Размещено на реф и i х i рассказы неся огромное познавательное эстетическое нравственное начало для р

Размещено на реф.рф
их рассказы, неся огромное по­знавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют фор­мированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник.

Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью ʼʼДетские годы Багрова-внукаʼʼ и ʼʼЗаписками ружейного охотника Оренбургской губернииʼʼ, Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и ска­зок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателœей зару­бежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон.

М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета — природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста.

Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки ʼʼЧей нос лучше?ʼʼ, ʼʼКто чем поет?ʼʼ, Г.Скребицкий ʼʼЧетыре художникаʼʼ), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин ʼʼВремена годаʼʼ, ʼʼЗолотой лугʼʼ, ʼʼЭтажи лесаʼʼ; И.Соколов-Микитов ʼʼРусский лесʼʼ, ʼʼВесна в лесуʼʼ), и басни (С.Михалков ʼʼАист и лягушкиʼʼ, ʼʼОсел и бобрʼʼ), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов ʼʼМедвежья семьяʼʼ, ʼʼЛогово рысиʼʼ; К.Паустовский ʼʼБарсучий носʼʼ, ʼʼКот-ворюгаʼʼ; Е.Чарушин ʼʼМедведь-рыбакʼʼ, ʼʼТом-кины сныʼʼ, ʼʼЛисятаʼʼ, ʼʼВолчишкоʼʼ; М.Пришвин ʼʼЕжеʼʼ и др.), об обитателях мор­ского дна (Н.Надеждина ʼʼМоревизорʼʼ уходит в плаваниеʼʼ).

Читая эти рассказы, ребята входят в мир единœения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всœего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родинœе.

ʼʼОбраз Родины — рассуждал В.Бианки, — складывается не только из раз­мышлений уэюе взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого дет­ства, часто совсœем мимолетных и будто бы незначительных. К примеру, для рус­ского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха ве­сенних проталин. А сколько таких невидимых черточек связывает человек с род­ной землей!ʼʼ

1.Научное знание и художественная форма в произведениях В.Бианки, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина и др.

Размещено на реф.рф
(пересказ и анализ, об авторе)

2.Жанровое разнообразие произведений: Виль Джемс, Арчи Бинз, Фарли Моуэт (пересказ и анализ)

Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднима­ется на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания. Мед­ленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной го­сударственной машинœе. Изменяются научные представления о природе, технике, космосœе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки.

Авторы книг для малышей, выходивших в данный период, стремились дать чи­тателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности че­ловека за сохранение общего дома — прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена ʼʼМеждународная Европейская премияʼʼ за пятитомный труд ʼʼСосœеди по планетеʼʼ, а его книга ʼʼЧеловек и животныеʼʼ приобрела большую популярность у детей.

Чувство вины перед живыми существами — ʼʼсосœедями по планетеʼʼ — прони­зывает произведения писателœей, которые хотят сформировать у детей сердечное от­ношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского ʼʼБелый Бим Черное Ухоʼʼ, рассказы Э. Шима, С. Романовского ʼʼГрадʼʼ, ʼʼБелый коньʼʼ, ʼʼСи­няя птицаʼʼ, ʼʼОзеро Емельяна Пугачеваʼʼ.

Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководили.

Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: ʼʼС севера на югʼʼ (1987), ʼʼПод шапкой невидимкойʼʼ (1968), ʼʼЗемля солнечного огняʼʼ (1971), ʼʼСилуэты на обла­кахʼʼ (1972), ʼʼЗемля над облакамиʼʼ (1972), ʼʼДети радугиʼʼ (1981). Для выражения не­повторимой красоты природы он использовал самые разные художественные фор­мы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика — всœе это окрашено неповторимой писательской мане­рой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших де­тям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: ʼʼРебята и утятаʼʼ, ʼʼБеличья памятьʼʼ, ʼʼЛисичкин хлебʼʼ, ʼʼЗолотой лугʼʼ, ʼʼДедушкин валенокʼʼ.

Широко известная сказка-быль ʼʼКладовая солнцаʼʼ была написана М. При­швиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году, и получила первую премию. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель на­звал ʼʼКладовую солнцаʼʼ сказкой-былью. Умение видеть красоту во всœем, что окру­жает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей — эстетические основы творчества Пришвина. Это произведение о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей всœе препятствия.

В.В. Бианки (1894-1959) создал для маленьких читателœей множество произ­ведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Писатель стремился до­нести до детей поэтическое мироощущение ʼʼжизнь — сказкаʼʼ; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми. Сохранить в душе поэзию, считал он, — одно из важнейших условий становления полноценной личности. (ʼʼПутешествие красноголового воробьяʼʼ, 1923; ʼʼЛесные домишкиʼʼ, ʼʼЧей нос лучшеʼʼ, ʼʼЧьи это ноги?ʼʼ. ʼʼКто чем поетʼʼ, ʼʼПервая охотаʼʼ). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — ʼʼсказки -несказкиʼʼ (ʼʼКак муравьишка домой спешилʼʼ, ʼʼМышонок Пикʼʼ, ʼʼЧетыре времени годаʼʼ).

ʼʼЛесная газетаʼʼ появилась на свет первоначально как постоянный природо­ведческий отдел в журнале ʼʼВоробейʼʼ. В 1926-1927 годах Бианки работал над мате­риалами этого отдела для издания книги ʼʼЛесная газета на каждый годʼʼ, и в 1928 году книга вышла в свет. В дальнейшем от издания к изданию частично менялся ее состав, а также и отношение автора к своей задаче, его требования к популяризации научных сведений о природе. Но еще с журнальный публикаций Бианки видел глав­ную цель ʼʼЛесной газетыʼʼ в том, чтобы показать органическую связь природы и че­ловека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы.

Е.И. Чарушин (1901-1965) автор произведений: ʼʼШурʼʼ, ʼʼВолчишко и дру­гиеʼʼ, ʼʼОблаваʼʼ, ʼʼДжунгли — птичий райʼʼ, ʼʼМохнатые ребятаʼʼ. Уже первые произве­дения определили место Е. Чарушина в ДЛ: блестящий рассказчик-анималист с ост­рым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутрен­нее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свой­ственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинœено у Чарушина вос­приятию малыша. Дети младшего возраста лучше всœего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу.

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста͵ то неизменно талантливого писателя и доброго человека, пе­редают детям любовь и восхищение, какими полон он сам (ʼʼМедведь-рыбакʼʼ, ʼʼПу­тешественникиʼʼ). Дети в рассказах Чарушина — тоже исследователи природы, а час­то и ее ученики (ʼʼЧто за зверь?ʼʼ, ʼʼХитрая мамаʼʼ, ʼʼУдивительный почтальонʼʼ).

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателœем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

К.Г. Паустовский (1892-1968) — писатель, в чьем творчестве высокая поэтич­ность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в ʼʼлюбой области человеческого знания заключается бездна поэзииʼʼ. Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому сле­дует посвятить себя целиком (ʼʼСеверная повестьʼʼ, ʼʼКолхидаʼʼ, 1934; ʼʼЧерное мореʼʼ, 1936; ʼʼКара-Бугазʼʼ, 1932; ʼʼМещерская кладоваяʼʼ, 1930).

Многие из рассказов ʼʼМещерская сторонаʼʼ, составивших это мозаичное по­вествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях (ʼʼБарсучий носʼʼ, 1935; ʼʼЛенька с Малого озераʼʼ, 1937; ʼʼЗая­чьи лапыʼʼ, 1937; ʼʼКот-ворюгаʼʼ, 1936).

Характерная черта сказок Паустовского — искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи — ʼʼартельные мужичкиʼʼ, лягушка-квакша или ʼʼза­ботливый цветокʼʼ — помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям (ʼʼДремучий медведьʼʼ, 1948; ʼʼРастрепанный воробейʼʼ, 1948; ʼʼТеплый хлебʼʼ, 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе — вот идеал К. Паустовского.

Детской литературе — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Детской литературе» 2017, 2018.

Читайте также

Вопрос о морализаторстве Ветер перемен С недавних пор российские издатели стали обращать внимание на малоизвестных авторов, создающих интересные, глубокие, но пока "нераскрученные" детские книги. Молодость авторов обеспечивает современной детской. [читать подробнее].

Читайте:  8 мест недалеко от Минска чтобы перезагрузиться

В 20-30-е гг. детских книг выходило очень много. Их выпускали и частные, и государственные издательства (крупнейшие — «Госиздат»). Нужно было оценить и классифицировать детскую литературу. 1921 — научное учреждение Институт детского чтения. В нем рассматривались важнейшие. [читать подробнее].

ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной Тема: Мир природы в современной русской и зарубежной детской литературы. ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством современных зарубежных и рус­ских писателей, учить делать анализ произведений, с точки. [читать подробнее].

Литература XVIII века – детям Детская литература XX века. Введение:специфика детской литературы и роль курса в профессиональной подготовке педагога. Темы лекций по детской литературе 2, 3. Фольклорные традиции в детской литературе. . [читать подробнее].

Источник



Детской литературе. ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной

ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством современных зарубежных и рус­ских писателей, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач, передавать красоту природы, с помощью выразительных средств языка;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Пришвина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. Иллюстративный материал.

I .Пересказ, анализ циклов Житкова
2.Энциклопедия «Что я видел»

IIОсновная часть

Значительное место в литературе для детей занимает тема природы, «братьев наших меньших», которая получила развитие в творчестве М.Пришвина, В.Бианки, И.Соколова-Микитова, Е.Чарушина, Э.Шима, Г.Снегирева, О.Перовской, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого и др. их рассказы, неся огромное по­знавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют фор­мированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник.

Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью «Детские годы Багрова-внука» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и ска­зок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателей зару­бежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон.

М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета — природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста.

Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», Г.Скребицкий «Четыре художника»), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин «Времена года», «Золотой луг», «Этажи леса»; И.Соколов-Микитов «Русский лес», «Весна в лесу»), и басни (С.Михалков «Аист и лягушки», «Осел и бобр»), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Логово рыси»; К.Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; Е.Чарушин «Медведь-рыбак», «Том-кины сны», «Лисята», «Волчишко»; М.Пришвин «Еже» и др.), об обитателях мор­ского дна (Н.Надеждина «Моревизор» уходит в плавание»).

Читая эти рассказы, ребята входят в мир единения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родине.

«Образ Родины — рассуждал В.Бианки, — складывается не только из раз­мышлений уже взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого дет­ства, часто совсем мимолетных и будто бы незначительных. Например, для рус­ского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха ве­сенних проталин. А сколько таких невидимых черточек связывает человек с род­ной землей!»

1.Научное знание и художественная форма в произведениях В.Бианки, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина и др. (пересказ и анализ, об авторе)

2.Жанровое разнообразие произведений: Виль Джемс, Арчи Бинз, Фарли Моуэт (пересказ и анализ)

Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднима­ется на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания, мед­ленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной го­сударственной машине. Изменяются научные представления о природе, технике, космосе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки.

Авторы книг для малышей, выходивших в этот период, стремились дать чи­тателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности че­ловека за сохранение общего дома — прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена «Международная Европейская премия» за пятитомный труд «Соседи по планете», а его книга «Человек и животные» приобрела большую популярность у детей.

Чувство вины перед живыми существами — «соседями по планете» — прони­зывает произведения писателей, которые хотят сформировать у детей сердечное от­ношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», рассказы Э. Шима, С. Романовского «Град», «Белый конь», «Си­няя птица», «Озеро Емельяна Пугачева».

Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководит.

Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: «С севера на юг» (1987), «Под шапкой невидимкой» (1968), «Земля солнечного огня» (1971), «Силуэты на обла­ках» (1972), «Земля над облаками» (1972), «Дети радуги» (1981). Для выражения не­повторимой красоты природы он использовал самые разные художественные фор­мы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика — все это окрашено неповторимой писательской мане­рой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших де­тям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: «Ребята и утята», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Дедушкин валенок».

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутрен­нее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свой­ственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина вос­приятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу.

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, то неизменно талантливого писателя и доброго человека, пе­редают детям любовь и восхищение, какими полон он сам («Медведь-рыбак», «Пу­тешественники»). Дети в рассказах Чарушина — тоже исследователи природы, а час­то и ее ученики («Что за зверь?», «Хитрая мама», «Удивительный почтальон»).

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

К.Г. Паустовский (1892-1968) — писатель, в чьем творчестве высокая поэтич­ность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в «любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому сле­дует посвятить себя целиком («Северная повесть», «Колхида», 1934; «Черное море», 1936; «Кара-Бугаз», 1932; «Мещерская кладовая», 1930).

Многие из рассказов «Мещерская сторона», составивших это мозаичное по­вествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях («Барсучий нос», 1935; «Ленька с Малого озера», 1937; «Зая­чьи лапы», 1937; «Кот-ворюга», 1936).

Характерная черта сказок Паустовского — искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи — «артельные мужички», лягушка-квакша или «за­ботливый цветок» — помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям («Дремучий медведь», 1948; «Растрепанный воробей», 1948; «Теплый хлеб», 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе — вот идеал К. Паустовского.

Источник

Проект «Природа в произведениях детских писателей и поэтов»

«Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. И ни один ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомится хотя бы с одной из существующих. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, т. к. дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. И в этот перед воспитателям стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, переживаниям.

Читайте:  Ворон x1f31f Описание особенности ареал виды питание образ жизни

Цель проекта:

1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.

2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

— Давать представления о жизни и творчестве писателей;

— Знакомить дошкольников с произведениями этих авторов;

— Развивать речь, образное мышление, любознательность;

— Углублять знания детей о природе и мире животных через произведения Е. И. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Бианки, А. Пушкина, Д. Маминым-Сибиряком, К. Ушинского.

— Воспитывать интерес к читательской деятельности и бережное отношение к книгам;

— Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

— Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Учитывая, что объем литературы очень большой, я выделила на знакомство с каждым писателем 1 месяц. Поставила перед собой цели и задачи соответственно творчеству каждого автора. План реализации проекта, касающийся знакомства детей с биографией и творчеством писателей, проводится по одной схеме.

1. Экскурсия в библиотеку (сентябрь)

2. Оформление книжного уголка.

3. Знакомство с портретом писателя и его произведениями.

4. Рассматривание иллюстраций к произведениям. Сравнивание иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

5. Пополнение альбома рисунков по произведениям

6. Чтение произведений авторов. Обсуждение прочитанного произведения.

7. Пополнение альбома рисунков по произведениям. Совместное творчество родителей и детей.

8. Составление пересказов произведений. Придумывание различных вариантов продолжения рассказов.

9. Итоговое занятие в конце месяца по произведениям автора (литературная викторина; конкурс рисунков, поделок; инсценировка отрывков из произведений).

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Как стать родителем читающего ребенка?», «Что и как читать дошкольнику», «Зачем нужны детские книжки»

— Подбор произведений и сборников книг для чтения дома по теме месяца.

— Оформление стенгазет с викторинами.

— Желание детей самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющий их мыслить, развивающий их интеллект;

— Развитие таких способностей детей, как желание понимать, сострадать, любить, общаться друг с другом;

— Формирование внутреннего мира ребенка и таких качеств, как мечты, фантазии, воображение;

— Развитие восприятия, мышления, памяти;

— Формирование личностных и нравственных качеств: доброжелательность, отзывчивость, любознательность.

Экскурсия в библиотеку. Закреплять представления о библиотеке, развивать интерес к печатному слову

Оформление книжного уголка. Создать условия для реализации задуманного плана.

Октябрь: Творчество А. С. Пушкина. Уточнить и обогатить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.

— Помочь почувствовать своеобразие произведений автора, вызвать желание услышать другие произведения этого поэта.

— Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.

— Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на осеннюю тематику.

Ноябрь. Творчество М. М. Пришвина. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста М. М. Пришвина.

— Учить детей с уважением относиться к животным;

— Воспитывать желание наблюдать за окружающим миром и находить в нем интересное, необычное;

— Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.

Декабрь. Творчество Е. И. Чарушина. Познакомить детей с биографией и творчеством русского писателя-натуралиста Е. И. Чарушина.

— Учить детей понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина;

— Развивать у детей литературную и художественную речь;

— Посредством произведений писателя воспитывать у детей добрые чувства к окружающим;

— Воспитывать чувства сопереживания к героям, попавшим в беду.

Январь. Творчество К. Паустовского. На примере рассказов К. Г. Паустовского о природе познакомить детей с красотой и миром русской природы.

— Передать детям всю красоту и благородство русской природы, раскрываемые К. Г. Паустовским в своих рассказах;

— Воспитывать чувство любви и патриотизма к родному краю;

— Расширять словарный запас детей, используя богатство русского языка в описании природных явлений.

Февраль. Познакомить детей с творчеством писателя Д. Маминым-Сибиряком и его сказками.

— Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя;

— Определять к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами.

— Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.

— Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Март. Творчество К. Д. Ушинского. Приобщение детей к чтению произведений К. Д. Ушинского

— Учить детей внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение;

— Воспитывать эстетические чувства к прекрасному.

Апрель. Творчество В. В. Бианки. Расширить знания детей и родителей о литературе животных через произведения В. В. Бианки.

— Пополнить знания детей научно-достоверными знаниями о животном и растительном мире;

— Учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов В. Бианки;

— Воспитывать в детях добрые чувства к животным; учить договариваться между собой, помогать друг другу.

Май. Творчество И. Зощенко. Чтение произведений М. Зощенко

Работа с родителями

Консультации для родителей:

«Как стать родителем читающего ребенка?»

«Что и как читать дошкольнику»

«Зачем нужны детские книжки»

Подбор произведений и сборников книг для чтения дома по теме месяца.

— Желание детей самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющий их мыслить, развивающий их интеллект;

— Развитие таких способностей детей, как желание понимать, сострадать, любить, общаться друг с другом;

— Формирование внутреннего мира ребенка и таких качеств, как мечты, фантазии, воображение;

— Развитие восприятия, мышления, памяти;

— Формирование личностных и нравственных качеств: доброжелательность, отзывчивость, любознательность.

Используемые авторы и произведения

1. «Лесные домишки»

2. «Лис и мышонок»

3. «Мышонок Пик»

4. «Чей нос лучше?»

5. «Кто чем поет?»

6. «Чьи это ноги?»

1. «Лисичкин хлеб»

2. «Золотой луг»

6. «Говорящий грач»

1. «Что за зверь»

2. «Страшный рассказ»

3. «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

5. «Как Томка научился плавать»

1. «Дремучий медведь»

2. «Заячьи лапы»

4. «Похождение жука-носорога»

5. «Теплый хлеб»

6. «Кот-ворюга»

1. «Слепая лошадь»

2. «Как рубашка в поле выросла»

3. «Проказы старухи зимы»

4. «Четыре желания»

1. циклы рассказов «Умные животные»

2. «Хитрые и умные»

3. «Смешные истории»

«Уж небо осенью дышало.» (отрывок из поэмы Евгений Онегин)

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает»

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова»Конспект занятия по реализации регионального компонента «Зима в произведениях омских поэтов О. Клишина и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Зима в произведениях Омских поэтов» Возрастная группа: старшая.

Фотоотчет выставк детских работ «Природа вокруг нас»Фотоотчет выставк детских работ «Природа вокруг нас» Уважаемые коллеги мы как и многие в этом году работаем над повышением экологической культуры дошкольников. Первые основы экологической культуры.

Фотоотчёт интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «По произведениям писателей-натуралистов»Фотоотчёт интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «По произведениям писателей-натуралистов» Цель:Развивать диалогическую речь. Задачи:Расширять представления детей старшего дошкольного возраста о природе через произведения В. Бианки,.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Сценарий литературной викторины по произведениям русских писателей для детей среднего дошкольного возраста Задачи Образовательные : Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, В. Бианки. Прививать любовь к художественной.

Источник

Размещено на реф.рф
их рассказы, неся огромное по­знавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют фор­мированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник.

Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью ʼʼДетские годы Багрова-внукаʼʼ и ʼʼЗаписками ружейного охотника Оренбургской губернииʼʼ, Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и ска­зок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателœей зару­бежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон.

М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета — природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста.

Читайте:  Сочинение на тему чем является природа для человека

Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки ʼʼЧей нос лучше?ʼʼ, ʼʼКто чем поет?ʼʼ, Г.Скребицкий ʼʼЧетыре художникаʼʼ), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин ʼʼВремена годаʼʼ, ʼʼЗолотой лугʼʼ, ʼʼЭтажи лесаʼʼ; И.Соколов-Микитов ʼʼРусский лесʼʼ, ʼʼВесна в лесуʼʼ), и басни (С.Михалков ʼʼАист и лягушкиʼʼ, ʼʼОсел и бобрʼʼ), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов ʼʼМедвежья семьяʼʼ, ʼʼЛогово рысиʼʼ; К.Паустовский ʼʼБарсучий носʼʼ, ʼʼКот-ворюгаʼʼ; Е.Чарушин ʼʼМедведь-рыбакʼʼ, ʼʼТом-кины сныʼʼ, ʼʼЛисятаʼʼ, ʼʼВолчишкоʼʼ; М.Пришвин ʼʼЕжеʼʼ и др.), об обитателях мор­ского дна (Н.Надеждина ʼʼМоревизорʼʼ уходит в плаваниеʼʼ).

Читая эти рассказы, ребята входят в мир единœения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всœего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родинœе.

ʼʼОбраз Родины — рассуждал В.Бианки, — складывается не только из раз­мышлений уэюе взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого дет­ства, часто совсœем мимолетных и будто бы незначительных. К примеру, для рус­ского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха ве­сенних проталин. А сколько таких невидимых черточек связывает человек с род­ной землей!ʼʼ

1.Научное знание и художественная форма в произведениях В.Бианки, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина и др.

Размещено на реф.рф
(пересказ и анализ, об авторе)

2.Жанровое разнообразие произведений: Виль Джемс, Арчи Бинз, Фарли Моуэт (пересказ и анализ)

Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднима­ется на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания. Мед­ленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной го­сударственной машинœе. Изменяются научные представления о природе, технике, космосœе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки.

Авторы книг для малышей, выходивших в данный период, стремились дать чи­тателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности че­ловека за сохранение общего дома — прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена ʼʼМеждународная Европейская премияʼʼ за пятитомный труд ʼʼСосœеди по планетеʼʼ, а его книга ʼʼЧеловек и животныеʼʼ приобрела большую популярность у детей.

Чувство вины перед живыми существами — ʼʼсосœедями по планетеʼʼ — прони­зывает произведения писателœей, которые хотят сформировать у детей сердечное от­ношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского ʼʼБелый Бим Черное Ухоʼʼ, рассказы Э. Шима, С. Романовского ʼʼГрадʼʼ, ʼʼБелый коньʼʼ, ʼʼСи­няя птицаʼʼ, ʼʼОзеро Емельяна Пугачеваʼʼ.

Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководили.

Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: ʼʼС севера на югʼʼ (1987), ʼʼПод шапкой невидимкойʼʼ (1968), ʼʼЗемля солнечного огняʼʼ (1971), ʼʼСилуэты на обла­кахʼʼ (1972), ʼʼЗемля над облакамиʼʼ (1972), ʼʼДети радугиʼʼ (1981). Для выражения не­повторимой красоты природы он использовал самые разные художественные фор­мы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика — всœе это окрашено неповторимой писательской мане­рой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших де­тям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: ʼʼРебята и утятаʼʼ, ʼʼБеличья памятьʼʼ, ʼʼЛисичкин хлебʼʼ, ʼʼЗолотой лугʼʼ, ʼʼДедушкин валенокʼʼ.

Широко известная сказка-быль ʼʼКладовая солнцаʼʼ была написана М. При­швиным для конкурса, проводившегося Детгизом в 1945 году, и получила первую премию. Все события и детали в произведении вполне реальны, однако писатель на­звал ʼʼКладовую солнцаʼʼ сказкой-былью. Умение видеть красоту во всœем, что окру­жает человека, поэтизация природы и живущих с ней в ладу людей — эстетические основы творчества Пришвина. Это произведение о дружбе, необыкновенной силе любви, преодолевающей всœе препятствия.

В.В. Бианки (1894-1959) создал для маленьких читателœей множество произ­ведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Писатель стремился до­нести до детей поэтическое мироощущение ʼʼжизнь — сказкаʼʼ; сделать так, чтобы это мироощущение осталось у них и тогда, когда они станут взрослыми. Сохранить в душе поэзию, считал он, — одно из важнейших условий становления полноценной личности. (ʼʼПутешествие красноголового воробьяʼʼ, 1923; ʼʼЛесные домишкиʼʼ, ʼʼЧей нос лучшеʼʼ, ʼʼЧьи это ноги?ʼʼ. ʼʼКто чем поетʼʼ, ʼʼПервая охотаʼʼ). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — ʼʼсказки -несказкиʼʼ (ʼʼКак муравьишка домой спешилʼʼ, ʼʼМышонок Пикʼʼ, ʼʼЧетыре времени годаʼʼ).

ʼʼЛесная газетаʼʼ появилась на свет первоначально как постоянный природо­ведческий отдел в журнале ʼʼВоробейʼʼ. В 1926-1927 годах Бианки работал над мате­риалами этого отдела для издания книги ʼʼЛесная газета на каждый годʼʼ, и в 1928 году книга вышла в свет. В дальнейшем от издания к изданию частично менялся ее состав, а также и отношение автора к своей задаче, его требования к популяризации научных сведений о природе. Но еще с журнальный публикаций Бианки видел глав­ную цель ʼʼЛесной газетыʼʼ в том, чтобы показать органическую связь природы и че­ловека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы.

Е.И. Чарушин (1901-1965) автор произведений: ʼʼШурʼʼ, ʼʼВолчишко и дру­гиеʼʼ, ʼʼОблаваʼʼ, ʼʼДжунгли — птичий райʼʼ, ʼʼМохнатые ребятаʼʼ. Уже первые произве­дения определили место Е. Чарушина в ДЛ: блестящий рассказчик-анималист с ост­рым зрением художника, умеющий передать словом и рисунком повадки животных, которых он любит и необыкновенно тонко понимает, чувствует.

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутрен­нее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свой­ственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинœено у Чарушина вос­приятию малыша. Дети младшего возраста лучше всœего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу.

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста͵ то неизменно талантливого писателя и доброго человека, пе­редают детям любовь и восхищение, какими полон он сам (ʼʼМедведь-рыбакʼʼ, ʼʼПу­тешественникиʼʼ). Дети в рассказах Чарушина — тоже исследователи природы, а час­то и ее ученики (ʼʼЧто за зверь?ʼʼ, ʼʼХитрая мамаʼʼ, ʼʼУдивительный почтальонʼʼ).

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателœем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

К.Г. Паустовский (1892-1968) — писатель, в чьем творчестве высокая поэтич­ность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в ʼʼлюбой области человеческого знания заключается бездна поэзииʼʼ. Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому сле­дует посвятить себя целиком (ʼʼСеверная повестьʼʼ, ʼʼКолхидаʼʼ, 1934; ʼʼЧерное мореʼʼ, 1936; ʼʼКара-Бугазʼʼ, 1932; ʼʼМещерская кладоваяʼʼ, 1930).

Многие из рассказов ʼʼМещерская сторонаʼʼ, составивших это мозаичное по­вествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях (ʼʼБарсучий носʼʼ, 1935; ʼʼЛенька с Малого озераʼʼ, 1937; ʼʼЗая­чьи лапыʼʼ, 1937; ʼʼКот-ворюгаʼʼ, 1936).

Характерная черта сказок Паустовского — искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи — ʼʼартельные мужичкиʼʼ, лягушка-квакша или ʼʼза­ботливый цветокʼʼ — помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям (ʼʼДремучий медведьʼʼ, 1948; ʼʼРастрепанный воробейʼʼ, 1948; ʼʼТеплый хлебʼʼ, 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе — вот идеал К. Паустовского.

Детской литературе — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Детской литературе» 2017, 2018.

Читайте также

Вопрос о морализаторстве Ветер перемен С недавних пор российские издатели стали обращать внимание на малоизвестных авторов, создающих интересные, глубокие, но пока "нераскрученные" детские книги. Молодость авторов обеспечивает современной детской. [читать подробнее].

В 20-30-е гг. детских книг выходило очень много. Их выпускали и частные, и государственные издательства (крупнейшие — «Госиздат»). Нужно было оценить и классифицировать детскую литературу. 1921 — научное учреждение Институт детского чтения. В нем рассматривались важнейшие. [читать подробнее].

ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной Тема: Мир природы в современной русской и зарубежной детской литературы. ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством современных зарубежных и рус­ских писателей, учить делать анализ произведений, с точки. [читать подробнее].

Литература XVIII века – детям Детская литература XX века. Введение:специфика детской литературы и роль курса в профессиональной подготовке педагога. Темы лекций по детской литературе 2, 3. Фольклорные традиции в детской литературе. . [читать подробнее].

Источник