Рудольф Штайнер биография и достижения

Рудольф Штайнер: биография и достижения

Рудольф Штайнер — австрийский ученый, философ и художник приобрел большую известность как педагог и основатель вальдорфской школы.

Чтобы по-настоящему узнать мир, загляните глубоко внутрь себя; чтобы по-настоящему познать себя, проявите настоящий интерес к миру.

Рудольф Штайнер Tweet

Краткое содержание статьи (разделы)

​Педагогика Рудольфа Штайнера​

Рудольф Штайнер привнес в педагогику различные идеи, помогающие развитию и воспитанию детей посредством образования, которое должно основываться на запросах возраста ребенка.

К примеру, вводя в начальную школу рукоделие (вязание спицами и крючком), Штайнер говорил о том, что эти занятия помогут достичь успеха на занятиях математикой. Через почти 100 лет нейрофизиолог, исследователь мозга профессор Н. П. Бехтерева доказала закономерность развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук с формированием механизмов памяти и механизмов абстрактно-образного мышления.

На эту связь указывал и советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский. Будучи новатором своего времени, он писал об этом так:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, детский разум; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. На руке находятся биологически активные точки организма человека».

Учёными: И .П. Павловым, В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым приведены убедительные доказательства, что наилучшая способность к обучению выявлена у тех детей, у которых родители и педагоги развивают, в первую очередь, ручные умения, движения пальцев и моторику.

Обобщая вышесказанное, исследователь М. М. Кольцова, изучавшая детскую речь, выразилась так:

«Речь человека стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Развитие мелкой моторики у детей стимулирует развитие языкового аппарата. Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. пальчиковую гимнастику. Тем самым происходит воздействие на связанные с корой головного мозга активные точки».

Таким образом, мы видим, что идеи предложенные Штайнером в начале 20-го века находят научное подтверждение в нашем времени, поэтому сейчас мы с удовольствием наблюдаем готовность многих педагогов применять разработанные им уникальные методики для современной школы.

Ранние годы и образование

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в Доньем Кральевце, поселении, которое тогда было частью Австро-Венгерской империи (сейчас оно находится на севере Хорватии). Его отец был телеграфистом, который работал на железной дороге Южной Австрии.

В возрасте восьми лет Штайнер уже обладал незаурядным способом мышления, отличавшим его от других. Мальчик был несколько замкнут и увлекался математикой.

Признавая его способности, отец отправил Рудольфа в школу в Винер-Нойштадт, а затем в Технический университет в Вене. Здесь Штайнер должен был обеспечивать себя стипендиями и репетиторством. Изучая и осваивая гораздо больше предметов, чем было в его учебной программе, он всегда возвращался к проблеме самого знания, и тема эта будет волновать его на протяжении всей жизни.

Рудольф Штайнер: краткая биография

В университете Рудольф принимает участие во всех общественных мероприятиях, происходящих вокруг него — в искусстве, науке, даже в политике. Он изучает философию, в частности, сочинения Канта и Гегеля. Также непосредственное и пожизненное впечатление на Штайнера произвели работы Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749–1832), который помимо своих литературных произведений был плодовитым автором по науке и метафизике, пытавшимся создать всеобъемлющую, целостную философию человеческого восприятия и мировоззрения.

Один из профессоров Штайнера отметил энтузиазм юноши по отношению к Гёте, а так же его системный ум, и рекомендовал его на должность редактора серии научных работ писателя для проекта публикации Deutsche National Literatur (Немецкая национальная литература).

В 1886 году Штайнер публикует вступительную книгу под названием «Теория знания, скрытая в мире Гёте». В этом введении к нескольким научным трудам Гёте прозвучала собственная философская концепция Штайнера.

Становление и научная деятельность

Для полного понимания мира мы должны найти путь, который использует наши способности восприятия и мышления.

Рудольф Штайнер Tweet

Для Штайнера это стало не просто открытием, но инструментом, который лег в основу его педагогической системы.

А в самой своей известной работе «Философия свободы» Штайнер глубже исследует процесс мышления и выдвигает теорию, что свобода может быть достигнута только посредством творческого мышления. «Быть свободным» означает, что человек полностью осознает результаты своих поступков и думает о вещах, которые происходят не от тела или общества, а от души.

Школы Рудольфа Штайнера

После Первой мировой войны Германия, как и вся остальная Европа, была в хаосе. Штайнер видел бессмысленность войны и необходимость новых социальных форм, в первую очередь в образовании. Он пришел к выводу, что для удовлетворения потребностей будущего, люди должны получать разностороннее образование.

Он инициировал в 1919 году открытие первой школы в Штутгарте при спонсорской поддержке Эмиля Мольта (владельца фабрики Вальдорф-Астория — отсюда и происходит объединенное название школ). Эта школа была создана для детей фабричных рабочих, где обучение было бесплатным.

В своих лекциях и эссе Штайнер рассказывал о том, как можно развивать умственное развитие ребенка посредством образования, которое должно основываться на понимании человеческого развития и способах познания окружающего мира.

Этот метод педагогики мы знаем теперь, как Вальдорфское образование. Оно известно тем, что обеспечивает практическую основу для работы с детьми, позволяя им найти свое творческое начало и стать теми самыми свободными от стереотипов и шаблонов людьми, которые могут думать и рассуждать самостоятельно и находить свое собственное предназначение и направление в жизни.

Рудольф Штайнер - биография кратко

Школа быстро росла, и семьям, совсем не связанным с фабрикой, потребовалось не так много времени, чтобы тоже начать отправлять туда своих детей. В 1922 году Штейнер, выступил на одной из конференций в Оксфордском университете, это выступление сделало его педагогическую систему еще более известной. В итоге, в США первая вальдорфская школа открылась в 1928 году в Нью-Йорке, а в 1930-х годах такие школы стали появляться в восьми разных странах.

Вальдорфская методика обеспечивает практическую основу для работы с детьми, позволяя им развить творческие способности, благодаря чему ребенок становится более открытым для восприятия окружающего мира. Штайнер также считал, что свобода может быть достигнута только посредством творческого мышления, поэтому искусство преподаётся в вальдорфской школе на протяжении всего процесса обучения , включая старшую школу.

Вклад Рудольфа Штайнера, как педагога, заметен и значителен. Он умер 30 марта 1925 года после многих лет интенсивной деятельности. Наряду с публичными и частными лекциями и практической работой в качестве учителя, Штайнер сделал себя доступным любому, кто нуждался в его совете – двери его дома были всегда открыты для посетителей.

Вальдорфское образование сегодня, среди независимых образовательных систем, представляет одну из крупнейших. Оно существует почти во всех странах мира. Около тысячи школ и полутора тысяч детских садов работают по этой системе. В каждой стране учебный план адаптируется к конкретной культуре.

Источник

Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер (Штейнер, R udolf Steiner) известен миру во многих своих ипостасях: как доктор философии и ученый; как мистик, эзотерик и оккультист-ясновидящий; как яркий лектор и социальный реформатор. Но, пожалуй, главное, с чем ассоциируется его имя в истории, это то, что Штайнер явился основоположником и создателем науки Антропософия.

Рудольф Штейнер, биография

Рудольф Штайнер

Как вы уже заметили, фамилия этого незаурядного философа может озвучиваться по-разному: мы даем здесь двоякое ее написание, чтобы большему количеству людей стало известно это имя.

В краткой автобиографии, описанной в книге «Мой жизненный путь», Рудольф Штайнер предоставляет нам о себе такие сведения: родился в Нижней Австрии, в северной ее части, недалеко от Дуная. Его родители жили дружно, мальчик рос в атмосфере любви и согласия. Из-за постоянных разъездов семьи (отцу по роду службы — а служил он на местной железной дороге) маленькому Рудольфу удалось побывать в самых разных местах и повстречать людей, впечатления о которых наложили отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.
Так, Штайнер говорил впоследствии:

История моей жизни начинается не с рождения, а с того момента, как я стал осознавать, что должен привнести в этот мир.

Из-за конфликта отца с начальником одной из местных школ мальчик начал получать домашнее образование

домашнее обучение Штайнера

Отец взялся обучать его самостоятельно. С тех пор, по-видимому, и была заложена в ребенке страсть к размышлениям и рассуждениям: когда никто тебя не торопит, не требует следовать каким-то стандартным унифицированным расписаниям, не отвлекает от созерцания своих мыслей и внутренних состояний. Отсюда, по-видимому, и выросла впоследствии вальдорфская педагогика: новый тип европейской школы воспитания свободных личностей, созданной Рудольфом Штайнером.

По мере того, как неторопливо протекала жизнь семьи Штайнеров среди австро-венгерских полей и лесов, открывались любопытному Рудольфу все новые и новые ее грани: то зачастил в семью местный священник, большой любитель трав, передавший ему потом часть своих знаний и опыт общения с бестелесным миром; то мальчику приходилось наблюдать работу железнодорожных составов на службе отца, что вызывало у него мысли технически-механического характера; а то некий помощник учителя познакомил его с книжкой по геометрии: и это дало ему, как он писал, уже будучи взрослым, — «оправдание духовного мира, в котором я тогда нуждался».

Этот же учитель, к тому же еще скрипач и пианист, впервые открыл для Штайнера и мир искусства: уже в девятилетнем возрасте мальчик научился у него рисованию углем и с легкостью и увлечением копировал картины.

Всё, что попадало в поле зрения юного Рудольфа вызывало в его душе размышления, а в сердце и в пытливом уме разжигало страсть познания. Это был период, — пишет Штайнер, — когда со своим стремлением к познанию процессов природы я находился между “проникновением в их суть” и “границами познания”.

Ранние духовные опыты

ранние духовные опыты Штайнера

Еще в детстве маленький Рудольф ощутил, что в мире существует человеческая душа: он пережил встречу с некой духовной сущностью своей тети, которая умирала где-то вдали, и семья не знала еще об этом. Штайнер часто вспоминал потом это происшествие: оно не только его не испугало, но вызвало еще больший интерес и любопытство к духовной стороне познания мира. И вскоре это детское любопытство превратилось в его настоящую и всепоглощающую страсть.

«Реальность духовного мира была для меня столь же достоверной, как и реальность мира чувственного».

Надо сказать, что и в дальнейшем его судьба в этом плане складывалась вполне удачно, и для него открывались такие двери, которые вряд ли были доступны обычному студенту. Его учителя, подсознательно видевшие в юноше неординарность, относились к нему не как к обычному ученику.

Читайте:  Возникновение ветра в природе

Автор вальдорфской концепции обучения и воспитания Штайнер

вальдорфское обучение

всю свою жизнь был озабочен вопросом — как достичь познания высших миров и передать эту информацию людям. Его жизненная позиция состояла не только в том, чтобы познавать мир и преуспевать в изучении наук: для него было важно на основе всего познанного им опыта генерировать, прежде всего, и новые идеи. Такими идеями были насыщены все труды. Они помогали людям преодолеть границы разных субстанций мироздания.

Не случайно сформированные им педагогические идеи и методы преподавания и обучения в целом, заложенные в основу его вальдорфской школы, создали базу воспитания европейского свободного самосознания.

В этой связи, многие признают этого человека не просто обычным, некогда жившим в нашем мире индивидом, но неким духовным явлением, эманацией некой духовной сущности.

Им были созданы методики, позволявшие ребенку проявить и взрастить в себе свое подлинное “я”. Огромное значение в антропософской вальдорфской школе уделялось творчеству. Была создана даже специальная дисциплина эвритмия, представлявшая собой определенного рода танец. И здесь я вижу даже некоторую связь с тем, насколько большое внимание уделял танцу еще один незауряднейший просветитель прошлого, Георгий Гурджиев, считавший этот вид искусства категорией сакральной.

Рудольф Штайнер: педагогические идеи

просветительство

Он изучал мир со всех сторон и всеми доступными ему способами. Редактировал и публиковал труды Гете, безустанно трудился над созданием педагогических университетов, где преподавали по разработанной им самим программе, постоянно совершенствуясь сам и совершенствуя и оттачивая свои идеи.

Каждый человек, — считал он, — обладает безграничными способностями, с помощью которых он может погрузиться в мир высших существ. Но просыпаются в нем такие возможности только при условии его упорного труда, когда он сам, находясь в процессе постоянного развития, становится способным протянуть руку навстречу неведомому, приобретая в этом все больший и больший опыт.

В достижении своего рода просветления и пробуждения от духовной спячки человечеству пытались и пытаются помогать многие эзотерические школы. Но, в отличие от них, обращенных в большей степени к категории неких избранных, Рудольф Штайнер с помощью своей философии пытался показать, что вовсе не важно, в какой сфере человек образован: есть ли у него научное и математическое образование, или он, возможно, является, что называется, закоренелым гуманитарием…

Истина и наука, по мнению Штайнера, неразделимы. И каждый человек, познавая самого себя, так или иначе переходит на другой, более качественный, уровень саморазвития и постижения вещей.

Люди и духи: космос всему голова

Карма и эго космоса

Познание сверхчувственных миров по Рудольфу Штайнеру — есть одно из важнейших знаний для ищущих людей. Проводя параллели между эго космоса и эго человека, Штайнер показывал колесо кармы в действии и цепи последующих перерождений. Что такое эго космоса и эгоцентризм человека? Можно ли сравнивать эти два понятия?

В каждом человеке отражается космический свет, и каждый из живущих на земле – это микроскопическая копия Вселенной, но можно ли говорить о том, что люди по своему пониманию похожи на существ из высших миров.

Не случайно в двадцатые годы прошлого уже столетия Штайнер даже спроектировал для Всемирного центра Антропософского движения, расположенного в Швейцарии (г. Дорнах), особое здание: гетеанум. Это уникальное строение должно было олицетворять собой Вселенную, точнее, — ее в миллионы раз уменьшенную модель.

Лекции Штайнера: карма и эго космоса

Рудольф Штайнер теософия

В своих лекциях, объясняя тончайшие глубины взаимодействия духовных космических понятий, Штайнер приводил обычно самые что ни на есть чисто житейские примеры, чтобы добиться понимания этой сложной темы абсолютным большинством своих слушателей и последователей.

Штайнеровская педагогика имела своей целью пробудить отдельного человека и человечество в целом к жажде знаний, к познанию космического мироустройства, помочь в реализации своих способностей и возможностей тем, кто чувствует в себе зачатки этого так называемого духовного рассвета, но пока еще не знает, как выйти на правильную дорогу.

Поэтому можно в полной мере утверждать, что явление Штайнера — это некая возможность для людей через него и через его учения ощутить присутствие в мире и в их жизни разных миров. И Штайнер – это своеобразный проводник между ними.

Люди и духи: перевоплощения на земле

Люди и духи по Штейнеру

Штайнер говорил о том, что в свободном пространстве между телом и духом живет душа. Он связывал воедино эти, на первый взгляд, разрозненные идеи. Говорил он также и о египетских мифах, и о связи с мифологией германского севера, а также упоминал и о более поздней греческой мифологии.

Исследователь, основываясь, в том числе, и на разного рода древних народных и мифологических сказаниях, утверждал, что происхождение душ берет свое начало глубоко в космическом пространстве. Он черпал из исторических источников материалы для своих трудов и подводил под это реальную научную базу. В этом состояла суть его деятельности как теософа, антропософа и просветителя.

Штайнер наделял мифических, с точки зрения человека, существ совершенно реальными чертами и жизнями — и это даже не вызывало полемики. Он не только и не просто описывал другой мир: возникало ощущение, что он и доподлинно знал его устройство. А здесь находится лишь для того, чтобы передать человечеству карту этого мира и некий свод правил, которые приблизят людей к высшим существам.

Теософия Штайнера: сверхчувственное познание мира и назначение человека

Мистик и ученый Р.Штейнер

С осени 1900 года в жизни великого философа и исследователя миров Рудольфа Штайнера происходит событие, которое повлияло на форму передачи всего его дальнейшего духовного опыта. Философа и мистика пригласили выступить с рядом лекций о Ницше в великосветском обществе Теософской библиотеки. И его проникновенный рассказ, рассказ человека, который не просто доносил информацию, а являл аудитории свой личный, переработанный и дополненный опыт, настолько захватил слушателей, что его пригласили выступить с докладом и в следующий раз: и это было уже выступление о Гете.

В результате Штайнер был назначен секретарем Теософского общества, что явилось прямым следствием и свидетельством его уникальных знаний и проникновенных лекций.

Он говорил о том, что лишь в духовном развитии видит новый расцвет Европы.

И дело не только в теоретическом изучении вопросов души и мироздания, но и в возможности практического применения этого опыта на практике во всех сферах бытия.

Со временем влияние лектора Штайнера расширяется, и он организует уже немецкую секцию теософского общества. Впрочем, через 11 лет, ряд обстоятельств прерывают эту его деятельность. Но такая практика послужила хорошим стартом для создания его уникального труда и учения — Антропософия.

Источник

Из воспоминаний современников

О Рудольфе Штайнере

Ребенок, мудрец, святой и… маленькая обезьянка. Так выразил свое отношение к Штайнеру, основателю метода сверхчувственного исследования мира и человека, один из самых эксцентричных и мудрых русских поэтов Андрей Белый, для которого, по cобственному признанию, Штайнер стал Учителем, указывающим путь. Белый умел сказать броско. Но Штайнер и впрямь никого не оставлял равнодушным: eму поклонялись столь же истово, как и ненавидели.

Еще в детстве маленький Рудольф, бродя по уголкам Карпатских гор, познакомился с миром эльфов и фей. В их обществе дорога в школу, расположенную за несколько миль от дома, не казалась такой уж долгой. И сколько же он узнал, наблюдая за жизнью этих хрупких существ! Рудольф понимал: увидеть их дано не всякому. Но именно они ткут красоту зримого мира. Один вопрос мучил его и не давал покоя: если все, что только существует в мире явном, берет свое начало в области незримого, как же узнать истинную суть вещей? Ведь большинство людей видит только их проявленную часть.

Штайнер свою миссию видел в том, чтобы каждому человеку вернуть утраченную способность общения с тонкими мирами. Очень быстро вокруг него образовался круг людей, в который вошла интеллектуальная элита Европы.

Его идея о том, что мир вещей есть только отзвук некой высшей реальности, была созвучна русским символистам – творцам Серебряного века нашей культуры.

Штайнером и его идеями были увлечены Константин Бальмонт и Александр Блок, Максимилиан Волошин и Андрей Белый, Владимир Соловьев и Сергей Мережковский. По воспоминаниям современников, «имя Штайнера в Москве вошло в обиход, им интересовались в религиозно-философском обществе, в научных и литературных кругах, он был популярен среди молодежи. А сведения из его закрытых лекций распространялись как «оккультные сенсации», к которым прислушивались с нескрываемым интересом».

«В 1912-1913 годах вся наша жизнь стояла под знаком лекций Рудольфа Штайнера», — признается А.Тургенева. Штайнер своих слушателей буквально завораживал взглядом (а какой может быть взгляд у человека, видящего духов природы?!), новизной знаний, достоверностью личного опыта.

О Рудольфе Штайнере

«Последняя лекция курса Штайнера «Евангелие от Марка» была уже не лекцией, — вспоминает А.Белый. – Зал буквально просиял от ауры доктора, все сидели как очарованные; когда Рудольф ушел с кафедры, то около 600 человек продолжали сидеть; никто не двинулся, никто не нарушил странной тишины и какого-то невидимого присутствия в зале. Это вышло естественно, молитвенным молчанием можно был ответить на то, что только что перед нами свершилось. »

Адольф Гитлер верил в магию цифр. По его убеждению, 1923 год должен был стать решающим в судьбе ХХ века. «Судьба ведет нас, — говорил Гитлер, — но мы должны помогать ей, избавляясь от наших врагов. И у каждого из нас должен быть свой личный список».

В то время он регулярно посещал и выступал на интеллектуальных диспутах, где стакивались лбами молодые лидеры уныло однообразных партий с широким диапазоном названий – от нацистских до либерал-демагогических. Полгода походив по таким мероприятиям, Гитлер сказал Гессу, что должен съездить в одно место. И Гитлер отправился в Швейцарию, в город Дорнах. Он провел там около двух недель, а когда вернулся, смог воскликнуть, подобно пушкинскому Сальери: «И, наконец, нашел я моего врага!»

Врага звали Рудольф Штайнер. Знаменитый исследователь творчества Гёте, Шопенгауэра и Ницше, глава антропософского общества, он читал лекции, ставил философские мистерии и не подозревал, какую печёночную злобу затаил против него некий субъект по имени Адольф Гитлер. Вирус этой злобы Адольф подцепил от своего духовного учителя Гербигера.

Читайте:  Дидактическая игра Правила поведения в природе

О Рудольфе Штайнере

Всё, что создал Штайнер – «Дом слова», уроки вальдорфской школы, театр – было обращено к душе человека. Именно это и потрясло Гитлера. Потрясение было чёрным, Гитлер угадал опасность. Стремясь постигнуть «гармонию космоса», Рудольф Штайнер хотел перенести эту гармонию и на общество. Но, на свою беду, он действовал на той же «мистической поляне», хозяевами которой уже объявили себя Германенорден и учитель Гитлера Гербигер. К Штайнеру, как к небожителю съезжались знаменитости со всего света. А к Гербигеру кто ездил? Недоучки и маргиналы. Но у этих последних было большое преимущество: в их руках чужие рукописи превосходно горели.

В ночь на 1 января «судьбоносного» 1923 года крепкий штурмовой отрядик из парней Эрнста Рема, тайно отправленный в Дорнах на средства Добровольческого корпуса, провел акцию, в результате которой известный на всю Европу Гетеанум («Дом слова»), в котором были собраны плоды многолетних трудов Штайнера, сгорел дотла. После потрясения, в начале 1924 года Рудольф тяжело заболел, но во всем, до последних мелочей сохранял свойственное ему душевное равновесие и чувство юмора.

Как и многие другие, эта маленькая трагедия выходит далеко за свои формальные рамки: ведь до сих пор не нашлось личности, способной, подобно Штайнеру, довести смелую идею свободной вальдорфской школы до удачного воплощения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Штейнер Рудольф. Книги онлайн

Штейнер Рудольф

Рудольф Штейнер (Штайнер) (Rudolf Steiner) родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. С детства обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понимает, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание.

После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу "вели к переходу от естественных наук к науке о духе". Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания "Немецкой национальной литературы" Кюршнера.

В 1891 г. Рудольфу Штейнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд "Философия свободы". В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики. Он стремится донести свои взгляды до широкой аудитории. Но пока остается непонятым.

Тут происходит событие, значительно повлиявшее на дальнейшую судьбу Штейнера. Его книгой "Фридрих Ницше — борец против своего времени" заинтересовались теософы и пригласили его к себе сделать доклад о Ницше. Он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он становится генеральным секретарем Немецкой секции Теософского общества. С этого времени (начало ХХ века) мы уже видим нового Штейнера.

Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904 г.), "Как достигнуть познаний высших миров" (1904 г.), "Очерк тайноведения" (1910 г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000.

Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штейнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.

Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый.

Центр антропософии становится "Свободной высшей школой духовной науки" и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штейнера.

На жизнь Штейнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923 г. Это явилось сильнейшим ударом для Штейнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое "Всеобщее или Всемирное Антропософское общество", председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штейнер.

Последний год жизни Штейнера был очень плодотворен. Уже прикованный болезнью к постели он продолжает работать над новым эзотерическим осмысливанием многих тем, разработанных им ранее. "Это был мощный выдох его духа", — так сказала об этом времени его жизни Мария фон Сиверс-Штейнер.

Рудольф Штейнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925 г.

Книги (35)

Подумайте о Христианской молитве. Вы все знаете, что она такое есть. Она часто обсуждалась, а члены антропософского движения часто объясняли ее с точки зрения духовно-научного мировозрения.

Это духовно-научное мировозрение принесло членам антропософского движения другой метод возвышения человеческого существа — человеческой души — до контакта с божественными, духовными, космическими силами.

Мы стоим сегодня, как бы, у стартовой точки основания Антропософского общества в более узком смысле и мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз напомнить нам о важности и значении нашего общего дела. Это верно, что то, чем Антропософское общество желает быть для более новой культуры не должно в принципе отличать ее от того, чем мы всегда занимались в нашем кругу под имением Теософии. Однако вероятно такое придание нового имени может все же напомнить нам о серьезности и достоинстве с которыми мы намереваемся действовать в нашем Духовном движении и ввиду этой точки зрения я выбрал название этого курса лекций.

Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением.

Лекции эти должны показать ту тесную связь, которая существует между внутренней жизнью человека и его жизнью в период от смерти до нового рождения.

Шесть лекций, прочитанных в Вене с 9‑го по 14‑е апреля 1914 года. Цикл 32‑й. Библиотечный № 153

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане.

В книге рассматриваются встающие перед человечеством в новейшее время проблемы, связанные с одной стороны с мировоззрениями, основанными на результатах естественнонаучных экспериментов, и, с другой стороны, — с социальными отношениями, возникающими как следствие таких мировоззрений.

Даны пути преодоления этих проблем: как в естественных науках — с помощью гетеанизма, так и в социальных отношениях — с помощью новых, основанных на духопознании деяниях в социальной жизни.

Антропософское духопостижение не должно быть просто теоретическиммировосприятием, оно должно быть жизненным содержанием и жизненной силой.

И только если мы окажемся в состоянии укрепить в нас нашеантропософское мировоззрение настолько, что действительно станет в насдействительно жизнеспособным, только тогда исполнит оно свою задачу.

Ибо, дорогие друзья, соединяя свои души с антропософскимдухопостижением, мы, в некотором отношении, стали стражами вполнеопределенных значительных процессов в развитии человечества.

Тому, кто серьезно ищет познания и углубления собственного "я", должно быть ясно, что человечество находится в развитии, и поэтому то, что называют пониманием того или другого откровения, также не является чем-то незыблемым; ничто не заключено в рамках одной эпохи, но понимание углубляется; так что, в сущности, глубочайшие вещи, касающиеся человечества, для того, кто серьезно относится к словам "развитие" и "прогресс", настоятельно требуют, чтобы они с развитием времени понимались лучше, основательнее, глубже.

Когда мы говорим о Евангелии от Иоанна, нашу душу пронизывает прежде всего духовная высота космических существ, родственных человеку.Вспомним чувства, вызванные в нас изучением Евангелия от Луки.

Они были совсем другого характера, не правда ли? Когда мы раскрываем душу благовестию евангелиста Иоанна, нас, словно магическое дуновение, пронизывает предощущение духовного величия.

Предлагаемый читателю цикл лекций Рудольфа Штейнера о египетских мифах и мистериях представляет переход от лекций вводного характера к лекциям специальной тематики.

В этом цикле на фоне широкого полотна становления человечества в ранние эпохи истории Земли показано происхождение важнейших образов мифологии и элементов мистериальной практики древнего Египта, их связь с образами более поздней греческой мифологии и, что особенно важно, отражение египетского мировоззрения и практики в современной культуре.

Автор знакомит с началами антропософской методологии, которую он развивал в течение всей своей жизни как всеобщую методологию науки и органов новой культурной эпохи.

В своих многочисленных лекциях Рудольф Штайнер неоднократно подчеркивал, что основания своего монистического учения о единой чувственно-сверхчувственной реальности он заложил именно в философских сочинениях раннего периода своего творчества.

В этой книге выходят в свет мои исследования, которые первоначально были напечатаны отдельными статьями под заглавием: "Как достигнуть познаний высших миров?" Этот том составляет первую часть, следующий будет заключать продолжение.

Появлению в новой форме этого труда о развитии человека, возводящем его к постижению сверхчувственных миров, необходимо предпослать несколько сопроводительных слов, которые и будут здесь сказаны.

Это сочинение выдающегося мыслителя и ученого, христианского посвященного Рудольфа Штайнера является заключительной главой его книги «Загадки философии, изложенные как очерк ее истории» (1914) и дает глубокое понимание существа основанной Р.Штайнером новой духовной науки, или антропософии, актуальность которой возрастает с каждым годом.

Очерк будет интересен всем, кто испытывает недостаток в сильной и гармоничной душевной жизни как верном инструменте для проникновения в смысл происходящих исторических перемен, для сознательного участия в них.

Читайте:  Загадки о природе для старшеклассников

Эти четыре лекции сделают ударение некоторым образом на более сокровенном звучании, так как может быть предположено, что аудитория является большей частью, состоящей из тех,которые были знакомы с фундаментальными идеями оккультого учения некоторое время. ледовательно они могут вполне желать узнать о более сокровенныхдеталях из области Духовной науки.

То, что будет избрано в этих лекцияхявляется оккультными знаками и символами в их отношении к Астральному и духовному миру и некоторые из них будут исследованы в их более глубоком значении.

В книге «Материалы эзотерической школы» собраны эзотерические письма, лекции и нормативные документы, относящиеся к созданию Первой Эзотерической Школы.

Даже тому, кто собирается бросить лишь краткий взгляд на духовную жизнь человечества, заранее понятно, насколько осторожно следует обращаться с выражением "переходное время". Если хоть немного продумать это понятие, станет ясно, что, в сущности, любое время может быть охарактеризовано как "переходное".

Но тем не менее в истории человечества есть эпохи, которые выступают, так сказать, скачками в эволюции духовной жизни.

Естественно-научное мышление оказало глубокое влияние на современные представления. Все менее становится возможным говорить о духовных потребностях, о "жизни души", не впадая в противоречие с представлениями и выводами естествознания.

Конечно, существует еще много людей, удовлетворяющих этим потребностям не касаясь в своей духовной жизни круга естественно-научных течений.

Кто вступит в мир моих идей, не освободившись от предвзятости, тот найдет в нем противоречие на противоречии. Лишь недавно я посвятил книгу о мировоззрениях XIX века (Берлин, 1900) великому естествоиспытателю Эрнесту Геккелю, пытаясь показать в ней правомерность его круга мыслей. А в нижеследующем изложении я с полным сочувствием и признанием говорю о мистиках, начиная с Мейстера Экхарта и до Ангела Силезского. О других "противоречиях", на которые мне могут еще указать, я не стану упоминать. Я не удивлюсь, если меня осудят с одной стороны как "мистика", с другой — как "материалиста".

Рудольф Штайнер является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им было создано новое искусство движения — эвритмия. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений, работающих на основе созданной им педагогики.

Данная книга является незаконченной автобиографией, впервые изданная Марией Штайнер в 1925г. Написать эту книгу Р. Штейнера побудило только то, что «. я чувствую себя обязанным опровергнуть некоторые ложные представления, касающиеся связи моей жизни с антропософией, и представить ее в истинном свете».

Источник



Рудольф Штайнер

Из книги С.Риуэ-Короз «Эпопея духа ХХ-го века. Биография Рудольфа Штайнера».

«Антропософия, пришедшая в мир благодаря Рудольфу Штайнеру, внесла могучие целительные силы во все сферы нынешней культуры человечества. Без преувеличения можно сказать, что духовное наследство, оставленное Рудольфом Штайнером, не имеет себе равных в современном мире по своей ценности и масштабам. За период всей своей антропософской деятельности он прочел более шести тысяч лекций, а полное собрание его произведений составляет более 350-ти томов. Основанное Рудольфом Штайнером Антропософское Движение распространилось за эти годы во всех культурных странах и развивается в тысячах разнообразных инициатив: вальдорфские детские сады и школы, лечебно-педагогические учреждения, медицинские клиники, фармацевтические фирмы, школы искусств, эвритмические театры, биодинамические сельскохозяйственные фермы, научные лаборатории, институты и т.д.»

Андрей Белый о Рудольфе Штайнере.

Внешняя жизнь доктора Штейнера пример назидающий: пример потрясающий; потрясение могло себя изживать лишь в двух крайностях ВОСТОРГА И НЕНАВИСТИ; СРЕДНИЕ чувства в нас — сон; он — БУДИЛ. Когда будят СПЯЩИХ, они пытаются внять будящему голосу, но не слышат слов его, или же с досадой и бранью повертываются на другой бок.

Он не стоял за ОТВЛЕЧЕННЫЕ ДОГМАТЫ; то, что он крепко знал, специально знал, моделировал он всю жизнь, переводя, так сказать, на жаргоны Разных культурных сфер; вавилонское столпотворение специальностей он стремился гармонизировать в СИМФОНИЮ общей работы; и ради общего дела, он силился, как мог, стать ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ.

В этом несении креста, в неустанном самоограничении во имя других, — сказывалась его центральная христианская линия.

Он всемерно старался быть «ВСЕМ ДЛЯ ВСЕХ»; и он же раскрыл этот лозунг ап. Павла: всей жизнью своею.

Деятельность его уподоблялась перманентной деятельности вулкана, сотрясающего окружающих подземными толчками, вызывающими в них эффект потрясения; все вокруг него было потрясено; и все, находящиеся в его обстании, для лиц, непосвященных в этот темп трясений, ходили со странно расширенными глазами; казалось: лица их вытянуты от изумления; было чему ИЗУМЛЯТЬСЯ! И не смешны были эти расширенные глаза, такие глаза, вероятно, делаются во время землетрясений; он — потрясал основы косного покоя; каждым днем своей жизни.

Одновременно текла перманентная лава лекций его; и, конечно, после известного периода (для кого год, для кого два), надо было его не слушать, или слушать умеренно; иначе сознание отдельного человека ощущало себя засыпанным материалом, им подаваемым; еще далее — наступала анестезия восприятий; но как школа встряски сознания, — эту лаву лекций надо было испытать; и, испытав, — бежать от нее. Ведь он говорил не для одних и тех же слушателей; он говорил — «ВСЕМУ МИРУ»; и пусть этот мир от него отворачивается; в отмежеванное ему лекционное 25-ЛЕТИЕ он точно спешил выговорить то, что, остыв, в столегиях, может быть, будет плодоносящею почвою новой культуры; и если он некоторых, неосторожно приближенных, сжигал своей лавой, он не мог остановить ее, ибо он выговаривал не ближним, а всему земному миру; и говорил — не четверть века, а — ВЕКАМИ ВЕКОВ.

РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в местечке Кралевич (Верхняя Австрия, ныне Хорватия) в семье станционного смотрителя. Кроме Рудольфа в семье были ещё дочь и сын. Семья жила бедно. Через полтора года после рождения Рудольфа его отца перевели в Потшах, в Нижней Австрии. Там семья жила до восьмилетнего возраста Рудольфа. Это была местность с красивейшей природой, окружённая горами. Дальше опять последовал переезд, на этот раз в Нойддорфль, отца назначили начальником маленькой железнодорожной станции в этом селе. В 1872 году Рудольф Штайнер поступил в реальное училище, потому что отец мечтал сделать из сына инженера путей сообщения.

Училище это находилось в Винер-Нойдштадте, там Рудольф обучался семь лет. С пятнадцати лет он начал давать частные уроки ученикам своего и более младшего возраста.

В 1879 году Рудольф Штайнер поступил на обучение в Венскую Высшую Техническую школу. Специализацией его там была математика. Единственным источником средств для жизни у него были частные уроки, так как его семья не была богатой. Кроме Высшей Технической Школы Рудольф Штайнер посещал занятия в Университете. Особенно его интересовали лекции по философии и эстетике. В Технической Школе огромное влияние на Рудольфа оказал Карл Юлиус Шрёэр, профессор литературы. Он пробудил в Штайнере интерес к Гёте, знакомство с личностью и трудами Гёте, имело очень глубокое влияние на дальнейшие пути познания Штайнера. В возрасте 21 года Рудольф Штайнер начал углублённое изучение творчества Гёте. Он участвовал в подготовке и издании естественнонаучных трудов Гёте в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера.

С 1882 по 1897 год он работал в архиве Гёте и Шиллера в Веймаре. В 1891 году Рудольф Штайнер защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора философии в Ростоке.

В 1897 году Штайнер переехал в Беллин, где сотрудничал в различных журналах.

Происходит знакомство его с теософскими кругами, заинтересовавшимися его книгой «Фридрих Ницше – борец против своего времени». Знакомство переходит в более тесные контакты.

В 1900-1901 годах Рудольф Штайнер читает лекции в Теософском обществе.

С 1899 по 1904 год он преподавал историю и естественные науки в общеобразовательной рабочей школе Вильгельма Либкнехта в Берлине.

В 1902 году Рудольф Штайнер вступил в Теософское общество, образовалась немецкая секция, которую Штайнер и возглавил. Начинается его интенсивная лекционная деятельность, как в Берлине, так и в других городах Европы. Хотя формально он и является членом Теософского общества, но уже создаются основы Антропософии. Пишутся книги «Христианство, как мистический факт и мистерии древности», «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров», «Ступени высшего познания», «Из летописи мира», «Очерк тайноведения». Рудольф Штайнер пишет свои драмы-мистерии: «Врата посвящения», «Испытание души», «Страж порога», «Пробуждение душ». Они ставятся в Мюнхене.

В 1913 году происходит исключение Штайнера из Теософского общества, пути с которым окончательно разошлись. В этот же год Рудольф Штайнер провозглашает создание Антропософского Общества, 20 сентября закладывается краеугольный камень в начале строительство первого Гётеанума в Дорнахе, Швейцария. В строительстве его участвовали представители 18 народов Европы, было там и много русских, в том числе Андрей Белый и Максимилиан Волошин. Сам по себе проект Гётеанума представлял собой нечто, что никогда прежде не строилось, это было совершенно новое слово в строительном искусстве, огромное количество резных деталей, работу над которыми доверяли только членам Антропософского Общества, а не рабочим с улицы. Было создано новое искусство обработки стекла, из стёкол изготовлялись витражи, купола расписывались художниками по замыслу доктора Штайнера, а краски изготовлялись из естественных материалов.

Параллельно строительству, которое поглощало очень много сил, шла интенсивная лекционная работа, делались регулярные театральные постановки, разрабатывалось искусство эвритмии и декламации.

В 1919 году в Штутгарте, Германия,была открыта первая Вальдорфская школа.

В 1920 в Гётеануме начала действовать «Свободная Школа Высшей Духовной Науки».

В новогоднюю ночь с 1922 на 1923 год Гётеанум был подожжён врагами Антропософии и полностью сгорел. Это был страшный удар и тяжёлое испытание для всех дорнахцев, особенно для Рудольфа Штайнера. Но на следующий после пожара день, в оставшихся после пожара мастерских, уже снова продолжались лекции. Сразу же речь пошла о подготовке к строительству второго Гётеанума.

Рудольф Штайнер, помимо огромного духовного наследия в виде книг и циклов лекций, посеял на Земле семена целых отраслей новой жизни: это и вальфдорфская педагогика, и биодинамическое сельское хозяйство, антропософские клиники и фармацевтические фирмы, и многое другое.

Источник