Процессы и явления в живой и неживой природе

Явления природы

Урок 4: Явления природы

slide11

Перейти

slide15

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

slmob1

Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам

slmob2

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

Явления природы

В современном мире явления природы играют важную роль в быту и сельском хозяйстве. Так, дожди помогают семенам прорастать, а засуха, напротив, препятствует появлению плодородного урожая.

Какие явления природы существуют в мире

Существует множество примеров явлений природы. Среди них – привычные нам снегопад, дождь, ветер, радуга и град. Также к явлениям природы относят феномены – редко встречающиеся и порой таинственные перемены в природе (полное затмение, мираж, огненный и водяной смерчи, круглая радуга и другие).

1fghfgh
Феномены в природе источник

Явления природы группируются по происхождению (явления живой и неживой природы) и местоположению (например, северное сияние есть лишь в Финляндии, Норвегии, Швеции, Канаде, Аляске и остальных серверных странах, а глобально высокие температуры – лишь в странах, находящихся в центральной части Земли).

2dfg
Северное сияние источник

Живая природа

Живая природа – это все, что не создано человеком, но может питаться, расти и дышать. Мир живой природы многообразен: к нему относятся растения, птицы, животные, грибы, рыбы, бактерии и другие существа.

3fghfgh
источник

Классификация живой природы

Разделяется живая природа на царства: бактерии (самые распространённые существа, которые первыми появились на Земле), растения, грибы и животные.

4fgdfg
источник

Также подразделяются классы живой природы. Четыре главных царства организмов делятся ещё на «ветви». Например, самые распространённые классы:

  • животных – птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся млекопитающие и насекомые;
  • бактерий – почвенные и болезнетворные;
  • растений – однодольные (кукуруза, рис, тюльпан) и двудольные (фасоль, яблоня, горох).

Существует ещё множество подобных видов, которые и по сей день не изучены до конца или же вовсе не открыты.

Уровни живой природы – это иерархия жизни на Земле, разделение организмов на главные (включающие все природные явления) и второстепенные (связанные только с одним организмом). Существуют шесть уровней:

  • экосистемный (все организмы и явления жизни на Земле, а также среда их обитания);
  • биогеоценотический (совокупность разных видов и царств организмов);
  • популяционно-видовой (совокупность организмов одних и тех же видов и популяций);
  • организменный (отдельный живой организм, его функции и роль в мире природы);
  • клеточный (клетка, её структура и среда обитания), молекулярный (молекулы различных веществ, которые являются составляющими клеток и организмов).

5gdfg
Уровни организации живой природы источник

Живые существа

Ежегодно в природе происходит множество явлений, которые связаны с живыми существами (с растениями, в том числе):

  • птицы летят на юг,
  • животные кормят потомство,
  • осенью деревья сбрасывают листву,
  • некоторые виды зверей впадают в спячку.

Появление живых существ на свет и прорастания семян будущих растений – также явления природы.

6bgfh
источник

Человек – живое существо, ему также свойственны явления, происходящие в мире природы:

  • выпадение волос, ресниц и рост новых,
  • сужение кровеносных сосудов зимой и их расширение летом.

Появление человека – явление природы, как и цветение деревьев, появление на свет живых существ, выпадение осадков и образование засухи.

7fgdfg
Человек – часть природы источник

Наиболее распространённые явления живой природы

Явления живой природы всюду окружают человека: утром распускаются цветы, поют птицы, просыпаются люди и животные, а вечером выползают сверчки, а на охоту выходят ночные животные (такие, как совы и летучие мыши).

8fggh
Явления живой природы источник

Заметна связь между живой природой и человеком: организм людей приспосабливается к условиям, которые меняются вокруг них. Так, летом, когда воздух нагревается, в качестве защитной реакции кожа выделяет пот, который охлаждает её. Когда же температура понижается – щитовидная железа, один из жизненно важных органов человека, выделяет гормоны (тиреоидные), которые поддерживают нормальную температуру тела.

Неживая природа

Все живые существа обитают в мире неживой природы. Это – объекты, которые не развиваются, не растут, не видоизменяются, не движутся и не размножаются. Без них жизнь на Земле невозможна: именно благодаря неживой природе живые существа дышат, взаимодействуют между собой и питаются.

9hgfgh
Живые организмы и объекты неживой природы источник

Распространенные явления неживой природы

Явлениями, связанными с неживыми объектами природы, являются смена погоды (ясный день сменяется на дождливый) и времён года (осень сменяется на зиму). Также к ним относятся проливные дожди, снегопады и град. Некоторые страны имеют уникальные природные явления. Так, тропические дожди характерны лишь для экваториального пояса, а северное сияние – для стран северного и южного. В различное время суток мы также наблюдаем явления неживой природы, а именно – небесных тел: закат, рассвет, появление Луны.

10bghj
Объекты неживой природы (примеры) источник

Объектами неживой природы называются предметы, не сделанные руками человека, при этом не являющиеся живыми. Самые распространённые примеры – горы, воздух, солнце, вода, камни и почва. Несмотря на то, что объекты неживой природы не растут и не способны двигаться, с течением времени они могут изменяться в объеме. Например, на протяжении тысячелетий горы «растут», так как увеличиваются размеры кристаллов соли, водоемы замерзают из-за изменения температуры, а камни «крошатся» и образуют пыль из-за воздействия посторонних тел. Также осенью неживой природой являются опавшие листья, так как они больше не являются частью деревьев.

11sdf
Объекты неживой природы источник

Живая и неживая природа связаны между собой. Так, особое влияние на человека, животных, бактерии, грибы и растения оказывают вода, кислород, температура, давление, свет, питательные вещества, микроорганизмы и почва.

12jkl
источник

Но какая неживая природа есть, например, в пустыне? Несмотря на пустошь, небольшое количество живых существ и прочих признаков жизни, в ней находится множество горных пород (песчаник, кварц, кремний) и булыжников.

13kui
источник

Группировка объектов неживой природы по консистенции

Твёрдое агрегатное состояние

К этой группе относят горные породы, камни, лёд, планеты и их спутники, почву и снег. Также к группе твёрдых объектов неживой природы относится песок, так как он состоит из множества крупинок, по составу не отличающихся от камня.

14loijhk
источник

Жидкое агрегатное состояние

Вода, дождь, и все, что не имеет формы и растекается, находится в жидком агрегатном состоянии.Такие вещества не имеют объема и формы, но их можно придать, поставив емкость с жидким объектом неживой природы в морозильник.

15nhjk
источник

Газообразное агрегатное состояние

Вещества, состоящие из газов (В том числе и атмосфера Земли, туманы, холодные и тёплые потоки воздуха). У них, как и у объектов с жидким агрегатным состоянием, нет формы, они не материальны и не обтекаемые.

16kjl
источник

Интересный факт: от некоторых явлений неживой природы образовались наименования древнеславянских месяцев. Так, например, «Студень» (декабрь) получил название от такого явления как стужа, которое характерно для зимы.

Сезонные явления в природе

Сезонные явления в жизни живых организмов изучает фенология – наука о периодически повторяющихся феноменах окружающего мира в зависимости от климата. Специалисты в этой сфере изучают сезонные изменения в природе:

  • осенними явлениями природы являются заморозки, похолодания, иней, гроза, дожди и туман;
  • весенними – таяние снега, цветение деревьев, ледоход и прилёт птиц с юг;
  • летними – гроза и потепление;

зимние природные явления – вьюга, снег, замерзание водоемов и северное сияние.

17nghj
источник

Какие бывают времена года

В мире природы существует четыре времени года: лето, весна, осень и зима. Каждое из них делится на три месяца, а они, в свою очередь, на тридцать дней.

18iuyui
Таблица месяцев источник

Интересный факт: некоторые современные названия месяцев связаны с природными явлениями. Так, например, «июнь» произошёл от древнеславянского слова «изок», которое означало появление кузнечиков в тёплое время года, а февраль – от латинского церковного праздника «хевраль», который отмечался зимой.

Сезонные изменения в живой природе: примеры и наблюдения

В различные времена года природа по-разному воздействует на жизнь человека и другие живые организмы:

  • Осенью птицы улетают на юг, некоторые виды животных впадают в спячку, деревья сбрасывают листву, человек собирает урожай, который вырос за лето.
  • Зимой выпадает снег, животные меняют окраску, а человек подбирает тёплую одежду, чтобы согреться.
  • Весной прилетают перелетные птицы, на деревьях распускаются почки, цветут растения, а животные выходят из спячки.
  • Летом появляются на свет детёныши зверей и животных, вырастают культуры (такие, как помидоры, арбузы, дыни, клубника и другие), а домашний скот даёт больше молока.

19ghj
Природа в различные времена года источник

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в живой природе, напрямую зависят от неживой. Например, зимой, когда выпадает снег и понижается температура воздуха, медведи впадают в спячку и прячутся в берлогах.

Каждый природный объект видоизменяется в зависимости от сезона. Как изменяются в разные времена года, например, водные объекты? Осенью температура воды постепенно понижается и её поверхность покрывается коркой льда, зимой она твердеет и полностью превращается в лёд. Весной начинается оттепель и вода постепенно возвращается в прежнее агрегатное состояние.

В течение лета и осени температура воды уменьшается приблизительно на 9 градусов. Например, воды Чёрного моря летом имеют комфортную для человека температуру (около 24-х градусов по Цельсию), а в конце осени она составляет 15 градусов.

Читайте:  Фенологический дневник наблюдений за природой

20ghfgh
Море в различные времена года источник

Сезонные явления в растительном мире

Наблюдения за сезонными изменениями зимой и летом показали, что в холодные времена года многие виды растений погибают от заморозок, а ближе к лету распускаются и дают плоды. К ним можно отнести пшеницу, горох, кукурузу, рис и другие культуры. Но существуют и многолетние растения, которые существуют на протяжении многих лет. К ним относят землянику, шалфей, томат и деревья.

Заметнее всего проявляются именно сезонные изменения, происходящие с деревьями. Зимой мы наблюдаем чёрные голые деревья, покрытые инеем и снегом, весной – распускающиеся почки и розовые цветы на них, летом – плоды, а осенью – разноцветную листву.

21hfgh
источник

Сезонные явления в животном мире

Осень – это подготовка животных к похолоданиям. Подобно человеку, который запасает урожай, собранный летом, для зимы, многие лесные жители роют норы, несут в них ягоды, орехи, шишки и зерна. Такими животными являются белки, кроты, мыши, крысы и другие грызуны.

22gfgh
источник

Зимой животные прячутся под слоем опавших листьев или толстой коркой снега и засыпают до весны. Те, кто не способен на спячку (например, птицы), летят в тёплые края или остаются на родных землях, собираясь в стаи и кормятся осенними запасами.

23bgfh
источник

Весна и лето – самый активный период для зверей и животных. В это время они дают потомство, питаются свежими фруктами, ягодами и листьями, зайцы меняют шубу с серой или белой на бурую, а белки – на рыжую. У многих из животных начинается линька, они «сбрасывают» старую шерсть, вместо которой вырастает новая.

24gfdfg
источник

Источник



Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

связи живой и неживой природы

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

схема живой и неживой природы

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

взаимосвязь живой и неживой природы

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

живая неживая природа 5 класс

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

окружающий мир живая неживая природа

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету «естествознание» полностью посвящен этой теме.

Источник

Процессы в живой и неживой природе. 1-й класс

Тип урока: урок решения частных задач.

Тема: «Процессы в живой и неживой природе (развитие одуванчика, бабочки, рост кристаллов)»

Задача: организация наблюдения за процессами в живой и неживой природе.

  • формировать умение устанавливать последовательность процессов;
  • выделять прошлое и настоящее состояние объекта;
  • называть процессы словами подписывать их символически;
  • умение обобщать свои наблюдения.

Развивающие:

  • развивать образное мышление;
  • развивать наблюдательность;
  • способствовать развитию устной речи;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • развивать умение моделировать.

Воспитательные:

  • прививать интерес к учебной деятельности;
  • прививать культуру учебного труда.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы организации образовательного процесса: самостоятельный, фронтальный, квазиисследовательский.

Оборудование: на партах у учащихся учебник Е.В. Чудиновой «Окружающий мир», картинки с одуванчиками, листы с текстами, выращенные кристаллы, мультимедийный проектор, электронный учебник по биологии, презентация к уроку.

Создание «ситуации успеха».

У. Добрый день. Начнём урок окружающего мира.

(слайды 1-4 с картинами о природе) Удивительный мир природы. Вечноизменяющийся, он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. У нас возникает множество вопросов.

Читайте:  Как перезапустить внутренний ресурс молодости или что такое саногенез

Если я чего-то не знаю, но хочу узнать, я могу……….

Д. Я могу спросить у взрослого, прочитать в книге, понаблюдать. (Слайд 5)

У. Давайте вспомним, когда мы наблюдаем, какими органами чувств мы пользуемся?

Д. Органами слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

(Слайд 6 с органами чувств)

У. Что необходимо для наблюдения?

Д. Объект. (Слайд 7)

У.Мы с вами знаем, что любой объект может находиться в разных ………..

Д. Состояниях.

У. А изменение состояния объекта называется …….

Д. Процессом.

У. А процессы мы учились записывать в виде символов. Давайте озвучим эти записи.

Вместо схем процессов назовите слова. (Текст на доске)

У. Таяние снега, продолжительности дня и ночи. К какой природе относятся эти процессы? (К живой или неживой природе?)

Д. К неживой природе. (Слайд 9)

У. Наблюдениями за неживой природой мы занимались на прошлых уроках, а сегодня я предлагаю вам понаблюдать за объектами живой природы. Я надеюсь, что вы будете настоящими наблюдателями и исследователями природы.

Постановка задачи.

А теперь послушайте первую загадку от живой природы. Я предлагаю узнать объект по его описанию.

Это растение растёт на лугах, полянах, опушках и у дорог. Цветёт в мае-июне. Цветы этого растения жёлтые, раскрываются по утрам в солнечную погоду. Когда появляются семена, он становится белым шаром.

Д. Это одуванчик. (На доске фотография одуванчика)

У. В нашем классе много любознательных детей, которые с удовольствием читают книги о природе. Об этом цветке нам расскажет Дима.

Д. У одуванчика есть одна удивительная способность. Он может предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду они раскрываются между пятью и шестью часами утра, а закрываются около трёх часов дня.

В народной медицине его называют жизненным эликсиром и применяют при разных болезнях. Из цветков варят варенье, а поджаренные корни используют как заменитель кофе.

Наблюдения над объектами живой и неживой природы

У. Думаю, что вы, юные исследователи, хотите узнать, как это растение развивается. Я уверена, вы все уже наблюдали за этим процессом в лесу, на лугу, на обочинах дорог. Ведь одуванчики растут даже в нашем северном городе. Итак, мои юные друзья, понаблюдаем за развитием одуванчика.

Возьмите разрезные картинки и разложите их последовательно так, как, по вашему мнению, развивается (растёт) растение.

( Дети работают с разрезными картинками, 1 человек у доски).

На доске может быть два варианта последовательности: один начинается с семечка, а другой – с растения с семенами. Один вариант предлагает учитель.

У. Давайте сравним, как получилось у вас и на доске. (Озвучиваются обе последовательности). Как будет правильно?

Приклеим картинки в любой последовательности так, чтобы между ними было расстояние.

У. Как показать на схеме последовательность развития одуванчика?

Д. Покажем стрелками.

У. Скажите, а заканчивается ли этот процесс в природе? (Учитель обращает внимание, что процесс идёт по кругу.)

Попробуем записать этот процесс символически.

У. Оценим свою работу по линейке. Предложите, что мы будем оценивать?

Д. Умение выстраивать последовательность процесса.

У. Наблюдать и анализировать трудно, это требует сил, чтобы приступить к дальнейшему наблюдению давайте восстановим силы и немного отдохнём.

Физкультминутка.

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Сидя за партой, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох.

1 – плавно поднять руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3 – присед; 4 – и.п. После слов: «Солнце утром…» маховые движения руками, кружение.

У. Мы отдохнули и готовы к новому наблюдению. Закройте глазки. Откройте их. Ничего нового не заметили?

Д. Появилась бабочка.

У. Предлагаю за ней понаблюдать. (Видеофргмент «Жизненный цикл бабочки»)

После просмотра. Что вы увидели?

Выслушиваются ответы детей.

Работа с учебником

У. Молодцы. Вы внимательно смотрели. Чтобы рассказать об увиденном процессе, как настоящим исследователям, давайте обратимся к тексту и откроем учебник на странице 59.

Прочитайте текст и постарайтесь запомнить, как развивается бабочка. Читает один ученик.

Ещё весной травы не зазеленели, только первые цветы распустились, а уже летают бабочки. Лето и осень пролетают, зиму перезимуют и весной снова порхают. Следующим летом отложат яички и умрут. Из яиц выходят гусеницы. Их задача – питаться, питаться и питаться. Это нужно для того, чтобы, когда они окуклятся, могли произойти чудесные превращения куколки в бабочку.

У. Как озаглавить этот текст?

Д. Рождение бабочки.

У. Запишите это название.

У. Кто же грамотно расскажет о процессе развития бабочки?

У. Пронумеруем последовательные стадии развития бабочки. (На доске рисунки. Один ученик работает у доски.)

Д. 1)Яйцо 2) гусеница, 3) ранняя куколка, 4) поздняя куколка, 5) бабочка.

У. Давайте оценим свою работу за умение выстраивать последовательность.

У. Когда появляется новая бабочка, заканчивается ли этот процесс? Как это можно показать?

Д. Поставим стрелки.

Соединение наблюдаемых процессов

Давайте сопоставим, что же общего в развитии бабочки и одуванчика?

Д. Процесс идёт по кругу.

У. Бабочка и одуванчик, к какой природе относятся?

Д. К живой природе. (Слайд порхающая бабочка.)

У. Вы готовы к наблюдениям за процессами в неживой природе? Ой, я не права, мы же с вами уже начали наблюдать за процессами в неживой природе. Напомните, какой опыт мы с вами начали проводить.

Д. Рост кристалла.

У. Многие из вас уже получили первые результаты, и мы поместили их на наш информационный стенд.

А вот Люба и Алеша готовы вам об этом рассказать. Расскажите о своих наблюдениях.

В понедельник 4 февраля мы начали наблюдать за образованием кристалла. Размешали в кипятке соль, положили нить. Свои наблюдения записывали. Вот что у нас получилось.

А Кате захотелось вырастить кристалл цветной и подарить его маме. Мы добавили в раствор красители, но кристаллы не стали цветными. На этот вопрос мы пока не можем ответить. Но мы убедились, что кристаллы растут.

Ты знаешь, что живое всё растёт –
Трава, животное и кактус на окошке…
Но посмотри, как быстро вырос соляной кристалл –
Хоть не цветок он и не кошка.

В кипяток добавим соли,
Размешаем, нитку бросим – вот какой рецепт нехитрый.
Но вниманье! В класс приносим
Кто звезду, а кто снежинку, кто цветок какой-то чудный,
Кто горошинку, кто – льдинку,
Ну а кто-то только нитку
Значит, соль не размешал он.

Рефлексия (слайд)

У. В конце любого исследования учёные делают выводы. Мы наблюдали за бабочкой- посмотрите, за одуванчиком, взгляните ещё раз на наши кристаллы. Как всё удивительно! А почему всё это вызывает восхищение?

Д…….

У. Как можно назвать все эти изменения?

Д. Процессами.

Домашнее задание.

У. А дома вы сами изучите процесс развития птицы, рыбы и растения и выполните задание на странице 83. А на следующем уроке мы обсудим, что вы пронаблюдали. Мне приятно было с вами пообщаться, спасибо за урок.

Источник

Процессы и явления в живой и неживой природе

Урок 4: Явления природы

slide11

Перейти

slide15

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

slmob1

Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам

slmob2

Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

Явления природы

В современном мире явления природы играют важную роль в быту и сельском хозяйстве. Так, дожди помогают семенам прорастать, а засуха, напротив, препятствует появлению плодородного урожая.

Какие явления природы существуют в мире

Существует множество примеров явлений природы. Среди них – привычные нам снегопад, дождь, ветер, радуга и град. Также к явлениям природы относят феномены – редко встречающиеся и порой таинственные перемены в природе (полное затмение, мираж, огненный и водяной смерчи, круглая радуга и другие).

1fghfgh
Феномены в природе источник

Явления природы группируются по происхождению (явления живой и неживой природы) и местоположению (например, северное сияние есть лишь в Финляндии, Норвегии, Швеции, Канаде, Аляске и остальных серверных странах, а глобально высокие температуры – лишь в странах, находящихся в центральной части Земли).

2dfg
Северное сияние источник

Живая природа

Живая природа – это все, что не создано человеком, но может питаться, расти и дышать. Мир живой природы многообразен: к нему относятся растения, птицы, животные, грибы, рыбы, бактерии и другие существа.

3fghfgh
источник

Классификация живой природы

Разделяется живая природа на царства: бактерии (самые распространённые существа, которые первыми появились на Земле), растения, грибы и животные.

4fgdfg
источник

Также подразделяются классы живой природы. Четыре главных царства организмов делятся ещё на «ветви». Например, самые распространённые классы:

  • животных – птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся млекопитающие и насекомые;
  • бактерий – почвенные и болезнетворные;
  • растений – однодольные (кукуруза, рис, тюльпан) и двудольные (фасоль, яблоня, горох).

Существует ещё множество подобных видов, которые и по сей день не изучены до конца или же вовсе не открыты.

Читайте:  Пикап русские девушки и парни на природе

Уровни живой природы – это иерархия жизни на Земле, разделение организмов на главные (включающие все природные явления) и второстепенные (связанные только с одним организмом). Существуют шесть уровней:

  • экосистемный (все организмы и явления жизни на Земле, а также среда их обитания);
  • биогеоценотический (совокупность разных видов и царств организмов);
  • популяционно-видовой (совокупность организмов одних и тех же видов и популяций);
  • организменный (отдельный живой организм, его функции и роль в мире природы);
  • клеточный (клетка, её структура и среда обитания), молекулярный (молекулы различных веществ, которые являются составляющими клеток и организмов).

5gdfg
Уровни организации живой природы источник

Живые существа

Ежегодно в природе происходит множество явлений, которые связаны с живыми существами (с растениями, в том числе):

  • птицы летят на юг,
  • животные кормят потомство,
  • осенью деревья сбрасывают листву,
  • некоторые виды зверей впадают в спячку.

Появление живых существ на свет и прорастания семян будущих растений – также явления природы.

6bgfh
источник

Человек – живое существо, ему также свойственны явления, происходящие в мире природы:

  • выпадение волос, ресниц и рост новых,
  • сужение кровеносных сосудов зимой и их расширение летом.

Появление человека – явление природы, как и цветение деревьев, появление на свет живых существ, выпадение осадков и образование засухи.

7fgdfg
Человек – часть природы источник

Наиболее распространённые явления живой природы

Явления живой природы всюду окружают человека: утром распускаются цветы, поют птицы, просыпаются люди и животные, а вечером выползают сверчки, а на охоту выходят ночные животные (такие, как совы и летучие мыши).

8fggh
Явления живой природы источник

Заметна связь между живой природой и человеком: организм людей приспосабливается к условиям, которые меняются вокруг них. Так, летом, когда воздух нагревается, в качестве защитной реакции кожа выделяет пот, который охлаждает её. Когда же температура понижается – щитовидная железа, один из жизненно важных органов человека, выделяет гормоны (тиреоидные), которые поддерживают нормальную температуру тела.

Неживая природа

Все живые существа обитают в мире неживой природы. Это – объекты, которые не развиваются, не растут, не видоизменяются, не движутся и не размножаются. Без них жизнь на Земле невозможна: именно благодаря неживой природе живые существа дышат, взаимодействуют между собой и питаются.

9hgfgh
Живые организмы и объекты неживой природы источник

Распространенные явления неживой природы

Явлениями, связанными с неживыми объектами природы, являются смена погоды (ясный день сменяется на дождливый) и времён года (осень сменяется на зиму). Также к ним относятся проливные дожди, снегопады и град. Некоторые страны имеют уникальные природные явления. Так, тропические дожди характерны лишь для экваториального пояса, а северное сияние – для стран северного и южного. В различное время суток мы также наблюдаем явления неживой природы, а именно – небесных тел: закат, рассвет, появление Луны.

10bghj
Объекты неживой природы (примеры) источник

Объектами неживой природы называются предметы, не сделанные руками человека, при этом не являющиеся живыми. Самые распространённые примеры – горы, воздух, солнце, вода, камни и почва. Несмотря на то, что объекты неживой природы не растут и не способны двигаться, с течением времени они могут изменяться в объеме. Например, на протяжении тысячелетий горы «растут», так как увеличиваются размеры кристаллов соли, водоемы замерзают из-за изменения температуры, а камни «крошатся» и образуют пыль из-за воздействия посторонних тел. Также осенью неживой природой являются опавшие листья, так как они больше не являются частью деревьев.

11sdf
Объекты неживой природы источник

Живая и неживая природа связаны между собой. Так, особое влияние на человека, животных, бактерии, грибы и растения оказывают вода, кислород, температура, давление, свет, питательные вещества, микроорганизмы и почва.

12jkl
источник

Но какая неживая природа есть, например, в пустыне? Несмотря на пустошь, небольшое количество живых существ и прочих признаков жизни, в ней находится множество горных пород (песчаник, кварц, кремний) и булыжников.

13kui
источник

Группировка объектов неживой природы по консистенции

Твёрдое агрегатное состояние

К этой группе относят горные породы, камни, лёд, планеты и их спутники, почву и снег. Также к группе твёрдых объектов неживой природы относится песок, так как он состоит из множества крупинок, по составу не отличающихся от камня.

14loijhk
источник

Жидкое агрегатное состояние

Вода, дождь, и все, что не имеет формы и растекается, находится в жидком агрегатном состоянии.Такие вещества не имеют объема и формы, но их можно придать, поставив емкость с жидким объектом неживой природы в морозильник.

15nhjk
источник

Газообразное агрегатное состояние

Вещества, состоящие из газов (В том числе и атмосфера Земли, туманы, холодные и тёплые потоки воздуха). У них, как и у объектов с жидким агрегатным состоянием, нет формы, они не материальны и не обтекаемые.

16kjl
источник

Интересный факт: от некоторых явлений неживой природы образовались наименования древнеславянских месяцев. Так, например, «Студень» (декабрь) получил название от такого явления как стужа, которое характерно для зимы.

Сезонные явления в природе

Сезонные явления в жизни живых организмов изучает фенология – наука о периодически повторяющихся феноменах окружающего мира в зависимости от климата. Специалисты в этой сфере изучают сезонные изменения в природе:

  • осенними явлениями природы являются заморозки, похолодания, иней, гроза, дожди и туман;
  • весенними – таяние снега, цветение деревьев, ледоход и прилёт птиц с юг;
  • летними – гроза и потепление;

зимние природные явления – вьюга, снег, замерзание водоемов и северное сияние.

17nghj
источник

Какие бывают времена года

В мире природы существует четыре времени года: лето, весна, осень и зима. Каждое из них делится на три месяца, а они, в свою очередь, на тридцать дней.

18iuyui
Таблица месяцев источник

Интересный факт: некоторые современные названия месяцев связаны с природными явлениями. Так, например, «июнь» произошёл от древнеславянского слова «изок», которое означало появление кузнечиков в тёплое время года, а февраль – от латинского церковного праздника «хевраль», который отмечался зимой.

Сезонные изменения в живой природе: примеры и наблюдения

В различные времена года природа по-разному воздействует на жизнь человека и другие живые организмы:

  • Осенью птицы улетают на юг, некоторые виды животных впадают в спячку, деревья сбрасывают листву, человек собирает урожай, который вырос за лето.
  • Зимой выпадает снег, животные меняют окраску, а человек подбирает тёплую одежду, чтобы согреться.
  • Весной прилетают перелетные птицы, на деревьях распускаются почки, цветут растения, а животные выходят из спячки.
  • Летом появляются на свет детёныши зверей и животных, вырастают культуры (такие, как помидоры, арбузы, дыни, клубника и другие), а домашний скот даёт больше молока.

19ghj
Природа в различные времена года источник

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в живой природе, напрямую зависят от неживой. Например, зимой, когда выпадает снег и понижается температура воздуха, медведи впадают в спячку и прячутся в берлогах.

Каждый природный объект видоизменяется в зависимости от сезона. Как изменяются в разные времена года, например, водные объекты? Осенью температура воды постепенно понижается и её поверхность покрывается коркой льда, зимой она твердеет и полностью превращается в лёд. Весной начинается оттепель и вода постепенно возвращается в прежнее агрегатное состояние.

В течение лета и осени температура воды уменьшается приблизительно на 9 градусов. Например, воды Чёрного моря летом имеют комфортную для человека температуру (около 24-х градусов по Цельсию), а в конце осени она составляет 15 градусов.

20ghfgh
Море в различные времена года источник

Сезонные явления в растительном мире

Наблюдения за сезонными изменениями зимой и летом показали, что в холодные времена года многие виды растений погибают от заморозок, а ближе к лету распускаются и дают плоды. К ним можно отнести пшеницу, горох, кукурузу, рис и другие культуры. Но существуют и многолетние растения, которые существуют на протяжении многих лет. К ним относят землянику, шалфей, томат и деревья.

Заметнее всего проявляются именно сезонные изменения, происходящие с деревьями. Зимой мы наблюдаем чёрные голые деревья, покрытые инеем и снегом, весной – распускающиеся почки и розовые цветы на них, летом – плоды, а осенью – разноцветную листву.

21hfgh
источник

Сезонные явления в животном мире

Осень – это подготовка животных к похолоданиям. Подобно человеку, который запасает урожай, собранный летом, для зимы, многие лесные жители роют норы, несут в них ягоды, орехи, шишки и зерна. Такими животными являются белки, кроты, мыши, крысы и другие грызуны.

22gfgh
источник

Зимой животные прячутся под слоем опавших листьев или толстой коркой снега и засыпают до весны. Те, кто не способен на спячку (например, птицы), летят в тёплые края или остаются на родных землях, собираясь в стаи и кормятся осенними запасами.

23bgfh
источник

Весна и лето – самый активный период для зверей и животных. В это время они дают потомство, питаются свежими фруктами, ягодами и листьями, зайцы меняют шубу с серой или белой на бурую, а белки – на рыжую. У многих из животных начинается линька, они «сбрасывают» старую шерсть, вместо которой вырастает новая.

24gfdfg
источник

Источник