Развитие речи в старшей группе на тему неживая природа

Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе.

• Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»

• Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы

• Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

• Способствовать развитию познавательных интересов

• Развивать любознательность, память, умение делать выводы

• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

• Учить способам самостоятельного познания

• Воспитывать коммуникативные навыки

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Ход занятия:

Воспитатель вносит искусственные цветы.

Ребята, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)

2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)

3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)

4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)

5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)

6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)

7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)

8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)

9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)

10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)

11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природуможно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Это живая природа.

Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Правильно. Например, машина —она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

• Гриб, морковка, облако, мяч

• Грач, луна, цветок, коза

• Муха, медведь, ветер, береза

• Кукла, снег, облако, камень

• Машина, ведро, дом, вода

Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

1. Охрана водоемов

3. Охрана насекомых

4. Охрана деревьев

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Конспект занятия «Живая и неживая природа» (старшая группа) «Что такое природа? Живая и неживая природа» (старшая группа) Слайд 1 Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от.

Конспект интегрированной ООД «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа»Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа» Білім беру салалары / Реализация образовательных областей: Познание, коммуникация, социум, творчество. Білім кздері/Раздел:.

Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» (пластилинография) Конспект проведения лепки в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: формировать навыки работы с пластилином, пробуждать.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Живая и неживая природа» Конспект занятия по экологическому воспитанию. (старшая группа) Тема: «Живая и неживая природа». Выполнила: Варнакова Любовь Леонидовна.

Конспект занятия «Живая и неживая природа» в дошкольной реабилитационной группе Цели: — закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; — сформировать у ребенка представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Живая природа» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы» Воспитатель:.

Лэпбук «Неживая природа» — почва, песок и глинаЛэпбук «Неживая природа» — почва, песок и глина К шестилетнему возрасту заметно возрастает возможность инициативной преобразующей развитие ребенка. Этот возрастной период важен для развития.

Конспект занятия в ОО «Окружающий мир» в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе. Задачи: -продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе, -умение.

Приложение к проекту «Неживая природа». Часть 4 Приложение № 22 Пластмасса, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина,.

Источник

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие на природу»

• Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы.

• Продолжать учить детей словообразованию.

• Учить использовать в ответах сложноподчиненные и простые распространенные предложения.

• Развивать речевую активность детей.

• Развивать навыки правильного произношения.

• Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

• Воспитывать любовь к природе.

• Воспитывать культуру речевого общения.

Читайте:  Анализ Кусаки Андреев Андреев Л Н

Материалы: иллюстрации правила поведения в природе, модели причинно – следственных связей, простые карандаши.

Ход занятия

Воспитатель : Что за шум? Да, это — Мышь. Она приглашает нас в гости! Ребята, сегодня я вам предлагаю немножко отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на природе. И совершить увлекательное путешествие в лес нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

«Экология» — это наука об окружающей среде. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.

Наш девиз : Путешествуй, познавай, край родной оберегай.

Воспитатель : Итак, за плечами рюкзаки, настроение отличное, каждый из вас чувствует себя знатоком природы и наверняка сможет это доказать? Давайте попробуем.

Игра «Назовите правила поведения в природе».

Дети поочерёдно называют правила, а воспитатель выставляет картинки на доске.

Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры (солнце, воздух, вода, птицы, растения).

Воспитатель : А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Это рукотворный мир.

Природа-это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это всё что сделано руками человека. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Например:

Вертолёт — похож на стрекозу,

Подводная лодка — на кита,

Крыша дома — на крону дерева,

Электрическая лампочка – на солнце,

Душ ванне — на дождь,

Бассейн — на озеро.

(Дети продолжают этот ряд.)

Воспитатель : Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Живая природа — движется, растёт, развивается, размножается, дышит, питается, умирает.

А сейчас ребята поиграем в игру «Живая и неживая природа».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на задание вам надо зелёными кружочками отметить картинки, которые относятся к живой природе, а синими кружочками, которые относятся к неживой природе.

Работа со слайдом.

Сколько картинок относится к неживой природе?

Назовите рисунки, которые относятся к живой природе?

Что относится к неживой природе?

Почему эти объекты относятся к неживой природе?

Наше путешествие продолжается, на нашем пути встретятся разные герои сказок, животные, насекомые, они будут задавать вам разные вопросы, Вы готовы с ними поиграть?

Игра называется «Слушай во все уши».

Кот Василий из сказки «Кошкин дом», загадает загадку. (Слайд.)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц).

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Назови с разной интонацией»

Вот тебе шарик. (Первый ребенок произносит слово «Заяц» радостно, мяч передается второму ребенку. Он произносит слово «Заяц» грустно, третий ребенок произносит слово удивленно, четвертый шепотом.)

Ребята, давайте определим, есть ли звук «А» в слове заяц. Как называют звуки, которые можно пропеть (Гласные) А звуки, которые нельзя пропеть? (Согласные) Где находится звук «А» в слове заяц: в начале, конце, середине слова?

Дети выполняют задания на листке.

Второй вопрос задаёт вам Незнайка . (Слайд.)

— К нам поступила жалоба от обитательницы леса. (Воспитатель читает записку.)

«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.»

Незнайка: Необходимо разобрать жалобу, назвать имя жалобщицы и ответить, обоснована жалоба или нет. Про кого идет речь?

И в лесу мы и в болоте,

Нас везде всегда найдёте

На поляне, на опушке

Мы зелёные . (Лягушки.)

Воспитатель : Ребята, какая польза от лягушек? Как называют маленьких лягушек? (Лягушата.) С какого звука начинается слово «Лягушка».

Проговорим звука [Л] в чистоговорках . Ребята повторяйте за мной.

Ла-ла-ла – у меня пила (слова сопровождаются различными движениями рук)

Ло-ло-ло – все бело

Лы-лы-лы – нет пилы

Ал-ал-ал – пенал упал

Ол-ол-ол – я забил гол

Воспитатель: Третий вопрос – загадка от Старичка — Лесовика

Мы, лесные жители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

Воспитатель : О каких животных говорится в загадке? Какую роль они играют в природе? Ребята, давайте слово муравей разделим на части: му — ра — вей. Сколько частей?

Дети считают количество слогов

(О муравьях. Это полезное насекомое. Они являются санитарами леса; уничтожают огромное количество гусениц, собирают мелкий мусор в свой домик муравейник.)

Воспитатель : А сейчас ребята у нас привал. Давайте немножко отдохнём.

Обернитесь вокруг себя и превратитесь в медвежат.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)

И в вразвалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)

Как закончилась игра за работу нам пора.

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Подбери нужное слово ».

Сравнивая черты характера и качества человека с животным.

Трудолюбивый, как …(муравей).

Следующая игра «Какие звуки издают лесные жители». (Воспитатель показывает картинки)

Медведь…(рычит, ревёт, бормочет).

Воспитатель: Ну что ж, наше путешествие продолжается, мы почти у цели.

На нашем пути увлекательная игра «Собери историю « Домик для гусеницы»

Взрослый просит ребёнка отметить цифрами сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:

Про кого будем составлять рассказ?

Расскажи, какая была гусеница и как её звали?

Чем гусеница занималась летом?

Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?

Что гусеница сделала с яблоком?

Почему гусеница решила остаться в яблоке?

Что гусеница смастерила в своём новом жилище?

2. Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было, и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Воспитатель : К сожалению, наше путешествие подходит к концу. Давайте еще раз оглянемся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туман и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

— Вам ребята понравилось сегодня путешествовать?

— А что вам больше всего запомнилось?

— Что вы узнали нового?

— В какие игры мы играли?

Воспитатель : Ребята, вы сегодня, очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Спасибо вам большое. Я надеюсь, что вы всегда будете оберегать природу, станете ее настоящими друзьями и помощниками. Ой, чуть не забыла, сегодня награждаетесь, за любознательность, старания и знания те, кто активно работал. (Поощрительные наклейки.) Молодцы ребята!

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 336 с.

2. Зотов В. Лесная мозаика. М.:1994.

3. Лучич М. Детям о природе. М.;!989.

4. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.

Источник

Развитие речи в старшей группе на тему неживая природа

Кадникова Наталья Владимировна – Воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №55 «Истоки» г. Рубцовск, Алтайский край
Дата поступления работы на конкурс: 18.05.2019г.

Читайте:  Как строительство дорог влияет на природу отрицательно

Конспект НОД «Живая и неживая природа»

Цель : расширить и систематизировать представления детей о живой и неживой природе, связи человека с природой

Образовательные : формировать у детей представление о природных объектах и искусственных, созданных человеком; о природе живой и неживой

Развивающие: закрепить представления детей о уже известных отличительных особенностях живой и неживой природы;

развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать любознательность, продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.

Оборудование: сказочный персонаж «Лесной житель), парик , книга «Природа в картинках», картинки неживой, живой природы, рукотворного мира, подготовленный плакат, значки с мусором, значки с животными, цветами, рыбами, птицами, таблички с надписями: «Живое», «Неживое», ноутбук, звуки сказочного леса.

Предварительная работа :

Рассматривание и работа по таблице «живая природа» — двигается, дышит, питается, растет, размножается, чтение книг о природе, общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти. Чтение стихотворения «Живой букварь»

Словарная работа : (активный) живая природа, неживая природа, развивается, размножается, питается, изменяется, дышит, былиночка.

Дети заходят в группу и здороваются.

Приветствие

Воспитатель с детьми берутся за руки и говорит

Вот мы встали дружно в круг

Чтоб отправиться нам в путь

Будем говорить красиво, громко и неторопливо

Что вокруг мы видеть будем, все запоминать мы будем.

Вводная часть

Воспитатель : Ребята, вы у меня такие умные, любознательные, любите, рисовать, любите волшебные сказки….

Воспитатель; И сегодня мы с вами…(пауза)

(в это время зазвучала сказочная музыка) (завывание ветра)

Воспитатель: Ой, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте быстрее вставайте в круг и закройте глаза

(в это время перевоплощаюсь в лесного героя, в руках книга, музыка останавливается)

Воспитател ь (Лесной житель): (Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки)

— Я Кикимора Лесная, бродила я тут по лесу, мечтала. и увидела на пеньке вот это.

— Как думаете, что это? (ответы детей)

— Это не вы потеряли? (ответы детей)

— Посмотрите, какая она красивая, какие красочные в ней картинки…

— Но я не знаю, что же они обозначают? Вот и пришла к вам за помощью.

— Расскажите, объясните (просящим голосом)

— Поможите? Так как она называется?

Дети: Природа в картинках

Воспитател ь (Лесной житель): — Природа? В картинках?

Первая страница «Живая и неживая природа».
Воспитател ь (Лесной житель): Скажите, пожалуйста, что такое природа?
Дети: Природа- это все что окружает нас, то , что может существовать независимо от человека.

Воспитател ь (Лесной житель): А что нельзя назвать природой?
Дети: Мы не можем назвать природой то, что человек сделал своими руками.
Воспитатель (Лесной житель) : Скажите, что относится к живой природе?
Дети : Птицы, насекомые, животные, рыбы.
Воспитатель (Лесной житель) : Почему они относятся к живой природе?
Дети : Потому, что они двигаются, растут, едят, рождаются.
Воспитатель (Лесной житель) : Ну и что, вон у меня сколько деревьев в лесу..

— А они-то не двигаются, значит они не живые?

Дети : Живые, перечисляют признаки

Воспитатель (Лесной житель) : Что относится к неживой природе?
Дети : Вода, снег, камни, песок и др.(Почему?)

Воспитатель (Лесной житель) : Ребята, а живая и неживая природа могут существовать раздельно друг от друга? (Почему?)

Дети : Без воды ничто живое не выживет, без солнца не будут расти растения и т.д.
Воспитатель (Лесной житель) : А теперь я предлагаю вам поиграть в игру Дидактическая игра «Живое — неживое».

На доске две таблички Живое и Неживое

Я предлагаю вам рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Их следует разделить на две группы. Будьте очень внимательны (в процессе игры мешаю «А у камешков тоже есть маленькие камушки, значит они живые)
Воспитател ь (Лесной житель): Какие вы молодцы ребята, очень хорошо справились.

Воспитател ь (Лесной житель): Спасибо вам ребята, я теперь поняла, что это за книга. Теперь всем лесным жителям расскажу. Эту чудесную книгу я вам оставляю в подарок.

Воспитател ь (Лесной житель): А теперь ребята, помогите мне вернуться в лес, встаньте в круг и закройте глаза (звучит музыка, переодеваюсь обратно в воспитателя, музыка смолкает)

Вторая страница «Человек и природа».

Воспитател ь: Спасибо кикиморе за интересную, полезную, нужную книгу, которую она нам оставила. Ну что, давайте откроем следующую страницу.

— Вот посмотрите, что там изображено (показываю картинку человека в книге) (ответы детей)

— А человек у нас относится к живой или неживой природе?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Почему человека считают частью природы?
Дети : Человек не может существовать без природы. Природа его кормит, согревает, учит.
Воспитатель : человек учится у природы, наблюдает за ней

Посмотрите на доску, что он наблюдал в природе и создал для своего удобства, комфорта. (Почему)

Дидактическая игра типа Лото (парные картинки)
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен человек.( на доске), с двух сторон от картинки располагаются объекты живого и рукотворного мира. Предлагаю детям их соединить попарно

Например: снежинка и салфетка для красоты

Динамическая пауза
А сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду называть слова, обозначающую

ЖИВУЮ природу или неживую природу, вы будете его изображать и звуками показывать.

Третья страница «Панорама добрых дел»

Воспитатель : Ну что ребята, перелистнем следующую страницу?

Воспитатель : Посмотрите, что на ней изображено

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Как вы думаете, кто сильнее человек или природа? (рассуждения детей).
Воспитатель: Человек сначала должен подумать, а потом что-то сделать. Как вы думаете, что будет, если человек вырубит весь лес, построит много домов, изготовит мебель?
Дети рассуждают

Воспитатель : Люди внедряются в природу все больше и больше. И это внедрение не проходит для природы незамечено

— Как люди внедряются, что они с природой делают

Наносят ли люди вред природе? (ответы детей)

Воспитател ь: Ребята, а теперь пройдите к столу, на ней вы видите плакат.

— Что на нем изображено??

— А что помимо леса, реки вы еще видите?

Дети : (бутылки, мусор, сломанные деревья)

Воспитател ь: Вот человек внедрился в природу, нанес ей вред, для кого это плохо?

Дети : (рассуждают)

Как нам помочь природе?

Дети: Убрать мусор, полечить дерево (для мусора предлагаю корзинку)

Воспитател ь: Ребята, посмотрите, как чисто стало в лесу и в реке, и на лужайке, и в природу захотели вернуться и животные, и птицы, и деревья, и цветы.

Воспитател ь: Посмотрите ребята, как замечательно стало в лесу. Запомните, когда вы поедете в лес, отдыхать на природу, купаться, пожалуйста, не оставляйте мусор, потому что природа – это наше богатство, которое надо беречь.

Воспитател ь: Ну что ж ребята, а закончить наше занятие я бы хотела закончить стихами Е. Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Понравилось ли вам книга «Природа в картинках»?
— Что вам понравилось на нашем занятии?

Источник



Конспект ОУД по развитию речи "Живая и неживая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повысить уровень знаний детей о явлении неживой природы.

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.

Читайте:  Правила того что нельзя делать на природе правила

– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе.

Эмилия: Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Разиль расскажет нам о неживой природе.

Разиль: Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.

Неживая природа — это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа — это. (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).

Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет — не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Физкультминутка.Коль с водой имеем дело, (показ — переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду — не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук — друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).

Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

— что воздух постоянно нас окружает;

— что способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

— что воздух легче воды;

— что воздух есть внутри людей;

— что без воздуха не возможна жизнь;

— что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

— что ветер — движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!

Источник