «Пока будет сиять в чистой голубизне золотистое светило, до тех пор будут продолжаться земные пути».

— Рассмотрите рисунок в учебнике на с.37

— Что больше – Солнце или наша планета Земля?

Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце — звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли — 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а возле центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет. Так что бояться нам с вами нечего.

Источник