Природа является частью общества общество влияя на природу

1.2 Взаимодействие общества и природы

Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
  • Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1

Источник



Природа и общество

Если природа — это естественная среда обитания человека, то можно сказать, что материальны мир — это единство природы и общества.

Понятие «природа» имеет два основных значения:

  • это весь естественный окружающий мир, те. вселенная;
  • среда обитания человека и общества (биосфера).
  • создает культуру;
  • развивается под влиянием деятельности людей.
  • способна развиваться независимо от человека;
  • обладает своими законами, не зависящими от воли и желаний людей.
  • Позитивное (гармоничное, положительное).
  • Негативное (конфликтное, отрицательное).

Человек и природаСходство общества и природы — являются динамическими системами.

Из этой схемы следует общепринятое в обществознании определение общества:

Общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира.

Следует заметить, что обособившаяся, но не отделившаяся, так как общество и природа неразделимы. Из схемы видно, что человек является и частью общества и частью природы.

Воздействие общества на природу

Общество взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является потребление природных ресурсов, воздействие на природу. С каждым днем возрастает уровень этого воздействия: прогресс науки и техники вызывает еще большую потребность полезных ископаемых; демографический рост населения также влияет на увеличение потребления природных ресурсов.

Влияние природы на общественные процессы

Природа тоже воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для жизни и развития. Природа всегда оказывала огромное влияние на становление и формирование общественных отношений. Вспоминая историю древнего мира, мы знаем, что люди селились на берегах рек. Также принято считать, что государство в Египте появилась из-за необходимости строительства ирригационной системы. Очевидно, что вид деятельности, культура, традиции и обычаи народов зависят от природной среды регионов проживания.

Значение природы для человека и общества

Но не всегда результаты взаимодействия природы и человека бывают благоприятными. С одной стороны природные катаклизмы могут уничтожить человечество или нанести ему серьёзный урон, с другой стороны грубо вторгаясь в природу человечество, наносит ей невосполнимый ущерб. Так, если изначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга (человек сильно зависел от природы и извлекал для себя питание, орудия труда и быта), то по мере становления общества, государства, научно-технической революции возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу возросло. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей, что привело к появлению глобальных проблем.

Таким образом, главная проблема и опасность современного антропогенного воздействия заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Антропогенное воздействие это все формы воздействия человека на окружающую природу.

Источник

Взаимодействие природы и общества

Урок 5: Природа и общество

В широком смысле слова природа — это биосфера, оболочка Земли, создающая необходимые условия для жизни на планете. Она сформировалась около 3,7 миллиардов лет назад, в то время, как возраст планеты Земля составляет 4,5 миллиардов лет. Биосфера проникает в водную и твердую часть Земли, верхнюю часть атмосферы (газовую оболочку небесного тела), включает в себя всех живых организмов населяющих планету. Природа существовала задолго до возникновения в этом мире человека, но он вне биосферы не может существовать.

Природа как условие жизни общества

40 тысяч лет назад в природе появилось новое живое существо — Человек разумный (HomoSapiens). Одновременно с появлением в мире человека создается человеческое общество. За тысячелетия эволюции человек сильно изменился, еще недавно он вынужден был искать милости от природы, но сегодня он научился предсказывать стихийные бедствия и даже, в некоторых случаях, их предотвращать.

Люди стали забывать, какое имеет значение природа в жизни общества. А ведь именно она создает все условия необходимые для человеческой жизни:

  • атмосферное давление;
  • температуру воздуха и почв;
  • оптимальный для человека уровень концентрации кислорода в воздухе;
  • продукты питания;
  • растительный и животный мир;
  • строительные материалы для создания жилищ;
  • природные элементы, необходимые для создания одежды, мебели, предметов быта, техники.
Читайте:  Виды информации и способы ее обработки

2

Кроме того, ученые отмечают влияние природы на сферы жизни общества:

  • Экономическую. Неурожаи, стихийные бедствия, истощение природных ресурсов, засуха — негативно сказываются на экономической сфере. Экономика зависит от природных даров, обеспечивающих общество предметами первой необходимости, сельскохозяйственной продукцией.
  • Социальную. Здоровье человечества напрямую зависит от чистоты воздуха, почв, пищи, растительного и животного мира.
  • Духовную. Самое сильное влияние природы на духовную жизнь общества. Она становится источником вдохновения для всех людей, занимающихся творчеством: художников, поэтов, архитекторов, певцов, композиторов.

Очевидно, что роль природы в жизни человека и общества очень велика, но, к сожалению, не все люди осознают этот простой факт. Современный человек уже столкнулся с последствиями загрязнения природной среды, ощутил ее способность мстить за причиненный вред. Если общество не предпримет серьезных шагов по спасению природы, ему грозит смертельная опасность.

Воздействие человека на природу в прошлом и сегодня

В первобытную эпоху воздействие человека на природу было минимальным. Первобытным людям знакомо было лишь присваивающее хозяйство — занятия охотой и рыболовством, собирательство. Оружие охотников было примитивным, с большим трудом им удавалось загонять добычу, нередко люди сами становились добычей для диких животных. Даже при большом желании первобытные люди не могли истощить природных запасов воды, леса, влиять на состояние животного и растительного мира. Поэтому, в древности последствия человеческой деятельности в природе никак себя не проявляли.

Постепенно человечество развивалось, и люди освоили производящий тип хозяйства. На смену охоты пришло скотоводство, собирательство вытеснило земледелие. Для распашки земель требовались большие пространства, которые очищались путем вырубки и выжигания лесов. Но все же отрицательное воздействие человека на природу было относительно небольшим, пока не получила свое развитие наука и техника.

3

В 18 веке наступил переломный момент в жизни общества, началась индустриализация (переход к промышленному производству). Для развития промышленного производства обществу потребовались огромные природные ресурсы, началось преднамеренное воздействие человека на природу с целью ее покорения. В огромных масштабах вырубались леса, добывались полезные ископаемые. За последние 250 лет наука и техника достигли небывалого прогресса, но какой ценой он обходится окружающей среде?

Современные ученые выделили самые опасные формы воздействия человека на природу:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в воздух при промышленном производстве, работе двигателей внутреннего сгорания;
  2. Загрязнение пресных и соленых вод химическими веществами, топливом, промышленными отходами, мусором;
  3. Последствия крупнейших в мире техногенных катастроф (аварий, порожденных поломкой техники);
  4. Истощение запасов природных ресурсов;
  5. Захоронение ядерных отходов;
  6. Сбросы загрязняющих веществ в почву;
  7. Истребление представителей животного царства.

Последствия воздействия человека на природу приобрели глобальный характер, нанесен непоправимый ущерб окружающей среде.

Вторая природа

В попытке усовершенствовать окружающий мир, подстроить его под себя человечество создало вторую природу. Используя достижения науки и техники, человек окружил себя искусственной средой: фабриками и заводами, многоэтажными домами, автомобилями, поездами, самолетами. Все это — техногенный мир, который является результатом человеческой деятельности.

С одной стороны, современная техника значительно упрощает человеческую жизнь, делает ее более комфортной. Но с другой стороны, все промышленные технологии, наука в техногенном мире построены на уничтожении природы, превращают переработку природных ресурсов в прибыльный бизнес.

4

Человечество гордится появлением атомных электростанций, заводов по производству химической продукции, новых видов топлива. Но эти изобретения цивилизации таят в себе угрозу, так как могут привести к самым страшным техногенным катастрофам мира. К техногенным авариям относят:

  • Крушения водных транспортных средств, перевозящих ядовитые вещества, ядерное топливо, нефть. В результате потопления судна эти ядовитые массы, опасные для жизни морских и речных обитателей, оседают на дно, покрывают поверхность воды;
  • Взрывы на трубопроводах, приводящие к утечке токсичных веществ загрязняющих воздух;
  • Аварии на атомных электростанциях, приводящие к заражению радиацией окружающей среды;
  • Аварии на химических заводах.

Самые большие техногенные катастрофы мира – авария на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшая в 1986 году на территории СССР и авария на атомной станции Фукусиме, случившаяся в 2011 году в Японии. В результате этих страшных катастроф огромные пространства были заражены радиоактивными элементами, опасными для жизни и здоровья человека и животных. Чтобы защитить людей от последствий крупнейших техногенных катастроф в мире, были сформированы 30 и 40 километровые зоны отчуждения, из которых вывезли всех местных жителей и находившихся там людей.

Негативные последствия человеческой деятельности для природы

Последствия воздействия общества на природу ученые подразделяют на обратимые и необратимые. Обратимые последствия человеческой деятельности в природе – это те последствия, которые все еще можно предотвратить, повернуть разрушительный процесс вспять. К ним относят:

  • Исчезновение лесов, его можно предотвратить, если ввести строгие ограничения на вырубку леса, высаживать много новых деревьев взамен срубленных;
  • Возникновение стихийных мусорных свалок, загрязнение бытовым мусором почв можно ликвидировать постройкой достаточного количества предприятий по переработке мусора;
  • Уменьшение численности редких видов животных и растений.

Это интересно! В результате бесконтрольной охоты и безответственного поведения человека полностью исчезли такие виды животных как: стеллерова корова, дронт, кавказский зубр, фолклендская лисица, сумчатый волк тилацин, золотая лягушка.

Примеры необратимых последствий человеческой деятельности в природе:

  • Истощение запасов пресной воды;
  • Исчезновение некоторых видов животных, птиц и растений;
  • Глобальное потепление климата;
  • Возникновение озоновых дыр;
  • Истощение природных ресурсов (нефти, газа, каменного угля и прочих).

Последствия технологического воздействия человека на природу относят к глобальным проблемам человечества. Их возможно разрешить только при участии всего мира в природоочистительной деятельности.

5

Меры по защите и охране природы

Серьезно о необходимости защиты природы человечество задумалось всего 10-20 лет назад, когда ученые заговорили об экологическом кризисе [1] , необратимом разрушении биосферы. В попытках спасти естественную среду обитания человека экологи предложили список мер по охране природы. Главной задачей они считают создание новых видов техники, топлива, которые не загрязняют воздух, воду, почвы. Остальные рекомендации можно разделить по сферам человеческой деятельности:

  1. Меры защиты природы от промышленности: применение безотходных производственных технологий, использование очистительных сооружений, безопасная утилизация радиоактивных отходов.
  2. Меры защиты природы в сельском хозяйстве: запрет на выращивание генно-модифицированных продуктов, ограничение использования химических средств для борьбы с сорняками, восстановление плодородности почв.
  3. Меры по охране природы: чтобы защитить исчезающие виды растений и животных их нужно заносить в Красную книгу, создавать заповедники, национальные парки и другие охраняемые территории.

Меры защиты природы разработаны не для отдельного государства или народа, их необходимо принимать всему человечеству.

6

Международные организации по защите экологии

Спасением окружающей среды занимаются международные организации по защите природы. К ним относятся:

  • Всемирный союз охраны природы. Он был создан спустя три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году. Главная цель организации — сохранение различных животных и растений. Союз занимается подсчетом исчезающих и исчезнувших видов, их занесением в Красную [2] и Черную книгу [3] .
  • Всемирный фонд дикой природы. Был основан в 1961 году. Международная организация, созданная для защиты природы, учреждает природоохранительные проекты во всем мире. Организация проводит природоохранительные программы и в России, такие как Лесная, Морская программа, проекты по охране редких видов животных.
  • Гринпис — международная организация по защите экологии. Она была создана в 1971 году. Главными целями организации являются: предотвращение глобального потепления, неконтролируемого рыболовства и охоты, поиск новых экологически чистых источников энергии.
Читайте:  Красоты севера россии природа

Словарь

1. Экологический кризис — последствия безответственного отношения человека к окружающей среде, нанесение непоправимого ущербаприроде.

2. Красная книга – перечень находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

3. Черная книга — список видов животных, птиц полностью исчезнувших в лица земли.

Источник

ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа

P

Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.

Сначала дадим определение, что такое «природа»

Определение понятия «природа»

Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.

Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

  • Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
  • Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Сходства и различия природы и общества

  • являются системами
  • являются динамическими системами

Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.

Взаимодействие общества и природы

2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.

2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.

2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

1.На международном уровне

  1. ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
  2. ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
  3. Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.

  1. «Гринпис». Неправительственная организация.

Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.

  1. МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.

Источник

Природа является частью общества общество влияя на природу

 Ефимова Светлана Александровна

Диагностический тест по теме: «Человек и общество» в формате ГИА для учащихся 9 класса. 2 варианта с ответами.

Скачать:

Вложение Размер
obshchestvo_i_chelovek_diagnostika.docx 71.89 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Общество в узком смысле слова — это:

1) определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру

А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А3 . В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?

1) информационное 2) индустриальное

3) постиндустриальное 4) аграрное

А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:

1) биологические потребности 2) сознательные цели

3)физиологические особенности 4) природные задатки

А5 . В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?

1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс

А6 . Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:

1) политической 2) интеллектуальной

3) художественной 4) государственной

А8 . Что свойственно обществу индустриального типа?

1) механизация и автоматизация производства

2) преобладание сельского хозяйства в экономике

3) господство церкви и армии в политической сфере общества

4) сословная структура общества

А9 . Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?

А. НТР сокращает зависимость человека от техники.

Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?

А. Единство мира означает устранение различий между народами.

Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели

3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер

А12. К формам самопознания не относится (-ятся):

1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты

3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе

А13 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.

Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14 . Человек как один из людей:

1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность

А15. Верны ли суждения о социализации?

А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;

Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А16. Верны ли суждения о реформе?

А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:

1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство

А18. Верны ли суждения о конформизме?

А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19. Общей чертой общества и природы является:

1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы

3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры

А20 . Признаком общения не является:

1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, — деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.

1) носят официальный характер

2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп

4) складываются на основе частных взаимоотношений

В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) алкоголь, курение 1) биологические

Б) признание в обществе, общение 2) социальные

В) пища, одежда 3) духовные

Г) творчество, знания 4) ложные

Д) самореализация, самоутверждение

Запишите в таблицу выбранные цифры:

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 — В5.

Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.

2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.

3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.

4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.

5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.

В5 . Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Граждане страны Z. мало читают.

2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе

3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.

4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.

5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.

Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.

Первая группа. (…) Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)

Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)

Третья группа. Общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».

(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы /В.В Барабанов, АА. Дорская, В.Г. Зарубин и др. ; под ред. В. В. Барабанова СПб. 2001 . С. 134 – 135, 138)

С1 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы современности? Каковы основные причины их возникновения?

С3 . Почему, по мнению автора, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?

С4 . Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.

Источник