Тема Природа экология безопасность мы материал

Тема: «Природа – экология – безопасность – мы».
материал

Игонченкова Нина Николаевна

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Скачать:

Вложение Размер
tema_priroda_ekologiya_my.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т ема: «Природа – экология – безопасность – мы».

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

— Начать сегодня разговор хочу со слов французского ученого-естествоиспытателя 19 века Жана Батиста Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

— Как вы понимаете слова Ламарка? ( варианты ответов: речь идет о потребительском отношении человека к природе; используя природу как источник ресурсов, загрязняя, истощая ее, человек приведет свой род к гибели).

— Какой же теме, на ваш взгляд, будет посвящен наш разговор? ( разные варианты ответов, воспитатель заостряет внимание на ключевых словах, сообщает тему беседы «Природа – экология – безопасность – мы» ).

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманную рыбу и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен. комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

— Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. Эти 4 закона сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Примерные ответы детей:

2.Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

Примерные ответы детей:

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

3.В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

4. — Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

— Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

«Обращение от имени природы»

Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

О чем говорит здесь поэт?

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас — это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии 5 класс. Тема: «ПРИРОДА КАК СОВОКУПНОСТЬ ЖИВОГО И НЕЖИВОГО».

Цель: Формирование у учащихся представлений о природе как совокупности живого и неживого, её единстве.Задачи: сформировать у учащихся знания об отличительных признаках живого; целостности природ.

Классный час в 9 классе на экологическую тему «Природа — экология — безопасность — мы»

Цели классного часа: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку на.

Разработка урока по английскому язык по теме «Природа и проблемы экологии»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме природа и проблемы экологии.

Методическая разработка урока по экологии на тему: «ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА.»

Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ «КИТ».

Урок английского языка по теме «Проблемы экологии. Защита природы»

Данная разработка урока отвечает требованиям ФГОС, включает технологическую карту урока, подробный конспект, дополнительный материал (презентацию) и приложения.

Конспект открытого занятия на тему «Природа и безопасность человека: закаливание»

Конспект воспитательного занятия для детей 7 класса коррекционной школы.

Методическая разработка урока литературы в 11 классе на тему: «Экология природы — экология души» (по повести В.Распутина «Прощание с Матерой»).Цель: Воспитывать.

Источник

Реферат по экологии «Охрана окружающей среды — актуальная проблема современного общества» статья на тему

ОХРА́НА ПРИРО́ДЫ, ком­плекс мер, ог­ра­ни­чи­ваю­щих от­ри­ца­тель­ное воз­дей­ст­вие че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти на при­ро­ду. Часто тер­ми­ны «О. п.» и «ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды» (ОС) ис­поль­зу­ют­ся как то­ж­де­ст­вен­ные. Про­бле­мы О. п. ста­ли ак­ту­аль­ны­ми в свя­зи с уси­ле­ни­ем влия­ния на неё пром-сти, транс­пор­та, энер­ге­ти­ки и др. фак­то­ров, раз­ру­ше­ни­ем при­род­ных со­об­ществ, ут­ра­той их спо­соб­но­сти к са­мо­под­дер­жа­нию, са­мо­очи­ще­нию и вы­пол­не­нию сре­до­об­ра­зую­щих и кли­ма­то­об­ра­зую­щих функ­ций на тер­ри­то­ри­ях с вы­со­кой плот­но­стью на­се­ле­ния (см. За­гряз­не­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды). За­щи­ты от ан­тро­по­ген­но­го дав­ле­ния тре­бу­ют все ком­по­нен­ты ОС: жи­вая при­ро­да, ат­мо­сфе­ра, пре­сные и мор. во­ды, поч­вы и да­же ближ­ний кос­мос.

Понятие охраны окружающей среды

Окружающая среда является одной из наиболее фундаментальных категорий современной науки и практики, которая стоит в одном ряду с такими категориями, как мир, экономика, общество, демократия. Окружающая среда является объектом правового регулирования общественных отношений по поводу природы как на национальном, так и на международном законодательном уровне.
Охраной окружающей среды признается система мер, которые направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека.

Охрана окружающей природной среды является новой формой взаимодействия человека с природой. Эта форма взаимодействия появилась в современных условиях и представляет собой систему государственных и общественных мер, которые имеют своей целью гармоничное развитие и взаимодействие общества и природы, сохранение существующих экологических сообществ и природных ресурсов.

Важнейшими факторами окружающей среды являются атмосферный воздух, воздух жилищ, почва и вода. Охрана окружающей среды состоит в сохранении и восстановлении природных ресурсов для того, чтобы предупредить отрицательное воздействие человека на природу и здоровье людей.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Проблема охраны окружающей среды в последнее время стала одной из важнейших задач, потому что в последние годы стали происходить необратимые изменения в природе, которые негативно сказываются на здоровье человека. В результате массового загрязнения природной среды эти проблемы приобрели международный характер и переросли в проблему всей планеты.

Под охраной окружающей среды принято понимать совокупность международных, государственных и региональных мероприятий по защите окружающей среды, закрепленных в правовых актах, инструкциях и стандартах и доводящих требования до каждого конкретного загрязнителя.

Охрану окружающей природной среды составляют:

  1. правовая охрана в виде юридических законов;
  2. материальное стимулирование природоохранной деятельности;
  3. инженерная охрана, разрабатывающая природоохранную и ресурсосберегающую технологию.

Какие природные объекты охраняются

Воздух, воды мирового океана, земля — те составляющие, без которых немыслима жизнь. Загрязнение этих объектов приводит к ухудшению качества жизни людей.

Химический состав атмосферы изменялся в ходе исторического развития Земли. Большую роль в определении состава атмосферы играют промышленные предприятия. Транспортные средства также негативно влияют на воздух. В атмосфере накапливаются соли тяжелых металлов: ртути, меди, хрома, свинца. Особо опасными является деятельность крупных организаций тяжелой и химической промышленности, теплоэлектростанций. В атмосфере из-за этого содержится множество углекислого газа, золы, пыли.

Загрязнения почвы также колоссальная проблема. Она связана с огромными оборотами добычи полезных ископаемых, с горными работами, строительством, прокладкой дорог.

Кроме этого, в агропромышленной деятельности также имеются сложности, связанные с рациональным подходом к использованию почв. Ее полезные свойства теряются при частой вспашке, что может привести к подтоплению посевных площадей, а затем к повышению солей. Далее постепенно проявляется эрозия почв. Неграмотное использование удобрений, пестицидов приводит к внесению в почву ядовитых веществ.

Из-за автомобильных выхлопов, в которых много свинца, он оседает и в почвах, нарушая естественные отношения экосистемы. Отходы от рудников вызывают повышение содержания в почве меди, цинка, других металлов. Деятельность и связанные с ней отходы электростанций, атомных предприятий вызывает попадание радиоактивных изотопов в почву.

Вышеперечисленные проблемы остры в связи с тем, что опасные соединения могут попасть в человеческий организм с продуктами питания, которые выращены на небезопасной почве. Это может привести к снижению иммунитета, различным заболеваниям.

Разливы нефтепродуктов, попадание мусора, пестицидов, токсичных солей, лекарств, радиоактивных элементов приводит к загрязнению вод. Это все связано с деятельностью рыболовецких судов, фермерских, гидроэлектрических, химических, нефтяных компаний.

Качество вод ухудшается в процессе производства электроэнергии, когда отработанная жидкость с повышенной температурой выбрасывается в водоемы. Вследствие этого повышается температура воды.

Кроме этого, в результате селей, паводков из почвы вымывается магний, попадающий в океан, что приносит вред обитателям. В настоящее время охраняют водные источники при помощи очистных сооружений.

Законодательство

Экологическое право выступает самостоятельной отраслью с совокупностью юридических норм по регулированию отношений в части охраны природных объектов, а также рационального использования природных ресурсов.

Основополагающим нормативным документом в области законодательства выступает Конституция РФ. Так, согласно статье 42, любой человек обладает правом на благоприятную природную обстановку, истинную информацию о ее состоянии, а также на то, чтобы ему возместили ущерб, который причинен из-за экологических правонарушений. Согласно статье 58, граждане России обязаны сохранять природу и бережно относиться к растениям, животным, другим объектам природы.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, задачи, направления проведения государственных мер в области экологии на длительный период времени. Кроме этого, действует федеральный закон «Об охране окружающей среды», определяющий права граждан и государственных органов в данной области, а также принципы охраны природных объектов. Его конкретизируют и дополняют ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Земельный кодекс РФ, который регулирует охрану земель, а также природоохрану от возможных вредных воздействий при использовании земельных ресурсов. Действует и Лесной кодекс РФ в рамках своих компетенций.

Использование, а также безопасность водных объектов регулируется Водным кодексом РФ. Также информацию можно уточнить в ФЗ «О недрах», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях». Действуют и другие законодательные акты, регулирующие и поясняющие взаимные отношения людей при использовании природных ресурсов.

Гражданам необходимо помнить об имущественной, дисциплинарной, административной, а также уголовной ответственности в случаях нарушения правил и положения по охране природы.

Объекты охраны окружающей среды

В соответствии с российским законодательством объектами охраны окружающей среды являются (рис. 1):

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  • земли, недра, почвы;
  • воды: поверхностные и подземные;
  • леса, растительные и животные организмы и их генофонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Рисунок 1. Объекты охраны окружающей среды

В первую очередь под охраной находятся естественные экологические системы, природные комплексы и природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Под особой охраной находятся объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники и заказники, памятники природы и национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие почвы, леса, растительный и животный мир, которые находятся под угрозой исчезновения.

Мероприятия, направленные на снижение негативных последствий деятельности человека на биосферу

Осн. ме­ра­ми по пре­дот­вра­ще­нию за­гряз­не­ния и ох­ра­не ОС яв­ля­ют­ся:

– со­кра­ще­ние объ­ё­мов вы­бро­сов в ат­мо­сфе­ру и сбро­сов в во­до­ёмы, по­вы­ше­ние уров­ня их очи­ст­ки – ог­ра­ни­че­ния про­из-ва и ис­поль­зо­ва­ния опас­ных для ор­га­низ­мов ве­ществ (напр., в ре­зуль­та­те мно­го­крат­но­го со­кра­ще­ния ис­поль­зо­ва­ния хлор­фто­руг­ле­ро­дов в пе­ри­од с 1989 по 2009 про­изош­ло за­мет­ное вос­ста­нов­ле­ние стра­то­сфер­но­го озо­на);

– ре­куль­ти­ва­ция на­ру­шен­ных зе­мель, в т. ч. по­сад­ка ле­сов (в Ки­тае, напр., пло­щадь ис­кусств. ле­сов увеличивается на 2–3 млн. га еже­год­но);

– улав­ли­ва­ние и за­хо­ро­не­ние ди­ок­си­да уг­ле­ро­да глу­бо­ко под зем­лёй и ути­ли­за­ция его в ор­га­нич. со­еди­не­ни­ях зе­лё­ных рас­те­ний с по­мо­щью ле­со­раз­ве­де­ния;

– соз­да­ние осо­бо ох­ра­няе­мых при­род­ных тер­ри­то­рий, раз­ве­де­ние (в не­во­ле и в по­лу­воль­ных ус­ло­ви­ях) ред­ких и ис­че­заю­щих жи­вот­ных и рас­те­ний, соз­да­ние ге­не­тич. кол­лек­ций (в т. ч. се­мян, га­мет и др. кле­ток в за­мо­ро­жен­ном со­стоя­нии) для со­хра­не­ния био­раз­но­об­ра­зия;

– при­ме­не­ние био­раз­ла­гае­мых пла­сти­ко­вых ма­те­риа­лов и рас­про­стра­не­ние прин­ци­па от­вет­ст­вен­но­сти про­из­во­ди­те­ля за ути­ли­за­цию про­из­ве­дён­ной про­дук­ции (т. н. кон­цеп­ция жиз­нен­но­го цик­ла про­дук­ции);

– за­клю­че­ние и стро­гое со­блю­де­ние ра­нее при­ня­тых ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ний по ох­ра­не ОС [сре­ди ос­нов­ных: Рам­сар­ская кон­вен­ция о вод­но-бо­лот­ных угодь­ях, имею­щих ме­ж­ду­нар. зна­че­ние (1971); Кон­вен­ция ЮНЕСКО об ох­ра­не все­мир­но­го куль­тур­но­го и при­род­но­го на­сле­дия (1972); Кон­вен­ция ООН о ме­ж­ду­нар. тор­гов­ле ви­да­ми фау­ны и фло­ры, на­хо­дя­щи­ми­ся под уг­ро­зой ис­чез­но­ве­ния (1973); Ме­ж­ду­нар. кон­вен­ция по пре­дот­вра­ще­нию за­гряз­не­ния с су­дов (1973); Кон­вен­ция ООН по со­хра­не­нию миг­ри­рую­щих ви­дов ди­ких жи­вот­ных (1979); Вен­ская кон­вен­ция об ох­ра­не озо­но­во­го слоя (1985) c Мон­ре­аль­ским про­то­ко­лом (1987); Ба­зель­ская кон­вен­ция о кон­тро­ле за транс­гра­нич­ной пе­ре­воз­кой опас­ных от­хо­дов (1989); Кон­вен­ция ООН по борь­бе с опус­ты­ни­ва­ни­ем (1994); Кон­вен­ция ООН о со­хра­не­нии био­ло­гич. раз­но­об­ра­зия (1992) c Кар­та­хен­ским про­то­ко­лом по био­безо­пас­но­сти (2003); Ра­моч­ная кон­вен­ция ООН по из­ме­не­нию кли­ма­та (1992) c Ки­от­ским про­то­ко­лом (1997); Рот­тер­дам­ская кон­вен­ция о про­це­ду­ре за­бла­го­вре­мен­но­го ин­фор­ми­ро­ван­но­го со­гла­сия в ме­ж­ду­нар. тор­гов­ле не­ко­то­ры­ми ви­да­ми опас­ных хи­мич. ве­ществ и пес­ти­ци­дов (1998); Сток­гольм­ская кон­вен­ция о стой­ких ор­га­нич. за­гряз­ни­те­лях (2001), а так­же боль­шое чис­ло ре­гио­наль­ных меж­пра­ви­тельств. со­гла­ше­ний, напр. Кон­вен­ции Европ. эко­но­мич. ко­мис­сии ООН о транс­гра­нич­ном за­гряз­не­нии воз­ду­ха на боль­шие рас­стоя­ния (1979), Кон­вен­ция по за­щи­те мор. сре­ды Сев.-Вост. Ат­лан­ти­ки (1992)];

– осу­ще­ст­в­ле­ние гло­баль­ных, ре­гио­наль­ных и нац. про­грамм, спо­соб­ст­вую­щих ох­ра­не ОС, в т. ч. Гло­баль­ной сис­те­мы мо­ни­то­рин­га ок­ру­жаю­щей сре­ды (1974), Гло­баль­ной ме­то­до­ло­гии для кар­ти­ро­ва­ния ан­тро­по­ген­ных воз­дей­ст­вий на био­сфе­ру (2001), Гло­баль­ной про­грам­мы дей­ст­вий по за­щи­те мор. сре­ды от за­гряз­не­ния в ре­зуль­та­те осу­ще­ст­в­ляе­мой на су­ше дея­тель­но­сти (1995), Ме­ж­ду­нар. плат­фор­мы по био­раз­но­об­ра­зию и эко­си­стем­ным ус­лу­гам.

В боль­шин­ст­ве стран име­ют­ся нац. пра­ви­тельств. ор­га­ни­за­ции по ох­ра­не ОС (напр., Агент­ст­во ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды США).

Источник

Консультация «Влияние природы на здоровье человека и безопасность при общении с ней»

Природа — это мир, который нас окружает, все, что мы видим, слышим, используем в процессе жизни и труда. Это солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Мы сами тоже являемся частью природы. Природа — доля человека. Все, что необходимо ему для жизни, он получает из природы: пищу, одежду, топливо, лекарства, сырье для работы фабрик и заводов, строительные материалы. Природа — источник силы и здоровья. Человек пользуется чистой водой и дышит живительным воздухом. Человек и природа неразрывны. Но в отличии от других живых организмов, человек- разумная часть природы. Благодаря разуму, сознанию он познает законы природы и использует их в практической деятельности. Человек не может жить без использования природных богатств, не изменяя и не преобразуя мир вокруг себя. Но при этом важно не наносить вреда природе, необходимо знать границы допускаемых изменений в окружающей среде, понимать, что Земля вовсе не безграничный источник природных богатств. Гибель природы неминуемо приведет к гибели человечества. Нашу голубую планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной, а человечество- с экипажем этого корабля. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля нет аварийного выхода. Поэтому надо постоянно думать, как сделать наши города и села чистыми, земными, красивыми, как защитить окружающую среду от загрязнения, как спасти наши родники, реки, водоемы, растительный и животный мир от гибели. Беречь и приумножать богатства нашей земли- доля каждого. От всех нас зависит. Будет ли звучать трель соловья, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озер, будет ли над нами синева неба. Ведь Земля- дом человечества. Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа- среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природе с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда- это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Человек, считая себя хозяином Земли, много-много лет использовал для своего блага все, что его окружает- леса, моря, горы, реки, недра, животных и птиц. Но он оказался плохом хозяином,перестал заботиться о планете: уничтожая леса, истребляя рыб, птиц, зверей. Люди не беспокоились о том, что заводские трубы загрязняют воздух и водоемы, а в городе и в сельской местности накапливается много мусора. И в результате этого некоторые породы животных и многие виды растений могут исчезнуть совсем — так мало на Земле их осталось.

Одним из главных факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Если будут отравлены воздух и вода, растрачены полезные ископаемые, вырублены леса, погублены редкие растения и животные, страна наша не сможет стать богатой и счастливой, а люди добрыми и здоровыми. Нужно охранять все, сто нас окружает- воздух, почву, водоемы, леса. Ведь лес называют «легкими нашей планеты». И не зря лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листья, а потом дождем смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух вещества- фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог. Лес также защитник водоемов и почвы. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Но, к сожалению, человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Конечно, нет.

Что бы защититься от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, каждому человеку необходимо соблюдать правила экологической безопасности. Как защититься от загрязненного воздуха, ведь из-за загрязнения воздуха у человека появляется слабость, рассеянность, бессонница. Веками испытанный метод очищения воздуха — насаждение парков, зеленых растений, садов, газонов. Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем потому, что из выхлопной трубы вырываются клубы ядовитого газа. Если дома кто-нибудь из взрослых курит, попросите не делать этого в квартире. Дым сигареты — опасный загрязнитель воздуха.

Как защитить себя от природных явлений, например, Гроза- красивое и величественное явление природы. Но гроза несет и огромную опасность-удары молний.Чтобы уберечься от них нужно соблюдать некоторые правила:

1. Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

2. Нельзя купаться во время грозы;

3. Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

4. Где спрятаться, если гроза застала на открытом месте? Можно в какой-нибудь сухой яме, траншеи. Можно в зарослях кустарника. Но лучше, заметив приближение грозы, поскорее покинуть открытое место.

Жизнь впервые зародилась в воде, поэтому воду считают колыбелью жизни. Водоемы — это хранилище воды, которая необходима всему живому. Велико значение водоемов в жизни людей. они украшают Землю, радуют своей красотой.Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Водоемы должны быть чистыми! Но, к сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли. Как же защитить от загрязненной воды?

Нельзя мыть в водоемах машины, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды — в воду попали бензин. Смазочное масло. Приятно ли будут купаться в такой воде? Очень часто люди бросают в водоемы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки. Консервные банки с открытыми краями и много — многое другое. Очень опасно для людей, купающихся в водоеме, особенно для тех кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжелые травмы. Нельзя купаться в загрязненных водоемах, а тем более пить воду из них. В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных веществ в ней остается. Чтобы воду очистить ее обрабатывают хлором- хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден для человека. Он остается в воде и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течет из крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очистить с помощью бытового фильтра.

Почва — среда обитания многих организмов. Почву называют бесценным природным богатством за то, что она нас кормит, одевает, дает сырье для промышленности, лес для строительства. Почва нуждается в бережном обращении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Оберегать почву нужно и от загрязнения её возбудителями различных болезней. В загрязненной почве длительное время живет множество бактерий, вызывающих болезни у людей. В почве могут находиться и яйца глистов. Они попадают туда из канализационных труб, мусорных ям.

Как же защититься от растущих на земле растений, грибов, продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Растения и грибы опасны для того, кто их не знает. Впрочем, все опасные растения и грибы запомнить не возможно.Поэтому:

1. Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься в том. Что они съедобные;

2. Никогда не собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаешься;

3. Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог. Свалок и промышленных предприятий. В них накапливается много вредных веществ;

4. Всегда мой овощи фрукты. Это нужно не только для защиты от болезнетворных бактерий, но и для того, чтобы удалить поверхности овощей и фруктов остатки ядохимикатов, которыми их обрабатывали;

5. Не ешьте рыбу, выловленную в загрязненной воде.

Все дети и взрослые должны знать, что лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустик если они тебе не знакомы потому,что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызывать ожог кожи с пузырями и трудно заживляющими ранами. У некоторых людей есть привычка- покусывать и жевать любую травку. Это очень вредная привычка и её все должны знать, что стебли, листья и цветы могут нанести непоправимый вред здоровью.

Контакты с животными иногда могут быть опасны, человек может пострадать не только от диких, но и домашних животных. Поэтому, общаясь, даже с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности :

1. После игры с кошкой или собакой надо обязательно мыть руки- на шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов;

2. Нельзя гладить незнакомых животных они могут оказаться агрессивными. Уличные кошки и собаки могут быть больны. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно;

3. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей их нельзя трогать. В такой момент даже самое дружелюбное животное может оцарапать или укусить.

4. Нельзя убегать от собаки. Встретившись на улице с собакой. Лучше остановиться и пропустить её. Если вас укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу. Не соблюдение правил безопасности с животными может привести к травмам, царапинам и укусам.

Здоровье — это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Поэтому каждый с детства должен помнить о своем здоровье, знать свое тело, научаться заботиться о нем, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму

Человек также ответственен за свое здоровье. Именно от него самого зависит его здоровье, ни один врач не может сделать для человека того, что человек должен и может сделать для себя сам.

«Каждый из нас хочет жить долго, но никто не хочет жить правильно, однако правильно жить может, но долго — нет»

Иметь хорошее здоровье — это иметь чувство высочайшего блаженства. Мы согласны, что основная цель в жизни — это счастье. Но к счастью ведет одна дорога- дорога к крепкому здоровью. Без здоровья не может быть счастья. В здоровом теле — здоровый дух. Здоровье- это гордость, это что-то такое, что надо очень любить. Это проявление воли и глубокого желания жить долгой, счастливой, здоровой деятельностью человека.

Что значишь ты без трав и птиц и без любви к пчеле, жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые породы, О человек, венец, природы, Что без природы твой конец!

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Консультация для педагогов на тему: «Влияние цвета на психологическое благополучие человека» Все цвета имеют своё излучение, у каждого цвета – своя длина волны, которая несет информацию, по-разному воздействуя на различные органы.

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?» Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно.

Консультация для родителей. Воспитание культуры поведения в общении со сверстниками КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ ВОСПИТАТЕЛЬ Д/С №32 «РОМАШКА» Тарасенко И. В..

Проект «Здоровье — это жизнь человека» Краткосрочный проект Срок реализации: 13.04.15 – 24.04.15г. Вид проекта: познавательно – творческий, групповой. Участники проекта: дети,.

Проектно-исследовательская работа «Экология и здоровье человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека» стр. Введение Экология и здоровье человека: 1. Химические загрязнения среды и здоровье человека; 2. Биологические загрязнения и болезни.

Влияние цветотерапии на здоровье детей Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена. Дошкольному детству отведено всего 4 года, но от того,.

Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце.

Занятие в старшей группе по экологии «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека» Занятие в старшей группе по экологии на тему: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека». Воспитатель: Пономарева С. М. ,.

Занятие «Витамины и их влияние на здоровье» ХОД ЗАНЯТИЯ: Собрались все дети в круг я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. -Ребята,вам Даниил передал.

Источник



Экологическая проблема и безопасность

Человечество вступило в эпоху научно-технического прогресса, где научно-теоретическая и техническая деятельность сблизились с целью создания техносферы создавшую новую среду обитания, изменившую ритмы нашей жизни поэтому экологическая безопасность окружающей среды важнейший этап развития. Успешное социально-экономическое развитие общества предполагает все более активные человеческие действия с различными компонентами природной среды. Природные объекты используются в качестве источников энергии, продуктов производства и потребительских товаров.

С возникновением техносферы масштабы ущерба от технологических катастроф стали сопоставимы с аналогичными показателями стихийных бедствий.

Наиболее опасными в настоящее время считаются атомные электростанции, нефтеперерабатывающая промышленность, трубопроводы, транспорт. Вредные вещества на этих объектах накапливаются и неотвратимо грозят природе и человеку в будущем.

Концепция экологической безопасности

Совсем недавно отсутствовала концепция экологической безопасности, и наша страна планировала повернуть сибирские и северные реки вспять и уничтожила Аральское море. Кроме того, «холодная война» дала повод для накопления ядерного, химического и бактериологического оружия. Военное противостояние и научно-технический прогресс образовали новый класс экологически опасных военных и промышленных объектов, а значение экологии выросло.

И все-таки, мы сами должны учить себя и своих близких обращаться бережно с окружающей средой.

Экологическая безопасность окружающей среды, как основа защиты от чрезвычайных экологических ситуаций построена по принципу проведения превентивных мер, направленных на их предупреждение.

Использование природных ресурсов влияет на качество окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и другими показателями и/или их совокупностью.
Неосторожная и неконтролируемая эксплуатация природных ресурсов, их участие в хозяйственном обороте обеспечивают поступление веществ в окружающую среду которые негативно влияют на нее. Следовательно, можно нанести вред окружающей среде, что сопровождается негативными изменениями ее качества, угрожающими деградацией природных экологических систем и истощением природных ресурсов. В этих условиях, как никогда раньше, проблема охраны окружающей среды или экологическая безопасность становится особенно актуальной.

Экологическая безопасность – это состояние защиты окружающей среды и человека от различных видов опасностей, которые представляют угрозу для устойчивого функционирования природных экологических систем, антропогенных объектов и общественного здравоохранения.

Объектами охраны окружающей среды являются:

  • конкретная личность – его право на здоровую и благоприятную окружающую среду;
  • общество – совокупность материальных и духовных ценностей, зависящих от состояния окружающей среды
    природные ресурсы и окружающая среда как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.

Источником опасности для экологической безопасности являются:

  • негативное воздействие на окружающую среду экономической и иной деятельности человека;
  • чрезвычайные ситуации природы;
  • антропогенные сбои природы;
  • последствия чрезвычайных ситуаций.

Государственное регулирование проблемы экологической безопасности

Объектом экологической опасности является юридическое или физическое лицо, чья деятельность создает или может создать опасную для окружающей среды ситуацию. Т. е. ситуацию, требующую, в целях защиты жизни и здоровья граждан, окружающей среды, обязательного принятия чрезвычайных мер по ее ликвидации или ситуации, характеризующейся необратимыми изменениями в окружающей среде и условиях жизни граждан (экологическая катастрофа).

Экологическая безопасность является вспомогательной деятельностью специально уполномоченных субъектов. Они осуществляют на основе соответствующих правил, в установленных формах и процедурах, выявление, предотвращение и подавление негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, локализацию и ликвидацию негативных последствий.

Законодательство Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности основано на:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральных законах;
  • указах Президента Российской Федерации;
  • решениях Правительства Российской Федерации;
  • нормативно правовых актах субъектов Российской Федерации;
  • нормативно правовых актах органов местного самоуправления.

Обеспечение экологической безопасности основывается на следующих принципах:

  • обеспечение качества окружающей среды, не угрожающих здоровью человека и его жизни; государственной поддержки по улучшению окружающей среды;
  • приоритет обеспечения экологической безопасности;
  • сохранение естественных экологических систем, биологического разнообразия, природных ландшафтов;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • баланс, оптимальное соотношение территорий, занимаемых различными типами производств; сохранение способности биосферы, ее компонентов, обеспечивающих стабильность;
    систематическое обеспечение безопасности окружающей среды, которая включает в себя все опасности окружающей среды, все виды природных ресурсов и источников воздействия на окружающую среду.

Экологическая безопасность обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:

  • внедрение комплекса правовых, организационных, технических и технических, санитарно-гигиенических и медицинских мер;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • проведение научных исследований в области заботы о благополучии окружающей среды граждан;
  • проведение аудита экологических угроз для окружающей среды;
  • разработка и осуществление мер, направленных на снижение угроз внешней среды, отчетность о реализации этих действий;
  • регулярное информирование граждан об угрозе окружающей среды, мерах, направленных на его устранение, состоянии экологической обстановки в стране в целом и на территории муниципалитетов;
  • выполнение ряда обязательных профилактических мер для обеспечения безопасности окружающей среды (государственное регулирование, касающиеся защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, вод, земли, водных ресурсов и лесного хозяйства, организации гражданского воспитания в области охраны окружающей среды, помощь в охране окружающей среды);
  • установление требований безопасности для производства продуктов и потребления питьевой воды;
  • установление требований, касающихся регулирования экономического воздействия человека на окружающую среду;
  • другие правовые, организационные и экономические меры.

Одна из важных проблем которые нужно решить в ближайшее время является решение вопроса по утилизации отходов накопленных еще в советское врем, так называемый накопленный ущерб. Сейчас важно создание условий устойчивого и экологически безопасного развития страны с гарантиями защищенности окружающей среды для жизненно важных интересов государства. Это не означает, что мы должны прекратить научно-техническое движение вперед. Сейчас необходимы качественные сдвиги для экологической безопасности в самом производстве, чтобы сделать его не опасным для природы и человека.

В настоящее время создалось сложное состояние взаимоотношений между людьми и природой, характеризующееся ресурсно-экологической достижимостью биосферы. Для этого требуется создание системы экологического мониторинга путем длительных наблюдений, оценивания и прогноза изменения состояния окружающей среды с целью защиты жизненно ценных интересов человека, общества, природы и государства от фактических и потенциальных угроз в связи с влиянием антропогенных или природных воздействий на окружающую среду.

Чтобы обеспечить экологическую безопасность и снизить риск несчастных случаев, производственные объекты должны подвергаться экологическим проверкам по требованию государственных органов по контролю за окружающей средой и городскими властями.

Решение проблематики экологической безопасности состоит в восстановлении баланса, что представляет собой задачу глобального масштаба. Естественные науки пытаются развить это понимание.

Источник

Читайте:  Соотношение природы и обществ в человеке