Радуга это объект живой природы

Природа и ее объекты

Природой называют всё то, что окружает нас, но не создано человеком. Растения, животные, горы и океаны, небо, Луна, Солнце и другие звезды – всё это природа. Традиционно всю природу делят на живую и неживую.

Живая природа

Живая природа – это все живые существа, живущие на нашей планете. Пожалуй, сама жизнь – это самое удивительное явление природы. Интересно, что ученые до сих пор испытывают затруднения с тем, чтобы дать четкое определение понятию жизни. В целом все живые существа объединяет то, что они могут размножаться, развиваться и реагировать на внешние воздействия. Всё разнообразие живых существ можно разбить на несколько крупных групп:

Животные. Это звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии. Особо отметим, что и сам человек считается животным. Все животные употребляют в пищу других живых существ, а также могут двигаться в окружающей среде.

Растения. Эти существа произрастают из земли, то есть они не могут свободно перемещаться. Вместе с тем они могут расти и всё же совершать отдельные движения. Например, подсолнух поворачивается вслед за Солнцем. Важнейшая особенность растений заключается в том, что они могут поглощать углекислый газ из атмосферы и превращать его в кислород, который в свою очередь необходим животным для дыхания. Заметим, что грибы не считаются растениями.

Микроорганизмы. Это настолько мелкие существа, что их невозможно разглядеть обычным взглядом – необходимо использовать микроскоп. Именно с микроорганизмов и началась жизнь на нашей планете. Чаще всего под микроорганизмами подразумевают различные бактерии. Многие бактерии являются причиной различные заболеваний, но вместе с тем другие бактерии необходимы человеку для нормального переваривания пищи.

Грибы. Оказывается, что грибы нельзя считать растениями, так как они не забирают кислород из атмосферы. Их выделяют в особую группу, так как они обладают особыми свойствами.

Вирусы. Эти микроскопические частицы (вирионы) были обнаружены только в самом конце XIX в. В среднем вирус примерно в 100 раз меньше бактерии. Он настолько мал, что рассмотреть его нельзя даже в обычный (так называемый световой) микроскоп. Отличительная черта вируса заключается в том, что он может жить исключительно внутри другого живого существа. Свойства вирусов настолько уникальны, что некоторые ученые даже сомневаются в том, можно ли считать их формой жизни.

Неживая природа

Все те объекты, которые не считаются живыми, могут считаться неживой природой. Камни, льды, водоемы, планеты и звезды – это неживая природа. Объекты неживой природы состоят из различных веществ, которые в свою очередь могут находиться в одном из трех состояний:

Твердое состояние. Твердые вещества имеют фиксированную форму. Твердыми являются камни, льды, зеркала, металлы.

Жидкое состояние. Это вода, бензин, сок. Жидкость не имеет форму. Точнее говоря, она принимает форму сосуда, в котором она находится. При этом у жидкости есть определенный объем.

Газообразное состояние. Газы не имеют форму, а также фиксированного объема. Например, если воздух находится внутри какого-то сосуда, то он полностью занимает его, при этом при уменьшении объема сосуда уменьшится и объем, занимаемый газом. Помимо воздуха примерами газов являются пар, метан, природный газ.

Вещество может переходить из одного состояния в другое. Например, вода при охлаждении превращается в лед, а при нагреве – в пар. Заметим, что некоторые объекты неживой природы могут состоять сразу из многих вещества, пребывающих в разных состояниях. Например, наша планета считается твердой, однако ее частью являются жидкие океаны и газообразная атмосфера.

Подведение итогов

Вся природа может быть разбита на две группы: живую и неживую природу. Объекты живой природы отличаются тем, что они могут размножаться, приспосабливаться к условиям внешней среды и развиваться.

Источник



Урок в 1-м классе по теме "Живая и неживая природа"

Цель: дать понятия о живой и неживой природе; её роли в жизни человека.

Задачи: усвоить понятия (изложить в логической последовательности):

– Природа – живая – неживая;

– Правила наблюдения за природой;

– Правила поведения на природе;

– Развивать речь, логическое мышление.

– Объяснять понятия и отвечать на вопросы;

– Сравнивать и делать выводы;

– Определять по определенным признакам виды природы.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

  • учебник Дмитриева и Казаков “Мы и окружающий мир”, 1-й класс;
  • картины;
  • диски с записью явлений природы и голосов птиц.

1. Организационный момент.

– Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

– Интересным, веселым, сложным.

– Это будет зависеть то того, как мы будем помогать друг другу .

2. Показать картину Левитана “Октябрь”.

– Ответьте на вопрос “Что вы видите на картине?” одним словом.

Сейчас я прочту стихотворение, а вы послушайте и мысленно представьте то, о чем я буду читать.

“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется”.

– Какое время года написал Левитан?

-Назовите признаки осени, услышанные вами в стихотворении.

– Желтые листья, птицы улетели, небо в черных тучах, идет дождь.

3. Беседа “Природа вокруг нас”.

а) Дети, кто из вас бывал в лесу, у реки, на море? Поделитесь своими впечатлениями.

б) Кто наблюдал за бабочками, муравьями, птицами?

– Какой же вывод можно сделать? (подвести детей к тому, чтобы они сами ответили, что такое природа).

Вывод: все, что мы видим и наблюдаем – это природа.

– Назовите природу на картине.

– Деревья, гнездо, трава, небо.

– Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

На доске запись ПРИРОДА ПРИРОДА
Гнездо небо Живая Неживая.
Деревья трава

– Показываю картинки и прошу детей разделить их на группы.

У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.

Назовите признак живой природы:

Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

– Назовите объекты живой природы.

– цветок, бабочка, человек, кошка и т.д.

– Назовите объекты неживой природы.

– Камни, солнце, небо, радуга.

“Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше”.

– О каком живом объекте природы мы говорили?

– Докажите, что дерево относится к живой природе.

– Оно имеет все признаки живой природы. Оно рождается (появляется росток), растет, дышит, питается, размножается, умирает.

– Я сейчас покажу вам картинку, а вы скажите, какое дерево на ней.

– А вы знаете, что листья и почки этого дерева являются лечебными? Отвар этих листьев помогает при ангине, при заболевании почек. Воздух в березовом лесу целебный.

Работа по учебнику (стр. 18)

– Назовите объекты живой природы и неживой.

– Дети называют и доказывают (почему тот или иной объект относится к живой или неживой природе).

Помогите мне решить задачу:

– Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?

Читайте:  Предмет задачи и принципы криминалистики

– Почему? Ведь был один камень, стало много.

– Нет признаков живой природы.

– Да, ребята. Камень – это тело природы. Тела в природе могут изменяться.

– Текучая вода в реке – это объект живой природы?

– Но ведь вода в реке движется?

– Вода движется потому что, что земля круглая.

Прослушайте грамзапись. “Дождь в лесу”.

– Какую природу вы услышали?

– Услышали птиц, лягушек. Это живая природа (назвали признаки живой природы)

– А еще что услышали?

– Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.

– А куда же дождь отнесем? К какой природе?

– Это явление неживой природы.

Беседа: Дерево – объект живой природы, а бревно?

– Объект неживой природы.

– Почему? А указка? (дети ведут дискуссию в парах, в четверках)

– А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы.

– А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

Живой – дерево – бревно, указка, стол.

Неживой – песок – стекло, вода в кране.

Вывод: живая природа влияет на неживую природу. Дерево растет в земле. Растениями питаются животные.

Сейчас прослушайте стихотворение, а вы подумайте, как неживая природа помогает живой.

“Воробей живет под крышей,
В теплой норке – домик мышки,
У лягушки дом – в пруду,
Домик пеночки – в саду.
Эй, цыпленок, где твой дом?
– Он у мамы под крылом.

– Назовите объекты живой природы, неживой.

Беседа о роли природы в нашей жизни.

Вывод: Природа – дает одежду, питание, материалы для жилья, хорошее настроение.

Беседа о правилах наблюдения за природой.

Работа по учебнику.

Беседа о правилах поведения в природе (можно прочитать стихотворение).

Вывод: “Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!”

Источник

Конспект занятия «Живая и неживая природа»

Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.

Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.

Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.

Материал к занятию:

1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;

б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.

2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.

6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.

1. Конверты с картинками живой и неживой природы;

2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.

3. Солнышко для этапа рефлексии.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

— Добрый день, дорогие ребята.

– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это всё вокруг… (природа)

1. С чего мы начнем свою работу?

Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?

А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)

Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?

Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).

А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)

ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.

Может человек сделать солнце? – Нет.

Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)

— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.

Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.

2. Работа в парах.

Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.

Как мы выполняем работу? Сами.

А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.

У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.

Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.

А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.

На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.

Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.

Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.

1 группа – машина, книга, стол — предметы, которые сделаны руками человека;

2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна — объекты природы.

III. Выявление места и причины затруднения.

— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.

1. А что у вас вызвало затруднение?

-не смогли разделить на 2 группы;

– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.

Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.

Ребята, это что? – Луна.

А как вы думаете, она относится к природе? Да.

На Луне кто- то живет?

Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.

Читайте:  Чем можно кормить домашнюю нутрию

А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)

ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)

— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей

Постараемся помочь Лунтику? Да.

А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.

Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых (ответы детей)

IV. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).

Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)

Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;

Питается — да, кушает;

Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.

Движение – да, она двигается;

Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.

Умирает – рано или поздно все живое умирает.

Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).

И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.

На доске эталон:

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается – да, из яиц.

Питается? – да, клюет зерна;

Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;

Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.

Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.

А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)

Показываю на таблички и спрашиваю:

Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.

Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.

Детки есть? – НЕТ.

Умирает? — НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».

ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?

ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.

Живая природа – это животные, растения;

Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.

Игра «Живая и неживая природа»

1. Применение знаний на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.

Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.

А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.

Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

А что у меня в руках? (Стакан воды)

А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)

Без колец, без золота прожить мы сможем?

А без ВОДЫ мы сможем?

Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.

Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:

— живые природные богатства

неживые природные богатства

Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:

Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)

Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.

А без солнца мы сможем?

Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.

А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)

В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)

Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:

Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:

Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.

Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;

Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;

Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;

Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.

Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;

Дерево умирает? – да, если не ухаживать.

Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да

Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.

Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!

А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?

Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.

Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.

2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)

Проживает

У него рука – во лбу

Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)

2. Дом по улице идёт,

На работу всех везёт

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)

Читайте:  Почему нужно беречь природу аргументы из литературы

3. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)

5. Весной веселит,

Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)

Итог занятия:

1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону

2. На какие 2 группы можно разделить природу?

3. Какие признаки живой природы мы знаем?

4. Назовите богатство живой природы;

5. Назовите богатство неживой природы;

6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)

-В чем было затруднение и почему оно возникло?

Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)

Мы достигли цели? (да)

Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.

приложение: (текст к презентации)

посмотри мой милый друг

что находится вокруг

небо светло голубое

солнце светит золотое

ветер листьями играет

тучка в небе проплывает

поле, речка и трава

горы, воздух и листва,

птицы, звери и леса

гром, туманы и роса

человек и время года это все вокруг природа!

Природа — это то что существует без помощи человека!

Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.

Растения, животные, насекомые, птицы — они живые, они питаются, дышат, развиваются, растут поэтому относятся к живой природе. Человек — это тоже часть живой природы!

А вот звезды, солнце, луна, камни, воздух, вода, ветер, снег, дождь, град — это неживая природа, почему? Потому что главные признаки отличия живых организмов от неживых тел это питание, рост, размножение.

Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!

Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:

напоит и смоет пыль с растений — дождик,

снег укроет как одеялом,

а лучи солнца согревают все живое на земле!

Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки

возле самого берега растет красавица ива на ее веточках сидит соловей и поет свою самую красивую песенку, на середине реки распустились белые и розовые водяные лилии, летают стрекозы и комары, которых ловко ловит зеленая лягушка. А вот проплывает утка со своими утятами, она в камышах учила своих деток искать червячков и жучков, а бобры строят себе дом. Здесь мы посмотрели связь живой и неживой природы. Река — это неживая природа, дом для многих растений, животных, насекомых, рыб. Растения — это живая природа, они помогают реке, благодарят ее за заботу. Например во время дождей деревья удерживают берег, скрепляют почву корнями, чтобы берег не размыло водой.

Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного

Источник

Радуга это объект живой природы

Природой называют всё то, что окружает нас, но не создано человеком. Растения, животные, горы и океаны, небо, Луна, Солнце и другие звезды – всё это природа. Традиционно всю природу делят на живую и неживую.

Живая природа

Живая природа – это все живые существа, живущие на нашей планете. Пожалуй, сама жизнь – это самое удивительное явление природы. Интересно, что ученые до сих пор испытывают затруднения с тем, чтобы дать четкое определение понятию жизни. В целом все живые существа объединяет то, что они могут размножаться, развиваться и реагировать на внешние воздействия. Всё разнообразие живых существ можно разбить на несколько крупных групп:

Животные. Это звери, птицы, рыбы, насекомые, рептилии. Особо отметим, что и сам человек считается животным. Все животные употребляют в пищу других живых существ, а также могут двигаться в окружающей среде.

Растения. Эти существа произрастают из земли, то есть они не могут свободно перемещаться. Вместе с тем они могут расти и всё же совершать отдельные движения. Например, подсолнух поворачивается вслед за Солнцем. Важнейшая особенность растений заключается в том, что они могут поглощать углекислый газ из атмосферы и превращать его в кислород, который в свою очередь необходим животным для дыхания. Заметим, что грибы не считаются растениями.

Микроорганизмы. Это настолько мелкие существа, что их невозможно разглядеть обычным взглядом – необходимо использовать микроскоп. Именно с микроорганизмов и началась жизнь на нашей планете. Чаще всего под микроорганизмами подразумевают различные бактерии. Многие бактерии являются причиной различные заболеваний, но вместе с тем другие бактерии необходимы человеку для нормального переваривания пищи.

Грибы. Оказывается, что грибы нельзя считать растениями, так как они не забирают кислород из атмосферы. Их выделяют в особую группу, так как они обладают особыми свойствами.

Вирусы. Эти микроскопические частицы (вирионы) были обнаружены только в самом конце XIX в. В среднем вирус примерно в 100 раз меньше бактерии. Он настолько мал, что рассмотреть его нельзя даже в обычный (так называемый световой) микроскоп. Отличительная черта вируса заключается в том, что он может жить исключительно внутри другого живого существа. Свойства вирусов настолько уникальны, что некоторые ученые даже сомневаются в том, можно ли считать их формой жизни.

Неживая природа

Все те объекты, которые не считаются живыми, могут считаться неживой природой. Камни, льды, водоемы, планеты и звезды – это неживая природа. Объекты неживой природы состоят из различных веществ, которые в свою очередь могут находиться в одном из трех состояний:

Твердое состояние. Твердые вещества имеют фиксированную форму. Твердыми являются камни, льды, зеркала, металлы.

Жидкое состояние. Это вода, бензин, сок. Жидкость не имеет форму. Точнее говоря, она принимает форму сосуда, в котором она находится. При этом у жидкости есть определенный объем.

Газообразное состояние. Газы не имеют форму, а также фиксированного объема. Например, если воздух находится внутри какого-то сосуда, то он полностью занимает его, при этом при уменьшении объема сосуда уменьшится и объем, занимаемый газом. Помимо воздуха примерами газов являются пар, метан, природный газ.

Вещество может переходить из одного состояния в другое. Например, вода при охлаждении превращается в лед, а при нагреве – в пар. Заметим, что некоторые объекты неживой природы могут состоять сразу из многих вещества, пребывающих в разных состояниях. Например, наша планета считается твердой, однако ее частью являются жидкие океаны и газообразная атмосфера.

Подведение итогов

Вся природа может быть разбита на две группы: живую и неживую природу. Объекты живой природы отличаются тем, что они могут размножаться, приспосабливаться к условиям внешней среды и развиваться.

Источник