Программированные карточки задания по биологии Раздел Бактерии Грибы Растения

Программированные карточки-задания по биологии. Раздел «Бактерии. Грибы. Растения».

Элементы программированного обучения прочно вошли в практику работы каждого учителя. Наиболее часто и успешно используются программированные задания, предназначенные для организации самостоятельной работы школьников с учебником и для выявления уровня усвоения учебного материала.

Систематическое введение таких заданий в урок имеет определенные преимущества, а именно: осуществляется поэлементное усвоение учебного материала, обеспечивается контроль над уровнем и степенью усвоения материала каждым школьником. Но есть здесь и свой существенный недостаток: такое обучение в меньшей степени способствует развитию творческих возможностей учащихся. Скорректировать этот недостаток можно путем сочетания элементов программированного обучения с другими методами — проблемного изложения, использования активных форм ведения урока, дифференцированного домашнего задания, создания презентаций к уроку.

Многие учителя сами занимаются составлением программированных заданий.С целью экономии учительского времени, предлагаю один из вариантов таких заданий по разделу «Бактерии. Грибы. Растения» к учебнику В.В. Пасечника, составленный с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, определенных в программе по биологии.

Закончите текст, используя содержание раздела «Ответы».

1.Содержимое клетки, сжимаясь, отходит от оболочки, округляется и образует на своей по­верхности, находясь внутри материнской оболочки, новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют. .

2.Бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или выделе­ниями живых организмов, называются. .

3.Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов, называются. .

4.Для того чтобы уничтожить бактерии и их споры, необходимо. .

5.Большинство разнообразнейших бактерий питаются готовыми органическими веществами, так как они не имеют. .

Ответы: 1 — хлорофилл; 2 — пар при t —120°С, в течение 20 мин; 3 — спора; 4 — температура воздуха 20—25 °С; 5 — паразиты; 6 — понижение температуры до —10 °С; 7 — сапрофиты; 8 — прямые солнечные лучи в тече­ние 3 ч.

Карточки 2—7 предполагают выполнение однотипных заданий, а именно: учащиеся должны прочесть вопросы первой части карточки найти к ним правильные ответы во второй части карточ­ки.

Соотнесите вопросы и номера правильных ответов.

1.Из каких частей состоит шляпочный гриб?

2.Чем образовано плодовое тело гриба?

3.Что является главной частью шляпочного гриба?

4.Как называется часть шляпочного гриба, образованная гонкими, ветвящимися белыми ни­тями, которые можно обнаружить, если слегка разрыть почву?

5.Какое строение имеют клетки грибницы шляпочных грибов?

6.Какое строение имеет пенек?

7.Какое строение имеет шляпка?

8. Как называются грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными трубочками?

9. Как называются грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными пластинками?

Од в е т ы: 1 — пластинчатые; 2 — одинаковые длинные клетки, расположенные в один ряд; 3 — грибница; 4 — чаще двуядерные; 5 — пенек; 6 — верхний слой покрыт кожицей, окрашенной разными пигментами; 7 — плодовое тело; 8 — не имеют пластид; 9 — нижний слой пронизан либо многочисленными трубочками, либо многочисленными пластинками; 10 — шляпка; 11 — трубчатые.

Соотнесите вопросы и номера правильных ответов.

1.Какие из нижеперечисленных грибов относятся к пластинчатым?

2.Какие из перечисленных грибов являются съедобными?

3.Какие из перечисленных грибов относятся к трубчатым?

4.Какие из перечисленных грибов являются ядовитыми?

5.Какие из трубчатых грибов являются съедобными?

6.Какие из трубчатых грибов являются ядовитыми?

7.Какие из пластинчатых грибов являются съедобными?

8.Какие из пластинчатых грибов являются ядо­витыми?

Ответы: 1 — рыжик; 2 — масленок; 3 — бледная поганка; 4 — сыроежка;

5 — белый гриб; 6 — груздь; 7 — подберезовик; 8 — желч­ный гриб;

9 — шампиньон; 10 — ложная лисичка; 11- подосиновик12- опята;

13 — лисичка;14-волнушка;15-мухомор; 16-ложные опята.

Карточка 4.

Соотнесите вопросы и правильные ответы.

1 Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

Чем питаются грибы?

а)Готовыми органическими веществами.

б)Производят органические вещества в процессе фотосинтеза.

в)Питаются органическими веществами отмерших организмов.

Как питаются грибы?

а)Органические вещества всасываются вме­сте с водой и минеральными веществами из почвы.

б)Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в)Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть — из корней деревьев.

4.Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов?

а)Состоит из одноядерных клеток, которые не содержат пластид.

б)Состоит из двуядерных клеток, которые имеют пластиды.

в)Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид.

Соотнесите вопросы и правильные ответы.

1.Какое микроскопическое строение имеет грибница мукора?

а)Состоит из одноядерных клеток, которые не содержат пластид.

б)Состоит из одной сильно разросшейся клетки с множеством ядер в цитоплазме, пла­стиды отсутствуют.

в)Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид.

2.Как размножается мукор?

а)Спорами, созревающими в трубочках шляпки.

б)Спорами, созревающими в округлых го­ловках, которые образуются на расширяющихся концах нитей грибницы.

в)Размножается спорами, созревающими на пластинках шляпки.

3.Чем питается мукор?

а)Питается органическими веществами от­мерших организмов.

б)Готовыми органическими веществами.

в)Производит из минеральных веществ ор­ганические, которые и использует для питания.

4.Как питается мукор?

а)Часть органических веществ всасывает­ся вместе с водой и минеральными вещест­вами из почвы, а часть — из корней деревьев.

б)Органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

в)Органические вещества всасываются вместе с водой из пищевых продуктов.

5.Как распространяются споры мукора?

б)Разносятся белками, зайцами.

в) Разносятся насекомыми и слизнями.

Карточка 6

Соотнесите вопросы и правильные ответы

1.Какое микроскопическое строение имеет грибница пеницилла?

а)Ветвящиеся нити разделены пере ми на отдельные клетки;

б)Состоит из одной сильно разе клетки с множеством ядер.

2.Как размножается пеницилл?

а)Спорами, созревающими в округлых головках.

б)Спорами, созревающими в кисточках, которые образуются на концах некоторых нитей грибницы.

в)Спорами, созревающими в трубочках или на пластинках шляпки.

3.Каково микроскопическое строение дрожжей?

а)Клетки имеют форму шариков.

б)Состоят из одной сильно разросшейся клетки.

в)Состоят из отдельных, сильно вытянутых клеток.

4.Как размножаются дрожжи?

5.Какой гриб используется человеком для получения лекарства?

Соотнесите вопросы и номера правильных ответов. Вопросы;

1.Как называются грибы, которые поселяются в организме растения и питаются его c оками?

2.Как происходит заражение растений головней ?

3.Как можно уничтожить споры головни?

4.Какие грибы разрушают древесину деревьев, принося большой вред лесному хозяйству?

5.Как происходит заражение деревьев грибом, который разрушает древесину?

6.Как можно предупредить заражение деревьев грибом, который разрушает древесину?

Ответы: 1 — споры проникают через поврежденные участки коры и прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине и разрушает ее; 2 — грибы-трутовики; 3 — зерно перед посевом необходимо протравить слабым раствором формалина; 4 — плесневые грибы; 5 — вместе с зерном споры попадают в землю прорастают в нити грибницы, которая проникает в проростки растений и растет внутри стебля , питаясь его соками; 6 — грибы-паразиты. 7 — нужно охранять деревья от поломок ветвей и повреждений коры, сбивать и сжигать плодовые тела.

Карточки 8—10 рассчитаны на выполнение заданий по вариантам.

Учащиеся, выполняющие работу I варианта, должны выбрать в тезисах признаки, характерные для водорослей, II варианта — для бактерий.

1.Представители данной группы не образуют на свету органические вещества из неорганических веществ.

2.Представители данной группы образуют на свету органические вещества из неорганических веществ в процессе фотосинтеза.

Читайте:  Какими методами ведут борьбу с болезнями растений

3.Представители данной группы усваивают азот из воздуха и обогащают почву азотосодержащими веществами.

4.Представители данной группы при наступ­лении неблагоприятных условий образуют споры.

5.Представители данной группы при наступлении благоприятных для жизни условий раз­множаются спорами, а при наступлении неблаго­приятных условий образуют гаметы.

6.Представители данной группы являются либо сапрофитами, либо паразитами.

7.Представители данной группы состоят из одной клетки, имеющей тонкую оболочку, ци­топлазму и рассеянные в ней ядерные вещества.

8.Представители данной группы состоят из одной или нескольких клеток, имеющих толстую оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты.

9.Условия жизни представителей данной группы разнообразны. Они встречаются в воздухе, в почве, в воде, паразитируют в живых организмах.

10.Представители данной группы живут преимущественно в водоемах (как с пресной водой, так и в соленых водах морей и океанов).

Учащиеся выполняют работу по вариантам.

Выбрать в тезисах признаки, характерные: I вариант — для гриба пеницилла, II вариант — для гриба подосиновика, III вариант — для гриба-трутовика.

1.Грибница гриба состоит из ветвящихся нитей, разделенных на отдельные клетки.

2.Грибница гриба состоит из двуядерных кле­ток, которые не содержат пластид.

3.Плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта и бывает очень твердым.

4.Грибы питаются готовыми органическими веществами.

5.Гриб питается органическими веществами живого растения.

6.Гриб питается органическими веществами, которые всасываются вместе с водой и минераль­ными солями из почвы, а часть получает из корней растений.

7.Гриб питается органическими веществами, которые всасывает вместе с водой из пищевых продуктов или из почвы.

8.Размножается гриб спорами, которые созревают в трубочках шляпки.

9.Размножается гриб спорами, которые созревают на кончиках нитей грибницы в мелких кисточках.

10.Клетки гриба не содержат хлорофилла.

11.Грибы специально выращивают, чтобы получить из них ценное лекарство.

12.Грибы причиняют большой вред лесному хозяйству.

13.Между корнями деревьев и грибницей устанавливается тесная связь, полезная как од­ному, так и другому организму.

Учащиеся выполняют работу по вариантам.

Выбрать в тезисах признаки, характерные: I вариант — для лишайников, II вариант — для грибов, III вариант — для бактерий.

1.Тело организма состоит из переплетенных нитей грибницы, между которыми расположены зеленые или сине-зеленые водоросли.

2.Тело организма состоит из одной микроскопической клетки, форма которой может быть различна (в виде шариков, палочек, похожие на спирали).

3.Тело организма состоит из грибницы и плодового тела.

4.Питается готовыми органическими веществами.

5.Среди представителей данной группы встречаются виды, вызывающие болезни человека, такие, как тиф, холера, столбняк.

6.Среди представителей данной группы встречаются паразитирующие виды, которые поража­ют зерновые культуры, наносят большой вред лесному хозяйству.

7.Среди представителей данной группы встречается организм, который образует массу мелких, сухих крупинок, похожих на манную крупу. Эти крупинки можно употреблять в пищу.

8.Представители данной группы очень неприхотливы. Они растут в самых бесплодных местах и, отмирая, образуют перегной.

9.Представители данной группы размножаются спорами.

10.К какой группе можно отнести ксанторию настенную, кладонию, цетрарию, парамелию?

11.К какой группе можно отнести дрожжи, головню, спорынью, мукор?

12.Представители данной группы являются своеобразными санитарами нашей планеты.

Источник

Обследуйте и зарисуйте пораженные болезнетворными бактериями и грибками растения растущие в районе школы дома или дачи?

Обследуйте и зарисуйте пораженные болезнетворными бактериями и грибками растения растущие в районе школы дома или дачи.

На нём наверняка есть мох или гриб?

Если есть, то сфотографируй.

Найди ещё несколько таких растений и сфотографируй их.

Приди домой, и срисуй с фотографии всё что сфотоографировал.

Обследуйте и зарисуйте (сфотографируйте) поражённые болезнетворрными бактериями и грибами растения, растущие в районе школы, дома или дачи (см?

Обследуйте и зарисуйте (сфотографируйте) поражённые болезнетворрными бактериями и грибами растения, растущие в районе школы, дома или дачи (см.

102) Используя атласы — определители и материалы Интернета , укажите названия растений и болезней, их поразивших.

Названия болезнетворных бактерий?

Названия болезнетворных бактерий.

Какие растения (животные) обитают рядом с вашим домом, дачей, в деревне?

Какие растения (животные) обитают рядом с вашим домом, дачей, в деревне?

Составьте их список, сделайте их фотографии или зарисуйте.

Болезнетворные бактерии могут вызвать заболевания у : а) людей б) животных в)растений г) неживых организмов ?

Болезнетворные бактерии могут вызвать заболевания у : а) людей б) животных в)растений г) неживых организмов .

Какие болезнетворные бактерии существуют ?

Какие болезнетворные бактерии существуют ?

Польза и вред болезнетворных бактерий?

Польза и вред болезнетворных бактерий.

Где обитают болезнетворные бактерии?

Где обитают болезнетворные бактерии?

Краткий доклад о болезнетворных бактериях?

Краткий доклад о болезнетворных бактериях?

Болезнетворными бактериями являются?

Болезнетворными бактериями являются.

Чтобы предупредить заражение болезнетворными бактериями, необходимо соблюдать правила гигиены?

Чтобы предупредить заражение болезнетворными бактериями, необходимо соблюдать правила гигиены.

Вспомните эти правила из начальной школы, используйте опыт своей семьи и предложите правила защиты от болезнетворных бактерий.

На этой странице находится вопрос Обследуйте и зарисуйте пораженные болезнетворными бактериями и грибками растения растущие в районе школы дома или дачи?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Биология, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Источник

Урок по курсу "Биология. Бактерии. Растения". "Плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека"

На уроке использовала ПК и проектор. Используя мультимедиа проектор показывала презентацию, которая позволила учащимся вспомнить ранее изученный материал, получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления и самостоятельной работы учащиеся выполняют определенные задания с последующей проверкой. Использование видеофрагментов из документального кинофильма «Плесень» позволило наглядно, в увеличенном виде показать микроскопические грибы.

Аннотация: пятый урок (из шести) в теме «Бактерии и грибы». Для достижения поставленных целей и задач использовала индивидуальный ответ у доски с применением наглядных пособий; фронтальную беседу с классом; рассказ с элементами беседы; демонстрацию натуральных объектов: гриб мукор на хлебе, гриб трутовик, дрожжи сухие, сырые, распущенные в воде с добавлением сахара; выполнение тестового задания; самостоятельная работа учащихся с учебником, заполнение таблицы «Роль грибов в природе и жизни человека». Так как изучаемые объекты микроскопически малы, презентация и видеофрагменты фильма «Плесень» помогают наглядно показать их в увеличенном виде, узнать много интересного о «проклятье фараонов», изготовлении сыра «рокфор», открытии пенициллина в России.

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями.

  • Образовательная: расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей и грибов паразитов, дать представление о способах борьбы с грибами — паразитами,
Читайте:  Когда масса растения больше

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы и Дрожжи», «Головневые грибы» и т. д., натуральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, изображения грибов, готовый микропрепарат «Плесневый гриб мукор», компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка.

Ключевые слова и понятия: плесневые грибы, дрожжи; пеницилл, мукор, грибы-сапрофиты; пенициллин, антибиотики; грибы — паразиты: головня, спорынья, хлебная ржавчина; гриб трутовик, черная гниль, черная ножка, мучнистая роса, плодовая гниль, серая гниль, фитофтора; методы борьбы с грибами-паразитами сельскохозяйственных растений; микоз.

I. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
Какие признаки грибов характерны и для представителей царства растении?
Какие признаки грибов характерны и для представителей царства животных?
Какой тип питания характерен для грибов?
Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?
Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?
Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Что такое мицелий? СЛАЙД 1.
Какова функция плодового тела грибов?
В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых? СЛАЙД 2. Какие грибы относятся к трубчатым, а какие — к пластинчатым? (на примере муляжей).
Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым? СЛАЙД 3.
Что такое микориза? СЛАЙД 4.

II. Изучение нового материала.

Плесневые грибы, среда их обитания. Отличия плесневых грибов от шляпочных. Роль плесневых грибов в природе. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация плесневых грибов на субстратах, таблицы, кинофильма «Плесневые грибы».

Учитель. Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов.

(Дети отвечают.) Плесневые грибы, дрожжи.

Учитель. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь?

(Дети отвечают.) Речь идет о плесневых грибах.

Учитель. А какие грибы человек использует в хлебопечении?

(Дети отвечают.) При печении хлеба человек использует дрожжи.

1) Учитель. Обратите внимание, какие разные грибы. Давайте более подробно с ними познакомимся. (Демонстрация видеофрагмента). Когда говорят о черной плесени, имеют в виду гриб Аспергилл черный (Aspergillus niger). СЛАЙД 6. Грибы рода аспергилл развиваются как на почве, так и на различных продуктах растительного происхождения. Колонии грибов в виде плесени могут быть белыми, голубоватыми, зеленоватыми или других оттенков. Споры грибов рассеяны в воздухе, поэтому если оставить на несколько дней хлеб, варенье, другие пищевые остатки, на них вскоре образуется плесень. Аспергиллы развиваются на мокрой выделанной коже, гниющих растительных остатках, влажных обоях.

Аспергилл черный находит широкое применение в паромышленности (используют для изготовления красок, чернил), однако в ряде тропических стран этот гриб вызывает болезнь ростков арахиса, сорго, хлопчатника, винограда.

Для человека этот гриб опасен. Наверное, все вы слышали о «Проклятье Фараонов»? Многие из тех, кто вскрывал гробницы фараонов, погибали. Это приписывали проклятью фараонов. На самом деле оказалось, что на стенах гробниц, на предметах, на мумии фараонов был жив (тысячи лет!) гриб Aspergillus niger. (Видеофрагмент).

2) СЛАЙД 7. Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Как вы думаете, что это такое? (Дети отвечают.) Это начал расти плесневый гриб.

Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры.

Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка.

СЛАЙД 8. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созреют, спорангий разрывается, и споры высыпаются. Споры очень мелкие, невидимые простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие. Как вы думаете, как распространяются эти споры?

(Дети отвечают.) Они разносятся ветром.

Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.

Как вы считаете, какой из способов добывания пищи характерен для гриба мукор? Это гриб-сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами неживых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах, варенье и т. д.

Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна использовался в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых других блюд. (Демонстрация натурального мукора на хлебе).

Но некоторые плесневые грибы приносят пользу, их называют благородной плесенью. (Видеофрагмент).

3) СЛАЙД 9. В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл. Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха. Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность некоторых болезнетворных бактерий.

Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин. СЛАЙД 10. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Кроме того, пеницилл широко используется при легочных заболеваниях, менингите. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы. Пенициллин был открыт в 1929 году английским бактериологом Александром Флемингом.

Работу над пенициллином продолжили Говард Флори и Эрнст Чейн. А. Флеминг, Г. Флори и Э. Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии.

В нашей стране тоже шли работы по изготовлению пенициллина. (Видеофрагмент).

Дрожжи, их строение, питание, размножение. Использование дрожжей в пищевой промышленности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация дрожжей сырых, сухих, распущенных в воде с добавлением сахара).

СЛАЙД 11. Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество овальной или продолговатой формы клеток. Это клетки дрожжей. Внутри клеток находятся вакуоли жировые капли. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.

Читайте:  Лекарственные травы и растения для почек

СЛАЙД 12. Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.

Когда же дрожжи начинают размножаться?

Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капельку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро, что обусловливается очень высокой скоростью обмена веществ. При этом сильно изменяется химический состав окружающей среды. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химического процесса высвобождается энергия, которую грибы используют для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении СЛАЙД 13 (углекислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего тесто становится мягким и воздушным). (Демонстрация натурального объекта: дрожжи, распущенные в сладкой воде).

Грибы — паразиты. (Рассказ учителя с демонстрацией натуральных объектов — гриб трутовик, таблицы «Головневые грибы», природных объектов, пораженных грибами (слайды)).

Источник

ГДЗ по биологии 5 класс учебник Пасечник параграф 16

Паразит — организм, использующий другого организма в качестве постоянной или временной среды обитания и источника пищи.

2. Приведите примеры организмов-паразитов.

Болезнетворные бактерии; грибы, растущие на стволах живых деревьев: чага, опята; комары, вши, блохи.

1. Какие грибы называют грибами-паразитами?

Грибы-паразиты — это паразитирующие на растениях грибы, питающиеся органическими веществами "жертвенного" растения и наносящие ему вред.

2. Как происходит заражение зерновых культур головнёвыми грибами?

Споры головни попадают на здоровые зерновки с зараженных во время уборки урожая и молотьбы и сохраняются на них до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его соками.

3. Какой вред наносят деревьям трутовики?

Трутовики паразитируют на деревьях. Их мицелий проникает сквозь кору и гриб пожирает древесину, из-за этого дерево медленно погибает.

4. Как предупреждают заражение деревьев грибами трутовиками?

Споры проникают в дерево, распространяются и делают дерево трухлявым. Любое заболевание дерева предупреждают регулярным поливом, удобрением, опрыскиванием, т. к. здоровое дерево бережёт само себя, а гриб и не только трутовик, но и тот же опёнок, селится только на больное дерево.

Ухаживать надо постоянно за своими деревьями.

5. Каковы общие признаки грибов?

1) Неограниченный рост. 2) Неподвижность. 3) Способ питания – Всасывательный. 1) Лишены хлорофилла. 2) Тип питания – Гетеротрофный. 3) Запасной углевод – Гликоген. 4) Клеточная стенка состоит из хитина. 5) В обмене веществ есть мочевина. 1) Основа вегетативного тела гриба – грибница, или мицелий. 2) Мицелий состоит из гиф. 3) Клетки грибов чаще многоядерные или двуядерные. 4) Бывают одноклеточные и многоклеточные.

Что общего и в чём различия между симбиозом и паразитизмом?

Общее то, что это виды взаимодействия живых организмов в природе. Разница в том, что в первом случае (симбиоз) выгоду получают обе стороны взаимодействия. Во втором случае (паразитизм) — одна сторона получает выгоду, а другая от этого страдает.

На основании изучения материала параграфов и дополнительной литературы составьте сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека».

На данный момент грибы являются неотъемлемой частью жизнедеятельности органического мира. Их количество составляет около 5 тысяч видов. Грибы служат человеку с древних времен по настоящее время. Они являются пропитанием, биологическим источником закваски, лекарством. Но также они проявляют себя и с отрицательной стороны- возбудитель болезней для человека и культурных пород растительного мира. Если правильно обращаться с их многообразием и направить в нужное русло, то вскоре грибы создадут биологическую и научную революцию. не зря грибы- отдельное царство!

Задания для любознательных

1. Осмотрите деревья в микрорайоне школы. Если найдёте повреждения коры, аккуратно заделайте их садовым варом. Отметьте деревья, поражённые грибами-паразитами. Сбейте и сожгите плодовые тела грибов трутовиков.

2. Обследуйте посевы сельскохозяйственных культур. Найдите растения, поражённые различными грибами-паразитами. Зарисуйте или сфотографируйте.

Источник



Питание бактерий и грибов. Моя лаборатория

Обследуйте растения, растущие в районе школы, дома, на » даче. Если обнаружите растения, поражённые болезнетворными бактериями и грибами, то зарисуйте или сфотографируйте их. Сравните увидеппое с рисунком 64.

Пользуясь атласами-определителями и материалами Интернета, укажите названия растений и болезней, их поразивших.

Растения, поражённые болезнетворными бактериями (а) и грибами (б)

Лабораторная работа 2

Для любознательных

Любители-грибники на своих участках часто выращивают грибы. Вы тоже можете попытаться вырастить грибы на своём приусадебном или пришкольном участке.

Для этого в лесу следует осторожно выкопать небольшие кусочки (со спичечный коробок) грибницы определённого гриба и перенести её вместе с грунтом на участок. Тщательно заложить грибницу в неглубокие (1,5 см) ямочки, прикрыть рыхлой дерновой землёй или слоем сухих листьев и слегка увлажнить. Если погода сырая, увлажнять грибницу надо только при посадке, если же сухая, нужно периодически слегка сбрызгивать, но не поливать!

Вы уже знаете, что некоторые азотфиксирующие бактерии могут поселяться в корнях бобовых растений (см. рис. 24).

Эти бактерии образуют соединения азота, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовыми растениями и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму — симбиоз.

Примером симбиоза также являются лишайники (см. § 15).

Симбиотические отношения широко распространены между грибами и растениями. Грибники знают, что подберёзовики чаще всего можно встретит!» в березняке, белые грибы — вблизи берёз, сосен, елей и дубов, рыжики — в сосновых и еловых лесах, подосиновики — в осинниках. Это объясняется тем, что между определёнными видами растений и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму, то есть симбиоз.

Нити грибницы плотно оплетают корень растения и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу (рис. 65). Грибница поглощает из почвы воду и растворённые минеральные вещества, которые поступают из неё в корпи растений. В свою очередь, грибница получает органические вещества, необходимые ей для питания и образования плодовых тел, из корней растений.

Источник