Свобода в творчестве А С Пушкина значение и смысл темы для поэта

Природа в лирике Пушкина

Тема природы — одна из центральных в лирике Пушкина. Она присутствует в произведениях всех периодов творчества поэта, каждый из которых имеет свои неповторимые оттенки образов природы в стихотворениях.
В ранних стихотворениях заметно влияние классицизма, а потому природа зачастую играла в них лишь роль фона. Кроме того, присутствуют черты сентиментализма, идиллическое описание природы. При этом «Деревня» политически окрашенное стихотворение, оно даже распространялось в списках, как и другие свободолюбивые стихи петербургского периода. Если первая части символизирует бегство поэта на лоно природы, то во второй говорится о «невежестве», порожденном барством и рабством. В произведении «Погасло дневное светило. » пейзаж в виде «море синего», «тумана», «угрюмого океана», служит фоном для воспоминаний о «прежних» годах «безумной любви».
В южный период творчество Пушкина можно отнести к романтизму. Стихия и вольная природа противопосталены человеческой несвободе.
Любимый жанр романтической лирики — элегия. В этом жанре написано этапное, последнее «южное» стихотворение поэта «К морю». В нем стихия, природа противопоставляется несвободе в обществе: «Прощай, свободная стихия!» Прощаясь с морем, автор прощается с романтизмом, двумя его символами: Наполеоном и Байроном. Образ моря в свою очередь являет собой образ друга.
В стихотворениях более поздних периодов отсутствуют эпитеты, свойственных более ранним произведениям, средства изображения природы становятся более реалистичными. Например, в стихотворении «Анчар», «пустыня» «чахлая и скупая», а «почва» «раскалена» «зноем». Нередко встречается зимний пейзаж.
В Михайловском Александр Сергеевич увлекся описанием среднерусского пейзажа. Например, в произведении «Осень» чувствуется общность людей, поэта с природой. Автору «дни поздней осени» «милы», это «очей очарованье!»
Именно в поздний период своего творчества в работах Пушкина явно проглядываются новаторские методы в изображении природы. В стихотворениях этого времени появляются пейзажи разных типов: психологического, философского, социального.
Психологический пейзаж присутствует в стихах «Осень» и «На холмах Грузии лежит ночная мгла. ». В последнем поэт, созерцая красоты грузинского пейзажа, печалится о любимой. Поэт передает состояние души героя через природу. Кроме того, психологизм пейзажам придает и личное отношение поэта к разным временам года, например, о любви к осени, чья «прощальная краса» «приятна» Пушкину, а весна, наоборот, навевает скуку.
Философский пейзаж представлен в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в котором Пушкин, глядя на «дуб уединенный», размышляет о своем «веке». В произведении «Вновь я посетил. » автор бродит по «уголку земли», где два года «провел изгнанником» и видит изменения в себе, окружающих, природе. Пушкин написал стихотворение в Михайловском, когда умерла его мать. Если в более раннем произведении «Деревня», написанном там же, пейзаж был сентиментальный, то сейчас он стал реалистическим. Еще одна особенность поздних пушкинских пейзажей, которая отражена в стихотворении «Вновь я посетил. » — топографичность: автор дает подробное изображение Михайловского.
Социальный пейзаж присутствует в стихотворении «Осень». Он неразрывно связан с человеком, помогает лучше понять тяготы ежедневной жизни. Например, поэт описывает «мельницу», «бег саней». Этот тип пейзажа встречается в «Няне», которая «горюет» «под окном своей светлицы».
Пейзажи Пушкина имеют богатую цветовую палитру: «младая роща. зеленая семья», «лето красное», «в багрец и золото одетые леса», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела», «голубые небеса», «прозрачный лес один чернеет», «роняет лес багряный свой убор». Заметим, все тона у поэта чистые.
Пушкинские пейзажи содержат и сквозные мотивы, например, мотив дороги — в «Бесах» или «Осени», мотив семьи — во «Вновь я посетил. », где зелень метафорически становится целой семьей.
Кроме того, пейзажи Пушкина символичны. Например, в стихотворении «Туча» через картину природы поэт передает задумчивый настрой, нескончаемый процесс жизни. Символичен и «Анчар», в котором поднимается проблема жизни и смерти, свободы личности, гуманизма, добра и зла. Символичен «Свободы сеятель пустынный», в котором Пушкин «сеет» «свободу», «благие мысли и труды».
Пушкин, несомненно, любил природу, часто изображал ее в своих произведениях. В каждом стихотворении затронуто несколько тем, смыслов, в том числе в тех, где на первый взгляд изображаются лишь красоты природы. Природа является проводником настроений, мнений поэта: сквозь «грустный шум» «моря» слышится боль поэта, а наблюдая «в багрец и золото одетые леса. и свежее дыханье. и первые морозы», мы понимаем, как любима и многозначна для Пушкина осень. «Для Пушкина она (природа) была — полная невыразимого, но безмолвного очарования живая картина», — писал Белинский. Такой она предстает и перед нами в произведениях поэта.

Источник

Тема природы в творчестве и произведениях Пушкина

Пушкин и природа

Сочинения

Тема природы в произведениях Пушкина является неотъемлемой частью его творческого наследия. Поэт не просто горячо любил пейзажи России, но и черпал в них силы и вдохновение для создания своих самых значительных произведений. Интересно отметить, что пушкинское восприятие природных красот может значительно отличается от такового у большинства людей.

Времена года

Александр Сергеевич всегда отличался удивительной наблюдательностью. Его учителями в жизни были, преимущественно, не люди, а сам окружающий мир. Поэтому тема природы в творчестве Пушкина и его лирике не ограничивается внешним описанием происходящих явлений; поэт остро чувствует незримую связь человека со всем живым (недаром его называли «певцом русской природы»). Состояние героя нередко подчёркивается тем или иным природным явлением:

Тема природы в произведениях пушкина

  • Погода. Как синоним душевного самочувствия, погодные условия могут быть спокойными или бурными («Последняя туча рассеянной бури, одна ты несёшься по ясной лазури, одна ты наводишь унылую тень, одна ты печалишь ликующий день»).
  • Животные и их поведение. У Пушкина звери и животные нередко выступают в роли советчика или оракула, предсказывая судьбу человека либо предупреждая его об опасности («Что ты ржёшь, мой конь ретивый, что ты шею опустил?… — Оттого я ржу, что в поле уж не долго мне гулять, что уж скоро враг суровый сбрую всю мою возьмёт»).
  • Стихии. Любимой стихией поэта было море — олицетворение беспредельной свободы, мощи и одиночества («Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы! И долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы»).

В отличие от своих предшественников, Александр Сергеевич стремился показывать не какие-то исключительные особенности природы, а, скорее, те «обыденные» моменты, что обычный человек не замечает — появление первого пуха на деревьях, выгон коров на пастбище после дождя или трепет последнего осеннего листа на дереве. Также описание природы в произведениях Пушкина затрагивает все времена года.

Осенняя пора

Любимейший сезон поэта в году. Пушкина привлекала удивительная и парадоксальная красота увядающей природы, готовящейся ко сну перед зимним периодом. Также осень воспринималась Александром Сергеевичем как период пробуждения внутренних сил и фантазии. Осенняя природа многократно использовалась поэтом в своём главном сочинении — «Евгении Онегине»:

  • «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день» — отрывок символизирует неизбежное угасание лета и прихода нового времени года.
  • «Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета» — восторженное описание красот осени и предвестие зимы (увядание).
  • «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа — снег выпал только в январе» — описываются угнетающие чувства поздней осени. Подобная «бесснежная осень» является также одним из признаков одиночества (что соответствует и сюжету поэмы).
Читайте:  Особенности федерализма в России сквозь призму проблематики разграничения предметов ведения и полномочий между и ее субъектами

Тема природы в творчестве пушкина

Самое известное стихотворение, посвящённое этому времени года (оно так и называется — «Осень») содержит в себе описание также и других сезонов. Пушкин пишет: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой». Поэт видит в осени не только буйство красок и образов, которые можно использовать в литературе — интерес к осени Александра Сергеевича также может объясняться его размышлениями о смысле жизни человека и его посмертной участи.

На это могут указывать следующие строки: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. Играет на лице ещё багровый цвет, она жива ещё сегодня, завтра нет».

Также следует отметить, что Пушкин интересовался историей, сказками и мифами русского народа.

Природа в творчестве пушкина

Для поэта осень олицетворяет осуществление своего предназначения — этот сезон года дарует человеку силы для того, чтобы пережить грядущую зиму. Неудивительно, что у Александра Сергеевича в большинстве стихотворений, а также в прозе осень не просто упоминается, а любовно нарекается «Унылая пора! очей очарование!».

Характерно, что тонкий (в определённом смысле — интимный) процесс создания стихотворений Пушкин подробно описал именно при рассказе о красотах осени — «И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплён моим воображением, и пробуждается поэзия во мне… и мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы лёгкие навстречу им бегут».

Зимние месяцы

Известно, что Пушкин любил зиму, особенно активные развлечения — катание на санках и коньках, игры в снежки, а также прогулки на лошадях. Поэта привлекали зимние бури, однако с ещё большим вниманием Александр Сергеевич наблюдал за тем, как природа постепенно замирает и впадает в глубокий сон — чтобы через пару месяцев вновь ожить. Это просматривается в следующих отрывках его стихотворений:

Зима в творчестве пушкина

  • «В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины кровли и забор, на стёклах лёгкие узоры, деревья в зимнем серебре» («Евгений Онегин»).
  • «Мороз и солнце, день чудесный, ещё ты дремлешь, друг прелестный» («Зимнее утро»).
  • «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами: Тепло ль? Утихла ли метель?».

Зимний период года представляется поэту не только аналогом смерти, но и своего рода чистым листом бумаги — жизнь словно начинается заново. Помимо этого, бо́льшая часть весёлых праздников также сосредоточена именно в зимние месяцы (о чём Александр Сергеевич упоминает в стихотворении «Осень»).

Однако тоска, свойственная этому сезону, прорывается и у Пушкина — пример тому стихотворение «Зимняя дорога» — «По дороге зимней, скучной, тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный, утомительно гремит. Ни огня, ни чёрной хаты — глушь и снег. Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне». Образ тоски пробивается в последнем четверостишьи — «Грустно, Нина, путь мой скучен, дремля смолкнул мой ямщик, колокольчик однозвучен, отуманен лунный лик».

Весеннее настроение

Природа в стихах пушкина

Весна не была любимым сезоном Пушкина — эта точка зрения основывается, опять же, на стихотворении «Осень», где поэт писал, что «Я не люблю весну; скучна мне оттепель — вонь, грязь — весной я болен». Однако Александр Сергеевич неоднократно отмечал, что именно в это время года «человек по-настоящему рождается» (для жизни и для любви).

Помимо прочего весна воспринималась поэтом как «время свободы» — об этом говорит, к примеру, стихотворение «Птичка», написанное им в неволе в Бессарабии («В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины — на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»).

В другом произведении — «Мне вас не жаль, года весны моей» — Пушкин практически уравнял понятия «весна» и «юность» (в этом случае время года становится прямым отображением чувств и ощущений человека): «Но где же вы, минуты умиления, младых надежд, сердечной тишины? Где прежний жар и слёзы вдохновенья? Придите вновь, года моей весны!».

Жаркое лето

Вопреки множеству своих предшественников, Пушкин не был любителем летних месяцев, хоть и отдавал должное буйству природы и страсти в этот период. Одним из таких произведений является стих «Румяною зарёй» (одно из ранних небольших стихотворений поэта, написанное им в то время, когда он учился в лицейском классе), в котором горячая пора находит свой отклик в сердцах двух молодых влюблённых.

Другое раннее стихотворение — «К Наташе» — содержит, если кратко, совершенно иную картину лета: «Вянет, вянет, лето красно, улетают ясные дни, стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени». Уходящее тёплое время ассоциируется с прошедшей жизнью, что неизбежно навевает тоску и грусть (может, именно таким образом Пушкин и рассматривал это время года, что и объясняло его нелюбовь к лету).

Примеры в прозе

Пушкин в своих повестях (в частности, в «Дубровском») мастерски передавал атмосферу происходящего, а также характерные черты отдельных героев при помощи описания природы. Рассказы о помещичьих имениях обязательно сопровождаются наблюдениями о красоте деревьев и растительности вокруг. Примером могут служить следующие выдержки из повести:

Имение Дубровского в произведениях пушкина

  • Село Покровское, принадлежащее Троекурову — «Рядом с богатым и красивым имением вытекала широкая речка и извивалась между холмами; на одном из них под густой зеленью рощи возвышалась каменная церковь и колокольня».
  • Имение Дубровского — «Налево от бедного дома отца располагалась берёзовая роща, которая была посажена, казалось, ещё совсем недавно. Молодые берёзки выросли и теперь стали высокими деревьями с широкими ветвями».
  • Передача душевного состояния героя и сообщение его читателю (скорбь после смерти отца) — «сучья от кустарников постоянно его задевали и царапали, ноги вязли в болоте. Будущее являлось для него закрытым чёрными грозовыми тучами».
Читайте:  Временные растения в уголке природы

Характерно, что Пушкин, описывая дома богатых помещиков, очень подробно описывает различные материальные вещи, подчёркивая внешнюю красоту и роскошное убранство. Дом Дубровского значительно скромнее, однако описание природы здесь гораздо полнее и разнообразнее, что подчёркивает внутреннее благородство живущих здесь в сравнении с другими персонажами произведения.

Окружающий мир в «Дубровском» не живёт отдельно от человека — он является средством психологической характеристики героев, а также свидетельствует о мнении рассказчика (то есть Пушкина) о происходящих в повести событиях.

Источник

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».
Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Источник



Свобода в творчестве А.С. Пушкина — значение и смысл темы для поэта

Великий поэт в своём многогранном творчестве касался всех наиболее важных тем. Тема свободы в творчестве Пушкина была одной из главных в его жизни. Он к ней постоянно возвращался. При этом его понимание свободы эволюционировало вместе с его развитием как поэта.

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл. Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 — 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

ода «Вольность»;

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный. » и «К морю». В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Читайте:  Уголок живой природы в группе детского сада

Стихотворение «Лицинию»

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;

Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г. В начальной части оды Пушкин символически прогоняет «Цитеры слабую царицу», богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

«К Чаадаеву»

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

В этом произведении присутствуют мотивы отказа от лёгкого и приятного ради пробуждения к трудной и настоящей жизни, преодолению проблем. Пушкин утверждает, что важно стремление к славе героической, к борьбе против тирании: «И на обломках самовластья напишут наши имена».

«Деревня»

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Это сопоставление красной нитью проходит через всё произведение. С одной стороны: «Приют спокойствия, трудов и вдохновения. ». С другой: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает. ».

Поэт приехал не для праздного времяпровождения, а для освобождения от суеты, ради возможности сосредоточиться на своём творчестве. Ощущение спокойствия и безмятежности является одним из важных условий для интенсивного творческого труда. В деревне, вдали от шума и суеты, проясняется ум. «Праздность вольная» становится «подругой размышления».

Радуясь отдыху и творческому подъёму Пушкин видит несчастья окружающих его людей. Барщина, разврат и «поругание личности» помещиками должны прекратиться и навсегда уйти в прошлое. Служение стране он видит в борьбе против угнетения.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

«Свободы сеятель пустынный. »

Эпиграфом к стихотворению, написанному в 1823 году, были выбраны слова из Евангелия от Матфея, в которых говорится: «Изыде сеятель сеяти семена своя».

Лирический герой пушкинского стихотворения ощущает бессмысленность прилагаемых усилий. «Живительное семя» в «порабощённые бразды» бросать больше не имеет смысла, ведь другого результата, кроме разочарования, быть не может.

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.

В завершающей части стихотворения Пушкин говорит: «Зачем стадам дары свободы. ».

«К морю»

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Он с уважением отзывается о Наполеоне и Байроне и говорит, что после их смерти мир опустел. Теперь плыть куда-либо в мире бессмысленно: «Где капля блага там на страже уж просвещенье иль тиран. ».

Поэт в заключение говорит о том, что творческое воображение поэта может перенести могучий и свободолюбивый образ моря «в леса, пустыни молчаливы. ».

«Анчар»

В 1828 г. появилось стихотворение «Анчар».

Анализируя это произведение Пушкина, можно увидеть, насколько ужасно рабство. Главной мыслью является трагическая власть зла.

«Из Пиндемонти»

Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.

Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.

Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.

Что значит свобода для Пушкина

В первое время это выраженные в стихах романтические идеалы, мечты о справедливом общественном устройстве. По мере своего развития поэт вкладывает в понятие свободы необходимость творческой и нравственной свободы, без которой поэтическая невозможна.

Источник