Размеры растений 5 класс

5 класс. Биология. Царство Растения

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

— Неспособность поглощать пищевые частицы

Разнообразие растений

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).

Хищные растения

Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

Где встречаются растения

Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.

Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).

Значение растений в природе

Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.

Читайте:  Цветущие лианы в саду фото и примеры использования в ландшафте

Значение растений в жизни человека

Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).

Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).

Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.

Рис. 11. Древние люди

Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.

Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.

Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.

Покрытосеменные

Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.

Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.

Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.

Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.

Источник



Параграф. 11. Растения.

Задание 1. Напишите определения понятий.
Флора – это совокупность всех растений.
Хлорофил л –это зеленый пигмент, принимающий участие в фотосинтезе.

Задание 2. Обозначьте основные части растения стрелками и подпишите эти части

5-0-11-2

Задание 3. Подпишите названия систематических групп, к которым относятся перечисленные растения.
Мох – отдел
Яблоня – род
Ель – род
Хламидомонада – род
Одуванчик – род

Задание 4. Объясните, что собой представляет спора.
Спора – это специализированная клетка мхов, папоротников и плаунов, выполняющая функцию бесполого размножения.

Задание 5. Укажите главное отличие голосеменных растений от покрытосеменных (цветковых) растений.
Отсутствие цветка и плода.

Задание 6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение «Как образовался каменный уголь». Напишите план сообщения.
1. что такое каменный уголь
2. вклад растений в образование каменного угля
3. вклад бактерий и грибов в образование каменного угля.

Задание 7. Выполните задание 1 лабораторной работы №3 «Знакомство с внешним строением растения».
1. Схематично зарисуйте побег цветкового растения, укажите названия всех его частей.

5-0-11-7-1

2. Запишите размеры почек растения
Средняя длина почки – 20-50 мм
Средняя ширина почки в самой утолщенной части растения – 10-50 мм.

Задание 8. Выполните задание 2 лабораторной работы №3
1. Найдите на ветке сосны укороченные побеги. Сосчитайте количество хвоинок на таком побеге. Зарисуйте укороченный побег сосны.

5-0-11-8-1

2. Сделайте вывод о многообразии побегов у растений.

Побеги у растений отличаются формами, размерами, расположением цветков, листьев и почек.

Источник

Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Левинская Татьяна Валерьевна

Образовательная : сформировать представление о многообразии растений, их отличительных особенностях, о делении царства растений на отделы (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Воспитательная: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы, умение делать выводы, работать с текстом, извлекать необходимую информацию

Читайте:  Как называют висячие растения

Планируемые результаты обучения:

— научиться устанавливать отличительные особенности растений;

-определять место представителей царства Растения среди эукариот;

-называть отделы растений, их отличительные признаки, значение.

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать тему)

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Тип урока: урок исследование, комбинированный .

Оборудование : Технологические карты, раздаточный материал с изображением растений разных отделов, текст для работы с раздаточным материалом, таблицы для выполнения д/з, искусственная новогодняя елка, фрагмент мультфильма «Елочка – елка, лесной аромат», видеофрагмент «Сохраним природу», мультимедиа, презентация к уроку, шарики 3-х (красный, синий, зеленый) цветов для рефлексии

  1. Орг. Момент — готовность учащихся к уроку, приветствие
  2. Повторение – тестовая проверка знаний по теме «Бактерии»

Действия учащихся/ ответы учащихся

  1. Какое царство живых организмов мы изучали на предыдущем уроке?
  2. В преддверии новогоднего праздника свою работу на разных этапах урока вы будите оценивать – елочками в технологических картах, чем больше вы их заработаете, тем выше будет ваша оценка за работу на уроке. ( Показать рисунок елочки, которую будут рисовать ученики в технологических картах)
  3. Выполним небольшую тестовую работу по теме Бактерии в технологической карте по вариантам. – Этап работы №1. (Индивидуальная работа)

Задание Вариант 1

Выпишите номера верных суждений. Цифры ответов запишите в таблицу в порядке возрастания.

Какие признаки характерны для царства бактерий?

  1. Бактерии по строению одноклеточные организмы
  2. Бактерии прокариоты
  3. Питаются бактерии только гетеротрофно
  4. Размножаются бактерии делением клетки надвое
  5. Бактерии эукариоты
  6. Бактерий можно увидеть в световой микроскоп

Задание Вариант 2

  1. Вставьте в текст пропущенные слова, используя предложенные термины и понятия,

ответы внесите в таблицу:

Бактерий, живущих на корнях бобовых растений (горох, соя. бобы), называют______(А).

Такое сожительство называют______(Б). Клубеньковые бактерии обогащают почву_____(В)

Источник

Размеры растений 5 класс

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Читайте:  Как сделать зелье Зелья из цветов

Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

— Неспособность поглощать пищевые частицы

Разнообразие растений

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).

Хищные растения

Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

Где встречаются растения

Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.

Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).

Значение растений в природе

Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.

Значение растений в жизни человека

Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).

Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).

Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.

Рис. 11. Древние люди

Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.

Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.

Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.

Покрытосеменные

Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.

Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.

Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.

Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.

Источник