Разные виды стаи птиц

Усталость из птиц вышибают. клином!

Почему журавли и некоторые другие крупные птицы во время своих миграций выбирают такую форму построения, как клин? Оказывается, этот строй позволяет им экономить энергию, поскольку птицы, выстроившись клином, так оптимизируют возникающие воздушные потоки, что те не мешают, а помогают им лететь. Но такое возможно только у крупных путешественников.

Когда речь заходит о перелетных птицах, почти сразу же вспоминается летящий по небу журавлиный клин. Впрочем, подобное построение используют не только журавли — многие другие крупные птицы, например, гуси, утки, ибисы также предпочитают путешествовать, построившись в виде клина. Таким образом, можно предположить, что этот строй является достаточно удобным для долгих перелетов. Однако сразу же возникает вопрос: почему?

Долгое время существовали две гипотезы, которые объясняли выгоду от подобного построения — одна из них, поведенческая, говорит о том, что птицы при путешествии просто следуют за лидером, то есть тем, кто летит перед ними, и из-за этого автоматически получается клин. Вторая гипотеза объясняет выгоду подобного построения законами аэродинамики — они благоприятствуют именно построению клином, поскольку при такой форме построения птицам легче лететь.

Однако обе этих версии совершенно не объясняют того факта, что клин не является единственной формой построения птичьей стаи. Например, кулики летят зигзагообразным строем, напоминающим змейку, скворцы — четкой линией, а чайки — вообще беспорядочной толпой. Почему же в таком случае эти птицы позволяют себе так наплевательский относиться к законам аэродинамики — ведь они могли бы, изменив построение, весьма облегчить себе путешествие? Кроме того, необходимость видеть лидера, указывающего направление движения, есть и у этих пернатых, и, более того, судя по всему им это удается и при других формах построения.

И вот недавно ученые из Международной группы зоологов под руководством Джеймса Ашервуда из Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета (Великобритания) решила разгадать загадку птичьего клина. Для этого исследователи снабдили 14 молодых лесных ибисов (Geronticus eremita) GPS-датчиками, которые фиксировали положение птицы с точностью до 30 см, и акселерометрами, которые регистрировали движения крыльев. После чего прошлой осенью вернули этих выращенных в неволе птиц в естественную среду обитания — как раз накануне их традиционного путешествия из Австрии в Италию (оно прошло под руководством приемных «родителей», то есть людей на параплане). Во время полета эти «родители» получили уникальную возможность исследовать полет ибисов, находясь вблизи самих птиц.

В итоге, когда ибисы благополучно долетели до приготовленного им места зимовки, а ученые проанализировали данные приборов и результаты собственных наблюдений, выяснилось, что аэродинамическая гипотеза была абсолютно корректной. В статье, которая была опубликована в журнале Nature, ученые пишут про то, что ибисы старались лететь сзади и слегка сбоку впереди летящего товарища, чтобы поймать крылом поднимающиеся вверх вихревые потоки, которые тот оставлял позади себя. Если же ведомый оказывался строго позади ведущего, то характер взмахов менялся — так, чтобы минимизировать влияние нисходящих потоков от тела того, кто летел впереди.

Таким образом было выяснено, что построение при полете определяется в основном двумя факторами: птицам нужно поймать восходящие потоки от лидера и избежать нисходящих, которые тоже тянутся за тем, кто движется впереди. Также орнитологи выяснили, что при этом птицы специально синхронизируют друг с другом движения крыльев — опять же для лучшей настройки на воздушные потоки. В результате получается, что во время полета ибисы как бы тянут друг друга за собой. Без сомнения, подобное дает немалый энергетический выигрыш, хотя сами авторы работы не проводили измерения расходов калорий путешествующих ибисов, ссылаясь на то, что это сильно повредило бы этим редким птицам, которые и так находятся на грани исчезновения.

Любопытно, что результаты исследования группы Ашервуда подтверждают одну закономерность, которая давно уже известна всем военным летчикам — если эскадрилья построена клином, то каждый самолет расходует меньше топлива. Прежде ученые считали подобную аналогию неуместной, поскольку воздушные потоки, которые создает самолет, достаточно стабильны (ведь аэропланы крыльями не машут), а вот вихри от крыльев летящей птицы гораздо более непредсказуемы и непостоянны. Но оказалось, что и птицам подобное построение помогает минимизировать энергетические затраты, вызванные воздушными вихрями.

Однако все-таки, почему же далеко не все птицы летают клином, если это таит в себе огромную энергетическую выгоду? Построив модель передвижения подобным строем группы птиц с более и менее большим весом, нежели у ибисов, ученые обнаружили, что такая выгода возникает только у крупных птиц — вроде тех же ибисов, аистов, пеликанов, гусей и т. п. А вот их более мелким пернатым сородичам из-за меньшего веса, а также размера тела и крыльев приходится иметь дело с другими аэродинамическими закономерностями, и они уже не могут вот так просто выбрать строй и ритм взмахов крыльями, чтобы ловить одни потоки и избегать другие. Наверное, именно поэтому у перелетных птиц малого размерного класса и наблюдается такое разнообразие построений для путешествий, тогда как почти все крупные птицы летают клином.

Итак, почти все загадки, связанные с тем, почему крупные перелетные птицы летают клином, ученые вроде бы разгадали. Впрочем, кое-что пока осталось неясным — например то, каким образом птицам удается найти оптимальное построение. Могут ли они преднамеренно образовывать клин, корректируя построение на глаз или же просто действуют методом проб и ошибок, ощущая воздушные потоки и находя положение с наименьшим сопротивлением воздуха?

Также непонятно, как именно перелетные птицы выбирают лидера стаи: ориентируются ли при этом на его аэродинамические умения или же куда важнее навигационные способности вожака? И, наконец, совершенно непонятно, как и при каких обстоятельствах происходит смена ведущего во время путешествия. Как видите, вопросов еще достаточно много, и ученые надеются найти на них ответы во время следующей серии экспериментов, которые собираются провести с другими видами птиц, например, с гусями…

Читайте:  Кто питается комарами и их личинками животные птицы пауки растения

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Летят перелетные птицы

Летят перелетные птицы

Сколько бы ни радовал нас октябрь солнышком и теплом «бабьего лета», но настоящая осень постепенно и настойчиво вступает в свои права. И как скоро наступят холода, знают не только синоптики, но и дикие животные и, прежде всего, перелетные птицы.

Как птицы узнают, что им пора улетать? Первым сигналом к отлету служит уменьшение светового дня. Это открытие еще много лет назад сделал канадский исследователь Уильям Роуэн.

Еще вчера возле нашего Центра держалась и ловила мышей одна из выпущенных нами пустельг, летали осоеды и канюки, а сегодня – только за один день! – над нашим Центром с печальными прощальными криками пролетели четыре стаи серых гусей общей численностью более 600 птиц и две стаи гусей таежных гуменников. Тут стаи поменьше – всего по 12 и 13 птиц.

Готовясь к миграциям, белые аисты, журавли, гуси, лебеди образуют большие скопления. Беспокойство в группе птиц нарастает, пока вожак не подаст сигнал к отлету. После нескольких пробных кругов стая перестраивается в правильном порядке и пускается в путь, при этом каждая птица занимает определенное место.

И вот, провожая пернатых в теплые края, желая им удачного полете, невольно задумываешься, а почему во время перелета такие крупные птицы, как журавли, гуси или лебеди, летят клином, а, например, белые аисты, хотя и образуют большие стаи, иногда доходящие до 500 особей, клином не летят, а растягиваются в линию, протяженностью до километра. Кулики летят зигзагообразным строем, скворцы – четкой линией, а мелкие певчие птички и вовсе беспорядочной толпой… Видимо, тут играют роль способы перелета, возможности крыльев птиц и пути миграции.

Так, например, маршруты белых аистов весьма извилистые, а потому очень длинные. Они максимально используют воздушные потоки, формирующиеся на разогретой солнцем поверхностью земли, и на протяжении сотен километров могут планировать, не двигая крыльями. Поэтому они предпочитают лететь над сушей, а не над водой. И их пути туда и обратно различаются. Направляясь на зимовку в Африку, они пролетают над Гибралтарским проливом, а возвращаясь домой в Европу – над Босфором и Грецией.

Журавли, гуси, лебеди и пеликаны образуют при полете клинья, причем наиболее правильные они у первых. Эти птицы при полете используют нисходящие и восходящие потоки воздуха, образующиеся при синхронных взмахах их крыльев. Во главе клина летят самые опытные и сильные птицы. Первая птица, совершая мах крылом, образует позади себя завихрения воздуха, срывающиеся с концов крыльев, и восходящие потоки, а летящие за ними птицы могут воспользоваться подъемной силой. Правильно выстроившись относительно друг друга, стая достигает наиболее экономичной и выгодной системы расходования энергии, уменьшая сопротивление. Таким образом каждая летящая птица экономит до 25% энергии при перелете, а общая мощность полета всей стаи возрастает на 70%.

Легче всего приходится тем, кто следует сразу за лидирующей птицей. Впрочем, даже лидер получает некоторые преимущества перелета в стае. Сопротивления воздуха уменьшается благодаря тому, что следующие за ним две соседние птицы махами крыльев разрушают его нисходящий поток. Точно так же две следующе птицы помогают предыдущим. И, конечно, в полете сильные птицы не раз меняются, давая отдых летящим во главе стаи.

Слабые и больные особи всегда летят позади клина, и крики, слышимые от летящих стай, издают именно они. Возможно, эти птицы таким образом оповещают сильных о своем состоянии, а возможно, и поддерживают их. Не зря же бурлаки, тянущие бечеву барж, всегда поддерживали себя монотонными звуками.

Интересно и то, что если одна из птиц ослабеет настолько, что не сможет продолжать путь, то ее партнер, а иногда и несколько птиц, летящих рядом, остаются с ней, пока она не оправится и не сможет двигаться дальше или не погибнет. Потом они продолжают путь самостоятельно или прибиваются к другой пролетающей стае.

Существует еще и мнение, что помимо использования воздушных потоков такая постановка формы стаи помогает птицам быстрее обмениваться сигналами и держать друг друга в поле видимости. Это сводит к минимуму возможность потеряться во время долгой миграции.

Почему же другие птицы не используют это выгодное для себя построение стаи, которая весьма облегчает их путешествие? Построив модель передвижения подобным образом группы птиц с незначительным весом, ученые пришли к выводу, что на мелких птиц не распространяются эти законы аэродинамики. Им приходится иметь дело с другими аэродинамическими закономерностями, и они не могут выбрать строй и взмах крыльев, чтобы ловить восходящие потоки воздуха и избегать нисходящих.

И все же еще остаются неразгаданные вопросы. Например, каким образом птицам удается добиться такого правильного построения в стае? Руководствуются ли они при этом прикидкой «на глаз» или действуют методом проб и ошибок, находя правильное для себя положение с наименьшим сопротивлением воздуха? И кто и как становится вожаком при перелете, ведь стая собирает далеко не родственных птиц? С одной стороны, при выборе вожака важны навигационные способности птицы и ее аэродинамические умения, но как при этом пернатые договариваются между собой? И как долетают до зимовки стаи, в которых летят только молодые птицы? Ведь бывает и такое.

Как ориентируются птицы в ночное время? По звездам? Ученые пришли к выводу, что птицы могут долго удерживать электроны своих фоторецепторов в состоянии квантовой запутанности, что и помогает видеть им линии магнитного поля Земли.

И еще сам перелет у разных видов птиц весьма изменчив. Некоторые виды птиц летят практически без отдыха, покрывая огромные расстояния. Другие летят только ночью, а кто-то – только днем. Какие-то птицы часто устраивают себе отдых у водоемов, чтобы подкрепиться и утолить жажду, на что у них уходит немало времени. И на сам перелет у пернатых остаётся часа два-три в сутки.

Читайте:  Все о птице соловье легенды

Две быстролетные птицы стриж и сокол-чеглок достигают место своих зимовок в Южной Африке за разное время. Стрижу достаточно всего лишь несколько дней, а чеглок добирается до зимовки около месяца. При этом первые летят на очень большой высоте, где низкая плотность воздуха, что и помогает им при столь быстром полете.

А у белых аистов, например, самцы и самки одной гнездящейся пары летят на зимовки разными путями. Самка может полететь через Гибралтар, а самец – через Сирию и Египет. Кстати, при этом они совсем не торопятся долететь до конечного места своей миграции, например, озера Танганьика. Их дети и вовсе летят третьи маршрутом. Достигнув места зимовки, аисты пребывают там очень недолго, не более двух недель, и медленным темпом отправляются в обратный путь, добираясь до мест гнездовья как раз к началу весны в Европе. Так что представления людей о том, что птицы, как люди, долго отдыхают и загорают «на югах» вовсе не верно.

Как бы и какими бы путями ни летели птицы, всем им хочется пожелать одного: не только благополучно добраться до зимовки, но и вернуться весной домой. А охотники пусть не поднимают ружья вслед летящим птицам. Заниматься фотоохотой гораздо благороднее!

Источник

Как птицы улетают

перелеты птиц

Преимущества стайного перелета и форма стаи

Осенний отлет птиц проходит не спеша, растягиваясь зачастую на месяц, а то и два (весеннее прибытие занимало всего несколько дней). Ведь весной летят только взрослые птицы.

Осенью, от гнездовий отлетает много новичков, вставших на крыло всего каких-нибудь два-три месяца назад. Подросшей молодежи требуются уроки старших сородичей.

Кочевки птиц

Такие уроки они получают при кочевках, когда стаи, пробно, совершают недальние перелеты. Водоплавающие птицы при кочевках предпочитают держаться русл рек, лесные — зарослей, а зерноядные носятся по открытым просторам.

Как птицы улетают

Как птицы улетают

Кочевки помогают птицам выбрать наиболее благоприятное направление отлета. Но вот стаи укрупнились, пора двигаться в путь.

Сперва птицы совершают значительный бросок в сторону извечной перелетной трассы, затем остановка. Снова на жировочное откармливание и мелкие переброски.

Когда птицы достигнут столбовой дороги отлета, стаи не рассыпаются, а скорее несколько перестраиваются. Ведь в длительном пути стаи летят одна за другой на расстоянии примерно 50—60 километров.

Как птицы улетают

Как птицы улетают

На высоте, да еще при птичьем зрении, это расстояние позволяет стае держать всегда на виду впереди летящих попутчиков. Нередко такая живая цепочка растягивается на сотни километров.

Перелеты птиц

Обыкновенно птицы летят с умеренной скоростью:

  • скворцы – 70 км/час,
  • утки — около 90 км/час,
  • гуси — 35 — 40 км/час

За долгое время переселения пернатые все равно пролетят свои положенные тысячи километров пути. Что касается высоты полета, то птицы в основном не поднимаются выше 400 метров, а мелкие странники так и совсем летят ниже 100 метров. Над горами высота по лета увеличивается, над морем она падает совершенно (птицы летят над самой водой).

Как птицы улетают

Как птицы улетают

Навигационные способности пернатых

Очень сложен вопрос о навигационных способностях пернатых.

Гипотеза о способности птиц определять магнитное поле Земли современными учеными признана несостоятельной. Искусственное искажение магнитного поля не сбивало подопытных пернатых в выборе направления.

Неубедительными оказались и представления об использовании птицами постоянных направлений ветра.

Более вероятно, что птицы при перелетах, кроме наземной ориентации, пользуются еще астронавигацией, то есть отыскивают нужное направление по Солнцу и созвездиям. Звездную карту наши крылатые друзья видят и днем.

Как птицы улетают

Как птицы улетают

Зрительная память и чувство направления наследственно закреплены у птиц. Молодые скворцы, например, одни великолепно находят дорогу к местам зимовки.

А кукушка, так и вовсе, путешествуют в одиночку.

Преимущества стайного перелета и форма стаи

Преимущества стайного перелета очевидны, увеличивается обзор местности. А вот почему форма стаи у разных птиц различная?

Формы стаи

Журавли летят клином, в народе называют – ключом или клином

Как птицы улетают

Журавли

Утки — поперечным рядом

Как птицы улетают

утки

Нырки — пологими дугами

Как птицы улетают

Кулики, скворцы

Некоторые думают, что клин наиболее удобный способ передвижения: вожак, как самый сильный, первым раздвигает воздух, помогая другим преодолевать сопротивление. В этом легко разубедиться, стоит только посмотреть на журавлей в осеннем небе.

Птицы летят не рядом, а на расстоянии 4—5 метров друг от друга, Клин — всего-навсего воображаемая линия, которой мы с земли соединяем летящих птиц.

Как птицы улетают

Как птицы улетают

Форма стаи помогает птицам лететь равномерно: сильным не обгонять, слабым не отбиваться. Вожак, задает темп полета, его скорость полета, рассчитана на средних летунов.

Это позволяет, правда с серьезными усилиями, не отставать и слабым птицам.

Источник



Стая (птицы) — Flock (birds)

Стадо является сбор группы одних и тех же видов животных, чтобы корма или перемещения друг с другом. У птиц стаи обычно связаны с миграцией. Хотя это правда, но также можно увидеть, что стайки важны для защиты от хищников и получения пищи. Жизнь в стае также может дорого обойтись птицам, живущим в ней.

Определение стада узкое, сосредоточено только на одном виде, существующем в стаде. Однако в окружающей среде также присутствуют смешанные стаи, состоящие как минимум из двух или более видов. У птиц виды, которые имеют тенденцию собираться вместе, обычно похожи по таксономии, а также по морфологическим признакам, таким как размер и форма. Наличие стая с несколькими видами увеличивает защиту от хищников. Защита от хищников особенно важна в закрытых средах обитания, таких как леса, где сигналы раннего предупреждения играют жизненно важную роль в раннем распознавании опасности. В результате формируется множество смешанных кормовых стай .

Читайте:  Выращивание молодняка водоплавающей птицы Возможные проблемы и их решение

СОДЕРЖАНИЕ

Смешанные стаи

Хотя обычно считается, что смешанные стаи состоят из двух разных видов, именно два разных поведения видов составляют смешанное стадо. Внутри смешанной стаи могут быть две разные поведенческие характеристики: вылазка и сборщик. Вылазки — это особи, которые охраняют стаю и поедают добычу в воздухе во время полета. С другой стороны, собиратели поедают добычу, живущую в растительности.

Исследования показали, что по мере увеличения ресурсов в воздушной среде стадо будет совершать больше вылазок, чем собирателей. Было показано, что это происходит во время лесных пожаров, когда насекомые смываются с растительности, однако это также может быть сделано сборщиками. Когда собиратели получают пищу из растительности, это заставляет другую добычу в растительности вымываться в воздушную среду. Именно благодаря такому особому поведению кормления среди растительности сборщики косвенно увеличивают интенсивность выкапывания корма.

Те птицы, которые более редки и поэтому менее многочисленны в окружающей среде, с большей вероятностью будут вести себя в этом смешанном стае. Несмотря на то, что эта птица с большей вероятностью будет подчиненной, ее способность добывать пищу существенно возрастает. Кроме того, теперь эта птица с меньшей вероятностью подвергнется нападению хищника, потому что у хищников меньше шансов на успех при нападении на большие стаи.

Безопасность от хищников

Способность избегать хищничества — один из важнейших навыков, необходимых для улучшения физической формы . Видно, что у сусликов, живущих в колониях, способность распознавать хищника быстрая. Затем белка может использовать вокализацию, чтобы предупредить сородичей о возможной угрозе. Этот простой пример демонстрирует, что стада наблюдаются не только у видов птиц или стад овец, но и у других животных, таких как грызуны . Этот тревожный сигнал суслика требует от животного способности сначала распознать опасность, а затем отреагировать. Такое поведение наблюдается и у некоторых птиц. Важно отметить, что, подавая сигнал тревоги, чтобы подать сигнал членам стаи, хищник получает звуковой сигнал о местонахождении возможной жертвы. Преимущество здесь в том, что члены стада генетически связаны друг с другом. Если это так, то даже если птица, подавшая сигнал стае, должна умереть, ее приспособленность не уменьшится в соответствии с правилом Гамильтона . Однако другое исследование с участием толстых колен поставило под вопрос, должно ли животное распознавать присутствие хищника для защиты от него.

Толстокожие птицы — это птицы, которых можно увидеть большими стаями в определенное время года в различных регионах мира. Сообщается, что в период отсутствия размножения перуанские толстокожие в Чили содержат в среднем 22,5 птицы — смесь взрослых и молодых особей — в своих стадах. Было замечено, что в это время молодые птицы обучались стратегиям поведения против хищников у взрослых. Исследователи полагают, что поведение стаи может помочь снизить вероятность успеха хищника при нападении на стадо, а не увеличивает способность стаи замечать приближающегося хищника.

Если птицы сосуществуют друг с другом в стае, на поиск хищников тратится меньше времени и энергии. Эта взаимная защита друг друга внутри стада — одно из преимуществ жизни в группе. Однако по мере увеличения численности стада более агрессивные особи внутри стада становятся по отношению друг к другу. Это одна из затрат на проживание в стаде. Часто видно, что стада динамичны и поэтому меняют размер в зависимости от потребностей отдельных особей, чтобы получить максимальную выгоду без больших затрат.

Живя большой стаей, птицы также могут атаковать хищника с большей силой, чем если бы птица была одна. У черношапочных синиц можно увидеть, что стаи птиц могут издавать крик толпы, когда визуализируют возможного хищника. В ответ черношапочные синицы в стае окружают хищника и нападают на него, как толпа, чтобы заставить хищника уйти. Это называется моббингом . Молодь в стае быстро усваивает такое поведение толпы, что означает, что эти особи во взрослом возрасте будут лучше оснащены, чтобы отражать хищников и быстро реагировать, когда хищник находится в поле зрения.

Собирательство стаями

Виды птиц, живущие в стае, способны поймать добычу, вероятно, раненую, от неудачной птицы в своей стае. Такое поведение известно как эффект загонщика и является одним из преимуществ птиц, добывающих пищу в стае с другими птицами.

Видно, что птицы в стае могут выполнять модель обмена информацией. В этой ситуации все стадо будет искать пищу, и первый, кто найдет надежный источник пищи, предупредит стадо, и вся группа может извлечь выгоду из этого открытия. Хотя это очевидное преимущество модели обмена информацией, цена заключается в том, что социальная иерархия стада может привести к тому, что подчиненным птицам будет отказано в пище со стороны доминирующих птиц. Другая цена — это возможность того, что некоторые люди могут отказаться участвовать в поисках пищи и вместо этого просто ждать, пока другой член найдет источник пищи. Эти люди известны как производители и скраунджеры соответственно.

У ястреба Харриса можно увидеть сложную систему охоты , в которой группы по 2–6 человек вместе охотятся на одну добычу. Группа разделяется на более мелкие группы, которые затем окружают добычу, например кролика , перед тем, как напасть на нее. Охотясь в группе, Harris’s Hawk может охотиться на более крупных животных и уменьшать количество энергии, затрачиваемой на охоту, в то время как каждый ястреб в группе может есть из улова.

Черное солнце

В Дании два раза в год происходит явление, известное как sort sol (по- датски «черное солнце»). Это когда стаи европейских скворцов собираются в огромных количествах, создавая весной сложные формы на фоне неба. Именно в это время, проведенное в Дании, европейские скворцы проводят время, собирая еду и отдыхая в рамках своего миграционного путешествия. Находясь в таких больших группах, европейские скворцы снижают риск нападения ястребов .

Источник