Произведения про богатство природы

Аргументы на тему «Природа» для сочинения ЕГЭ

Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.

«Царь-рыба». В. Астафьев

В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии своего внутреннего мира с гармонией мира, существующего рядом с нами.

«Все лето в один день». Р. Брэдбери

Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем – безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.

«Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов

Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» – под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.

«Плаха». Ч. Айтматов

Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.

«Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо

Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.

«О всех созданиях – больших и маленьких». Дж. Хэрриот

С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.

«Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл

Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж. Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных – о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.

«Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев

Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.

«Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон

Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.

«Арктур – гончий пес». Ю. Казаков

Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.

Источник



Тема природы в литературе. Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Мы, авторы этой статьи, работаем учителями старших классов и понимаем, как важно и трудно бывает систематизировать материал, подготовить к экзамену и в то же время провести интересный, полноценный, запоминающийся урок. Предлагаемый материал был апробирован нами в несколько этапов.

Апробация на уроках русского языка

Мы, авторы этой статьи, работаем учителями старших классов и понимаем, как важно и трудно бывает систематизировать материал, подготовить к экзамену и в то же время провести интересный, полноценный, запоминающийся урок. Предлагаемый материал был апробирован нами в несколько этапов. Первая часть представляет собой обобщение нашего выступления на круглом столе, проводимой кафедрой филологии ГБОУ Школа № 1363. Вторая часть – уроки русского и литературы – были проведены нами в шести десятых классах нашей школы. Написать изложение за один урок получается с каждым классом. А вот на литературе многое зависит от самих детей: не всегда удается уложить материал в один урок. В случае, если класс слабый и не справляется с объёмом (не остаётся времени на написание аргумента) мы предлагали написать аргумент в качестве домашнего задания или переносили этот вид деятельности на следующий урок в качестве проверочной работы.

Читайте:  Классификация папоротников в биологии описание

Фотография 1. Изложение в 10 классе. Автор: Малышева С.В.

Итак, статья состоит из двух частей:

Теоретическая. «Анализ наиболее часто встречающихся на экзамене проблем по теме: «Природа». Банк аргументов».

Практическая. Разработки конспектов уроков (подготовка к написанию аргумента). «И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода из III главы»

Теоретическая часть. Анализ наиболее часто встречающихся на экзамене проблем по теме: «Природа». Банк аргументов.

Проблема охраны природы:

1. Проблемы экологии. В анализируемых текстах, как правило, поднимается проблема неблаготворного воздействия человека на природу. Часто люди в процессе своей деятельности не принимают во внимание, насколько результаты каждого нашего дела могут быть губительными, разрушительными для природы. В качестве примера из художественной литературы можно привести фантастическую повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца». Гениальный ученый, Владимир Ипатьевич Персиков, изобрёл «луч жизни». Но талантливый человек не подумал о том, что в обществе существуют корыстные и необразованные люди. В результате изобретение учёного было использовано не по назначению. Из-за халатности руководителей, ошибок исполнителей произошёл сбой в производстве, и это повлекло за собой экологическую катастрофу: в окрестностях Москвы появились гигантские рептилии.

2. Проблема ответственности человека за происходящее на Земле. А. де Сент-Экзюпери сочинил прекрасную сказку «Маленький принц», которая учит читателя тому, что каждый ответственен за свою планету. Главный герой заставляет читателя задуматься о том, что главное – любить свою планету: вырывать сорняки баобабов, чистить вулканы и заботиться о розе.

3. Проблема соотношения понятий «охота» и «убийство» и проблема отношения к беззащитным животным могут быть раскрыты на примере романа советского писателя Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Эпизодическими, но важными с точки зрения сюжета героями являются браконьеры. Эти люди потеряли моральный облик. Они готовы убивать беззащитных животных. Только главный герой, Егор Полушкин, противостоит им, к сожалению, ценой собственной жизни. Лесник погибает, пытаясь защитить белых лебедей.

4. Проблема противоречия между деятельностью человека и стремлением сохранить окружающую среду. Порой необходимая для человека деятельность заставляет его причинять природе невосполнимый вред – эта мысль является основной в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба». Человек вмешивается в окружающую среду, чтобы создать благоприятные для себя условия. От этого гибнет окружающая его природа. Другим аргументом из литературы может служить поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Петр Первый – великий государственный деятель. Он смог совершить невероятное: осушить болота и построить великолепный город на непригодной для этого местности. Но природа берет свое: наводнения часто случаются в Санкт-Петербурге и уносят жизни людей, разрушают город.

Проблема влияния природы на человека:

1. Красота природы помогает городскому человеку ярче воспринимать окружающий мир, благотворно влияет на его душу, побуждает к творчеству. В качестве примера можно привести рассказ Юрия Яковлева «Разбуженный соловьями». Пение маленькой птицы пробуждает в Селюженке, мальчике со сложным характером, лучшие чувства. Ребёнок не только почувствовал влечение к творчеству (решил заняться лепкой), но и смог адаптироваться в обществе сверстников.

2. Природа как источник духовных сил человека. В данном случае как аргумент может быть приведен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». См. вторую часть статьи.

3. Любовь к родному краю, его природе способствует творчеству и дарит вдохновение. Это прекрасно понимал Лев Николаевич Толстой. Его любимые герои всегда находили понимание и успокоение в природе. Примером является герой романа «Анна Каренина» – Константин Левин. Он чувствует себя увереннее, когда участвует в покосе вместе с мужиками. Именно работа на природе дарит дворянину вдохновение.

4. Проблема любви к природе, родной земле. Что может быть прекрасней родной земли? Никакими самыми экзотическими впечатлениями невозможно затмить любовь к ней. Именно об этом пишет И.А. Бунин в рассказе «Косцы». Читая это произведение, вы попадаете в атмосферу чистоты, сказки. Но в то же время воспоминания о косцах переплетаются с мыслями о прошлом, о России, проникнуты скорбью, потому что ничего нельзя вернуть назад. Воспоминания о родной земле будят в душе автора ностальгические, чистые чувства.

5. Человек, который с детства любит природу (и тонко чувствует ее), очень тяжело переживает, когда природе наносят вред. Главный герой романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», Егор Полушкин, ведёт сына в липовую рощу, чтобы показать красоту весеннего леса. Но отец и сын видят погибшие деревья, кору с которых ради заработка ободрали односельчане. Герой болезненно переживает эту утрату. Другим примером может служить пьеса Чехова А.П. «Вишневый сад». Владельцы вишневого сада не готовы продать его под постройку дач. Для них это не просто деревья, а воспоминания, молодость, красота.

Проблема взаимосвязи человека и природы:

1. Примеры того, что мир, который окружает человека, поясняет наше состояние, помогает понять себя, можно найти в разных произведениях русской литературы, например, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Состояние человека отражается в природе (Болконский, эпизод с дубом). Поэтическая натура Наташи Ростовой, ее очарование жизнью, естественность находят отражение в весенней подлунной ночи.

2. На природе современный человек может отрешиться от повседневных забот, очиститься духовно и вспомнить, что он является ее частью. В романе современного писателя Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Городской человек, учитель, отправляется с учениками в поход. Именно там, на фоне природы, они смогли осмыслить отношение к жизни, понять свой внутренний мир.

3. Красота природы способна пробудить в человеке чувство любви к Родине, установить с ней неразрывную связь. Героини, ставшие для читателя образцами русских женщин, например, Татьяна Ларина (А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»), Лиза Бричкина (Б.Л. Васильев, роман «А зори здесь тихие») воспитаны природой. Обе девушки понимают красоту окружающего мира, с детства чувствуют его красоту. Нравственность героинь во многом обусловлена их близостью к природе.

Проблема взаимодействия человека и природы:

1. Природа помогает человеку избавиться от ощущения одиночества, ощутить радость жизни. Об этом мы читаем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов возвращается домой. Его представления о жизни поменялись, юноша отгородился от отца, от семьи. Но весенняя природа позволяет молодому человеку вернуться к самому себе, почувствовать себя маленьким мальчиком, любящим все вокруг.

2. Источником истинной красоты служит природа; рукотворная красота может быть дорогой, но фальшивой. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». В начале главы «Княжна Мери» Печорин описывает кавказский пейзаж: небо, горы, воздух. Читатель понимает, что именно природа является одной из неоспоримых ценностей для героя. Жизнь людей, представителей светского общества, по сравнению с окружающим миром, пуста и фальшива.

Практическая часть. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Анализ эпизода из III главы.

Работа проводится на двух уроках:

Урок русского языка. Тема «Изложение по отрывку из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Урок литературы. Тема: «Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети». Создание аргумента для сочинения ЕГЭ»

– личностные: смыслообразование, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;

– регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; смысловое чтение;

Читайте:  Стихи Тишина Знак Безразличия

– познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

– коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Урок 1. Изложение. (Приложение 2)

Текст изложения [1]: отрывок из III главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (см. Приложение 3).

1. Словарная работа:

Плотина – сооружение, перегораживающее ток воды, разметанные (крыши) – расположенные далеко друг от друга, вразброс.

Гумно – помещение для сжатого хлеба.

Обтерханные – истрепанные, оборванные.

Клячонка – плохая, заморённая лошадь.

Чибис – небольшая птичка.

Яровые хлеба – однолетние, высеваемые весной.

I. Первое прочтение.

II. Вопросы и задания:

– Определите тип, стиль предложенного отрывка. (Перед нами художественный текст-описание.)

– На сколько частей можно поделить анализируемый отрывок, на чем основано ваше решение? Какой художественный приём лежит в основе соотнесения первого и второго абзацев? (Отрывок делится на две части. Описание в первом абзаце (мрачное, пессимистическое) противопоставлено описанию весеннему, полному жизни и счастья описанию во втором абзаце.)

– Какие части речи преобладают в описательных текстах? Выпишите образы, появляющиеся в первой части отрывка. (В первой части преобладают существительные и зависящие от них прилагательные. Образы первой части: поля, леса, кустарник, овраги, руки, пруды, плотины, избёнки, сарайчики, воротища, гумно, церкви, кресты, кладбища, мужички, клячонки, ракиты, коровы. Образы второй части: «все» (деревья, цветы, травы), птицы (жаворонки, чибисы, грачи)).

– Проанализируйте построение образов в первой части, композицию. В каком порядке они выстроены? (От панорамы к деталям; от природы к человеку; снисходящая градация: от нейтральных образов к образам мрачным, связанным с зимой, нищетой, смертью.)

III. Второе прочтение. Вопросы и задания:

– Чем художественный стиль отличается от остальных стилей? (В художественных текстах авторы создают образы, которые передают эмоции и героев, и автора.)

– Объясните, почему автор часто прибегает в этом описании к словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с одной стороны, помогают смягчить мрачную атмосферу, с другой, показывают, насколько мелочна жизнь человека по сравнению с природой.)

– Какие эпитеты вы отметили? Какую атмосферу они создают? Чьи мысли и чувства передают. («Небольшой», «низкий», «редкий», «худыми», «разметанными», «покривившиеся», «зевающими», «опустелых», «разоренными» и др.)

– Какие сравнения использует автор? Какова их роль? («Как нищие в лохмотьях», «словно обглоданные» – сравнения объединяют человека и природу, помогают увидеть тяжелую зиму, голодную весну.)

– Вторая часть описания наполнена не столько эпитетами, сколько разнообразными глаголами: назовите их. Какова их роль во втором абзаце? (Глаголы: «волновалось», «лоснилось», «заливались», «кричали», «гуляли», «пропадали» и др. – помогают читателю почувствовать, насколько природа отличается от человека, в ней всё живёт, радуется)

IV. Написание изложения.

Урок литературы. Тема: «Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети». Создание аргумента для сочинения ЕГЭ»

V. Обсуждение по вопросам.

К каким проблемам, связанным с понятием «природа», можно подобрать аргумент, используя анализируемый отрывок? (Влияние природы на человека, взаимосвязи природы и человека: природа помогает человеку очиститься духовно, проблема взаимодействия человека и природы: природа помогает ощутить радость жизни.)

Какое место в романе занимает анализируемый эпизод:

– Каких героев мы видим в этом отрывке?

– Из какого города возвратился Аркадий?

– Куда направляются герои?

– Какие чувства испытывает каждый из них и почему?

– Почему мы можем говорить о том, что Аркадий испытывает смешанные чувства?

– Как природа повлияла на молодого человека.

Предварительный вывод: Сформулируйте мини-аргумент: о чем рассказывается в отрывке и как природа повлияла на Аркадия Кирсанова?

Как раскрывается в этом эпизоде социальный аспект идейного содержания:

– О каких конфликтах, раскрывающихся в произведении, вы можете рассказать?

– Чьими глазами мы видим пейзаж: докажите вашу мысль.

– Только ли о бедности крестьян говорит нам пейзаж Тургенева, и только ли о бедности?

– Как вы думаете, какие из фраз в описании «принадлежат» автору, отражают его взгляд? Как мнение автора соотносится с позицией Аркадия?

Анализ мотивов и символов:

– Критики говорят о философском звучании, философской направленности пейзажей Тургенева: картины природы часто связаны с мыслями о жизни и смерти. Докажите эту мысль, опираясь на прочитанный отрывок.

– Какие еще философские мотивы вам удалось увидеть в анализируемом эпизоде?

– Объясните появление образа птиц в последней части описания: почему именно жаворонки, чибисы, грачи имеют для автора такое важное значение; в чем заключается многозначность, символичность этих образов?

Как раскрывается в этом эпизоде философский аспект идейного содержания:

– Прокомментируйте известные слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Каков их идейный смысл? Каково отношение автора к этому высказыванию? Кто из героев во время поездки выражает подобное мнение?

– Какой конфликт раскрывается в отрывке? Только ли между природой и Базаровым это противостояние?

– Кто одержит победу в этом противостоянии? При каких условиях, по мнению Тургенева, человек может быть счастлив?

(По итогам обсуждения ученики должны понимать, что в маленьком эпизоде раскрываются философские проблемы. Тургеневу удалось показать и омертвелость, черствость души Аркадия, закрывшегося от окружающего мира, и бедственное положение крестьян в поместье Кирсановых и России в целом, и величие природы, стоящей над человеком, живущей по своим вечным законам.)

VI. Вывод: Напишите один из вариантов работы.

Вариант 1. Задание на оценку «удовлетворительно». Выучите аргумент и запишите его по памяти. См. Приложение 4.

Вариант 2. Напишите аргумент по теме «Влияние природы на человека». В своем ответе не забудьте раскрыть следующие аспекты, опираясь на авторскую позицию:

– воздействие природы на человека;

– природа и человек: кто сильнее;

– роль анализируемого эпизода в романе «Отцы и дети»;

– философское и символическое звучание пейзажей Тургенева;

– счастье человека: от чего оно зависит?

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Тургенев И.С. Отцы и дети. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml (дата обращения 06.12.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Тема : «Природа»

Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.

Сила чувств лирического героя созвучна с пробуждающейся природой. Радость, счастье, любовь испытывает человек, видя вокруг красоту природы, его сердце просто переполнено радостью жизни. Душа его счастлива.

Природа в стихах поэта — живая, она очеловечена, имеет свою душу, язык. Человек должен научиться понимать её, жить с ней в гармонии, это сделает его счастливым. Поэту горько, что многие люди не видят, не слышат природы, они немы. Их ничто, даже голос матери, не встревожит. Неумение видеть красоту природы, прислушиваться в ней приводит к душевной чёрствости, бессердечности.

Поэт олицетворяет природу, говорит с клёном, видит много похожего в судьбах. Только он ещё не опавший, как клён, « а вовсю зелёный», молодой, полный сил и желания жить. Поэт словно ищет утешения и дружеского участия у природы. Чувствуется грусть, которую испытывает лирический герой, непонимание окружающих, если он , как к другу, обращается к клёну, беседует с ним.

Общее.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой

Многого похожего в своей судьбе с тучами видел поэт .Прежде всего, это одиночество и нахождение вдали от Родины. Но разница в том, что тучи сами выбрали этот путь, нет у них Родины, а поэт тоскует по родине, сердце его переполнено болью. Непонимание окружающих, тоску и одиночество — вот что испытывал поэт. Наблюдение за одиноко и свободно плывущими по небу тучами, равнодушными, холодными, ещё более усиливают эти чувства.

Человек – часть природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».

Читайте:  Как правильно пишется словосочетание laquo природа замерла raquo

Весна для А.Ахматовой — время переживаний, переосмысления прошлого, надежды на будущее. Дни предчувствия весны — это дни ожидания изменений в судьбе, ощущение лёгкости, когда всё вокруг кажется иным, воспринимается иначе. «И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь». Весна — ожидание изменений в жизни, обновления, такого же, как и в природе.

Источник

Произведения про богатство природы

Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.

«Царь-рыба». В. Астафьев

В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии своего внутреннего мира с гармонией мира, существующего рядом с нами.

«Все лето в один день». Р. Брэдбери

Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем – безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.

«Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов

Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» – под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.

«Плаха». Ч. Айтматов

Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.

«Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо

Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.

«О всех созданиях – больших и маленьких». Дж. Хэрриот

С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.

«Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл

Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж. Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных – о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.

«Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев

Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.

«Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон

Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.

«Арктур – гончий пес». Ю. Казаков

Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.

Источник