Русский Север в творчестве известных художников

Русский Север в творчестве известных художников

Конец 19 века был ознаменован всплеском интереса русских художников к Северу России – краю с удивительными пейзажами и архитектурой. Его природа, величественная и суровая, покоряет бескрайними лесами и бесчисленными озерами, морскими просторами и каменистой тундрой. Самобытную часть местной культуры составляет деревянное народное зодчество, бесценные памятники которого сохранились и до наших дней. На фоне живописных пейзажей они выглядят особенно гармонично и естественно.

Русский Север становился источником вдохновения для многих художников, среди которых: К.А. Коровин, В.В. Верещагин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский, С.А. Виноградов, С.Г. Писахов. Из своих путешествий они привозили не только редкие по красоте и поэтичности картины, но и живые, интересные воспоминания.

Одним из первых побывал на Русском Севере К.А. Коровин. Восхищенный гармоничным сочетанием местной архитектуры и природы, «незлобивостью» диких животных и незнакомой прежде атмосферой, он пишет такие картины, как «Архангельский порт на Двине», «Пристань в Архангельске», «Архангельск». Неброская красота края дала возможность таланту художника проявиться во всей его полноте и оригинальности. По признанию самого живописца, нигде не встретишь такого разнообразия оттенков, как на кажущемся монохромным Севере.

Картина художника Константина Коровина Архангельский порт на Двине

Константин Коровин «Архангельский порт на Двине» 1894

В Архангельск вместе с К.А. Коровиным отправился В.А. Серов, которого город также не оставил равнодушным. Считается, что «серебристая» и «серая» гамма, присущая стилю художника, берет начало именно в этой его поездке. Но на картине «Рыболовецкие суда в Архангельске» еще преобладают теплые цвета, которые создают ощущение летнего солнца и согретого им песка. «Речная» тема неоднократно найдет отражение и в творчестве других мастеров, побывавших на Русском Севере.

В конце XIX века путешествие по Северной Двине совершил В.В. Верещагин. В результате им были созданы многочисленные этюды и рисунки, отражающие спокойную и величественную красоту края. Из них наиболее известен пейзаж «Северная Двина», который передает атмосферу простора и покоя. Этюду присущ мягкий колорит, гармоничное и тонкое сочетание цветов, в целом непривычные для прежних работ живописца.

Нередко приезжал в Архангельск С.А. Виноградов. Здесь он создал произведения, запечатлевшие виды речного порта и живописных местных деревень.

Творчество современного художника Г.А. Лемана также неразрывно связано с Русским Севером. В центре внимания мастера – живописные места вблизи небольшого города Каргополя в Архангельской области. В работах Г.А. Лемана Север открывается с новой стороны: трогательная и беззащитная красота русской природы, сел и деревень приобретает лиричные и светлые ноты.

Поездка художника в эти места стала своего рода определяющей для его последующего творчества, во многом благодаря обретенным здесь новым образам и сюжетам. Несколько изменился и живописно-пластический почерк мастера, индивидуальные черты которого прочитываются в изображении сельских и природных пейзажей. Глядя на них, невозможно не проникнуться простой и поэтичной красотой Русского Севера.

Картина художника Георгия Лемана На Каргополье

Георгий Леман «На Каргополье» 1982
картина маслом на холсте; размер: 55*73
Собрание галереи АртПрима

Под впечатлением от путешествия на Русский Север в 1982 году Г.А. Леман пишет серию полотен, посвященных окрестностям Каргополя.
Одним из них стала картина «На Каргополье», на которой изображена северная деревня в солнечный день.

Пейзаж удивительно светел и выразителен: ясное и безоблачное небо, яркие цветущие травы делают его воздушным и легким. Даже крепкие деревянные дома, которым отведено центральное место на полотне, не производят впечатления массивности и тяжеловесности.
Художник использует бело-голубые, желтовато-зеленые и теплые коричневые тона, пишет легкими и точными мазками. В результате зритель видит простой, будничный и вместе с тем прекрасный северный пейзаж.

Источник



Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

«Русский Север в силу своего пограничного положения в пространстве русской культурной традиции издавна считался и является её наиболее заповедной частью, её неприкосновенным древлехранилищем и животворящим источником» (Поморский этнограф, профессор Н.М.Теребихин)

Читайте:  Насекомые как способ уничтожения тли и кто ещ ест паразита Эффективные правила борьбы

Во второй половине XIX–начале XX века многие деятели культуры обращались к образам Русского Севера в своем творчестве. Север явился для них хранителем заветов стародавней Руси, православных святынь. Каждый по-своему передавал жизнь и облик северной стороны, а ее образы стали языком, выразившим содержание искусства. На этом языке, удивительно богатом и звучном, они говорили об историческом пути России, о религиозных и философских взглядах, о самобытности края и своем преклонении перед ним. Художники воспевали корни родной культуры: древние предания, искусство и быт северян, выражавшие стародавние понятия о мире и находившие своё отражение в самобытности северных пейзажей.

Этот край на рубеже многих столетий оставался центром древнего народного искусства. И потому художникам именно здесь удавалось прикоснуться к старине. Постигая духовную жизнь Севера, они, отчасти, уподоблялись древним мастерам, создавая произведения, относящиеся к национальной культуре.

И. Я. Билибин (1876-1942)

Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.

Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин, создавший несколько серий открыток.

Особое место среди них занимают открытки, посвященные Русскому Северу. С иллюстрациями Билибина они становились причастием к Русскому Северу, древнерусской традиции, Русскому Духу…

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

Н. К. Рерих (1874-1947)

В 1917 и 1918 годах художник посетил Карелию, Сердоболь и Валаам со всеми его островами.

Острову Валааму, являяющемуся русским опорным пунктом в северных землях, взрастившему плеяду старцев и приобретшему славу «Северного Афона», посвящены два полотна художника: «Святой остров» и «Святое озеро». Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа, не раз ещё будут встречаться в произведениях Рериха.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

В. В. Верещагин (1842 — 1904)

В начале 1890-х годов художник посещает родные места : едет в Вологду и ее окрестности, а летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездок стали более полусотни живописных этюдов.

Во время путешествия по Северной Двине Верещагин открывает для себя крестьянское искусство и русское деревянное зодчество, в которых находит глубокую самобытность. Так появляется серия этюдов, изображающих деревянные церкви Севера. Отмеченные тонким пониманием народного искусства, они проникнуты редкой у Верещагина умиротворенностью настроения и общим впечатлением покоя.

Русский Север в живописи знаменитых художников

К. А. Коровин (1861-1939)

По инициативе Саввы Ивановича Мамонтова в августе 1894 года К. А. Коровин с В. А.Серовым отправляются на два месяца в путешествие по Русскому Северу. В 1897 году они вновь посещают Архангельск.

Эти поездки оказались для художников полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Их покорили суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок.

В процессе работы над декоративными панно для русского павильона Всемирной выставки в Париже в 1900году Коровин ещё два раза посещает Север.

Всего им написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, и вместе составляющих один общий северный цикл работ. Картины, посвящённые русскому Северу, художник причислял к своим любимым работам.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Ручей Святого Трифона в Печенеге.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Село на севере России.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Ловля рыбы на Мурманском море.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Зимний пейзаж с церковью.

Русский Север в живописи знаменитых художников

В. А. Серов (1865-1911)

Русский Север в живописи знаменитых художников

В. В. Переплётчиков (1863-1918)

Вслед за Коровиным, открывшим Север, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский. Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Северная деревня (Усть-Пинега).

Читайте:  Я люблю природу картинка для детей

А. М. Васнецов (1856 –1933)

Аполлинарий Михайлович Васнецов, как и его старший брат, Виктор Михайлович, как и его отец, многократно писал пейзажи вятских земель. Север он изображал с юности, ранее, чем образы Москвы XVII века, наиболее известные в его творчестве. Это картины: «Родина», «Озеро», «Серый денек» и др. Многочисленны рисунки А. М. Васнецова, посвященные Северу. Некоторые из них широко известны, другие полузабыты. Так, о Русском Севере в его творчестве напоминают графические произведения: «Северная природа». «Туча», «Плетень», «Вид старинного русского города на берегу реки».

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

К.А.Васильев (1942-1976)

Многие работы художника обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой «васильевский» мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

Русский Север в живописи знаменитых художников

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Русский север — край Вдохновения!

Лето в разгаре, пора отпусков! Все стремятся на юг, к морю, а я вас зову на Русский Север!

В край мира, покоя, тишины, успокоения. Оставьте суету мегаполисов, поспешите в край единения с природой, напитайтесь ее силами!

Русский Север это особая историко-культурная и этнографическая область России, которая раскинулась на севере Европейской части страны и включает в себя: Вологодскую, Архангельскую, Мурманскую области, республики Карелию и Коми.

Место удивительное, где вы сможете насладиться сиянием белых ночей, тишью и ароматом леса, красотой множества озер, чудом деревянных церквей, теплом человеческих отношений, любовью к своей культуре и традициям!

Я влюблена в Север, в его строгость и безмолвие, в его основательность и живописность.

Сегодня я постараюсь заразить вас любовью к Кенозерью.

Кенозерский национальный парк особо охраняемая природная территория, расположенная в юго-западной части Архангельской области на стыке Плесецкого и Каргопольского административных районов, западная граница идёт по границе с Карелией.

Добраться туда можно двумя способами:
1. Поездом Санкт-Петербург (Москва) Архангельск до станции Няндома, далее рейсовыми автобусами Няндома Каргополь, Каргополь Морщихинское или на такси.
2. На автомобиле. Мы ехали через Петрозаводск, далее до Медвежьегорска, по трассе МедвежьегорскВологда до Пудожа, а оттуда в сторону Каргополя. Трасса хорошая, только на участке, как выедете из Карелии в Архангельскую область, начнется грунтовая дорога. Очень не рекомендую трассу Вытегра Лодейное поле, дорожный опыт мой не столь велик, но хуже этой грунтовой разбитой дороги в своей практике не видела!

Пусть вас не пугают дороги, посещение Кенозерья очарует вас и вознаградит! В национальном парке есть различные возможности размещения: гостевые дома, дома у хозяюшек, туристические стоянки.

Помимо удивительной природы, ее первозданной красоты, тиши и покоя, вас поразит красота северной архитектуры, так органично вписывающаяся в окружающий пейзаж.

Святые рощи, церкви и часовни, поклонные кресты, архаичная застройка деревень неоспоримая ценность Кенозерья. Из 65 часовен сегодня можно увидеть 40, из 18 церквей уцелело 11.

Это благодаря тому, что русский Север из-за природных трудностей никогда не был в почете у глав государства Российского, на севере есть поговорка Бог высоко, до царя далеко, не было на этих землях крепостного права, а жили здесь люди по совести, с любовью трудились, умели беречь созданное. Дальность от железной дороги тоже сыграла положительную роль в сохранности края.

Образование национального парка в 1991 году (28 лет тому назад) помогло сохранению деревянных архитектурных экспонатов на своих изначальных местах. Интерес представляет и постройка необходимая в сельской жизни: жилища, клетиамбары, бани, мельницы, мосты.

Читайте:  Правила поведения на природе памятка для школьников

На севере постройки украшались искусной резьбой и росписью снаружи и внутри, это наследие тоже сохранено до наших дней.

Кенозерье это кладовая для историков и фольклористов. Здесь бережно сохраняют традиции предков. Почти у каждого жителя есть русский народный костюм, который с удовольствием одевается на праздники и вечоры.

Берегут элементы быта, с упоением рассказывая об их предназначении. Народные песни, прибаутки, частушки, хороводы, вечери за прялками, народные игры по сей день заполняют досуг жителей.

Зимой строят снежные горы и крепости для детей. Люди здесь удивительные, с широкой русской душой. Была дважды: на Новый год и праздник Ивана Купала и без преувеличения скажу: люди не играют, а живут по традициям своих предков.

Приятно поражает, что молодежь, уезжающая учиться в Петрозаводск, в Петербург, возвращается (а это дорогого стоит) и продолжает жить в деревне, несмотря на сложности деревенского Северного быта!

Напоследок, расскажу ещё об одном чуде Кенозерья: здесь проходит дамба водораздел Северного Ледовитого и Атлантического океанов.

Не верите? Поезжайте и убедитесь сами! Опасайтесь одного очень захочется приехать туда вновь!

Источник

Полюбить север, как русский художник: трогательные пейзажи неприступных широт.

Знакомое ощущение: куда бы поехать и куда помчаться на оленях утром ранним, лишь бы подальше от заевшего быта? Тогда для вас — холодная прозрачность севера, которая, пожалуй, может излечить искренних поклонников красивых видов и отсутствия цивилизации. Русских художников всегда манил север, в нем было и есть, все, что нужно для ментального здоровья – близость к природной первозданности.

В прошлые столетия художникам приходилось увязываться за научными северными экспедициями, это для совсем крайних районов. Русским художникам повезло хотя бы в том, что им всегда были доступны места обитаемого севера , из которых можно отправляться на более углубленные пленэры.

Известный русский импрессионист К. Коровин умел сочетать все эти сюжеты, в своих северных мотивах. Зимний пейзаж с церковью – небольшой сюжет в холодных тонах. Очевидно, удаленная деревушка, из персонажей – только шагающая к реке женщина в теплом тулупчике и красном платке. На самом деле, подобный пейзаж может писаться со многих уголков российских глубинок, не обязательно северных.

Более атмосферные работы у него о Лапландии. Потрясающая картина «Северное сияние» показывает бесконечный небесный свод, подсвеченный белыми бликами. Под ними — оленевод в санях и стадо беспорядочно бродящих вокруг него северных оленей.

А вот работы Александра Борисова напрямую о севере, в сюжете запряженный северный олень на фоне уходящего вдаль снежного плоскогорья. Животное так красиво и так реалистично, динамика удачно передана напряжением, с которым олень нагибается к снегу в поисках съестного — подножного корма.

Из сюжетного у Борисова много есть потрясающего, впрочем, как и восхитительных пейзажей, ведь к работе над северным циклом он подошел подготовленным — целых несколько лет организовывал творческую экспедицию. В конце 19 века подобное путешествие было весьма экстремальным, но плоды трудов того стояли – помимо путевых заметок, художник привез множество реалистичных изображений настоящего северного края.

«Самоедское становье в селении Никольском (Югорский Шар)» — описание кочевья самоедов 19 века. На картине можно увидеть, и даже ощутить, тяжесть обтянутых плотными шкурами чумов и холодящую сырость тумана.

Невероятные способности рисовальщика Борисов проявил в пейзажах, ведь достаточно сложно подобрать колорит , чтобы писать белое на белом. Сам художник отмечал, что снег под северным светом выглядит неестественно голубым и ярким, и даже выглядит слегка неправдоподобно. Он всерьез волновался, как бы его реализм не показался зрителю вычурной фантазией.

Источник