Система римского частного права право цивильное право народов естественное право

Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право

Римляне считали, что частное право распадается на три вида, так как оно состоит из законов естественного права (ius naturale), или общенародного (ius gentium), или цивильного (ius civile). Естественное право римляне трактовали весьма своеобразно: это право есть то, которое природа внушила всем живым существам. Так определяется естественное право в элементарном учебнике римского права — Институциях Юстиниана. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздушном пространстве, или на земле, или на море. Союз мужчины и женщины (брак), рождение и воспитание детей — все это институты естественного права. По естественному праву все люди рождались свободными.

Цивильное право. Все народы, по мысли римлян, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью — своим собственным правом, частью — правом, общим для всех. Право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право, цивильное право, как право, свойственное обществу граждан.

Право, которым пользуется римский народ, — это цивильное право римлян (или квиритское право, от Квирина, имени обожествленного Рекса — царя Ромула, VIII в. до н.э.). Начало цивильному праву было положено знаменитым единым сводом законов — Законами XII Таблиц. Они были составлены коллегией децемвиров (десять ученых мужей), утверждены народным собранием в середине V в. до н.э. (451-450 гг.) и выставлены на двенадцати таблицах. Свод не дошел до наших дней и был реконструирован по цитатам из римских источников. Его содержание охватывало все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и причинения вреда, преступления и наказания. Изучение Законов XII Таблиц оставалось в Риме обязательной предпосылкой обучения праву.

Цивильное право составляли и все те законы, которые принимались народными собраниями, а с начала III в. до н.э. (Закон Гортензия) — плебейскими собраниями (plebescita). Среди таких законов можно назвать Закон Петелия (326 г. до н.э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников. Сравним с Законами XII Таблиц. Третья таблица гласит:

«. Тем временем (т.е. пока должник находился в заточении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум (народное собрание) и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу (за Тибр)».

Закон Лициния-Секстия (IV в. до н.э.) ограничивал частное землевладение 500 югерами (125 га) и определял максимальное количество скота в одном хозяйстве. Закон Аквилия (289 г. до н.э.) устанавливал денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, а также повреждение чужих вещей.

Цивильное право — древнейшая система права Рима. Оно распространяло свое действие только на граждан Рима (квиритов). Римскому цивильному праву в большой степени был свойствен формализм, символика, сильное влияние религии. Иностранцы никакой правовой защитой не пользовались и назывались врагами (hostis).

Право народов. По определению римлян, «право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы. Общенародное право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя известные порядки: войны, захват в плен и рабство; на основании того же общенародного права введены почти все договоры: купля-продажа, договор найма, товарищества и др.». В Римском государстве право народов распространялось на все население, в том числе на перегринов (так назывались жители римских провинций). Оно регулировало отношения между перегринами, а также между ними и римскими гражданами, а потому составляло одну из ветвей римского права. С развитием производства и обмена появилась необходимость защиты прав иностранцев, населяющих Римское государство. Первоначально эта защита осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, а затем и по римским законам.

В результате деятельности перегринского претора (высшее руководство судопроизводства) сформировалось право народов. В Средние века этим термином стали обозначать международное право. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: «Важно не то, что сказано, а что имелось в виду». Различия между цивильным правом и правом народов благодаря деятельности преторов и римских юристов постепенно сглаживаются.

Римское право постепенно утрачивает свои исконно национальные черты, проникается началами универсализма, в основу которых кладут понятия справедливости, доброй совести, естественного права.

В республиканский период Римского государства право развивалось в виде параллельных систем: цивильное право и право народов. Эти системы находились во взаимодействии и оказывали взаимное влияние друг на друга. При этом влияние права народов оказалось более значительным. Одним из каналов такого влияния была деятельность преторов (так называемое преторское право).

В классический период различия между цивильным правом и правом народов еще сохраняются. В 212 г. н.э. эдикт Каракаллы предоставил всем свободным жителям Римской империи права римского гражданства, что свело на нет эти различия.

В I в. н.э. в отдельных провинциях применяется местное право (египетское, греческое, чаще всего субсидиарно (дополнительно)). Греческое и восточное право, в свою очередь, оказало некоторое влияние на римское право. Таковы, например, институты римского права греческого происхождения: синграфы и хирографы (долговые расписки); ипотека (форма залога).

При императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) цивильное право и право народов составило единую систему частного права. Именно это единое право представляет собой частное право в его классическом выражении.

Таким образом, в республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем: цивильного права и права народов. Понятия естественного права, категории справедливости, доброй совести становились критерием сближения этих систем.

Читайте:  Ледостав это явление какой природы

С течением времени цивильное право и право народов благодаря деятельности юристов и преторов (деятельность преторов составила так называемое преторское право) сближаются и при Юстиниане (середина VI в. н.э.) уже составляют единую систему права.

Источник

§ 2. Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право

Римляне считали, что частное право распадается на три вида, так как оно состоит из законов естественного права (ius naturale), или общенародного (ius gentium), или цивильного (ius civile).

Цивильное право. Все народы, по мысли римлян, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью — своим собственным правом, частью — правом, общим для всех. Право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право, цивильное право, как право, свойственное обществу граждан.

Право, которым пользуется римский народ, — это цивильное право римлян (или квиритское право, от Квирина, имени обожествленного Рекса — царя Ромула, VIII в. до н.э.). Начало цивильному праву было положено знаменитым единым сводом законов — Законами XII Таблиц. Они были составлены коллегией децемвиров (десять ученых мужей), утверждены народным собранием в середине V в. до н.э. (451-450 гг.) и выставлены на двенадцати таблицах. Свод не дошел до наших дней и был реконструирован по цитатам из римских источников. Его содержание охватывало все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и причинения вреда, преступления и наказания. Изучение Законов XII Таблиц оставалось в Риме обязательной предпосылкой обучения праву.

Цивильное право составляли и все те законы, которые принимались народными собраниями, а с начала III в.

". Тем временем (т.е. пока должник находился в заточении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум (народное собрание) и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу (за Тибр)".

Закон Лициния-Секстия (IV в. до н.э.) ограничивал частное землевладение 500 югерами (125 га) и определял максимальное количество скота в одном хозяйстве. Закон Аквилия (289 г. до н.э.) устанавливал денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, а также повреждение чужих вещей.

Цивильное право — древнейшая система права Рима. Оно распространяло свое действие только на граждан Рима (квиритов). Римскому цивильному праву в большой степени был свойствен формализм, символика, сильное влияние религии. Иностранцы никакой правовой защитой не пользовались и назывались врагами (hostis).

Право народов. По определению римлян, "право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы. Общенародное право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя известные порядки: войны, захват в плен и рабство; на основании того же общенародного права введены почти все договоры: купля-продажа, договор найма, товарищества и др.". В Римском государстве право народов распространялось на все население, в том числе на перегринов (так назывались жители римских провинций).

В результате деятельности перегринского претора (высшее руководство судопроизводства) сформировалось право народов. В Средние века этим термином стали обозначать международное право. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: "Важно не то, что сказано, а что имелось в виду". Различия между цивильным правом и правом народов благодаря деятельности преторов и римских юристов постепенно сглаживаются.

Римское право постепенно утрачивает свои исконно национальные черты, проникается началами универсализма, в основу которых кладут понятия справедливости, доброй совести, естественного права.

В республиканский период Римского государства право развивалось в виде параллельных систем: цивильное право и право народов. Эти системы находились во взаимодействии и оказывали взаимное влияние друг на друга. При этом влияние права народов оказалось более значительным. Одним из каналов такого влияния была деятельность преторов (так называемое преторское право).

В классический период различия между цивильным правом и правом народов еще сохраняются. В 212 г. н.э. эдикт Каракаллы предоставил всем свободным жителям Римской империи права римского гражданства, что свело на нет эти различия.

В I в. н.э. в отдельных провинциях применяется местное право (египетское, греческое, чаще всего субсидиарно (дополнительно)). Греческое и восточное право, в свою очередь, оказало некоторое влияние на римское право. Таковы, например, институты римского права греческого происхождения: синграфы и хирографы (долговые расписки); ипотека (форма залога).

При императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) цивильное право и право народов составило единую систему частного права. Именно это единое право представляет собой частное право в его классическом выражении.

Таким образом, в республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем: цивильного права и права народов. Понятия естественного права, категории справедливости, доброй совести становились критерием сближения этих систем.

С течением времени цивильное право и право народов благодаря деятельности юристов и преторов (деятельность преторов составила так называемое преторское право) сближаются и при Юстиниане (середина VI в. н.э.) уже составляют единую систему права.

Источник

Титул П. О праве естественном, общанародном и цивильном.

Естественное право есть то, которое природа внушила всем жи­вым существам. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздуш­ном пространстве, или на земле, или в море. Отсюда происходит союз мужчины с женщиной, который мы называем браком; отсюда рождение и воспитание детей; далее мы видим, что и прочие живые существа руководствуются знанием этого права.

Читайте:  Цитаты про творение природы

1. Цивильное же право и общенародное разделяются так: все народы, которые управлются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью — правом, общим всем людям, именно: право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право и называется цивильным, как право, свойственное обществу граждан; право же, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным, как право, которым пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользует­ся, с одной стороны, своим собственным правом, с другой — правом, общим всем людям. В своем месте мы укажем, какого рода каждое право в отдельности.

2. Цивильное, однако, право получает название от каждого го­сударства; например, право Афинское; поэтому, если кто захочет назвать законы Солона или Дракона цивильным правом Афинского народа, то он не ошибется. Таким образом, право, которым пользу­ется римский народ, мы называем цивильным правом римлян, или право, которым пользуются квириты, называем квиритским, а назы­ваются римляне квиритами от Квирина. Всякий раз, когда говорим о праве, не прибавляя имени государства, которому оно принадлежит, мы разумеем наше право, подобно тому, как у греков, когда говорят о поэте, не называя его по имени, разумеется превосходный Гомер, а у нас Вергилий. Общенародное же право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые на­роды установили у себя известные порядки, так как начались войны, захват в плен и рабство, идущие в разрез с естественным правом, по которому с самого начала все люди рождались свободными; на основа­нии того же общенародного права введены были почти все договоры, как, например: купля-продажа, договор между отдающим в наймы и

нанимателем, договор товарищества, поклажи, займа и бесчисленное множество других договоров.

3. Состоит же наше право или из права писанного, или неписа­ного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писанное право состоит из законов, решений плебса, решений сена­та, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов.

4. Закон есть то, что римский народ постановил по предложе­нию сенатского должностного лица, например, консула. Решение плебса есть то, что постановил плебс по предложению плебейского должностного лица, например, трибуна. «Плебс» отличается от «народа», как вид от рода, именно: словом «народ» обозначаются вообще все граждане, включая в это число и патрициев, и сенаторов, названием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключе­нием патрициев и сенаторов. Но и решения плебса, после издания закона Гортензия, были приравнены к законам.

5. Решение сената есть то, что приказал и постановил сенат; когда римский народ достиг таких размеров, что сделалось трудным сзывать его воедино для принятия закона, то справедливо решено было сове­щаться вместо народа с сенатом.

6. Но и то, что решил император, имеет силу закона, так как по за­кону, называемому «царским», который издан относительно власти императора, народ уступил ему и перенес на него всю свою власть и силу. Отсюда ясно, что все, что бы император ни постановил посред­ством послания при разборе дела или что бы не предписал он эдиктом, — все это считается законом. Вот это и есть то, что называется кон­ституциями. Впрочем, некоторые из них — постановления личные (привилегии), которые не подлежат распространительному толкованию, так как действительная воля императора совсем иная: если, например, император наградил кого-нибудь за заслуги, или назначил кому-либо наказание, или помог кому-нибудь, не в пример другим, то решения императора не распространяются далее этих лиц. Другие же поста­новления в качестве общих обязательны для всех.

7. Эдикты преторов имеют в сфере права также немалое значе­ние. Мы обыкновенно даже называем эти эдикты почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т. е. магистраты. И курульские эдилы издавали по пово­ду некоторых вопросов эдикт, который составляет часть почетного права.

8. Ответы юристов — это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назы­вались юрисконсультами. А мнения и суждения всех их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено.

9. Из неписанного явилось то право, которое создали обстоя­тельства. Именно, продолжительные обычаи, одобренные соглаше­нием руководствовавшихся ими, приравниваются к законам (Ex non scripto ius venit, quod usus comprobavit. Nam diuturni mores consensu utentium comprobati legem imitantur).

10. И не зря разделено цивильное право, как мы видим, на два вида, так как начало его представляется вытекающим из институтов двух государств, а именно: Афинского и Лакедемонского; в этих государствах обыкновенно делалось так, что лакедемоняне переда­вали потомству преимущественно изустно то, что они соблюдали в качестве законов; афиняне же соблюдали то, что получили в законах писанных.

11. Но естественные права, которые оберегаются у всех народов во все времена и которые установлены как бы Божьим промыслом, оста­ются всегда постоянными и неизменными, а те права, которые каждое государство установило у себя, обыкновенно часто меняются, или вследствие безмолвного согласия народа, или вследствие нового закона, изданного впоследствии.

12. Все, однако, право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к судебным действиям. Сперва поговорим о лицах. Недостаточно ведь знать права, если игнорируются лица, ради которых они установлены.

Читайте:  Тема родины по тексту А Толстого ЕГЭ по русскому

Источник

Тема 2: Осуществление и формы защиты права. Гражданский процесс по римскому праву.

«………………………… право есть то, которое природа внушила всем живым существам. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздушном пространстве, или на земле, или в море. Отсюда происходит союз мужчины с женщиной, который мы называем браком; отсюда рождение и воспитание детей; далее мы видим, что и прочие живые существа руководствуются знанием этого права» (I.1.2.)

«…………………. же право и общенародное разделяются так: все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью – правом, общим всем людям, именно: право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право и называется …………………………. , как право, свойственное обществу граждан; право же, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным, как право, в котором пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется, с одной стороны, ………………………правом, с другой – правом общим всем людям.» (I.1.2.1.)

«……………… преторов имеют в сфере права также немалое значение. Мы обыкновенно даже называем эти ………… почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т.е. магистры. И курульские эдилы издали по поводу некоторых вопросов ………. который называется постоянным и составляет часть почетного права» (I.1.2.7.)

«Ответы …….. – это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назывались …………консультами. А мнения и суждения их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено» (I.1.2.8.)

Источник



5. Понятие права цивильного, права народов, естественного права.

Римское частное право состоит из цивильного, естественного и права народов. Естественное право — это право есть то, которое природа внушила всем живым существам. Союз мужчины и женщины (брак), рождение и воспитание детей — все это институты естественного права. Это не позитивное право, как цивильное и народов. Цивильное право (квиритское) – Это национальное право римской общины, совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Источники цивильного права – обычаи и законы.

Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии. Право народов –; право, ообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов (свободные, но не римские граждане).

Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Это то универсальное право, котрое выработано одной нацией, но мб применено другой нацией. Многие принципы перешли в цивильное право, тк были эффективны.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права. Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения

6. Понятие «источник права»; система источников римского права.

Источник права – форма выражения права, способ его объективизации. Источники права – НЕПИСАНОЕ (обычаи – правила поведения, которые используют многократно в теч долгого времени) и ПИСАНОЕ право (Законодательство, Право магистратов (преторское право), Правовая наука (юриспруденция)) 1. Законодательство

Законы (повеление власти), решения плебса. Появилось в царский период. Законодательная традиция – с принятия 12 таблиц (запись римских обычаев в области имущественных (приобретение имущества) и семейных отношений, в области правонарушений, регулирование судебных тяжб, судоговорение). Таблицы представляют собой последовательное выражение основополагающих принципов обеспечения наиболее полной защиты интерсов римского гражданина (недопустимость вмешания в имущественную сферу друг друга, принцип полной власти домовладыки, отказ от самоуправства при наказании за правонарушение). Юридически не отменялось около 1000 лет. 12 таблиц – основной законодательный акт.

Постановления сената

Императорские постановления – единоличные распоряжения принцепсов (эдикты (общие распоряжения), декреты (императорские решения судебных споров), рескрипты (императорские ответы на запросы частных и должностных лиц в случае сомнения, возникающих при толковании и применении норм права), мандаты (инструкции императора чиновникам по разным вопросам))

2. Право магистратов (преторское право) – деятельность курульных магистратов (консулов, преторов, эдилов) по управлению внутренними делами государства; право, введенное для испралвения, дополнения, улучшения цивильного (квиритского) права.

Это не законы, а акты исполнительной и административной власти. Нормы, составляющие право магистратов, сталкивались с нормами квиритского права (которое не отменялось, но и не использовалось практически), вытесняли их из практического применения – образовался дуализм римского права. Преторское право позолило создавать нормы, которые позволили следовать за измененяющимися условиями жизни. Получило расцвет в период республики.

Эдикт постоянный (программа претора на год у должности), эдикт переносящийся (правила, переходящие от претора к претору при вступлении на должность)

3. Юриспруденция – правовая наука, мнения римских юристов, их комментарии, ответы, обсуждения, сочинения; деятельность по совершенствованию права. Некоторым юристам было дано право предлагать официальные решения юр споров (Сальвий, Папиниан, Ульпиан, Павел Юлий, Грегорий).

Был принят «закон о цитировании» (426 г) – цитирования Гая, Пипиниана, Ульпиана, Павла и Модестиана + те, на кого они ссылались.

7. Римское законодательство; значение законов XII таблиц – в 6 вопросе

8. Возникновение, особенности и значение права магистратов – в 6 вопросе

Источник