Саморукова п г методика ознакомления с природой м 1992

Теоретические и методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой в учреждении дошкольного образования

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

История приобщения ребёнка к природе рассматривается в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, П.Кергомар, М. Монтессори, О.Декроли, С. Френе.)

Я.А. Коменский, говорил «о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста».

Ж.Ж. Руссо считал, что «большое значении имеет общения с природой для развития детей».

Использование природы как источника умственного и нравственного воспитания рассматривался в педагогической системе Ф. Фребеля, который считал, что « должно быть формирование знаний детей о природе и умений и навыков труда в природе».

«Природа как фактор воспитания ребенка в системе» рассматривали П. Кергомар, М. Монтессори, О. Декроли, С. Френе.

А К.Д. Ушинский говорил о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д. Ушинский создал методику рассматривания предметов окружающего мира.

Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания была вынесена сначала на съезде по дошкольному воспитанию (20-е годы XX века) и имела определенные цели, задачи, принципы, содержания и методы ознакомления дошкольников с природой.

Содержание знаний о природе были указаны в первых программах для дошкольных учреждений в 30-40-е годы XX века и методических пособиях, разработанных А.А. Быстрое, Э.И. Залкинд и др.

В настоящее время история становления методики ознакомления дошкольников с природой тесно связанна с экологическим образованием. Разработкой проблем экологического образования как нового направления дошкольной педагогики занимаются С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.А Маркова, Н.Н. Кондратьева, И.А. Комарова, А.А. Петрикевич и др.

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей считалось, что природная среда является фактором разностороннего развития ребенка и средством расширения личного опыта, а также источником обогащения содержания всех видов детской деятельности.

Современные исследования выделяют роль природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентациях.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.) [11].

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [3].

Научное обоснование проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах XX века разрабатывали педагоги: A.M. Степанова, Э.И. Залкинд, М.М. Марковская, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, Г.С. Филиппюк, П.Г. Саморукова, А.К. Матвеева, Н.И. Ветрова, Л.М. Маневцова, и др.

А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинский доказывали о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Исторический анализ показал, что методика ознакомления дошкольников с природой как самостоятельное научное направление в дошкольной педагогике стала интенсивно развиваться в 80-е годы XX века. Это подтверждается появлением большого количества научных статей,пособий, программ, характеризующих результаты исследований разных аспектов методики ознакомления дошкольникРов с природой. Исследования проводились в основном по следующим направлениям:

— познавательное развитие дошкольников в процессе ознакомления природой. В этом направлении работали: Т.В. Христовская («Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений»),

С.Е. Шукшина («Педагогические основы формирования у д. 5-6П лет элементарных представлений о человеческом организме»), Т.В. Земцова («Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (на материале тепловых явлений)»), Л.С. Игнаткина («Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных»), Е.Ф. Терентьева («Формирование у детей шестилетнего возраста первоначальных знаний о единстве организма и среды»).

— нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой. В этом направлении работали А.А. Петрикевич («Воспитание гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.Программа и методические рекомендации», «Исследование нравственного потенциала экологического воспитаниядошкольников»). З.П. Плохий («Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира)»), М.К. Ибраимова («Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным»)

— эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой. В этом направлении работали: Е.К. Янакиева («Ознакомление с природой как средство обогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет»), Ш.К. Алиева «Ознакомление с природой как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста (дети 4-5 лет) [22].

В связи с потребностью общества в изменении экологического мышления, миропонимания людей возникает необходимость в переориентации, прежде всего, системы образования на новую стратегию усвоения ценностей и формирования на этой основе экологической культуры личности. На современном этапе проблемами экологического воспитания дошкольников занимаются И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Результаты их исследований показывают, что на этапе дошкольного возраста целью экологического воспитания является формирование только первоначальных основ экологической культуры.

Этой цели можно достигнуть, если решаются следующие задачи:

1 Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений— предполагает, что ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.Учитывая, чтовдошкольномвозрастепреобладаютнаглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, следует предположить,что только специально отобранные и адекватные возрасту сведения оприродемогутобеспечитьпониманиеиусвоениедошкольникамиэкологических понятий. Решение данной задачи предполагает работу вследующих направлениях: формирование представлений о взаимосвязиживого организма со средой обитания; формирование представлений оморфофункциональной приспособленности организма к среде обитания;формирование представлений о взаимодействии человека с природой.

2. Формирование у дошкольников субъективного отношения к природе.Достижение определенного уровня эстетического отношения к природе обеспечивается, если выявляются эстетическая ценность всего многообразияприродныхобъектови явлений,ихэстетическаянеповторимость выразительность и если формируется способность у ребенка эмоционально идеятельностно откликнуться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, творческим действием с ними или их образами. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организациейпедагогическогопроцесса,основаннойнанравственно-положительныхпереживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках,экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детейсострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость ивосхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильныйпоступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Важно научитьоценивать ребенка свои поступки и поступки сверстников, взрослых впроцессеобщениясприродойсточкизренияэкологическойцелесообразности.

Читайте:  Семейство брусничные Vacciniaceae

3.Формирование у детей практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе. Предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами. В процессе реализации данной задачи работа осуществляется по следующим направлениям: формирование навыков и умений эстетического поведения к природе; формирование навыков и умений взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды; формирование навыков и умений природопользования в естественной среде; формирование навыков и умений природоохранительной деятельности[12].

Анализ существующих специальных программ по экологическому образованию дошкольников показал, что по содержанию, целям и задачам их можно условно подразделить на три основные группы:

1. программы экологической (в основном биоэкологической) направленности

2. программы эстетико-культурно-экологической направленности

3. программы социально-экологической направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомлении е детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

К ним можно отнести программы «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина), «Экологическая дорожка» (А.В. Королева), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова) и др. Например, ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших

ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять». В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. А С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что в основе содержания программы лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии; организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человеки среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ».

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии как бы отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (огонь, вода, воздух, земля). К данной группе, прежде всего, можно отнести программы «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Планета – наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова), «Природа и художник» (Т.А. Копцева) и др. Например, цель программы «Семицветик» — «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плаЙе» Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собТой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Третья группа программ выделяется по преобладанию социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.) В качестве примеПров программ этой группы могут быть рассмотрены программы «Мы – земляне» (Н.Н. Вересова), «Надежда» (Т.В. Потапова), «Экономика и экология» (Л.М. Кларина) и др. Например, Л.М. Кларина в своей программе «Экономика и экология» отмечает, что данные разработки направлены на совершенствование экономического, экологического социального сознания детей. Проблемы экономики и экологии увязываются автором через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие дошкольные учреждения используют в работе персонажей, придуманных автором – Гном Эконом, Фея Экологии [12].

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Таким образом, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, следует предположить, что только специально отобранные и адекватные возрасту сведения о природе могут обеспечить понимание и усвоение дошкольниками экологических понятий. Решение данной задачи предполагает работу в следующих направлениях: формирование представлений о взаимосвязи живого организма со средой обитания; формирование представлений о морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; формирование представлений о взаимодействии человека с природой. Второй задачей экологического воспитания является формирование у ребенка субъективного отношения к природе. Для решения задачи педагогический процесс следует направлять на расширение возможности проявлять ребенком свое нравственное, эстетическое и познавательное отношение. Достижение определенного уровня эстетического отношения к природе обеспечивается, если выявляются эстетическая ценность всего многообразия природных объектов и явлений, их эстетическая неповторимость и выразительность и если формируется способность у ребенка эмоционально и деятельностно откликнуться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, творческим действием с ними или их образами. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях и пр. Педагог должен уметь вызывать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Важно научить оценивать ребенка свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой с точки зрения экологической целесообразности.

Источник



ПРЕДИСЛОВИЕ

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических учи­лищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каме­нева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, — СПб.: АКЦИДЕНТ,

1998. — 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.

В пособии в соответствии с программой учебного курса рассматрива­ются общие основы природоведения, а также задачи, содержание, методы и формы организации природоведческой работы в детском саду. Особое внимание уделено вопросам охраны природы, экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В первом издании пособие вышло под названием " Методика ознаком­ления детей с природой в детском саду".

ISBN 5-88375-051-6 ББК 74.100.5

Каменева Л, А., Кондратьева Н. Н.,

Маневцова Л. М., Терентьева Е. Ф., 1992

С изменениями. Колл. авт., 1998

Оформление, Изд-во «Акцидент», 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном мире проблемы окружающей среды (экологи­ческие проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущ­ной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологичес­кого образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколе­ния — школьников и дошкольников.

Настоящее пособие предназначено для студентов дошколь­ных педагогических училищ — будущих воспитателей. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Предлагаемое пособие является вторым, переработанным и дополненным изданием книги «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», выпущенной издательством "Просвещение" в 1992 году.

Настоящее издание пособия подготовлено с позиций современных взглядов на проблему экологического образования детей дошкольного возраста, что определило и новое название книги "Мир природы и ребенок". В книге нашли отражение результаты научных исследований в области дошкольного природоведения и экологического воспитания детей, проведенных авторами под руководством к, п. н. П. Г. Саморуковой, апробированные в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Новгорода, Мурман­ска, Нижнего Новгорода, Вологды, Иркутска, Комсомольска-на- Амуре, Нальчика и др. городов России.

Существенно переработаны параграфы: «Содержание и зада­чи экологического воспитания детей», «Планирование работы», «Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста», «Праздники и досуги» и др.

Учебное пособие дополнено приложением, содержащим при­мерный план диагностики педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении, конспекты типовых занятий и экскурсий, сценарий представления на экологическую тему.

Источник

Ознакомление детей с природой.

2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: детство-пресс, 2003. — 319 с.

3. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова. — Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. — 100

Ознакомление детей с природой.

В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности (игра, труд, занятия). Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

Читайте:  Произведение пушкина о природе сказки

Ознакомление детей с природой одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитание интереса и любви к ней.

Особенности задач ознакомления детей разного возраста с природой. В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.

К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, места обитания и т.д.).

Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое, интерес к сельскохозяйственному труду.

Отбор материала. При отборе материала к программе учитывают принципы доступности и научности. Дети должны получить реальные, подлинно научные сведения о растениях, животных, явлениях неживой природы, но в то же время эти сведения должны быть понятными. Поэтому программный материал по объему и глубине освещения дается с учетом возраста детей, но при обязательном сохранении правильности сообщаемых знаний. В программу включают, прежде всего, знания о таких объектах и явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются во время прогулок, игр, труда.
Чтобы вести детей по пути научного познания мира, нужно не только давать им верные представления, но и показывать доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.

Большую часть элементарных сведений о природе дети приобретают в первые семь лет. В детском саду дошкольники должны получить «общий очерк всех знаний» (Я. А. Коменский), поэтому в программу включен материал из разных областей естествознания. Так осуществляется принцип в отборе материала.
Материал, отобранный в программу, рассчитан на центральные области России. Учитывая особенности природы различных районов, в содержание программы необходимо вносить некоторые изменения. Так, например, на юге ознакомление с деревьями надо начинать не с ели и березы, как указано в программе, а с сосны, акации, каштана или шелковицы; вместо белки показать детям суслика и т. п. Однако краеведческий принцип не ограничивает изучения природы местным материалом. С объектами, имеющими большое значение в жизни людей (домашними животными, культурными растениями), отсутствующими в данной местности, детей знакомят при помощи наглядных пособий картин, диафильмов, кинофильмов.

Источник

Alib.ru > Методика ознакомления детей с природой в детском саду. | Педагогика (дошкольная, школьная, общая) (Цена: 349 руб.)

Методика ознакомления детей с природой в детском саду. ред. Саморуковой П., уч.пособ. М Просвещение 1992г. 240с мягк переплет, слегка увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 349 руб.
Состояние: почти хор.

Бланк заказа:

До заказа прочитайте описание продавца!

До отправки заказа проверьте правильность своего e-mail.
Если в течение суток вы не получите подтверждения своего заказа от Алиба, скорее всего вы написали его неправильно

До заказа прочитайте описание продавца!

Каждая вторая, 4-я, 6-я и т.д. книга за сутки — за полцены (меньшая по цене) Например: одна книга 2000+ вторая книга 2000/2 + бесплатная доставка = 3000р цена за две книги.

Orlik предлагает купить книги (323159):

Последние поступления BS — Orlik за сегодня (0), 2 дня (95), 3 дня (95), 7 дней (199)

Педагогика (дошкольная, школьная, общая)

(8448 кн. Сортировка: по дате поступления, по алфавиту)

Традиции образования в Карелии. Петрозаводск 1995г. 132с мягк переплет, слегка увеличенный формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 550 руб. Купить
Состояние: хор.

Хухлаева Г. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду. М Просвещение 1992г. 191с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 850 руб. Купить
Состояние: удовл.

Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. изд.2 М Просвещение 1983г. 144с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 290 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Венгер Л., и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. от рождения до 6 лет М Просвещение 1988г. 144с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 390 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Курдвановская Н., и др. Формирование слоговой структуры слова. логопедич.задания М 2007г. 93с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 850 руб. Купить
Состояние: хор.

Кравцова Е. Разбуди в ребенке волшебника. М Просвещение 1996г. 160с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 1300 руб. Купить
Состояние: хор.

Янушко Е. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 1-3 года М 2007г. 50с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 450 руб. Купить
Состояние: хор.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. изд.3 СПб. Детство-пресс 2010г. 243с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 950 руб. Купить
Состояние: хор.

Сорокин Н. Дидактика. уч.пособ. М Просвещение 1974г. 222с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: удовл.

Кобзарь Б. Внеурочная воспитательная работа в школах и группах продленного дня. Киев 1984г. 166с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: хор.

Никитины Б. и Л. Мы, наши дети и внуки Петрозаводск Карелия 1990г. 207с тверд переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 250 руб. Купить
Состояние: хор.

Родителям о детях. справочник для родителей, ред. Тура А. Л Медицина 1975г. 335с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: удовл.

Козлова С., и др. Дошкольная педагогика. уч.пособ., изд.3 М Академия 2001г. 416с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
Состояние: хор.

Болотина Л., и др. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. метод.пособ., изд.2 М 2006г. 144с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
Состояние: ближе к удовл.

Волков Б., и др. Готовим ребенка к школе. изд.4, серия `Детскому психологу` СПб. Питер 2008г. 192с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 450 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: почти хор.

Прохорова Л. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. М 2007г. 256с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 850 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Овчинникова Т. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. СПб. 2006г. 64с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 350 руб. Купить
Состояние: хор.

Лопухина И. Логопедия. речь, ритм, движение СПб. Дельта 2001г. 128с мягк переплет, увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 950 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Читайте:  Чем мир живой природы привлекателен для писателя

Методические советы к программе `Детство`. СПб. Детство-пресс 2008г. 302с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 550 руб. Купить
Состояние: хор.

Гербова В., и др. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. изд.2 М Просвещение 1986г. 127с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 350 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Дошкольное образование. словарь терминов М 2005г. 400с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 950 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Развитие речи детей дошкольного возраста. изд.3 М Просвещение 1984г. 223с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 390 руб. Купить
штамп
Состояние: удовл.

Обучение детей рисованию. изд.2 М Просвещение 1972г. 86с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 190 руб. Купить
Состояние: плохое

Дошкольное воспитание. №12 1998г. мягк переплет, увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Вузы Ленинграда. справочник Л Лениздат 1973г. 294с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 950 руб. Купить
Состояние: удовл.

Елканов С. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. уч.пособ. М Просвещение 1989г. 189с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 430 руб. Купить
блок слегка покоробился
Состояние: почти хор.

Макаренко А. О воспитании в семье. М 1955г. 318с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 250 руб. Купить
Состояние: удовл.

Воспитание детей в игре. изд.2 М Просвещение 1983г. 192с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 250 руб. Купить
17-18-й страницы нет
Состояние: удовл.

Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. изд.2 М Просвещение 1988г. 64с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 150 руб. Купить
штамп
Состояние: плохое

Кэмпбелл Р.; Максимов М. Как на самом деле любить детей; Не только любовь. народный университет (серия) М Знание 1990г. 191с мягк переплет, умен формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 250 руб. Купить
Состояние: удовл.

Методические советы к программе `Детство`. библ-ка программы `Детство` СПб. Детство-пресс 2008г. 304с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Безруких М., и др. Формула правильного питания. рабочая тетрадь м 2012г. 80с мягк переплет, энц.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 450 руб. Купить
Состояние: хор.

Егорова В. Школа раннего развития. Я рисую для детей от 1 года до 3 лет СПб. Нева 2001г. 16с мягк переплет, энц.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: удовл.

Дошкольное воспитание. №4 1993г. мягк переплет, энц.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 490 руб. Купить
Состояние: удовл.

Бабунова Т. Дошкольная педагогика. уч.пособ. М 2007г. 208с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 450 руб. Купить
Состояние: удовл.

Мижериков В., и др. Введение в педагогическую деятельность. уч.пособ. М 2005г. 351с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 950 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Бабаева Т. У школьного порога. М Просвещение 1993г. 128с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 250 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Микляева Н. Поделись улыбкою своей. развитие чувства юмора у дошкольников / метод.пособ. М 2010г. 128с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Давидчук А. Индивидуально-ориентированное обучение детей. метод.пособ. М 2000г. 151с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 450 руб. Купить
Состояние: хор.

Социализация детей с проблемами здоровья и поведения: модель, содержание, технологии: проект `Грани добра` сборник Петрозаводск Verso 2011г. 130с мягк переплет, энц.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
Состояние: хор.

Скоролупова О. Планирование как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М 2009г. 102с мягк переплет, увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Волков Г. Этнопедагогика. учебник М Академия 1999г. 166с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 950 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: удовл.

Мир образования — образование в мире. №2(26) М 2007г. 224с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 490 руб. Купить
Состояние: хор.

Борытко Н., и др. Методология и методы психолого-педагогических исследований. изд.2 М 2009г. 320с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 850 руб. Купить
Состояние: хор.

Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года. сб.мат-лов конфер., 11 июля 2014 г. Новосибирск 2014г. 222с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: хор.

Степанова О. Развитие игровой деятельности ребенка. обзор программ дошкольного образования М 2009г. 128с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Жикалкина Т. Игровые и занимательные задания по математике. 1 кл., для учит., изд.2 М Просвещение 1989г. 47с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 180 руб. Купить
Состояние: удовл.

Скоролупова О. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. М 2008г. 87с мягк переплет, увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 550 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Кравченко И., и др. Прогулки в детском саду. старшая и подготовительная к школе группы / метод.пособ. М 2010г. 208с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 850 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Тимофеева Л., и др. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Старшая группа М 2013г. 496с мягк переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 1200 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Набок И. Педагогика межнационального общения. уч.пособ. М Академия 2010г. 304с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 1500 руб. Купить
Состояние: очень хор.

Комарова Т. Детское художественное творчество. для работы с детьми 2-7 лет, изд.2 М 2008г. 159с мягк переплет, увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Достижения вузовской науки: от теории к практике. сб.мат-лов конфер., 11 октября и 3 ноября 2017 г. Новосибирск 2017г. 149с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
Состояние: хор.

Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2 июня 2015 г. / сб.мат-лов конфер. Новосибирск 2015г. 278с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: удовл.

Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 30 октября 2015 г. / сб.мат-лов конфер. Новосибирск 2015г. 148с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 750 руб. Купить
Состояние: хор.

История зарубежной дошкольной педагогики. хрестоматия, ред. Егорова С., уч.пособ. М Академия 2000г. 440с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 1300 руб. Купить
подпись владельца
Состояние: хор.

Педагогическая регионология. научная школа проф. Т.С. Буториной / монография Архангельск САФУ 2016г. 160с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 850 руб. Купить
Состояние: почти хор.

Макаренко А. О воспитании. изд.2 М Политиздат 1990г. 415с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 290 руб. Купить
Состояние: хор.

Джуринский А. Сравнительная педагогика. учебник , изд.2 М Юрайт 2013г. 440с тверд переплет, слегка увел формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 1200 руб. Купить
Состояние: хор.

Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 19 апреля 2017 г., сб.мат-лов конфер. Новосибирск 2017г. 181с мягк переплет, обыч формат.
(Читайте описание продавца BS — Orlik, Петрозаводск.) Цена: 650 руб. Купить
Состояние: хор.

Источник