Статья Экологическая игра Природа и мы
Занятие — тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Я и природа»
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности. Предполагаемый результат: дети научаться анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; будут сформированы умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание, пополнят познавательные процессы, приобретут чувство коллективизма, группового сплочения; дети приобретут правильные навыки и умения взаимодействия с природой, разовьется чувственный опыт дошкольников: поймут что природа – это живой организм, который растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии с человеком.
Занятие — тренинг подготовлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Его можно проводить с детьми общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.
Тип занятия – тренинга: интегрированное
Вид занятия — тренинга: нетрадиционное занятие с элементами тренинга
Цель занятия — тренинга:
Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Задачи занятия — тренинга:
1.Образовательные
ü Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние
ü Сосредотачивать внимание на деятельности
ü Формировать умения и навыки владения выразительными движениями
2.Развивающие
ü Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)
ü Развивать чувственный опыт дошкольников
ü Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи
ü Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами
3.Воспитательные
ü Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
ü Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие
Средства обучения : бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флеш- карта
Этапы занятия — тренинга:
ü Организационный момент
ü Введение в тему
ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
ü Постановка цели занятия
ü Активизация прошлого опыта
ü Сосредоточение внимания на деятельности
ü Психомышечная тренировка
ü Побуждения воспитанников к деятельности
ü Закрепление умений
ü Итог занятия — рефлексия
Методы и приемы:
ü Игра на установление доброжелательных отношений
ü Психологический этюд
ü Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами
ü Игра на формирование чувства групповой сплоченности
ü Психомышечная тренировка
ü Художественно — продуктивная деятельность с элементами арттерапии
ü Пальчиковая гимнастика
ü Рефлексивное упражнение
Ход занятия – тренинга:
ü Организационный момент
Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).
Беседа о том, что такое дерево:
Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение — презентация а.ppt (2.17 МБ)
ü Введение в тему
Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» — вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.
ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
Психологический этюд «Природа и мы»
- Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
- Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.
ü Постановка цели занятия — тренинга
Художественно-продуктивная деятельность : игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, ( приложение 1.docx (292.55 КБ) )
ü Побуждения воспитанников к деятельности
(Приложение 1 «Испуганное дерево» )
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:
гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.
раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,
вышли пальчики гулять, этот срезал,
этот пальчик гриб нашел, этот съел,
ну а этот все глядел.
(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).
ü Сосредоточение внимания на деятельности
Художественно-продуктивная деятельность :развивающее упражнение «Волшебное дерево»( по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей) .
Психолог: мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее – приложение2.docx (65.55 КБ). Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение), обсуждение рисунков.
(приложение 2 «Волшебное дерево)
ü Психомышечная тренировка
Психомышечная тренировка «Деревцо».
— Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло — (потянуться, подняв вверх руки);
-Ветер подул – дерево всколыхнул – (с поднятыми руками вверх покачать в стороны).
ü Закрепление умений
Развивающее упражнение «Лабиринт»
( по усмотрению психолога и эмоционального
Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)
Психолог: А знаете, что белочки любят кушать?
Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?
Правильно, шишки! А вот одну шишку Белочка никак не может достать. Помогите белочке добраться до шишки. Проведите дорожку.
ü Активизация прошлого опыта
ü Итог занятия — рефлексия
Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – презентация б.pptx (203.45 КБ) )
Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:
«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».
( «Найди свое настроение»)
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997
3. Картинка дерева. // Всё для женщин 2011, №11 – с17
4.Гуткович И.Я.,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1998
5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009
6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2006
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 1995
9. Фон для презентации — http://pedsovet.su/load/321-1-0-13961
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000883, дата отправки 14 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075527
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Источник
Игра-занятие «Мы и природа»
Задачи: Формировать у детей представления о живой и неживой природе, правилах поведения в лесу. Развивать речь в процессе диалога, развивать умственную активность, поощрять самостоятельность в поиске ответов на вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физкультура.
Под тихую музыку дети рассаживаются на стульчики.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Ответьте мне на вопрос, а что же такое природа (ответы детей).Правильно, природа- это и лес, и река, и травы, и цветы. И мы, люди, тоже часть этой природы. Я предлагаю вам побывать сегодня в чудесном краю, а вот куда мы отправимся, вам нужно отгадать
.Слушайте загадку: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом
,Чудеса увидишь в нём. (лес)
На доске появляются слайды с изображением деревьев в лесу. Посмотрите, ребята, какая красота в лесу! Кто знает название деревьев (ёлка, берёза). А сейчас мы поиграем в игру» Хорошо-плохо».(ТРИЗ) Вместе с детьми закрепляем правила поведения в лесу.
А как вы думаете, в лесу живут только деревья? (ответы и предположения детей)
Да, в лесу живут разнообразные звери. Как называются звери, которые живут в лесу (ответы детей — дикие)
Вам сейчас нужно будет помочь диким зверям найти свои домики. (на столах у детей картинки с изображением норы, берлоги, куста и т. д. и звери-игрушки.)
Дети выполняют задание, а воспитатель раскладывает на полу изображения разных звериных следов.
Ребята, пока вы выполняли задание, в нашем лесу пробежало много разных зверей. Вам нужно отгадать, кто был у нас в гостях и показать, как они ходят.
Дети угадывают по следам и идут вперевалочку как медведь, прыгают как зайчик, пробегают как мышки и т. д.
Я предлагаю вам поиграть в игру «У медведя во бору».
Ребята, весело играть в лесу? А как вы думаете, понравилось бы лесным жителям если бы в лесу было шумно (ответы детей)Да, в настоящем лесу нельзя громко кричать, включать музыку, потому что….(дети называют причины).
В группе появляется пёс-Шарик.
Ребята, я так люблю ходить на охоту, но не люблю убивать зверей. Помогите мне решить эту проблему
1 Хочет охотиться.
2 Не хочет убивать зверей
3 Как можно помочь?
С помощью детей решаем эту задачу и предлагаем Шарику купить фоторужьё.
Шарик: Ребята, огромное вам спасибо за помощь. Я предлагаю всех вас сфотографировать на память о нашей встрече! А ещё я вам дарю интересные книги о разных лесных зверях.
«Подарок весне-огород на окне.» Занятие во 2-ой младшей группе в рамках проекта «Малыш и природа в ДО» На столах стоят лотки и специальное оборудование для опытов с увеличительными стеклами. У воспитателя в шкатулке лежат разные семена и.
Занятие-дидактическая игра «Вкусная игра» Дидактическая задача:Познакомить детей с процессом заготовки продуктов, для приготовления разных блюд. Закрепить знания детей об овощах.
Дидактическая игра «Дети и природа» Дидактическая игра «Дети и природа» Актуальность: Общение ребенка с природой очень важный момент, потому что она своей яркостью, многообразием,.
Игра-занятие «Мы умеем аккуратно есть» Занятие второе «Мы умеем аккуратно есть» Занятие второе 2 младшая группа ЦЕЛЬ. Воспитывать умение наклонять тарелку от себя, доедая первое блюдо, набирать.
Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы Краеведение начинается с Краелюбия. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то, чего не знаешь. Цель: Расширить.
Комплексное занятие в старшей группе — родная природа и художественная литература Лекарственные растения КрымаЦель:расширять знания детей о растительном мире Крыма,продолжать знакомить с лекарственными растениями,растущими.
НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.
Занятие по изодеятельности «Осенняя природа» Программное содержание: учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию,.
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Природа и её охрана» Программное содержание: -расширять, углублять и систематизировать знания детей о природе; -формировать у детей понятия «Красная книга»,.
Занятие по экологическому воспитанию «Природа — наш дом» Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий.
Источник
Конспект игрового занятия по экологии с презентацией в подготовительной группе детского сада
Воспитатель: Правильно, это — радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Станция N 2 (слайд: загадка, картинка Северного сияния)
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны. Когда в морозные ясные ночи Северное небо озаряется лунным светом , то оно окрашивается в разные яркие цвета и становится светло, как днем. Как же это происходит? Наша Земля с северным и южным полюсами похожа на огромный магнит. Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создается трение ветра об атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы. Так и возникает полярное сияние. Интересным фактом является то, что оно может петь. Эти звуки не слышны человеческому уху. Нужны специальные приборы, чтобы услышать пение северного сияния. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток.
Просмотр видеоролика о Северном сиянии
Станция N 3 (слайд: загадка, картинка вулкана на Камчатке)
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она — . (Вулкан)
Презентация.
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст.л., лимонная кислота-2ст.л., гуашь красного цвета-1ч.л., жидкое мыло-1ст.л., вода-150мл.)
Станция N 4 (слайд: загадка, картинка лотоса Астраханского края)
Из воды торчит бутон,
На ветру качается.
Когда солнышко пригреет,
Сразу распускается! (Лотос)
Воспитатель: Лотос-это чудо Астраханского края. Его еще называют Каспийской розой. Июль-август — яркое зрелище для туристов, которые посещают лотосовые поля. Лотос радует своим цветением два месяца, затем остаются кубышки — цветоложе, в которых созревают орехи лотоса. Осенью под воздействием ветра кубышки ломаются, и из них высыпаются орешки. Эти орешки – прекрасный корм для птиц, особенно гусей. Это экзотическое растение можно увидеть в Астраханской и Волгоградской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Лотос занесен в Красную книгу, рвать его нельзя да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки.
Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Наша экспедиция подошла к концу (Заняв места в «самолете», путешественники возвращаются домой.) Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? (ответы детей).
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
После проведенного занятия можно организовать выставку фотографий (детских рисунков) на тему «Что мы видели в экспедиции», родителям предложить записать рассказы детей об увиденном в путешествии.
Источник
Статья: «Экологическая игра «Природа и мы.»»
Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.
Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.
Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:
— интересных и занимательных вопросов;
— четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;
— равных по силам команд;
— широкого кругозора ведущего;
— системы награждения победителей.
Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.
Игра-конкурс «Природа и мы»
Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.
I тур (Отборочный)
Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.
- Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)
- Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)
- Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)
- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)
II Тур
- Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)
- Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)
- Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)
- Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).
III Тур
- Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)
- Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)
- Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)
- Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)
IV Тур
- Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)
- Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)
- Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)
- Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)
Вопросы для зрителей
— Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)
— Какая рыба называется именем человека? (Карп)
Финал
Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.
Подведение итогов.
Конкурс «Самые, самые, самые. »
В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.
Источник