Статья Экологическая игра Природа и мы

Занятие — тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Я и природа»

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности. Предполагаемый результат: дети научаться анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; будут сформированы умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание, пополнят познавательные процессы, приобретут чувство коллективизма, группового сплочения; дети приобретут правильные навыки и умения взаимодействия с природой, разовьется чувственный опыт дошкольников: поймут что природа – это живой организм, который растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии с человеком.

Занятие — тренинг подготовлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Его можно проводить с детьми общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.

Тип занятия – тренинга: интегрированное

Вид занятия — тренинга: нетрадиционное занятие с элементами тренинга

Цель занятия — тренинга:

Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Задачи занятия — тренинга:

1.Образовательные

ü Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние

ü Сосредотачивать внимание на деятельности

ü Формировать умения и навыки владения выразительными движениями

2.Развивающие

ü Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)

ü Развивать чувственный опыт дошкольников

ü Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи

ü Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами

3.Воспитательные

ü Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

ü Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие

Средства обучения : бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флеш- карта

Этапы занятия — тренинга:

ü Организационный момент

ü Введение в тему

ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов

ü Постановка цели занятия

ü Активизация прошлого опыта

ü Сосредоточение внимания на деятельности

ü Психомышечная тренировка

ü Побуждения воспитанников к деятельности

ü Закрепление умений

ü Итог занятия — рефлексия

Методы и приемы:

ü Игра на установление доброжелательных отношений

ü Психологический этюд

ü Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами

ü Игра на формирование чувства групповой сплоченности

ü Психомышечная тренировка

ü Художественно — продуктивная деятельность с элементами арттерапии

ü Пальчиковая гимнастика

ü Рефлексивное упражнение

Ход занятия – тренинга:

ü Организационный момент

Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).

Беседа о том, что такое дерево:

Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение — презентация а.ppt (2.17 МБ)

ü Введение в тему

Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» — вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.

ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов

Психологический этюд «Природа и мы»

  1. Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
  2. Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.

ü Постановка цели занятия — тренинга

Художественно-продуктивная деятельность : игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, ( приложение 1.docx (292.55 КБ) )

ü Побуждения воспитанников к деятельности

(Приложение 1 «Испуганное дерево» )

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:

Читайте:  Природные явления в период листопада липы

гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.

раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,

вышли пальчики гулять, этот срезал,

этот пальчик гриб нашел, этот съел,

ну а этот все глядел.

(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).

ü Сосредоточение внимания на деятельности

Художественно-продуктивная деятельность :развивающее упражнение «Волшебное дерево»( по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей) .

Психолог: мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее – приложение2.docx (65.55 КБ). Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение), обсуждение рисунков.

(приложение 2 «Волшебное дерево)

ü Психомышечная тренировка

Психомышечная тренировка «Деревцо».

— Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло — (потянуться, подняв вверх руки);

-Ветер подул – дерево всколыхнул – (с поднятыми руками вверх покачать в стороны).

ü Закрепление умений

Развивающее упражнение «Лабиринт»

( по усмотрению психолога и эмоционального

Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)

Психолог: А знаете, что белочки любят кушать?

Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?

Правильно, шишки! А вот одну шишку Белочка никак не может достать. Помогите белочке добраться до шишки. Проведите дорожку.

ü Активизация прошлого опыта

ü Итог занятия — рефлексия

Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – презентация б.pptx (203.45 КБ) )

Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:

«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».

( «Найди свое настроение»)

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997

3. Картинка дерева. // Всё для женщин 2011, №11 – с17

4.Гуткович И.Я.,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1998

5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009

6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2006

8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 1995

9. Фон для презентации — http://pedsovet.su/load/321-1-0-13961

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000883, дата отправки 14 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075527

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Источник

Игра-занятие «Мы и природа»

Задачи: Формировать у детей представления о живой и неживой природе, правилах поведения в лесу. Развивать речь в процессе диалога, развивать умственную активность, поощрять самостоятельность в поиске ответов на вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физкультура.

Под тихую музыку дети рассаживаются на стульчики.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. Ответьте мне на вопрос, а что же такое природа (ответы детей).Правильно, природа- это и лес, и река, и травы, и цветы. И мы, люди, тоже часть этой природы. Я предлагаю вам побывать сегодня в чудесном краю, а вот куда мы отправимся, вам нужно отгадать

.Слушайте загадку: Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом

,Чудеса увидишь в нём. (лес)

На доске появляются слайды с изображением деревьев в лесу. Посмотрите, ребята, какая красота в лесу! Кто знает название деревьев (ёлка, берёза). А сейчас мы поиграем в игру» Хорошо-плохо».(ТРИЗ) Вместе с детьми закрепляем правила поведения в лесу.

А как вы думаете, в лесу живут только деревья? (ответы и предположения детей)

Да, в лесу живут разнообразные звери. Как называются звери, которые живут в лесу (ответы детей — дикие)

Вам сейчас нужно будет помочь диким зверям найти свои домики. (на столах у детей картинки с изображением норы, берлоги, куста и т. д. и звери-игрушки.)

Дети выполняют задание, а воспитатель раскладывает на полу изображения разных звериных следов.

Ребята, пока вы выполняли задание, в нашем лесу пробежало много разных зверей. Вам нужно отгадать, кто был у нас в гостях и показать, как они ходят.

Читайте:  Конспект НОД По страницам любимых книг писателей натуралистов В В Бианки М М Пришвина

Дети угадывают по следам и идут вперевалочку как медведь, прыгают как зайчик, пробегают как мышки и т. д.

Я предлагаю вам поиграть в игру «У медведя во бору».

Ребята, весело играть в лесу? А как вы думаете, понравилось бы лесным жителям если бы в лесу было шумно (ответы детей)Да, в настоящем лесу нельзя громко кричать, включать музыку, потому что….(дети называют причины).

В группе появляется пёс-Шарик.

Ребята, я так люблю ходить на охоту, но не люблю убивать зверей. Помогите мне решить эту проблему

1 Хочет охотиться.

2 Не хочет убивать зверей

3 Как можно помочь?

С помощью детей решаем эту задачу и предлагаем Шарику купить фоторужьё.

Шарик: Ребята, огромное вам спасибо за помощь. Я предлагаю всех вас сфотографировать на память о нашей встрече! А ещё я вам дарю интересные книги о разных лесных зверях.

«Подарок весне-огород на окне.» Занятие во 2-ой младшей группе в рамках проекта «Малыш и природа в ДО»«Подарок весне-огород на окне.» Занятие во 2-ой младшей группе в рамках проекта «Малыш и природа в ДО» На столах стоят лотки и специальное оборудование для опытов с увеличительными стеклами. У воспитателя в шкатулке лежат разные семена и.

Занятие-дидактическая игра «Вкусная игра»Занятие-дидактическая игра «Вкусная игра» Дидактическая задача:Познакомить детей с процессом заготовки продуктов, для приготовления разных блюд. Закрепить знания детей об овощах.

Дидактическая игра «Дети и природа» Дидактическая игра «Дети и природа» Актуальность: Общение ребенка с природой очень важный момент, потому что она своей яркостью, многообразием,.

Игра-занятие «Мы умеем аккуратно есть» Занятие второе «Мы умеем аккуратно есть» Занятие второе 2 младшая группа ЦЕЛЬ. Воспитывать умение наклонять тарелку от себя, доедая первое блюдо, набирать.

Комплексное занятие «Природа родного края» для детей подготовительной к школе группы Краеведение начинается с Краелюбия. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то, чего не знаешь. Цель: Расширить.

Комплексное занятие в старшей группе — родная природа и художественная литература Лекарственные растения КрымаЦель:расширять знания детей о растительном мире Крыма,продолжать знакомить с лекарственными растениями,растущими.

НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая»НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Занятие по изодеятельности «Осенняя природа» Программное содержание: учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию,.

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Природа и её охрана» Программное содержание: -расширять, углублять и систематизировать знания детей о природе; -формировать у детей понятия «Красная книга»,.

Занятие по экологическому воспитанию «Природа — наш дом» Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий.

Источник

Конспект игрового занятия по экологии с презентацией в подготовительной группе детского сада

Воспитатель: Правильно, это — радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Станция N 2 (слайд: загадка, картинка Северного сияния)
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны. Когда в морозные ясные ночи Северное небо озаряется лунным светом , то оно окрашивается в разные яркие цвета и становится светло, как днем. Как же это происходит? Наша Земля с северным и южным полюсами похожа на огромный магнит. Когда Землю обдувает солнечный ветер, то создается трение ветра об атмосферу Земли. В слоях атмосферы у полюсов собираются солнечные частицы. Так и возникает полярное сияние. Интересным фактом является то, что оно может петь. Эти звуки не слышны человеческому уху. Нужны специальные приборы, чтобы услышать пение северного сияния. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток.
Просмотр видеоролика о Северном сиянии

Станция N 3 (слайд: загадка, картинка вулкана на Камчатке)
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она — . (Вулкан)
Презентация.
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст.л., лимонная кислота-2ст.л., гуашь красного цвета-1ч.л., жидкое мыло-1ст.л., вода-150мл.)

Станция N 4 (слайд: загадка, картинка лотоса Астраханского края)
Из воды торчит бутон,
На ветру качается.
Когда солнышко пригреет,
Сразу распускается! (Лотос)
Воспитатель: Лотос-это чудо Астраханского края. Его еще называют Каспийской розой. Июль-август — яркое зрелище для туристов, которые посещают лотосовые поля. Лотос радует своим цветением два месяца, затем остаются кубышки — цветоложе, в которых созревают орехи лотоса. Осенью под воздействием ветра кубышки ломаются, и из них высыпаются орешки. Эти орешки – прекрасный корм для птиц, особенно гусей. Это экзотическое растение можно увидеть в Астраханской и Волгоградской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке. Лотос занесен в Красную книгу, рвать его нельзя да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки.
Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Наша экспедиция подошла к концу (Заняв места в «самолете», путешественники возвращаются домой.) Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? (ответы детей).
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
После проведенного занятия можно организовать выставку фотографий (детских рисунков) на тему «Что мы видели в экспедиции», родителям предложить записать рассказы детей об увиденном в путешествии.

Читайте:  Урок окружающего мира по теме 8212 Охрана природы 8212 3 й класс

Источник



Статья: «Экологическая игра «Природа и мы.»»

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.

Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.

Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:

— интересных и занимательных вопросов;

— четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;

— равных по силам команд;

— широкого кругозора ведущего;

— системы награждения победителей.

Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.

Игра-конкурс «Природа и мы»

Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.

I тур (Отборочный)

Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.

  1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)
  2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)
  3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)
  4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

II Тур

  1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)
  2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)
  3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)
  4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).

III Тур

  1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)
  2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)
  3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)
  4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

IV Тур

  1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)
  2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)
  3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)
  4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)

Вопросы для зрителей

— Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)

— Какая рыба называется именем человека? (Карп)

Финал

Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.

Подведение итогов.

Конкурс «Самые, самые, самые. »

В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.

Источник