Проект Труд в природе Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность

Старший по планете: как человек взял на себя ответственность за природу

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача», — цитата из трудов селекционера Ивана Мичурина хоть и приводилась автором лишь в узком смысле развития плодоводства, стала популярной в советском государстве в широком смысле. Но она сгодилась бы и на роль мирового кредо на завершающем этапе колониальной эпохи. Мичуринская формулировка — своего рода вершина процесса самовольного воцарения человека в мире, девиз «царя природы».

«Воцарялся» человек долго и трудно. Первой эмоцией, которую наши далекие предки испытывали по отношению к природным силам, был, по всей видимости, благоговейный ужас: природа могла нанести ущерб в любой момент. Пожары, наводнения, дикие звери — все это заставляло человека страдать, испытывая страх и беспомощность.

Фото:РБК Тренды

В самой глубокой древности человек обожествлял непосредственно злаки, дававшие ему пропитание; однако впоследствии понадобилось объяснение тому, что людям приходится, по сути, «убивать» и съедать божество. Земледельческие культы эволюционировали, отделив «духа растения» от его «тела»; так стихийная сущность природы начала отделяться от материальной.

Страх перед стихией сохраняется в каком-то смысле до сих пор: даже современные писатели в жанре фэнтези, выдумывая свои пантеоны, непременно включают в них природную силу, будь то энты у Толкина, древовидцы у Мартина или Грут во вселенной Marvel.

В материальном же смысле природа стала пониматься как неодушевленная часть сотворенного мира, одушевленной частью которого был человек. Когда люди с развитием ремесел и земледелия убедились, что окружающий мир, оказывается, вполне поддается переделке, самым простым объяснением стала идея предназначенности природы в дар человеку, каковым даром человек волен распоряжаться: «Растения существуют ради живых существ, а животные — ради человека. Если верно то, что природа ничего не создает в незаконченном виде и напрасно, то следует признать, что она создает все вышеупомянутое ради людей», — бесхитростно заключает Аристотель.

Более конкретно эта мысль разъяснена у Платона в «Тимее»: сотворенный человек неизбежно должен был погибнуть от огня и воздуха, поэтому в помощь ему боги создали растения — «породы растительного царства произрастили они, мощные, нам, менее сильным, для пропитания».

Хищническая вырубка лесов и опустошение полей и выпасов — не изобретение новейшего времени. Оказавшись в пустынях современной Сирии или Ирака, трудно поверить в то, что некогда эти земли были так называемым плодородным полумесяцем, мировой колыбелью земледелия и скотоводства. Леса и поля, составлявшие богатства Шумера и Вавилона, были попросту сведены на нет за долгие столетия руками людей. Наиболее распространенное объяснение гибели цивилизации майя тоже сводится к вырубке индейцами джунглей и, как следствие, разрушению экосистемы. При взгляде на скалы Греции сложно представить их покрытыми строевым лесом, исчезавшим уже на глазах современников: «Среди наших гор есть такие, которые ныне взращивают разве только пчел, а ведь целы еще крыши из кровельных деревьев, срубленных в этих горах для самых больших строений», — сокрушался Платон.

Фото:Vladimir Kudinov

Кстати, уже в античную эпоху люди задумывались о последствиях вторжения в природу. В «Анналах» Тацита сохранился рассказ о том, как в римском сенате слушался проект отвода от Тибра питающих его рек и озер для уменьшения его разливов. Представители муниципиев и колоний — флорентийцы, риетинцы и жители Интерамны — воспротивились, утверждая, что тогда вода из этих водоемов заболотит «плодороднейшие земли Италии», и вообще, «природа, определившая рекам их устья и течение, истоки и разливы, достаточно позаботилась о делах человеческих». Сенат решил оставить все как есть.

Леса тем не менее продолжали вырубаться быстрыми темпами; довольно скоро древесину для римских построек пришлось возить из дальних провинций. Граждане если и беспокоились, то не об абстрактной экологии, а о собственных нуждах. Не стоит забывать, что, разрушая, человек одновременно и создавал — прокладывал системы ирригации, облагораживал культурные растения, выводил новые породы скота, высаживал сады, поля и виноградники.

Некоторые современные исследователи высказывают сомнения в степени антропогенного воздействия человека античной эпохи на природу. Но так или иначе, «царем природы» человек еще не стал — скорее, «уверенным пользователем». В центре мироздания все-таки находились боги, человек как бы пользовался их дарами as is, в том естественном виде, в каком они были предоставлены, и не отвечая за последствия.

Царь по доверенности

С укоренением христианства оформилось понимание природы как вспомогательного ресурса для человека: сотворив человека, Бог, согласно Писанию, поручил ему «наполнять землю и обладать ею» и владычествовать над рыбами, птицами, над скотом и вообще «над всею землею». Это было уже похоже на «царство», но все же по доверенности. Но перед тем как чем-то владеть, это что-то нужно сначала завоевать. А затем выяснить, кто конкретно чем владеет.

Для средневекового крестьянина лес был скорее враждебной средой. Дремучие заросли Центральной и Западной Европы являлись своего рода «антимиром» для упорядоченной жизни в освоенном пространстве. Признаки такого отношения можно повсеместно встретить опять же в фольклоре — лес всегда является обиталищем чудовищ, колдунов и великанов, несущих смертельную угрозу. Сложно почувствовать себя «царем» в такой обстановке.

Леса в процессе колонизации пространства безжалостно сводились и корчевались. Северянам, кроме стройматериала, лес был очень нужен и на дрова. Но стали появляться и первые признаки целенаправленной охраны окружающей среды. Уже в конце VII века Карл Великий в «Капитулярии о поместьях» указывает, «чтобы леса и заповедные чащи наши хорошо охранялись; и если где окажется удобное место для расчистки, расчищали бы, не давая полям зарастать лесом; а где должны быть леса, никак не допускать вырубать и губить их; зверей же в заповедных чащах наших тщательно блюсти».

С развитием горнорудного дела о лесах приходилось заботиться все сильнее — горнякам требовалось больше леса. Огромное количество ресурсов требовалось растущим городам. В европейских государствах стали появляться многочисленные уложения, регулирующие пользование лесами, и правила лесовосстановления. Эти уложения помимо прочего служили и делу обоснования феодальной власти — и уже тогда популярной стала аргументация о грядущем дефиците дерева (конечно, находились те, кто в него не верил).

Экология влияла на политику с древних времен, подчас неявным образом. Даже то, что в Европе общество исторически тяготело к демократическим, республиканским формам правления, а в Азии — к деспотическим, а не наоборот, по одной из версий объясняется тем, что европейский крестьянин располагал естественным орошением полей и, следовательно, не так зависел от властей в обеспечении пропитанием; в засушливых же местностях Востока урожай обеспечивали ирригационные системы, а их обустройство требовало участия центральной власти. Безусловно, это не единственный фактор, но тем не менее.

Не стали исключением и Средние века. Постоянные споры за пользование природными ресурсами приводили к конфликтам. Крестьяне поднимали восстания, требуя передачи в общинное пользование лесов, пашен и права на охоту и рыбную ловлю. Монархи запрещали вырубку леса, так как он был необходим для постройки флотов. Города, в свою очередь, спорили с феодалами, заставляя монархов вводить запреты на сведение лесов в своих окрестностях. Противоречащие взгляды на использование ресурсов имели гильдии. Все эти общественно-политические склоки не только выковывали социальные связи, но и невольно способствовали сохранению определенного баланса отношений человека и природы. И в то же время неумолимо подводили к мысли об ограниченности ресурсов.

«Новое время» принесло бурную индустриализацию. «Век дерева» сменился «веком угля» — в первое время в добыче каменного угля видели выход из экологического кризиса, залог спасения лесов, предсказания о дефиците которых уже вызывали панику. Далеко не сразу удалось понять, что уголь в отличие от древесины — ресурс невозобновляемый.

В этот момент и стало оформляться «царское» отношение к природе.

Картезианская философия обосновала уникальность человека и его неравнозначность природе — с точки зрения рационалиста той эпохи природа была чем-то вроде механизма, который можно разбирать, не мучаясь этическими вопросами, и даже нужно, поскольку миссия человека состоит в облагораживании и упорядочении мира.

Парадоксально, но в данном случае наука помогла обосновать религиозный тезис.

Для защиты от наводнений горожане принялись, в частности, строить дамбы и изменять русла рек. Крупнейшим проектом стало исправление русла Рейна в Германии в XIX веке — реку фактически превратили в канал ради увеличения пахотных земель и улучшения судоходства (лишь потом оказалось, что это вызвало новые проблемы). Инженеры-гидротехники занимались спрямлением Дуная, причинявшего немало бед жителям Вены во время наводнений. «Кто слышал скрежет землечерпалок, кто пережил волнения ночных защитительных работ на плотинах и моменты триумфа при успехе дела. тот сделается на всю жизнь горячим защитником подобных предприятий, обуздывающих грозные силы природы на благо человека», — патетически восклицал геолог Эдуард Зюсс, защищая идею в венском парламенте, и эта цитата хорошо отражает восхищение прогрессоров собственными возможностями.

Читайте:  Загородный комплекс Гостевое Подворье Сергиева Заводь

Однако дым от фабричных труб тревожил людей, стали заметно ухудшаться условия их жизни. Уже в XVII веке над Лондоном висел знаменитый смог — визитная карточка города на протяжении столетий. Современники отмечали рост заболеваний от ядовитых свинцовых и серных паров, а также химических сбросов в водоемы. Все это не могло не вызвать реакции — в XVII–XVIII веках стали появлялись авторы, такие как Джон Ивлин, резко обличавшие индустриализацию и требовавшие возврата к консервативным технологиям. Томас Мальтус сочиняет теорию убывающей плодородности и грозит человечеству вымиранием от нехватки пищи, а Иоганн Гёте следует романтическому культу природы. «Мы живем среди природы, мы друзья ее. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти», — рассуждает поэт.

«Лесной романтизм» стал, надо сказать, одним из истоков немецкого национализма — впрочем, и в других странах, формировавших национальную идентичность, фактор родной природы играл значительную роль, что также способствовало ее охране. Стоит заметить, что именно в нацистской Германии было принято мощное законодательство о защите окружающей среды — а по другую сторону океана, в США, скудная по сравнению со Старым Светом история заставляла американцев поднимать на щит природу. Американские экологические движения появились раньше и были шире, нежели европейские, именно там была написана «Молчаливая весна» Рэйчел Карсон — книга, которая стала для экоцентристов второй половины XX века чем-то вроде «Коммунистического манифеста» Маркса.

«Трапеза льва», Анри Руссо, 1907 год

Бесконечно игнорировать предостережения скептиков было нельзя, в XIX веке терпеть многие вещи становилось просто невозможно — жизнь в чаду перенаселенных городов напоминала ад. Пожалуй, можно сказать, что именно стремление к чистоте и гигиене легло в основу готовности человека пойти на уступки природе — власти начали ограничивать выбросы и строить очистные сооружения. Но хотя «царь природы» постепенно, как и в политике, переходил к своего рода «конституционной монархии», добровольно соглашался на ограничения власти, все же развитие требовало жертв, а наука объясняла еще далеко не все причинно-следственные связи — к примеру, до начала XX века считалось, что высокая труба завода экологически безвредна, так как дым развеивается где-то высоко в воздухе.

Какое-то время экологические кризисы удавалось разрешать, создавать иллюзию разрешения или вовсе игнорировать. Продолжающийся бурный рост науки и промышленности приводил к частой смене эпох — на смену углю приходил бум гидроэнергетики, затем электричество, нефть, атом. Каждый раз казалось, что новая технология закроет старые экологические проблемы. На практике же это приводило к интенсификации производства — чем проще человеку доставалась энергия, тем активнее он ее добывал и тратил.

Фото:Oscar Gonzalez / NurPhoto / Getty Images

Экспоненциальный рост добычи и потребления невозобновляемых ресурсов продолжался всю первую половину XX века, эпоху самой нещадной переэксплуатации природы. В СССР, где исчезли вообще все факторы сдерживания, коммунисты и вовсе не стеснялись в методах — «мичуринский» подход вкупе с желанием наверстать отставание от Запада вдохновлял их на аграрные мегапроекты, уничтожившие Аральское море, масштабную индустриализацию без оглядки на экологию и еще в 1970-х строить планы поворота сибирских рек в Среднюю Азию.

Так продолжалось до середины столетия, когда эпоха дешевой нефти привела к производству огромного количества товаров и, как следствие, такого же количества отходов. Это следует признать одним из важных факторов появления экологического сознания, но не менее важными стали еще две причины: появление ядерного оружия, заставившее мир испытывать недоверие к атомной энергетике и бояться радиоактивных осадков, а также распространение рака — когда выяснилось, что многие канцерогены содержатся именно в химических выбросах. Соединившись, эти фобии привели просто к массовому психозу и одновременно росту популярности экологических теорий, которые вскоре оформились в целое научное направление.

В 1972 году ООН проводит конференцию по защите окружающей среды, с которой можно отсчитывать современную мировую политику в этом направлении.

Тысячу лет готовившись провозгласить себя «царем природы», человек буквально за пару столетий понял, что тиранический стиль правления ни к чему хорошему не приводит, и поспешил сдать назад. Тем не менее этот путь, очевидно, должен был быть пройден именно в такой последовательности — это касается и тех регионов мира, которые пока отстают от передовых образцов.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Источник



Человек и природа — примеры связи и значение природы для людей

Несмотря на все достижения науки и техники человек до сих пор находится в зависимости от природы. При этом и люди оказывают на природу огромное влияние.

Как природа влияет на человека?

Природа предоставляет человеку те ресурсы, которые необходимы ему для жизни. Самыми важными из них являются свежий воздух, чистая вода, солнечный свет и пища. Без этих благ природы человек в принципе не может жить.

Но по мере развития нашей цивилизации люди стали добывать и другие ресурсы, которые нужны нам для комфортной жизни. Сначала человек освоил некоторые строительные материалы (дерево, мрамор, гранит), а также самые распространенные металлы (медь, бронзу, железо, золото, серебро). В дальнейшем список добываемых материалов расширился, стали использоваться алюминий, титан, никель, вольфрам, уран. Первым ископаемым топливом, освоенным человеком, можно считать уголь. В XIX в. вместо него стали применять нефть (точнее говоря, топливо, получаемое из нефти), а в XX в. пришел черед природного газа. Также природа дает нам возможность получать электричество, не сжигая природные ресурсы. Надо лишь использовать энергию рек и приливов, солнечного света и ветра.

Однако природа может и негативно воздействовать на человека. Периодически происходят природные катаклизмы, жертвами которых становится множество людей. Это извержения вулканов, землетрясения, ураганы, наводнения. Существуют и другие бедствия, которые напрямую не убивают людей, но косвенно приводят к большим потерям. Например, сильная засуха провоцирует неурожай, что в свою очередь может привести к голоду в бедных странах.

Порою природное бедствие связано с воздействием на человека живой природы. В качестве примера можно привести крупные эпидемии или нашествия саранчи.

Как человек влияет на природу?

Человек отличается от других обитателей Земли тем, что он не только приспосабливается к природе, но и сам способен преобразовывать ее под свои нужды. Ещё в глубокой древности люди начали распахивать землю, строить первые поселения и вырубать леса, тем самым меняя природный ландшафт. На сегодняшний день возможности человека возросли – он строит целые города, прокладывает шоссе и железные дороги. Более того, ему удалось даже изменить географию планеты – построив Суэцкий канал, человек отделил Африку от Евразии, а воды Красного и Средиземного моря соединил. Аналогично и Панамский канал разделил Северную и Южную Америку.

Деятельность человека приводит к вымиранию других животных. Классический пример – это мамонт, истребленный ещё первобытными людьми. С развитием цивилизации растет и скорость исчезновения биологических видов.

В последние два века человек стал влиять и на глобальный климат на планете. С ростом промышленности увеличились выбросы в атмосферу углекислого газа, что в свою очередь приводит к глобальному потеплению. С последние десятилетия сильно сократилась площадь льдов в Арктике, расширилась территория пустынь. В свою очередь эти изменения влияют на живую природу. Например, таяние льдов приводит к сокращению ареала распространения белых медведей, и поэтому их численность сокращается.

Человек осознает негативные последствия своей деятельности и пытается как-то компенсировать их. Создаются специальные заповедники, на территории которых сохраняются вымирающие виды. Для предотвращения глобального потепления устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа. В последние годы идет всестороннее ужесточение экологического законодательства.

Подведение итогов

Человек и природа сильно влияют друг на друга. Люди должны осознавать, что урон, нанесенный природе, в конечном итоге приводит к негативным последствиям и для самого человека.

Источник

Рисунки труда людей весной

Весной в огороде для каждого найдется работа по его силам. Но труд людей весной не ограничивается садовыми заботами. Картинки и рисунки из нашей статьи помогут открыть ребенку все варианты весенних забот человека. И возможно тогда малыш сам захочет помогать своим родителям.

Весенние работы глазами детей.

Картинки для учеников 2 класса.

Весенние работы в семье.

Труд людей весной в картинках для дошкольников.

Малыши трудятся.

Детский рисунок цветными карандашами.

Легкая срисовка для учеников начальных классов.

Раскраска по теме для самых маленьких.

Контурный рисунок для ребятишек.

Цветная картинка с изображением весеннего труда.

Дети трудятся для блага других.

Читайте:  Средства против комаров на природе

Весенний труд для всех.

Для дошкольников.

Для раскрашивания.

Труд полезен для всех.

Глазами детей.

Источник

Грандиозность и величие природы

Прежде, чем начать читать мой краткий компендий, советую любознательным читателям посмотреть фото, размещенные на сайтах:
http://7oom.ru/pejzazhi-prirody.htm,
http://7oom.ru/tropy.htm,
http://7oom.ru/kartinki-priroda.htm,
http://7oom.ru/priroda-v-foto-zima-2.htm,
http://7oom.ru/zhivotnye-i-ix-detenyshi.htm

Один из моих книжных шкафов заполнен альбомами фотографий, сделанных во время странствий по миру. Это тоже своеобразная фотоэнциклопедия мировых природных чудес, или зафиксированных мгновений счастья. Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем — значит жить. Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же.

В ряду высоких эстетических наслаждений человека лежит наслаждение природой. Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем (Л.Н.Толстой).

Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу,
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.

Наблюдая величественные водопады или извержения Кракатау, грозные тайфуны или грандиозные океанические течения, даже — обычные грозы или снегопады, каждый раз убеждаешься в мощи природы и собственной малости в стоянии пред ее величественным великолепием и мощью (что, кстати, великолепно отражают рекомендуемые мной снимки). Мне трудно согласиться с тем, что мы, даже добывшие энергию из ядра и научившиеся поворачивать реки, способны конкурировать с могущественными силами природы, когда даже наши высочайшие достижения часто работают больше во зло, чем во благо. Как писал тот же Лев Николаевич, в безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, человек способен обратить в несомненное и очевидное зло.

Сила природы, воистину, велика. Ближе всего к Божеству в этом мире находится природа. Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Творения природы совершеннее творений искусства. Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой. В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей. Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы. Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.

Природа всегда сильнее принципов. Природа — творец всех творцов. В природе нет ничего бесполезного. Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна. Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует. Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна. То, что противно природе, к добру никогда не ведет. Нет ничего более изобретательного, чем природа. Изучение и наблюдение природы породило науку. Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы. Природа щедра в своих действиях и бережлива в предлагаемых ею причинах. Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. Природа не стареет, вместо увядших произведений она рождает новые. Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованию она не изменила бы ни на йоту свои законы.

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с ее законами. Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный. Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей. Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает. В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастливым. Благо людей и мира на Земле, безопасность планеты и торжество «царства разума» — это дело всех и каждого. Поэтому, приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях.

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все равно читаем в ней.
Но кто, читая, понимает?

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Человек несчастен лишь потому, что не знает природы.

…Леса без птиц
И земли без воды.
Всё меньше
окружающей природы,
Всё больше —
окружающей среды".
Р. И. Рождественский

Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства. Незнание природы — величайшая неблагодарность.

Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы; их при желании можно восстановить. Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на Земле, люди обедняют тем самым не только окружающую нас Природу, но и самих себя.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще — природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Всё рожденное в природе обязательно умирает, но это не является окончательной гибелью, ибо из смерти старого восходит новое, и это происходит непрерывно. Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила. Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

Я бы умер с тайной радостью
В час, когда взойдет луна.
Овевает странной сладостью
Тень таинственного сна.

Беспредельным далям преданный,
Там, где меркнет свет и шум,
Я покину круг изведанный
Повторенных слов, и дум.

Грань познания и жалости
Сердце вольно перейдет,
В вечной бездне, без усталости,
Будет плыть вперед, вперед.

И все новой, странной сладостью,
Овевает признак сна.
Я бы умер, с тихой радостью,
В час, когда взойдет луна.

Написал по памяти, сто пудов, что с неточностями.
Природу нельзя застать неряшливой и полураздетой. Точно. Нас застать в этом виде можно.
Когда нибудь она жестоко проучит нас за эту неряшливость.

Дорогой Майк, я тоже очень люблю Брюсова и даже написал обзор о его гениальном творчестве. Память у Вас отменная: только в двух местах перепутали точку с троеточием. Полагаю, что взрослое человечество, которое ныне еще не выросло из детских штанишек, — я ему даю возраст максимум 7-10 лет, а кое-кто оно еще не выросло из пеленок, — решит свои экологические проблемы.

У меня к Вам вопрос. Я сейчас пишу статью о романе "Бесконечная шутка" Дэвида Фостера Уоллеса. Не подскажете ли Вы, каково к нему отношение в США — к самому Уоллесу и его грандиозному роману. Мне важно понять, оценивают ли американцы этот труд таким же эпохальным как "Улисс" Джеймса Джойса. Заранее благодарен.

Игорь Иванович, дорогой мой !
Прежде всего прошу прощения, что не отвечаю вовремя — нельзя надолго оставлять близких, приходится затем усиленно наверстывать упущенное.
Я думаю, что Вы на свой вопрос ждали ответ от иного человека, а не от того, кто последнее, что прочел в американской литературе, так это "Тропик Рака", как помнится.
Вы уже опубликовали статью об Уоллесе, которого я совсем не знаю. Человек, который более сведущ в этом говорит, что "Бесконечная шутка" — это книга жизни, что это бестселлер, который стоит прочесть каждому.
Развожу руками, и приношу извинения за свою серость.
Я обязательно напишу Вам в другом месте. Я сегодня и там читал.
Всегда Ваш друг.
М.

Дорогой Майк. Как и "Улисс", это книга для литературных гурманов и поэтому не уверен, что общедоступна. Я почти уверен в том, что, как и "Улисса", ее трудно читать без путеводителя. Но даже рецензии американских критиков на "Бесконечную шутку" читать очень нелегко — чувствуется запредельность и бесконечность. Думаю, что дальше половины книгу одолели немногие одиночки.

Читайте:  Почему Байкал считается уникальным явлением природы

Еще раз с новым годом и всех благ!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Проект «Труд в природе. Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность»

Вид проекта: творческий, практический, игровой, долгосрочный, групповой.

Срок реализации проекта: октябрь — май

Актуальность проекта:

Мы живем в обществе, которому присуще потребительское, а порой и варварское отношение к природе. Приоритет материальных ценностей распространился на весь окружающий мир, включая и мир природы. Тем не менее вокруг нас обилие информации об охране окружающей среды, которую мы доносим до наших детей. Но любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, Выход из экологического кризиса видится в преодолении отчуждения человека от природы, через деятельность. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Мы обратили внимание, что жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, их пользе.

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной познавательной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Цель: Организация трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, для углубления и закрепления экологических представлений и формирования гуманного отношения к природе.

Задачи проекта:

— Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде. Учить детей ежедневно ухаживать за растениями зимой в комнатных условиях.

— Расширять представление детей о жизни растений. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

— Учить детей делать выводы на основе наблюдений. Фиксировать представление детей об изменениях роста растений.

— Участвовать в посильной практической деятельности. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Научить детей видеть результат своего труда.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

— Развивать познавательные и творческие способности. Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Развитие устойчивого интереса к трудовой деятельности, сознательного и ответственного отношения к ней. Повышение уровня экологической образованности дошкольников. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход проекта.

I. Этап – подготовительный.

• Составление плана работы над проектом.

• Создание развивающей среды.

• изучение материала, связанного с темой проекта.

• Составление совместный план работы с детьми, учитывая их интересы.

• подготовка информационных источников и литературы

• знакомство со сказками, в которых героями являются растения (Репка, Чиполлино и др.)

• создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Создание атмосферы сотрудничества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

• Вовлечение родителей в совместную деятельность (помощь в приобретении семян для огорода на окне, контейнеров для почвы)

Беседы «О пользе витаминов», «Откуда появился лучок», «Лук — от семи недуг»

Составление рассказов об овощах по опорным таблицам.

Составление загадок об овощах.

Дидактические игры «Третий лишний», «Чудесный мешочек», «Что, где растет?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?»

Составление рассказа «Лето на огороде», «откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Беседа «Как помочь растению», «Деревья и кустарники на участке», «Какие разные деревья», «Хвойные деревья».

Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

Рисование: «Деревья в разное время года».

Продолжать формировать у детей желание участвовать в коллективном труде ; соотносить свою деятельность с трудом других. Закреплять умение детей помогать взрослым поддерживать порядок на участке. Формировать умение давать оценку работы своей бригады и коллектива в целом.

Беседа по технике безопасности при работе с инструментами.

Наблюдения за трудом взрослых.

Сбор семян цветов.

Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки сухой травы, листьев.

Помощь дворнику в уборке листьев на участке детского сада. Разучивание пословиц, поговорок о труде.

Создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок, о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин», дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши», пальчиковые игры «Алые цветы», «Посадим цветы», «Цветок».

Беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений».

Отгадывание загадок о комнатных растениях. Рисование акварелью на тему «Фиалка», рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»,

аппликация «Комнатное растение».

Дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой,опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

трудовые поручения – индивидуальные и коллективные.

Консультация для родителей на тему:

«Труд в природе, как одно из средств воспитания детей».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда.

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым.

Инновационный педагогический опыт: «Экологическое воспитание через игровую деятельность дошкольников» Актуальность и перспективность опыта. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, именно в это время закладываются основы.

План по самообразованию по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Зорька» План по самообразованию по теме: «Экологическое.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое.

Экологическое воспитание через исследовательскую деятельность Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Трудовое воспитание дошкольников. Труд в природеТрудовое воспитание дошкольников. Труд в природе Желание и умение трудиться, нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из.

Экологическое воспитание через театрализованную деятельность «Экологическое воспитание через театрализованную деятельность». Лут Дарья Геннадьевна Воспитатель МБДОУ №2 №Колокольчик» с. Троицкое Детский.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Прежде всего, ухудшение жизни человека выражается.

Источник