Соотношение природы и обществ в человеке
ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа
Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
- Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
- Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
- являются системами
- являются динамическими системами
Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.
Взаимодействие общества и природы
2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)
3.Источник средств производства
( металл, уголь, нефть и т.д.)
4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается
( теория «вызова-ответа» Тойнби).
2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)
2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
Некоторые ТЕРМИНЫ:
Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.
Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.
Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).
Правовая защита природы
1.На международном уровне
- ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
- ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
- Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
- «Гринпис». Неправительственная организация.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
- МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
Источник
Природа и общество
Если природа — это естественная среда обитания человека, то можно сказать, что материальны мир — это единство природы и общества.
Понятие «природа» имеет два основных значения:
- это весь естественный окружающий мир, те. вселенная;
- среда обитания человека и общества (биосфера).
- создает культуру;
- развивается под влиянием деятельности людей.
- способна развиваться независимо от человека;
- обладает своими законами, не зависящими от воли и желаний людей.
- Позитивное (гармоничное, положительное).
- Негативное (конфликтное, отрицательное).
Сходство общества и природы — являются динамическими системами.
Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества:
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.
Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы.
Воздействие общества на природу
Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов.
Влияние природы на общественные процессы
Природа тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания.
Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем.
Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.
Антропогенное воздействие — это все формы воздействия человека на окружающую природу.
Источник
Взаимосвязь человека, общества и природы
В широком смысле слова под природойпонимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия Вселенная. В узком смысле слова — в соотношении с понятием «общество» под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте природа отожествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эволюционного развития природы сформировались необходимые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом. Общество черпает из природы средства питания и сырье для изготовления средств производства.
Существование и развитие общества в определенной степени определяются запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные богатства, дающие средства к жизни (естественное плодородие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в лесах и пр.), а также природные богатства, являющиеся средствами труда (уголь, нефть, газ, гидроресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства средств к жизни играли для людей гораздо большую роль, чем природные богатства средств труда. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природные богатства, являющиеся средствами труда.
На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятны средние широты, а менее благоприятны — районы Севера и пустынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).
Общество, в свою очередь, всей своей жизнедеятельностью оказывает влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенденций: 1.с развитием общества расширяется господство человека над природой; 2.одновременно постоянно увеличивается дисгармония между обществом и природой.
Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен веществмежду ними: человек потребляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется в основном через производство, в ходе которого, потребляя природные ресурсы для производства материальных благ, общество выделяет в природу продукты жизнедеятельности и отходы производства. В настоящее время эти отходы загрязняют природу в такой степени, что появляется опасность нарушения динамического равновесия процессов биосферы.
В рамках экологии— науки о вещественно-энергетических процессах между организмами и окружающей средой — разрабатываются общие принципы взаимодействия общества с природой. Ученые считают, что общество структурно включено в биосферу и в этом смысле может рассматриваться как часть ее целостной системы. Как часть этой системы общество должно поддерживать ее целостность. Преобразуя компоненты биосферы, необходимо учитывать, что они играют определенную роль в поддержании биосферного равновесия и могут изменяться в определенных пределах, допускаемых их функциональной ролью в системе биосферы.
Стройную концепцию воздействия общества на природу разработал академик В.И. Вернадский. Он рассматривал человечество как мощную геологическую силу, влияние которой на биосферувозрастает. На определенном этапе развития биосфера переходит к ноосфере(сфере разума). В.И. Вернадский называл ноосферой среду обитания человечества, управляемую научным разумом.
Источник
Взаимосвязь природного и социального в человеке
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Включенность человека сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.
Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает опр. биол. наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица и т.д.), а также на его психические качества (эмоции, темперамент, отд. черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (худож. творчестве, музыке, математике и др.). Однако способности человека обусловлены не только и не столько биологически. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).
Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в рамках биологии было бы неверно. Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне челов. общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал (социального и биологического) в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.
Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека. Человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, не прошедший опр. период социализации, обладающий только биол. началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных. Др. словами, ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.
Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осущ-ся и удовл-ся в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т. д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому, как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естест. потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня – это не только факт, но и важнейшая проблема выживания самого человека.
Источник
Соотношение природы и обществ в человеке
Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.
В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.
Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.
Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:
- материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
- духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.
Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
- В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
- Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
- Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
- Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.
Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.
Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.
В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1
Источник