Растения кустарники травы 2 класса окружающий мир

Описание групп растений: таблица признаков (окружающий мир, 2 класс)

Группы растений

Окружающий мир

На планете Земля сложно найти такое место, где бы полностью отсутствовали растения. Даже в знойных пустынях и суровых условиях Северного полюса встречаются признаки растительной жизни. Видовое разнообразие флоры очень велико. Сравнивая в таблицах группы растений на окружающем мире во 2 классе, учащиеся закрепляют знания о строении, уникальных свойствах и внешнем облике представителей флоры.

Общая информация

Мир растений объединяет в себе более 320 тысяч различных видов и ежегодно учёными открываются десятки и сотни новых. Растения — это живые организмы, которые, используя энергию Солнца, самостоятельно вырабатывают такие вещества для питания, за счёт чего развиваются. Этот процесс называется фотосинтезом.

Зелёные листья (благодаря хлорофиллу) способны из неорганических материалов: воды, углекислого газа, который находится в воздухе и минеральных солей почвы вырабатывать для себя органические питательные вещества и при этом выделять кислород в окружающую среду. Представители флоры могут быть очень разными, хотя устроены все одинаково — имеют три основных органа: корень, закреплённый в почве, надземный стебель и листья. Развиваются растения в неподвижном состоянии.

Основные жизненные формы

Вся существующая на Земле флора (особенно цветковые растения) представлена многочисленными формами. Среди них учёные-ботаники выделили три основных группы:

Группа трав

Деревья самые высокие растения

  1. Травы. Это самая распространённая группа благодаря выносливости и неприхотливости растений к условиям жизни. По сравнению с деревьями и кустарниками травы выглядят довольно слабыми и хрупкими. У них есть листья и мягкие сочные стебли, которые отмирают с приходом первых заморозков из-за неприспособленности к зимним погодным условиям. Травы бывают, однолетними, двулетними и многолетними. Среди них есть множество лекарственных видов: зверобой, чабрец, календула, мята перечная и др. Все их части используют для профилактики и лечения различных заболеваний. Существуют и ядовитые: белена, дурман, болиголов, которые представляют опасность для человеческого организма.
  2. Кустарники. Эти растения средних размеров, самые высокие вырастают до 6 м. У них несколько довольно тонких и гибких стеблей — твёрдых, одревесневших стволиков со множеством мелких веток, которые образуют пышную крону. Продолжительность жизни кустарников 10—20 лет. Чаще всего они расположены на границе лесов. В лесах образуют подлесок — растительный ярус, который находится под деревьями. К самым известным и распространённым кустарникам относятся: смородина, малина, крыжовник, шиповник.
  3. Деревья. Самые высокие растения (от 2 до 100 м), состоящие из корня, мощного ствола, покрытого корой, и кроны. Крона образована отходящими от ствола ветвями, на которых есть ответвления и листья. На ветках появляются цветы и зреют плоды. Некоторые виды этой группы растений живут очень долго, иногда тысячелетия.

Деревья бывают лиственными (листья в виде пластин) и хвойными (листья в виде иголок). В таблице указано, какие бывают группы растений и их примеры:

Название группы Примеры растений
Однолетние и многолетние травы Пшеница, рожь, анютины глазки, васильки, одуванчик, крапива, лопух и т. д.
Кустарники Сирень, бузина красная, облепиха, брусника, барбарис.
Деревья Хвойные: ель, сосна, кедр, кипарис, пихта, секвойя.
Лиственные: яблоня, груша, клён, тополь, дуб, каштан, берёза, липа.

Хвойные вечнозелёные деревья и кустарники не теряют привлекательности и в зимние месяцы, к тому же круглый год приносят пользу. И в знойное лето, и сильный мороз смолистый аромат, издаваемый растениями, очищает и оздоравливает воздух.

Дикорастущие и культурные

Окультуривание диких растений началось ещё много веков назад. Древние люди собирали разные части дикорастущих растений для пропитания и лекарств. Возможно, семена просыпались в почву около их жилищ, проросли и дали плоды. После этого человек сосредоточился на отборе экземпляров с самыми крупными и быстро созревающими плодами для их дальнейшего размножения.

С тех пор было выведено множество новых видов растений, наделённых различными полезными качествами: пшеница, гречиха, овощные культуры, рожь, подсолнух, фруктовые деревья и др. В результате человеческой деятельности всю растительность, произрастающую на Земле, можно разделить на две обширные группы:

Дикорастущие растения

  1. Дикорастущие растения — обитают в любых местах дикой природы, где семена попадают на подходящую почву. За ними никто не ухаживает, специально не высаживает, не выращивает и сейчас они выглядят так же, как и сотни лет назад. Большая часть дикоросов распространяется самосевом или порослью без всякого участия человека. Это представители лесной, степной, луговой флоры, которые растут сами по себе. Они хорошо адаптированы к различным неблагоприятным условиям. Среди дикорастущих растений множество видов деревьев и кустарников с вкусными и полезными плодами. К ним относятся: ежевика, морошка, брусника, облепиха, черёмуха. Весной на лесных лужайках можно собрать хороший урожай земляники.
  2. Культурные растения. Выведены из дикорастущих. Такие растения нуждаются в регулярном уходе, иначе не прорастут и погибнут. Они ценятся высокой урожайностью, отличным вкусом плодов, питательностью. Названия культурных растений (окружающий мир, 2 класс): абрикос, гранат, клубника, картофель, редис, рожь, кукуруза, рис, тюльпаны, гладиолусы, лён, хлопок и множество других.

Самой распространённой культурой, которую выращивают во всём мире, является пшеница. Её начали выращивать и употреблять в пищу ещё первобытные люди в 9 тыс. до н. э. Возделывание пшеницы сильно повлияло на образ жизни первобытного человека.

Люди, научившись использовать зёрна, постепенно перешли от охоты на животных к сбору семян для еды. И сейчас пшеница остаётся основным продуктом питания миллионов людей во всех регионах земного шара.

Основные группы

Как уже известно, культурные растения выращиваются человеком, затем используются для разных целей: получения продуктов питания, кормов для сельскохозяйственных животных, лекарственного сырья и др. Обычно культуры делятся на пять основных групп. Их описание:

Плодово-ягодные растения

Прядильные растения

  1. Плодово-ягодные. Это деревья и ягодные кустарники. Всего существует более тысячи видов культур, которые подразделяются на косточковые (персик, вишня), семечковые (груша, яблоня) и ягодные (малина, смородина). Плоды и ягоды употребляют как в свежем виде, так и в виде варенья, маринадов. Есть ещё цитрусовые (мандарин, лимон), орехоплодные (грецкий орех, фундук), субтропические сорта (инжир, гранат). Все плодово-ягодные культуры являются многолетними растениями.
  2. Овощные. Выращивают их ради получения съедобных сочных продуктов питания, которые являются основой рациона большинства людей. Их можно есть в сыром и обработанном виде. Каждый овощ имеет индивидуальные вкусовые качества, время цветения и созревания, а также требования к условиям роста. К овощным культурам относятся: капуста, картофель, томаты, морковь, свекла, кабачок, лук и др.
  3. Зерновые. Эта группа сельскохозяйственных возделываемых культур даёт зерно — основной продукт питания человека, а также сельскохозяйственных животных. Зёрна пшеницы (самая важная и значимая зерновая культура) перерабатывают на муку, из которой пекут высококачественный хлеб и другие хлебобулочные изделия, производят макароны, манную крупу. Из ячменных зёрен получают перловую крупу, гречневых — гречневую, просяных — пшённую. Овёс выращивают в основном в качестве кормов для животных. Овсяная мука добавляется в различные кондитерские изделия. Из неё выпекают известное овсяное печенье.
  4. Декоративные. Эта группа растений включает в себя комнатные и садовые, однолетние и многолетние культуры, назначение которых озеленять и украшать дома, садовые участки, аллеи и парки, здания и балконы. Среди них могут быть деревья (туя, пихта), кустарники (можжевельник, барбарис), цветы (клематис, маргаритка, пион). Своим видом декоративные культуры радуют глаз и поднимают настроение.
  5. Прядильные. Являются источниками волокон, из которых изготавливают ткани.

К ним относится больше шестисот видов растений, которые выращиваются на разных континентах (Америка, Европа, Азия). Наиболее распространённые из них — хлопчатник, лён, джут, конопля.

Роль растений в природе

Растительный мир очень важен как для природы, так и для жизни человека, а также его хозяйственной деятельности. Но главная функция растений заключается в способности вырабатывать кислород, без которого жизнь на Земле невозможна. Кроме того, растения:

Читайте:  Примитивное растение что это

Растения защищают почву от пересыхания

  1. Защищают почву от пересыхания, способствуя накоплению влаги, а также служат для неё органическим удобрением.
  2. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, снижение жары).
  3. Являются источником пищи, минералов и витаминов, необходимых для организма человека, а также корма для животных.
  4. Используются в фармакологической промышленности (медпрепараты).
  5. Служат составляющими для химической промышленности (изготовление красителей).
  6. Являются источником древесины и тканей.
  7. Имеют эстетическое значение.

Если бы в окружающей среде не существовало растений, планета Земля выглядела бы безжизненной пустыней, на ней не было ни животных, ни самого человека. Почва и ландшафтное разнообразие, образованное различными группами растительности тоже бы отсутствовали. Поэтому человек должен осознавать важность растений в своей жизни и бережно относиться к ним. Ведь высаживая зелёный росток и ухаживая за ним, он становится чище и добрее, приобщается к таинствам природы и мироздания.

Источник



Окружающий мир 2 класс 1 часть Какие бывают растения стр. 56 – 59

1) Вспомни, что общего у разных растений. Как мы это узнали?

Общими у растений являются их части — стебель или ствол, листья, корни, цветы, плоды. Мы узнали это, когда сравнивали строение различных растений.

2) Папа нарисовал несколько растений, которые увидел в парке. Назовите их. По каким признакам вы их узнали? Какие из них — деревья, какие — кустарники, какие — травы?

Папа нарисовал шесть растений. Под номером один — сосна, под номером два — калина, под номером три — орешник, под номером четыре — клён, под номером пять — одуванчик, под номером шесть — репейник.

Эти растения можно узнать по внешнему виду кроны, по форме листьев, по плодам и цветам.

Из них сосна и клён относятся к деревьям, ведь у них имеется один ствол, калина и орешник относятся к кустарникам, потому что у них несколько маленьких стволов, а одуванчик и репейник относятся к травам, потому что имеют не одеревеневший ствол, а мягкий стебель.

3) Какие деревья, кустарники и травы своего края ты знаешь?

В нашем крае очень много разных растений.

У нас растут деревья: берёза, ель, сосна, клён, тополь, дуб, вяз, липа.

Кустарники: рябина, черёмуха, можжевельник, смородина, бересклет.

Травы: Ромашка, подорожник, тысячелистник, пижма, одуванчик, василёк, лопух.

4) По своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте растений.

Рассказ о красоте растений для 2 класса

Мир растений удивителен и прекрасен. Существует множество растений, и каждое из них красиво по-своему.

Например, травы. Травы не вырастают такими большими, как деревья или даже кустарники, но зато все травянистые растения цветут. И когда выходишь на цветущий луг, то дух захватывает от красоты. Вокруг колышется синее, жёлтое, красное, голубое море цветов, которые волшебно пахнут, а над ними кружат различные насекомые. Эти насекомые опыляют растения, а сами собирают мёд и нектар.

Очень красивы различные кустарники. Посмотрите на заросли рябины или калины. Это нежные кустарники с очень красивыми цветами. Они колышутся под порывами ветра, и словно что-то негромко говорят. А как красивы красные гроздья рябин зимой, когда к ним прилетают такие же красногрудые снегири, а вокруг лежит белый снег.

Ну а деревья. Ведь каждое дерево по-своему уникально. Красив могучий дуб, который гордо возвышается над лесом. Он настоящий властелин лиственных лесов. А стройная берёзка, которая во все времена вдохновляла художников и поэтов. Она кажется такой нарядной в своём бело-зелёном платье.

Не менее красивы ели и сосны, которые остаются зелёными даже зимой. Не зря именно ель стала символом Нового года, символом нового возрождения природы.

И так можно сказать про любое дерево, а их на нашей планете насчитывается тысячи видов.

5) Подготовьте фоторассказ на тему «Красота растений»

Пример фоторассказа “Красота растений”

  • Фоторассказ Красота растений
  • Полюбуйтесь на цветущий луг
  • Он может быть и таким. И все это травы
  • А так цветет рябина
  • Снегирю по душе ягоды рябины
  • Могучий лесной великан дуб
  • Березки красивы в любое время года
  • Восхитительно стройные сосны
  • Елка символ Нового года
  • Красотой растений невозможно не любоваться

Домашнее задание

1) Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы?

У дерева имеется лишь один ствол. У кустарников несколько маленьких стволов, растущих от одного корня. У травы имеется мягкий стебель.

2) Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения?

У лиственных растений на ветках обычные листья, а у хвойных — хвоя, особые иголки, которые заменяют хвойным растениям листья.

Источник

Какие бывают растения 2 класс – группы и виды по окружающему миру

Растения можно встретить в любой точке земного шара: в жарких пустынях, высоко в горах, в лесах и лугах, в топких болотах и даже на Северном полюсе. Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо. Рассмотрим, какие бывают растения, и чем они отличаются между собой.

Основные группы растений

Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:

Дерево – это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.

Высота деревьев может быть очень разной – от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.

Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).

Какие-то деревья растут вверх, а какие-то – вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб – настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.

  • Кустарники

У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок – один из нижних ярусов.

К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.

У травянистых растений нет крепкого ствола – их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго – с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.

Эта группа растений – самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.

Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.

Культурные и дикорастущие растения

Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.

  • Дикорастущие растения – это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
  • Культурные растения – те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.

Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа – комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.

Что мы узнали?

По программе окружающего мира за 2 класс мы узнали, какие группы растений бывают, что их объединяет, и чем они отличаются между собой. По теме этого урока были рассмотрены различные виды растений, мы узнали, какие бывают комнатные растения по окружающему миру, и для чего их выращивают.

Читайте:  Для детей загадки про корни растений

Источник

Урок по окружающему миру во 2-м классе "Какие бывают растения?" (школа "России")

1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.

3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, схема-обобщение для работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).

2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).

3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без . (кислород).

4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент . (азот).

5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)

6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).

— Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?

— Сегодня мы будем говорить о растениях. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?”

III. Работа по теме урока.

На слайде появилось слово “растения”.

— Я приглашаю вас отправиться в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое «ку-ку».
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез —
Я подумал: леший, бес.
Он всегда загадок полный —
Заповедный, что же.

— Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?

— Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?

— На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.

— Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.

— Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?

— У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

— Как назовем эту группу растений? – Деревья. Слайд 6.

Информация о рябине. (Рассказывает ученик)

— Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?

Вернуться по гиперссылке

Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/

— Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/

— Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.

Информация о ели и сосне, туе.

Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?

— Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.

— Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.

— Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?

— У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

— Как назовем эту группу растений? – Кустарники.

Информация о чернике и бруснике.

— Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.

— К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.

Информация о можжевельнике.

— Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.

— Чем эти растения отличаются от других?

— Какой у них стебель?

Информация о ромашке.

— Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

— Какие растения располагаются на следующем этаже?

— А на самом нижнем?

Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.

IV. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

V. Закрепление изученного.

— Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.

— Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.

— На странице 47 для вас задание. Будете работать в парах. Допишите в таблицы названия растений, правильно распределив их по группам.

— Проверим, как вы сделали задание.

VI. Экологическая страничка.

— Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.

Минусы

Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?

Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.

Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат — …

Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…

Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).

Плюсы

Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.

Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?

Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.

Красная книга!

Источник

Растения кустарники травы 2 класса окружающий мир

Печенкина Тамара Павловна

Урок окружающего мира во 2 класс на тему (презентация):

Какие бывают растения?

познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений;

воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point;

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

О каких богатствах природы говорили на прошлом уроке? (вода, воздух)

Что такое воздух? (смесь газов: азот — 78%, кислород — 21%, углекислый газ — 1%)

Роль воздуха для всего живого?

Что можете сказать о воде?

В каких состояниях вода может находиться в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)

От чего происходит загрязнение воды?

Можно сказать, что только с поступками взрослых связано загрязнение воды? А дети?

Как нужно расходовать воду и почему?

– Ребята, давайте настроимся на работу. Сядьте удобно,

Читайте:  Как проявляется аллергия на комнатные растения

–сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (ЛЕС)

2. Основная часть.

Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

– Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

– А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.

– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?

– На какие две группы можно всё это разделить? (Природа и всё, что сделано руками человека).

– Найдите лишний объект: ель, белка, ландыш, холодильник, солнце, луна, синица.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг … (природа)

– На какие ещё две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).

– Разделите объекты на 2 группы: ель, белка, ландыш, солнце, луна, синица.

– А как вы думаете, на какие группы можно разделить эти объекты живой природы? (Бактерии, грибы, растения, животные и человек).

– Признаки живой природы. (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание)

А ходить не умеет. (Растение)

(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).

(Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли.)

– Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.(Приложение)

– Определите, о каком растении идёт речь:

У него зелёные листья. Что это может быть?

У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?

У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?

– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).

– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.

Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.

Сообщение ученика о калине: Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых его растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. А осенью её украшают красивые розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскалённый металл, народ и дал ей такое имя.

– Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник).

– Продолжим нашу цепочку. На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья).

– Приведите примеры: деревьев, кустарников, травянистых растений. (Приложение)

– Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх? (Травы, кустарники, деревья).

-Теперь немножко отдохнём и отгадаем загадки:

1. Что же эта за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Ель – хвойное дерево. Хвоинки опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

2. У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она – светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Из сосновых брёвен строят дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны.

3.Что за дерево стоит,

А оно дрожит? (Осина)

4.Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки, белые реснички .(Ромашки)

Физкультминутка. (Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.) – слайд 25

5.Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его “конфеты”,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, дети, зубки! (Орешник)

6.И высок я, и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

Дуб – долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно – коричневыми листьями.

7. Клейкие почки,

Стоит под горой. (Берёза).

8.Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – серёжки;

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки. (Подорожник)

9.Он стоял на гибкой ножке

В круглой шапке у дорожки.

Ветерок чуть набежал

И – развеял шапку-шар (Одуванчик)

10.Есть у родственницы ёлки

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы, стоят по 300 – 400 лет и только темнеют от времени.

11.Ты растение не тронь–

Жжётся больно, как огонь. (Крапива)

На зелёной ножке. (Ландыш)

– На какие группы можно разделить эти растения: берёза, одуванчик, смородина, ель, клён, сирень, мак, ромашка, шиповник. (Травы, кустарники, деревья).

– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные). (Приложение)

– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году. Красная книга Чувашии.

Источник