Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

Содержание

1. Содержание программы 2
2. Подбор растений уголка природы 4
3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8
Тематика занятий 9
II младшая группа 9
Средняя группа 10
Старшая группа 10
Подготовительная группа 12
Перечень экологических игр и упражнений 13
II младшая группа 13
Средняя группа 14
Старшая группа 14
Подготовительная группа 15
Труд в уголке природы 15
II младшая группа 15
Средняя группа 15
Старшая группа 15
Подготовительная группа 16
Литературный материал 17
Стихотворения 17
Загадки о комнатных растениях 1
4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0
Литература 5

Работа содержит 1 файл

К_р_экология.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

Контрольная работа №1

по дисциплине «Методика экологического воспитания»

Учащейся ІV курса заочного отделения группа 59

Специальность 2 – 010101 «Дошкольное образование»

Савицкой Светланы Михайловны

1. Содержание программы 2

2. Подбор растений уголка природы 4

3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8

Тематика занятий 9

II младшая группа 9

Средняя группа 10

Старшая группа 10

Подготовительная группа 12

Перечень экологических игр и упражнений 13

II младшая группа 13

Средняя группа 14

Старшая группа 14

Подготовительная группа 15

Труд в уголке природы 15

II младшая группа 15

Средняя группа 15

Старшая группа 15

Подготовительная группа 16

Литературный материал 17

Загадки о комнатных растениях 1

4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0

Содержание программы

В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям, уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, в слове выразить результат своей деятельности).

В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к комнатным растениям. Воспитательные задачи, решаемые при знакомстве детей с комнатными растениями, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

Формирование умений и навыков в дошкольном возрасте представляет собой сложный аналитико- синтетический процесс, требующий развитых на достаточном уровне восприятия, внимания, мышления, воображения. Поэтому необходимо учитывать особенности протекания этих познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Основными характерными чертами внимания дошкольников, которые могут отрицательно повлиять на процесс формирования умений по уходу за растениями, является слабость произвольного внимания, его неустойчивость, узость, слабая концентрация. В целом продолжает преобладать непроизвольное внимание. Эту особенность детского внимания необходимо учитывать при создании положительной мотивации. Она возникает в ходе раскрытия значения усваиваемого умения, его места и роли в деятельности человека. На этой основе у дошкольников должно сформироваться осознанное желание овладеть этой деятельностью.

Для последовательного, осознанного овладения этими умениями дети должны, четко представлять какие основные компоненты образуют его, а также какие связи и взаимозависимости существуют между ними. С этой целью необходимо раскрыть конкретное содержание рассматриваемого умения: показать, какие конкретные умения и навыки вошли в него, на каких знаниях они основываются. Большое значение имеет уяснение дошкольниками существующих логических связей между отдельными конкретными умениями, и знаниями, лежащими в их основе.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий природный комплекс для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Старший дошкольник должен:

    • осознавать, что каждое растение – единственное и неповторимое;
    • знать, что нужно растению, чтобы оно росло крепким и здоровым: его потребности в свете, воде, тепле, питательной почве, а также о влиянии этих факторов неживой природы на человека и животное;
    • знать о внутреннем строении растения – «живых трубочках», через которые оно дышит и питается;
    • иметь представление о том, что растение дышит листьями, стеблем (стволом), корнями
    • знать, что растение втягивает воду с питательными веществами при помощи корней. Жидкость по «живым трубочкам» идёт в стебель (ствол), ветви, листья.

    Подбор растений уголка природы

    При отборе растений для уголка природы в ДУ следует учитывать требования, предъявляемые Программой «Пралеска» Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие труда и наблюдений на детей.

    Требования к отбору обитателей уголка природы (Каменева Л.А.):

    1. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

    2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые к уходу за ними.

    3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

    4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, чтобы дети могли увидеть в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

    5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

    6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

    Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год, вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

    Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т.д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

    Основная задача ознакомления с комнатными растениями в старших группах детского сада — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

    В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

    Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

    Циперус (Cyperus L.), который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

    Кактусы (Caryophyllales), (1-2 вида) требующие очень небольшой и редкой поливки,

    Традесканции (Tradescantia blossfeldiana)- с большой потребностью во влаге;

    Узамбарские фиалки (Saintpaulia) поливать которые следует весьма умеренно;

    Снсевьера (Sansevieria) которая легко переносит сухость воздуха и недостаток воды;

    Плющ восковой (Hoya R.), который в летнее время требует обильного полива, а в зимнее умеренного.

    В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани (Pelargonium hortorum), фуксии (Fuchsia) и др.

    О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, — амариллис (Amaryllis belladonna), кливия (Clivia miniata), кринум (Crinum), драцена (Dracaena fragrans), гемантус (Haemanthus katharinae), каланхоэ (Kalanchoe blossfeldian) и др. Первый период зимы для этих растений — период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

    Таким образом, растения уголка природы достаточно многочисленны и разнообразны и подбирая их воспитатель руководствуется прежде всего необходимостью обозначить разнообразие внешнего вида, свойств, климатических условий того или иного растения. Для успешной работы над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями необходимо, руководствоваться, прежде всего Программой «Пралеска», а так же разнообразными методами и приемами экологического воспитания детей дошкольного возраста.

    Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах

    Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

    Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.

    Средняя группа. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его.

    В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

    Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

    В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками.

    Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

    В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

    Источник

    

    Консультация для воспитателей "Растения в уголке природы"
    консультация

    Давыденко Елена Анатольевна

    В материале даны рекомендации для разных возрастных групп.

    Скачать:

    Вложение Размер
    rasteniya_v_ugoloke_prirody_v_detskom_sadu.doc 46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Растения в уголке природы»

    Подготовила воспитатель МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок»

    Давыденко Елена Анатольевна

    При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

    Требования к отбору обитателей уголка природы:

    1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

    2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

    3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

    4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

    5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

    6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

    Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

    Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

    Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

    Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

    Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

    В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

    Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

    Уголок природы в младших группах

    При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

    Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

    Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

    В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.

    Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами .

    Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3—4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

    Уголок природы в средней группе

    В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

    Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи — зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

    В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

    Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

    В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.

    Уголок природы в старшей группе

    В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

    Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

    В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками.

    Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

    Уголок природы в подготовительной к школе группе

    Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

    В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

    Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1—2 вида, рис. 2), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани, фуксии и др.

    О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, — амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений — период покоя, и в это время их почти прекращают поливать. Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками ( узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста.

    Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

    Источник

    Комнатные растения в уголке природы дошкольного учреждения

    Особенности подбора комнатных растений в уголки природы разных возрастных групп, методика ознакомления с ними.

    Воспитатель 1 категории Тюгаева Оксана Геннадьевна -МАДОУ №4, г. Бердск

    1. Особенности подбора комнатных растений в уголки природы разных возрастных групп, методика ознакомления с ними.

    При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявленные «Программой воспитания в детском саду».

    Какие это требования.

    1. Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.

    2. Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.

    3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразит и неповторимости живых организмов.

    4. Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

    В уголок природы младших групп помещают растения,имеющие: -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан

    -растения с пёстроокрашенными листьями –колеус

    Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений

    Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок)

    В средней группе комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья.При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости

    Дети должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле,почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы, клубнелуковицы. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, эпифилиум, кливия

    Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе это формирование элементарных знаний о существенной зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, чтобы дети усвоили, как поливать различные растения в зависимости от условий их обитания в естественной среде. В уголке природы следует поместить растения,резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве. Кактусы (1-2 вида) требующие очень небольшой и резкой поливки, традесканция с большой потребностью во влаге, узамбарские фиалки, поливать, которые следует весьма умеренно. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящийся в это время на родине в относительном покое герани, фуксии и другие. В зависимости от условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы и условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых амариллия, кливия, драцена. Первый период зимы для этих растений период покоя, в это время их почти прекращают поливать. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения: камнеломка, хлорофитум. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся из других частей растений, уса у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума и так далее.

    Конспект занятия «Комнатные растения» Программное содержание: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных.

    «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Комнатные растения» Программное содержание: Задачи: 1) Познакомить с названием 2-3 комнатных растений, активизировать словарь детей о комнатных растениях, учить.

    Фотоотчёт об игре-викторине «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об игре-викторине «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра. Этот день нам дарит звонкий праздник И главный гость на нем – игра! Добрый.

    Фотоотчёт «Пересаживаем комнатные растения»Фотоотчёт «Пересаживаем комнатные растения» Время от времени всем комнатным растениям требуется пересадка. Это очень ответственное мероприятие, от успеха которого зависит благополучие.

    Картотека «Комнатные растения» ФИАЛКА Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C. Освещение: Яркий свет, с притенением от.

    Фотоотчет «Наши комнатные растения»Фотоотчет «Наши комнатные растения» Лексическая тема «Комнатные растения» ранней весной очень своевременна. И дети, и педагоги уже скучают по лету, по буйству красок, но до.

    Проект «Комнатные растения» МБДОУ МАЛО-ЛОЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД. Возрастная группа: Разновозрастная. Дата: с 01.01.19 по 28.02.19 г. Подготовила и провела воспитатель:.

    Презентация «Проект «Комнатные растения» Цель проекта: закрепить знания о комнатных растениях (стебель, лист, цветок, воспитывать бережное отношение к растениям. Необходимые условия.

    Проект «Комнатные растения — наши друзья» Проект «Комнатные растения – наши друзья» Паспорт проекта Тип проекта; исследовательский, краткосрочный (неделя, групповой. Участники.

    Конспект беседы «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста Виртуальное путешествие «Комнатные растения». Задачи. Продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Закреплять знания детей о строение.

    Источник

    Методика ознакомлениями с растениями уголка природы

    В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

    Содержание

    1. Содержание программы 2
    2. Подбор растений уголка природы 4
    3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8
    Тематика занятий 9
    II младшая группа 9
    Средняя группа 10
    Старшая группа 10
    Подготовительная группа 12
    Перечень экологических игр и упражнений 13
    II младшая группа 13
    Средняя группа 14
    Старшая группа 14
    Подготовительная группа 15
    Труд в уголке природы 15
    II младшая группа 15
    Средняя группа 15
    Старшая группа 15
    Подготовительная группа 16
    Литературный материал 17
    Стихотворения 17
    Загадки о комнатных растениях 1
    4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0
    Литература 5

    Работа содержит 1 файл

    К_р_экология.docx

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

    Содержание и методика ознакомления дошкольников с комнатными растениями

    Контрольная работа №1

    по дисциплине «Методика экологического воспитания»

    Учащейся ІV курса заочного отделения группа 59

    Специальность 2 – 010101 «Дошкольное образование»

    Савицкой Светланы Михайловны

    1. Содержание программы 2

    2. Подбор растений уголка природы 4

    3. Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах 8

    Тематика занятий 9

    II младшая группа 9

    Средняя группа 10

    Старшая группа 10

    Подготовительная группа 12

    Перечень экологических игр и упражнений 13

    II младшая группа 13

    Средняя группа 14

    Старшая группа 14

    Подготовительная группа 15

    Труд в уголке природы 15

    II младшая группа 15

    Средняя группа 15

    Старшая группа 15

    Подготовительная группа 16

    Литературный материал 17

    Загадки о комнатных растениях 1

    4. Диагностика знаний о растениях уголка природы и уровень сформированности навыков по уходу за растениями у детей подготовительной группы 0

    Содержание программы

    В определении содержания программных задач по ознакомлению детей с комнатными растениями воспитатель исходит из требований Программы «Пралеска» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данной темы в системе работы по экологическому воспитанию. При этом воспитатель должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в играх, в беседах и других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

    В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи — это тот объем знаний, который необходимо дать детям, уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову воспитателя, в слове выразить результат своей деятельности).

    В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к комнатным растениям. Воспитательные задачи, решаемые при знакомстве детей с комнатными растениями, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

    Формирование умений и навыков в дошкольном возрасте представляет собой сложный аналитико- синтетический процесс, требующий развитых на достаточном уровне восприятия, внимания, мышления, воображения. Поэтому необходимо учитывать особенности протекания этих познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

    Основными характерными чертами внимания дошкольников, которые могут отрицательно повлиять на процесс формирования умений по уходу за растениями, является слабость произвольного внимания, его неустойчивость, узость, слабая концентрация. В целом продолжает преобладать непроизвольное внимание. Эту особенность детского внимания необходимо учитывать при создании положительной мотивации. Она возникает в ходе раскрытия значения усваиваемого умения, его места и роли в деятельности человека. На этой основе у дошкольников должно сформироваться осознанное желание овладеть этой деятельностью.

    Для последовательного, осознанного овладения этими умениями дети должны, четко представлять какие основные компоненты образуют его, а также какие связи и взаимозависимости существуют между ними. С этой целью необходимо раскрыть конкретное содержание рассматриваемого умения: показать, какие конкретные умения и навыки вошли в него, на каких знаниях они основываются. Большое значение имеет уяснение дошкольниками существующих логических связей между отдельными конкретными умениями, и знаниями, лежащими в их основе.

    Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий природный комплекс для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

    Старший дошкольник должен:

      • осознавать, что каждое растение – единственное и неповторимое;
      • знать, что нужно растению, чтобы оно росло крепким и здоровым: его потребности в свете, воде, тепле, питательной почве, а также о влиянии этих факторов неживой природы на человека и животное;
      • знать о внутреннем строении растения – «живых трубочках», через которые оно дышит и питается;
      • иметь представление о том, что растение дышит листьями, стеблем (стволом), корнями
      • знать, что растение втягивает воду с питательными веществами при помощи корней. Жидкость по «живым трубочкам» идёт в стебель (ствол), ветви, листья.

      Подбор растений уголка природы

      При отборе растений для уголка природы в ДУ следует учитывать требования, предъявляемые Программой «Пралеска» Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие труда и наблюдений на детей.

      Требования к отбору обитателей уголка природы (Каменева Л.А.):

      1. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

      2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые к уходу за ними.

      3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

      4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, чтобы дети могли увидеть в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

      5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

      6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.

      Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи. Следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год, вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

      Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т.д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

      Основная задача ознакомления с комнатными растениями в старших группах детского сада — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.). Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

      В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

      Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:

      Циперус (Cyperus L.), который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду);

      Кактусы (Caryophyllales), (1-2 вида) требующие очень небольшой и редкой поливки,

      Традесканции (Tradescantia blossfeldiana)- с большой потребностью во влаге;

      Узамбарские фиалки (Saintpaulia) поливать которые следует весьма умеренно;

      Снсевьера (Sansevieria) которая легко переносит сухость воздуха и недостаток воды;

      Плющ восковой (Hoya R.), который в летнее время требует обильного полива, а в зимнее умеренного.

      В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани (Pelargonium hortorum), фуксии (Fuchsia) и др.

      О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, — амариллис (Amaryllis belladonna), кливия (Clivia miniata), кринум (Crinum), драцена (Dracaena fragrans), гемантус (Haemanthus katharinae), каланхоэ (Kalanchoe blossfeldian) и др. Первый период зимы для этих растений — период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

      Таким образом, растения уголка природы достаточно многочисленны и разнообразны и подбирая их воспитатель руководствуется прежде всего необходимостью обозначить разнообразие внешнего вида, свойств, климатических условий того или иного растения. Для успешной работы над ознакомлением детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями необходимо, руководствоваться, прежде всего Программой «Пралеска», а так же разнообразными методами и приемами экологического воспитания детей дошкольного возраста.

      Методика ознакомления с комнатными растениями во всех возрастных группах

      Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

      Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений.

      Средняя группа. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его.

      В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

      Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

      В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками.

      Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

      В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

      Источник

      Читайте:  Отправлю почтой россии комнатные растения