Рыбы обитатели рек и озер план конспект занятия по окружающему миру средняя группа на тему

Конспект для средней группы речные рыбы

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

— Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

— Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

— И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

— Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

— Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

— Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

— Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

— Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

— А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

— Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

— Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

— Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

— Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

— Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

— Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

— А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

— Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

— Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

— Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

— Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

— Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

— Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Дальше педагог показывает картинки, а дети определяют морская или пресноводная рыба и выставляют круги (строят домики).

— Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки. Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

— Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка — рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

— А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Читайте:  Прибыль от разведения рыбы

— Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

— Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

— Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

— Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

Источник



Рыбы – обитатели рек и озер
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Адаменко Лариса Алексеевна

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

— расширять и углублять знания детей о реке и её обитателях;

— формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе;

образование притяжательных прилагательных);

— совершенствовать диалогическую речь;

— развивать внимание, память, воображение;

— создать у детей эмоционально-позитивное настроение;

— воспитывать чувство коллективизма, ответственности, бережного отношения к природе.

Ноутбук, телевизор, плоскостное изображение рыбы (её составных частей, пластиковая бутылочка с запиской внутри, предметные картинки «Пресноводные рыбы», таз с водой, воздушный шарик, пустые пакеты из-под сухариков и чипсов, пустые бутылки из-под лимонада, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, крупа для аппликации, раскраски (рыбы и т.д.).

рассматривание предметных и сюжетных картинок с речными и аквариумными рыбками, отгадывание загадок про рыб, чтение художественной литературы.

Дети получают письмо от речных обитателей, из которого узнают, что река очень загрязнена и все её обитатели в опасности и просят помощи.

— Ребята, ну, что поможем речным обитателям? Для этого нам надо попасть в подводное царство. Как вы думаете, на чём мы туда попадём? Какие приспособления нам могут в этом помочь? Ответы детей (акваланг, водолазный костюм, маска, подводная лодка, батискаф).

— На чём вы хотите опуститься на дно нашей реки? (предложения детей)

— Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в такое опасное путешествие? (ответы детей)

— Ну, тогда в путь! Приготовились к погружению (дети садятся на ковёр и закрывают глаза)

— Заводим моторы! 3, 2, 1… пуск. Погружаемся.

— Вот и мы с вами на дне реки. В иллюминаторе мы можем разглядеть всех обитателей реки. Посмотрите, как много разных рыб живёт в нашей реке. Давайте их назовём! Только помните, что на нашей подводной лодке правила: «Отвечает на вопрос тот, кого спрашивают. Если знаешь ответ, подними руку».

— Чем питаются рыбы? (червями, насекомыми, водорослями, мелкой рыбёшкой)

— Как называют детёнышей рыб? (мальки)

— Из чего они выводятся? (из икринок)

— Чем покрыта кожа рыбы? (чешуёй)

— Все ли рыбы покрыты чешуёй? (сом, налим без чешуи)

— Как называются рыбы, у которых нет чешуи? (бесчешуйчатые)

– Назови самую хищную рыбу нашего края (щука)

— А почему рыбы не тонут? (ответы детей)

— Что-то не верится. Давайте проверим! (дети подходят к столу, где воспитатель показывает им опыт с помощью воздушного шарика)

— Ну, что, плывём дальше. Посмотрите, какие красивые водоросли повсюду (воспитатель обращает внимание детей на водоросли, сделанные из бумаги и развешенные по всему периметру группы).

– В водорослях спрятаны слова. И все эти слова похожи на слово «рыба». Давайте попробуем угадать какие это слова!

Игра «Подскажи словечко»

ПЛАВНИКИ У НАС РОСЛИ БЫ МЫ БЫ ПЛАВАЛИ КАК (РЫБЫ)

Я Б ХВОСТОМ МАХАЛА ГИБКИМ И РЕЗВИЛАСЬ, СЛОВНО … (РЫБКА)

ВОТ С КРЮЧКА СРЫВАЕТ КРОШКИ ОЧЕНЬ МЕЛКАЯ (РЫБЁШКА)

ВЫПЛЫВАЕТ КОРМ ИЩА ПРЕБОЛЬШАЯ…. (РЫБИЩА)

РЫБА НЕ КЛЮЁТ НИКАК ВИДНО, Я, ПЛОХОЙ (РЫБАК)

— Молодцы, ребята. Давайте вспомним слова, которые прятались в водорослях! (дети повторяют слова)

— Посмотрите, кто-то ещё спрятался в водорослях (воспитатель приглашает детей подойти к магнитной доске, рядом с которой лежат составные части рыбки на магнитах, проводит игру «Чей, чья, чьё? »

— Это чья голова? (это рыбья голова)

— Это чьё туловище? (это рыбье туловище)

— Это чьи плавники? (это рыбьи плавники)

— Это чей хвост? (это рыбий хвост)

Посмотрите, какая красивая рыбка у нас получилась!

— Мы с вами заигрались и забыли о том, зачем мы с вами здесь оказались. Посмотрите вокруг, все ли здесь предметы нужные для обитателей реки (по группе разбросаны пустые бутылки, пакеты, бумага)

— Как вы думаете, хорошо ли живётся речным обитателям среди такого мусора? Что нужно сделать, чтобы река стала чистой? (ответы детей) (Дети собирают мусор в пакет для мусора)

— Посмотрите, какая стала чистая и светлая без мусора вода. Теперь нашим речным обитателям ничего не угрожает. Что же нам делать с мусором, который мы собрали? Может быть выбросим снова в реку? (ответы детей)

— Правильно ребята, мы этот мусор выбросим в положенное для этого место. Мы выполнили просьбу речных жителей, помогли им отчистить речку от мусора, теперь нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места, будем всплывать. (во время перехода детей на ковёр они находят на полу бутылку с запиской внутри)

— Что же это такое? Давайте посмотрим, что внутри (дети вместе с воспитателем достают из бутылки записку и читают.)

— «Я речной владыка. Кто попадает в моё подводное царство, не сможет вернуться назад, не выполнив моего задания. А задание моё такое: нужно разобрать всех рыбок и поместить их туда, где они обитают. Выполните задание без ошибок — вернётесь домой».

(Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат плоскостные изображения речных рыб, кисточки, клей, клеёнки, салфетки. Дети выполняют задание

— Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь можно спокойно возвращаться домой. Занимайте свои места, всплываем. (дети садятся на ковёр и закрывают глаза, воспитатель ведёт счёт 3, 2, 1…. ПУСК! — Ну, вот мы и дома. Вам понравились наши приключения? Что вам больше всего понравилось? Что вам особенно запомнилось? Чем мы с вами занимались на дне нашей реки? Что вы нового узнали? Хотите ли вы ещё отправиться в путешествие?

РЫБКИ

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Игра «Рыбки плавают, ныряют»

1. Рыбки плавают, ныряют

Корм подводный собирают

2. Рыбки плавают, ныряют

И друг друга догоняют.

3. Рыбки плавают по дну

Не догонишь ни одну

Раз, два, три. Замри.

Э. Шим Всем вам крышка

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Читайте:  О чем поговорить с парнем рыбой

Как хлопнет — так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей , крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозно, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

Дальше идёт. К болоту выбрался.
— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.
— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь — рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни , и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.

— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин!

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

Источник

Конспект НОД «Обитатели воды-рыбы» в средней группе

Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах.

Задачи: образовательные – сформировывать понимание строения рыбы, закреплять знания детей о рыбах

Развивающие – сформировывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; закреплять умение соблюдать правила безопасности.

Воспитательные – развивать чувство уважения и заботы о живой природе.

Материалы к занятию: песня «А рыбы в море плавают вот так», рабочая тетрадь А. А. Вахрушеву, Е. Е. Кочемасовой «Здравствуй, мир!», мультимедийная презентация, цветные карандаши, раздаточный материал с заданиями, таз с водой, роборыбка на батарейках; карточки желтые и зеленые в виде прямоугольника для оценивания.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Давайте начнем наше занятие с танца! (танец детей и воспитателя под песню «А рыбы в море плавают вот так» гр. Непоседы)

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем вести речь?

(ответы детей)

Воспитатель: Садитесь на стульчики, тема нашего занятия «Обитатели воды – рыбы». Что вы знаете о рыбах? Слайд 2

(ответы детей)

Воспитатель: что есть у каждой рыбки? Как она плавает? (У каждой рыбы есть хвост, плавники, туловище, чешуя) Слайд 3

Воспитатель: А как рыбки дышат в воде? (предположения детей)

У рыб есть жабры. Рыба дышит, набирая воду в рот. Через глотку, в которой есть жаберные щели, вода поступает к расположенным по обе стороны головы жабрам и, омывая их, вытекает из-под жаберной крышки. Когда рыбы дышат, они «вдыхают» и «выдыхают» не воздух, как люди, а воду.

Воспитатель: давайте встанем врассыпную, покажем ручками и пальчиками,как плавают рыбки:

Рыбка плавает в водице. (Волна правой рукой)

Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)

Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками)

Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)

Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)

Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)

Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)

Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)

Воспитатель: А сейчас найдите на картинке рыбку (Слайд 4). Почему у рыбок такой окрас? (ответы детей)

Среди рыбок, как и у животных, есть хищники. Они охотятся на мелких рыбок. А тем, в свою очередь, нужно прятаться…Вот поэтому их окрас схож с цветом водорослей, камней, песка.

Воспитатель: Кто из вас знает, как рождаются рыбы? (ответы детей) Большинство рыб мечут икру, из каждой икринки рождаются мальки. Затем они вырастают и превращаются в больших рыб. (Слайд 5)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Мальки и хищник»:

Жил малек в речной глубинке, (дети сидят на ковре, спрятав ручки и опустив головки)

Появился из икринки, (поднимаются, раскрывают ручки)

На дне в песочек зарывался, (ложатся на коврик)

Чтобы хищник не добрался! (дети замирают, а воспитатель смотрит, чтобы не было движений).

Воспитатель: взгляните, какие интересные рыбки существуют (слайды 6-10)

Какие особенности заметили? (крылья у рыб, яркий цвет, острый нос)

Воспитатель: давайте сядем за столы и выполним задания в рабочих тетрадях (по А. А. Вахрушеву, Е. Е. Кочемасовой «Здравствуй, мир!»)

Дети выполняют задания в рабочих тетрадях.

Воспитатель: Поднимите, пожалуйста, руку, кто ходил с папой на рыбалку? Что нужно с собой для ловли рыб? (ответы детей)

А какие рыбы встречаются в реке Волге? (слайд 11). Это щука, карп, налим, карась и другие.

Везде ли можно ловить рыбу? (ответы детей). Ловля рыбы разрешена в незапрещенных местах. А если рыбки мечут икру, ловить рыбу нельзя!

Воспитатель:Давайте сделаем зрительную гимнастику: следите за рыбкой на экране (слайд 12)

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, рыбка лежит на берегу и погибает, что нам скорее нужно сделать? (ответы детей)

Давайте запустим ее в тазик (отпускаем роборыбку в воду, вода обязательно должна быть речной! Рыбка поплыла.

Воспитатель: в кармашках лежат прямоугольники желтого и зеленого цвета. Если вам понравилось сегодняшнее занятие и было интересно, поднимите вверх зеленый прямоугольник; если тема сегодняшнего занятия была для вас трудной, неинтересной, то поднимите вверх желтый прямоугольник.

Читайте:  Цены на пластиковые аквариумы для рыбок

Прикреплённые файлы:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лесные обитатели — звери» Цель: продолжать формирование у детей представления о диких животных. Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Художественное.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в средней группе «Волшебный мир воды» Цель: создать целостное представление о воде; познакомить детей с первоначальными свойствами воды, используя экспериментирование как эффективный.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Этажи леса и их обитатели» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе МБДОУ д/с № 30. Тема: «Этажи леса и их обитатели». Воспитатель: Легкова Е. В.

Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы» Организованная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Обитатели водоемов. Рыбы» Цель: — закреплять знания детей о рыбах:.

Конспект занятия по экологии в средней группе «Нет воды важнее, нет воды нужнее!»Конспект занятия по экологии в средней группе «Нет воды важнее, нет воды нужнее!» Конспект занятия по экологии в средней группе «Нет воды важнее, нет воды нужнее!» Цели: 1. Дать детям понятие о свойствах детей воды; 2.

Методическая разработка НОД по эксперементированию в средней группе «Свойства воды. Цветные льдинки-Ренкли бузчыкълар»Методическая разработка НОД по эксперементированию в средней группе «Свойства воды. Цветные льдинки-Ренкли бузчыкълар» Конспект занятия в средней группе «Свойства воды. Цветные льдинки» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды. Задачи:.

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Морские обитатели» НОД (лепка) в старшей группе по теме: «Морские обитатели» Цели: продолжать освоение рельефной лепки; создавать уплощенные фигуры рыб, морских.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Рыбы» Тема «Рыбы» Цель: создание условий для закрепления и расширения представлений о рыбах, местах их обитания, внешнем виде. Задачи: -Расширить.

Источник

Конспект занятия «Где живет рыбка» для средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

Воспитывать интерес к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Где живет рыбка» для средней группы»

«Где живет рыбка»

Средняя группа

Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Формировать знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

Воспитывать интерес к природе.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?
Ответы детей: пароход, корабль, лодка.
— Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.
— Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).
— И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).
— Ребята, как вы думаете, что это за водоем?
Ответы детей: река, пруд, озеро.
— Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!
— Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.
— Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.
Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.
— Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.
Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

Давайте посмотрим на них. — Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

— Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

— Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

— Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Физкультминутка «Рыбка в озере жила».
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала. (прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает. (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок, (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.

Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Кто знает названия рыб? Назовите!

Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Источник