Сознание с точки зрения философии и науки

Какая наука изучает сознание

Какая наука изучает сознание

Французский философ Эдмунд Гуссерль в начале 20 века создает феноменологию, дисциплину, направленную на изучение природы и свойств сознания. Феноменология означает «учение о феноменах», то есть явлениях, данных человеку в чувственном созерцании. Феноменология направлена на беспредпосылочное описание опыта познающего сознания, существующего в мире феноменов, и выделение его сущностных черт.

Отказываясь от построения дедуктивных систем и критикуя натурализм и психологизм в освоении сознания, феноменология делает акцент на обращение к первичному опыту познающего сознания.

Таким образом, базовыми методами феноменологии становятся непосредственное созерцание и феноменологическая редукция, которые связаны с освобождением сознания от натуралистической установки.

Феноменологическая наука помогает постичь суть вещей, а не факты. Так, феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма.

Интенциональность

Совершая редукцию, феноменология приходит к центральныму свойству сознания – интенциональности. Интенциональность – это свойство направленности сознания на какой-либо предмет. Человеческое сознание всегда направлено на нечто, то есть оно интенционально.

Интенциональный анализ предполагает раскрытие актуальностей, в которых предметы конструируются как смысловые единства. Гуссерль приходит к выводу, что само существование предмета зависит от его значимости для сознания. Таким образом, феноменология ставит перед собой задачу систематического изучения типов интенциональных переживаний, а также редукции их структур к первичным интенциям.

Принципы феноменологии

Суть феноменологической установки состоит в том, что «я» достигает последней мыслимой для опыта точки зрения. Здесь «я» становится незаинтересованным созерцателем самого себя, своей естественно-мирской части трансцендентального «Я». Иными словами, феноменология приходит к понятию «чистого сознания».

Итак, основные положения феноменологии можно сформулировать следующим образом:

— чистое сознание, свободное от психофизических переживаний, есть трансцендентальная область, в которой конституируется предметность мира;
— всякий предмет существует для чистого сознания как конституируемый им феномен;
— все переживания чистого сознания обладают рефлексивной составляющей;
— чистое сознание прозрачно, ясно и очевидно для собственной рефлексии.

Источник

Сознание — определение, сущность, уровни, виды

Общее (научное) определение сущности сознания гласит, что оно представляет собой наивысшую функцию головного мозга, которой обладают только представители человеческого рода. Она выражается в отображении реальности и взаимодействии с ней посредством мысленной координации тех или иных манипуляций, связанных с предвиденьем результатов, и реализации тех или иных действия. Это понятие неразрывно связано с мыслительной и речевой функциями, а также психоанализом. В философии сознание обладает взаимосвязью с обществом, а в психологии сделан акцент на индивидуальном сознании, выделенном из общественного.

  1. Дуализм (Декарт и Платон) — дух и материя — это пара независимых субстанциональностей, которые дополняют друг друга. Понимание этой концепции предполагает, что физическое тело погибает, но высокоорганизованная материя или субстрат души остается навсегда, и после гибели человека и окончания его сознательной жизни она вновь отправляется в особенный мир, которому присущи формы и идеи.
  2. Теория идеализма (Беркли). Сознание обладает первичной природой и особыми характеристиками, а материальные объекты не могут существовать за пределами его восприятия.
  3. Материализм (Дэвидсон и Энгельс). Душа — это свойство особой материи, которая может одновременно выступать как создателем, так и контроллером мира. Согласно МТИ, без структуры сознания не может возникать, раскрываться и отражаться ни один материальный объект, поэтому без него невозможно становление окружающего пространства у индивида с проявлением человечности.
  4. Индуизм. Дух — «высший и безмолвный свидетель», который внимательно следит за всеми манипуляциями и содержанием материального мира (практики). При этом он может сыграть решающее значение в его развитии.
  5. Буддизм. Сознание — это все, что есть и может возникнуть в этом мире. Именно так буддисты кратко истолковывают то, что значит душа, и как она может характеризоваться и в каких направлениях открываться. Однако такая узость взглядов тоже имеет под собой основания.
Читайте:  С самого детства нас окружает природа

Структура, функции, уровни

  • интенциональность — желание реализовать цели, которые были намечены осознанно;
  • активность — рациональное восприятие реальных явлений по уровню значимости.
  • регуляторная (анализ, учет, тип и сопоставление различных факторов, исполнение манипуляций на базе результатов этих действий);
  • творческая (осознание собственного «Я», механизмов событий и получения опыта);
  • познавательная (формирование представлений о действительности);
  • коммуникативная (применение невербальных и вербальных приемов для взаимодействия с социумом);
  • аккумулятивная (в сознании скапливаются знания, добытые человеком или приобретенные на базе знаний прошлых поколений);
  • аксиологическая (индивидуальная способность к осознанию приобретенных знаний, совершенных действий в зависимости от потребностей).
  1. Бытийный. В нем содержатся рефлексивные начала. Именно на этом уровне формируются смыслы и образы, которые можно ввести в повседневную деятельность для решения тех или иных задач.
  2. Рефлексивный. Мышление об окружающей действительности, контроль поведения. Этот уровень предназначен для тщательного анализа обстоятельств, дробления их на отдельные сегменты и идентификации причинно-следственных связей.

Развитие и управление

  1. Психика предчеловека и животных. Отличия между этими психическими формами незначительны. Индивидуальность еще отсутствует. От умных приматов «предчеловеки» отличаются тем, у всех них есть общая задача или идея.
  2. Стадное восприятие. В человеческой «стае» выделяется наиболее развитая в физическом и умственном плане «особь», которая становится вожаком. Формируется иерархическая управленческая структура, которая со временем совершенствуется.
  3. Разумный человек. Регулярные открытия и постоянное изучение процессов окружающего мира поспособствовали становлению нервной системы и сознания у разумных людей. На этом этапе возникают мысли о механизме явлений, природе вещей и осознание собственного «Я».
  4. Самосознание. На этой стадии совершенствуются наивысшие мозговые функции, включая мышление и речь.

Сознательное и бессознательное

Бессознательное и сознательное — это базовые пласты человеческой психики. Они обладают тесной взаимосвязью. Принято считать, что самосознание представляет собой только «верхушку огромного айсберга», а бессознательная сторона — бездонная и не совсем понятная материя, окружающая все сферы и вещи, неподвластные к осознанию человеком. С использованием трансперсональных и психоаналитических техник науки, а также гипнотических практик эксперты помогают людям выявить внедренные в бессознательное травмы из прошлого, отрицательно сказывающиеся на качестве жизни.

Источник

Сознание с точки зрения философии и науки

Для определения сознания используются подходы из самых разных сфер, которые имеют как научную, так и псевдонаучную основу. Философский взгляд гласит: «я мыслю, следовательно, я существую». Так сказал французский философ Рене Декарт. С точки зрения философии сознание – это то, что делает нас людьми. Научное определение дают выражения специалистов из области химии, биологии и генетики. С их помощью сознание изучается с применением научных инструментов. Что такое сознание человека, в чем его суть, что влияет на его формирование – подробнее об этом в нашей статье.

Читайте:  Труд в природе в подготовительной группе цели и задачи


История изучения сознания

Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон – первый, кто поднял вопрос, что является сознанием. Являясь немецким физиологом, он утверждал, что организм работает по физико-химическим законам, а вопрос, что лежит в основе сознания, навсегда останется загадкой.

В 1906 году испанский врач Рамон-и-Кахаль вместе с ученым Гольджи сделали открытие в области информационной теории сознания, получив за нее нобелевскую премию. По их общему мнению, информация хранится посредством модификации связей между клетками, из которых образуется ассоциация.

В 1973 году советским психологом А. Р. Лурия были сделаны выводы, которые основывались на том, что восприятие является процессом, требующим поиска нужной информации на основании готовых кодов. То есть, мозг преобразует в код все, что получает.

В 1980 году американским философом Джоном Серлом было выяснено, что сознание рождает мозг. Работа мозга основывается на синтаксисе и семантике, а сознание оперирует семантикой и является продуктом системной работы мозга.

Американским нейрофизиологом и психиатром Джулио Тонони были выделены качества сознания: информативность и цельность. Вся информация, которая поступает в мозг формирует единое целое, которое нельзя разделить на части. Он определяет сознание как отдельный мир, который пока не поддается изучению.

Все научные работы с конца XIX века имеют одну мысль – мозг превращает в код всю полученную информацию. И именно это делает сознание. Воспоминания, основанные на опыте, полученные знания, которые проецируются на реальность – то, что относится к сознанию человека.

Связь сознания и мозга

Ученые объединились во мнении, что сознание относится к процессу работы мозга. Однако мозг в отдельности – не сознание. Эта теория доказывается тем, что при смерти сознание теряется, но мозг остается. Они уверены в том, что мозг необходим для создания модели внешнего мира. Если закрыть глаза, то мир не исчезнет, потому что он в голове и является не простой картинкой, а в нем есть жизнь. Модели реальности мозга намного ярче и богаче, чем реальный мир.

Психологи и физики считают, что мир не имеет красок, звуков, цветов. Все они формируются через сознание. Реальность является субъективной и формируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Формирование субъективной реальности происходит с помощью нейронов. Вне зависимости от вида задачи, нейроны готовы ее выполнить. Они создают образы, с помощью которых формируется внутренний мир, называемый сознанием. Мозг можно сравнить с Вселенной, где горит множество звезд. Их в этом органе представляют нервные клетки. Нейроны являются базовыми элементами мозга и мысли. Их количество исчисляется миллиардами, и они принимают участие в миллиардах химических реакций. Таким образом сознание проявляется на биологическом уровне.

Любая мысль – это активизация большого количества нейронов. Во время мыслительных процессов связь между ними может усиливаться или становиться слабее. Важно понять, каким образом работают нейроны во время принятия решений, возникновения целей и намерений. Есть множество вопросов, которые продолжают оставаться загадкой, а это означает, что много нужно изучить. Когда сознание будет полностью изучено, вероятно, человеческий разум будет способен гораздо на большее. А пока важной задачей каждого мыслящего человека, обладающего ясным сознанием и стремлением быть успешным, остается развитие и совершенствование способностей мозга и интеллекта. Этому способствуют регулярные тренировки мозга с помощью тренажеров Викиум.

Читайте:  Берегите растения плакат Окружающий мир 3 класс

Источник



Лекция 4. Сознание

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания – высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:

1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;

4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

Источник