Рабочая программа по ознакомлению с природой в средней группе От рождения до школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по реализации программы. «От рождения до школы» образовательная область. «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы )

1 Согласовано: педагогическим советом протокол от Утверждено: заведующий МБДОУ 74 Л.Н.Савченко приказ от РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «От рождения до школы» образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы ) Автор Соломенникова О.А. год обучения Разработчик программы Воспитатель группы Демченко Е.Б., педагог первой квалификационной категории Криничная Р.А., педагог высшей квалификационной категории учебный год

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по направлению ознакомление с миром природы. ЦЕЛИ: Ознакомление с явлениями природы и особенностями взаимоотношений человека с окружающей средой. Формирование основ экологической культуры. ЗАДАЧИ: Расширять представления детей о природе: о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка); о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук), ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания о травянистых растениях; знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен). Расширять представления о свойствах песка, глины и камня. Закреплять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание). Учить замечать и называть изменения в природе в разные времена года (похолодало, осадки, ветер и т.д.), сравнивать осенний и зимний пейзажи. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало исчезли бабочки и т.д.). Наблюдать за поведением птиц, оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Учить узнавать и называть время года, выделять его признаки. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Наблюдать за посадкой и всходами семян Привлекать детей к работам в огороде и цветниках. Принципы: реализации рабочей программы по ознакомлению с миром природы основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

3 принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ: Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят раза в месяц — и 3 неделя каждого месяца. Форма проведения игра, наблюдения, познавательные беседы, проектная деятельность, опытническая деятельность. Возраст детей: с 4 до 5 лет УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В группе имеется ноутбук, видеомагнитофон. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Методическая литература для педагога: Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 04

4 «Ознакомление с природой в детском саду». Соломанникова О.А., Мозаика-Синтез, Москва, 04 Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Птицы средней полосы», «Насекомые», «Высоко в горах», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Морские обитатели», «Домашние животные», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Рептилии и амфибии», «Собаки друзья и помощники», «Животные домашние питомцы». ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН год обучения, 4-5 лет. Учебный план составлен в соответствии с расписанием НОД на учебный год, утвержденным приказом заведующего от Месяц, дата Сентябрь Кол-во занятий занятия по программе Вид и тема Кол-во часов Примечание Входная диагностика по программе «От рождения до школы» — Что нам осень принесла? У медведя во бору грибы, ягоды, беру час Октябрь Ноябрь Декабрь Прохождение экологической тропы Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки) Осенние посиделки (Беседа о домашних животных) Скоро зима!(беседа о жизни диких животных в лесу) Почему растаяла Снегурочка? Стайка снегирей на ветках рябины Январь В гости к деду Природоведу

5 Февраль Март Апрель Рассматривание кролика Посадка лука Мир комнатных растений В гости к хозяйке луга Поможем незнайке вылепить посуду Экологическая тропа весной Май Экологическая тропа весной(продолжение) Итоговая диагностика: Диагностические задания -4 Итого: 7 7 часов стр ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу года дети должны: Проявлять интерес к явлениям природы и особенностям взаимоотношений человека с окружающей средой. Иметь представления о насекомых. Знать фрукты, овощи, ягоды. Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений (воздух, питание, вода). Уметь наблюдать за птицами, прилетающими на участок, называть их. Замечать и называть изменения в природе. Соблюдать нормы и правила поведения в природе. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: Диагностика ознакомления дошкольников с миром природы соответствует авторской методике О.А. Соломенниковой по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ( под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Источник

рабочая программа «От рождения до школы» по природе 3-4 г.

Принято УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом Заведующий МАДОУ№272 МАДОУ №272 ______Берлизовой Г.А.

Протокол № от Приказ № от

Рабочая программа по реализации курса «Ознакомление

с природой в детском саду»

Программа « От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Пояснительная записка

Рабочая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ « Об Образовании», а также на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по направлению « Ознакомление с природой в детском саду» ,с использованием методических рекомендаций Соломенниковой О.А. для детей младшей группы (3-4 лет)

Читайте:  Радуга это объект живой природы

Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с живой природой вообще и явлениями неживой природы ; обучение приёмам наблюдения за различными объектами и явлениями .

Интеграция разных разделов Программы ( ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность ) позволит формировать более полные представления об окружающей действительности.

Основные цели и задачи:

-помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы, формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

-развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;

-обогащать представление детей о многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;

-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

-продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

-знакомить детей с аквариумными рыбками .

-расширять представления о диких животных.

-учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой.

— учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

— показать, как растут комнатные растения (кливия.).

— дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

-знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

— дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).

-учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

-формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

-знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения :

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.;

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весен ней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закрепить знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе: доступность и привлекательность необходимой информации. «Всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я. А. Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.

Принцип сочетания научности и доступности.

Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.

Образовательная область «Познавательное развитие» в частности «Приобщение к миру природы» интегрируется со следующими :образовательными областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Принцип наглядности.

Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Метод интерактивной игры.

Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную деятельность познавательной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Наглядный метод.

С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

Словесные методы.

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Практические методы.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…

Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.

В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

Формы реализации:

Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности.

Источник

Рабочая программа по ознакомлению с природой в средней группе «От рождения до школы»

Группу №5 «Радуга» посещают 45 детей 4 – 5 лет. Из них с I группой здоровья – 15 детей (35%), со II группой здоровья 24 ребенка, с II б 2 ребенка (60%), с III группой здоровья 2 ребёнка (5%).

Читайте:  Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 38 семей (86%) — полные семьи, 6 семей (14%) — неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),

1 семья (2%) — многодетная. Уровень жизни семей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы: 42 ребенка — русские (92%), 3 ребёнка — армяне (6%), 1 ребёнок (2%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.

В группе 27 мальчиков (58%) и 18 девочек (42%).

В этом учебном году в нашу группу перешли 7 детей из другой группы детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

У детей сформированы культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. У некоторых недостаточно сформировано умение следить за своим внешним видом (дети учатся замечать неряшливость).

У большинства детей развита мелкая моторика.

Умеют самостоятельно организовать настольные и сюжетно-ролевые игры.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят

слушать книги. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

Пояснительная записка

Основные цели и задачи.

Ознакомление с природой и природными явлениями.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе:

голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Количество занятий – 1 занятие в 2 недели, в месяц – 2. Всего 15.

Академический час = 20 минут

Планируемые результаты

Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.

Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.

Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

Источник



Рабочая программа по ознакомлению детей с природой средняя группа "От рождения до школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вданной программе разработаны формы, методы и приемы ознакомления детей с природой в средней группе детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ознакомлению детей с природой средняя группа «От рождения до школы»»

дошкольное образовательное учреждение

Читайте:  6 11 2 Господство над природой и власть над людьми

города Ростова-на-Дону «Детский сад №175»

по ознакомлению с природой в детском саду

для детей 4-5 лет

(в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы»)

Воспитатели: Городецкая С.В.

2016 – 2017 учебный год

Особенности детей группы №5 «Радуга»

Группу №5 «Радуга» посещают 45 детей 4 – 5 лет. Из них с I группой здоровья – 15 детей (35%), со II группой здоровья 24 ребенка, с IIб 2 ребенка (60%), с III группой здоровья 2 ребёнка (5%).

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 38 семей (86%) — полные семьи, 6 семей (14%) — неполные семьи (ребёнок проживает с мамой),

1 семья (2%) — многодетная. Уровень жизни семей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы: 42 ребенка — русские (92%), 3 ребёнка — армяне (6%), 1 ребёнок (2%) из двуязычной семьи, что вносит определённые трудности в совместную деятельность воспитателя с этим ребёнком.

В группе 27 мальчиков (58%) и 18 девочек (42%).

В этом учебном году в нашу группу перешли 7 детей из другой группы детского сада. Вновь прибывшие дети органично «влились» в детский коллектив. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

У детей сформированы культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. У некоторых недостаточно сформировано умение следить за своим внешним видом (дети учатся замечать неряшливость).

У большинства детей развита мелкая моторика.

Умеют самостоятельно организовать настольные и сюжетно-ролевые игры.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят

слушать книги. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

Пояснительная записка

Основные цели и задачи.

Ознакомление с природой и природными явлениями.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе:

голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Количество занятий – 1 занятие в 2 недели, в месяц – 2. Всего 15.

Академический час = 20 минут

Планируемые результаты

Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.

Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.

Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.

Источник