Развитие при мов наблюдения аналитического мышления формирования умения выделять главное в тексте развивать

Родная природа в русской поэзии

Развитие приёмов наблюдения, аналитического мышления, формирования умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь. Воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного, уважения и любви к поэтам России, воспитание гражданственности.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 02.11.2016
Размер файла 20,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

План-конспект

урока литературы в 6 классе

«Родная природа в русской поэзии«

1) Обучающая:

дать понятие «пейзаж»; пейзаж как средство поэтической выразительности. речь текст поэт

2) Развивающая:

развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления; формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь.

3) Воспитывающая:

воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного; воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности.

· Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово;

· Пробудить интерес и любовь к поэзии;

· Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных поэтами.

· Показать связь человека и природы.

Организация внимания учащихся.

— Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок — это и есть наше с вами совместное творчество.

(Урока начинается с просмотра пейзажных зарисовок.)

-Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу«.

М.М. Пришвин

— Как вы понимаете эти слова?

— А что такое природа?

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Природа — это внешний мир, подчиняющийся определенным законам, которые формировались на протяжении миллионов лет.

— Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя К. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране».

Наша природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Красота простой и безыскусственной русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.

-Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (формулировка темы учащимися, запись темы в тетради)

-Какие задачи мы ставим перед собой?

-Родная природа — тема лирики многих русских поэтов. Мы с вами сегодня рассмотрим ее на примере творчества А.А. Блока и С.А Есенина.

-Домашнее задание на прошлом уроке было дано по группам. Для продуктивной работы я предлагаю продолжить работу в группах. (Учащиеся заранее разделяются на 3 группы).

Проверка домашнего задания.

1 группа. Выписать из лирического текста строчки о природе.

2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы.

3 группа. Выписать загадки, пословицы, поговорки о природе.

Вывод: все справились с домашним заданием.

Обзор творчества А.А. Блока и С.А Есенина.

— Мы продолжаем работу по теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия 20 века. Обратимся к творчеству А.А. Блока.

Александр Александрович Блок (1880-1921) — один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы будем обращаться ещё не раз.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Летний вечер» подготовленным учеником.

Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?

(Блок рисует деревянный пейзаж позднего лета: «сжатая рожь», «некошеная межа», «роща», «песня жницы» — крестьянки, «туман», «луговые дали», освещенные закатным солнцем).

По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя?

(В призывах «Забудь заботы и печали, \ Умчись без цели на коне …» очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность цели и будущего).

Какова особенность пейзажа, изображенного Блоком?

(Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя. «Закат», «дремота», «туман», «дали», «ночь», «луна» — ключевые слова, определяющие его настроение.

Вывод: лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.

С творчеством Сергея Александровича Есенина (1895-1925) вы уже знакомы. В старших классах мы продолжим изучение его творчества. Русский пейзаж — одна из постоянных тем есенинской лирики.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» подготовленным учеником.

1. Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?

(Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности, пробуждает в поэте чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти березке каждой \ Ножку рад поцеловать», «Как же мне не прослезиться…» Традиционный фольклорный образ березки выразителен благодаря олицетворению.)

2. Каковы особенности образа лирического героя?

(Это откровенно автобиографический образ: «У меня отец — крестьянин, \ Ну, а я — крестьянский сын. \ Наплевать мне на известность \ И на то, что я поэт …» Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как и «всякий русский человек».)

3. Какие мотивы можно услышать в стихотворении?

(Мотив грусти, возникающий благодаря олицетворениям: «зарыдали \ Разливные бубенцы», ностальгическим настроениям: «Как же мне не прослезиться»? Мотив удали, проявляющийся в восклицаниях: «Эх вы, сани! Что за сани?» Мотив дороги, традиционный для русской литературы, очевидный в фольклорных образах: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «сани»)

Вывод: 1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.

2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.

3) Мир природы необыкновенно красочен.

— Ребята, а как поэты передают красоту природы? Что они используют для этого? (художественные средства выразительности языка или тропы)

Анализ стихотворений.

-Предлагаю практическое задание. Перед вами тексты уже знакомых стихотворений и карточки для выполнения задания. Вам необходимо письменно ответить на вопросы, найти художественные средства выразительности языка в стихотворениях Блока и Есенина и выписать их.

Работа с текстом стихотворения «Летний вечер» А.А. Блока

1) О чём говорит автор в первой и второй строфах? (О природе)

2) К кому обращается автор в третьей строфе? (К человеку)

3) Что хотел передать автор неизвестному герою?

Радости, веселья или тревоги, печали?

4) Метафора: «красный диск луны» (красный цвет тревоги)

5) Эпитеты: «последние лучи», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали».

6) Олицетворение: «лучи заката лежат», «трава объята дремотой».

— Поэт удивительным образом передает красоту природы посредством слова, наполняя наши сердца чувством восторга и радости.

Работа с текстом стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С.А. Есенина.

Читайте:  Примеры того как не ценят красоту природы

1) Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги«.)

2) Чем дороги поэту родные места?

3) Почему, говоря о природе, поэт не ищет высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»?

(Лирический герой возвращается на родину, где он не был много лет. И не важно, по какой дороге ты едешь, главное, что это дорога к дому, где тебя любят и ждут)

4) Олицетворение: бубенцы «зарыдали»; у берёзки «ножка».

5) Эпитеты: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность», «звоны мёрзлые осин».

6) Метафора: «юность русских деревень».

Творческая мастерская.

— Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.

Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды« (1911) с пропущенными тропами.

Задание: самостоятельно — «вместо поэта» — подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.

Звездочки ________, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу ________?

Частые звездочки, звездочки ________!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания ________?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ________,

Звезды небесные, звезды ________?

1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)

2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.

3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

Мы познакомились с пейзажной лирикой русских поэтов XX века: А.А.

Блока и С.А. Есенина.

ѕ Что объединяет этих поэтов?

ѕ (Любовь к родине, к русской природе).

Творческое задание (мини-сочинение)

— Что для вас значит понятие «родина»?

— Попробуйте в течение пяти минут создать мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Мой любимый уголок природы», «Моя малая родина»

Домашнее задание

1. Памятка «Как беречь родную природу?»

2. Синквейн «Родная природа»

Итог урока

— Ребята, удалось ли вам на сегодняшнем занятии почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово?

— Почему тема природы так часто звучит в русской поэзии? (Любовь к родине, природе, передача чувств, настроений, неразделимая связь человека и природы)

— Поэты очень любили родину и русскую природу, свою любовь они выражали в стихотворениях. Мы тоже должны любить родную природу, беречь её. Человек и природа — единое целое.

— Помните слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сента-Экзюпери:

«Встал поутру, умылся, привёл

Себя в порядок — и сразу же

Приведи в порядок свою планету».

— Ребята, вы были очень активны сегодня. Оценки я скажу после того, как проверю ваши работы. Спасибо Вам за сотрудничество, до свидания, удачного дня!

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность патриотического воспитания. Основы, принципы и этапы формирования чувства гражданственности. Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников, через воспитание любви к родному городу. Эффективность методики.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 22.01.2014

Развитие творческих способностей, чувства ответственности и взаимопомощи. Воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружелюбия. Развитие анализа ситуации, активизма, самостоятельности и умения оценивать себя и других.

разработка урока [13,8 K], добавлен 03.04.2012

Содержание понятий патриотизма и гражданственности как интегративных качеств личности. Особенности воспитания элементарных основ гражданственности у детей 5-7 лет. Разработка комплекса занятий по гражданскому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 21.04.2011

Понятия патриотизма и гражданственности. Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [617,7 K], добавлен 21.02.2014

Особенности работы с книгами о природе, предназначенными для детей. Формирование экологической культуры. Развитие эстетического чувства ребенка и воспитание любви к родной природе. Роль учителей в воспитании любви к природе у младших школьников.

Источник



Доклад: Поэзия родной природы

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, “ядрёного”, как сказал Некрасов, воздуха, белой бескрайней пустыни до горизонта тянувшихся снегов, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорого каждому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте.

Она возвышала и призывала забыть перед её лицом о всякой суете и эгоизма. Русская поэзия стремилась соединить гуманные принципы, выработанные лучшими умами человечества, с природными законами, которые представлялись ей справедливыми и разумными. Наконец, природа, в сравнении с жёсткими официальными и неправедными устоями, вступала искусным “врачом”, укрепляющим дух, исцеляющим от душевных недугов и носящим в него успокоение и гармонию.

Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, другие, обращались к ней, задумываясь о философских противоречиях бытия, третьи, находят в ней источник разрешения противоречий собственного сознания, четвёртых она пробуждает проникнуться светлым оптимизмом. Так или иначе, русская природа в изображение наших поэтов самостоятельная и очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия в познании человеческого характера, психологических моментов общественного поведения. И даже само поэтическое творчество – дар природы, такой же естественный акт, как произрастание злака, течение воды, рождение цветка.

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором приходит жизнь и деятельность человека, но неотъемлемой частью его души, одним из самых глубоких и значительных переживаний, создавших его с землёй, с “малым домом” родного края и с “большим домом” – Отчизной. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережливого и рачительного пользования её дарами.

Источник

Русская природа в поэзии

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет — и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

русская природа

Так, поэт Николай Рубцов писал:

Читайте:  Природа является частью общества общество влияя на природу

Выпал снег — и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени – это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

русские поэты о природе

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение — порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном — они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

стихи о природе русских поэтов

Так, Пушкин в своем стихотворении «Цветы последние милей» показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире — рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

родная русская природа

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

Источник

Родная природа в русской поэзии

Развитие приёмов наблюдения, аналитического мышления, формирования умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь. Воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного, уважения и любви к поэтам России, воспитание гражданственности.

Рубрика Педагогика
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 02.11.2016
Размер файла 20,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

План-конспект

урока литературы в 6 классе

«Родная природа в русской поэзии«

1) Обучающая:

дать понятие «пейзаж»; пейзаж как средство поэтической выразительности. речь текст поэт

2) Развивающая:

развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления; формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь.

3) Воспитывающая:

воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного; воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности.

· Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово;

· Пробудить интерес и любовь к поэзии;

· Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных поэтами.

· Показать связь человека и природы.

Организация внимания учащихся.

— Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок — это и есть наше с вами совместное творчество.

(Урока начинается с просмотра пейзажных зарисовок.)

-Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу«.

М.М. Пришвин

— Как вы понимаете эти слова?

— А что такое природа?

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

Природа — это внешний мир, подчиняющийся определенным законам, которые формировались на протяжении миллионов лет.

— Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя К. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране».

Наша природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

Красота простой и безыскусственной русской природы — неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.

-Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (формулировка темы учащимися, запись темы в тетради)

-Какие задачи мы ставим перед собой?

-Родная природа — тема лирики многих русских поэтов. Мы с вами сегодня рассмотрим ее на примере творчества А.А. Блока и С.А Есенина.

-Домашнее задание на прошлом уроке было дано по группам. Для продуктивной работы я предлагаю продолжить работу в группах. (Учащиеся заранее разделяются на 3 группы).

Проверка домашнего задания.

1 группа. Выписать из лирического текста строчки о природе.

2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы.

3 группа. Выписать загадки, пословицы, поговорки о природе.

Вывод: все справились с домашним заданием.

Обзор творчества А.А. Блока и С.А Есенина.

— Мы продолжаем работу по теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия 20 века. Обратимся к творчеству А.А. Блока.

Александр Александрович Блок (1880-1921) — один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы будем обращаться ещё не раз.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Летний вечер» подготовленным учеником.

Читайте:  Как восстановить природу на земле

Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?

(Блок рисует деревянный пейзаж позднего лета: «сжатая рожь», «некошеная межа», «роща», «песня жницы» — крестьянки, «туман», «луговые дали», освещенные закатным солнцем).

По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя?

(В призывах «Забудь заботы и печали, \ Умчись без цели на коне …» очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность цели и будущего).

Какова особенность пейзажа, изображенного Блоком?

(Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя. «Закат», «дремота», «туман», «дали», «ночь», «луна» — ключевые слова, определяющие его настроение.

Вывод: лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.

С творчеством Сергея Александровича Есенина (1895-1925) вы уже знакомы. В старших классах мы продолжим изучение его творчества. Русский пейзаж — одна из постоянных тем есенинской лирики.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» подготовленным учеником.

1. Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?

(Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности, пробуждает в поэте чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти березке каждой \ Ножку рад поцеловать», «Как же мне не прослезиться…» Традиционный фольклорный образ березки выразителен благодаря олицетворению.)

2. Каковы особенности образа лирического героя?

(Это откровенно автобиографический образ: «У меня отец — крестьянин, \ Ну, а я — крестьянский сын. \ Наплевать мне на известность \ И на то, что я поэт …» Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как и «всякий русский человек».)

3. Какие мотивы можно услышать в стихотворении?

(Мотив грусти, возникающий благодаря олицетворениям: «зарыдали \ Разливные бубенцы», ностальгическим настроениям: «Как же мне не прослезиться»? Мотив удали, проявляющийся в восклицаниях: «Эх вы, сани! Что за сани?» Мотив дороги, традиционный для русской литературы, очевидный в фольклорных образах: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «сани»)

Вывод: 1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.

2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.

3) Мир природы необыкновенно красочен.

— Ребята, а как поэты передают красоту природы? Что они используют для этого? (художественные средства выразительности языка или тропы)

Анализ стихотворений.

-Предлагаю практическое задание. Перед вами тексты уже знакомых стихотворений и карточки для выполнения задания. Вам необходимо письменно ответить на вопросы, найти художественные средства выразительности языка в стихотворениях Блока и Есенина и выписать их.

Работа с текстом стихотворения «Летний вечер» А.А. Блока

1) О чём говорит автор в первой и второй строфах? (О природе)

2) К кому обращается автор в третьей строфе? (К человеку)

3) Что хотел передать автор неизвестному герою?

Радости, веселья или тревоги, печали?

4) Метафора: «красный диск луны» (красный цвет тревоги)

5) Эпитеты: «последние лучи», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали».

6) Олицетворение: «лучи заката лежат», «трава объята дремотой».

— Поэт удивительным образом передает красоту природы посредством слова, наполняя наши сердца чувством восторга и радости.

Работа с текстом стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С.А. Есенина.

1) Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги«.)

2) Чем дороги поэту родные места?

3) Почему, говоря о природе, поэт не ищет высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»?

(Лирический герой возвращается на родину, где он не был много лет. И не важно, по какой дороге ты едешь, главное, что это дорога к дому, где тебя любят и ждут)

4) Олицетворение: бубенцы «зарыдали»; у берёзки «ножка».

5) Эпитеты: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность», «звоны мёрзлые осин».

6) Метафора: «юность русских деревень».

Творческая мастерская.

— Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.

Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды« (1911) с пропущенными тропами.

Задание: самостоятельно — «вместо поэта» — подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.

Звездочки ________, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу ________?

Частые звездочки, звездочки ________!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания ________?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ________,

Звезды небесные, звезды ________?

1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)

2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.

3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)

4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.

Мы познакомились с пейзажной лирикой русских поэтов XX века: А.А.

Блока и С.А. Есенина.

ѕ Что объединяет этих поэтов?

ѕ (Любовь к родине, к русской природе).

Творческое задание (мини-сочинение)

— Что для вас значит понятие «родина»?

— Попробуйте в течение пяти минут создать мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Мой любимый уголок природы», «Моя малая родина»

Домашнее задание

1. Памятка «Как беречь родную природу?»

2. Синквейн «Родная природа»

Итог урока

— Ребята, удалось ли вам на сегодняшнем занятии почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово?

— Почему тема природы так часто звучит в русской поэзии? (Любовь к родине, природе, передача чувств, настроений, неразделимая связь человека и природы)

— Поэты очень любили родину и русскую природу, свою любовь они выражали в стихотворениях. Мы тоже должны любить родную природу, беречь её. Человек и природа — единое целое.

— Помните слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сента-Экзюпери:

«Встал поутру, умылся, привёл

Себя в порядок — и сразу же

Приведи в порядок свою планету».

— Ребята, вы были очень активны сегодня. Оценки я скажу после того, как проверю ваши работы. Спасибо Вам за сотрудничество, до свидания, удачного дня!

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность патриотического воспитания. Основы, принципы и этапы формирования чувства гражданственности. Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников, через воспитание любви к родному городу. Эффективность методики.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 22.01.2014

Развитие творческих способностей, чувства ответственности и взаимопомощи. Воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружелюбия. Развитие анализа ситуации, активизма, самостоятельности и умения оценивать себя и других.

разработка урока [13,8 K], добавлен 03.04.2012

Содержание понятий патриотизма и гражданственности как интегративных качеств личности. Особенности воспитания элементарных основ гражданственности у детей 5-7 лет. Разработка комплекса занятий по гражданскому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 21.04.2011

Понятия патриотизма и гражданственности. Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [617,7 K], добавлен 21.02.2014

Особенности работы с книгами о природе, предназначенными для детей. Формирование экологической культуры. Развитие эстетического чувства ребенка и воспитание любви к родной природе. Роль учителей в воспитании любви к природе у младших школьников.

Источник