Признаки рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы и звери

Описание разнообразия видов животных и рыб в окружающем мире (3 класс)

Разнообразие животных

Окружающий мир

Окружающий мир полон животных, причем человеческий глаз даже не всегда замечет их присутствие. Размеры некоторых представителей настолько малы, что для их обнаружения и наблюдения за их жизнедеятельностью не обойтись без микроскопа. А другие, как, например, синий кит, представляют категорию животных-гигантов. Его длина составляет около 30 метров. Разнообразие животных в окружающем мире (3 класс) — это один из самых интересных школьных предметов.

Групповая классификация

Чтобы досконально изучить все многообразие животного мира планеты Земля, зоологи подразделяют его на группы и виды. Животные, относящиеся к одному виду, имеют много общих признаков и, как правило, схожи внешне. Соответственно, члены разных видовых групп имеют значительные различия.

Каждый вид имеет название, состоящее из существительного и прилагательного, характеризующего особенности животного или ареал его обитания: медведь бурый, кенгуру антилоповый или китайский дрозд.

В настоящее время количество видов, населяющих планету Земля, превышает один миллион. Большую часть из них представляют насекомые. Следующее место по численности занимают рыбы (около 20 000), затем птицы (более 9 000) и пресмыкающиеся (порядка 8 000). Млекопитающих, или зверей насчитывается около 5 000 видов. Примерно такое же количество и обитающих на земном шаре земноводных — 4 700.

Зоологи выделяют несколько основных признаков, отличающих животных от других, живущих на Земле организмов:

Способность к самостоятельному передвижению животных

  • способность к самостоятельному передвижению;
  • использование в качестве пропитания других животных, растений или микроорганизмов;
  • необходимость участия в процессе размножения особей двух полов;
  • наличие у них органов чувств, способных с разной степенью остроты воспринимать свет, звук и тепло.

Животные в зависимости от видовой и групповой принадлежности обитают в различных средах, а, именно: водной, почвенной и наземно-воздушной. Строение их организмов оптимально соответствует не только ареалу обитания, но и образу их жизни. Это своего рода причина столь большого числа видов, существующих на планете. В процессе эволюции (исторического развития) живые организмы приспосабливались к среде и местам своего обитания, акклиматизировались и оптимизировали свой образ жизни. Каждое новое поколение того или иного вида изменялось в сторону улучшения пригодности вида к условиям жизни.

А теперь подробное описание того, какие группы животных существуют в настоящее время. В соответствии с зоологической классификацией, принятой у ученых, животный мир планеты Земля подразделяется на следующие группы:

  • ракообразные;
  • земноводные;
  • черви;
  • моллюски;
  • пресмыкающиеся;
  • паукообразные;
  • насекомые;
  • рыбы;
  • птицы;
  • млекопитающие (звери).

Видовое разнообразие животных

Однако ниже будут рассмотрены лишь группы, видовое разнообразие которых характеризуется наличием уникальных свойств. Это могут быть особенности питания, передвижения или размножения.

Земноводные или амфибии

К этой немногочисленной (в сравнении с другими) группе принадлежат обитатели влажных тропических лесов и водоемов умеренных широт: озер, рек, прудов и болот. Это известные всем с детства жабы и лягушки, а также саламандры и тритоны. Их жизнь проходит в двух средах обитания — земле и воде, что, собственно, и отразилось в их названии.

Головастики земноводных

Рождение и ранний возраст подавляющего большинства амфибий проходят в воде. Это значит, что на этом этапе у головастиков, а именно так называют молодь земноводных, существуют жабры, обеспечивающие процесс дыхания.

Взросление головастиков и дальнейший их выход на сушу сопровождается утратой жаберных пластин и началом функционирования легких.

Тонкая и гладкая кожа, покрывающая тело амфибий, нуждается в периодическом увлажнении. Именно этим фактором объясняется выбор мест их обитания. Они расположены в непосредственной близости от водоемов.

Все виды земноводных питаются живыми организмами, то есть являются хищниками. Объектами их охоты служат черви, моллюски и насекомые. Правда, в стадии головастика основной рацион амфибий составляют растения, обитающие под водой.

Амфибии относятся к холоднокровным животным, так как температура их тела нестабильна и всецело зависит от температуры окружающего их воздуха или воды.

Пресмыкающиеся или рептилии

К группе пресмыкающихся зоологи относят черепах, крокодилов, ящериц и змей. Одной из особенностей, характерной для всех рептилий, является их коротколапость. Или полное их отсутствие, как, например, у змей и некоторых ящериц. Поэтому передвижение этих животных можно описать как переползание.

Тело рептилий имеет чешуйчатый покров

Тело рептилий имеет чешуйчатый покров, составленный из мелких роговых пластинок, защищающих кожу, кстати, на ощупь очень сухую. У некоторых видов поверхность тела защищена костным панцирем.

Местом обитания большинства рептилий могут быть пустыни, лесные и горные массивы, большие и малые водоемы, расположенные по всему миру, за исключением континентов, покрытых льдами. Образ жизни пресмыкающихся — преимущественно сухопутный, однако, некоторые виды могут проводить в воде значительное время. Это крокодилы, морские и болотные черепахи, морские змеи.

Размеры пресмыкающихся различны и варьируются от карликовых (некоторые виды ящериц и гекконов) — до гигантских (слоновая черепаха, питоны и удавы). Что касается температуры их тела, то они, как и амфибии — представители холоднокровных животных.

Новые особи рептилий появляются на свет из отложенных самками яиц.

Видовое разнообразие рыб

Самые многочисленные обитатели океанических, морских, озерных и речных глубин — это рыбы. Они превосходные пловцы. Их обтекаемое, удлиненное и покрытое плотным слоем чешуи тело превосходно приспособлено для этого процесса. Чешуя, растущая в теплое время года, своим внешним видом способна донести до ихтиолога (ученого, изучающего рыб) информацию о возрасте особи.

Плавники рыб

Главными органами, обеспечивающие рыбам возможность передвижения, являются плавники. Спинной плавник играет роль стабилизатора, хвостовой функционирует как двигатель, а, брюшные используются в качестве рулей направления и глубины.

Дыхание рыбы осуществляют при помощи жаберных пластин, потребляющих кислород, растворенный в толще воды.

Детеныши рыб, называемые мальками, развиваются из отложенных женскими и оплодотворенными мужскими особями икринок. Развитие и последующая жизнь потомства у большинства видов рыб проходит самостоятельно. Хотя некоторые рыбы, строят жилища или гнезда (пятнадцатииглая морская колюшка), а иные вынашивают икру и мальков прямо во рту (хаплохромин) или на лбу (австралийский гулливеровый куртус).

Как и описанные выше группы животных, рыбы принадлежат к холоднокровным существам.

Насекомые и их виды

Ареал распространения насекомых просто поражает, они обитают практически везде: в почве, в воздухе, в воде. Редкое человеческое жилище может похвастать отсутствием насекомых. Насекомые являются наиболее многочисленной и самой разнообразной группой живых существ, обитающих на земном шаре. В ней более миллиона видов: жуки, бабочки, пчелы, комары, тараканы, стрекозы, блохи, клопы и многие другие.

Тела большинства видов имеют поперечные полосы, напоминающие насечки. Именно по этой причине эта группа живых существ получила название «насекомые». Основными частями тела являются голова с глазами, усиками и хоботком, грудка с крыльями и шестью ногами и брюшко. В определенном возрасте большинство насекомых обзаводится крыльями. Панцирем, защищающим тело, насекомым служит хитиновая оболочка.

Дыхание осуществляется при помощи трахей. Размножаются насекомые, откладывая яйца, из которых выходят быстрыми темпами растущие и превращающиеся затем в куколок, личинки. Это последняя стадия перед появлением взрослого насекомого. Однако окукливаются личинки не всех видов насекомых.

Звери или млекопитающие

Название этой группы животных логично проистекает из факта вскармливания их детенышей молоком, образующимся в молочных железах самки. Это ключевое отличие живых существ, входящих в эту группу, от всех остальных животных, населяющих нашу планету.

Млекопитающее животное

Как правило, тело млекопитающих имеет шерстяной покров, интенсивность которого зависит от климатических условий ареала обитания. Некоторые виды в силу изменений образа жизни лишились шерсти. Например, дельфины или киты.

Для ходьбы большинство зверей используют четыре лапы, но некоторые свободно обходятся двумя (кенгуру).

Зверям доступны все среды обитания, существующие на Земле: вода, суша, почва. Этим обусловлена и значительная разница в строении тела у разных видов млекопитающих. Подтверждением этого можно считать наличие ласт у китов и дельфинов, или мощные лапы-лопаты у крота.

Дыхание зверей осуществляется при помощи легких, а температура их тела стабильна при любых погодных условиях, что позволяет их отнести к теплокровным существам. Все млекопитающие вынашивают плод определенное для каждого вида время и рождают живых детенышей.

Особенности расселения

Существуют факторы, оказывающие влияние на расселение животных по территории планеты:

  • рельеф местности;
  • особенности климата;
  • межвидовые взаимоотношения;
  • деятельность человека.

Поэтому в поисках благоприятных условий для жизни и размножения представители животного мира передвигаются на большие расстояния или мигрируют. Например, многие виды лососевых рыб растут и питаются в соленой воде морей, а на нерест поднимаются в верховья рек приморских стран, в том числе и России.

Источник



Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Тип хордовых объединяет более высокоорганизованных животных, весьма разнообразных по внешнему виду, образу жизни и условиям обитания. Подтип позвоночных, включающий класс рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, характеризуется наличием внутреннего осевого скелета, двусторонней симметрией тела, двумя парами конечностей, замкнутой кровеносной системой, сложно устроенной нервной системой, высоким развитием органов чувств и сложной психической деятельностью.

Подтип позвоночных – самый молодой из известных подтипов хордовых животных (кроме него есть подтип бесчерепных и личинкохордовых), насчитывающий всего около 40 тыс. видов. Сложный организм этих животных позволяем им улавливать и распознавать тончайшие запахи (собаки), малейшее изменение температуры (рыбы), иметь острое зрение (птицы); у многих имеются сложные тепловые, звуковые, химические, гидродинамические «приемники» и «антенны» (дельфины, летучие мыши, медузы, электрические угри и скаты).

Читайте:  Чем закрыть деревья от птиц

Класс рыбы –это постоянно живучих воде позвоночные животные, дышащие жабрами и передвигающимися с помощью плавников. Наиболее примитивные животные подкласса хрящевых рыб (акулы, скаты),которые имеют хрящевой скелет, жаберные отверстия, самостоятельно открывающиеся на поверхности тела. Плавательного пузыря у них нет, парные плавники расположены горизонтально. Хозяйственного значения они не имеют.

Подкласс костных рыб включает подавляющее большинство видов рыб чрезвычайно разнообразна. Они отличаются внешним и внутренним строением, характером питания, повадками. Однако в связи с обитанием в воде у рыб имеются общие признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, плавники как органы передвижения, выделение кожными покровами слизи и т.д. Тело рыб расчленяется на голову, туловище, хвост. Рот образован хватательными челюстями с зубами на них. Жабры располагаются на жаберных дугах, жаберная полость прикрыта жаберной крышкой. Скелет состоит из костной ткани, тело покрыто костной чешуей. Кишечник слабо дифференцирован на отделы. Сердце состоит из предсердия и желудочка, рыбы имеют один круг кровообращения. Мозг невелик и устроен примитивно; при удалении среднего мозга у рыб наступают слепота и нарушение сложных движений. Кроме органов зрения – усиков; слуха и равновесия – внутреннего уха, многим рыбам помогают в общении звуки. У рыб есть орган восприятия движения воды – боковая линия.

По образу жизни различают рыб, которые держатся в открытом море (сельди, сардины, тунцы), придонных и донных (треска, камбала, бычки), глубоководных (большерот, крысохвост, лучеперая рыба). По отношению к составу воды – отличают морских (сельдь, треска), пресноводных (щука, плотва, карп) и проходных (лососи, осетры), которые переходят из морской среды в пресноводную и обратно.

Полового созревания рыбы достигают в возрасте нескольких месяцев, многие нерестятся ежегодно, некоторые раз в жизни (лососи, бычки). По способам размножения выделяют и кроме чущих (лещ, треска) и живородящих (морской окунь, гамбузия, гуппи). Развитие икры длится от нескольких часов – (аквариумные рыбы) до нескольких недель (треска, камбала) и даже месяцев (лосось).

Продолжительность жизни большинства рыб значительна – 15-20 лет, карпы могут жить свыше 100 лет, щуки почти до 300 лет.

Многие виды рыб зимой прекращают питание, не растут; это заметно по чешуе (по более темным зимним кольцам можно определить возраст рыбы).

Миграции (перемещения) для рыб составляют закономерную часть жизненного цикла (морские и пресноводные для поиска пищи, нереста, проходные для нереста).

Рыбы служат продуктом питания – наибольшее значение в мировом промысле имеют сельдевые и тресковые рыбы, источником для получения лекарства (рыбий жир), для изготовления клея, технического жира и т. д.

Класс земноводных (амфибий), к которым относятся лягушки, жабы, тритоны, саламандры, представлен наиболее примитивными наземными позвоночными. Земноводные являются промежуточным звеном между рыбами и пресмыкающимися, поэтому водная среда продолжает оставаться для них необходимым условием существования на первых этапах жизни (личинки развиваются в воде). Взрослые к обитанию на суше приспособлены тоже слабо. Легкие у земноводных развиты недостаточно, поэтому они дышат всей кожей. Трехкамерное сердце не обеспечивает разделения крови, по артериям течет смешанная кровь. Передвижение лягушек скачками приводит к развитию мускулатуры конечностей. У земноводных сильно развит передний отдел головного мозга, что позволяет им иметь более сложное поведение, чем у рыб.

Переход в наземную среду усложнил органы чувств: глаза у земноводных устроены сложнее и имеют веки; защищающие их от высыхания и загрязнения: появилось среднее ухо: орган обоняния представлен обонятельными капсулами, которые сообщаются с внешней средой при помощи ноздрей. Кожа амфибии, способная реагировать на различные раздражители (болевые, механические, температурные), обильно снабжена различными железами, которые выделяют слизь, увлажняя кожу; ядовитые железы защищают от хищников. Биологические отличия связаны в основном со средой обитания. Те виды. Которые живут в водной среде (тритон, аксолотль, озерная и прудовая лягушки), имеют более примитивную организации. Чем наземные (травяная лягушка, жаба, квакща). Если первые ведут дневной образ жизни, то вторые в основном ночной. Земноводные питаются животной пищей, поэтому они обладают большей энергией при коротком периоде активности. Наиболее благоприятные условия обитания для земноводных – влажные тропики, где в основном они и обитают. Меньше их в средних широтах, а на севере и юге нет совсем

Лягушки и особенно жабы имеют большое значение, уничтожая вредных беспозвоночных (мух, комаров, жуков. Улиток и др.). Лягушек используют для научных и учебных целей.

Класс пресмыкающихся(рептилии), к которым относят черепах, крокодилов, ящериц, змей, характеризуется рядом особенностей, которые позволяют им гораздо шире расселиться по суше. Пресмыкающиеся относятся к наиболее примитивным высшим позвоночным. Они приспособлены к наземно-воздушному образу жизни лучше, чем земноводные. Кожу у пресмыкающихся надежно защищена от высыхания и обычно покрыта роговыми образованиями (чешуя, щитки и т. д.). Размножение происходит только на суше (откладывают яйца и живорождение происходит только на суше (откладывают яйца и живорождение). Дыхание почти исключительно легочное; легкие имеют довольно сложное строение, отчетливо выражены трахея и бронхи. Сердце и артериальные сосуды у пресмыкающихся более современным, но кровь продолжает смешиваться, так как перегородка в сердце неполная. Органы выделения устроены более сложно (появляются почки), это связано с тем, что обмен веществ происходить через кожу как у земноводных, не может. Хорошо развит скелет, который позволяет защищать мозг (череп в основном костный) и внутренние органы (грудная клетка). У большинства представителей четко обособлена шея, значительно укрепились конечности. Более сложная организация нервной системы и совершенные органы чувств позволяют пресмыкающимся гораздо лучше приспособиться к различным условиям су0ществования (в воде, лесу, на болотах, в пустыне, почве и т.д.), чем земноводным.

Однако если ведущим фактором, влияющим на жизнь земноводных, является влажность, то для пресмыкающихся – это температура. Они не имеют постоянной температуры воздуха. Там, где это колебание выражено слабо, обитает больше пресмыкающихся (по мере движения к северу и югу от экватора количество их уменьшается). В умеренном климате большинство пресмыкающихся ведут дневной образ жизни (весной активны днем, а летом – утром и вечером), а в жарком – ночной. Пресмыкающиеся, которые обитают на открытой местности и в воде, как правило, имеют хорошо развитые конечности и могут сравнительно быстро передвигаться (вараны, крокодилы, ящерицы и т.д.), обитающие в траве (змеи) утратили свои конечности. Среди пресмыкающихся есть такие, у которых выработались приспособления лазать по отвесным плитам, камням (изогнутые когти у ящериц, присоски у гекконов).

В основном пресмыкающиеся питаются животной пищей, поэтому у многих хорошо развиты зубы (у ящериц – мелкие для схватывания, у змей – ядовитые и хватательные, у крокодилов зубы могут не только вонзаться в пищу, но и разрывать ее). Вкусовые ощущения воспринимаются языком. Можно наблюдать, как змеи своим раздвоенным язычком ощупывают различные предметы. Зрение у пресмыкающихся развито хорошо, у хамелеонов глаза вращаются во все стороны независимо друг от друга. Большинство пресмыкающихся реагируют только на движущуюся добычу. Обороняться от врагов могут разнообразно ( как в пассивной форме, например потеря кончика хвоста у ящериц, так и в активной, например змеи, крокодилы, вараны, которые от обороны могут перейти в нападение).

Ящерицы, ужи и черепахи являются прекрасными объектами для наблюдений в уголке живой природы (для них сооружается небольшой террариум, который подсвечивают лампой).

Птицы

Класс птиц (страусы, чайки, журавли, дрозды, синицы и др.) по происхождению близок к пресмыкающимся, но имеет более совершенные черты организации. На родство с пресмыкающимися указывают следующие признаки: кожа бедна железами, сильно развиты роговые образования. Однако если пресмыкающиеся имеют непостоянную температуру тела, то у птиц в связи с энергичным обменом веществ температура тела высокая и постоянная (в среднем около 42 0 ). Сердце четырехкамерное, артериальная кровь отделена от венозной. Значительное развитие имеют большие полушария головного мозга, а в связи с этим и более разнообразное и совершенное приспособления к окружающей среде. Органы чувств, особенно зрения и слух, развиты хорошо. Более совершенным является размножение (высиживание яиц и забота о потомстве).

Птицы характеризуются тем, что тело их покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Перья способствуют терморегуляции: сохраняя тепло, они увеличивают несущую поверхность тела, придавая ему обтекаемую форму, предохраняют кожу от повреждения. Различают контурные, пуховые и нитевидные перья. Хвост образован рулевыми перьями. В связи с тем, что большинство птиц передвигаются по воздуху, в их организме выработался ряд приспособлений: кости легкие и прочные, хватательные функции выполняет клюв, который лишен зубов; грудина сильно развита и несет высокий гребень (киль) , к которому прикрепляются мощные мышцы; пальцы ног служат для хождения и хватания, поэтому в качестве опоры служит сложный крестец. Наконец, наличие воздушных мешков, которые соединены с пустотелыми костями , и отсутствия мочевого пузыря способствуют тому, что птицы легко чувствуют себя в воздухе. Полеты помогают птицам быстрее найти пищу, спастись от врагов, найти места для отдыха и размножения, завоевать новые, необжитые территории.

Читайте:  Видеть во сне птиц толкование по сонникам

Образ жизни птиц зависит от многих условий: климата, пищи и условий ее добывания, гнездовий и т. д. Птицы по образу жизни бывают дневные ( ласточка, пеночка), ночные (сова, филин) , сумеречные (козодой); по способу и характеру питания – растительноядные (глухарь, рябчик), насекомоядные (дятел, синица) и хищные (орел, пустельга);

по способу передвижения – летающие (ястреб, стриж) , бегающие (дрофа, стрепет), водоплавающие (пеликан, утка) и лазящие (поползень, пищуха); по степени оседлости – оседлые (сорока, куропатка), кочующие (щегол, чечевица) и перелетные (кукушка, горихвостка, соловей); по характеру размножения – выводковые (тетерев, фазан) и птенцовые (дрозд, скворец).

Несмотря на то что птицы встречаются и на высоте 5 тыс.м (грифы), и на глубине до 20 м (пингвины), степень приспособления у них к различным средам обитания меньше, чем у млекопитающих.

По способу обитания можно выделить следующие группы: кустарно-лесные птицы (дятлы, поползни, щеглы, чижи, клесты, рябчики, тетерева и др.) , болотно-луговые ( аисты, цапли, журавли, коростели, кулики), степно – пустынные (страусы, дрофы, стрепеты, рябчики), водные (пингвины, чайки, гагары, утки, гуси, лебеди и др.)

Птицы гнездятся колониями или одиночкой. По расположению гнезда можно выделить следующие группы: гнезда, расположенные на земле (жаворонок, чибис, перепел, пеночка, соловей и др.),в кустах, не высоко на деревьях (зяблик, сорокопут, иволга, сойка и др.), высоко на деревьях ( грач, белый аист, сарыч, орел и др.), в норах (береговая ласточка, золотистая щурка, зимородок обыкновенный), в постройках (деревенская и городская ласточка, домовой воробей, голубь и др.).

Гнезда птиц очень разнообразны. В простейшем случае яйца откладывают прямо на земле (кайра), в углубление, сделанное птицей (дрофы, кулики, щурки и др.); голуби делают гнезда из небольшого количества веток. Имеется сложное построение гнезда в виде сплетенной чаши (щегол, зяблик, иволга, камышевка и др.). Наиболее совершенными являются гнезда, которые имеют вид шара с небольшим входным отверстием ( крапивник, синица-ремез). У птиц, гнездящихся на земле, яйца имеют маскировочную окраску, и их очень трудно отличить на общем фоне. Гнезда в виде чашечки маскируются так, что их трудно различить среди травы или листвы деревьев и кустарников.

Число яиц, откладываемых птицами, может быть от 1 до 25. Наибольшее количество откладывают гуси, куры, воробьи (10-15), крупные птицы несут от 1 до 3 яиц (кайры, чайки, орлы).

Насиживание осуществляется или одним из родителей, или попеременно самкой и самцом. У выводков птиц период насиживания больше (25-30 дней), чем у гнездовых (9-12 дней). Забота о потомстве у птиц включает длительную связь между родителями и птенцами (продолжительное выкармливание, обучение полета, добывание корма).

Годовой жизненный цикл птиц состоит из отдельных периодов. Основными являются следующие: подготовка к размножению (разбивка на пары, которая сопровождается брачными играми или токованием, занятие гнездового участка). Размножение и забота о потомстве (достройка гнезда, откладывание яиц, их высиживание, выкармливание птенцов и обучение плету); линька ( при подготовке к зиме у птиц летнее оперение сменяется на зимнее, которое играет маскировочную роль и связано с усиленным развитием пуховых перьев и пуха); подготовка к зиме (интенсивное питание, запас корма у отдельных видов, кочевки в поисках пищи); зимовка (в средней полосе птицы перебираются ближе к человеческому жилью, увеличиваются кочевки в поисках пищи, перелетные птицы улетают в места, где есть достаточно корма) Только около 1 /3 всех видов птиц ограничивается небольшими сезонными перемещениями, 2 /3 (от общего числа мигрирующих птиц) совершают регулярные перелеты. В основном птицы зимуют там, где зима мягкая и достаточно корма.

Время отлета и прилета птиц зависит от условий изменения окружающей среды, в которой они живут. Если кормовые условия начинают ухудшаться, птицы готовятся к отлету. Грачи прилетают, когда появляются проталины и они могут добыть себе корм; ласточки прилетают при изобилии насекомых и т. д.

Сезонные миграции происходят под влиянием сезонных изменений среды и являются реакцией на последние. Следовательно, исторические перелеты птиц возникли как реакция на сезонные изменения условий жизни. Появление новых пролетных путей у птиц определяется изменениями внешней среды, а не наследственными признаками. Современная картина размещения пролетных путей и зимовки определяется современными условиями среды.

При изучении перелетов птиц огромное значение имеет метод кольцевания. Всего на земном шаре ежегодно окольцовывают около 1 млн. птиц. С помощью этого метода можно установить, из каких гнездовых районо летят птицы, какими путями и куда улетают, скорость пролета, места зимовок, привязанность птиц к мессам гнездовий и т. д.

Птицы имеют большое значение в жизни человека. Прежде всего птицы уничтожают в массовом количестве вредных насекомых и их личинок, мелких грызунов, который наносят большой ущерб хозяйству. Птицы являются объектом промысла (в основном это птицы, относящиеся к отряду куриных и семейству утиных). Приручение и одомашнивание птиц относится к глубокой древности; в настоящее время человек получает от них мясо и яйца. Используются также перья и пух.

Задача человека заключается в том, чтобы сделать птиц своими друзьями. Там где птиц охраняют и подкармливают, они отвечают доверием и приносят людям много пользы.

Литература: Никонова М.А., Землеведение и краеведение,2000

Источник

Таблица "Сравнительная характеристика классов позвоночных животных"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (7, 8, 9 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

голова, шея ( гибкость ), туловище, крылья, ноги, хвост.

голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности (под туловищем) (!)

кожа, костная чешуя, слизистые железы

кожа, слизистые железы

кожа сухая, роговой покров

кожа сухая, перья – роговые образования кожи

кожа, железы: потовые, сальные, млечные (!), волосы

череп и позвоночник: туловищный и хвостовой отделы; рёбра

череп, позвоночник: 1 шейный позвонок, туловищный, крестцовый, хвостовой

череп, позвоночник: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудная клетка (кроме змей, черепах)

Скелет лёгкий и прочный!! Череп, позвоночник: шейный ( хорошо развит, подвижен ), грудной, поясничный, крестцовый – срастаются – прочность!, хвостовой; грудная клетка, грудина – вырост – киль; ключицы = в вилочку

череп, позвоночник: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудная клетка;

Рот, глотка, кишечная трубка, анальное отверстие; печень

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (у Хрящевых — клоака); печень, поджел железа; Плавательный пузырь – вырост кишечника, у Костных!

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, клоака (!);

печень, поджелудочная железа;

Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, клоака (!);

печень, поджелудочная железа.

Рот + дифференцированные зубы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие; слюнные железы, печень, поджелудочная железа.

сердца нет, 1 круг кровообращения

двухкамерное сердце, 1 круг кровообращения

сердце трёхкамерное, 2 круга кровообращения

сердце 3хкамерное (неполная перегородка), у крокодилов – 4хкамерное; 2 круга кровообращения

сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения

жаберные щели в глотке

(жабры – у личинок)

Лёгкие, воздушные мешки

выделительные трубочки в каждом сегменте — метанефридии

2 туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие (у Хрящевых — клоака)

2 туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака

Тазовые почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака

Тазовые почки, мочеточники, (мочевой пузырь – отсутствует!), клоака

Почки. мочеточники, мочевой пузырь, отверстие мочеиспускательного канала

головной и спинной мозг, нервы

головной и спинной мозг, нервы, кора больших полушарий

головной и спинной мозг, нервы, кора больших полушарий

то же, кора головного мозга с извилинами и центрами органов чувств

щупальца, светочувствительные глазки, осязание по всей коже

Глаза, органы слуха (внутреннее ухо), осязания – боковая линия, обоняния. равновесия

Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой,

Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой, вкус, обоняние

Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее, среднее и внутреннее ухо, вкус, обоняние

глаза, слух (ушная раковина!), осязание – вибриссы, обоняние, вкус

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Яичники и семенники – посегментно, оплодотворение – наружное;

развитие непрямое (личинка — головастик), в воде

Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, на суше

Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, развитие у плацентарных – в матке !, выкармливание молоком

Вид Ланцетник европейский

Класс Хрящевые рыбы

Отряды Акулы, Скаты

Класс Костные рыбы

Отряды: Сельдеобразные, Окунеобразные, и др.

Отряды: Бесхвостые (лягушки, жабы), Хвостатые (саламандры, тритоны), Безногие (червяги)

Отряды: Чешуйчатые (змеи, хамелеоны, ящерицы, вараны), Черепахи, Крокодилы

Отряды: Курообразные, Гсеобразные, Дятлообразные, Совообразные, Журавлеобразные, Страусообразные, Пингвинообразные.

Отряды: Однопроходные (утконос, ехидна), Сумчатые (кенгуру), Насекомоядные (крот, выхухоль, землеройка), Рукокрылые (летучие мыши), Грызуны, Зайцеобразные, Ластоногие, Хищные, Приматы и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии 7 класс «Позвоночные животные»

Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные» и уместен на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных и основных функций систем органов. Данная тема .

План-конспект урока биологии в 6 классе «Передвижение позвоночных животных»

План- конспект урока в 6 классе «Передвижение позвоночных животных» . Программа Н.И.Сонин. Цель урока: дать знания о передвижении позвоночных животных в разных средах обитания.

УГА — 2014. Урок биологии 6 класс. «Перенос веществ в организме позвоночных животных»

Урок по теме «Перенос питательных веществ в организме позвоночных животных» К уроку создана презентация.Начинается урок сужетом из мультфильма па сказке «Книга джунглей» Р.Киплинга. «Мы с тобой одной .

Читайте:  Птицы черного цвета с оранжевым клювом

Презентации к уроку по теме: «Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных» 6 класс+Конспект

Презентации к уроку по теме: «Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных» 6 класс.

Биологический поезд. Обобщающий урок в 7 классе по теме:»Позвоночные животные»

Биологический поезд. Обобщающий урок в 7 классе по теме:»Позвоночные животные».

Лабораторные работы по основным классам позвоночных животных я провожу при изучении зоологии и использую эти же материалы при подготовке учащихся 9-11 классов к экзаменам по биологии. Учащимся очень н.

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕСРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ.

Источник

Признаки рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы и звери

Разнообразие животных

Окружающий мир

Окружающий мир полон животных, причем человеческий глаз даже не всегда замечет их присутствие. Размеры некоторых представителей настолько малы, что для их обнаружения и наблюдения за их жизнедеятельностью не обойтись без микроскопа. А другие, как, например, синий кит, представляют категорию животных-гигантов. Его длина составляет около 30 метров. Разнообразие животных в окружающем мире (3 класс) — это один из самых интересных школьных предметов.

Групповая классификация

Чтобы досконально изучить все многообразие животного мира планеты Земля, зоологи подразделяют его на группы и виды. Животные, относящиеся к одному виду, имеют много общих признаков и, как правило, схожи внешне. Соответственно, члены разных видовых групп имеют значительные различия.

Каждый вид имеет название, состоящее из существительного и прилагательного, характеризующего особенности животного или ареал его обитания: медведь бурый, кенгуру антилоповый или китайский дрозд.

В настоящее время количество видов, населяющих планету Земля, превышает один миллион. Большую часть из них представляют насекомые. Следующее место по численности занимают рыбы (около 20 000), затем птицы (более 9 000) и пресмыкающиеся (порядка 8 000). Млекопитающих, или зверей насчитывается около 5 000 видов. Примерно такое же количество и обитающих на земном шаре земноводных — 4 700.

Зоологи выделяют несколько основных признаков, отличающих животных от других, живущих на Земле организмов:

Способность к самостоятельному передвижению животных

  • способность к самостоятельному передвижению;
  • использование в качестве пропитания других животных, растений или микроорганизмов;
  • необходимость участия в процессе размножения особей двух полов;
  • наличие у них органов чувств, способных с разной степенью остроты воспринимать свет, звук и тепло.

Животные в зависимости от видовой и групповой принадлежности обитают в различных средах, а, именно: водной, почвенной и наземно-воздушной. Строение их организмов оптимально соответствует не только ареалу обитания, но и образу их жизни. Это своего рода причина столь большого числа видов, существующих на планете. В процессе эволюции (исторического развития) живые организмы приспосабливались к среде и местам своего обитания, акклиматизировались и оптимизировали свой образ жизни. Каждое новое поколение того или иного вида изменялось в сторону улучшения пригодности вида к условиям жизни.

А теперь подробное описание того, какие группы животных существуют в настоящее время. В соответствии с зоологической классификацией, принятой у ученых, животный мир планеты Земля подразделяется на следующие группы:

  • ракообразные;
  • земноводные;
  • черви;
  • моллюски;
  • пресмыкающиеся;
  • паукообразные;
  • насекомые;
  • рыбы;
  • птицы;
  • млекопитающие (звери).

Видовое разнообразие животных

Однако ниже будут рассмотрены лишь группы, видовое разнообразие которых характеризуется наличием уникальных свойств. Это могут быть особенности питания, передвижения или размножения.

Земноводные или амфибии

К этой немногочисленной (в сравнении с другими) группе принадлежат обитатели влажных тропических лесов и водоемов умеренных широт: озер, рек, прудов и болот. Это известные всем с детства жабы и лягушки, а также саламандры и тритоны. Их жизнь проходит в двух средах обитания — земле и воде, что, собственно, и отразилось в их названии.

Головастики земноводных

Рождение и ранний возраст подавляющего большинства амфибий проходят в воде. Это значит, что на этом этапе у головастиков, а именно так называют молодь земноводных, существуют жабры, обеспечивающие процесс дыхания.

Взросление головастиков и дальнейший их выход на сушу сопровождается утратой жаберных пластин и началом функционирования легких.

Тонкая и гладкая кожа, покрывающая тело амфибий, нуждается в периодическом увлажнении. Именно этим фактором объясняется выбор мест их обитания. Они расположены в непосредственной близости от водоемов.

Все виды земноводных питаются живыми организмами, то есть являются хищниками. Объектами их охоты служат черви, моллюски и насекомые. Правда, в стадии головастика основной рацион амфибий составляют растения, обитающие под водой.

Амфибии относятся к холоднокровным животным, так как температура их тела нестабильна и всецело зависит от температуры окружающего их воздуха или воды.

Пресмыкающиеся или рептилии

К группе пресмыкающихся зоологи относят черепах, крокодилов, ящериц и змей. Одной из особенностей, характерной для всех рептилий, является их коротколапость. Или полное их отсутствие, как, например, у змей и некоторых ящериц. Поэтому передвижение этих животных можно описать как переползание.

Тело рептилий имеет чешуйчатый покров

Тело рептилий имеет чешуйчатый покров, составленный из мелких роговых пластинок, защищающих кожу, кстати, на ощупь очень сухую. У некоторых видов поверхность тела защищена костным панцирем.

Местом обитания большинства рептилий могут быть пустыни, лесные и горные массивы, большие и малые водоемы, расположенные по всему миру, за исключением континентов, покрытых льдами. Образ жизни пресмыкающихся — преимущественно сухопутный, однако, некоторые виды могут проводить в воде значительное время. Это крокодилы, морские и болотные черепахи, морские змеи.

Размеры пресмыкающихся различны и варьируются от карликовых (некоторые виды ящериц и гекконов) — до гигантских (слоновая черепаха, питоны и удавы). Что касается температуры их тела, то они, как и амфибии — представители холоднокровных животных.

Новые особи рептилий появляются на свет из отложенных самками яиц.

Видовое разнообразие рыб

Самые многочисленные обитатели океанических, морских, озерных и речных глубин — это рыбы. Они превосходные пловцы. Их обтекаемое, удлиненное и покрытое плотным слоем чешуи тело превосходно приспособлено для этого процесса. Чешуя, растущая в теплое время года, своим внешним видом способна донести до ихтиолога (ученого, изучающего рыб) информацию о возрасте особи.

Плавники рыб

Главными органами, обеспечивающие рыбам возможность передвижения, являются плавники. Спинной плавник играет роль стабилизатора, хвостовой функционирует как двигатель, а, брюшные используются в качестве рулей направления и глубины.

Дыхание рыбы осуществляют при помощи жаберных пластин, потребляющих кислород, растворенный в толще воды.

Детеныши рыб, называемые мальками, развиваются из отложенных женскими и оплодотворенными мужскими особями икринок. Развитие и последующая жизнь потомства у большинства видов рыб проходит самостоятельно. Хотя некоторые рыбы, строят жилища или гнезда (пятнадцатииглая морская колюшка), а иные вынашивают икру и мальков прямо во рту (хаплохромин) или на лбу (австралийский гулливеровый куртус).

Как и описанные выше группы животных, рыбы принадлежат к холоднокровным существам.

Насекомые и их виды

Ареал распространения насекомых просто поражает, они обитают практически везде: в почве, в воздухе, в воде. Редкое человеческое жилище может похвастать отсутствием насекомых. Насекомые являются наиболее многочисленной и самой разнообразной группой живых существ, обитающих на земном шаре. В ней более миллиона видов: жуки, бабочки, пчелы, комары, тараканы, стрекозы, блохи, клопы и многие другие.

Тела большинства видов имеют поперечные полосы, напоминающие насечки. Именно по этой причине эта группа живых существ получила название «насекомые». Основными частями тела являются голова с глазами, усиками и хоботком, грудка с крыльями и шестью ногами и брюшко. В определенном возрасте большинство насекомых обзаводится крыльями. Панцирем, защищающим тело, насекомым служит хитиновая оболочка.

Дыхание осуществляется при помощи трахей. Размножаются насекомые, откладывая яйца, из которых выходят быстрыми темпами растущие и превращающиеся затем в куколок, личинки. Это последняя стадия перед появлением взрослого насекомого. Однако окукливаются личинки не всех видов насекомых.

Звери или млекопитающие

Название этой группы животных логично проистекает из факта вскармливания их детенышей молоком, образующимся в молочных железах самки. Это ключевое отличие живых существ, входящих в эту группу, от всех остальных животных, населяющих нашу планету.

Млекопитающее животное

Как правило, тело млекопитающих имеет шерстяной покров, интенсивность которого зависит от климатических условий ареала обитания. Некоторые виды в силу изменений образа жизни лишились шерсти. Например, дельфины или киты.

Для ходьбы большинство зверей используют четыре лапы, но некоторые свободно обходятся двумя (кенгуру).

Зверям доступны все среды обитания, существующие на Земле: вода, суша, почва. Этим обусловлена и значительная разница в строении тела у разных видов млекопитающих. Подтверждением этого можно считать наличие ласт у китов и дельфинов, или мощные лапы-лопаты у крота.

Дыхание зверей осуществляется при помощи легких, а температура их тела стабильна при любых погодных условиях, что позволяет их отнести к теплокровным существам. Все млекопитающие вынашивают плод определенное для каждого вида время и рождают живых детенышей.

Особенности расселения

Существуют факторы, оказывающие влияние на расселение животных по территории планеты:

  • рельеф местности;
  • особенности климата;
  • межвидовые взаимоотношения;
  • деятельность человека.

Поэтому в поисках благоприятных условий для жизни и размножения представители животного мира передвигаются на большие расстояния или мигрируют. Например, многие виды лососевых рыб растут и питаются в соленой воде морей, а на нерест поднимаются в верховья рек приморских стран, в том числе и России.

Источник